Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста. Определение физического развития

Антропометрические исследования: измерение роста,

Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

17.

грудного и раннего возраста

1. Массу детей в возрасте до 3-х лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой 25 кг. и точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, а затем, при закрытом коромысле, на весы укладывают полностью раздетого ребенка так, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка. Детей в возрасте старше 6 месяцев можно посадить на весы. Медицинская сестра или врач правой рукой перемещают гири весов, а левой страхуют ребенка от падения. Нижняя гиря перемещается только в специальные гнезда. Показания снимаются по левой (внутренней) стороне гири. После взвешивания гири ставят на "0", коромысло закрывают и ребенка снимают с весов. Для определения массы тела ребенка из показаний весов вычитают вес пеленки.

2. Измерение длины тела детей первых 2-х лет жизни производится в лежачем положении с помощью специального горизонтального ростомера длиной 80 см., шириной 40 см. с сантиметровой шкалой и двумя поперечными планками - подвижной и неподвижной. Ребенка укладывают на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам и по ее внутренней поверхности снимают показания с сантиметровой шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют при спокойном дыхании ребенка. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту на уровне сосков (по среднегрудинной точке).

5. Окружность плеча определяют при свободно опущенной руке на уровне наибольшего развития двуглавой мышцы (на границе верхней и средней трети плеча).

Методика антропометрических измерений детей дошкольного и школьного возраста

1. Измерение массы детей в возрасте 3-х лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. Перед взвешиванием ребенка раздевают до трусов. Нижнюю гирю коромысла помещают точно в специальные гнезда. Показания снимают по левой (внутренней) поверхности гири.

2. Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены 2 шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Затылок, межлопаточная область, крестец и пятки касаются вертикальной планки ростомера. Положение головы считается правильным, если нижний край глазницы и верхний край слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка ростомера плотно касается верхушечной точки головы, по ее внутренней (нижней) поверхности снимают показания шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди - по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха, на высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, при отведенных в стороны руках. Затем руки ребенка опускают и проводят ленту по среднегрудинной точке (на уровне сосков). У девочек в пубертатном периоде ленту накладывают над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

5. Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах (рука согнута в локтевом суставе, кулак сжат) и при расслабленной (рука свободно опущена) мускулатуре. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы. При расчете индексов используются данные измерения окружности плеча при расслабленном состоянии мускулатуры. По разности измерения в напряженном и расслабленном состоянии руки судят о развитии мышц плеча.

6. Окружность бедра определяют горизонтальным наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой.

7. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Измерение массы тела. Взвешивание детей до 2 летнего возраста проводят на лоточных весах, которые состоят из корпуса, лотка, подвижного коромысла с двумя шкалами делений (нижняя - в килограммах, верхняя - в граммах). На левой части коромысла находится противовес, на правой части – стреловидный отросток. Можно использовать электронные весы. Весы уравновешиваются перед взвешиванием каждого ребенка. Это достигается путем вращения противовеса до момента, когда стреловидный отросток коромысла будет находиться на одном уровне с неподвижным отростком на корпусе весов. Гири при этом находятся на нулевых делениях шкал. Весы следует устанавливать рядом с пеленальным столиком на неподвижной тумбочке. На лоток кладут сложенную в несколько раз чистую пеленку, весы уравновешивают вместе с пеленкой. Ребенка укладывают так, чтобы голова располагалась на широком конце лотка, а ноги – на узком. Перед работой и после окончания лоточную часть протирают 0,5% раствором хлорамина.

Взвешивание детей старше 2 летнего возраста производится на рычажных медицинских весах.

Независимо от возраста детей взвешивают утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации.

Измерение длины тела. Рост детей грудного возраста измеряют при помощи специального горизонтального ростомера, который представляет собой доску прямоугольной формы длиной 80 см и шириной 40 см. Перед началом измерения ростомер протирают 0,5% раствором хлорамина и кладут пеленку. Ребенка, одетого в распашонку, укладывают на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной поперечной планке ростомера, ноги выпрямляют в коленях и к подошвам прижимают подвижную поперечную планку ростомера. По боковой планке со шкалой определяют расстояние между неподвижной и подвижной планками (рост ребенка).

Измерение роста детей старшего возраста производится ростомером в положении стоя. Последний представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75 х 50 см. На вертикальной доске нанесены две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – в положении сидя. По доске скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя. Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, спиной и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний угол глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку прикладывают к голове без надавливания.

Рост детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи того же ростомера, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и при измерении роста детей более старшего возраста.

Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени.

Окружность головы определяется наложением сантиметровой ленты, проводя её сзади по затылочной точке, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение, после этого, не снимая ленты, делают второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Транспортировка больных

Транспортировка детей может осуществляться несколькими путями. Способ транспортировки больного ребенка в отделение определяется врачом. Дети, находящиеся в удовлетворительном состоянии, идут в отделение сами в сопровождении медицинского работника, детей младшего и грудного возраста несут на руках. Тяжелобольных транспортируют на носилках, установленных на специальной каталке. Все носилки-каталки должны быть заправлены чистыми простынями, а в холодное время года и одеялами. Простынь меняют после каждого больного, а одеяло проветривают. Некоторых больных доставляют в кресле-каталке. Приемное отделение должно быть обеспечено необходимым количеством носилок-каталок и кресел-каталок.

В палате тяжелобольного с носилок-каталки перекладывают на постель: одну руку подводят под лопатки, а другую под бедра больного, при этом ребенок руками обхватывает шею медицинской сестры. Если больного переносят два человека, то один поддерживает больного под лопатки и поясницу, второй – под ягодицы и голени.

Антропометрия - это измерение ряда соматометрических параметров человеческого тела: массы тела, роста, ширины плеч, окружности грудной клетки и некоторых функциональных показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы мышц. При исследовании на пациенте должен быть минимум одежды.

Соматометрические показатели включают в себя массу тела, рост, окружность груди, живота, конечностей.

Масса тела. Взвешивание должно проводиться на десятичных медицинских весах с точностью до 50 г. Весы перед проведением исследований должны быть выверены. Взвешивание желательно проводить в утренние часы, натощак.

Рост стоя измеряют с помощью ростомера или антропометра. Обследуемый стоит к ростомеру спиной, касаясь пятками, ягодицами и межлопаточной областью вертикальной стойки прибора. Голова располагается так, чтобы наружный угол глаза и верхний край слухового прохода (козелок уха) находятся на одной прямой параллельной полу, и не касается затылком стойки ростомера. Рост ребенка до 2 лет измеряют в положении лежа.

Рост сидя измеряется при аналогичном положении туловища и головы, а ноги согнуты в коленях и стопами опираются о пол. При вычитании величины роста сидя из величины роста стоя определяют длину ног.

Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моменты максимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин по нижней сосковой линии, у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность между величинами вдоха и выдоха отражает подвижность (размах) грудной клетки. Этот показатель у мужчин равняется 6-8 см, у женщин 4-6 см, у спортсменов достигает 10-14 см, у лиц, перенесших заболевания легких этот показатель может быть сниженным до 1-2 см или равен 0.

Окружность живота измеряют в положении лежа на боку, на уровне наибольшей его выпуклости, а талию — в положении стоя на уровне наименьшей выпуклости живота.

Окружность плеча определяется путем наложения сантиметровой ленты в области наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча вначале в расслабленном состоянии при опущенной вниз руке, а затем при максимальном напряжении мышц плеча и предплечья в положении приподнятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки.

Окружность бедра определяют под ягодичной складкой, а голени - в области наибольшей выпуклости икроножной мышцы.

Ширину плеч измеряют тазомером, устанавливая ножки его на выдающемся крае акромиона. При измерении ширины таза ножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей.

Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. Обследуемый в положении стоя выполняет предварительно два-три раза обычный вдох и выдох, а затем, после непродолжительного отдыха производит глубокий вдох и, взяв в рот мундштук трубки спирометра, выполняет равномерный выдох до отказа. Измерение повторяют 2-3 раза и учитывают наибольший результат. Средние показатели ЖЕЛ для взрослых мужчин составляют 35004000 мл, а для женщин - 2500-3000 мл. У спортсменов в зависимости от вида спорта и уровня квалификации этот показатель варьирует в широком диапазоне.

Мышечная сила измеряется с помощью динамометров. Сила мышц кисти определятся путем максимального сжатия ручного динамометра кистью, отведенной вперед или в сторону прямой руки. Средние показатели силы правой кисти для мужчин составляют 45-50 кг, для женщин соответственно 35-40 кг, левой на 5-7 кг меньше. Величина этого показателя у спортсменов выше и также зависит от спортивной специализации.

Сила мышц разгибателей спины измеряется с помощью станового динамометра. Он присоединен сверху к рукоятке, снизу к нему крепиться цепь.

Соответствующее звено цепи надевается на крюк, укрепленный на специальной площадке, так чтобы рукоятка при натянутой цепи бала на уровне коленей. Обследуемый становится на опорную площадку так чтобы, крюк находился на середине между стопами и плавно тянет рукоятку вверх. При измерении ноги и руки должны быть прямыми. Нельзя отклоняться назад и делать рывки. Измерение производится 2-3 раза и учитывается наибольший показатель. Становая сила у мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 8090 кг.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

  • В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  • Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  • Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  • На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  • Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  • Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнения измерения

  • Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  • Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  • Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  • По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  • Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  • По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  • Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  • Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

  • Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  • В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  • Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  • Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончания процедуры

  • Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  • С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  • Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.