Жизненная емкость легких. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Мундштук спирометра обработайте ватой, смоченной спиртом. Дайте ему высохнуть. Шкалу сухого спирометра установите на нуле.

После 2–3 обычных дыхательных движений сделайте максимальный вдох, зажмите нос и произведите равномерный максимально глубокий выдох в спирометр. Старайтесь держаться прямо, не сутулясь. Измерение повторите три раза, зафиксируйте максимальную величину ЖЕЛ.

5. Определите дыхательный объем (до) легких с помощью спирометра

Произведите легкий спокойный выдох в спирометр после обычного вдоха. Для точности результатов повторите измерения три раза и рассчитайте среднюю величину.

В покое ДО в среднем колеблется от 300 до 800 мл.

6. Определите резервный объем выдоха (рОвыд.) с помощью спирометра

После очередного спокойного выдоха произведите максимально глубокий выдох в спирометр. Определение повторите три раза и рассчитайте среднюю величину.

Средняя величина РОвыд. равна 1500 мл.

7. Рассчитайте резервный объем вдоха (РОвд.) по формуле :

Р о вд. = ЖЕЛ – (ДО + РОвыд.)

Средняя величина РОвд. равна 1500 – 2500 мл.

8. Рассчитайте по формулам должную емкость легких (ДЖЕЛ) студента (статиста) по формуле Людвига

ДЖЕЛ (жен.) = 40×Р + 10×В – 3800;

ДЖЕЛ (муж.) = 40×Р + 30×В – 4400

где: ДЖЕЛ – должная жизненная емкость легких, мл,

Р – рост, см,

В – вес тела, кг.

Для детей о 4 до 17 лет ДЖЕЛ вычисляют по формуле И. С. Ширяева и Б.А. Маркова (1973 год):

Для мальчиков:

ДЖЕЛ (в литрах) = 4,53хР – 3,9 (при росте до 1,64 м);

ДЖЕЛ (в литрах) = 10,00 хР – 3,15 (при росте выше 1,64).

Для девочек:

ДЖЕЛ (в литрах) =3,75хР – 3,15 (при росте от 1,00 до 1,75).

Р – рост.

9. Вычислите процентное соотношение фактической жел к джел по формуле:


В норме величина жизненного индекса (ЖИ) для женщин равна от 45 до 55 мл/кг, для мужчин – 55–60 мл/кг.

Чем выше показатель, тем лучше развита дыхательная функция грудной клетки. Более низкие показатели свидетельствуют либо о недостаточности ЖЕЛ, либо об избыточной массе тела.

ЗАДАЧИ

ТЕСТЫ

Вопрос 1. Систолическое давление – это…

    Давление крови на стенки сосудов во время систолы желудочков.

    Давление крови на стенки сосудов во время диастолы желудочков.

    Правильны оба варианта.

Вопрос 2. Оптимально-нормальное систолическое давление для взрослых…

    120 – 129 мм. рт. ст.

    130 – 139 мм. рт. ст.

    100 – 120 мм. рт. ст.

Вопрос 3. Артериальная гипертензия наблюдается при систолическом АД

    100 и менее мм. рт. ст.

    140 и более мм. рт. ст.

    130 – 139 мм. рт. ст.

Вопрос 4. Артериальный пульс – это…

    Колебания стенок сосудов во время систолы желудочков.

    Колебания стенок сосудов во время диастолы желудочков.

    Правильны оба варианта.

Вопрос 5. Продолжительность сердечного цикла – это…

    Время от одной систолы до другой ситолы.

    Продолжительность одной систолы.

    Продолжительность одной диастолы.

Вопрос 6. Минутный объем крови – это…

    Количество крови, выбрасываемое желудочками в покое.

    Количество крови, выбрасываемое желудочками при нагрузке.

Вопрос 7. Среднее значение МОК для взрослых…

    2500 – 3000 мл.

    4500 – 5000 мл.

    Более 6000 мл.

Вопрос 8. Систолический объем – это…

    Количество крови, выбрасываемое желудочками за 1 минуту.

    Количество крови, выбрасываемое желудочками за одно сокращение.

    Правильны оба варианта.

Вопрос 9. Пульсовое давление – это…

    Разность между систолическим и диастолическим давлениями.

    Разность между давлением крови в артериях и венах.

    Давление крови в артериях во время диастолы желудочков.

Вопрос 10. Диастолическое артериальное давление – это…

    Давление крови в артериях во время сокращения желудочков.

    Давление крови в артериях во время расслабления желудочков.

    Правильны оба варианта.

Вопрос 11. Жизненная емкость легких – это…

    Выдыхаемый максимальный объем воздуха после максимального вдоха.

    Выдыхаемый объем воздуха при спокойном дыхании.

    Выдыхаемый объем воздуха после спокойного выдоха.

Вопрос 12. Дыхательный объем – это…

    Объем воздуха в легких после максимального вдоха.

    Объем воздуха, перемещающийся при спокойном вдохе и выдохе.

    Выдыхаемый объем воздуха при максимальном выдохе.

Вопрос 13. Резервный объем вдоха – это…

    Объем воздуха, вдыхаемый сверх спокойного вдоха.

    Объем воздуха, выдыхаемый при максимальном выдохе.

    Объем воздуха, выдыхаемый при спокойном выдохе.

Вопрос 14. Частота дыхания – это…

    Количество дыхательных циклов за 1 час.

    Количество дыхательных циклов за 1 минуту.

    Правильны оба варианта.

Вопрос 15. Пульс у людей старше 18 лет равен в покое в номе…

    60 – 80 в мин.

    50 – 94 в мин.

    16 – 20 в мин.

Вопрос 16. ЧД в покое у взрослых в норме…

    20 – 30 в мин.

    16 – 20 в мин.

    60 – 80 в мин.

        Литература

    Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – С. 183–202.

ТЕМА 3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ

Примерные вопросы к занятию

Питание - важнейший фактор роста, развития и состояния здоровья человека.

Понятие об обмене веществ и энергии.

Особенности обмена веществ и энергии в разных возрастных группах.

Белки и белковый обмен.

Жировой обмен.

Углеводный обмен.

Водный и минеральный обмен.

Витамины.

Индустрия питания. Консерванты, пищевые добавки, ароматизаторы.

      1. Практическая работа № 1

        Определение основного обмена по таблицам

1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания лабораторных работ № 1, № 2 и № 3.

2. С помощью ростомера и медицинских весов определите рост и массу тела (можно использовать данные из предыдущих выполненных лабораторных работ).

3. С помощью таблиц Гарриса-Бенедикта (табл. 2 и 3) определите величину основного обмена. Для чего в части А найдите нужную массу тела со значением соответствующего ей числа килокалорий энергии. Затем в части Б найдите по горизонтали возраст и по вертикали рост, на пересечении графы возраста и роста найдите число соответствующих им килокалорий. Эти два числа суммируйте и получите среднестатистическое значение нормального основного обмена обследуемого данного возраста, пола, роста, массы тела.

Жизненная ёмкость лёгких I Жи́зненная ёмкость лёгких ()

максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине.

Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (). В норме ЖЕЛ составляет около 3 / 4 общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого может изменять глубину своего дыхания. При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300-500 мл воздуха (так называемый дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляет в среднем примерно по 1500 мл каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.

Определяют ЖЕЛ с помощью спирографии (Спирография). Величина ЖЕЛ в норме зависит пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма больного к выполнению физической нагрузки. Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (), которую вычисляют по различным эмпирическим формулам. Так, исходя из показателей роста обследуемого в метрах и его возраста в годах (В), ДЖЕЛ (в литрах) можно рассчитать по следующим формулам: для мужчин ДЖЕЛ = 5,2×рост - 0,029×В - 3,2; для женщин ДЖЕЛ = 4,9×рост - 0,019×В - 3,76; для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1 до 1,75 м ДЖЕЛ = 3,75×рост - 3,15; для мальчиков того же возраста при росте до 1,65 м ДЖЕЛ = 4,53×рост - 3,9, а при росте свыше 1,65 м -ДЖЕЛ = 10×рост - 12,85.

Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ.

Снижение жизненной емкости легких чаще всего наблюдается при болезнях органов дыхания и патологических изменениях объема грудной полости; во многих случаях оно является одним из важных патогенетических механизмов развития дыхательной недостаточности (Дыхательная недостаточность). Предполагать снижение ЖЕЛ следует во всех случаях, когда выполнение больным умеренной физической нагрузки сопровождается значительным учащением дыхания, особенно если при осмотре выявлено снижение амплитуды дыхательных колебаний стенок грудной клетки, а по данным перкуссии грудной клетки установлено ограничение дыхательных экскурсий диафрагмы или (и) ее высокое стояние. Как определенных форм патологии снижение ЖЕЛ в зависимости от его природы имеет различную диагностическую ценность. Практически важно различать снижение ЖЕЛ за счет возрастания остаточного объема легких (перераспределение объемов в структуре ОЕЛ) и снижение ЖЕЛ вследствие уменьшения ОЕЛ.

За счет увеличения остаточного объема легких ЖЕЛ снижается при бронхиальной обструкции с формированием острого вздутия легких (см. Бронхиальная астма) или эмфиземы легких (Эмфизема лёгких). Для диагностики этих патологических состояний снижение ЖЕЛ не является высокозначимым симптомом, но оно играет существенную роль в патогенезе развивающейся при них дыхательной недостаточности. При этом механизме снижения ЖЕЛ общая воздушность легких и ОЕЛ, как правило, не уменьшены и даже могут быть увеличены, что подтверждается прямым измерением ОЕЛ с помощью специальных методов, а также определяемыми перкуторно низким стоянием диафрагмы и повышением перкуторного тона легкими (вплоть до «коробочного» звука), расширением и повышением прозрачности легочных полей по данным рентгенологического исследования. Одновременное увеличение остаточного объема и снижение ЖЕЛ значительно уменьшают отношение ЖЕЛ к объему вентилируемого пространства в легких, что приводит к вентиляционной дыхательной недостаточности. Компенсировать снижение ЖЕЛ в этих случаях могло бы учащение дыхания, но при бронхиальной обструкции возможность такой компенсации резко ограничена из-за вынужденного удлиненного выдоха, поэтому при высокой степени обструкции снижение ЖЕЛ приводит, как правило, к выраженной гиповентиляции легочных альвеол и развитию гипоксемии. Снижение ЖЕЛ вследствие острого вздутия легких имеет обратимый .

Причинами снижения ЖЕЛ вследствие уменьшения ОЕЛ могут быть либо уменьшение емкости плевральной полости (торакодиафрагмальная ), либо убыль функционирующей паренхимы легких и патологическая ригидность легочной ткани, что формулирует ограничительный, или рестриктивный, дыхательной недостаточности. В основе ее развития лежит уменьшение площади диффузии газов в легких в связи со снижением числа функционирующих альвеол. последних существенно не нарушается, т.к. отношение ЖЕЛ к объему вентилируемого пространства в этих случаях не снижается, а чаще возрастает (за счет одновременного снижения остаточного объема); учащение дыхания сопровождается гипервентиляцией альвеол с признаками гипокапнии (см. Газообмен). Из торакодиафрагмальной патологии снижение ЖЕЛ и ОЕЛ чаще всего обусловливают высокое стояние диафрагмы, например при Асцит е, ожирении (см. Пиквикский синдром), массивный плевральный (при Гидроторакс е, Плеврите, мезотелиоме плевры (Плевра)) и обширные плевральные сращения, Пневмоторакс , выраженный . Круг болезней легких, сопровождающихся рестриктивной дыхательной недостаточностью, невелик и включает в основном тяжелые формы патологии: фиброзы легких при бериллиозе, Саркоидоз е, синдроме Хаммена - Рича (см. Альвеолиты), диффузных заболеваниях соединительной ткани (Диффузные заболевания соединительной ткани), резко выраженный очагово-диффузный пневмоосклероз (Пневмосклероз), отсутствие легкого (после пульмонэктомии) или его части (после резекции легкого).

Уменьшение ОЕЛ - основной и наиболее достоверный функционально-диагностический симптом легочной рестрикции. Однако до измерения ОЕЛ, требующего специальной аппаратуры, редко используемой в поликлиниках и районных стационарах, основным показателем рестриктивных нарушений дыхания является снижение ЖЕЛ как отражение уменьшения ОЕЛ. О последнем следует думать, когда снижение ЖЕЛ выявляется при отсутствии выраженных нарушений бронхиальной проходимости, а также в случаях, когда оно сочетается с признаками уменьшения общей воздушной емкости легких (по данным перкуссии и рентгенологического исследования) и высоким стоянием нижних границ легких. облегчается при наличии у больного характерной для рестрикции инспираторной одышки с коротким затрудненным вдохом и быстрым выдохом при повышенной частоте дыхания.

У больных со сниженной ЖЕЛ через определенные промежутки времени целесообразно повторять ее измерения с целью наблюдения за динамикой дыхательных функций и оценки проводимого лечения.

II Жи́зненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ)

показатель внешнего дыхания, представляющий собой объем воздуха, выходящего из дыхательных путей при максимальном выдохе, произведенном после максимального вдоха.

Жи́зненная ёмкость лёгких до́лжная (ДЖЕЛ) - расчетный показатель для оценки фактической Ж. ё. л., определяемый по данным о возрасте и росте обследуемого с помощью специальных формул.

Жи́зненная ёмкость лёгких форси́рованная () - Ж. ё. л., определяемая при максимально быстром выдохе; в норме составляет 90-92% Ж. ё. л., определенной обычным способом.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Жизненная ёмкость лёгких" в других словарях:

    Максимальный объём воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха (у мужчин 3,5 4,5 литра, у женщин в среднем на 25% меньше); под влиянием тренировки увеличивается до 6 7 литров. * * * ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ,… … Энциклопедический словарь Психомоторика: cловарь-справочник

    Жизненная ёмкость - лёгких (ЖЕЛ) – показатель внешнего дыхания; объём воздуха, выходящий из дыхательных путей при максимальном выдохе, произведенный после максимального вдоха; включает дыхательный, резервный и дополнительный объёмы; ЖЕЛ равна, л: у собак 1,5 3,0,… … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

    Объем форсированного выдоха после максимально глубокого вдоха, определяемый с целью диагностики нарушений трахеобронхиальной проходимости. По мере спадения легких и бронхов в процессе выдоха положительная разница между внутригрудным и атмосферным … Медицинская энциклопедия

    I Эмфизема лёгких патологическое состояние легочной ткани, характеризующееся повышенным содержанием в ней воздуха. Различают везикулярную (истинную) и прочие формы Э. л. (интерстициальную; викарную, старческую, врожденную локализованную Э. л.,… … Медицинская энциклопедия

    ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЁГКИХ ХРОНИЧЕСКИЕ ОБСТРУКТИВНЫЕ - мед. Хронические обструктивные заболевания лёгких (ХОЗЛ) хроническая патология с прогрессирующей обструкцией дыхательных путей и развитием лёгочной гипертёнзии. Термин объединяет хронический обструктивный бронхит и эмфизему. Хронический бронхитСправочник по болезням

    ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких … Словарь сокращений русского языка

    I Легкие (pulmones) парный орган, расположенный в грудной полости, осуществляющий газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью. Основной функцией Л. является дыхательная (см. Дыхание). Необходимыми компонентами для ее реализации служат вентиляция… … Медицинская энциклопедия

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) - это максимальное количество воздуха, которое может быть забрано в легкие после максимального выдоха.

Взрослый здоровый человек при спокойном вдохе и выдохе вдыхает и выдыхает около 500 см 3 воздуха. Это так называемый дыхательный воздух. Однако после спокойного вдоха можно дополнительно вдохнуть некоторое количество воздуха, так называемого дополнительного, его объем около 1500 см 3 . После спокойного выдоха можно дополнительно выдохнуть еще около 1500 см 3 воздуха. Это так называемый резервный воздух.

Таким образом, жизненная ёмкость лёгких представляет собой сумму дополнительного, дыхательного и резервного объемов и равна около 3500 см 3 .

Даже после самого глубокого выдоха в легких остается еще около 800- 1700 см 3 воздуха, так называемый остаточный воздух.

Остаточный и резервный воздух постоянно заполняют альвеолы легких при спокойном дыхании. Это так называемый альвеолярный воздух. Объем его равен 2500-3500 см 3 . Именно альвеолярный воздух участвует в непрерывном газообмене между легкими и кровью, составляя как бы внутреннюю газовую среду организма (см. , Дыхание).

Сумма дополнительного и дыхательного объемов определяет инспираторную мощность легких, сумма дыхательного и резервного объемов характеризует их экспираторную мощность.

Жизненная емкость легких, их инспираторная и экспираторная мощность прежде всего зависят от , тренированности и телосложения. Они в значительной степени изменяются при заболевании легких и . Специальная тренировка быстро приводит к увеличению ЖЕЛ. Таким образом, определение жизненной ёмкости лёгких является одним из наиболее важных методов диспансерного и клинического исследования людей.

Определение жизненной ёмкости лёгких - см. .

Жизненная емкость легких у детей - величина более лабильная, чем у взрослых. У детей раннего возраста она зависит от ряда факторов: возраста, пола, роста, окружности груди, подвижности диафрагмы и грудной клетки, состояния здоровья, степени тренированности и др.

Снижение жизненной ёмкости лёгких у детей возникает при некоторых патологических состояниях легких (фиброзы любой этиологии, ателектазы, диффузный бронхит, бронхиолоспазм, состояние после ), ( , плевральные наложения, гемо-, пио- и ), грудной клетки (выраженные деформации, состояние после ).

Диагностическое значение приобретает снижение жизненной ёмкости лёгких ниже 80% должной ее величины. Должная величина жизненной ёмкости лёгких равна должной величине основного обмена, умноженной на К (коэффициент корреляции, найденный эмпирическим путем). Должная величина основного обмена определяется показателями веса, роста, пола и возраста по таблицам. К для детей 4 лет - 1,4; 5-6 лет - 1,5; 7-9 лет - 1,65; 10-13 лет - 1,75; 14-15 лет - 2,0. К для взрослых равен 2,3.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ у здоровых лиц варьирует в зависимости от положения тела, возраста, пола, типа сложения и физической тренированности. Иногда показатели улучшаются при повторных исследованиях. Уменьшение более чем на 20% должной величины при повторных исследованиях может считаться патологией. Так, много заболеваний могут снизить жизненную емкость, что этот тест не может применяться изолированно в специфической диагностике. Более того, снижение ЖЕЛ вообще может не означать наличия легочной патологии. ЖЕЛ уменьшается, когда имеются:

1) редукция функционирующей легочной ткани в связи с резекцией легких, опухолью, пневмонией, коллапсом, отеком, фиброзом;
2) ограничение расправления нормального легкого в связи с болью, деформацией грудной клетки, нервно-мышечными заболеваниями, асцитом, пневмотораксом, уплотнением плевры или экссудатом, поздними стадиями беременности.

Повторные определения ЖЕЛ могут помочь в оценке течения болезни с проявлениями рестриктивных и вентиляторных нарушений. Эти нарушения связаны с факторами, влияющими на легочные объемы, как фиброз плевры, либо уменьшающими способность грудной клетки или легких к расправлению, как анкилозирующий спондилит, диффузный интерстициальный легочный фиброз.

В состоянии покоя человек вдыхает и выдыхает в среднем около 500 мл воздуха, что составляет дыхательный объем . Сверх этого он может вдохнуть примерно 1000-3000 мл воздуха, который называют объемом дополнительного вдоха .

После спокойного выдоха человек может выдохнуть еще около 1000 мл. Это называют резервным воздухом или объемом дополнительного выдоха .

В сумме дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких . В целом это объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха.

Показатели жизненной емкости легких в норме колеблются от 3500 мл до 4800 мл у мужчин и от 3000 мл до 3500 мл у женщин. У физически тренированных лиц она достигает в среднем 6000-7000 мл. Показатели жизненной емкости легких свидетельствуют об уровне физического развития, состояния здоровья. Если они меньше, чем приведены здесь, то это признак недостаточного физического развития или следствие болезни.

Измерение жизненной емкости легких производят с помощью прибора - спирометра.

После максимального выдоха в легких остается около 1000-1500 мл воздуха, который называют остаточным объемом . Благодаря ему легкие полностью не сжимаются и находятся в расправленном виде. Однако при нарушении целостности грудной стенки легочная ткань спадается, что сопровождается уменьшением остаточного объема воздуха.

Воздух гортани, трахеи, бронхов и бронхиол заполняет так называемое мертвое, или вредное, пространство. Его объем равен примерно 140 мл, За счет него при вдохе воздух альвеол обновляется не полностью, а только его часть.

Гуморальная и нервная регуляции дыхания

Дыхание регулируется нервной и гуморальной системами. Центральный регулятор - дыхательный центр - расположен в нескольких отделах нервной системы, в том числе и в продолговатом мозге. Он координирует ритмическую деятельность дыхательных мышц (сокращения и расслабления), вызывая поочередно вдох и выдох. При нарушении дыхательного центра происходит расстройство дыхательных движений.

Автоматия дыхательного центра обусловливается нервными импульсами, поступающими из нервных окончаний легких, сосудов, мышц, а также приходящими из вышележащих отделов центральной нервной системы, в том числе и коры большого мозга. Поэтому можно произвольно управлять дыхательными движениями.

Гуморальная химическая регуляция дыхания осуществляется, главным образом, количеством углекислого газа и кислых продуктов обмена в крови. Чем больше их накапливается в организме, тем чаще становится дыхание. Организм словно бы стремится побыстрее избавиться от углекислоты. Она сама выступает в качестве активатора нервных окончаний сосудов и нервных регуляторов в мозге.

Обычно ритм дыхательных движений поддерживается импульсами, поступающими в нервную систему (продолговатый мозг) из нервных окончаний легких и дыхательных мышц. Во время вдоха возбуждаются нервные центры, тормозящие выдох. При активном выдохе возникают импульсы, тормозящие вдох. Раздражение нервных окончаний во время вдоха обусловливает выдох. Этим поддерживается ритмичная смена дыхательных движений, автоматизм, рефлекторный характер акта дыхания.

Гигиена дыхания

Как уже упоминалось в , слизистая оболочка дыхательных путей покрыта, за небольшим исключением, мерцательным эпителием с многочисленными ресничками. Попавшие на них с воздухом частицы пыли, микроорганизмы выталкиваются в верхние отделы дыхательных путей, откуда человек удаляет их с мокротой при отхаркивании.

К сожалению, при длительных воздействиях вредных факторов среды (физических, химических, биологических) функции мерцательного эпителия, а также слизистых желез, увлажняющих стенки дыхательных путей, нарушаются. Затрудняется отток мокроты из них, что нарушает дыхание и способствует развитию заболеваний дыхательных органов.

Функция мерцательного эпителия нарушена у курильщиков, у лиц, употребляющих алкогольные напитки. В целях поддержания здоровья дыхательной системы нужно оберегать ее от попадания вредных факторов в виде химических веществ (никотин табака тоже активное химическое вещество), пыли, бактерий, очень горячего или холодного воздуха.

Нужно бережно относиться к речевому аппарату - гортани, не искажать голос. При переутомлении голосового аппарата надо уменьшать нагрузку на него. В нерабочее время необходимо дать голосу полный отдых, говорить без напряжения.

Для поддержания дыхательной системы в нормальном состоянии имеют значение правильная организация быта, закаливание, соблюдение режима труда, отдыха, питания. Особо благоприятно сказываются физический труд, занятия физической культурой, спортом. Нужно учиться правильно дышать. Для этого следует применять комплексы физических упражнений, развивающих дыхание.

В нашей стране уделяется много внимания охране воздушной среды, от которой во многом зависит состояние дыхательной системы. Этот вопрос нашел отражение в Законе об охране атмосферного воздуха. Применяемые меры по благоустройству населенных пунктов, улучшению условий труда способствуют сохранению здоровья людей.

Тема 3: Функциональная активность дыхательной системы

Вопросы к занятию:

1. Значение дыхания. Основные процессы дыхания.

2. Строение и функции органов дыхания. Возрастные особенности.

3. Дыхательные движения. Особенности дыхания детей разного возраста.

4. Алкоголь, табак и наркотики. Их влияние на дыхание.

5. Гигиенические требования к микроклимату учебных помещений. Естественная и искусственная вентиляция.

Работа 1. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Оборудование: спиротест, спирт, вата.

Ход работы: Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и объема первого секундного форсированного выдоха (ОФВ1) осуществляется с помощью устройства – спиротест УСПЦ-01 ("МИТК-М", Россия).

Испытуемый предварительно выполняет 2-3 свободных пробных вдоха и выдоха, затем производит максимально глубокий вдох, зажимает нос большим и указательным пальцами и, взяв мундштук в рот, производит полный выдох в прибор с максимально возможной скоростью (мундштук предварительно дезинфицируют ватой, смоченной спиртом). Продолжительность выдоха должна быть более одной секунды. Процедуру повторяют трижды с интервалом полминуты. Сравнить результаты первого и последнего замеров и сделать вывод о функциональном состоянии дыхательной системы.

У здоровых людей ЖЕЛ при повторных замерах не изменяется, либо увеличивается. Уменьшение величины ЖЕЛ от первого определения к последнему говорит о пониженной функциональной способности легких.

Определите должную ЖЕЛ по формуле из табл.1.

Таблица 1

Возраст, г Пол Формула для расчета(рост-см, возраст-в годах)
>16 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 3,60
>16 ж ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 2,68
8-12 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,60
13-16 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,20
8-16 ж ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 3,70

Оценка результата: Сравните максимальный результат ЖЕЛ с его расчетным значением ЖЕЛ для данного возраста, роста и пола. Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным (см. приложение 2, табл. 3).

Сделайте вывод _____________________________________________________________

Работа 2. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха .

Оборудование: секундомер.

Ход работы: 1 . Задержка дыхания на вдохе: в положении сидя после обычного (глубокого, но не максимального) вдоха задержать дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания (до непроизвольного его восстановления) фиксировать по секундомеру.



Результат считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 30-60 с.

2. Задержка дыхания на выдохе: сделать не очень глубокий выдох, задержать дыхание, включить секундомер. После непроизвольного восстановления дыхания выключить секундомер, записать результат.

Результат считается удовлетворительным, если он не ниже 20 с.

Вывод _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Работа 3. Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки .

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

1. В положении стоя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном вдохе и включить секундомер. В момент вос­становления дыхания выключить секундомер и записать резуль­тат (А - задержка дыхания на вдохе в покое, в сек .).

2. Отдохнуть 5 минут. Встать и сделать 20 приседаний в среднем темпе (1 приседание за 1,5 секунды). Быстро сесть на стул, задержать дыхание на вдохе и включить секундомер. Записать результат измерений (В – задержка дыхания после 20 приседаний ).

3. Отдохнуть 1 минуту, после чего снова задержать дыхание на вдохе и записать результат (С – задержка дыхания после отдыха) .

4. Сравнить свои показатели с нормативными, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Вывод ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________