Техника проведения антропометрии. Методика проведения антропометрических измерений

Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
  2. Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.

Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Фамилия, имя ребенка

Группа здоровья

Рост

Осень

Весна

Осень

Весна

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).

В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Сроки контроля методом антропометрии

Одним из главных показателей состояния здоровья у детей является уровень физического развития, который показывает соответствие или какое-либо отклонение в их развитии и здоровье.

Контроль физического развития ребенка методом плановой антропометрии должен проводиться систематически, в строго установленные сроки. Такой контроль, как правило, проводят у врача или в детских дошкольных учреждениях. Антропометрическое обследование ребенка раннего и дошкольного возраста включает полную программу процедур обследования: измерение массы тела и роста, окружности головы (для ребенка первого года жизни) и грудной клетки, состояние осанки, степень жировых отложений и другие показатели.

Ребенку в возрасте до 1 года антропометрию нужно проводить 1 раз в месяц, в день его рождения (+/- 1-2 дня); в возрасте с 1 года до 2 лет - 1 раз в 3 месяца (в сроки, соответствующие дате его рождения: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года; в дате проведения обследования допускаются отклонения в пределах 5 дней). Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проходит антропометрическое обследование 1 раз в 6 месяцев; от 3 до 7 лет - 1 раз в год (также в сроки, соответствующие дате рождения: в 4 года, 5, 6 и 7 лет; с допустимыми отклонениями в пределах до 7 дней).

Кроме вышеуказанных сроков, контроль физического развития, например, за весом ребенка, проводится чаще (в возрасте от 2 до 6 месяцев - 1 раз в 10 дней; от 6 до 12 месяцев - 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет - 1 раз в месяц; от 3 лет и старше - 1 раз в 3 месяца). Такая периодичность измерения массы тела позволяет обнаружить начало возможного отставания в наборе веса, причиной которого может быть недостаточное питание или неправильный рацион (особенно у ребенка раннего возраста), или, наоборот, чрезмерное увеличение массы тела по причине чрезмерного потребления пищи или неправильно подобранного рациона.

Проведение антропометрического обследования физического состояния детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать единой унифицированной методике измерений, которая основана на следующих правилах:

1. Измерение и взвешивание ребенка должно проводиться утром, натощак, или после дневного сна (тоже натощак) в одно и то же время.

2. Перед проведением измерений нужно убедиться, что все инструменты исправны и их показатели соответствуют истинным.

3. С целью измерения роста ребенка рекомендуется применять два вита ростомеров: детский деревянный горизонтальный ростомер (для измерения роста ребенка возрастом до 2-х лет), так как в раннем возрасте рост измеряется в горизонтальном положении (измерение должны проводить 2 человека); и вертикальный ростомер для измерения роста ребенка старше 2-х лет с приставной или откидной скамейкой, устанавливаемой на высоте 25 см от уровня площадки ростомера. При этом нужно следить за тем, чтобы во время измерения роста пятки, ягодицы и лопатки ребенка должны касаться ростомера (в независимости от его положения: горизонтального или вертикального), руки вытянуты вдоль туловища, а голова откинута назад таким образом, чтобы козелок уха находился на одной горизонтальной линии с углом глаза.

4. Для измерения массы тела также используют вида весов: чашечные весы (детские) для взвешивания ребенка возрастом до 2 лет (такие весы позволяют фиксировать колебания массы тела до 10 г; максимальная нагрузка таких весов до 25 кг) и медицинские весы. Взвешивать ребенка рекомендуется в утренние часы натощак. Перед взвешиванием ребенка раздевают или оставляют в трусиках и легкой распашонке.

5. Измерение окружности головы проводят путем наложения сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, спереди - над бровями. Ребенка первого года жизни во время измерения должен держать на руках помощник.

6. Окружность грудной клетки измеряют путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, спереди - по нижнему краю околососкового кружка. Ребенку возрастом до 3-х лет окружность грудной клетки измеряют в горизонтальном положении.

Измерение окружности грудной клетки

Принципы оценки физического развития ребенка

Объективная оценка или заключение о состоянии физического развития ребенка производится путем сравнения данных, полученных путем антропометрических измерений, со средними показателями физического развития - центильными рядами, местными стандартами.

Оценочные таблицы содержат средние показатели основных признаков физического развития у детей в соответствие с их возрастом (рост, вес, окружность головы и грудной клетки). Помимо средних показателей, в таблицах указаны предельно допустимые отклонения (+/- сигма) в стороны увеличения или снижения. При сравнении допустимых отклонений с индивидуальными показателями, определяется уровень физического развития и индивидуальные отклонения. Отметим, что общая характеристика физического развития ребенка дается только на основании совокупности признаков - невозможно объективно оценивать уровень физического развития на основании только какого-то одного признака (веса или роста, окружности головы или грудной клетки).

Для объективной оценки гармоничности развития ребенка нужно брать во внимание показатели веса, окружности головы и грудной клетки с показателями роста.

Если отношение роста и массы тела у ребенка больше установленной нормы, можно подозревать дисгармонию в физическом развитии. Обнаружение дисгармонии в физическом развитии ребенка помогает вовремя диагностировать более серьезные нарушения в состоянии здоровья (например, нарушения эндокринной системы, которые приводят к нарушению обмена веществ: ожирение (ферментопатия), что приводит к нарушению пищеварительной функции, или гипотрофия разной степени).

В детских дошкольных учреждениях обязательные антропометрические измерения проводит медицинский персонал. Итоговая оценка состояния физического развития ребенка проводится только врачом, который сопоставляет полученные данные обследования и делает соответствующее заключение.

грудного и раннего возраста

1. Массу детей в возрасте до 3-х лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой 25 кг. и точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, а затем, при закрытом коромысле, на весы укладывают полностью раздетого ребенка так, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка. Детей в возрасте старше 6 месяцев можно посадить на весы. Медицинская сестра или врач правой рукой перемещают гири весов, а левой страхуют ребенка от падения. Нижняя гиря перемещается только в специальные гнезда. Показания снимаются по левой (внутренней) стороне гири. После взвешивания гири ставят на "0", коромысло закрывают и ребенка снимают с весов. Для определения массы тела ребенка из показаний весов вычитают вес пеленки.

2. Измерение длины тела детей первых 2-х лет жизни производится в лежачем положении с помощью специального горизонтального ростомера длиной 80 см., шириной 40 см. с сантиметровой шкалой и двумя поперечными планками - подвижной и неподвижной. Ребенка укладывают на спину так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам и по ее внутренней поверхности снимают показания с сантиметровой шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют при спокойном дыхании ребенка. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту на уровне сосков (по среднегрудинной точке).

5. Окружность плеча определяют при свободно опущенной руке на уровне наибольшего развития двуглавой мышцы (на границе верхней и средней трети плеча).

Методика антропометрических измерений детей дошкольного и школьного возраста

1. Измерение массы детей в возрасте 3-х лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. Перед взвешиванием ребенка раздевают до трусов. Нижнюю гирю коромысла помещают точно в специальные гнезда. Показания снимают по левой (внутренней) поверхности гири.

2. Рост ребенка старшего возраста измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены 2 шкалы: одна для измерения роста стоя, другая для измерения корпуса (роста сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Затылок, межлопаточная область, крестец и пятки касаются вертикальной планки ростомера. Положение головы считается правильным, если нижний край глазницы и верхний край слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка ростомера плотно касается верхушечной точки головы, по ее внутренней (нижней) поверхности снимают показания шкалы.

3. Окружность головы определяют наложением сантиметровой ленты, проводя ее сзади по затылочному бугру (затылочной точке), а спереди - по надбровным дугам.

4. Окружность грудной клетки измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха, на высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, при отведенных в стороны руках. Затем руки ребенка опускают и проводят ленту по среднегрудинной точке (на уровне сосков). У девочек в пубертатном периоде ленту накладывают над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

5. Окружность плеча измеряют дважды: при напряженных мышцах (рука согнута в локтевом суставе, кулак сжат) и при расслабленной (рука свободно опущена) мускулатуре. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы. При расчете индексов используются данные измерения окружности плеча при расслабленном состоянии мускулатуры. По разности измерения в напряженном и расслабленном состоянии руки судят о развитии мышц плеча.

6. Окружность бедра определяют горизонтальным наложением сантиметровой ленты под ягодичной складкой.

7. Окружность голени определяют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка – это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

Испарение влаги с кожи и при дыхании;

Мумификация пуповинного остатка;

Недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

Рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

Относительным голоданием;

Отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

21)техника взятия мазков на BL (бациллу Лёффлера).

Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).

Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.

Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.

Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.

Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.

Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.

Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.

Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.

Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.

Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.

Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.