Метро и плеер несовместимы? Или почему слушать громкую музыку - вредно. Вред от громких звуков превышает наши ожидания

Мы живём в очень громком обществе, причём не только большая пиковая нагрузка воздействует на наши уши, но и постоянный, непрекращающийся шум постоянно «капает на мозги». Постоянно бормочет радио, за окном - никогда не прекращающийся траффик… Современный человек, пожалуй, никогда не остаётся в той тишине, что бывает на удалении от цивилизации, среди природы. А ведь все системы нашего организма сформировались ещё тогда, когда предки человека бегали за мамонтами и медведями по лесам и ни о каком радио не думали… То есть, адекватным для человека является куда меньший уровень постоянного звукового давления, чем тот, что присутствует ежесекундно в мегаполисах, где живёт большинство из нас.

Наиболее уязвим слух, конечно, при воздействии громких звуков, тогда как от шума страдает, скорее, мозг - возникают головные боли, бессонница или, наоборот, сонливость… Сконцентрируемся сегодня на повреждениях именно ушей, то есть на опасностях, связанных с громкими звуками.

Вполне физиологично, что после хорошего концерта человек испытывает снижение слуха. Не стоит, кстати, грешить именно на рок-концерты или хардкор (как в танцевальном, так и в гитарном смысле этого слова) - вечеринки. Замеры убедительно свидетельствуют, что при исполнении, скажем, Вагнера, дирижёр испытывает звуковую нагрузку, превосходящую все возможные санитарные нормы, в том числе, установленные для штамповочных цехов. И при этом у него нет никакой защиты, в отличие, от рабочих на заводе.

От громкого звука напрягается самая маленькая мышца человеческого тела и поворачивает малюсенькую косточку, передающую импульс с барабанной перепонки. Плечо рычага уменьшается и сила удара звуковой волны снижается. Мозг же рассчитывает силу звука с учётом напряжения мышцы и, хотя наши уши не воспринимают всей силы литавр или бас-гитар, сигнализирует нам о том, что музыка громка. Концерт кончается, но мышца не сразу расслабляется. Поэтому после шоу звуки нормальной громкости воспринимаются как через вату. Обычно это проходит через несколько часов и уже на следующее утро слух в норме. Однако, если подобное насилие над ухом происходит слишком часто, человек постепенно теряет возможность воспринимать тихие звуки - происходит, как говорят специалисты, снижение слуха.

Исследование, проведённое в Орландо, выявило, что около пяти миллионов детей в США, в возрасте от 6 до 19 лет, страдают от снижения слуха, вызванного регулярным грохотом, который им приходится переносить.

Чтобы начать терять слух, достаточно восьми часов воздействия звука громче 85 децибел, неважно, каков его источник. На практике это означает, что, если кто-то ещё слышит музыку в вашем плеере, а вы не снимали наушников почти целый день - копите деньги на слуховой аппарат.

Проблемы со слухом у детей часто остаются нераспознанными. Ребёнок не может полностью расслышать, что говорит учитель, а врач ставит диагноз «нарушение внимания», не подозревая у маленького и вполне здорового любителя музыки, снижения слуха.

Впрочем, исследования показывают, что люди очень разнятся в восприимчивости к шуму. То, что лишит одного возможности слышать, может оказаться легкопереносимым для другого. Из этих последних, надо полагать, и вербуются поклонники трэша и дум-металла…

Главное - не забывать, что единожды произошедшее снижение слуха, как правило, необратимо. Так что главное - следить за своим образом жизни, не забывать, что понятие гигиены включает не только заботу о волосах и зубах, но и внимательное, предусмотрительное отношение к звуковому окружению.

Ниже приведены таблицы по работе со звуком, а также уровни громкости наиболее частовстречающихся источников шума:

Это может накапливаться! Если кто-то подвергается воздействию звука или шума с переменной громкостью, то надо измерять кумулятивный эффект (накапливание). Причём необходимо помнить, что:

Снижение слуха с возрастом происходит достаточно критично, особенно после 40 лет (Рис.1). Важно помнить, что повреждения слуха тоже носят кумулятивный характер: если часть слуха потеряна, его уже не вернешь. Слуховые аппараты, конечно, позволяют функционально помочь в повседневной жизни человека, но слух они не восстанавливают. Так же важно помнить, что ухо неодинаково чувствительно к разным частотам. Если вы когда-либо видели кривые равной громкости(приведённые на Рис.2), то знаете, что ухо более чувствительно к одним частотам и менее чувствительно к другим. Есть специальные коэффициенты поправок, называемые dBHL и учитывающие этот факт. Еще одна важная особенность человеческого слуха заключается в том, что каждое ухо слышит так называемые "критичные" частотные полосы. Таким образом, мозг отфильтровывает то, что слышит ухо. Эта способность не восстанавливается при помощи слухового аппарата.

Многие люди, носящие слуховые аппараты, жалуются на то, что для того, чтобы что-то услышать, им необходимо сосредоточиться именно на этом источнике звука. Для звукорежиссера такое положение дел абсолютно неприемлемо, так как ему постоянно приходится иметь дело с множеством источников звука.

Некоторые считают, что потеря слуха - явление временное. Это отчасти так. Когда ухо подвергается воздействию громких шумов, оно защищается, в результате чего человек временно перестает слышать слабые звуки. Это явление называется "временный сдвиг порога слышимости". После прекращения шумов ухо возвращается в нормальное состояние за 12 - 14 часов. Если слух не восстанавливается, мы говорим о "постоянном сдвиге порога слышимости".

Другой формой постоянного повреждения слуха является тиннитус (звон в ушах). Сам по себе он неизлечим, однако в этом направлении достигнуты определенные успехи. Важно помнить, что тиннитус не связан напрямую с потерей слуха, его можно заполучить сохранив слух.

Многие учёные вообще твердо убеждены, что шум является "загрязнителем рабочей среды" и наносит серьезный ущерб здоровью служащих, так как:

его воздействие приводит к повышению давления;

у 60% персонала происходят нарушения сна и изменения в характере далеко не в лучшую сторону;

5% сотрудников становятся вспыльчивыми и раздражительными;

у 28% женщин нарушается менструальный цикл;

40% людей теряют слух.

Именно поэтому установлены ограничения и изданы нормативы, регламентирующие шумовое воздействие на людей. По информации Всемирной организации здравоохранения, человек не может отдыхать при шуме свыше 40 децибел. Для подростков предельно допустимая сила звука - 70 дБ, для взрослых - 90 дБ.

Зоны свыше 85 дБ опасны, а в зонах с шумом, превышающим 135 дБ, запрещено даже кратковременное пребывание людей. Шум в 150 дБ не переносится человеком, а при 180 дБ уже наступает "усталость" металлов (!) и выбиваются заклепки. Теперь уже вряд ли кто-то назовет полезными звуки дискотеки: их сила порой достигает 105 - 110 дБ, что приравнивается к грохоту, производимому деревообрабатывающими станками. Кстати, врачи заметили, что даже поездки в метро не безопасны для нашего здоровья: звук тормозящего поезда иногда достигает 110 - 120 дБ и совсем чуть-чуть уступает реву реактивного двигателя, который равен 140 дБ.

Профессиональная глухота чаще всего поражает людей "шумных" профессий: клепальщиков, молотобойцев, ткачей, артиллеристов, звукорежиссеров, музыкантов джазовых и симфонических оркестров. К группе риска относятся даже космонавты, поскольку круглосуточная работа приборов и вентиляторов создает на космических станциях шумовой фон 80 децибел.

Шум, безусловно, способен на многое. В некоторых странах приняты законы, запрещающие жителям шуметь после определенного времени суток. В Германии всякий гражданин имеет право вызвать полицию, если соседи мешают ему спать. Существуют даже научно-популярные брошюры о том, что следует и что не следует считать шумом, а также что преследуется по закону. Однако еще никогда недовольство шумом не доходило до убийства. Но рано или поздно в этой жизни случается все: 16 июня 2001 года в бывшей столице Бразилии Рио-де-Жанейро пенсионер застрелил из охотничьего ружья 14-летнюю девочку и ранил ее подругу только за то, что дети шумели во время игры:

Слабый шум "ведет" себя по-разному. Но это уже больше зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуального отношения. Вспомните: когда вы чем-нибудь заняты, то вряд ли замечаете и реагируете на шум, производимый собственной персоной. А вот посторонние, отвлекающие шумы могут раздражать до бешенства. Так что, если захотите узнать, какой у вас тип высшей нервной деятельности, проверьте себя слабым шумовым воздействием. При этом возьмите на заметку, что менее чувствительны к шуму люди сильные и уравновешенные.

И уж если так вреден слышимый шум, то как же ведут себя его безголосые вездесущие "братья"?

В начале недавно отшумевшего века американский физик Роберт Вуд выяснил, что инфразвук вызывает у людей болезненные реакции. Когда ученый включил в одном из лондонских театров инфразвуковую трубу, которая, по его замыслу, должна была создать в зале тревожное настроение, зрителей обуял самый настоящий ужас. В зале же творилось необъяснимое: дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров:

При частоте 5 Гц повреждается печень, 6 Гц - развивается морская болезнь, а также ощущение усталости, тоски. Инфразвук в 7 Гц может остановить сердце и разорвать кровеносные сосуды. Низкие частоты способны вызвать панику или приступ безумия. Советский психиатр М. Никитин в 1934 году наблюдал припадки у больных эпилепсией, слушающих игру на органе. Оказывается, органные трубы порождают и инфразвуки. Причем для звука, вызывающего незначительные изменения в настроении, большой интенсивности не надо. Исследователи, проводившие опыты по воздействию низкочастотных колебаний на человека, собирали большую аудиторию на лекцию, а затем, когда слушатели были особенно поглощены рассказом, излучали с помощью специального аппарата инфразвук. И люди уходили, не вынося его действия, хотя и не осознавали, почему они это делают.

В природе такие колебания порождаются грозами и сильнейшими ветрами, солнечными вспышками и штормами; сопутствуют выстрелам, взрывам, обвалам, землетрясениям. Во время даже небольшого шторма мощность инфразвуков достигает десятков киловатт, и влияние их распространяется на сотни километров вокруг. Промышленные инфразвуки исходят от заводских вентиляторов, воздушных компрессоров, дизелей, всех медленно работающих машин. Никуда не деться и от такого привычного постоянного источника, как городской транспорт.

Однако определенные низкочастотные звуки, действуя на слуховые анализаторы мозга, "убеждают" человека бросить курить, спокойно спать, соблюдать диету, быстро читать, усваивать иностранные языки, преодолевать стрессы и испытывать нежные чувства. В Японии, например, выпущены музыкальные магнитофонные кассеты с наложенным на пленку низкочастотным текстом, неуловимым для слуха человека, но воспринимаемым его сознанием. А в закрытых лабораториях тем временем (что уж скрывать?) полным ходом идут исследования по созданию инфразвукового оружия:

Ультразвуки не менее: "молчаливы", но обнаруживают свое действие весьма ощутимыми проявлениями. Они оказывают сильное влияние на живые организмы: нити водорослей разрываются, клеточки животных лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1 - 2 минуты; температура тела испытуемых животных повышается - у мыши, например, до 45°С.


Неслышимые ультразвуки, как и невидимые ультрафиолетовые лучи, нашли применение в медицине. Так, ученые заметили, что различные шумы вызывают резонанс в мышечных тканях, что приводит к непроизвольным сокращениям мышц без участия мозга. Мышцы сокращаются незначительно, но именно это вызывает потребность произвести более основательные движения. Таким образом, если необходимо побудить людей к каким-либо действиям, шумы и ударные инструменты могут оказать значительную помощь. Для преодоления тормозящих влияний парасимпатической и эндокринной систем используются звуки с частотой около 0,9 Гц. Это песни и музыкальные произведения, активизирующие функцию внешнего дыхания, вследствие чего развивается гипероксия мышечной ткани и повышается так называемый тонус: энергия выплескивается через край, а состояние сонливости и готовности к отдыху исчезает, сменяясь бодростью и жаждой активных действий.

Однако не все шумы способны побуждать людей к активности. Точнее, различные группы мышц возбуждаются от различных видов шумов. Более того, шум должен быть прерывистым. Наиболее сильно способствуют активности мышц так называемые розовый (300 - 1200 Гц) и коричневый (25 - 300 Гц) шумы. Наименее результативным и одновременно наиболее распространенным является белый шум (от 1000 - 20 000 Гц), присутствующий в шорохе листьев, порывах ветра, шипенье пара. Зрители на больших стадионах криками и разговорами генерируют розовый и коричневый шумы, что является одной из причин буйства толпы, происходящего во время футбольных матчей. Драки и погромы, сопровождающие большие спортивные соревнования, - следствие повышенной мышечной активности: ведь вялый, сонный и уставший человек не станет всего этого делать. Конечно, стимуляторами активности футбольных фанатов являются многочисленные факторы - звук лишь один из них, причем довольно значительный.

Соответствующий шум может акцентировать кульминационный момент публичного выступления. Для этого после важной фразы, сказанной оратором, должен последовать достаточно громкий (или периодически возникающий и исчезающий) коричневый шум. Гул, являющийся фоном речи, активизирует людей, и оратору легче побудить их к каким-либо действиям. Этот прием используют во время своих предвыборных кампаний многие американские политики, выступающие под одобрительные крики, гул толпы и т. п.

Ученые обнаружили, что громкие звуки — музыка на рок-концертах, шум станков и прочее — повреждают наш слух, причем сразу это может быть незаметно, и в обычных тестах на слух проблема не выявляется. Об этом рассказывает издание STAT. Со временем такое нарушение начинает выражаться в том, что человек не разбирает речи в шумной обстановке и часто ощущает гул в ушах. Этот феномен изучает Чарльз Либерман из Гарварда. Словом, шум опаснее, чем мы думали.

Ученые называют это «скрытой потерей слуха». Чтобы разобраться в исследовании Либермана, нужно понимать, как мы слышим. Когда звук попадает в наши уши, его подхватывают так называемые волосковые клетки. Они обращают звуковые волны в сигналы, а нервы переносят эти сигналы в мозг. Людимогут терять волосковые клетки по ряду причин — от громкого шума до некоторых лекарств, или просто с возрастом. С потерей этих рецепторов слух ухудшается. Потеря волосковых клеток — как раз то, что что выявляет стандартный тест, аудиограмма.

Либерман в своей работе высказывает предположение, что есть и иной вид нарушения, который не уничтожает волосковые клетки, но приводит к проблемам со слухом.

Мэтт Гэрлок — 29-летний инженер и любитель рок-концертов. «Домой возвращаешься, и в ушах звенит несколько дней, а потом проходит», — вспоминает он. Однажды в Лас-Вегасе Мэтт посетил пару вечеринок в клубах — и шум в ушах не прошел. Аудиограмма показала, что все в норме. «Я заметил, что начал наклоняться к людям и просить их повторить то, что они сказали», — цитирует автор материала Гэрлока.

Загадка того, что люди с идеальными аудиограммами жалуются на проблемы со слухом, беспокоит ученых давно. Роберт Файфер из Университета Майами говорит, что встречал такое у тех, кто служит в ВВС и работает вблизи самолетов — а также у подростков, которые любят слушать музыку слишком громко.

Связи между волосковыми клетками называются синапсами, и уодной клетки их множество. Исследования, проведенные Либерманом на животных, указывают на то, что можно потерять более половины синапсов — и это не будет заметно на аудиограмме. Выяснилось, что потеря какого-то количества синапсов разрушает послание, которые нервы доставляют в мозг, стирая детали, которые являются ключевыми для того, чтобы вычленить беседу из фонового шума.

Однако в ходе исследования на животных было сформулировано и одно обнадеживающее заключение: лекарство может стимулировать нервы на отращивание потерянных синапсов. Сам Либерман имеет долю в компании, которая пытается разработать такой препарат.

Пока же его нет, ученый советует беречь уши в шумных местах. «Звон в ушах — это некруто. Он говорит о том, что вы повредили слух», — комментирует он. Слух самого Либермана достаточно хорош — для возраста 65 лет, однако иногда он не разбирает, что ему говорят, если вокруг шумно. Либерман говорит, что дело скорее всего в том, что он мастер на все руки и годами часто пользовался шлифовальным станком и циркулярной пилой. «Теперь кошу газон только в берушах», — делится ученый.

В настоящее время огромное количество подростков не может обходиться без наушников. Очень часто представителей молодежи, слушающих музыку, можно встретить буквально везде: дома, на уроках и лекциях, в транспорте, и просто, идя по улице. Чтобы не отвлекаться самим и не привлекать к своей особе внимания со стороны прохожих, молодые люди все чаще выбирают вакуумные наушники, которые отличаются тем, что вставляются в уши очень глубоко. Звук в таких наушниках более качественный, практически не имеющий посторонних шумов. Однако любители слушать музыку постоянно, не задумываются о том, какой вред могут нанести своему здоровью. Ученые и врачи уже давно пришли к неутешительному выводу, что прослушивание через наушники громкой музыки постоянно, в течение длительного времени, . Сама природа, конечно, старается защитить наш слух от вредного воздействия. Мышцы слухового прохода служат ограничителем доступа опасных колебаний. К внутреннему уху во время воздействия на него громких низких и высокочастотных звуков. При длительном воздействии громких звуков мышцы утомляются и перестают служить защитой для внутреннего уха, а это приводит к повреждению специальных волосковых клеток, которые отвечают за передачу импульсов в мозг. Громкие высокие частоты особенно опасны для ушей, так же опасны и низкие частоты. Человеческое ухо приспособлено так, что без какого-либо вреда для здоровья оно может воспринимать громкие звуки кратковременный период, длительное же воздействие приводит к необратимым последствиям – значительному снижению слуха.

Если громкий звук более 70 ДБ постоянно действует на сенсорные клетки, расположенные в ушах, то у человека может развиться , которая со временем перерастает в хроническую форму. Мощность воспроизведения музыки современными плеерами до 110-120 ДБ. А уровень шума, который является безопасным для восприятия человеческим ухом – 25-30 ДБ. Лучше всего использовать наушники, заслоняющие полностью ушную раковину, тогда возможность достичь громкости, опасной для здоровья, сводится к минимуму. Очень рискованно превышать 80% громкость и 90-минутную продолжительность прослушивания каждый день в течение многих лет. Специалистами рекомендуется соблюдать «правило 60-60». Это означает, что нельзя наслаждаться музыкой на громкости более 60% и дольше 60 минут без перерыва. Вредной для слуха уже считается музыка, которая из наушников при прослушивании слышна окружающим людям.

Например, в Европе уже давно слушать музыку в общественном транспорте считается дурным тоном. Такое поведение молодежи воспринимается явным проявлением неуважения к окружающим.

От специалистов европейской комиссии поступило обращение к производителям музыкальных МР-3 плееров, принять как можно быстрее какие-то действенные меры для предупреждения наносимого ущерба здоровью от прослушивания громкой музыки.

Речь, конечно, не идет о запрещении выпуска в продажу музыкальных плееров, специалисты просто хотят добиться от производителей, чтобы они размещали на аппаратах наклейки, предупреждающие покупателей о том, что громкая музыка в наушниках вредна для здоровья.

Существуют люди, пользование наушников для которых – профессиональная обязанность. Радистам, звуковым инженерам, диспетчерам приходится пользоваться наушниками ежедневно по несколько часов в течение многих лет. Но такая многочасовая работа в наушниках, однако, не приводит к такому радикальному ухудшению слуха, как у пользователей плееров. Почему? Все дело в том, что портативными звуковоспроизводящими устройствами было порождено новое изобретение в виде наушников – вкладышей, которые еще называют «затычки», вставляющихся внутрь уха. Отличаются вкладыши, в принципе, от других типов наушников тем, что источник звука приближают максимально к внутреннему уху. Когда шум, измеряемый большим количеством децибелов, имеет повторяющееся воздействие – чувствительные нервные окончания перепонки отмирают. А только благодаря им человек способен слышать.

Врачи констатируют, что распространенной реакцией длительного и сильного шумового воздействия является звон или назойливый . А это является очень опасным симптомом того, что снижение слуха будет прогрессировать. А это, в свою очередь, помешает в будущем вести нормальную жизнь – учиться, получать образование, работать, создавать семью.

Только ленивый ещё не попытался пнуть меня за то рассказать мне, что слушать громко музыку в наушниках и с помощью колонок вредно. Почему вредно? А никто не знает. Но все усиленно боятся падения слуха, т.е. тугоухости.

Общая схема тугоухости такова. Вначале идут к доктору и надеются, что не будет ухудшения. И оно всегда есть. Затем наступает черед покупки слухового аппарата. И в нём громкость ещё выше, чем в наушниках и колонках. Но, с ним-то всё хорошо, доктор прописал.

P.S. Лично мне этот бред рассказывали лет так с 10, когда я ходил с наушниками, когда это ещё не было "мейнстримом". Да, и почему-то, солидные по мощности колонки и динамики - уже не вызывают такого стойкого желания дать столь ценный совет, проявить заботу о моём слухе.

Recent Posts from This Journal

  • Ощущение "всёпропало". Сейчас такое восприятие ситуации стало крайне модным во многих сферах жизни. Но, беда в том, что такое ощущение --…

  • Хорошо быть умным задним числом. Ведь кого не спроси -- современная музыка -- сразу же кажется плохой. А спустя время оказывается, что это был…

  • Последнее время все люди охвачены идеей про развитие: раннее развитие у детей, постоянно стараться развиваться у взрослых. И, конечно же, никто не…


  • Искренне заблуждающиеся люди. Видео

    Человек не хочет быть пойманным на том, что сам оказался не прав. Никто не хочет усомниться в себе. Отсюда и появляется странная уверенность и…

  • Нашли ответ на вопрос - как влияют наушники на наш слух ? Разобрались в правилах ношения. Стоит прочесть, чтобы в 25 лет не стать глухим.

    Чаще всего поисковый запрос «Как наушники влияют на слух» приводит к одной и той же статье, переписанной сотню раз. В результате верный ответ на вопрос найти довольно сложно. Сейчас разберемся хотя бы на самом базовом уровне, что же происходит на самом деле.

    Материал подготовлен при поддержке компании Audio-Technica .

    Что об этом думают официально


    Популярные ресурсы гласят, что человек слышит звуки с 10-15 дБ . Для шепота уровень громкости составляет около 20дБ, нормального разговора - около 30 дБ, а уровень крика равняется примерно 60 дБ. Предел безвредного уровня шума для слуха составляет примерно 80 дБ. Согласно большинству справочных таблиц, это уровень шума в метро.

    Реальная опасность появляется со 110 дБ . По данным большинства информагенств, уровень шума в наушниках составляет как раз примерно 105-120 дБ. Ну, это как двигатель самолета под ухом.

    Разбираемся дальше. Официально принято, что наиболее серьезное влияние на слух приносят наушники-вкладыши. Только из-за того, что они находятся значительно ближе к барабанным перепонкам. Конечно, вакуумные (внутриканальные) наушники еще вреднее . Они направляют звук четко на барабанную перепонку.


    Подливают масла в огонь противоречивые высказывания: «При регулярном прослушивании музыки в такого рода наушниках в течение 3-4 лет вам грозит потеря слуха 1 степени. Музыку в наушниках-вкладышах можно слушать не более, чем 30-40 минут в день, а с обычными наушниками - не более 1 - 1,5 часа. При этом громкость не должна быть максимальной, достаточно 60%.»

    Клинический случай. Что такое 60% и от какой величины они измеряются, если у меня кастомная прошивка плеера/смартфона? Почему я ношу внутриканальные наушники в течение 15 лет, и слышу превосходно для своего возраста? К тому же, мои наушники могут выдавать не более 85 дБ (ну хорошо, 95).

    Значит вреда нет, врачи лгут? Не все так однозначно. Просто копирайтеры в очередной раз облажались .

    Мнения свободных “экспертов”


    «Я с детства отличалась острым слухом, но в 14 лет очень увлеклась хард-роком, родители возражали против громкой музыки в квартире и я слушала любимые группы через наушники. Конечно громко. Слух сел конкретно, былой чуткости нет. Это не заболевание, я спрашивала на медосмотре, но теперь очень жалею. Так что не повторяйте моих ошибок, если цените остроту слуха.»

    «Недавно обратил внимание, что коллеги-диджеи стали прикладывать ладошку к уху, чтобы расслышать собеседника на расстоянии. Да и сам теперь играю с выкрученными на полную громкость мониторами.»

    «Особенно вредит слуху рок-музыка в наушниках. Ее можно слушать не более 10-15 минут в день . Бит и классику - до 14 часов . Главное, использовать хорошие наушники. Например, я использую Beats by Dr.Dre - они классно звучат и не портят слух.»

    Человеческий слух: истина


    Наушники могут приносить вред. Так же, как и любые другие источники звука. Точно можно говорить о том, что любые громкие звуки портят слух при длительном воздействии на слух. Даже монотонный рокот мотора или фоновый шум метро.

    Однозначно выявить скорость падения слуха очень сложно. С возрастом он снижается в любом случае. Ребенок слышит звуки с 10-15 Гц до 20 кГц . Взрослый - уже с 15-20 Гц до 16 кГц . Причем для каждой частоты звука - своя чувствительность, которая так же падает с возрастом.

    Обычно на частоте 10 кГц чувствительность уха у 60-летнего человека на 20-25% дБ ниже, чем у 20-летнего . Это результат развития органа, развития организма, старения тканей. В процессе участвует масса факторов, начиная от чувствительности тканей и заканчивая нейрофизиологией.

    Кроме того, органы слуха работают нелинейно. Наука, изучающая слух, психоакустика - один из сложнейших видов медицинской физики (или, если хотите, анатомии). То, что мы слышим, как мы слышим, и результат прослушивания - так же нельзя описать формулой «A+B=плохой слух».

    Акустическая волна в человеческих ушах преобразуется в наборы нервных импульсов. То есть, происходит «квантование» - разделение волны на отдельные элементы.

    Возможности кодирования не безграничны. Ухо воспринимает ограниченное количество одновременных звуков, различает ограниченное число тональностей и музыкальных интервалов, не может распознавать слишком быстрые и слишком медленные звуки.

    С этим связано понятие «маскировки звука» , которое отвечает за то, что из нескольких звуков человек отчетливо разбирает только один; внешний шум снижает разборчивость музыки и требуется повышенная громкость.

    Подробно о всех подобных явлениях можно прочитать в . Сегодня мы попробуем объяснить и обсудить одну из теорий о вреде наушников.

    Реальный и мнимый вред наушников


    Чем громче музыка в наушниках – тем хуже для слуха . Это абсолютно верно и просто. Выше громкость – выше давление, выше передаваемая акустической волной энергия, выше износ органов слуха (да, они изнашиваются точно так же, как суставы и другие ткани организма). Близость источника звука не влияет на скорость снижения слуха.

    К тому же существует утомляемость определенных частей внутреннего уха, которая изначально служит механизмом защиты человеческого слуха от действия громких звуков. Обращали внимание, что после посещения клуба день-другой мир кажется чуть приглушенным? Это уши спасают себя, временно снижая чувствительность для сохранения последующей функциональности.

    Прочие факторы влияют слабо. Да и много ли их можно назвать? Вид музыки, скорость музыки, качество музыки? Это относится больше к параметрам звуковосприятия и неврологии. Хотя необходимость напрягаться для того, чтобы разобрать слышимое – тоже может негативно влиять на слух впоследствии.

    Про маскировку мы вспомнили не просто так. Дело в том, что чем выше фоновый шум – тем громче должна быть музыка для того, чтобы быть услышанной. Отсюда следует, что наименее вредны те наушники, в которых можно обойтись низким уровнем громкости. С хорошей шумоизоляцией : мониторные накладные и вакуумные «затычки».

    Открытые наушники передают в ухо менее плотный звук, дают возможность более равномерного распространения волны. И с точки зрения влияния волны на материю, это менее вредно. Но в шумных местах они заставляют прибавлять громкость, и могут приводить к серьезным травмам. Которые станут заметны не сразу.


    В домашних условиях рекомендуется пользоваться наушниками открытого типа. Еще лучше – обычными акустическими системами любых видов. В любом случае, необходимо минимизировать влияние волн на внутреннее ухо и отдалить источник звучания.

    Не стоит увлекаться акустическими системами с запредельными воспроизводимыми частотами. Их все равно не слышно, но они могут влиять на ткани органов слуха – все равно происходит процесс передачи энергии, все равно до определенного момента ухо пытается работать. Зачем излишне его нагружать?

    В самой музыке стоит ограничивать диапазон верхних частот , особенно при высокой громкости. Да, с возрастом высокие будут слышны хуже - но постоянная «тренировка» не отдалит это время. Скорее - приблизит.

    В шумных местах стоит задуматься прежде всего о хорошей звукоизоляции. Такой, чтобы можно было слушать что-либо в наушниках на такой громкости, как и при прослушивании в тишине.


    Для внутриканальных наушников это скорее всего будут пенки (кстати, они решают проблему с излишним звуковым давлением даже при низкой громкости, поскольку хорошо поглощают звук).

    Для накладных – необходимо правильно подбирать амбюшуры . И саму модель наушников – они должны быть комфортны.

    Не старайтесь оглушить самого себя. Как определить правильный уровень громкости? Комфортным является уровень громкости, при котором достигается наибольшая разборчивость среднего диапазона (низкие частоты человек слышит лучше всего).

    Если при этом не получается достичь полной изоляции от окружающего мира, не стоит прибавлять громкость. Лучше вовсе отказаться от музыки , чем лишний раз заставлять уши работать на пределе.

    Что делать, если…


    Медленный износ внутреннего уха не поддается лечению. При ранних стадиях расстройств слуха возможна медикаментозная терапия, однако она действует 12-72 часа. В запущенных случаях решений нет – только слуховой аппарат.