Вегето-сосудистая дистония. Причины, симптомы и лечение патологии

ВВЕДЕНИЕ

Вегетососудистая дистония, или ВСД, к сожалению, становится чересчур «популярным» ныне диагнозом. По-другому это заболевание называют нейроциркуляторной дистонией, или неврозом сердца.

Вегетососудистую дистонию все чаще и чаще называют болезнью цивилизованного общества. Возраст, в котором она нас настигает, все больше и больше снижается. Плохая экологическая ситуация, урбанизация, увеличивающаяся учебная нагрузка, недостаточная двигательная активность, нездоровое увлечение телевизором или компьютером – вот причины того, что вегетодистония начинает собирать свою обильную жатву уже среди школьников среднего возраста. А уже у 20–40% старшеклассников отме-чаются типичные симптомы «вегетативной бури».

Этот недуг имеет черты других заболеваний: неврологических, кардиологических и сосудистых, а главной причиной болезни является нарушение тонуса сосудов вследствие расстройства вегетативной нервной системы.

При ВСД в ткани и органы поступает меньше кислорода, и это сопровождается целым рядом симптомов:

    головной болью;

    слабостью;

    утомляемостью;

    ощущением нехватки воздуха;

    ознобом или чувством жара;

    головокружением;

    ощущением замирания и остановки сердца.

Все эти симптомы – результат несовершенства вегетативных механизмов, следствие вегетативной дисфункции. Расстройства вегетативной регуляции говорят о том, что во внутренних органах нет каких-либо повреждений, нарушена лишь деятельность этих органов или систем.

Предупреждение сосудистой дистонии, должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача.

Сегодня одним из перспективнейших направлений в лечении ВСД становится лечебная физкультура, она оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях.

Цель моей работы состоит в изучении влияния лечебной физкультуры на здоровье человека, страдающего ВСД.

Задачи направлены на рассмотрение:

    характеристики заболевания;

    причины возникновения;

    основные принципы профилактики заболевания;

    комплекс упражнений ЛФК.

1. ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Вегетососудистая дистония функциональное заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся многочисленными сердечно-сосудистыми, респираторными и вегетативными расстройствами, астенизацией, плохой переносимостью стрессовых ситуаций и физических нагрузок, отличается доброкачественным течением, благоприятным прогнозом, не приводит к кардиомегалии и сердечной недостаточности. У подростков и юношей ВСД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).

Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают:

    сердечно-сосудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость);

    пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота);

    дыхательные (одышка, стеснение в груди).

Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поведение больных часто бывает назойливым, множество предъявляемых ими несуразных жалоб может привести врача в недоумение. Иногда же при установленном диагнозе ВСД остается не распознанным действительно имеющееся заболевание. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокринолога, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.

ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие первично или вторично возникающих отклонений в структуре и функции центральных отделов вегетативной нервной системы и обычно сопровождается психо-эмоциональными нарушениями.

Этиологическими, предрасполагающими, провоцирующими факторами ВСД у детей являются наследственно-конституциональная отягощенность, неблагоприятное течение беременности и родов, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции, органические заболевания головного мозга, эндокринная перестройка организма, патология эндокринных желез, аллергические состояния, неврозы.

В патогенезе ВСД ведущее значение имеет врожденная или приобретенная структурно-функциональная недостаточность центральных отделов ВНС, входящих в состав лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-стволовых образований головного мозга.

Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии.

У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. У детей вегетативная дистония может проявляться ночным недержанием мочи. У взрослых (чаще у женщин) нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов - вегетативных кризов.

В зависимости от изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и изменений артериального давления, вегетососудистую дистонию подразделяют на типы:

    нормотензивный или кардиальный (сердечный) тип, проявляющийся болями в сердце или связанный с различными нарушениями сердечного ритма;

    гипертензивный тип, характеризующийся повышенным давлением в состоянии напряжения или покоя;

    гипотензивный тип, характеризующийся пониженным давлением, сопровождающимся слабостью, утомляемостью, склонностью к обморокам.

В зависимости от преобладания активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, выделяют симпатикотонический, парасимпатикотонический и смешанный типы вегето-сосудистой дистонии.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В настоящее время основными причинами возникновения вегето-сосудистой дистонии, являются следующие факторы:

Эпизоды острых и хронических инфекций – считаются одним из основных пусковых факторов в развитии симптомов ВСД. Во время эпизода инфекции (например, бронхита) организм больного испытывает определенный стресс, а в его памяти отпечатывается модель болезненного поведения и страх заболеть снова. В связи с этим, даже после выздоровления больные остаются крайне внимательными по отношению к собственному самочувствию, что реактивирует отложившиеся в памяти модели болезненного поведения и вызывает некоторые навязчивые симптомы ВСД, о которых будет подробнее рассказано ниже. Многие больные с ВСД сами называют это «накручиванием» - то есть заострение внимания на тех или иных симптомах или обеспокоенность той или иной сферой собственного здоровья рано или поздно приводит «усилению» симптомов, за которыми ведется наблюдение и ухудшению общего состояния больного, без прогрессии основной болезни, на фоне которой возникли начальные симптомы.

Довольно часто симптомы дистонии возникают спустя долгое время после перенесенного эпизода тяжелой болезни, и выражают страх человека снова заболеть.

Хронический стресс, переутомление, плохое питание – способны снизить защитные свойства организма и предрасполагают к развитию инфекционных болезней, которые могут вызвать вегетососудистую дистонию по уже описанному выше механизму. Более того стресс, переутомление и плохое питание оказывают прямое дестабилизирующее влияние на нервную систему человека и расстраивают адаптационные механизмы.

Определенную роль в развитии вегетососудистой дистонии играет и малоподвижный образ жизни, а также длительная «сидячая работа». Очень часто приступы ВСД (с преобладанием дыхательных симптомов) возникают у пациентов после длительной и напряженной работы за компьютером или с документами.

Вредные привычки (курение и алкоголь) также способны спровоцировать возникновения вегетососудистой дистонии, особенно у молодых людей.

Особенно велик риск развития ВСД у курильщиков, так как содержащийся в табачном дыме никотин оказывает стимулирующее влияние на вегетативную нервную систему, а при длительно курении дестабилизирует ее. В некоторых случаях появление или усиление симптомов ВСД наблюдается через несколько лет после начала курения или сразу после отказа от курения. В тех случаях, когда возникновение ВСД вызвано вредными привычками – сознательный и добровольный отказ от курения и алкоголя может привести к полному выздоровлению больного.

Особенности личности и различные психологические заболевания играют в развитии дистонии одну из главных ролей. Достоверно известно, что симптомы ВСД значительно чаще наблюдаются у впечатлительных или мнительных людей, особенно часто у молодых девушек или юношей. В данном случае симптомы ВСД не следует путать с симуляцией болезни или с ипохондрией, которые представляет собой, соответственно, сознательную имитацию симптомов болезни и преувеличенное опасение за собственное здоровье или убежденность в наличии того или иного заболевания при его реальном отсутствии. ВСД может наблюдаться и у людей с исключительно стойким характером, которые не только не жалуются на плохое самочувствие, но и довольно серьезно пытаются, как-то решить эту проблему самостоятельно.

Довольно часто симптомы ВСД могут указывать на наличие у больного депрессии. В подобных случаях различные жалобы на плохое самочувствие являются физическим воплощением депрессии, ее телесным эквивалентом и проявлением.

3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛФК

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях у больных и выравниванию асимметрии в состоянии тонуса сосудов. Это в свою очередь сопровождается отчетливым снижением АД. Физические упражнения повышают сократительную способность миокарда. У больных нормализуются показатели венозного давления, увеличивается скорость кровотока как в коронарных, так и в периферических сосудах, что сопровождается увеличением минутного объема сердца и уменьшением периферического сопротивления в сосудах. Под влиянием дозированных физических упражнений нормализуются показатели липидного обмена, коагулирующая активность крови и активизируется противосвертывающая система. Развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма больного к окружающей среде и различным внешним раздражителям. Особенно благоприятное влияние на больных оказывают специальные физические упражнения. Под влиянием ЛФК у больных улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и т. д.

Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.

Утренняя гигиеническая гимнастика чаще проводится так называемым раздельным методом, когда физические упражнения выполняют одно за другим после объяснения и показа их инструктором. Музыкальное сопровождение способствует не только повышению эмоционального тонуса больного, но и облегчает выполнение физических упражнений (ритм, темп). В утренней гигиенической гимнастике применяют элементарные физические упражнения, охватывающие все мышечные группы, в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий 10-15 мин, упражнения повторяют 4-6 раз для крупных мышечных групп и 10-12 раз - для мелких и средних мышечных групп.

Физические упражнения выполняют ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений в суставах. Занятия проводят малогрупповым методом (4-8 человек) или индивидуально.

К специальным относят упражнения на расслабление мышечных групп, на развитие равновесия, координации, дыхательные динамические упражнения и физические упражнения с дозированным усилием динамического характера. Физические упражнения с дозированным усилием используют при наличии предварительной тренировки больного, преимущественно во второй половине курса лечения.

Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения для туловища и головы, а также резко и быстро выполняемых движений и упражнений с длительным статическим усилием.

Противопоказания к назначению или продолжению занятий разными формами ЛФК: общие противопоказания, исключающие применение ЛФК, значительное повышение АД (свыше 210/120 мм рт. ст.); состояние после гипертонического криза, значительное снижение АД (на 20-30% от исходного уровня), сопровождающееся резким ухудшением самочувствия больного; нарушения сердечного ритма; развитие приступа стенокардии, резкой слабости и выраженной одышки. (Таблица 1,2)

Описанные 2 комплекса упражнений проводят в небольших группах, упражнения для каждого конкретного случая подбираются с учетом специфики занимающегося контингента и уровня его подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опираясь на труды различных исследователей, мной были рассмотрены пути лечения ВСД посредством лечебной физкультуры.

В ходе работы я убедился в том, что нельзя забывать о тех методах, которые были выработаны лечебной физкультурой в ходе ее многолетней практики. Физический труд, разумные спортивные нагрузки, активный отдых благоприятно сказываются на состоянии не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом.

Однако при практическом применении вышеуказанных рекомендаций необходимо строгое соблюдение принципа индивидуального подхода к больному, учета специфических особенностей протекания болезни.

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса.

ВСД подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.

При регулярном выполнении физических упражнений постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.

При своевременном выявлении и лечении вегетативных нарушений, последовательном проведении профилактических мероприятий прогноз благоприятный и человек может надеяться на выздоровление.

Список литературы

1. Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония //Врач. – 1997. – № 2 С. 6-8

2. Амосова Е.Н. Нейроциркуляторная дистония / В кн.: Клиническая кардиология. - К.: Здоровье. – 2002. – Т. 2, глава 7. С. 755-787.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.8-56.

4. Латфуллин И.А. Нейроциркуляторная дистония: диагноз или синдром? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 59-61.

5. Маколкин В.И. Нейроциркуляторная дистония: миф или реальность? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 62-65.

6. Беленков Ю.Н., Оганова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. – М.: Гэотар-Медиа., 2008. С. 158-168

7. Полная медицинская энциклопедия. Сост. Е.Незлобина.

8. Энциклопедия лечебного массажа и физкультуры

9. В.А. Епифанов "ЛФК: Справочник"

Приложение

Таблицы упражнений лечебной физкультуры

Таблица 1

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность, мин

Методические указания

Цель занятия

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуют с динамическими дыхательными в соотношении 1:3

Ритмичная в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно со средней и большой амплитудой движения в суставах

Постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке

Основной

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения и функции внешнего дыхания

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног

Чередовать с дыхательными упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов

Повышение реактивности сосудистой системы в связи с изменением положения туловища, головы; тренировка вестибулярного аппарата, улучшение функции ЦНС

Сидя и стоя

Упражнения для рук, ног, туловища, чередовать с упражнениями на гимнастической стенке (типа смешанных висов) и с дыхательными

Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы

Малоподвижные игры с мячом (эстафета, переброски др.) и короткие перебежки

Регулировать эмоциональную реактивность больного, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения

Создание положительного эмоционального фона, отвлечение больного от субъективных проявлений болезни, стимуляция обмена веществ

Заключи-тельный

Ходьба обычным шагом и ус-ложненная, упражнения на рас-слабление мышц туловища, рук, ног, дыхательные стати-ческие упражнения

Ходьба ритмичная в спокой-ном темпе

Снижение общей физической и психоэмоциональной на-грузки

Таблица 2

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность,

Методические указания

Цель занятия

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения, обмена и функции внешнего дыхания

Основной

Лежа с приподнятой головой

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое

Улучшение крово- и лимфообращения в брюшной и тазовой областях, уменьшение венозного застоя, увеличение подвижности диафрагмы, стимуляция функции органов пищеварения

Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения

Следить за ритмом дыхания

Повышение общей нагрузки с использованием вспомогательных факторов кровообращения

Заключи-тельный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения

При движениях не делать резких движений головой

Снижение общей нагрузки на организм

Причины и типы ВСД

Вегето-сосудистая дистония или ВСД – это не какое-то определенное заболевание, а комплекс симптомов всевозможных проявлений, затрагивающих многие органы и системы человека. Вегето-сосудистая дистония рассматривается врачами как следствие наличия нарушений в нашем организме, когда нарушено взаимодействие вегетативной и сосудистой систем, и важная роль при этом принадлежит нервным структурам, от которых зависит регулирование эмоций.

Вегето-сосудистая дистония, если не проводить ее лечение, вместе с другими факторами может привести к развитию у детей различных заболеваний, которые имеют как психологический, так и соматический (т.е. проявляющиеся телесно) компоненты, среди которых:

  • астма;
  • повышенное артериальное давление;
  • язва желудка;
  • ишемическая болезнь сердца.

Соматические заболевания ведут к усилению вегетативных нарушений, которые оказывают неблагоприятное влияние на появление и дальнейшее течение многих заболеваний у детей.

Существует много причин, по мнению врачей влияющих на формирование у ребенка вегетативных расстройств. Считается, что главные факторы — это нарушения работы нашей вегетативной нервной системы, передающиеся в основном по материнской линии. Другие же факторы чаще всего выступают как пусковые механизмы, которые проявляют уже имеющиеся нарушения. В наши дни лечение проводят с помощью медпрепаратов, настоев трав, используется помощь психотерапевта. Очень рекомендуют для общего укрепления здоровья посильные физические упражнения и лечебную физкультуру, рациональное питание.

Вегето-сосудистая дистония у детей возникает как следствие поражения ЦНС, полученного при родах. Поражения приводят к нарушению ликвородинамики, могут быть причиной повреждения гипоталамуса, развития гидроцефалии и церебральных сосудистых расстройств. Если повреждены центральные отделы вегетативной нервной системы, это часто приводит к нарушениям работы нервной системы и психики, эмоциональной нестабильности. Также это ведет к неадекватно проявляющимся реакциям на стрессовые ситуации. Большую роль играют травмирующие воздействия на нашу психику:

  • ребёнок изолирован от сверстников или чрезмерно опекается родителями;
  • у него частые конфликты в школе и семье;
  • он воспитывается в неполной семье;
  • его родитель или родители больны алкоголизмом.

Все эти воздействия нередко приводят ребенка к психической дезадаптации, что способствует проявлению или углублению вегетативных расстройств. Такое же влияние оказывает наличие в жизни ребенка хронических стрессы, постоянного умственного перенапряжения, частых эмоциональных перегрузок.

Вегето-сосудистая дистония у детей также может появиться и/или усилиться под влиянием неврологических, соматических и эндокринных заболеваний. В группе риска пребываю дети, склонные к аллергическим состояниям, с аномалиями конституции. Определенный риск составляют особенности климата и неблагоприятные метеорологические условия в том регионе, где проживает ребенок. В той или иной степени влияние могут оказать и чрезмерные физические нагрузки, несоблюдение детьми режима питания, гормональная перестройка организма в подростковом периоде, плохая экология. У детей и подростков симптомы ВСД имеют большое разнообразие, которое зависит от возраста ребенка. Однако чаще всего нарушения здоровья у них касаются сердечно-сосудистой системы.

Лечение зависит от того, какой тип ВСД врач определит у больного. По уровню артериального давления выделяют гипертонический, гипотонический и смешанный типы, которые проявляют себя через кризы. Для первого типа они проявляются в виде внезапного возбуждения, беспокойства, у детей может учащаться сердцебиение, повышаться артериальное давление. У некоторых появляются симптомы панической атаки, дети ощущают озноб и холод в конечностях. Вегето сосудистая дистония гипотонического типа проявляет себя в виде тошноты, одышки, общей слабости, перебоев сердечного ритма, низкого артериального давления и потливости. У ребенка со смешанным типом более или менее сильно проявляются симптомы обеих вышеописанных типов.

Какие симптомы ВСД у ребенка?

В наши дни вегето-сосудистая дистония все чаще обнаруживается у детей в разных возрастных периодах, от грудничка до подростка. Когда ребенок подрастает, вегетососудистая дистония у него тоже развивается. Чаще всего ее признаки проявляются у подростков и детей семи-восьми лет. К данному заболеванию девочки склонны больше, чем мальчики. Если говорить о процентном соотношении, то признаки ВСД проявляют от 25 до 80% детей, и в основном это жители городов.

Если ваш ребенок склонен к конфликтному поведению, часто капризничает, часто болеет – все это может свидетельствовать о ВСД. Однако если ему поставят диагноз вегето сосудистая дистония, для родителей это не причина делать из него больного – чрезмерно баловать, освобождать от занятий физкультурой, постоянно мерить температуру и прочее. Вегето сосудистая дистония – вовсе не болезнь. Вегетососудистая дистония не помешает вашему ребенку считать себя здоровым и жить обычной жизнью. Однако проводить лечение ребенка необходимо. Родителям также надо помнить, что для детей, которым поставлен диагноз вегето сосудистая дистония, противопоказаны стрессы, недостаточный отдых, излишнее напряжение и серьезные занятия спортом.

На какие же симптомы родителям следует обратить внимание, если они подозревают у ребенка ВСД? Вегето-сосудистая дистония обычно проявляется через такие симптомы, как обмороки, головные боли, слабость, шум в ушах, сонливость, головокружение. У ребенка могут случаться перепады температуры тела или учащаться сердцебиение. Все эти симптомы, в зависимости от степени заболевания, могут проявляться чаще или реже. Они могут быть незначительными, а могут провоцировать обмороки и панические атаки, что свидетельствует о серьезном развитии синдрома и необходимости лечения.

Течение вегето-сосудистой дистонии у детей

Если ребенок страдает ВСД, ее проявления могут наблюдаться постоянно либо периодически, появляясь при влиянии неблагоприятных факторов. Могут развиться вегетативные кризы, иначе их называют паническими атаками. Криз может наступить при следующих ситуациях:

  • ребенок перенапрягается умственно и физически;
  • у него острая инфекция;
  • он испытывает эмоциональные перегрузки;
  • на улице резко меняются метеоусловия.

Криз может продолжаться от минут или нескольких часов и длиться до нескольких суток, протекать в симпато-адреналовой, вагоинсулярной или смешанной форме. При симпатоадреналовом кризе ребенок может чувствовать тревогу, страх смерти, головную боль, озноб. У него может наблюдаться повышение артериального давления, сухость во рту, тахикардия, повышение температуры до 39-40 градусов, частое мочеиспускание. При вагоинсулярном кризе ребенок внезапно бледнеет, потеет, у него падает температура тела и артериальное давление. Такой криз может проявляться ощущением боли в животе и быстро наступающим вздутием кишечника, тошнотой и рвотой. Возможны кратковременная потеря сознания, мигрень, напоминающее приступ бронхиальной астмы удушье или боли в левой части груди в области сердца. Если у вашего ребенка проявляются кризы, ему необходимо лечение.

У детей в разном возрасте вегето-сосудистая дистония протекает и проявляется по-разному. Для дошкольников характерны не слишком сильные вегетативные нарушения, чаще всего проявляющиеся в виде следующих симптомов: снижение сердечного ритма и артериального давления, гипогликемия, гипергидроз. В подростковом возрасте проявления ВСД носят более тяжелый характер, с многообразными жалобами, часто развиваются вегетативные кризы.

Диагностика ВСД

Правильная диагностика может облегчить и ускорить лечение. Первым врач начинает составлять анамнез, в котором попытается выявить присутствие в семье ребенка больных с психосоматическими патологиями и вегетативными нарушениями. Стоит обратить внимание на наличие у родственников ребенка таких болезней, как бронхиальная астма, язва желудка, диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония. Также у детей с ВСД часто бывает указание на повторяющиеся острые очаговые инфекции и инфекции в хронической форме.

Чтобы правильно лечить ВСД, врач должен определить состояние вегетативной нервной системы по вегетативному обеспечению деятельности, вегетативной реактивности и вегетативному тонусу.

Для определения исходного вегетативного тонуса используют анализ объективных параметров и субъективных жалоб пациента, данных кардиоинтервалографии и ЭКГ. Результаты различных проб – фармакологических, клиноортостатической и прочих – служат для определения показателей вегетативного обеспечения деятельности и вегетативной реактивности. Иногда вегето сосудистая дистония требует консультации у окулиста, эндокринолога, невролога, ЛОР-врача, или психиатра. Все это помогает назначить правильное лечение.

Чтобы правильно поставить диагноз, врач должен исключить заболевания, симптомы которых похожи на симптомы ВСД. Это ревмокардит, врожденные пороки сердца, неревматический кардит, артериальная гипертензия, бронхиальная астма, инфекционный эндокардит, острые инфекционные заболевания, сепсис, онкозаболевания или психические расстройства. Начинать лечение ВСД следует только исключив возможность других заболеваний.

Как лечить ВСД у ребенка?

Хорошие результаты лечение детей, которым поставлен диагноз вегето-сосудистая дистония, дает если оно индивидуально, составлено с учетом особенностей вегетативных нарушений юного пациента. Также лечение должно быть комплексным, проводить его надо длительное время. Оптимальными для лечения ВСД считаются немедикаментозные методы:

  • нормализация режима дня;
  • устранение гиподинамии;
  • индивидуальная психологическая и семейная коррекция;
  • ограничение эмоциональных воздействий;
  • регулярное, своевременное и правильное питание.
  • Если эти способы лечения не дадут достаточного эффекта, врач назначит подобранную индивидуально медикаментозную терапию. При этом лечить детей начинают малыми дозами препаратов, постепенно увеличивая их до эффективных. Эффективным считается лечение с использованием седативных средств, таких как препараты боярышника, валерианы, зверобоя и пустырника. Используют и антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропы. Лечение детей с хорошим эффектом могут дать глутаминовая кислота, микроэлементные и витаминные препараты, пантогам, глицин. Если у ребенка вегето сосудистая дистония, врач может порекомендовать Я-адреноблокаторы или растительные психостимуляторы – препараты лимонника, заманихи, элеутерококка.

    Ребенок, которому поставлен диагноз вегето-сосудистая дистония, должен регулярно, не реже чем раз в пол года, проходить диспансерное наблюдение. Периодичность обследований для детей зависит от тяжести, формы и типа течения болезни. Обследования необходимо повторять в переходные сезоны – весной и осенью, и по их результатам назначать лечение.

    Народные средства могут помочь лечить ВСД, однако носят только вспомогательный характер. Они не дают выздоровления, но способны благотворно повлиять на наш организм.

    Лечебная физкультура способна укрепить организм ребенка, и потому наиболее полезна при диагнозе «вегето сосудистая дистония». Упражнения должны быть составлены продуманно, учитывать возраст и состояние здоровья ребенка, и полностью исключить прыжки.

    Похожие материалы:

      Нет похожих материалов...


    Екатерина Морозова


    Время на чтение: 9 минут

    А А

    Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

    Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

    Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

    Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

    1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
    2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

    Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

    • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
    • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
    • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

    Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

    Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

    Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

    1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
    2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
    3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
    4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

    Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

    Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

    Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

    Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

    К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

    • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
    • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

    Детей из данной группы допускают до…

    1. Сдачи норм ГТО.
    2. Учебных занятий в полном объеме.
    3. Сдачи нормативов.
    4. Тренировок в спортивных секциях.
    5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
    6. Участия в туристических походах.
    7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

    Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

    В частности:

    • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
    • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
    • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

    Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

    В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

    • Слабо подготовленных в физическом плане.
    • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
    • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
    • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

    Детей из данной группы допускают до:

    1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
    2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

    До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

    Также им запрещены:

    • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
    • Длительный бег.
    • Большое количество повторений упражнений.

    Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

    В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

    1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
    2. Замена бега на ходьбу.
    3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
    4. Увеличение пауз для отдыха.

    Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

    • Печать и подпись.
    • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
    • Диагноз.
    • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

    Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

    Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

    В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
    • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
    • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

    Детей из специальной группы А допускают до:

    1. Занятий по специально разработанной программе.
    2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

    В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

    • Акробатические.
    • Силовые.
    • Скоростные.
    • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

    Запрещено:

    1. Участие в соревнованиях.
    2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
    3. Посещение спортивных секций.
    4. Сдача нормативов.

    Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

    В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

    То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

    Детей из специальной группы Б допускают до:

    1. Занятий ЛФК.
    2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

    В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

    В этом документе кратко о:

    Варикозное расширение вен

    Сердечная недостаточность это комплекс симптомов и клинических признаков

    Гипертония

    Гиперактивность

    Хроническая почечная недостаточность

    Болезни печени

    ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.

    Внутричерепна́я гиперте́нзия

    Головные боли Вегето-сосудистая дистония (всд)

    Поперечное плоскостопие

    Продольное плоскостопие Остеохондроз

    Варикозное расширение вен – это заболевание, которое характеризуется выступанием вен через кожу, а также истончению вен и образованию подкожных узлов. Это хроническое заболевание, основным признаком которого является увеличение диаметра вен, застой крови в них и последующее расширение. Это заболевание чаще всего наблюдается на ногах. Основной причиной, по которой развивается расширение вен, является слабость сосудов и венозного клапана. Слабость венозного клапана не позволяет полностью сдерживать обратный ток крови, в результате чего повышается давление на стенки сосудов, что и вызывает расширение вен. На самых ранних стадиях болезни часто не ощущается никаких неприятных симптомов кроме усталости и тяжести ног в области икр, которая проходит, если подержать ноги выше корпуса 10-15 минут. Ноги так же может сводить судорогой или как бы выкручивать. Первое, что замечает человек, при проявлении варикозного расширения вен – это мелкий косметический дефект в виде сосудистых звездочек. в дальнейшем могут появиться отеки, неприятные и болезненные ощущения, и даже изменения цвета кожи и возникнуть трофические язвы. Кроме того, существует и вторичное изменения в венах. Поврежденные вены хорошо видны. Запрещены такие упражнения как бег, силовые нагрузки, выпады, становая тяга, групповые виды спорта, восточные единоборства, а также посещение уроков африканских и ирландских танцев, для которых характерны подпрыгивания. Во время занятий йогой необходимо воздерживаться от позиций лотоса, алмаза и дерева. Смогут помочь специалисты по лечению вен – врачи-флебологи.

    Если хотите знать механизм, то читайте:

    Для начала надо понять, для чего нужны вены и как они работают. Задача вен – уносить из органов кровь после того, как та отдала клеткам все необходимое и забрала от них все ненужное. По венам кровь течет к сердцу, а потом – к легким, где происходит газообмен, венозная кровь насыщается кислородом и превращается в артериальную. Стенки вен тонкие и не могут сами сокращаться. Что же в таком случае обеспечивает течение крови по венам? Роль «венозного мотора» выполняют в нашем организме несколько специальных систем. 1. Мышечная помпа. У венозных сосудов нет собственной хорошо развитой мышечной оболочки. Но им на помощь приходят скелетные мышцы, в толще которых проходят вены. Своим сокращением мышца легко сдавливает вену, проталкивая по ней кровь. Значение мышечной помпы для всей системы кровообращения огромно, не даром ведь ее иногда называют «вторым сердцем» 2. Венозные клапаны. Внутренняя оболочка вен в некоторых местах образует выросты – клапаны. Их задача – регулировать «одностороннее движение» кровотока по венам. Благодаря работе клапанов венозная кровь может течь только в одну сторону – от периферии к центру, то есть, к сердцу. В норме обратный ток венозной крови невозможен, так как клапаны при этом сразу закрываются. В связи с тем, что человек – существо прямоходящее, венозной крови в ногах приходится подниматься вертикально вверх примерно на метр, сопротивляясь силе гравитации. Чтобы облегчить отток крови из нижних конечностей, природа «построила» там тройную венозную систему. Здесь есть поверхностные вены, лежащие прямо под кожей. Есть и глубокие вены, которые расположены, как ясно из названия, в глубине мышц. Третья венозная система соединяет глубокие вены с поверхностными. Поэтому-то и называются эти вены коммуникантными. Они призваны перераспределять нагрузку с одной венозной системы на другую. Основной отток осуществляется глубокими венами. Если они «испытывают трудности», то ведущая роль переходит к подкожным венам. Впрочем, они не могут долго играть роль лидера и в результате происходит варикозное расширение вен. Чтобы полностью обеспечить отток крови из ног, венозным «помощникам» приходится немало потрудиться. Поэтому значение нормальной работы клапанов и мышечной помпы для вен нижних конечностей особенно велико. Именно поэтому малейшее их нарушение может стать причиной варикозного расширения вен венозной недостаточности.

    Сердечная недостаточность это комплекс симптомов и клинических признаков , появляющихся на фоне нарушения насосной функции сердца. Сердце является центральным органом сердечно-сосудистой системы человека. При нарушении насосной функции сердца (способность сердца перекачивать кровь) возникает синдром сердечной недостаточности, то есть у больного развиваются ряд признаков и симптомов, говорящих о нарушении работы сердца. Причины сердечной недостаточности могут быть самыми различными. Симптомы хронической сердечной недостаточности это: отеки, одышка, хронический сухой кашель, слабость, сердцебиения.

    Одышка – это один из наиболее ранних и постоянных симптомов сердечной недостаточности. Вначале одышка появляется только при выраженной физической нагрузке, но со временем устанавливается одышка покоя и ортопноэ (появление одышки при нахождении больного в лежачем положении). У больных хронической сердечной недостаточностью одышка является своеобразным показателем их функционального потенциала. Эта взаимосвязь одышки и физической активности больного легла в основу классификации сердечной недостаточности на функциональные классы (ФК) : Появление одышки при сердечной недостаточности связано с нарушением циркуляции крови по сосудам легких (венозный застой в легочных сосудах) по причине неспособности сердца перекачивать поступающую к нему кровь. Застой крови в легких (малом кругу кровообращения) кроме одышки вызывает и такие симптомы как:

    Сухой кашель – весьма характерен для хронической сердечной недостаточности (сердечный кашель). Возникновение сухого кашля связано с отеком легочной ткани. Обычно кашель, как и одышка, возникает при физической нагрузке или в положении больного лежа, когда сердцу особенно тяжело справляться с возложенной на него задачей. В некоторых случаях сильные приступы сердечного кашля и одышки переходят в один приступ удушья (сердечная астма), что является признаком развития острой сердечной недостаточности.

    Ввиду того, что большинство больных с хронической сердечной недостаточностью принимают антигипертоническое лечение, в котором часто используются препараты ингибиторы АПФ (например, Каптоприл), способные вызвать сухой кашель (побочное действие), больным рекомендуется понаблюдать за кашлем и сообщить о его характеристиках врачу. Если кашель не связан с физической нагрузкой, положением тела или одышкой, и Вы принимаете препараты из группы ингибиторов АПФ, то, возможно, изменение лечения поможет избавиться от кашля.

    Отеки при хронической сердечной недостаточности чаще всего располагаются на ногах. В начале болезни отеки появляются в области лодыжек. Они нарастают к вечеру и полностью проходят к утру. При дальнейшем развитии болезни отеки захватывают область голени и бедра, а также другие части тела, и усиливаются к вечеру. Нередко кроме отеков у больных хронической сердечной недостаточностью можно отметить и трофические изменения кожи и ее придатков (пигментация кожи, изъязвления, выпадение волос, деформация ногтей и пр.). Мышечная слабость – это еще один из признаков хронической сердечной недостаточности. Появление этого симптома связано с уменьшением кровоснабжения мышц. Обычно больные жалуются на повышенную утомляемость и сильную мышечную слабость во время физических усилий. Боли в правом подреберье – это менее постоянный симптом хронической сердечной недостаточности. Наличие таких болей (тупые, ноющие боли) указывает на застой крови в большом кругу кровообращения (в частности в печени). Обычно в таком случае у больного присутствуют и другие симптомы застойной хронической сердечной недостаточности: отеки на ногах, асцит, гидроторакс, набухание яремных вен и пр. Эти и другие, менее распространенные симптомы хронической сердечной недостаточности, могут присутствовать одновременно с симптомами основного заболевания сердца (например, боли во время приступов стенокардии). При возникновении любого из описанных выше симптомов следует незамедлительно обратиться к лечащему врачу.

    Гипертония. Термин «артериальная гипертония» по смыслу аналогичен термину «артериальная гипертензия», однако его применение считается менее правильным, так как буквально слово гипертензия переводится как повышение давления, а гипертония - как повышение тонуса (что не всегда строго соответствует ситуации - артериальное давление может повышаться при неизменном и даже сниженном тонусе сосудов). Вообще речь идет о заболеваниях или состояниях, при которых артериальное давление становится выше нормального.

    Цвет кожи:

    Окраска кожи зависит от степени кровенаполнения кожных сосудов, содержания пигмента, толщины и прозрачности кожи. У здоровых людей кожа телесного, бледно-розового, цвета. При патологии она может быть бледной, красной, синюшной, желтушной, бронзовой и др.

    Бледная окраска кожи связана с недостаточным наполнением кожных сосудов кровью (спазм сосудов кожи или запустение их при остром кровотечении, скопление крови в расширенных сосудах брюшной полости, коллапс - острая сосудистая недостаточность). Она наблюдается и при анемии (малокровие), болезнях почек, некоторых пороках сердца (аортальные). При В12-фолиеводефицитной анемии бледная кожа приобретает желтушный оттенок, при хлорозе (дефицит железа) - зеленоватый, у онкологических больных - землистый, при малярии - пепельный или коричневый, при септическом эндокардите - цвет кофе с молоком.

    При анемиях бледность кожных покровов сочетается с бледной окраской слизистых оболочек (конъюнктивы глаз, мягкого и твердого нёба, десен, языка).

    Очень сильная бледность кожи встречается при развитии подкожных отеков, сдавливающих капиллярную сеть и оттесняющих ее от поверхности кожи. Особенно бледность выражена при отеках почечного происхождения.

    Бледность кожных покровов может наблюдаться также при хронических отравлениях ртутью, свинцом, а иногда и у здоровых людей с глубоко располагающимися сосудами.

    Красная окраска (гиперемия) кожи преходящего характера может возникать под влиянием психического возбуждения (гнев, стыд, волнение), чрезмерно высокой температуры воздуха, лихорадочных состояний, приема алкоголя, отравления окисью углерода.

    Гиперемированное лицо бывает у больных гипертонической болезнью. Иногда краснота более выражена не на лице, а на задней части шеи.

    При хроническом алкоголизме постоянно отмечается багрово-красная окраска кожи лица вследствие стойкого расширения капиллярной сети, особенно на спинке и кончике носа, на щеках.

    При эритремии (заболевание, характеризующееся повышенным содержанием эритроцитов и гемоглобина) лицо красное, с вишневым оттенком, сосуды конъюнктивы глаз расширены.

    При хронических заболеваниях печени наблюдается характерная красная окраска кожи ладоней («печеночные ладони»).

    Синюшная окраска (цианоз) кожных покровов обусловливается содержанием в крови большого количества восстановленного гемоглобина, что связано с плохим насыщением крови кислородом или замедлением кровотока. Цианоз бывает диффузный и местный.

    Диффузный цианоз встречается при заболеваниях легких, сердечной недостаточности. Резкий диффузный цианоз может наблюдаться также при врожденных пороках сердца, склерозе легочной артерии, эмфиземе легких (повышенная воздушность). Кожа при этом бывает голубовато-синеватого, темно-фиолетового и даже фиолетово-черного (чугунного) цвета.

    Местный цианоз является следствием местного застоя крови в венах и затрудненного оттока ее.

    Если цианоз располагается на губах, кончике носа, ушных раковинах, щеках, концевых фалангах пальцев рук и ног, он носит название акроцианоз.

    Степень выраженности желтушной окраски кожи и слизистыхбывает различной: от слегка заметной (субиктеричность) до охряно-желтой, темно-желтой с зеленоватым оттенком. Для выявления субиктеричности осмотр проводится только при дневном освещении. Она в первую очередь выявляется на склерах глаз и слизистой ротовой полости. Желтушная окраска кожных покровов более выражена в местах, прикрытых одеждой.

    Причиной желтухи служит накопление желчных пигментов (билирубин) в коже и слизистых оболочках вследствие нарушения оттока желчи из печени в результате закупорки общего желчного протока (камнем при желчно-каменной болезни, опухолью при раке головки поджелудочной железы), поражения печени (гепатит, цирроз) или гемолиза эритроцитов (усиленный распад). Желтушное окрашивание кожи может быть и результатом приема в больших дозах некоторых лекарственных средств (акрихин, хинин и др.), а также пищевых продуктов (морковь, цитрусовые). Однако склеры глаз при этом не окрашиваются.

    Бронзовая (коричневая) окраска кожи, напоминающая цвет старой потемневшей бронзы, может иметь темно- или коричнево-бурый оттенок.

    Темно-бурая окраска кожи наблюдается в случае надпочечниковой недостаточности (Аддисонова болезнь). При этом у больных более выраженное потемнение отмечается на открытых частях тела, в местах трения одежды, на складках ладоней, слизистой щек.

    Коричнево-бурая пигментация кожи, сочетающаяся с отечностью глаз (симптом очков), характерна для больных дерматомиозитом (болезнь, связанная с генерализованным поражением соединительной ткани).

    При длительном применении препаратов серебра (или при работе с серебром) кожа на открытых участках может быть серая (аргироз).

    Во время беременности наблюдаются интенсивная пигментация сосков, околососковых областей, белой линии живота, пигментные пятна на лице (хлоазма).

    Иногда на коже появляются депигментированные участки.

    Гиперактивность. Гиперакти́вность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.

    Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания. Гиперактивность - это один из признаков синдрома нарушения внимания, которое ранее вызвано минимальной дисфункцией головного мозга. Это одно из самых распространенных детских поведенческих расстройств, часто сохраняющееся и в зрелом возрасте. Гиперактивный ребенок имеет нарушенную тонкую моторику. Его движения неточны, угловаты и размашисты.

    Причины и симптомы гиперактивности

    Каковы же причины гиперактивности? Их множество. Это могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

    Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет – 3-10%.

    Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

    Дефицит внимания:

      Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки;

      Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;

      Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;

      Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое;

      Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;

      Частые потери нужных вещей;

      Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;

      Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

    Гиперактивность и импульсивность:

      При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;

      Частые подъёмы с места;

      Резкий подъём с места и быстрый бег;

      Невозможность участия в спокойном досуге;

      Ребёнок действует, как будто «заведенный»;

      Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;

      Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;

      Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;

      Вмешательство в разговор или деятельность других.

    Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

    Аутизм – это распространенное психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.

    При диагностике заболевания сегодня необходимо учитывать целый комплекс определенных факторов: клинические, наследственные, условия окружающей среды и другие. Аути́зм; де́тский аути́зм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

    Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. аутизм - скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится. Уверенность в привязанности у них умеренно снижена, хотя при более высоком интеллектуальном развитии или менее выраженном аутистическом расстройстве этот показатель нормализуется. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.

    Вопреки распространённому убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество - им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям чувство одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей

    Хроническая почечная недостаточность (ХПН) является патологическим симптомокомплексом, обусловленным резким уменьшением числа и функции нефронов, клубочковой фильтрации. ХПН развивается как следствие таких заболеваний и воздействующих факторов, как:

      хронический пиелонефрит гломерулонефрит

      болезни обмена (сахарный диабет, подагра)

      аномалии почек и мочеточников (гипоплазия почек, поликистоз почек, нейромышечная дисплазия мочеточников)

      интоксикации свинцом, ртутью, анальгетиками, антибиотиками и др.

    При появлении каких-либо симптомов этого патологического состояния необходимо обратиться курологу, пройти необходимые диагностические исследования и соответствующий курс лечения.

    Пациенты, страдающие дисфункцией почек, жалуются на повышенную утомляемость и общую слабость, на отечность тела и боль в суставах, у них наблюдаются желтизна кожи и склеры глаз, кожные поражения, характерен неприятный запах изо рта. И это лишь внешняя часть проявлений - при хронической почечной недостаточности происходит глобальная интоксикация органов и систем, нарушаются обменные процессы, нарастают дистрофические изменения в организме.

    Болезни печени

    Основные функции печени: 1. Участие в процессе пищеварения 2. Обезвреживание ядов и токсинов 3. Синтез компонентов крови 4. Синтез холестерина, коллагена, липидов, гормонов, ферментов, желчи. 5. Хранение витаминов, микроэлементов, крови. Основные функции желчного пузыря: 1. Регуляция выделения желчи. 2. Сгущение желчи. 3. Нейрогуморальная регуляция Обращаю ваше внимание на тот факт, что печень сама по себе не болит даже когда находится в очень плачевном состоянии. В основном болит только желчный пузырь.

    Названия болезней желчного пузыря по Международному Классификатору Болезней (МКБ): Холецистит Дискинезия желчевыводящих путей Названия болезней печени по МКБ: Гепатит Гепатоз Цирроз печени

    Факторы, вызывающие болезни печени

    Болезни печени могут быть вызваны следующими факторами:

    врождённые дефекты или повреждения, полученные при родах

    нарушения обмена веществ или другие нарушения жизнедеятельности организма

    вирусные и бактериальные инфекции

    алкоголь

    наркотики

    токсичные вещества

    гепатиты и циррозы

    определенные лекарства, которые токсичны для печени (лекарственная интоксикация)

    пищевое отравление

    травмы или увечья

    Обращаться к лечащему врачу.

    ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.

    Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. У детей 2-4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера.

    Хронические заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), но нередко они возникают в возрасте 4-7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки, болезни кожи, желудочно-кишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов пищеварения, дыхания, нервно-психические расстройства.

    Выделяют следующие группы здоровья: группа I - здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют; группа II - здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью; группа V - больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.

    Kомплексную оценку состояния здоровья дает врач-педиатр дошкольного учреждения, школы. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.

    Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

    Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

    Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

    Примерные сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний

    Заболевание

    Прошло с начала посещения школы после болезни

    Примечание

    2-4 недели

    В после дующий период избегать охлаждений (плавание, лыжи и др.)

    Бронхит, ОРВИ

    Отит острый

    Пневмония

    1-2 месяца

    2-4 недели

    Острые инфекционные заболевания

    1-2 месяца

    При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердца

    Острый пиелонефрит

    Избегать переохлаждения (плавание и др.)

    Гепатит вирусный

    Аппендицит (после операции)

    Перелом костей

    Сотрясение мозга

    2 месяца и более

    Внутричерепна́я гиперте́нзия повышение давления в полости черепа. Может быть обусловлено патологиейголовного мозга (черепно-мозговая травма, опухоли, внутричерепным кровоизлиянием,энцефаломенингитом и др.). Возникает в результате увеличения объёма внутричерепного содержимого: спинномозговой жидкости (ликвора), тканевой жидкости (отёк мозга), крови (венозный застой) или появления инородной ткани (например, при опухоли мозга). внутричерепная гипертензия не болезнь, не самостоятельное заболевание, а лишь симптом других вполне конкретных и определенных болезней. При значительном повышении внутричерепного давления возможны расстройство сознания, судорожные припадки, висцерально-вегетативные изменения, дрожание конечностей и т.п.. Для старших детей характерна рвота, упорные головные боли, быстрая утомляемость, частые смены настроения, задержка умственного развития, изменение двигательных навыков, склонность к судорогам, косоглазие При дислокации и вклинении стволовых структур мозга возникают брадикардия,(изменение сердечного ритма, при котором происходит уменьшение частоты сердечных сокращений до 50-30 ударов в минуту) нарушение дыхания, снижается или пропадает реакция зрачков на свет, повышается системное артериальное давление. Ограничения: нельзя выполнять прыжки, наклоны, резкую смену положения корпуса.

    ГОЛОВНЫЕ БОЛИ

    Боли в голове подразделяются на: - Частые боли в голове. Основными причинами их являются болезни сосудов (гипертония, височный артериит, атеросклероз сосудов головного мозга), остеохондроз позвоночника, болезни глаз (глаукома), зубов, мигрень. - Боли в голове приступами. Характерны для гипертонии (гипертонических кризов), феохромоцитомы, мигрени. - Боли в голове, сопровождающиеся тошнотой и рвотой. Характерны для феохромоцитомы, гипертонии, из заболеваний нервной системы – для мигрени и повышенного внутричерепного давления. Повышенное внутричерепное давление может быть при гипертонии, кровоизлияниях в мозг, опухолях головного мозга. - Боли в голове ночные или ранним утром. Характерны для повышения внутричерепного давления. - Боли в одной половине головы. Характерны для мигрени. - Боли в голове, сопровождающиеся нарушениями зрения (мелькание мушек перед глазами, ухудшение зрения) и/или светобоязнью. Характерны для гипертонии, мигрени. Повторяющиеся боли в голове с одной стороны лица, очень сильные, приступами. Характерны для неврита тройничного нерва – воспаления ветвей одного из черепно-мозговых нервов, благодаря которым имеется чувствительность на лице, осуществляется движение мышц лица. Другие виды боли в голове: - Ноющая боль в голове. Монотонная, сдавливающая, распространяется по всей голове, часто захватывая и виски. Встречается чаще всего – ею страдают до 60% людей. Причины: стресс, усталость, эмоциональные встряски, перенапряжение зрения. Рекомендуется: мануальная терапия, массаж шеи, плеч, головы. Могут помочь успокаивающие препараты (настойка валерьяны, мяты, пустырника). Стоит попробовать примочки с валерианой (2 столовые ложки залить стаканом кипятка и настаивать 15-20 минут, смочить марлю и наложить на лоб и глаза на 20 минут). Для поддержания нервной системы полезны витамины группы B и магний (Mg). По возможности – снизьте нагрузки. - «Шейная» боль голове средней интенсивности, распространяется от основания шеи к затылку, затрагивает виски и глаза. Боль может сопровождаться головокружением, мышечной болью в шейном отделе позвоночника. Причины: простудные заболевания, остеохондроз, перенапряжение шейных мышц, травмы шеи и позвоночника, воспаление суставов. Рекомендуется: смените подушку (лучше на ортопедическую из латекса или с травяным наполнителем). Ослабят боль крепкий чай с медом и молоком, горчичник или примочка с валерианой, наложенные на заднюю часть шеи и затылок. Полезна гимнастика, особенно – растяжки, медленные повороты и наклоны головы. - Всеохватывающая боль в голове характеризуется ощущением тяжести и распирания изнутри, распространяется на всю голову. Усиливается при перепадах атмосферного давления, приеме алкоголя. Причины: повышенное внутричерепное давление. Рекомендуется: йога, снижение потребления соли и алкоголя, отказ от курения, курс поливитаминных препаратов. - Боль напряжение характеризуется появлением ближе к вечеру тупой монотонной боли по всей голове. Такое состояние может продолжаться несколько часов. Причины: самая распространенная причина – напряжение. Вы целыми днями сидите за компьютером, рабочим столом, в машине или, например, стоите у прилавка в одной позе, постоянно нервничаете, а дома спите на неудобной кровати и подушке. В результате – спазм сосудов головного мозга и шеи. При каких заболеваниях возникает боль в голове:

    Основные причины боли в голове: 1. Боли в голове при органических заболеваниях головного мозга или ликвородинамических нарушениях. - боли в голове, связанные с травмой головы (острой или хронической), которые могут быть локализованными или общими, плохо поддаются лечению; - боли в голове при объемных образования головного мозга, при этом голова обычно болит по утрам, боль в голове может сочетаться с тошнотой, рвотой; - боли в голове при воспалительных заболеваниях (менингит, менингоэнцефалит и др.). 2. Сосудистые боли в голове. - мигрень - это состояние, при котором появляются приступы сильной пульсирующей головной боли в одной из половин головы. Возможно также появление тошноты, рвоты, свето- и звукобоязни. Чаще всего мигренью страдают молодые женщины. Также известно о наследственной предрасположенности к мигрени. - боли в голове при артериальной гипертонии - встречаются не так часто, как это принято считать. Тем не менее, частый симптом при подъеме артериального давления - тяжелая, давящая, пульсирующая боль, которая обычно беспокоит в области шеи и затылка. 3. Психогенные боли в голове. - боль в голове напряжения - самая распространенная форма головной боли - возникает в ответ на психическое перенапряжение, которое является результатом острого или хронического стресса. Чаще возникает у людей с высоким уровнем тревожности, явной или маскированной депрессией. Это сжимающие, стягивающие, сдавливающие, постоянные боли, как правило, без четкой локализации, слабой или умеренной интенсивности, не усиливающиеся от физической нагрузки, протекающие по типу сдавления ("каски" или "обруча" вокруг головы). 4. Боли в голове, вызванные внемозговыми причинами - боли в голове при внемозговых инфекционных заболеваниях. Инфекции любого происхождения и местонахождения могут быть причиной до 40% острых приступов головной боли. Любые вирусные или бактериальные инфекции могут начинаться приступом головной боли, а уже позднее могут присоединиться остальные симптомы болезни, такие как повышение температуры тела, сонливость, отсутствие аппетита и другие проявления болезни. - действие лекарств/химических веществ. Из лекарств чаще всего головную боль (как при приеме препаратов, так и при их отмене) вызывают оральные контрацептивы, нитраты (например, нитроглицерин), кофеин. Из химических веществ следует отметить алкоголь, бензол, окись углерода, инсектициды, свинец. - боли в голове, связанные с метаболическими нарушениями (боли в голове при гипоксии, гиперкапнии, диализе и др.) - инфекционные заболевания (самые разные, в том числе грипп, ангина и многие другие); - боли в голове при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, других структур лица и черепа (боли в голове при глаукоме, синусите и др.). - боли в голове при остеохондрозе шейного отдела позвоночника - боли, как правило, имеют одностороннюю локализацию в шейно-затылочной области и распространяются на височно-глазничную область. Боль в голове может проявляться эпизодически или носить затяжной, хронический характер. Часто пациенты с данной патологией жалуются на ограничение движений в шейном отделе позвоночника, скованность в мышцах шеи и спины, значительное снижение объема произвольных движений в них. Боли могут возникать без видимой причины, однако, значительно чаще провоцируются механическими факторами. Как правило, возникновению таких головных болей предшествуют эпизоды кожного перенапряжения - сон в неудобной позе, длительная физическая нагрузка, связанная с наклоном или пере разгибанием головы, непривычные физические нагрузки. Однако, не всегда изменения, обнаруженные при рентгенологическом исследовании шейного отдела позвоночника, проявляются головной болью или другими неврологическими симптомами. Наличие признаков остеохондроза позвоночника на рентгенограммах после 25-30-летнего возраста является почти обязательным, но это не означает, что имеющиеся боли во всех случаях связаны с этими изменениями.

    Освобождение от физкультуры при ВСД актуально для школьников и их родителей, но каковы шансы получить заветный документ, и какие преференции он дает, вопрос спорный.

    ВСД (вегето-сосудистая дистония) – это устаревшее название вегетативной дисфункции. Термин употребляется только отечественными медиками в отношении множества разных по проявлению и происхождению дисфункций внутренних органов, вызванных нарушением их нервной регуляции.

    Вегето-сосудистая дистония часто впервые выявляется в школьном возрасте, что объясняется усилением темпа жизни, возрастанием нагрузки в процессе учебы. Организм, не способный выдержать такое давление, защищаясь и требуя передышки, «заболевает». Это выражается в виде невроза, сопровождаемого нарушениями работы внутренних органов, имитирующими характерные симптомы хронических заболеваний. Состояние существенно ухудшается, если оно сопровождается или истерией, ипохондрией и .

    Почему дети не желают ходить на физкультуру

    Обнаружив, что у ребенка вегето-сосудистая дистония, родители спешат заполучить справку, дающую освобождение от физкультуры.

    Причины такого поведения любящих родственников – ребенок ослаблен, он не любит этот предмет, значит, нужно избавить его от лишнего стресса.

    Дети не любят уроки физкультуры и мечтают получить освобождение от нее потому, что:

    • боятся не справиться с заданием учителя и стать посмешищем для сверстников;
    • дорожат своей привлекательностью для противоположного пола. Особенно это касается девочек, которым в дни менструаций не все учителя дают послабления. Еще не оформившиеся девушки боятся того, что могут запачкать форму, и это увидят одноклассники;
    • ребенок действительно болен, и это препятствует выполнению определенных упражнений;
    • на занятиях просто скучно.

    Подобные причины редко озвучивают ученики тех школ, где:

    • физкультурой с мальчиками и девочками занимаются отдельно;
    • учителя с уважением относятся к физиологическим особенностям маленьких женщин;
    • вместо традиционных уроков физкультуры предоставляется возможность выбора какого-либо вида спорта (плавания, аэробики, волейбола и прочего).

    Физкультура при ВСД

    Освобождение от физкультуры при вегето-сосудистой дистонии не положено.

    Сотрудники платных клиник, выдающие подобные документы, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за фальсификацию меддокументации. Поэтому получить заветную бумагу через них становится все сложнее.

    Освобождение от физкультуры на законных основаниях выписывается, если ребенок:

    — перенес заболевание в острой форме. Срок избавления от напасти составит от 2 недель до (редко) 1 месяца;

    — болеет часто и тяжело либо перенес травму, имеет серьезное заболевание. Тогда специальная комиссия (КЭК) вправе отлучить от занятий физической культурой на срок до 1 года.

    Аттестация

    Аттестация по физкультуре обязательна для всех. Если у ребенка диагностирована вегето-сосудистая дистония, он все равно должен аттестоваться.

    В зависимости от состояния здоровья учащихся их делят на подгруппы:

    — основную, где здоровые выполняют полную нагрузку;

    — подготовительную, предназначенную для детей с незначительными проблемами со здоровьем. Ребята занимаются вместе с основной группой, но не выполняют некоторые упражнения;

    — спецгруппу, необходимую ученикам со значительными отклонениями. Основание для перевода в такую группу – справка КЭК, выдаваемая на определенный срок.

    Если есть полное освобождение от физкультуры, то ученик будет писать тематические рефераты, и он обязан посещать занятия, сидеть на скамье под присмотром учителя.

    Резюме

    Вегето-сосудистая дистония – это не болезнь, но может быть проявлением:

    • заболеваний центральной или периферической нервной системы;
    • проблем с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой или эндокринной системами;
    • хронического стресса, перенапряжения, переутомления.

    Поэтому при выявлении ВСД следует тщательно обследоваться для выявления серьезных заболеваний со сходной симптоматикой.

    Освобождение от занятий физкультурой при ВСД может дать отрицательный эффект – двигательная активность важна для гармоничного развития человека. Необходимо поговорить с ребенком, понаблюдать за ним и найти тот вид спорта, который подойдет именно ему. Некоторые учителя идут на встречу и позволяют заменить уроки физкультуры на регулярное посещение спортивных секций с условием успешной сдачи необходимых нормативов на базе школы.