Специальная группа по физкультуре болезни. Спецгруппы по физкультуре приказ

Одним из обязательных предметов школьной программы является физкультура. Она необходима для полноценного физического развития деток. Такой предмет помогает малышам сохранить свое здоровье в условиях постоянного нахождения за партой во время уроков, когда тело вынуждено большую часть времени находится в статичном положении.

Для большей части здоровых деток физкультура совершенно безопасна, однако есть определенные группы школьников, которым не рекомендуется выполнять определенные виды физических нагрузок. Поэтому все дети, посещающие школу, проходят обязательное обследование у педиатра, где их могут отнести к определенной медицинской группе для занятий физической культурой.

Принципы разделения

Не стоит путать группы здоровья, которые нужны в основном докторам, с медицинскими группами по посещёниям физкультуры.

Группы здоровья определяются ещё в новорожденном возрасте и могут корректироваться по мере роста ребенка.

Медицинские группы для занятий физкультурой обычно определяются перед поступлением в школу и требуют ежегодного подтверждения либо опровержения.

В большей части школ учителя не могут в точности определить смысл спецмедгруппы и не знают, чем занятия у таких деток отличаются от ЛФК. Однако лечебная физкультура проводится лишь специалистами-докторами, в то время как обычный урок физкультуры у детей из спецгруппы проводит педагог, который способен подобрать наиболее оптимальные методики тренировки.

Все школьники в начале учебного года, либо незадолго до него, в зависимости от анамнеза, распределяются ровно на три группы, а именно основную, подготовительную, а также специальную.

Доктор, который проводит распределение, принимает в учёт особенности здоровья и функционального состояния организма. Если поднимается вопрос о спецгруппе, врач должен обязательно установить диагноз и указать степень нарушений функциональной деятельности организма.

Правила определения медицинских групп ля занятий несовершеннолетними

1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой:

основная,

подготовительная

и специальная.

3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:

без нарушений состояния здоровья и физического развития;

с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:

имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3 — 5 лет.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.

5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».

5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:

с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;

с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.

5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н «ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В НИХ»

Рабочая программа по физкультуре по теме:
Программа по физической культуре Специальная медицинская группа » А»

Использую программу для СМГ с 1 -11 класс, считаю ее эффективной.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Гимназия № 30»

Рабочая программа для учащихся 1-11 классов

Физическая культура в специальной медицинской группе

Проблема сохранения и укрепления здоровья становится в нашей стране все более острой и ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит физической культуре — важнейшему элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление здоровья нации и формирование здорового образа жизни, возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, создания условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации. Оздоровительная направленность физического воспитания требует обязательного врачебного контроля, за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обращая особое внимание на учащихся, отнесенных к специальной группе. Одна из причин ухудшения здоровья подрастающего поколения состоит в том, что с поступлением в школу двигательная активность падает на 50% у младших школьников (по сравнению с дошкольниками) и на 75% у старших школьников, студентов, а это ведет к развитию гиподинамии. А гиподинамия снижает функциональные возможности подрастающего организма. Наши ученики мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 часа), во многих школах нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, нет горячего питания. Все это влечет за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья детского организма как функционального, так и органического характера (неврозы, нарушения сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.). Весьма важно благоприятное влияние физических упражнений на развитие внешнего дыхания. Дыхательные объемы на 20-30% выше у детей, систематически занимающихся физкультурой, чем у школьников с гиподинамией. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями развиваются приспособительные изменения сердца за счет небольшого увеличения в объеме, повышения тонуса и утолщения мышечных волокон сердца, так называемая умеренная гипертрофия миокарда, что повышает уровень и эффективность функционирования кардио-респираторной системы. Кроме того, для ребенка, страдающего гиподинамией, значительно возрастает степень опасности получения травмы, т.к. они плохо владеют своим телом в движении, имеют плохую координацию движений в пространстве. Исходя из вышеизложенного, видно, что борьба с гиподинамией, систематические занятия физической культурой, открывают резервы профилактики детского травматизма путем целенаправленного обучения детей необходимым и специальным двигательным навыкам, а также внедрения рациональных физических нагрузок, начиная с самого раннего возраста. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся образовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. К специальной медицинской группе (СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенного учебной программой (10-15% от общей численности учащихся). Они занимаются по специально разработанным программам по физической культуре. Отнесенные к СМГ освобождаются от участия в соревнованиях, от сдачи нормативов, им необходимы постоянные занятия физическими упражнениями. К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

Задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, являются:

  1. укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  2. улучшение показателей физического развития;
  3. освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств
  4. ;постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  5. повышение физической и умственной работоспособности;
  6. закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  7. формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  8. воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  9. овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
  10. обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания

Организационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает пофамильно списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 2 раза в неделю по 40 минут. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса.

Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:

  1. с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
  2. с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;
  3. с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.

Выделять следующие возрастные группы, не зависимо от заболевания:

от 7 до 10 лет – младшая;

от 11 до 13 лёт – средняя;

от 14 и старше – старшая;

При невозможности выделить специального педагога для СМГ, занятия с такими учащимися можно проводить:

  1. вместе с основной группой (но не желательно), но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.
  2. домашних условиях в виде домашних заданий (в исключительных случаях).

Наполняемость групп не менее 10 человек, но не более 15 человек. Если у школьных врачей возникает сомнения по определению медицинской группы, то назначается консультация врачей врачебно-физкультурного диспансера.

Требования к уровню подготовки обучающихся в СМГ «А»,

освоивших полный курс программы.

В результате освоения полного курса физической культуры обучающийся должен: Знать/понимать: — роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; -элементарные основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; -некоторые способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

Составлять и выполнять простейшие комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

Выполнять легкоатлетические упражнения,гимнастические (комбинации), технические действия спортивных игр;

Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья;

Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

Проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

Включения занятий физической культурой в активный отдых и досуг.

Аттестация этих обучающихся проводиться по бальной системе, где применяется « Индивидуальная накопительная ведомость обучающихся в СМГ». Оценивание таких детей проводится в первую очередь по их успехам в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении оценки (сумма баллов) необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать такой подход в оценивании, чтобы стимулировать его к дальнейшим занятиям физической культурой. Итоговая оценка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики индивидуальной физической подготовленности, прилежания и посещения занятий. Основной акцент должен быть направлен на динамику физических возможностей и стойкую мотивацию к занятиям физическими упражнениями. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены педагогом и сообщены родителям, выставляется положительная оценка. Положительная оценка должна быть выставлена и тем занимающимся, которые не показали положительной динамики в физическом развитии, но регулярно посещали занятия по физической культуре, старательно выполняли задания педагога, овладев доступными для него навыками, необходимыми знаниями в области физической культуры.В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускники общеобразовательных школ могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам.

Особенности построения урока в СМГе:

1 . Подготовительная часть до 20 минут – в начале урока производится подсчет пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера, которые в начале занятия выполняются в медленном темпе, затем в среднем. Нагрузка медленно повышается, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища.).Имея индивидуальные карточки по заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения.

2. Основная часть урока до 15 минут — отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможностей ребенка, основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Большое внимание уделяется улучшению координации, умению красиво двигаться. Для решения этого можно использовать: бег (отрезки по 20-30 метров), чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, упражнения на равновесие, на снарядах, Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты.

3. Заключительная часть — 3-5 минут- используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача — способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока (простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения).

Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает:

  1. дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений;
  2. учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений;
  3. подсчет пульса на каждом уроке.

Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформлен, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ — от сдачи любых нормативов освобождаются.

Основные требования к уроку СМГе:

1. Необходимо учитывать следующее:

Для СМГ «А» занятия должны проводиться при частоте пульса 120-130 уд./мин. в начале четверти, а к концу первой четверти довести интенсивность физических нагрузок в основной части урока до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд./мин. самые оптимальные для кардио-респираторной системы и дают хороший тренирующий эффект. При планировании физической нагрузки, учителя должны учитывать, что при одних и тех же упражнениях, у девочек пульс на 5-10 уд./мин выше, чему мальчиков. Такое существенное влияние на частоту пульса оказывает и эмоциональное напряжение » учащихся. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 уд/мин. После окончания занятий пульс у основной части занимающихся за 5-10 мин. должен вернуться к исходным данным, а после 1-1,5 месяцев систематических занятий и ускорению восстановления (в норме 3-5 минут). Особое внимание на занятии должны занимать Общеразвивающие и специальные дыхательные упражнения. Дети, отнесенные к спецмедгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучение правильному дыханию — это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучение рациональному дыханию способствует:

  1. быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;
  2. улучшению окислительно — восстановительных процессов в организме;
  3. повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
  4. общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма.

При небольшой нагрузке вдох следует проводить через нос, выдох через рот. Начинать обучение правильному дыханию надо с первых уроков, при самых простых упражнениях в заданиях, вдох через нос и выдох через рот: вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук: дыхание при приседании, наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различных темпах с различными сочетаниями количества шагов, вдоха- выдоха, например: на 3 шага — вдох, на 3 – выдох, на 4 шага — вдох, на 4 — выдох. Обращать внимание на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох. Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений может быть: 1:1; 1:2; 1:3; 1:4. При выполнении физических упражнений не следует задерживать дыхание. Необходимо научить учеников дышать через нос, глубоко, ровно, сочетая вдох и выдох с движением. Особое внимание уделяется выдоху, надо научить делать выдох наиболее полно и по возможности до конца. После относительно трудного упражнения обязательно делается пауза, во время которой следует медленно ходить, стараясь дышать глубоко, ритмично. Необходимо обучить детей грудному, диафрагмальному и смешанному типу дыханий. Приступая к занятиям, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, а при возможности — на открытом воздухе. В процессе урока необходимо делать 2-3 паузы по 1-2 минуте для отдыха, лучше отдыхать лежа или сидя. Следует научить детей полному расслаблению мышц. Все движения выполняются спокойно, плавно, без лишнего напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое, учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.

Воспитание правильной осанки, является одной из основных задач программы физвоспитания. Необходимо приучить детей правильно ходить, стоять, сидеть. Уроки должны включать не менее 10-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих формированию крепкого «мышечного корсета», применяя принцип «рассеянности» нагрузки на различные группы мышц. Учитель должен обращать внимание на положение головы, работу рук, туловища, ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Индивидуальный подход к занимающимся на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности. В СМГ могут быть учащиеся различного возраста с разными отклонениями в состоянии здоровья и различным уровнем физической подготовки. Очень трудно в этом случае подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся.Эту задачу педагог должен решать за счет наиболее правильного построения занимающихся, дифференцированного подбора исходных положений, амплитуды движения, дозировки, усложнения или упрощения упражнений и т.д.

Например, построение на таких уроках проводится не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге — более подготовленные дети, на левом — менее. Это позволяет дать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей (например, учащиеся на правом фланге продолжают приседания, а на левом — отдыхают). Перед каждым уроком определяют пульс, учащиеся с пульсом выше 90 уд/мин., ставят на левый фланг. При проведении эстафет, более подготовленные стоят в начале шеренги (они начинают и заканчивают эстафету). Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, его умения определить нагрузку и ход развертывания кривой нагрузки урока. Влияние физической нагрузки каждого урока на организм определяется по данным пульса, наличию субъективных данных, иногда артериального давления. Осторожное и постепенное увеличение физической нагрузки, как на каждом занятии, так и на протяжении всего периода лечения. Постепенность достигается переходом от простого к сложному, и от знакомого к незнакомому.

Дозирование нагрузок проводится:

  1. по выбору исходного положения
  2. количеству повторов
  3. активности выполнения
  4. темпу
  5. амплитуде движения
  6. сложности выполнения
  7. наличие эмоционального фактора
  8. количеству дыхательных упражнений
  9. использование предметов, тренажеров

Большое значение при занятиях со СМГ имеет систематическая информация об улучшении состояния здоровья занимающихся по данным медосмотров, а также проведение тестов физической подготовленности в определенных упражнениях, когда на конкретных примерах заметен рост результатов. Это побуждает к дальнейшим активным занятиям.

Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Преодоление трудностей должно стимулировать беспрерывное повышение функциональных способностей и физической подготовки. При обучении в специальной группе с первых занятий по физвоспитанию следует добиваться правильного усвоения основных упражнений и особенно правильного сочетания движений с дыханием. Поэтому темп урока в первые занятия медленный. Успешность обучения зависит от частоты повторений (не менее 3-4 раз) и качества выполнения того или иного упражнения. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. Необходимо, чтобы эти дети забыли о своих недугах, уроки в СМГ были уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Можно в уроки включать подвижные игры, элементы танцев, аэробики. Желательно уроки проводить под музыкальное сопровождение. Специально подобранная музыка положительно стимулирует физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой. Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематических занятий (3-5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами. В течение всего урока педагог контролирует общее состояние учащихся: по внешнему виду, пульсу, дыханию.

Главным признаком утомления являются понижение работоспособности в результате физических упражнений. Внешне это проявляется в ослаблении внимания, рассеянности, заметных нарушений правильного выполнения упражнений. Движения становятся менее точными, вялыми, неуверенными, ухудшается двигательная координация, появляются жалобы на общее недомогание, головную боль, бледность кожных покровов и слизистых оболочек. Педагогу надо помнить, что внешние признаки утомления выявляются уже тогда, когда они значительно выражены, т.е. субъективные жалобы обычно запаздывают из-за эмоционального подъема и возбуждения.

Небольшие признаки утомления вполне допустимы на уроках СМГ (это легкое покраснение кожи, незначительная потливость, лицо спокойное, дыхание учащается незначительно, оно ровное, координация движений четкая, бодрое выполнение команд). А если учитель заметил признаки утомления средней степени или выявил жалобы на плохое самочувствие, он должен направить ученика к врачу.

Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?

Главная > Консультации > омбудсмен > Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?

Урок физкультуры - это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

  • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

  • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
  • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» - обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки из Письма.

  • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
  • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
  • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
  • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ).

Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 - 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г. .).

Cмотрите так же...
Ответы к зачету по курсу Основы здорового образа жизни
Факторы риска для здоровья человека. Школьные факторы риска для здоровья.
Критерии здоровья. Группы здоровья детей. Физкультурные группы.
Физкультурные группы
Хрони́ческий тонзилли́т
Ожире́ние
Позвоночник
Плоскостопие
Особенности ревматизма у детей
Гастрит
Дискинезия желчевыводящих путей и желчного пузыря
Холецистит
Адаптация организма к условиям окружающей среды. Виды адаптации. Фазы адаптации. Механизмы адаптации.
Механизмы адаптации
Стресс. Стрессоры. Фазы стрессовой реакции. Механизмы стресса. Виды стресса.
Болезни адаптации. Способы преодоления неблагоприятного для здоровья действия стресса.
Условия труда как стрессирующий фактор. Влияние компьютера на здоровье.
Компьютер и здоровье человека
Здоровье учителя. Способы снижения неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье учителя
Биоритмы. Десинхроноз. Причины склонности к десинхронозу у детей. Профилактика десинхроноза. Возможности использования знаний о биологических ритмах организма для сохранения, укрепления здоровья и поддержания работоспособности.
All Pages

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет.Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная.

Основная группа – для здоровых детей. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная.

Подготовительная группа – для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники . Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год, на полугодие, на четверть), и конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Специальная.

Специальная группа – это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК . Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний (specgruppa).

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

В школах занятия в спецгруппе проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало – сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

4-7. Характеристика наиболее распространенных у детей школьного возраста хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (хронический тонзиллит, неврозы, ожирение, нарушения осанки, плоскостопие, вегетососудистая дистония, ревматизм, ревмокардит, гастрит, дискинезия желчевыводящих путей и желчного пузыря, холецистит). Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ - справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели - 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ - дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии - на 1 месяц.

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно .

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья.

Распределение на медицинские группы для физического воспитания осуществляется на основе данных о состоянии здоровья, физического развития, общей физической подготовленности и тренированности подростков. В соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» школьники и учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с ниже-средним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа: подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический. Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Лица, перенесшие заболевание или травму, временно освобождаются от занятий по физическому воспитанию на установленные сроки (приложение 1, 2, 3). Однако при этом не исключаются занятия физическими упражнениями в определенных формах лечебной физкультуры.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы.

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после травм

Название повреждения

Сроки, дни

Переломы костей нижних конечностей:

40-60 дн. со дня снятия иммобилизующей повязки;

5-6 месяцев.

Стопы – со стоянием отломков, не нарушающих свода и рессорную функцию

2-3 мес. со дня снятия гипсовой повязки

Стопы – со стоянием отломков, нарушивших свод и рессорную функцию

Переломы костей верхних конечностей:

Предплечья

Кисти и пальцев

45-60 дн. со дня перелома

45-60 дн. со дня снятия иммобилизации

30-45 дн. со дня перелома

Компрессионные переломы в грудном и поясничном отделах позвоночника

10-12 мес. со дня перелома

Растяжение связочного аппарата голеностопного сустава:

1 ст. – с микронадрывами связок

2 ст. – с выраженными повреждениями связок

3 ст. – с отрывом от кости

7-10 дней после повреждения

Растяжение и ушибы коленного сустава:

Без гемартроза и без повреждения связок

С незначительным кровоизлиянием в сустав, небольшим повреждением связок

С гемартрозом и повреждением связок

10-14 дней после повреждения

Не ранее 45 дней.

После операции удаления минисков коленного сустава

90-180 дн. после операции

Вывих локтевого и плечевого суставов

30-60 дн. со дня вывиха

Растяжение лучезапястного сустава

7-30 дн. со дня повреждения

Сроки начала занятий по физическому воспитанию после острых инфекционных заболеваний

Название повреждения

Сроки, дни

Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная)

Ангина флегмонозная

Аппендицит острый

После операции (протекавшей без осложнений) по поводу аппендицита

Бронхит острый

Ветряная оспа

Острое воспаление придаточных полостей носа

Пневмония

Гастроэнтериты и др. острые расстройства ЖКТ

Грипп – катаральная, желудочно-кишечная, нервная формы:

А) легкой и средней степени тяжести: высокая температура не более 4-х суток, отсутствие резко выраженных местных явлений

Б) более тяжелые (высокая температура дольше 5 суток, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации)

Дизентерия

Дифтерия

Воспаление почек (о. нефрит)

Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений, ограничения движений (чесотка, стригущий лишай)

Острое расширение сердца (вследствие спортивных или иных напряжений)

Отит (острый)

Плеврит сухой

Плеврит экссудативный

Ревматизм острый

скарлатина

Миокардит острый

Тонзиллоэктомия

Аденотомия

Вскрытие перитонзиллярного абсцесса

Резекция носовой перегородки

Радикальная операция на височной кости

грыжесечение

Сотрясение мозга

Примерное распределение на медицинские группы для выполнения программы по физическому воспитанию

Заболевания

Медицинские группы

Основная

Подготовительная

Специальная

Острая пневмония (бронхит)*

+ (на диспансерном наблюдении)

Хронический бронхит*

Бронхиальная астма*

+ (при стойкой ремиссии)

Туберкулез легких*

+(при снятии с диспансерного учета)

Перенесенный миокардит*

Врожденные пороки клапанного аппарата*

Приобретенные пороки клапанного аппарата

После хирургического лечения пороков сердца

Кардиотонзилогенный синдром*

Хронический гастрит, энтерит, колит

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

+ (при стойкой ремиссии)

Опущение внутренних органов

Хронический нефрит, пиелонефрит

Сахарный диабет

Ожирение

Грыжесечение, аппендэктомия, переломы опорно-двигательного аппарата

Сколиозы: Iст.

II, III, IV ст.

Параличи, парезы, гиперкинезы

Хронический тонзиллит компенсированный

декомпенсированный

Синуситы

Аномалии рефракции (миопия, гиперметрония)

Варикозное расширение вен нижних конечностей

* Для лиц с указанной патологией возможен переход в другую медицинскую группу с учетом результатов, полученных в ходе дополнительных и повторных углубленных обследований.

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального разерва и индивидуальных наклоннностей им рекомендуются занятия определнным видом спортав спортивных кружках и скциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет. Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничесния физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителяфизической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участи детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

Используемые материалы:

Бояться нечего. Это не значит, что ребенок болен или ущербен. Такую группу назначают, если врачи подозревают: здоровье конкретного чада слабее стандартного.

Нормативы подготовительной группы по физкультуре несколько ниже, нежели для прочих. Например, если вся группа должна пробежать длинную дистанцию за ограниченный временной промежуток, то для детей, к которым применяются ограничительные нормативы, важно просто справиться с дистанцией, а иногда ее продолжительность и сокращают.

Подготовительная группа по физкультуре в саду также предполагает особенное отношение к малышам: воспитатели должны сделать так, чтобы ребенок не перенапрягался. Недопустимо такое образование, которое пошло бы во вред, стало причиной ущерба здоровью.

О чем идет речь

Чаще всего ограничение по физкультуре - подготовительная группа. Но это не единственный вариант. Освобождений есть несколько типов, отличающихся друг от друга особенностями. Впрочем, чтобы понять суть ограничений, сперва нужно рассмотреть предмет. Применительно к чему вводится подготовительная группа по физкультуре?

Воспитание, культура в таком аспекте представляют собой элемент школьной программы, в обязательном порядке включаемый в стратегию воспитания детей вне зависимости от направленности, специализации учебного заведения. Выпустившись из школы и поступив в университет, молодой человек, имевший ограничения в прошлом, снова получит подготовительную группу по физкультуре, ведь в вузах тоже есть такой пункт образовательной программы. Характерен он и для учреждений средней ступени, профессиональных - словом, применяется везде и всюду.

А надо ли?

Статистика показывает, что в последнее время все больше становится учащихся с подготовительной группой по физкультуре. Сами дети зачастую совсем не рады этому предмету образовательной программы, да и у родителей он вызывает сомнения. Это стало причиной рассмотрения инициативы по отмене дисциплины. Исследовав вопрос с разных сторон, законотворцы пришли к выводу, что в настоящий момент физическое воспитание необходимо, отменять его было бы неразумным.

Как говорят специалисты, не стоит ждать исключения предмета в будущем. Если назначена подготовительная группа по физкультуре в ДОУ, школе, университете, придется следовать правилам: освоение программы необходимо, если нет противопоказаний к этому. Стоит отметить, что причисление к группе, в которой применяются сниженные нормативы, обусловлено не противопоказаниями к спортивной активности, а лишь возможной опасностью при повышенных нагрузках. В то же время определённые регулярные тренировки необходимы для полноценного развития детского организма.

Можно или нельзя?

Как оказаться по физкультуре в подготовительной группе по ФГОС или получить справку о невозможности занятий спортом в рамках образовательного процесса? Такое доступно только по итогам прохождения специализированного осмотра в государственной больнице. Доктора, исследовав здоровье ребенка, определяют допустимый для него уровень физических нагрузок. При показателях ниже нормы принимают решение о причислении к специальной или подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, университете воспитателями и преподавателями организуется таким образом, чтобы никто из группы, вне зависимости от особенностей организма, не чувствовал себя ущемленным.

Заключение о состоянии здоровья оформляет врач или медработник, трудоустроенный в образовательном учреждении. Врач выписывает справку, предназначенную для предоставления по месту учебы, указывая обоснования для причисления к специальной либо подготовительной группе. Физкультура в детском саду, школе, профессиональных и высших учебных заведениях будет преподаваться этому ребенку в соответствии с медицинскими показаниями.

Что встречается чаще?

Довольно большому проценту детей докторами рекомендованы занятия по физкультуре в подготовительной группе, а вот причисление к специальной встречается значительно реже. Подобная медицинская справка - не повод вообще исключить для ребенка физическое воспитание из образовательной программы, а лишь основание для применения к нему сниженных нормативов, в то время как сами занятия остаются такими же, как и для всех остальных. Исключение - конкретные особенности организма, относительно которых в медицинской справке доктор четко прописывает: это делать нельзя. Тогда занятия по физкультуре в подготовительной группе подчиняются врачебным указаниям.

Кроме специальной и подготовительной введены законодательством также основная и ЛФК-группы. Первая включает в себя всех учеников, не имеющих ограничений относительно спортивной активности, а вторая выдается детям, которым физическое воспитание запрещено. Таким больным приходится регулярно посещать поликлинику, где под контролем врачей заниматься какими-либо видами физических нагрузок. В образовательном учреждении ученику, студенту, располагающему соответствующей справкой, сразу ставят зачет по дисциплине.

А есть ли разница?

При планировании физкультуры подготовительной группы преподаватель учитывает, что отличий для таких учеников в сравнении с причисленными к основной категории очень мало. Есть поблажки относительно тестов, нормативов: сдавать их не придется. А вот все прочие занятия, то есть тренировочные, участники такой группы проходят наравне с абсолютно здоровыми детьми.

Как показывает практика, деление на четыре группы учитывается далеко не во всех образовательных учреждениях. С ЛФК это довольно легко объяснимо: детей, принадлежащих к такой категории, очень мало, а основания для причисления серьезны. Далеко не в каждой школе, учреждении среднего или высшего уровня есть лица, причисленные к ЛФК. А вот относительно подготовительной и специальной зачастую никаких различий не делают, делят учеников только на две категории: основная группа и та, к которой необходимо применять специальные требования. И получается, что преподаватель, учитывая, что нельзя подготовительной группе по физкультуре, применяет к этой категории не только ограничения, свойственные ей, но и указанные для специальной, то есть более серьезные.

А как оценивать?

Что нельзя делать подготовительной группе по физкультуре? В первую очередь - сдавать нормативы на общепринятом уровне. Это справедливо рождает сомнения: как же тогда оценивать деятельность учеников? Ведь группы группами, а зачет или незачет, итоговую оценку за четверть, полугодие или год ставить все равно придется.

В настоящий момент особенности этого вопроса рассмотрены в изданном Минобразования письме, выпущенном в 2003 г. Здесь указано на наличие основной, подготовительной, специальной категории, упомянуты отличия в образовательных программах, разнообразие структуры занятий и ограничения по объему. Законотворцы уделили особенное внимание уровню освоения программы и методам оценки этого факта.

И что сказано?

В соответствии с указанным письмом к подготовительной группе принято причислять физически недостаточно хорошо развитых детей, а также имеющих слабую подготовку, отклонения здоровья, но несущественные. Программа занятий для такой категории обучаемых соответствует основной. Ограничения накладываются лишь на интенсивность, объем нагрузок. В некоторых случаях такие ограничения вводятся на небольшой временной промежуток.

Для оценки успеваемости необходимо применять общие основания, то есть распространяющиеся на основную группу. Задача преподавателя - следить, чтобы ученики не совершали противопоказанных медиками движений. При формировании оценочных показателей за отчетный временной промежуток принимается решение на основании текущих отметок. Наиболее важными считаются оценки, полученные по итогам освоения некоторой темы. За год оценку ставят, анализируя показатели полугодий, четвертей.

Если врач сказал - так нужно

Когда доктор выписывает ребенку справку, подтверждающую его причисление к подготовительной группе по физкультуре, что нельзя делать, он указывает в документе, а на словах объясняет более подробно и доходчиво. Удивительно, но не только дети, но и их родители, а также преподаватели далеко не всегда уделяют этому достаточное внимание. Следует осознавать: если врачи отметили противопоказания, ограничения, время, допустимое для занятий, необходимо следовать этим правилам, чтобы не столкнуться с ухудшением состояния ребёнка. Не следует путать группы: какая прописана в справке, такая и есть. Указана подготовительная - это не повод паниковать и вовсе запрещать ребенку появляться на физкультуре, потому что отсутствие тематического воспитания негативно сказывается на здоровье, будущих возможностях и даже самосознании.

Подбор оптимальной группы для программы физического воспитания осуществляется до начала обучения в учреждении. Каждый современный ребенок имеет личную карту в поликлинике, к которой приписан. В документе указывается, к какой именно группе он причислен.

Как это выясняют?

Отнесение к конкретной группе возможно только при осмотре ребенка квалифицированным врачом-педиатром. Доктор оценивает анамнез, текущие показатели здоровья, изучает общее состояние, на основании чего формулирует выводы об отнесении к определённой группе. При принятии решения в пользу специальной необходимо сразу описать обоснование, указать диагноз, спровоцировавший такой вывод, а также описать нарушения работы организма, охарактеризовав их по общепринятой шкале степеней. Некоторые специальные случаи требуют сбора медицинской комиссии, принимающей окончательное решение.

Из года в год задача ребенка и родителей - проходить подтверждающие мероприятия для продления полученного статуса либо корректировки его в пользу более актуального нынешнему состоянию. Меняют группу, если регулярные обследования показывают ухудшения, улучшения здоровья.

Бумаги и правила

Как выше было указано, подготовительная, основная группы занимаются вместе. Разница между этими детьми - только в применяемых к ним нормативах и обязательствах по их исполнению, а также корректируется интенсивность занятий, объем.

При причислении к специальной группе ребёнок и его родители должны знать, что положено такой категории. Кстати говоря, сам процесс отладки системы физического воспитания применительно к специальной группе требует издания внутреннего школьного приказа за подписью директора. Им регламентируется, кто включен в специальную группу. Дополнительно возможно формирование бригады специалистов, выезжающей для определения состава группы учеников, занимающихся по обособленной программе. Для рассматриваемой категории необходима организация 2-3 получасовых занятий еженедельно. Задача преподавателя - предупреждать любые запрещенные для конкретного ученика нагрузки.

Кого куда: основная группа

Чтобы понимать, по каким основаниям могут причислять к разным группам, а также определить, насколько корректным было отнесение к конкретной, стоит рассмотреть внимательнее, каковы условия включения во все категории. Например, основная включает в себя детей, характеризуемых:

  • отсутствием нарушения здоровья;
  • легкими нарушениями.

К последним принято относить:

  • лишние килограммы;
  • дискинезию;
  • аллергические реакции в легкой форме;

Что можно?

На основании причисления к основной категории ребёнку придется сдавать положенные программой нормативы, участвовать в программе физического воспитания, проходя ее в полном объеме. Дополнительно можно заниматься в спортивных секциях, принимать участие в соревновательных мероприятиях, включая олимпиады, турниры, походы. Дети, принадлежащие к основной группе, могут проходить программу дополнительного образования в специализированных учреждениях: ДЮКФП, ДЮСШ.

Некоторые особенности здоровья накладывают ограничения на конкретные виды активности, не являясь при этом противопоказанием для включения в основную группу для школьной программы физического воспитания. Например, водный сорт запрещен для страдающих перфорацией барабанной перепонки, а гребля, велосипедные упражнения, боксирование - при круглой спине. Близорукость, астигматизм считаются противопоказаниями для боксирования, лыжного спорта в горах, мотоциклетного, а также для тяжелоатлетических занятий и прыжков в воду. Как правило, ребёнок и его родители знают о патологии развития, проблеме со здоровьем, а доктор формулирует рекомендации относительно физической активности, запрещённой в конкретном случае.

Вроде можно, а вроде и нет

Подготовительная включает в себя детей, отнесенных ко второй группе по состоянию здоровья. Статистические показатели свидетельствуют, что в настоящий момент каждый десятый ученик принадлежит к такой категории, а нередко частота еще выше. Если ребенок физически слаб, здоровье характеризуется морфофункциональными отклонениями, есть риск развития конкретных патологий, необходимо проходить программу физического воспитания по упрощенной форме. К подготовительной причисляют детей, у которых выявили хронические заболевания в период ремиссии. Длительность - до пяти лет (обычно).

Причисление к подготовительной группе допускает занятия в соответствии с обычной программой физического воспитания, но придется исключить некоторые упражнения, разновидности тренировок. Некоторым детям специалисты могут разрешить сдавать нормативы, принимать участие в мероприятиях. В отсутствии такого разрешения подобная физическая активность запрещена.

Нельзя!

При причислении к подготовительной группе ребенку нельзя участвовать в соревнованиях в отсутствии специальных указаний врача. Категорический запрет накладывается на продолжительные забеги, многочисленные повторения упражнений, нагрузки высокой интенсивности.

Преподавателю вменено в обязанность подобрать комплекс упражнений для учеников, причисленных к подготовительной группе. Важно учитывать специфику каждого конкретного случая, базироваться на информации из медицинской карты, где указаны возможные противопоказания. Врач, выдавая справку для зачисления в подготовительную группу, указывает в документе, в какие сроки можно перевести ребенка в основную.

А что можно?

Нужно понимать, что в отсутствии физического воспитания развитие ребенка также может пойти неправильно. На основании этого разработаны рекомендации относительно постоянной активности применительно к причисленным к подготовительной группе. Открытые занятия по физкультуре и обычные уроки связаны с необходимостью обеспечивать следующие элементы занятий:

  • ходьба (вместо бега);
  • чередование дыхательных упражнений и сложных занятий;
  • спокойные игры, не связанные с резкими движениями;
  • длительные паузы, позволяющие отдохнуть.