Правила китайской медицины для сохранения здоровья и долголетия. Юнь лун китайская медицина для здоровья и долголетия

Китайская медицина для здоровья и долголетия

...

Традиционная китайская медицина впервые применила на практике принципы военного искусства Сунь-цзы, сформулированные еще 2500 лет назад. Юнь Лун, специалист по изучению Сунь-цзы и врач, создал книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине.

Предисловие к китайскому изданию

Все больше людей в мире разочаровываются в методах и подходах западной медицины и начинают интересоваться оригинальными системами оздоровления и саморегуляции. Кто виноват в столь печальном итоге индустриальной эпохи? Специалисты – медики, социологи и футурологи – винят в этом прежде всего сам научно-технический прогресс. Ускорение темпов жизни, увеличение числа стрессов, ухудшение экологической обстановки и высокая концентрация населения в городах – вот основные причины ускоренного разрушения нашего физического и психического здоровья. Согласно исследованиям, 80 % заболеваний сейчас – это болезни иммунной системы, а иммунитет, к сожалению, практически не поддается лечению современными химическими препаратами.

Однако есть страны, где, несмотря на высокую плотность населения и не слишком благоприятную экологию, наблюдается устойчивый рост средней продолжительности жизни. Одна из таких стран – Китай. На наш взгляд, этому есть две основные причины. Одна из них – широкое развитие на государственном уровне традиционной китайской медицины (ТКМ), которая, в отличие от медицины западной, рассматривает организм как единую целостную систему, и, прежде всего, стремится укрепить иммунитет пациента, дабы тот сам восстановил свое здоровье. Другая – тысячелетняя культура поддержания здоровья с помощью специальных упражнений.

В Китае в городских садах и парках повсеместно можно наблюдать одну и ту же картину: множество людей в спортивной одежде, молодых и пожилых, совершают странные, на взгляд европейца, движения. Те, кто постарше, выполняют упражнения из различных видов оздоровительной гимнастики цигун. Помоложе – делают резкие и энергичные комплексы движений ушу (воинские искусства). Можно сказать, что стремление к совершенствованию и сохранению здоровья и долголетия у китайцев в крови. Это часть нашей культуры и образа жизни. И такой настрой ведет нацию к здоровью и процветанию. В основе всех этих оздоровительных систем также лежат теория и принципы ТКМ.

«Искусство войны Сунь-цзы», созданное в эпоху Весен и Осеней, вот уже 2500 лет считается классическим произведением военного искусства. Проницательность философских идей и глубина мысли этого военного трактата всегда вдохновляли не только стратегов, но и предпринимателей, коммерсантов, спортсменов. Однако описанные в нем принципы военного искусства впервые применила на практике именно традиционная китайская медицина. Великие врачи Древнего Китая: Бянь Цюэ (период Борющихся государств), Сунь Сымяо (династия Тан), Чжан Цзиньюэ (династия Мин) и Сюй Да-чунь (династия Цин) утверждали, что «предотвращение болезней напоминает отражение атак неприятеля», «медицинское лечение подобно борьбе с противником», «составление рецепта напоминает расстановку войск», а «действие медикаментов похоже на телесное наказание». Эти глубокие и новаторские идеи сыграли поистине благотворную роль в искусстве врачевания.

Юнь Лун, специалист по изучению «Искусства войны Сунь-цзы» и врач ТКМ, развил идеи древних медиков, создав в итоге книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине Сунь-цзы.

Каждая глава этой книги посвящена доказательству диалектической связи между военным искусством и медициной. Главы по содержанию независимы друг от друга и в то же время тесно связаны между собой тем, что дают описания не только характерных примеров болезней, но и новых концепций, несущих отпечаток философской мудрости. Подлинно научный характер, богатство содержания, легкость чтения и познавательность в сочетании с практическими рекомендациями ставят эту книгу в разряд настольной. Она призвана вдохновлять на поддержание душевного равновесия и сохранение хорошего здоровья. Чтение ее будет особенно полезно тем, кто занимается традиционной китайской или западной медициной, поскольку применение военной доктрины в лечении или саморегуляции поможет им совершить чудеса.

Теоретические основы китайской медицины

Основные теоретические положения традиционной китайской медицины и «Искусство войны Сунь-цзы» увидели свет в одну и ту же эпоху. Совершенно очевидно, что медицинские теории и военный трактат несут отпечаток своего времени, используют сходную терминологию при изучении и решении проблем, таких, как соотношение Инь и Ян, недостаток (сюй) и избыток (ши), нападение (гунфа ) и укрепление (тяоян ), патогенная энергия (се ци) и жизненная энергия (чжэн ци).

Однако времена меняются. В настоящее время нам трудно представить классический язык, используемый традиционной китайской медициной, поэтому необходимо дать краткое объяснение специфических понятий древних медицинских теорий и военного дела.

ИНЬ-ЯН

В эпоху Весен и Осеней и в период Борющихся государств (720–221 гг. до н. э.) понятия Инь и Ян служили целому ряду философов для того, чтобы решать те или иные философские проблемы и познавать мир. Позднее возникло учение под названием «Инь-Ян»1. В «Сувэнь»2, первом трактате «Канона Хуан-ди о внутреннем», ее автор объясняет Ян и Инь следующим образом: «Инь и Ян составляют общий закон Вселенной, их соотношение позволяет анализировать и объяснять различные феномены и объективный ход развития, причины всех перемен и внутреннюю основу рождения всех вещей, их эволюцию и гибель. Поскольку бесконечное изменение мира определяется соотношением Инь и Ян, то для диагностики и лечения болезней следует исходить из этого фундаментального положения».

Схема Великого предела, символизирующего силы Инь и Ян

Применительно к военному делу можно сказать, что передвижение, остановка и развертывание вооруженных сил также должны подчиняться закону Инь-Ян, в этом случае армия может стать невидимой.

Учение « Инь-Ян » включает в себя ряд важнейших положений.

Во-первых, оно предполагает взаимодополнение, упорядочение и перемены. Теория делит все вещи в мире и каждую из них в отдельности на группу Инь и группу Ян. Как правило, Ян обозначает все, что имеет свойства ясности, подъема, динамизма, полноты, направленности вовне, тепла и легкости. Напротив, Инь обозначает все, что имеет свойства упадка, спокойствия, слабости, направленности внутрь, холода и тяжести. Так, небо – это

Ян, а земля – Инь, солнце- Ян, а луна- Инь, мужчина – Ян, а женщина- Инь. В человеческом теле сердце и легкие – Ян, а печень, почки и селезенка – Инь. Ци (жизненная энергия человека) – Ян, а кровь- Инь. Из двенадцати меридианов человеческого тела шесть с внешней стороныянские, а шесть – с внутренней- иньские. Для каждого органа его морфологическая часть – Ян, а функциональная– Инь. Так, например, существуют Инь и Ян сердца, почек и селезенки.

За счет своего противоположного характера Инь и Ян взаиморегулируются, и одно существует и увеличивается за счет другого. Когда нарастает холод, уменьшается тепло, и наоборот. Весной и летом постепенно становится теплее – начинает преобладать Ян, осенью и зимой холодает – преобладает Инь. Когда больные страдают от сильного жара, у них наблюдаются симптомы «пустоты Инь» – это жажда или сухость кожи, что свидетельствует об «избытке Ян». Лечение в данном случае заключается в том, чтобы устранить у пациента жар, дать воды. С другой стороны, жар может быть вызван недостатком Инь, поскольку первоначальная нехватка Инь не способна контролировать Ян. В этом случае лечение заключается в обогащении Инь таким образом, чтобы вода погасила огонь и жар исчез.

Во вторых, Инь и Ян составляют единство противоположностей. Это имеет двойной смысл.

С одной стороны, Инь и Ян зависят друг от друга. Без Инь не может быть Ян. Без жизненной энергии {Ян) не может существовать человеческое тело (Инь). Обратное столь же очевидно. Справедливо также и то, что здоровье человека зависит от процветания жизненной энергии и физического состояния организма, от гармонии Инь и Ян. Лечение болезней, в конечном счете, заключается в том, чтобы уравновесить Инь и Ян в организме человека.

  1. Юнь Лун Китайская медицина для здоровья и долголетия
  2. Предисловие к китайскому изданию
  3. Теоретические основы китайской медицины
  4. Введение
  5. Глава 1. Каким должен быть врач
  6. Глава 2. Китайская медицина – это не магия, а строгая наука
  7. Глава 3. Победить болезнь в самом начале
  8. Глава 4. О важности мельчайших симптомов болезней
  9. Глава 5. Здоровье зависит от работы над собой
  10. Глава 6. Природная среда и здоровье
  11. Глава 7. Избыток во всем – это недостаток
  12. Глава 8. Движение – залог хорошего здоровья
  13. Глава 9. Чередование напряжения и разрядки, работы и отдыха ведет к долголетию
  14. Глава 10. Связь эмоций и болезней
  15. Глава 11. Спокойствие чувств продлевает годы
  16. Глава 12. У того, кто долго живет – хорошие привычки
  17. Глава 13. Слишком много побед вредно, а слишком хорошие условия жизни порождают болезни
  18. Глава 14. О сексуальной жизни, способствующей здоровью
  19. Глава 15. Чтобы поддерживать хорошее здоровье, следует практиковать цигун
  20. Глава 16. 16-строчная формула цигун
  21. Глава 17. Хороший врач также важен, как хороший военачальник
  22. Глава 18. Поиск общей цели врачами и больными подобен союзу офицеров и солдат
  23. Глава 19. Четыре метода диагностики – разведка положения противника
  24. Глава 20. Лечение болезней на основе данных комплексного анализа всех симптомов
  25. Глава 22. В медицине, как и на войне, важно победить без сражения
  26. Глава 23. Составление рецепта подобно формированию боевого порядка войск
  27. Глава 24. Лекарственные препараты следует использовать рационально, как на войне менять тактику
  28. Глава 25. Болезни следует лечить без поспешности, как и в военном деле надо соблюдать благоразумие
  29. Глава 26. Решающая роль психологии для врача и военного
  30. Глава 27. Прежде всего – сдержанность
  31. Глава 28. Тактика отвлечения
  32. Глава 29. Важность хитрости
  33. Глава 30. Важность убеждения
  34. Глава 31. В лечении, так же, как и в военных операциях, следует выбрать область воздействия
  35. Глава 32. Атаковать корень зла
  36. Глава 33. Поддержка сопротивляемости больного и ослабление противника
  37. Глава 34. Устранение источника заболевания подобно разрушению коммуникаций врага
  38. Глава 35. Защита стратегических точек – помеха болезням
  39. Глава 36. Уничтожение причин болезни и запасов врага
  40. Глава 37. Лечить одновременно причины и проявления болезни – лишить врага его внутренней поддержки
  41. Глава 38. у медицины есть шесть меридианов, а у местности – рельеф
  42. Глава 39. Не следует лечить зубы так же, как глаза
  43. Глава 40. Обращение к различным методам при лечении одной и той же болезни для победы над численно превосходящими силами противника
  44. Глава 41. Использование одного и того же метода для лечения различных болезней; разрушение ядра вражеских сил
  45. Глава 42. Выбор подходящего момента для атаки болезни
  46. Глава 43. Необходимо следить за изменением ситуации
  47. Глава 44. Примирение – лучшее решение вопроса

Некоторое время назад, на 148-м году жизни скончался известный китайский долгожитель — Гун Лайфа.

Крестьянин ростом 140 сантиметров и весом чуть больше тридцати килограммов, он обрабатывал свое рисовое поле до 133 лет.

Гун работал одиннадцать часов в сутки, ел дважды в день, не знал вкуса табака , пил рисовую водку и ложился спать в половине девятого.

Крестьянин Гун из провинции Гуйчжоу — всего лишь один из огромного число китайцев, проживший более ста лет, благодаря соблюдению древнейшей традиции сохранения жизненных сил.

В чем секреты китайского долголетия?

Фигурка или картинка, изображающая лобастого бородатого старца с огромным персиком в руках, найдется почти в каждом китайском доме. Это — Шоу Син, Бог здоровья и долголетия. Китайцы верят, что под его покровительством, следуя мудрым заветам многих поколений предков, каждый может прожить по меньшей мере сто лет.

Еще знаменитый объединитель Китая император Цинь Шихуан, живший за 200 с лишним лет до нашей эры, на закате своих дней рассылал гонцов во все концы света в поисках эликсира бессмертия. Утверждают, что нынешний китайский патриарх Дэн Сяопин, отметивший в августе 90-летие, обязан своей бодростью каждодневному потреблению специального тоника , изготовляемого на юге страны.

История китайских династий полна легенд и преданий о долгожителях. Алхимик Гу Хун, живший в III — IV веках нашей эры, оставил после себя трактат « История о бессмертных», в котором описаны 94 долгожителя древности. Среди них — мастер цигуна и китайской кухни Пэн Цзу, будто бы проживший 767 лет, даосский мыслитель Лао-Дзы, умерший трехсотлетним, известный врач Ли Чан Цзай, которому молва приписывает чуть ли не восемь столетий жизни…

В эти легенды трудно поверить. Но есть более серьезные, правдоподобные свидетельства о поразительно долгой жизни древних китайцев. Слепой музыкант Доу, служивший при императорском дворце Хань, дожил до 180 лет. Он объяснял это специальной гимнастикой и тем состоянием душевного покоя, которое приносила ему собственная игра на лютне.

Основные трактаты Китайского долгожительства прописаны в « Канонах медицины Желтого императора Хуан Ди». Начатый более двух тысяч лет назад, этот труд дополнялся на протяжении нескольких последующих веков. Основные секреты долголетия описаны 20 иероглифами и кажутся довольно простыми: « Тренируй тело, не переедайте, не волнуйтесь по пустякам, избегай излишней радости и крайнего гнева, будь умеренным в сексе».

По утрам пекинские парки полностью заполнены людми разного возраста. Здесь можно встретить старичков и представителей молодого поколения китайцев, которые самостоятельно или или под присмотром опытного тренера выполняют замысловатые гимнастические комплексы, зачастую имитируя тигра или обезьяну, птицу или медведя. Китайские гимнастические комплексы цигун и даоинь, популярные среди кандидатов в долгожители, существенно отличаются от привычной физзарядки. Кроме того, китайцы не только тренируют мышцы, но и строго следят за правильным дыханием, концентрируют сознание на том, чтобы распространить по всему телу жизненную энергию ци, в существование которой они верят.

В Китае буквально одержимы идеей целебности пищи. За банкетным столом вам непременно будут объяснять, что, скажем, жареные скорпионы делают вас невосприимчивым к ядам, чеснок спасает от рака, кровь змеи, перемешанная с водкой, крепит мужские силы; а жареные гусиные перепонки освежают мозг. Но первая заповедь здешних долгожителей — есть нужно мало. В « Канонах Желтого императора» написано, что удвоивший норму еды и пития, испортит желудок и кишечник. Другой древний трактат советует есть не досыта, пить редко и не больше трех десятых от способности, утверждая при этом: « Чем меньше пищи, тем живее сознание и дольше жизнь».

Эта умеренность естественным образом распространяется на табак и алкоголь. Табак появился в Поднебесной в XIV веке и поначалу считался целебным. Уже через столетие врачи предупреждали о его опасности и, смешивая сою с сахаром, помогали избавиться от пагубной привычки. Иначе с алкоголем. Настойки и вина, изготовленные по древним рецептам, до наших дней используются в китайской народной медицине как лекарства. Они несут растворенные в себе целебные вещества, укрепляют организм и изгоняют из него зло. Но при одном условии — если их пить в меру. Мерой же, по китайским понятиям, считается такое количество алкоголя, которое не делает человека пьяным. Иное дело — чай. У великого поэта древности Су Дунпо есть такие строчки: Зачем тебе эликсир бессмертия? Выпей семь чашек чая… Свой чай китайцы пьют уже полтора тысячелетия. В V II веке они познакомили с ним японцев и лишь в ХVII веке — европейцев. Японский монах Ей Саи, живший в Китае, назвал тамошние чаепития « чудесным способом продления жизни».

Еще Конфуций утверждал, что « добродетельные и мудрые живут долго». « Храни спокойную радость в душе, богат ты или беден. Не улыбается лишь тот, кто глуп. Ярость ранит печень, буйный восторг ранит сердце», — говорится в « Канонах Желтого императора». Согласно представлениям народной китайской медицины, « новая жизнь берет за основу материнскую природу и отцовский щит». Наследственность по линии отца определяет врожденные жизненные силы ребенка. Однако множество примеров доказывают, что, укрепляя тело и дух, человек способен преодолеть самую неблагоприятную наследственность. Традиционными долгожителями Китая были и остаются буддистские и даосские монахи. Это неудивительно. Они выбирали для сооружения своих монастырей долины с чистым воздухом и ключевой водой, умели приспосабливать свой организм к смене времен года, вкушали скромную пищу, ежедневно обращались к медитациям, занятиям гимнастикой и боевыми искусствами. Древний список « Дата рождения и смерти знаменитых монахов различных династий» свидетельствует, что из 571 упомянутого в нем духовного лица 12 прожили больше ста лет, 42 — больше 90 лет, 142 — больше 80, 361 — перешагнули за 70.

Последняя перепись обнаружила в Китае 6 тысяч человек старше ста лет, средняя продолжительность жизни в стране перевалила за 70.

Андрей Кабанников о секретах китайского долголетия, Пекин

Схожие по тематике статьи

Ювенология, или как прожить до 100 лет

Да, ювеналогия изучает проблемы, связанные с продлением жизни, сохранением здоровья, она также занимается пропагандой здорового образа жизни. Когда наступает старость? У всех по-разному. Один начинает « сдавать» уже к сорока…

Традиционной китайской медицине больше 2000 лет. Ее теоретической основой стало философско-религиозное течение даосизм. В отличие от западной медицины, восточная с самого начала огромное внимание уделяла профилактике заболеваний, а человек рассматривался как единая система, в которой все взаимосвязано. Такой подход и заложил основы долголетия по-китайски. Но каковы его основные секреты сегодня?

Питание

Рацион жителей Поднебесной всегда был богат продуктами из сои и бобов, овощами, рыбой, грибами и водорослями. Как они способствуют продлению жизни?

Например, питательные вещества, содержащиеся в сое, снижают уровень холестерина и сахара в крови, нормализуют давление, способствуют похудению и предотвращают остеопороз. Овощи снабжают организм необходимыми минеральными веществами, витаминами и антиоксидантами. При этом у большинства овощей низкий гликемический индекс.

Рыба – прекрасный источник высококачественного белка и полезных жиров. Кроме того, она богата витамином А, В 2 , железом, цинком и другими микроэлементами. Грибы и водоросли хороши своей низкой калорийностью и полезными свойствами. К примеру, черные древесные грибы предотвращают образование тромбов, а шиитаке снижают уровень холестерина.

Профессор Ли советует есть меньше жирной, соленой и сладкой пищи и потреблять больше фруктов, злаковых и воды

Женщинам для сохранения молодости следует употреблять в пищу как можно больше соевого творога тофу, морской капусты, редьки и других щелочных продуктов, которые усиливают клеточную активность, ускоряют обмен веществ, улучшают состояние кожи, делая ее более гладкой и блестящей. А вот употребление курицы, говядины, кукурузы, пива и других кислотных продуктов следует сократить.

Профессор Ли советует придерживаться правила «Трех больше и трех меньше»: есть меньше жирной, соленой и сладкой пищи и потреблять больше фруктов, злаковых и воды. И наконец, китайский подход к еде подразумевает умеренность. Переедание повышает нагрузку на сердце, нарушает обмен веществ и приводит к различным заболеваниям.

Иглорефлексотерапия

Согласно теории китайской медицины, внутренние органы человека связаны с внешней средой и между собой посредством меридианов, по которым происходит движение энергии ци. Она влияет на состояние здоровья и качество связи с миром. Болезни, по мнению китайских медиков, возникают из-за нарушения циркуляции энергии ци в организме. Восстановить ее ход проще всего при помощи иглорефлексотерапии.

Воздействуя на акупунктурные точки, где меридианы подходят к поверхности тела наиболее близко, врач может вылечить или предупредить болезнь. В Китае очень распространена превентивная иглорефлексотерапия для профилактики инсульта, сезонных простудных заболеваний, повышения иммунитета и замедления процессов старения.

Физическая активность

Утро многих жителей Китая начинается с дыхательной гимнастики цигун. Вечером почти все выбираются на прогулку, поиграть в бадминтон или настольный теннис. Ежедневные физические упражнения в течение 30 минут способствуют повышению иммунитета и накоплению энергии ян в организме. Человек становится более выносливым, а его движения быстрыми, маневренными, точными. Исследования доказывают, что 80% долгожителей регулярно занимаются физическим трудом или спортом.

Режим труда и отдыха

Еще в древности даосские аскеты – так называемые «Искатели бессмертия», которые стремились достичь долголетия, – предположили, что есть тесная связь между долгой жизнью и разумным ежедневным планированием труда и отдыха. Если режим дня нарушается, возникает риск психических расстройств и сбоев в работе внутренних органов.

«Днем – думы, ночью – сны», – гласит китайская пословица. Глубокий и здоровый ночной сон необходим всем. Ведь именно в ночное время накапливается энергия ци печени, почек и легких. Для борьбы с бессонницей китайские врачи рекомендуют употреблять 30-60 г отваренных красных фиников.

Жизненная позиция

Современный образ жизни немыслим без стрессовых ситуаций. Однако каждый человек реагирует на них индивидуально: там, где оптимист видит возможность, пессимист видит препятствие. Поэтому для первого умеренный стресс может стать мотивационным толчком, для второго – превратиться в чрезмерный стресс, который изменяет обмен веществ и увеличивает вероятность всевозможных заболеваний.

Так что если хотите меньше болеть, учитесь оптимизму. Ведь все долгожители умеют наслаждаться жизнью и смотреть на мир позитивно.

Об эксперте

– профессор традиционной китайской медицины, специалист клиники «Природа жизни».

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц)

Юнь Лун
Китайская медицина для здоровья и долголетия

Традиционная китайская медицина впервые применила на практике принципы военного искусства Сунь-цзы, сформулированные еще 2500 лет назад. Юнь Лун, специалист по изучению Сунь-цзы и врач, создал книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине.

Предисловие к китайскому изданию

Все больше людей в мире разочаровываются в методах и подходах западной медицины и начинают интересоваться оригинальными системами оздоровления и саморегуляции. Кто виноват в столь печальном итоге индустриальной эпохи? Специалисты – медики, социологи и футурологи – винят в этом прежде всего сам научно-технический прогресс. Ускорение темпов жизни, увеличение числа стрессов, ухудшение экологической обстановки и высокая концентрация населения в городах – вот основные причины ускоренного разрушения нашего физического и психического здоровья. Согласно исследованиям, 80 % заболеваний сейчас – это болезни иммунной системы, а иммунитет, к сожалению, практически не поддается лечению современными химическими препаратами.

Однако есть страны, где, несмотря на высокую плотность населения и не слишком благоприятную экологию, наблюдается устойчивый рост средней продолжительности жизни. Одна из таких стран – Китай. На наш взгляд, этому есть две основные причины. Одна из них – широкое развитие на государственном уровне традиционной китайской медицины (ТКМ), которая, в отличие от медицины западной, рассматривает организм как единую целостную систему, и, прежде всего, стремится укрепить иммунитет пациента, дабы тот сам восстановил свое здоровье. Другая – тысячелетняя культура поддержания здоровья с помощью специальных упражнений.

В Китае в городских садах и парках повсеместно можно наблюдать одну и ту же картину: множество людей в спортивной одежде, молодых и пожилых, совершают странные, на взгляд европейца, движения. Те, кто постарше, выполняют упражнения из различных видов оздоровительной гимнастики цигун. Помоложе – делают резкие и энергичные комплексы движений ушу (воинские искусства). Можно сказать, что стремление к совершенствованию и сохранению здоровья и долголетия у китайцев в крови. Это часть нашей культуры и образа жизни. И такой настрой ведет нацию к здоровью и процветанию. В основе всех этих оздоровительных систем также лежат теория и принципы ТКМ.

«Искусство войны Сунь-цзы», созданное в эпоху Весен и Осеней, вот уже 2500 лет считается классическим произведением военного искусства. Проницательность философских идей и глубина мысли этого военного трактата всегда вдохновляли не только стратегов, но и предпринимателей, коммерсантов, спортсменов. Однако описанные в нем принципы военного искусства впервые применила на практике именно традиционная китайская медицина. Великие врачи Древнего Китая: Бянь Цюэ (период Борющихся государств), Сунь Сымяо (династия Тан), Чжан Цзиньюэ (династия Мин) и Сюй Да-чунь (династия Цин) утверждали, что «предотвращение болезней напоминает отражение атак неприятеля», «медицинское лечение подобно борьбе с противником», «составление рецепта напоминает расстановку войск», а «действие медикаментов похоже на телесное наказание». Эти глубокие и новаторские идеи сыграли поистине благотворную роль в искусстве врачевания.

Юнь Лун, специалист по изучению «Искусства войны Сунь-цзы» и врач ТКМ, развил идеи древних медиков, создав в итоге книгу по традиционной китайской медицине, основанную на военной доктрине Сунь-цзы.

Каждая глава этой книги посвящена доказательству диалектической связи между военным искусством и медициной. Главы по содержанию независимы друг от друга и в то же время тесно связаны между собой тем, что дают описания не только характерных примеров болезней, но и новых концепций, несущих отпечаток философской мудрости. Подлинно научный характер, богатство содержания, легкость чтения и познавательность в сочетании с практическими рекомендациями ставят эту книгу в разряд настольной. Она призвана вдохновлять на поддержание душевного равновесия и сохранение хорошего здоровья. Чтение ее будет особенно полезно тем, кто занимается традиционной китайской или западной медициной, поскольку применение военной доктрины в лечении или саморегуляции поможет им совершить чудеса.

Теоретические основы китайской медицины

Основные теоретические положения традиционной китайской медицины и «Искусство войны Сунь-цзы» увидели свет в одну и ту же эпоху. Совершенно очевидно, что медицинские теории и военный трактат несут отпечаток своего времени, используют сходную терминологию при изучении и решении проблем, таких, как соотношение Инь и Ян, недостаток (сюй) и избыток (ши), нападение (гунфа ) и укрепление (тяоян ), патогенная энергия (се ци) и жизненная энергия (чжэн ци).

Однако времена меняются. В настоящее время нам трудно представить классический язык, используемый традиционной китайской медициной, поэтому необходимо дать краткое объяснение специфических понятий древних медицинских теорий и военного дела.

ИНЬ-ЯН

В эпоху Весен и Осеней и в период Борющихся государств (720–221 гг. до н. э.) понятия Инь и Ян служили целому ряду философов для того, чтобы решать те или иные философские проблемы и познавать мир. Позднее возникло учение под названием «Инь-Ян» 1 . В «Сувэнь» 2 , первом трактате «Канона Хуан-ди о внутреннем», ее автор объясняет Ян и Инь следующим образом: «Инь и Ян составляют общий закон Вселенной, их соотношение позволяет анализировать и объяснять различные феномены и объективный ход развития, причины всех перемен и внутреннюю основу рождения всех вещей, их эволюцию и гибель. Поскольку бесконечное изменение мира определяется соотношением Инь и Ян, то для диагностики и лечения болезней следует исходить из этого фундаментального положения».

Схема Великого предела, символизирующего силы Инь и Ян


Применительно к военному делу можно сказать, что передвижение, остановка и развертывание вооруженных сил также должны подчиняться закону Инь-Ян, в этом случае армия может стать невидимой.

Учение «Инь-Ян » включает в себя ряд важнейших положений.

Во-первых, оно предполагает взаимодополнение, упорядочение и перемены. Теория делит все вещи в мире и каждую из них в отдельности на группу Инь и группу Ян. Как правило, Ян обозначает все, что имеет свойства ясности, подъема, динамизма, полноты, направленности вовне, тепла и легкости. Напротив, Инь обозначает все, что имеет свойства упадка, спокойствия, слабости, направленности внутрь, холода и тяжести. Так, небо – это

Ян, а земля – Инь, солнце-Ян, а луна-Инь, мужчина – Ян, а женщина-Инь. В человеческом теле сердце и легкие – Ян, а печень, почки и селезенка – Инь. Ци (жизненная энергия человека) – Ян, а кровь-Инь. Из двенадцати меридианов человеческого тела шесть с внешней стороны– янские, а шесть – с внутренней-иньские. Для каждого органа его морфологическая часть – Ян, а функциональная– Инь. Так, например, существуют Инь и Ян сердца, почек и селезенки.

За счет своего противоположного характера Инь и Ян взаиморегулируются, и одно существует и увеличивается за счет другого. Когда нарастает холод, уменьшается тепло, и наоборот. Весной и летом постепенно становится теплее – начинает преобладать Ян, осенью и зимой холодает – преобладает Инь. Когда больные страдают от сильного жара, у них наблюдаются симптомы «пустоты Инь» – это жажда или сухость кожи, что свидетельствует об «избытке Ян». Лечение в данном случае заключается в том, чтобы устранить у пациента жар, дать воды. С другой стороны, жар может быть вызван недостатком Инь, поскольку первоначальная нехватка Инь не способна контролировать Ян. В этом случае лечение заключается в обогащении Инь таким образом, чтобы вода погасила огонь и жар исчез.

Во вторых, Инь и Ян составляют единство противоположностей. Это имеет двойной смысл.

С одной стороны, Инь и Ян зависят друг от друга. Без Инь не может быть Ян. Без жизненной энергии {Ян) не может существовать человеческое тело (Инь). Обратное столь же очевидно. Справедливо также и то, что здоровье человека зависит от процветания жизненной энергии и физического состояния организма, от гармонии Инь и Ян. Лечение болезней, в конечном счете, заключается в том, чтобы уравновесить Инь и Ян в организме человека.

С другой стороны, Инь и Ян могут превращаться одно в другое. Избыток Инь заканчивается переходом в Ян, а избыток Ян преображается в Инь. Это утверждение наших предков подтверждает изменение температуры в течение года: «Зимнее солнцестояние рождает Ян, а летнее солнцестояние – Инь».

В военном деле, так же как и в медицине, необходимо начинать с организации, чтобы иметь представление о том, как будет происходить изменение ситуации. Слабая армия способна оказаться сильнее и победить мощного противника, если она хорошо организована.

Если лечение заболевания ведется неверными методами, то болезнь, характеризующаяся как «янская» (сильный жар, красный цвет лица, быстрый пульс), может внезапно перейти в другую форму – «иньскую» (пониженная температура, бледный цвет лица, слабый пульс).

В-третьих, Ян и Инь взаимно проникают друг в друга. Характер Ян и Инь во всех вещах относителен. Если день – это Ян, а ночь– Инь, то утро представляет собой Ян Инь, а время после полуночи-Инь Ян, равно как вечер – это Инь Ян, а полночь – Ян Инь. Среди людей нет недостаточности в «железных женщинах» и «мужчинах из ваты». В небе, которое имеет свойства Ян, подъем паров вызывает облачность и дождь. На земле, считающейся инь, подъем паров вызывает выпадение росы. Это и есть взаимопроникновение Ян и Инь, которое рождает все сущее.

В «Сувэнь» можно прочесть следующее: «Небо и земля – это сосуществование Ян и Инь… Движение и инерция, верх и низ, Инь и Ян переходят в свою противоположность и дают рождение всем переменам». «Книга перемен» также выражает идею рождения всех вещей посредством взаимопроникновения Инь и Ян.

УСИН

Эволюция пяти первоэлементов-усин (дерево, огонь, почва, металл и вода) – это философское понятие, популярное в эпоху Весен и Осеней и в период Борющихся государств. Оно представляет связь между всеми вещами в мире как пять видов движения энергии. Именно познание и понимание характера пяти основных элементов является исходной точкой общей концепции, дающей объяснение происхождению всех вещей, их единства в своем огромном многообразии.

Дерево: гибкие и слабые внешне растения растут и символизируют неодолимую жизненную силу. Такими же считаются печень и сухожилия человека, поскольку эти органы наделены большой жизненной силой.

Огонь: живой и теплый. Огонь воскрешает в памяти солнце, которое позволило создать все живое. Сердце, постоянно заставляющее кровь циркулировать по человеческому телу, а также язык – считаются вещами той же природы.

Почва: плотная и спокойная. Почва все принимает и все рождает. Конец лета, сезон созревания овощей и плодов, а также один из плотных органов – селезенка – считаются вещами той же природы.

Металл: по своей природе он проявляет способность убивать и олицетворяет прохладный ветер осени, когда падают листья. Считается, что природу металла имеют легкие.

Символы пяти стихий (элементов): дерево, огонь, почва, металл и вода


Вода: спокойная и холодная, течет вниз. Зима, а также почки, как полагают, наделены этими признаками.

Между пятью элементами существуют связи двух порядков.

Во-первых, пять элементов питают или порождают друг друга. Известно, что дерево питает огонь, огонь питает почву, почва питает металл, металл питает воду, а вода питает дерево. Этот цикл непрерывен.

Во-вторых, пять элементов взаимно преодолевают друг друга. Известно, что дерево держит почву, почва сдерживает воду, вода преодолевает огонь, огонь преодолевает металл, а металл преодолевает дерево. Этот цикл также непрерывен.

В 34-й главе этой книги утверждается, что «при диагностировании того или иного заболевания печени необходимо назначать лекарство, воздействующее прежде всего на селезенку, чтобы, тонизируя ее энергию, предотвратить тем самым ее заболевание». Это знание основано не только на практическом опыте, но и на точке зрения философии, согласно которой дерево (печень относится к элементу «дерево») «преодолевает» землю (селезенка относится к элементу «почва»). Поэтому следует вовремя принять необходимые меры профилактики.

Посредством теории пяти элементов древние философы пытались охватить все вещи и все феномены мира.

Все вещи взаимообусловлены и теряют смысл, если нарушены их взаимосвязи. И похоже, нельзя найти ни одного примера, ставящего под сомнение теорию пяти элементов.

В процессе своего развития учение «Инь-Ян» и теория пяти элементов были объединены для составления теории, которую древние китайцы применили к астрономии, географии, календарю, искусствам, сельскому хозяйству, кулинарии, фэншуй, военному делу и медицине. В традиционной китайской медицине положения этой теории считаются не только приемлемыми, но и тесно связанными с лечением. Всегда говорят об Инь и Ян почек, сердца, меридианов и т. п. Китайские врачи, практикующие западную медицину, не могут отклониться от влияния этой теории и используют понятия Инь и Ян для обозначения позитивного или негативного результата анализа или обследования.

СЕ И ЧЖЭН

Эти два слова противоположны по смыслу. Чжэн, также именуемая чжэн ци, означает истину, достоинство, справедливость, красоту и все то, что является благом для всего общества в целом и отдельных людей. Так, в плане военном война, которая ведется с целью сопротивления агрессии и угнетению, – это справедливая война. В традиционной китайской медицине понятие чжэн ци может иметь отношение как к природным явлениям, так и к человеку. Ветер, холод, жара, влажность, сухость и огонь именуются «шестью дуновениями», от которых зависит существование человечества. Если их изменения не выходят за пределы нормы, то они являются позитивными факторами (чжэн ци).

Се, именуемая также се ци, означает злобу, жестокость, несправедливость и все то, что вредит обществу и благу отдельных людей. В традиционной китайской медицине се также может иметь природный и человеческий характер. Если перемены шести вышеупомянутых «дуновений» соответственно переходят пределы нормы и приспособляемости человека, то они могут стать негативными факторами, а также – патогенными факторами (се ци). Нарушение равновесия или чрезмерная концентрация патогенных факторов способна повредить здоровью, а в наиболее тяжелых случаях – стать причиной болезни. Врачи, практикующие традиционную китайскую медицину, называют также се ци патогенной энергией.

Жизненная энергия (ци ), кровь (сюэ ), чистые жидкости тела (цзинь ), мутные жидкости тела (е ), жизненное вещество (цзин ) и дух (шэнь ) – это элементы нормальной жизнедеятельности организма, а также – позитивные факторы человеческого существования, позволяющие ему сопротивляться воздействию негативных факторов.

Негативные факторы сами по себе также могут иметь человеческую природу. Переутомление и слишком сильное психическое перенапряжение способно нанести вред функциям организма и вызвать нервозность, бессонницу, воспаление десен, запор. Все эти симптомы именуются врачами традиционной китайской медицины «жаром», т. е. являются негативными факторами. К чему это приводит? В действительности причина недомоганий заключается в избыточном функционировании определенных органов, преобразующих чжэн ци в се ци. В традиционной китайской медицине принято говорить: «Любой избыток жизненной энергии является „огнем“». Когда тело человека подвергается определенным воздействиям, он страдает, например, от застоя флегмы, крови или влаги, а его физиологические функции нарушены, то это может привести к новым заболеваниям. Вследствие этого застой флегмы и подобные нарушения также называют се ци.

Очевидно, что соотношение се и чжэн относительно. Когда перейдены определенные границы, позитивные факторы способны превратиться в негативные. Так, кровь необходима для жизнедеятельности организма, однако она может стать отрицательным фактором в случае ее застоя. С медицинской точки зрения одни и те же климатические условия способны вызвать болезни у одних людей и не вызвать их у других, поскольку разные люди проявляют различную приспособляемость к этим условиям. Итак, одно и то же хорошо для одних и плохо для других. Причина заключается в том, что жизненная энергия человека может быть сильной и слабой. В «Каноне Хуан-ди о внутреннем» написано, что патогенная энергия не способна поразить человека, имеющего достаточный запас жизненной энергии. Как следствие этого необходимо аккумулировать в себе жизненную энергию для поддержания хорошего здоровья. Однако даже человек, находящийся в добром здравии, рискует стать жертвой болезни, если он столкнется с исключительно сильным негативным фактором. Вот почему в «Каноне Хуан-ди о внутреннем» рекомендуется избегать неблагоприятных потоков воздуха и ветра. А для профилактики СПИДа, например, следует избегать нежелательных связей.

СЮЙ И ШИ

Ши означает прибыль, преобладание и избыток, равно как сюй, ее противоположность, означает недостаток, отсталость и нехватку. В военном деле рекомендуется «избегать силы и идти навстречу слабости», использовать тактику, состоящую в том, чтобы создавать «видимость слабости, когда есть сила, и видимость силы при наличии слабости».

Военачальник Чжан Фэй из государства Шу защищал Даньянский мост с таким беспримерным мужеством, что заставил отступить многие сотни тысяч вражеских солдат. Когда неприятельская армия появилась перед незащищенным городом, знаменитый политический деятель этой эпохи Чжу Гэлян, для того чтобы спасти положение, прибегнул к стратегии «пустого города».

Проверяя здоровье своих пациентов, врачи, практикующие в традиционной китайской медицине, делят их на «сильных» и «слабых». Диагностируя болезни, они делят их на две категории: «болезни избыточности» и «болезни недостаточности».

Первая категория характеризуется избытком патогенной энергии, и лечить ее следует по принципу ослабления. Надо использовать потогонные лекарства при болезнях, вызванных экзогенными болезнетворными факторами, при которых избыток патогенной энергии остается на поверхности тела. Необходимо в случае токсикации или несварения желудка использовать рвотные средства. При запоре следует принимать слабительное. При застое крови необходимо принимать лекарство, усиливающее циркуляцию крови. Жаропонижающие средства следует применять для того, чтобы ликвидировать избыточный жар тела; мочегонные – при отеках и затрудненном мочеиспускании. В том, что касается болезней избыточности пяти плотных органов, например сердечного жара, симптомами которого являются покраснение языка, красная моча и боли при мочеиспускании, то это следует лечить с помощью дао чи вань 3 . Жар печени, симптомами которого являются нетерпеливость, раздражительность, головокружение, шум в ушах, следует лечить се цин вань 4 . При жаре почек, симптомами которого являются бессонница, непроизвольное семяизвержение и усиление полового влечения, можно использовать чжи бо ди хуан вань 5 .

Болезни «недостаточности» характеризуются нехваткой жизненной энергии. Для лечения этих заболеваний необходимо локализовать часть тела, страдающую от слабости. Принцип лечения состоит в применении различных укрепляющих лекарств. Шэнь цинь бай шу вань 6 следует применять в случае нехватки энергии, симптомами чего являются усталость, слабый голос, бледность и слабый пульс. Сы у тань 7 – при недостаточности крови, симптомами которой являются восковой цвет лица, раздражительность, бессонница и гипоменорея. Лю вэй ди хуан вань 8 – при недостаточности Инь, симптомами которой являются жар конечностей, красные скулы, ночное потение и слабый пульс. Цзинь гуй шэнь ци вань 9 – в случае нехватки Ян, симптомами которой является холод конечностей, водянистый стул, обильная, прозрачная моча и слабый пульс.

Для плотных органов также имеются разнообразные симптомы недостаточности. До того, как прописать то или иное тонизирующее лекарство, врач должен по клиническим симптомам определить локализацию и природу патологий; это может быть, например, нехватка жизненной энергии, недостаточность крови, Инь или Ян сердца, печени и других органов.

Врачам, практикующим традиционную китайскую медицину, нетрудно распознать все виды поражений, вызванных избытком или недостатком. Однако иногда случается, что болезнь характеризуется недостатком жизненной энергии и избытком патогенной энергии. В этом случае трудно определить, каково соотношение жизненной и патогенной энергии в человеческом организме. Фундаментальный принцип лечения состоит в том, чтобы одновременно применять и укрепляющие, и расслабляющие средства, однако для того, чтобы суметь точно определить дозу как укрепляющего, так и расслабляющего лекарства и очередность их применения, необходим предварительный анализ. Возьмем, к примеру, злокачественные опухоли. Несомненно, что они вызваны избытком патогенной энергии, которую следует выводить расслабляющими средствами. В то же время раковые опухоли приводят к нехватке жизненной энергии, которую необходимо восполнить за счет укрепляющих средств. Однако расслабляющие лекарства наносят вред жизненной энергии, а укрепляющие средства одновременно питают и патогенную энергию. Отделить главное от второстепенного при этом бывает необычайно сложно.

Еще более сложной проблемой является распознавание ложных симптомов. Оказывается, болезни «избыточности» имеют симптомы «недостаточности», и, наоборот, болезни «недостаточности» – симптомы «избыточности». Древние врачи пытались предостеречь своих пациентов, говоря, что «крайняя недостаточность проявляется симптомами избыточности, а крайняя избыточность проявляется симптомами недостаточности». Так, некоторые женщины страдают от застоя крови, который дает такие симптомы «недостаточности», как аменорея, похудание и сухость кожи. В этом случае можно ошибочно поставить диагноз «недостаточности». На самом деле пациентам следует прописать да хуан чжэ цунь вань ю, чтобы ликвидировать застой крови. Истинные симптомы этого заболевания можно увидеть на языке – это отдельные красные пятна или сплошное покраснение, – кроме того, пульс не слабый, а сильный. Как показывают медицинские сочинения, ошибочный диагноз не такая уж редкость, поскольку человек не безгрешен.