Понятие жизни в философии. Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий
С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.
Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.
В философии
В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:
- Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.
- Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
- Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.
На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.
Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.
В психологии
Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:
- Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
- Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.
Формы
Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни – будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.
Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.
Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .
Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.
Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.
Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.
Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий
В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.
Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.
Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.
Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.
В последние годы концепция “образа жизни”, “качества жизни”, разработанная ВОЗ в 80-х годах, приобретает все большее значение в ряде направлений медико-социальных и медико-санитарных исследований в пожилом и старческом возрасте. Доказано, что преобладающее большинство случаев преждевременного старения и смерти является следствием неправильного образа жизни (вредные привычки, несбалансированное питание, алкоголизм, курение, наркомания, экологическое неблагополучие и т.д.). В стратегиях ВОЗ, направленных на достижение здоровья для всех к 2000 году, образ жизни людей рассматривается как область первоочередного внимания, требующая применения уже накопленных знаний и всего объема новой информации.
Понятие “образ жизни” - это широкая категория, включающая индивидуальные формы поведения, активность и реализацию всех возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу. Под образом жизни понимается также количество и качество потребностей человека, человеческие отношения, эмоции и субъективное их выражение.
При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна, она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и как совокупность конкретных подходов каждого человека к использованию ресурсов и возможностей, предоставляемых ему социальными условиями, традициями, образованием, рыночными отношениями. Важными оказываются и мотивации потребностей, принятые в обществе ценности, которые составляют основу поведения.
По мнению Н.Н. Сачук, концепция образа жизни, имея в виду ее применение в социально-медицинских исследованиях, - это установившаяся система форм и видов деятельности, повседневного поведения и взаимоотношений людей при определенных условиях внешней среды, связанных со здоровьем. Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых и старых людей. Образ жизни, как и состояние здоровья, является одной из важных предпосылок долгожительства.
Проблема заключается в понимании всего процесса развития человека с раннего детства и до глубокой старости, усвоения его неотвратимости, а также в понимании того, каким образом можно оптимально использовать силы организма как в период молодости и зрелости, когда человек достигает вершины индивидуальных возможностей, так и тогда, когда силы с годами неизбежно уменьшаются. При этом следует привлечь внимание к двум моментам. Первый из них - это роль образа жизни в детстве и в молодости для сохранения дееспособности в пожилом и старческом возрасте. Биологический “облик” старого человека в значительной степени определяется периодами его детства, молодости и зрелости. Вторым моментом является необходимость осознать и усвоить себе, насколько утрата адаптационных возможностей является неизменным атрибутом основных процессов старения организма и насколько влияет на это образ жизни стареющего человека.
Старение и функции организма человека свидетельствуют о том, что филогенетически он приспособлен к деятельности, а не к покою. Это прежде всего обусловлено всей судьбой человеческого вида, его прошлым, когда способность совершать физические усилия была условием выживания. От физической силы, активности, подвижности, быстроты реакции зависели добыча пищи и возможность спастись от более сильного противника, избежать и устранить отрицательное воздействие окружающей среды. Выживали те индивиды, которые обладали более совершенной способностью к физическим усилиям, более совершенными механизмами физиологической адаптации к физическим нагрузкам, чем другие, которые становились добычей зверей, погибали от голода и холода и т.п.
Общеизвестно, что одни люди сохраняют до глубокой старости физическую активность, бодрость духа, внешнюю моложавость, веселый нрав и оптимизм. Другие же “грузнеют”, мрачны, бездеятельны, недовольны собой и окружающим, очень скоро становятся обездвиженными, прикованными к ограниченному пространству, который в конце концов исчерпывается кроватью. Изучая анамнез жизни, образ жизни в предшествующие годы, почти все исследователи убеждаются, что подобные различия между этими двумя основными группами старых людей существовали и ранее; в старости же эти различия стали более явственными и до какой-то степени карикатурными.
Закономерно и естественно, что в пожилом и особенно в старческом возрасте у человека возникает склонность к ограничению двигательной активности, к пренебрежению диетой, к пассивности в отношении многих психогенных стрессов вместо активного им сопротивления. Конечно, такая склонность зависит от личностных особенностей человека, одни находят в себе желание преодолеть эту пассивность, видоизменить или даже полностью заменить жизненные ценности, находя положительные стороны в новом жизненном статусе. Другие же проявляют все меньшее желание использовать те силы, которыми они еще располагают. Это ведет к тому, что со временем выносливость, четкость функционирования неиспользуемых физиологических механизмов уменьшаются. Появляется “заколдованный круг”: двигательная и нервно-психическая пассивность ускоряют процесс постепенной утраты адаптационных возможностей, приближают старость, а с ней все старческие недуги. Возникает сакраментальный вопрос, в какой же степени темп снижения эффективности приспособительных механизмов организма является результатом генетически обусловленных процессов старения и в какой мере на этот процесс влияет образ жизни?
Парадоксально, но факт, что на темп старения, т.е. на скорость снижения адаптационных возможностей организма, активный образ жизни не оказывает непосредственного значения, но физические возможности людей, ведущих пассивный, малоподвижный образ жизни, много меньше, чем у их ровесников, активных и деятельных. Этот парадокс объясняется прежде всего тем, что у двигательно активных людей процесс старения начинается после 25-30 лет с более высокого уровня и поэтому такой человек в возрасте, например, 60 лет в плане своих физических возможностей, выносливости сохраняется даже лучше, чем человек младше на 10-20 лет, но ведущий сидячий образ жизни.
Механизм влияния двигательной активности на организм является многоплановым и весьма сложным. Повышенная двигательная активность в целом увеличивает максимальные физические возможности человека и уменьшает физиологические нагрузки на организм при любой работе, которая не превышает максимальных возможностей. Таким образом, двигательная активность вызывает в организме изменения, которые противоположны изменениям, наступающим в результате старения.
Под влиянием систематической двигательной активности увеличивается максимальная вентиляция легких, дыхание при небольших физических нагрузках становится более экономным, исчезает одышка, возрастает максимальный минутный объем сердца благодаря увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем с каждым сокращением. Ускорение деятельности сердца и подъем артериального давления при небольших физических нагрузках становятся меньше, снижается также потребность в кислороде со стороны сердечной мышцы. Возрастает объем крови в организме, происходят изменения функций желез внутренней секреции, увеличиваются запасы энергетических материалов, нарастает сила и выносливость мышц. Мышцы приобретают способность более эффективно использовать кислород в процессе обмена веществ.
Достаточная двигательная активность является наиболее эффективным способом отсрочки старения и уменьшения с возрастом физических возможностей организма, а также связанного с этим снижения трудоспособности и других форм жизненной активности.
Старость приближается к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и через психическое ослабление интересов. Доказана взаимозависимость этих процессов, проявляющаяся в психофизическом ослаблении активности человека, при этом снижение психической деятельности влияет на организм как бы упреждающе. По мнению некоторых геронтопсихологов, психическое умирание ускоряет физиологическое, поэтому люди, которым удается долго сохранить психическую активность, продлевают свои зрелые годы в годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость. Каждый человек сам выбирает и вырабатывает для себя свой собственный способ старения.
Одной из самых основных задач медицинского обслуживания пожилых и старых людей, помимо лечения конкретных заболеваний медицинскими средствами, является помощь человеку избежать беспомощности и поддержание способности функционирования в целях обеспечения личных потребностей, а также в семье и обществе. Это и есть “качество жизни”, которое тесно связано с общим благосостоянием пожилого и старого человека и являет собой совокупность внутренних и внешних факторов. Одним из косвенных показателей благополучия является число жалоб на психосоматические и органические расстройства, предъявляемые старыми людьми.
При определении ценности здоровья и ответственности за него, т.е. конкретной заботы о собственном здоровье, оказалось, что у очень старых людей обнаруживается самая низкая мотивация заботы о своем собственном здоровье и практически отсутствуют навыки к правильному образу жизни. Как правило, старые люди усилия самого человека в необходимости заботы о здоровье ставят лишь на 4-е место. По их мнению, определяющими здоровье человека являются условия бытовой жизни. Только 33% старых людей стараются получить информацию о проблемах здоровья в их возрасте, причем активность в этом проявляют в основном пожилые женщины. Заслуживает внимание тот факт, что у преобладающего большинства старых людей отмечается очень низкая удовлетворенность своим самочувствием. Проведенные исследования показывают, что между самооценкой собственного здоровья, числом имеющихся хронических заболеваний и уровнем функциональных способностей имеются широкие различия, которые зависят от изучаемой группы населения. Нередко пожилые люди оценивают свое здоровье как хорошее, в то время как объективная оценка обнаруживает низкие функциональные возможности, и наоборот. При обслуживании пожилых и старых людей в первую очередь необходимо обращать внимание на число посещений ими своего участкового врача. Число старых людей, не способных посетить врача и медицинское учреждение, указывает на степень их зависимости от посторонней помощи, свидетельствует о том, что они не получают дома достаточной медицинской помощи.
В последние годы в нашей стране констатируется все более увеличивающаяся низкая медицинская активность среди пожилых и старых людей. Основная причина этому- ухудшение медицинской помощи, внедрение платы за медицинские услуги. Высокий уровень заболеваемости пожилых и старых людей и низкая обращаемость их в медицинские учреждения характерны для многих регионов. В.В. Егоров и П.П. Дорогов среди причин редкого обращения за помощью в поликлинику называют переход на самолечение (41,4%) из-за отсутствия материальной возможности получать или приобретать необходимые лекарства. Эти авторы отмечают на основании проведенного ими исследования, что появились негативные факторы, влияющие на качество медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста. Ухудшение условий, социального положения, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, объективные трудности здравоохранения приводят к нарастанию числа случаев неблагоприятного социально-психологического вида старения, к снижению медицинской активности населения старших возрастов, к широкому распространению самолечения. Авторы высказывают предположение, что следует ожидать увеличения декомпренсированных хронических больных пожилого и старческого возраста, нуждающихся в обслуживании на дому, в потребности в госпитализации. Г.П. Сквирская подчеркивает, что в настоящее время актуальным становится создание медико-социальных центров, социальных центров обслуживания на дому, центров общения и центров реабилитации инвалидов, гериатрических отделений в многопрофильных больницах, научно-практических центров по гериатрии, подготовка кадров в области гериатрии и социальной геронтологии. И.А. Гехт с соавторами обращает внимание на то, что реорганизация системы медицинской помощи населению должна обязательно учитывать складывающуюся демографическую ситуацию, которая однозначно свидетельствует о том, что проблемы старения населения еще долгое время будут весьма актуальными для нашего здравоохранения. Авторы делают вывод, что современная организация медико-социальной помощи пожилым и старым людям должна учитывать и необходимость в психологической поддержке этого контингента. “Неприязнь к непривычному” - очень распространена среди пожилых людей. Все чаще их окружает новое, малопонятное, возникает необходимость в пересмотре своих позиций, угнетают материальные трудности. При оказании медико-социальной помощи пожилым и старым людям важным является помощь им в сохранении интереса к различного рода деятельности и взаимной помощи.
В.В. Егоров сожалеет о том, что существующая в настоящее время сеть гериатрических учреждений недостаточна, а углубляющийся экономический кризис в стране привел к свертыванию многих социальных программ для пожилых и существенно ограничил возможности развития гериатрической помощи. Эффективное медико-социальное обслуживание населения пожилого и старческого возраста может быть налажено только благодаря правильной организации деятельности существующих и создаваемых служб, потребность в которых определяется на высоком научно-методическом уровне.
Иван Никитин, биография которого вызывает искренний интерес у почитателей настоящей глубокой поэзии, - русский самобытный поэт 19 века. Его творчество ярко описывает дух того далекого времени.
Никитин Иван Саввич: биография для детей
Родился Иван Саввич в городе Воронеже 3 октября 1824 года в семье зажиточного мещанина, торговавшего свечами. Грамоте выучился рано благодаря соседу-сапожнику, в детстве много читал и любил находиться на природе, единение с которой чувствовал с самого рождения. В возрасте восьми лет поступил в духовное училище, далее продолжил обучение в семинарии.Внезапное окончание учебы обусловило разорение отца, его пагубная страсть к алкоголю и смерть матери, что вынудило юношу взять на себя заботу о близких. Иван, отчисленный по причине частого отсутствия на занятиях в классе и слабой успеваемости, стал вместо отца работать в свечной лавке, которая потом вместе со свечным заводом была продана за долги, а на эти деньги приобретен полуразвалившийся постоялый двор.
Трудности бытия
Биография Никитина, работавшего на постоялом дворе дворником, описывает его трудную однообразную жизнь. Но несмотря на тяжелые обстоятельства, юноша не опустился духовно, в любую свободную минуту старался читать книги, сочинять стихи, просившиеся наружу из его сердца. Поэтические строки Иван начал писать еще в семинарии, в печать свои творения решился отдать только в 1853 году. Публикация их состоялась в «Воронежских губернских ведомостях», когда молодому человеку было 29 лет. Произведения автора переписывались и передавались из рук в руки, начали печататься в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Поэт-самородок, любивший с детства природу и воспевавший ее красоту, - Никитин Иван Саввич. Краткая биография для детей передает его способность тонко чувствовать окружающий мир, воспевать утонченные оттенки красок. Он был способен одним лишь росчерком пера вдохновенно и пронзительно чутко описать окружающий мир. Иван Никитин, биография которого описывает его истинную в творчестве проявил себя как талантливейший пейзажист.
Любовь к народу - одна из главных тем в творчестве
Краткая биография Ивана Никитина для детей повествует о том, что значительное место в творчестве поэта, искренне переживавшего за свой народ и пропускавшего его беды через собственное сердце, занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина («Жена ямщика», «Пахарь», «Мать и дочь», «Нищий», «Уличная встреча»). В них ярко выражена глубокая к своему народу, горячее сочувствие его тяжкой судьбе и огромное желание улучшения его положения. Вместе с этим Никитин не идеализировал народ, глядя на него трезвыми глазами, рисовал его правдиво, не скрывая мрачных сторон и негативных черт народного характера: семейного деспотизма, грубости («Порча», «Упрямый отец», «Дележ»). Никитин в полном понимании слова был городской житель, хотя и посещал окрестности Воронежа, но гостил в богатых помещичьих имениях, в настоящей деревне, в крестьянском доме никогда не бывал и не прочувствовал быта обычного человека. Материал для обрисовки условий жизни простых людей Никитин получал от извозчиков, останавливавшихся на его постоялом дворе и приезжавших в Воронеж крестьян. Однако Ивану Саввичу, имевшему некоторую ограниченность в наблюдении народной жизни, именно по этой причине не удалось в полной мере нарисовать всеобъемлющую широкую картину жизни народа, а получилось дать лишь отрывочные сведения.
Иван Никитин: краткая биография поэта-самородка
Увлеченный творчеством Никитина Н. И. Второв (ученый-краевед) ввел его в кружок местной интеллигенции, познакомил с графом Д. Н. Толстым, напечатавшим стихотворения поэта в «Москвитянине» и выпустившим в Петербурге первый его сборник отдельным изданием (1856 год). Иван Никитин, биография для детей которого рассказывает о нарастающей популярности поэта в то время, по-прежнему жил тяжело. Отец беспробудно пил, правда, семейные отношения немного улучшились; обстановка постоялого двора уже не так угнетала молодого человека, вращавшегося в кругу интеллигентных людей, искренне расположенных к нему. К тому же, как описывает биография, Никитина начали одолевать болезни. Летом 1855 года он простудился во время купания, сильно ослабел и долго не вставал с постели. В такие тяжелые минуты на помощь ему пришла вера, побудившая к появлению стихотворений с религиозной тематикой.
Религиозные мотивы в поэзии Никитина
Тема человеческой веры красной нитью проходит через все поэтическое творчество Ивана Никитина: «Новый завет», «Молитва», «Сладость молитвы», «Моление о чаше». Видя святую благодать во всем, Никитин становился самым проникновенным певцом природы («Утро», «Весна в степи», «Встреча зимы») и обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. На стихи Ивана Никитина написано более шести десятков замечательных песен и романсов. В 1854-1856 годах поэт работал над собственным самообразованием, занимался изучением французского языка и много читал. После отъезда из Воронежа в 1857 году Второва, ставшего ему близким другом, а также после распада второвского кружка поэт с щемящей остротой почувствовал тяжесть семейной и жизненной обстановки, пессимистическое настроение захватило его с большей силой.
Книжный магазин Ивана Никитина
В 1858 году вышла большая поэма Никитина «Кулак», ярко описывающая мещанство, сочувственно воспринятая критиками и имевшая успех у публики. Тираж произведения разошелся меньше чем за год, принеся поэту неплохой доход. Несмотря на болезненное состояние и угнетенное настроение, Никитин продолжал в 1857-1858 годах пристально следить за русской литературой, из зарубежной читал Шекспира, Купера, Гёте, Гюго, Шенье. Также начал изучать немецкий язык, переводя Гейне и Шиллера. В 1857-1858 годах работал в «Отечественных записках», «Русской беседе». Гонорары от публикации стихов, сбережения, накопленные в течение нескольких лет, и заем в 3000 рублей у В. А. Кокорева позволили ему в 1859 году приобрести книжный магазин, ставший любимым местом встреч жителей города, своего рода литературным клубом. Далее - новые надежды и планы, творческий подъем, новый сборник стихов, встреченный несколько прохладно, но жизненные силы были уже на исходе.
Последние годы жизни поэта
Биография Никитина была очень трудной: поэт постоянно болел, особенно остро в 1859 году. Состояние его здоровья постоянно чередовалось, короткое улучшение сменялось продолжительным ухудшением. Во второй половине 1860 года Никитин много работал, из-под его пера вышло произведение «Дневник семинариста», написанное в прозе. В 1861 году посетил Петербург и Москву, принимал участие в местной культурной работе, в формировании общества распространения грамотности в Воронеже, а также в учреждении воскресных школ.
В мае 1861 года поэт сильно простудился, что вызвало обострение туберкулезного процесса. 28 октября 1861 года от чахотки скончался Никитин Иван Саввич. Биография для детей интересна тем фактом, что за короткую жизнь поэтом было написано около двух сотен прекрасных стихотворений, три поэмы и повесть. Ему было 37 лет. Похоронен на Ново-Митрофаньевском кладбище, рядом с Кольцовым.
Вклад Ивана Никитина в русскую литературу
Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия и сильно страдает от несоответствия имеющейся реальности представления; успокоение он находил в природе и религии, примирявших его на время с жизнью. В творчестве Никитина много автобиографического элемента с преобладающими печальными тонами, грустью и скорбью, обусловленными к тому же протекающей затяжной болезнью. Источником такой щемящей грусти были не только личные невзгоды, но и окружающая жизнь с человеческими страданиями, социальными контрастами, постоянным драматизмом. Биография Никитина и сегодня интересна молодому поколению, желающему почувствовать дух ушедшего времени и хотя бы через слово поэта прикоснуться к нему. Сочинения Ивана Саввича выдержали большое число изданий и разошлись в огромном количестве экземпляров.
Да, действительно - хороший вопрос. В чем смысл этой жизни?
И знаете, в этой статье мы вам дадим точный ответ на этот вопрос!
Только он будет в конце задачника. Помните, как в учебнике по алгебре в школе?
Вот только мы должны вас сразу предупредить!!!
После прочтения этой статьи ваша жизнь может поменяться на 180 градусов !
Да, да, именно так!
Подумайте, вам точно нужен этот ответ? Вы точно готовы его услышать?
Если нет или вы не уверены, то смело закрывайте эту страницу и идите дальше куда-нибудь в google или яндекс, чтобы прочитать там сотни других статей о том, что смысл жизни - в детях!
Для тех, кто уже дочитал до этого места, скажем сразу: смысл жизни НЕ в детях !!
Последнюю фразу можно подчеркнуть и выделить жирным!!!
Почему? Поясним чуть позже...
Так в чем же смысл жизни человека? А...?
Зачем вот это вот все: работа, на которую нужно вставать каждое утро по будильнику, какие-то цели, планы, кредиты, постоянная нехватка времени, стрессы, пробки, метро, семья, дети, лекарства и головные боли?
Зачем это все нужно? В чем смысл такой жизни?
Куда ты идешь? К чему ты стремишься? Ты несешься сломя голову в будущее на скорости 200 км/ч, не замечая, как за окном проскакивают события твоего настоящего. И тебе не хватает времени даже вдохнуть аромат цветов?
Кредиты, поставщики, договора, партнеры, откаты, налоги... и вот уже снова звенит будильник сутра! Дзынь-дзынь! Подъем! И опять замелькали картинки из жизни на скорости 200 кадров в секунду. А где-то сейчас встает солнце, шумит прибой, кричат чайки и воздух еще пахнет утренней прохладой!
Или у тебя впереди пустота? Все краски твоей жизни уже давно стерты. И ты живешь лишь в мыслях о прошлом... переживая старые обиды, душевную боль, измены, медленно затухая от отсутствие любви, тепла, заботы, понимания... сожалея о возможностях, обвиняя свою судьбу и других людей, кто сделал тебе ее такой? Такова, наверное, судьба, говоришь ты себе.
Так в чем же смысл жизни тогда?
Зачем вообще жить?
Ведь с каждым годом морщин на лице становится все больше, а зачем живет человек, в чем смысл его жизни, так никто и не обьяснил.
Ну, ладно, хватит уже теряться в догадках, ковыряться в своем прошлом, мыслях, переживаниях!
С этого момента можно начинать улыбаться! Вот так: :))))))))
Как раз, то, что вы искали!
Для начала давайте разберем неправильные ответы!
Хотя, наверное, 99 % людей, на вопрос "в чем смысл жизни", ответят именно так, потому что тоже не знают, в чем он! :))
Неправильный ответ № 1
Смысл жизни - в детях!
А почему не в детях-то, спросите вы!
Да потому!
Вот подумайте: у Маши родилась маленькая дочка. И Маша решила назвать свою дочку Катей. Красивое имя! Но до рождения Кати у Маши не было смысла жизни. Вообще никакого! Точнее нет, он был: родить Катю. Все 35 лет Маша жила только для того, чтобы родить Катю. И вот теперь наконец-то у нее появился смысл жизни: вырастить и воспитать свою любимую дочку (или сына, как угодно). Но что будет, когда Катя вырастет? Когда ей будет уже 21 год и она наконец скажет: "Мама, ну, хватит уже! Я не маленькая..." Маша снова потеряет смысл своей жизни!
Получается, что так.
Самое печальное, что для большинства таких Маш, для которых смысл жизни - это дети, так и происходит. После того, как их ребенок вырастает, их жизнь снова становится бесцельной и тоскливой.
Но так уж задумала Природа, что рано или поздно Катя и Вася вырастут и уйдут из родительского дома чтобы начать строить свою самостоятельную жизнь!
И если их мама (или папа) к этому моменту так и не найдет правильного, Природного ответа на вопрос "в чем смысл моей жизни", то будет продолжать "цепляться" за своих детей, пытаться контролировать их жизнь, не имея своей!
И если продолжить эту цепочку, то Катя ведь будет думать также, как и Маша: я должна родить ребенка, потому что в этом смысл моей жизни. И далее история повторится!
Ночь, улица, фонарь аптека... аптека, улица, фонарь...
Потому что не в детях смысл жизни человека!
Ребенок - это лишь тактическая (промежуточная) цель, но никак не главная, стратегическая.
Хотя большинство людей, не зная, какая главная цель у их жизни, ставят на это место ребенка!
Неправильный ответ № 2
Да какая разница, в чем смысл жизни!
Не парься. Просто живи и НЕ думай об этом!
А что, тоже вариант! Действительно, какая разница в чем смысл жизни человека!
Живи себе и живи! Вот умрешь, тогда может там сверху ребята с белыми крыльями объяснят, наконец, а в чем смысл-то был. И поставят зачет или незачет... Ну, как в институте, помните? :) А потом отправят на пересдачу обратно на Землю, но уже в другом теле, в новом воплощении, в новую семью... К каким-нибудь попуасам в джунгли. И все опять по новой: опять рождаться, кричать, сосать сиську, учиться ходить... А потом, в один прекрасный день, когда Солнце будет стоять в зените, согревая землю своими теплями лучами, тебя сожрет какой-нибудь соблезубый тигр в кустах, куда ты отошел по маленькому. И опять на небо, welcome to heaven, в приемную комиссию со своей потрепаной от былых воплощений зачеткой! Просто круг Самсары какой-то!
Так а в чем прикол-то? Может кто-нибудь объяснит? А то надоело уже туда-сюда... Уже сколько тел поменял, был и мужчиной и женщиной, сколько всего перевидал на этой Земле за многие века, а как был дураком, так и остался! Ау, ребята в белых халатах, а в чем смысл жизни-то?
Ну наконец-то, додумался спросить! А ты набери в гугле "в чем смысл жизни", ответят они мыслями в твоей голове.. Найдешь статью "в чем смысл жизни человека". И читай. Читай внимательно! До самого конца. Если сам за столько жизней еще не понял, в чем смысл. Там тебе на человеческом языке все объяснят. И, может, на этот раз, когда снова вернешься с Земли к нам со своей зачеткой мы тебе поставим твердую 4-ку вместо нулей и единиц за прошлые непрожитые жизни.
Неправильный ответ № 3
Смысл жизни человека = власть, секс и деньги.
Ну, вот за такие выбранные смыслы жизни, как раз и ставят нули (0) и единицы (1) в небесной канцелярии ангелы в белых халатах. Просто детский сад какой-то! Потешил свое эго под названием личность, играя в иллюзию своей власти над миром, ну или власти над 5 дворниками из ТСЖ. У кого какая власть... Малый, средний и большой бизнес. Политика. 20 лет строил свою империю, а потом власть поменялась и все рассыпалось, как карточный домик за несколько месяцев. И ведь если это дело было всем смыслом жизни, то дальше, собственно, и жить-то незачем! Алкоголь, злоба, несчастный случай... и снова списать в графу расход!
Тук-тук? Можно? Привет, канцелярия! Я снова пришел(а) к вам со своей зачеткой. Че-то какое-то неудачное воплощение получилось. Где-то я снова накосячил(а)!
Разговор может быть примерно таким:
А ведь подсказки-то были! Ну так, если вспомнить. Не припоминаешь?
Не ходи сюда, башка снег попадет, совсем мертвый будешь. Не подписывай этот контракт, плохо он пахнет, не начинай это дело, посмотри лучше вот сюда... Это гораздо перспективнее и выгоднее.
Но ведь НЕТ! Я сказала, я так решил, я этого хочу, я этого добьюсь любой ценой...
А мы говорили с тобой, подсказывали, но ведь ты не слышишь...
Твоя личность, твое Эго так разрослось, что тебе кажется, что это ты и есть. Что ничего другого не существует. Что только твоя личная воля, твои личные планы и твои личные цели определяют твою жизнь.
А если мы тебе скажем, что у тебя есть твой хозяин невидимый, твой начальник?
Нет, не тот, который, брызгая слюной, гневом и недовольством орал на тебя каждый понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу. (Кстати, твой земно-офисный начальник это делал тоже потому что не знает, в чем смысл его жизни).
Мы про Дух твой! И его задачи воплощения на Земле через твое физическое тело и твою Личность!
Ну что ты опять на нас смотришь такими ошарашенно-непонимающими глазами, как и 125 лет назад, когда ты сдавал прошлый зачет?
Обьяснить?
Хорошо, объясняем на человеческом, понятном тебе языке!
С картинками, как в комиксах!
И больше не говори нам, что не понял.
А вот и ответ в конце задачника!
Правильный ответ на вопрос: «В чем смысл жизни человека?»
Но для начала давай разберемся, кто такой этот человек.
Есть физическая оболочка, материальный объект плотного плана существования материи. Руки, ноги, голова, желудок, легкие, прямая кишка, кости и сердце.
Но что отличает мертвого от живого?
Вроде тот же набор органов. Но чего-то уже не хватает в этом наборе.
А чего не хватает, можешь ответить?
Правильно! Души, точнее тонко-материального объекта, который стыкуется с физическим телом (биологическим носителем) на протяжении всей жизни.
А Души или Духа? А в чем разница. Давайте разбираться, как все это взаимосвязано.
Тело человека окружено энергетической оболочкой (по-другому аурой или биополем). Это объекты астрального плана существования материи. На ауре человека (биополе) можно выделить зоны энергетических сгущений, которые называют чакрами. Их 7 штук.
Энергетическая оболочка человека заключена в кокон эмоциональной оболочки, которая и подпитывает энергетическую. Поэтому, чем чаще человек радуется, тем плотнее и больше его энергетическая оболочка и тем меньше он болеет, так как есть прямая взаимосвязь состояния здоровья человека и плотности, размеров его энергетической оболочки. "Юпитер, ты сердишься, значит ты неправ".
Что такое человек?
Физическая и энергетическая оболочки человека
На видео: Вячеслав Губанов - ректор Международного Института Социальной Экологии
Эмоциональная оболочка человека
Далее, после эмоциональной оболочки, идут интеллектуальная и программная оболочечная структуры. Их функции мы разберем в другой статье. Да, кстати состояние энергетики, любые чакральные искажения можно померять. И мы этому учим в рамках нашего научного направления «Инфосоматика ».
Выглядит это вот так:
Разработки Международного Института Социальной Экологии.
Любой материальный объект распространяется в космическом пространстве с конечной скоростью С. Ну, это вы, может, помните из курса школьной и институтской физики, кто его посещал:) Эйнштейн еще описал это в своей теории относительности. При чем тут теория относительности и смысл жизни человека, спросите вы. Ответ-дальше.
Итак, физическое тело и тонко материальная оболочечная структура человека распространяется в космическом пространстве со скоростью С. А по теории относительности в этом случае материальный объект теряет свои размеры в направлении оси распространения. Т.е. Вся эта штуковина вырождается в диск.
А вот так выглядит душа человека:
Это набор дисков (состояний человека) за каждый квант прожитого времени от точки рождения. В ней записаны все стрессы, все эмоции человека.
И ее можно измерить! Да, да, вы не ослышались. Душу человека - объект ментального плана существования материи - можно измерить!
Что мы и делаем регулярно, когда кто-то приходит на консультацию со своими проблемами. Мы снимаем характеристику ментального тела и ищем все стрессы в прошлом, которые влияют на настоящее человека и помогаем ему их "выключить", переписать в своем прошлом на линии жизни.
Выглядит это вот так:
Так а в чем смысл жизни-то?
А вот в чем...
Душа, ментальное тело человека, распространяется по поверхности Духа. Дух - это объект следующего порядка, он принадлежит к каузальному плану существования материи. В нем записана информация о прошлых воплощениях человека, об опыте всех прошлых жизней.
Выглядит он вот так:
Это и есть та самая зачетка, в которую смотрят в небесной канцелярии сферические объекты Каузального плана существования материи и выше, которых некоторые называют ангелы. Мы их называем Кураторы. Потому что они постоянно курируют воплощенного человека и дают ему подсказки. Вот только вопрос, слышит ли он их или цепляется только за свою личность: Я, Я, Я, головка самонаведения... :)
Дух, кстати, тоже можно измерить. Не линейкой, конечно!
Найти в нем управляющие стрессы и программы, как в текущем воплощении (Душе), так и в прошлых. Кстати, пол человека может меняться от воплощения к воплощению. С этим связаны многие проблемы половой самоидентификации, когда сознание человека еще слышит свое предыдущее воплощение, но уже находится в биологическом носителе противоположного пола.
Так а в чем смысл жизни человека!
В том, чтобы за текущее воплощение наработать как можно больше слоев своего Духа и максимально выгладить его поверхность за счет положительных эмоций от задач/проблем, возникающих на дороге жизни человека. Дух и есть тот самый хозяин невидимый, который ведет человека по жизни, помогает и защищает его или, наоборот, шлепает по попе! А шлепать ему приходится ой, как часто. Потому что иначе человек не слышит, точнее не хочет слышать.
Ведь многие начинают думать, включать голову и меняться только тогда, когда им становится плохо!
Ведь и статью вы эту нашли, наверное, не лежа на пляже с коктейлем в руке.
Вам привет от вашего Духа! :))
Ну, а теперь к ответу, в чем смысл жизни человека, у вас может добавиться новый вопрос... Он звучит так: а насколько свободна воля человека!
Воля человека свободна в рамках поставленной перед ним Духом боевой задачи!
Хотите узнать еще больше?
Наверное, Да!
Тогда скачайте эти 2 нашиx DVD диска.
И поменяйте свой взгляд на мир уже на 360 градусов по спирали вверх!
Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.
Смысл жизни человека философия
Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.
Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, и . Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Цель и смысл жизни человека
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее . Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.
Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.
Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.