Здоровый образ жизни и физическая культура. Роль физкультуры в здоровом образе жизни человека

    Слайд 1

    1.Название работы: Физическая культура и здоровый образ жизни 2.ФИО, насел. пункт, должность: Заслуженный работник физической культуры Р Б Викулин Сергей Петрович учитель физической культуры школа № 21 «Байкальская перспектива» г.Улан-Удэ Республика Бурятия 3. Дидактическая направленность: информационная цель. Для демонстрации на педагогическом совете, семинаре учителей физической культуры и для показа на уроках в школе. 4.Формат документа: презентация. 5.Использованные технологии и программы: Интернет, собственные разработки. 6.Целевая аудитории выпускной работы: Для учителей Ф К и для учащихся школы. 7.Объем работы: 15слайдов в презентации, 1,39МБ. Аннотация сайт

    Слайд 2

    Физическая культура и здоровый образ жизни

    Слайд 3

    Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так,что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя докатастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. введение

    Слайд 4

    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни включает следующие элементы рациональный режим труда и отдыха искоренение вредных привычек оптимальный двигательный режим личная гигиена закаливание рациональное питание плодотворный труд

    Слайд 6

    Слайд 7

    Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека,являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплениюздоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым,тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо статьловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость кболезнетворным воздействиям. Основные качества физического развития человека

    Слайд 8

    Экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но исущественно повышают эффективность производственной деятельности. Способ достижения гармонии человека один – систематическое выполнение физических упражнений. Физические упражнения

    Слайд 9

    Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом,физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаютсяспортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Для чего нужно заниматься физическими упражнениями и спортом?

    Слайд 10

    Улучшение физической подготовленности

    Слайд 11

    Физические упражнения нагрузка ответная реакция ответная реакция Расход энергии Повышение подвижности нервных процессов Укрепление мышечной и костно-связочной систем Активизация деятельности Всех органов и систем таким образом Бывшие ранее недоступные результатывразныхвидах становятся нормой Достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко Приподнятое настроение и хороший сон Желание заниматься Увас хорошее настроение Улучшается физическая подготовленность

    Слайд 12

    При правильных и регулярныхзанятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года вгод, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

    Слайд 13

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь Твоё здоровье в твоих руках

    Слайд 14

    Если не бегаешь пока здоров, побежишь когда заболеешь З А П О М Н И

    Слайд 15

    Спасибо за внимание Берегите своё здоровье

Посмотреть все слайды

Введение

1. Здоровьечеловека как общественная ценность

2. Факторы,определяющие здоровье

3. Здоровыйобраз жизни и его составляющие

4. Критерииэффективности здорового образа жизни

Заключение

Списоклитературы


Введение

Здоровье человека является важнейшейценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, егонужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.

Здоровье зависит от множествафакторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ОЖ,на 20% - экологическими; на 20% - биологическими (наследственными) факторами ина 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все этопредопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек,ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя настрадания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.

Зарождение ЗОЖ напрямую связано стеми далекими временами древности, когда первобытный человек стал создаватьорудия труда, когда он начинал осознавать, что его жизненные успехи во многомпредопределяются его физическими способностями, его умением быстро настигатьдобычу, преодолевать разного рода естественные преграды, когда он сталпользоваться физическими упражнениями при подготовке к охоте на крупных иопасных зверей. Жизнь убедительно свидетельствует о том, что человек становитсячеловеком только в условиях общественной жизни, только в процессе воспитания иобучения, только в процессе созидательной трудовой деятельности.

В годы средневековья, в годы нового иновейшего времени проблемы формирования здорового молодого поколения получилисвое дальнейшее развитие. В высказываниях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К. Маркса, Ф. Энгельса, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, В.И. Ленина,А.С.Макаренко и многих других мыслителей и педагогов эти идеи получили своедальнейшее развитие и обоснование. В СССР (1978) по данным ЮНЕСКО быласформирована самая совершенная система обучения подрастающего поколения и самаясовершенная система профилактики заболеваний среди населения нашей страны.


1.Здоровье человека как общественная ценность

Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Привстречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго икрепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной исчастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решатьжизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то изначительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемоесамим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье - непременное условие счастья. Наука о здоровье имеет многоболее широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что внациональной Программе США «Healthy people» выделены три следующихподхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа(в порядке убывания важности): 1) health promotion - обеспечение здоровья; 2)health protection - защита здоровья; 3) preventive services - профилактическиеи медицинские службы.

Здоровье не может характеризоватьсяблагополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата еговзаимодействия со средой. Поэтому на первое место в понимании здоровьявыдвигается не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствиис внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы этизадачи стали выполнимыми.

Основой собственночеловеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье.Использование понятия духовного здоровья открывает эффективные возможностиоценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества суровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимостькак инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности,причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитыхгосударств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматриватьздравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать ииспользовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшимипредпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, чтовпервые совпадают ведущие ценности личности и общества. Именно с этих позицийотбирался и анализировался предлагаемый вам материал. Нам приятно заключить,что новая значимость здоровья, как цели и как критерия социально-экономическогоразвития, осознана, разрабатывается и реализуется медицинской общественностьюцелого ряда стран, и в первую очередь Всемирной Организацией Здравоохранения. Внашей стране, к сожалению, акцент поставлен на соотношение между клинической ипрофилактической медициной. Мы постарались показать необходимость и полезностьболее широкого взгляда на здоровье.

2.Факторы, определяющие здоровье

Ксожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой нормздорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почтинеизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственныхи бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечномитоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Слово«здоровье» первоначально означало «целостность». Психическиздоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего«я» - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную.Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь,чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям. Здоровье духовноеи психологическое - составные части индивидуального здоровья человека.

В общем понятии здоровьяимеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое. Духовноездоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям,ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласиис окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации ипрогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетомнеобходимости, возможности и желания. Психическое и духовное здоровье находятсяв гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Здоровый образ жизни –это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой икультурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной меререализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основныеположения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни:

– Соблюдение режимадня – труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;

– Двигательнаяактивность, включающая систематические занятия доступными видами спорта,оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированнойходьбой на воздухе;

– Умение сниматьнервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);

– Разумноеиспользование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;

– Рациональноепитание.

Существенным моментом здоровогообраза жизни является комплексное использование этих методов, включённых виндивидуальную программу. И это обеспечить физическое, социальное,эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье или, как говорят американцы:“Living with health”.

3.Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни – сводисторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правилжизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

Умел высокоэффективно и экономичнотрудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своейпрофессиональной, общественно-полезной деятельности;

Владел знаниями, умениями инавыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

Постоянно углублял своинравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал своифизические качества и способности;

Самостоятельно поддерживал иукреплял свое здоровье.

Добровольный отказ от вредныхпривычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖстудента.

ЗОЖ – отличительная черта человеческойцивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться итрудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхатьи восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать исовершенствовать свои физические качества и способности.


4.Критерии эффективности здорового образа жизни

ЗОЖ – категория социальная. И тогда,когда мы говорим о ЗОЖ, то конечно же подразумеваем, что речь идет ожизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). Ивместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество (человек)является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, чтозаконы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.

Все биологические системы человекаунаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основебиологических законов и закономерностей. Но так как человек – существо социальное,а социальная деятельность человека является определяющей в его жизни, то всебиологические системы человека были перенацелены в основном на то, чтобычеловек преуспевал в социальной жизни (созидал, творил, строил, преобразовывал,совершенствовал и т.д.), чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился итрудился, строил и созидал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.

Биологическая энергетика, проходячерез человеческое существо, через центральную нервную систему, через сознаниеи рукотворную деятельность, преобразуется в социальные творения. Биологическоепреобразуется человеком в социальное. Биологическая энергия – основной источниксотворения всей человеческой материальной и духовной культуры.

Лекции и семинары, практические илабораторные занятия, учебные и полевые практики, зачетные и экзаменационныесессии – основное время становлении я личности будущего специалиста высшейквалификации. Все виды учебной работы рассчитаны из 54-часовой учебнойнедельной нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия,самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует отстудентов не только основательной эрудиции и подготовленности, но и большойсосредоточенности, высокой работоспособности, хорошего, крепкого и стабильного здоровья,чрезвычайной нацеленности и прямого использования всех своих резервов инаработок, навыков и умений в области ЗОЖ на решение всех основных задач ипроблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации.

Являться на учебные занятияполностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам являться научебу в хорошей физической форме;

Быть активными на учебных занятиях.Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки») – враг ваших успехов;

Умело и активно использоватьперерывы между занятиями. Помните: движения являются лучшим источникомвосстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье исквернословие – тайные и явные враги вашего профессионального роста.

Основная направленность ЗОЖ в занятое(несвободное) время нацелена на восстановление и оздоровление студента послеучебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие в нем) домашнего иличного подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уходза лицами преклонного возраста, время и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз иобратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вотосновные составляющие внеучебного (занятого) времени.

Во внеучебное время жизнедеятельностьстудента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо виднопроявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей иразвивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

Занятое время студентов не должнобыть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы всежизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатыесроки, чтобы студент выкраивал для себя несколько часов свободного времени.

Самообразования, культурногопотребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма,товарищеских встреч и общения, активного отдыха и т.д.

Свободное время – времясамосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, какчеловек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

В последнее время резко меняетсяхарактер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает.Работники умственного труда (это касается и студентов) во время своей трудовойдеятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физическойнагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядкестолкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все этоозначает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут идалее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще иосновательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами иправилами ЗОЖ.


Заключение

Ранее мы уже отмечали, что ГоссоветРФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физическойкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди всех социальныхгрупп российского общества, в том числе и среди студентов.

Нам представляется, что решение этойпроблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

По линии более обоснованного, болееуточненного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса пофизической культуре среди студенчества. мы полностью разделяем утверждениеГоссовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта вформировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждоеучебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счетенаправлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

По линии самого широкогоразвертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно-спортивногодвижения;

По линии более широкого участиястудентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д. Мы абсолютно убежденыв том, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимыдруг от друга.

Физическая культура и спорт всегдарассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящеевремя, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис,когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость,проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

Нам необходимо весь тот огромныйпотенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благопроцветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средствафорсированного морального и физического оздоровления нации».


Списоклитературы

1. БерезинИ.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.

2. БруновтВ.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М, 2003. –312 с.

3. ВоробьевВ.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.

4. ЖеребцовА.В. – М, Физкультура и труд. - 2006. – 211 с.

5. ЗверевИ.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М, 2003. –С-Пб, 2004. – 114 с.

5. Коробков А.В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа,2005. – 212 с.

6. КоростелевН.П. От А до Я. – М, 2004. – 432 с.

7. Коц Я. М.Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 117 с.

8. КуценкоГ.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.

9. ЛенсгафтП.Ф. Избранные сочинения. - М.: «Педагогика», 2004. – 535 с.

10. ЛещинскийА.В. Берегите здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.

11. Минх А.А.Общая гигиена. - М, 2004. – 333 с.

12. Настольнаякнига учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: «Физкультура испорт», 2005. – 312 с.

13.Педагогика // под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М.: «Физкультура испорт», 2004. – 309 с.

14.Психология //Под ред. В. М. Мельникова. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. –127 с.

15. РумянцевГ.И., Воронцов М.П. Общая гигиена.- М, 2004. – 432 с.

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

Принципы физической культуры

Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;
  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О здоровом образе жизни

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

Базовые элементы

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
  • исключение вредных привычек;
  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
  • регулярное закаливание;
  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Питание

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;
  2. второй завтрак составляет 15%;
  3. обед образует 40%;
  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

Тренировки

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;
  • развитие выносливости и быстроты;
  • работа над улучшением ловкости;
  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О физической нагрузке

Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

Гигиена спорта

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
  2. В условиях пониженных температур:
    • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
    • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
    • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

Гимнастика

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

Базовые упражнения

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

Ходьба в течение минуты

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

Разминание мышц шеи

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

Разминание рук

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;
  • за область головы;
  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

Разминание предплечья

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

  • к левой нижней конечности;
  • вперед;
  • к правой нижней конечности.

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

Упражнение на пресс

Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

Приседания

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

Прыжки

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

Отжимания

Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

Итог

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

Физкультура и спорт - неотъемлемая часть жизни человека. Но как показывает время, с развитием научно-технического прогресса человечество становится физически менее активным.

Основную работу за человека делает «машина», «робот».

В настоящее время, как у пожилых, так и у молодых людей наблюдается недостаток двигательных и физических нагрузок, что приводит к замедлению обмена веществ и снижению активности клеток человеческого организма.

В результате - у людей слабая физическая выносливость и набор лишнего веса. Решить эти проблемы можно при помощи физкультуры и спорта. Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.

Физическая активные люди реже болеют и живут дольше. Упражнения не только укрепляют физическое здоровье, но и улучшают психическое состояние и вселяют чувство благополучия.Оставаться физически активным важно и для детей, и для взрослых, и для пожилых людей. Для этого не требуются интенсивные упражнения – вы можете найти способы поддержать здоровье в повседневной жизни, например, осуществляя оживленные прогулки. Если вы никогда не делали физических упражнений или не делали их определенное время – начать легко. Физическая активность – ключ к поддержанию здорового веса, что важно также и во время беременности. Однако не забудьте принять меры во избежание травм и помните, что питание и употребление достаточного количества жидкости также имеет большое значение. Употребление оптимального количества питательных веществ обеспечивает необходимой для упражнений энергией, а жидкость помогает предотвратить обезвоживание.

Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:

Упражнения могут уменьшить риск болезней сердца и инсультов. У людей, не поддерживающих физическую активность, этот риск умереть от инсульта и от ишемической болезни сердца увеличивается вдвое.

Но, если даже не выполнять упражнений, а просто осуществлять ежедневные прогулки, то можно значительно снизить риск этих заболеваний.

Упражнения могут также уменьшить кровяное давление. Гипертония – обычное явление, повышающее риск инсульта и сердечного приступа. В Украине гипертонией страдает около одной трети населения. Упражнения помогают снизить повышенное давление при гипертонии или предупредить развитие этого заболевания.

Упражнения помогают улучшить баланс холестерола. Существуют два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ). НПЛ иногда называют «плохим» холестеролом, а ВПЛ – «хорошим». Высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца. Но исследования показывают, что регулярные упражнения, например оживленная прогулка или бег связаны с более высоким уровнем высокоплотного холестерола.

У тех, кто не выполняет физических упражнений, чаще развиваются боли в пояснице. Восемь из десяти людей в своей жизни когда-нибудь испытывали боли в пояснице, но у людей, делающих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже. Если уже имеются боли в пояснице, упражнения могут их уменьшить.

Умеренная регулярная физическая активность, включая ходьбу, плавание и езду на велосипеде, хорошо помогает при остеоартрозе. Это наиболее распространенная форма артрита, которая в какой-то степени поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет. Упражнения также предупреждают и замедляют развитие этого заболевания.

Физическая активность улучшает минеральную плотность костей у детей и помогает поддерживать их крепость у подростков. Она также замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни. Это может помочь предупредить остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими и более склонными к переломам. Упражнения с высокой нагрузкой на кости, такие как бег и прыжки, увеличивают плотность костей у молодых людей. Но если у вас уже наблюдается остеопороз, большую нагрузку на кости давать не следует, лучше ограничиться ходьбой или плаваньем.

Регулярные занятия физкультурой и спортом, по результатам исследований врачей, повышают настроение и общую физическую активность человека, улучшают сопротивляемость к психологическим стрессам, нормализируют окислительно-восстановительные процессы, а также активизируют процессы кровообращения. Степень физической нагрузки при занятиях физкультурой и спортом должна соответствовать возможностям занимающегося, его возрасту и состоянию здоровья. Для интенсификации тренировок обычно прибегают к увеличению количества упражнений, возрастанию нагрузки и увеличению общего темпа тренировок, то есть к сокращению пауз между упражнениями.

Физические упражнения обычно заканчивают водными процедурами: обтиранием или душем. Ведите активный образ жизни и будьте здоровы.

План реферата:

Введение стр. 3

Раздел 1. Здоровый образ жизни. стр. 3

Раздел 1.1. Резервы организма. стр. 3

Раздел 1.2. Основные элементы здорового образа жизни. стр. 4

Раздел 1.3. Рациональное питание. стр. 4

Раздел 1.4. Закаливание стр. 5

Раздел 2. Физкультура и здоровье. стр. 6

Раздел 2.1. Физические упражнения. стр. 6

Раздел 2.2. Гигиена физических упражнений. стр. 7

Раздел 2.3. Гимнастика. стр. 7

Раздел 2.4. Утренняя гимнастика. стр. 9

Заключение. стр. 11

Список использованной литературы. стр. 12

Введение

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,
он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так,
что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,
гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до
катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье
- это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность
его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ
жизни, основанный на принципах нравственности, рационально
организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время,
защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий
до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое
здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03)
"здоровье - это состояние физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,
психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма,
обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека
(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно
характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и
памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые
являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья
человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,
овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,
противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически
здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает
нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой
человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд
общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Раздел 1. Здоровый образ жизни.

Раздел 1.1. Резервы организма.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья,
создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей
жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин
"количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9
литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут
произвольно в

Течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров
воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца:
количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что
в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической
работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью
различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в
организме, это максимальная производительность органов при сохранении
качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3. Психические резервы.

Раздел 1.2. Основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение
вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену,
закаливание, рациональное питание и т.п.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа
жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий
и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные
условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению
здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности
труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных
привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья
являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность
жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье
подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Раздел 1.3. Рациональное питание.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное
питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах,
нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если
организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы
получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития
человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более
трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна -
избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической
болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других
недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать
потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных
веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы,
поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.
Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к
заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы

Получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником
витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная
продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при
лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после
серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста
четырехразовый режим питания:

1 завтрак - 25% суточного рациона

II завтрак -15% суточного рациона

Обед -40% суточного рациона

Ужин -20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч
до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает
у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется
аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно
иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические
упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование
организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и
продлению жизни.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа
жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими
упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и
развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и
двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных
изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее
средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению
американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70
ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека,
являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.
Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению
здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым,
тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать
ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.
Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к
болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо
тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество -
выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового
образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против
многих болезней.

Раздел 1.4. Закаливание

В России закаливание издавна было массовым. Польза закаливания с раннего
возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное
научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до
обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное
закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы
ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных
температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного
применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет
индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции
на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и
должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ.
Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной
клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают
стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт
показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного
душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как
стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая
работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать
многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую
работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на
организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение,
нормализует обмен веществ.

Раздел 2. Физическая культура и здоровье.

Раздел 2.1. Физические упражнения.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение
физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что
регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим
труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и
существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако
не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы,
являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения,
специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы,
развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом,
физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются
спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки,
мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость
легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого
вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а
у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг.
Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему,
делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка
способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при
занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за
состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда,
занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны
сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного
напряжения, могут

Привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу
после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции
организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на
заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех
органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы,
повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и
костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая
подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое
состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее
недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся
нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься,
приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных
занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в
год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Раздел 2.2. Гигиена физических упражнений.

На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области
спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических
упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды,
в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и
разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению
здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных
достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не
изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в
целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит
не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в
мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении
обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В
тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и
сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями
стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и
уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает
гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на
открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный
эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия
проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие
показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная
ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода
совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность
к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний.
Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье
отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой
интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические
нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей,
метеорологических факторов.

Раздел 2.3. Гимнастика.

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних
легких плащах. Однажды один из победителей состязаний во время бега
потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той
поры все участники

Соревнований стали выходить на арену обнаженными. По-гречески
“обнаженный” - “гимнос”; отсюда появилось слово “гимнастика”, к которой
в древности относили все виды физических упражнений.

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных
физических упражнений и методических приемов, применяемых для
всестороннего физического развития, совершенствования двигательных
способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с
зарядки.

“Лучшего средства от хвори нет - делай зарядку до старости лет”, -
гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть
10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна.
Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к
активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает
заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не
только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена
производственная гимнастика. Перед началом работы в течение 7-10 мин
выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к
предстоящему труду (вводная гимнастика), а затем два раза (до и после
обеда) на предприятиях раздается звонок, останавливается производство и
начинается 5-7-минутная физкультурная пауза: рабочие и служащие
выполняют специально подобранные для каждой профессии гимнастические
упражнения. Давая отдых нервной системе, эти упражнения снимают
утомляемость и способствуют высокой работоспособности.

Судите по себе: когда, занимаясь домашними уроками, вам приходится долго
сидеть за столом, то со временем появляется желание потянуться (а такое
движение - гимнастика) или пройтись по комнате. Так и у рабочих со
временем возникает потребность изменить положение тела, “размять
косточки” и хотя бы минутку передохнуть. Для них физкультурная пауза -
большое подспорье, и рабочие многих профессий в течение смены выполняют
по 3-5 индивидуальных физкультминуток.

Совсем иное дело - профессионально-прикладная гимнастика: регулярные
занятия специально подобранными упражнениями предусматривают
преимущественно развитие тех групп мышц и двигательных. Навыков, которые
необходимы для более быстрого овладения трудовым мастерством в
определенных профессиях.

А во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет -
основная гимнастика. В ее программе - обучение прикладным двигательным
навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания, преодоление различных
препятствий, равновесия, переноска груза), а также несложным
гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике
относится и так называемая оздоровительная гимнастика (та, что
передается по телевидению), предназначенная для самостоятельных занятий
на досуге. Она необходима тем, кто не может почему-либо посещать занятия
группы здоровья.

В тренировку каждого спортсмена непременно включаются занятия
спортивно-вспомогательной гимнастикой, развивающей определенные
физические качества, необходимые для разных видов спорта.

Составной частью физической подготовки в Вооруженных Силах является
военно-прикладная гимнастика. Ее задача - всестороннее развитие
физических способностей к быстрым действиям в военной обстановке с
учетом специфики военных специальностей.

А кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся
мускулатурой, тот занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из
общеразвивающих упражнений с предметами - отягощениями (металлические
палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные
устройства и др.) и без предметов. Вместе с тем предусматриваются
занятия различными видами спорта, дающими разностороннюю физическую
подготовку.

Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность
поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения,
появившиеся в результате ранений, травм или болезней.

В следующем подразделе мы подробнее рассмотрим утреннюю гимнастику.

Раздел 2.4. Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна
и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому
работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система
человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной
активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в
организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и
функциональная активность различных органов постепенно повышается, но
процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на
работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и
на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет
беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от
работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в
активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа
внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность,
давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой -
получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие
необходимых человеку физических качеств. Для занятий утренней зарядкой
удобно пользоваться следующим комплексом упражнений:

Таблица 1

N Счёт Описание упражнения Дозировка Методические указания

1 В среднем темпе И.П.- О.С.

Ходьба (можно на месте) 1-1.5 мин. Дыхание ровное, спина прямая, голову
не наклонять

2 Медленно И.П. Ноги на ширене плеч, руки на поясе.

Круговые движения головы влево и вправо 5-влево 5-впаво Упражнение
выполняется плавно без рывков

3 Медленно

5 Потягивание.

И.П.- О.С.

Поднять руки в следующей последовательности:

За голову;

Одну руку вверх, другую в сторону затем наоборот;