Как не надо говорить с человеком в инвалидной коляске. Человек на инвалидной коляске

Отличный от нашего мира - мира здоровых людей. Как часто щемит сердце, когда встречаешься взглядом с молодым человеком в инвалидной коляске . О чем думают эти люди, глядя на нас, какие чувства переполняют их сердца? Ведь им так же, ... и слабым, не сможет по достоинству ценить собственное здоровье и работоспособность. Сострадание - это чисто человеческая черта. Человек становится Человеком только тогда, когда заботится о детях, стариках и инвалидах, которые сами не могут позаботиться о себе. Поэтому...

https://www.сайт/journal/144134

Хотя немного стыдно за пролитый напиток. Часть 3. У ворот понимаю, что мне очень тяжело ходить и сажусь на инвалидную коляску (по ощущениям - свою, она меня не напрягает, я знаю, как ей управлять). От ворот церкви очень быстро... перилла, одной рукой легко отставляю коляску в сторону и прошу окружающих помочь. Окружающих очень мало. Первый оглядывается молодой человек : высокий блондин в наушниках, с не запоминающимся лицом. Но тут я вижу, что он сам спускает детскую коляску , поэтому говорю: "Ой, вы...

https://www..html

Посередине зала стоит высоченная белая лестница и я стою на самом верху этой лестницы и смотрю вниз. Внизу под лестницей сидит мой знакомый в инвалидной коляске . (наяву мы с ним ходим в поэтический клуб в библиотеку и его стихи печатают. Он друг моего приятеля. На самом деле он здоров) . Я ему кричу сверху: - можно тебя...

https://www..html

Друзья. Делаю шаг вперед и там стоят в ряд они. Моя лучшая подруга по середине справа от нее две другие подруги, а слева от нее друг в инвалидной коляске . И еще сквозь сон я помню, что борматала, что должна узнать, что означает друг...

https://www..html

И далёкими от реальности суждениями, обрекает нас на нескончаемые проблемы. А раскрыть своё Настоящее внутреннее Естество человек не стремится: ведь цель личности максимально реализовать себя во внешнем мире. Не получается и стойкое пребывание... Сознания Творца, мы - операторы, и мы сами создаём себе жизненные программы. Поэтому и говорят, что человек – творец своей реальности. Если сознание – это мировоззрение, особенности мышления и принятия решений, интеллектуальная и эмоциональная...

Если собеседник – человек на коляске, то не всегда знаешь, как себя правильно вести. Не всегда получается правильно подобрать слова, либо человек просто боится обидеть инвалида. Все это стереотипы, и их нужно ломать . Люди в колясках – самые обычные. Для нас инвалид – это очень необычно и странно, поэтому мы и чувствуем стеснение, а для человека на коляске – это его обычная жизнь. В этой статье рассматриваются 12 принципов или способов общения с колясочниками, которые помогут их собеседникам чувствовать себя свободно и не быть скованными при общении.

Первый принцип: с колясочниками стоит говорить как с самыми обычными людьми. Не нужно постоянно «зависать» в мыслях, думая, что сказать, дабы не обидеть. Иногда намеренные старания не обидеть инвалида выглядят очень не искренне. Обычные люди думают, что инвалиды обделенные судьбой, они не смогут дать отпор или постоять за себя. Физически не всегда инвалид может дать отпор. А вот встать за себя словесным образом и ответить взаимностью еще как они могут. Прежде чем познакомиться лично с вами, человек в коляске общался с другими людьми, и много обидных слов, фраз, выражений, взглядов и поступков он увидел до вас. Поэтому обидеть чем-то новым вряд ли у вас получится, разве что вы профессионал в этой сфере.

Лучше всего постараться научиться воспринимать инвалида как обычного человека и, включая воображение, представить, что он просто рядом с вами сидит на стуле.

Второй принцип: все люди индивидуальные и уникальные, колясочники в том числе. Они не одинаковые, поэтому мерить их под одну линейку не нужно. Инвалиды - обычные люди, имеющие свои вкусы, взгляды и планы на жизнь. Не нужно думать, что колясочникам будет интересно общаться только между собой потому, что у них проблемы одинаковые. Это смешно. Ведь двум людям не интересно общаться только потому, что у них одинаковый размер обуви. Конечно, инвалиды могут поговорить с другими в колясках, ведь у них похожие проблемы. Не стоит в разговоре с людьми на коляске вспоминать о всех своих знакомых инвалидах и намеренно говорить, что вам обязательно нужно встретиться и пообщаться. Думать, что колясочники могут жениться, работать, общаться или дружить только с такими же совсем ни к чему. Существует много счастливых браков, где один из партнеров – инвалид. Большинство ведут такой же обычный образ жизни, заводят детей, имеют друзей, ходят в гости, кафе и умеют весело развлекаться. Часто можно увидеть, как человек в инвалидной коляске каждый день преодолевает путь к высшему учебному заведению, вместе со всеми получает образование. На самом деле инвалиды очень умные и их труд ценится в работе .

Не нужно предлагать своему собеседнику на коляске способы лечения – это и есть третье правило общения с колясочником. Причина очевидна: колясочник знает о своем заболевании намного больше, чем вы. Тем более он наслышан от специализированных врачей о способах лечения. Не следует натаивать на применении какой-то диеты или походах в спортзал либо бассейн. Скорее всего, колясочник уже попробовал нужные методы лечения и питания. Не стоит подбадривать словами, типа «Ты скоро поправишься», ведь это чистой воды ложь . Если так хочется поддержать инвалида, лучше обращаться к нему как ко всем остальным.

Следующий способ общения с человеком на коляске, четвертый: не стоит бояться спросить, что стало причиной их жизни в коляске . Конечно, этот вопрос не должен быть первым при знакомстве. Для инвалида это самый обычный вопрос. Наоборот, было бы странным не спросить. Колясочник обязательно ответит столько, сколько посчитает нужным.

Пятое правило - эти люди не святые. Они, как и все, несовершенные, со своими изъянами. К ним стоит иметь нормальное отношение. Если вы не согласны с каким-то мнением колясочника, обязательно скажите ему об этом.


Люди в колясках – это не бомжи, они не нуждаются в том, чтобы донашивать чью-то одежду. Инвалид вполне может сам заработать денег и купить себе еды на пропитание или заплатить за коммунальные услуги квартиры. Если инвалид пошел с друзьями в кафе, он вполне может сам заплатить за себя. Колясочники предпочитают жить нормальной жизнью. Как у всех, у них есть желание получить образование, иметь работу и семью. И многие имеют то, к чему стремятся.

Седьмой принцип общения: лучше лишний раз не вспоминать о том, что они не могут ходить. В разговоре с ними лучше всего употреблять обычные слова, такие как «проходи» или «пойдем». Эти фразы на подсознательном уровне говорят о движении.

Увидев, что инвалиду нужна помощь, обязательно её предоставьте . В этом и заключается смысл восьмого совета. Лучше спросить, чем вы можете помочь, чем попросту молчать. Сказав, что никогда не оказывались в подобной ситуации и не делали ничего подобного, колясочник обязательно поймет.

Не следует вести разговор о колясочнике в третьем лице. Если инвалид идет с сопровождающим, лучше спросите интересующий вопрос у самого колясочника (конечно, если он в состоянии ответить).

Десятый принцип общения с человеком в коляске: он не будет всегда в депрессивном состоянии. Не стоит думать, что колясочник боится одиночества или ему постоянно хочется внимания. Обычно инвалиды имеют свои заботы о доме, семье или работе. Коляска не влияет на тип темперамента человека. Не всегда колясочник нуждается в общении. Инвалид также должен проявлять инициативу для разговоров или новых знакомств.

Предпоследний способ: любые из удобств, сделанных для инвалидов полезны не только для них. Строительство пандуса, специализированных туалетов и лифтов очень облегчают жизнь мамочкам с колясками, пожилым людям, или тем, кто временно находится в гипсе.

Двенадцатый принцип общения: вести себя с колясочниками в обществе обычно. Не нужно их стесняться. Нам стоит вести себя как обычно, не испытывая стеснения или неудобства.

Если мы будем чувствовать себя «в своей тарелке», то и инвалиду будет комфортно в компании с нами. Главное ко всем относиться с вежливостью и уважением.

Кто такой Стивен Хокинг? Этим вопросом задаются многие люди, впервые увидевшие ученого по телевидению или прочитавшие его статьи. Профессора можно встретить повсюду - в новостях, передачах о космосе, научных журналах и даже в любимых сериалах. У многих возникает вопрос: "Ученый в коляске - как его зовут?" Ответ - Стивен Хокинг. Биография с фото поможет вам узнать об этом умнейшем человеке больше.

Детство и юность

Британский ученый появился на свет в Оксфорде, 8 января 1942 года. Его отец, Фрэнк, работал в медицинском исследовательском центре Хэмпстеда, а мать, Изабель, трудилась там же, в качестве секретаря. У Стивена есть 2 сестры - Филипа и Мэри и приемный брат Эдвард.

Будущий ученый рос обычным ребенком и не проявлял каких-либо выдающихся способностей. Он любил коллекционировать электропаровозики и собирать модельки различной техники.

По словам матери, Стивен уже в школе походил на маленького ученого своей нескладной фигурой, большими очками и любовью к научным дебатам. Ровесники называли его Зубрилой и Эйнштейном, но, несмотря на эти прозвища, отличником ученый никогда не был. Он предпочитал физику, математику и химию, а к остальным наукам был равнодушен.Тем не менее, оценки позволили ему поступить в Оксфордский университет.

Болезнь

В университете Стивен Хокинг наслаждался веселой посещал вечеринки и занимался греблей. Учебе он посвящал немного времени, выполняя только самое необходимое. Известен случай, когда Хокинг за один день выполнил задание, с которым его однокурсники не смогли справиться за неделю.

На третьем курсе Хокинг начал замечать за собой некоторую неуклюжесть, он часто падал и ронял вещи. После очередного сильного падения он обратился к врачу, однако медик не нашел повода для беспокойства и посоветовал студенту пить поменьше пива и побольше отдыхать.

Стивен закончил обучение в Оксфорде с отличием. Следующей ступенью в получении по физике стал Кембридж. Состояние здоровья ученого ухудшалось и неловкость уже нельзя было списать на усталость или рассеянность. В возрасте 21 года Хокинг обратился к врачу повторно.

На этот раз было проведено более серьезное исследование. Врачи выяснили, что болезнь прогрессирует и жить Стивену осталось не больше двух лет. Боковой атрофический склероз (болезнь Лу-Геринга) - заболевание, уничтожающее нервные клетки, отвечающие за управление мышцами. Недуг прогрессирует, и постепенно угасает, наступает паралич и в конце концов отказывают дыхательные мышцы, что приводит к смерти.

Как правило, это смертельное заболевание встречается у пожилых людей старше 50 лет, и больные умирают в течение 2,5 лет после постановки диагноза. Исключением из обоих правил стал профессор Стивен Хокинг. Биография ученого могла бы быть до обидного коротка, но сейчас ему уже 73 года.

Личная жизнь

Кто такой Стивен Хокинг? Не только знаменитый ученый, который при жизни стал практически легендой, но и счастливый отец и дед. Семья и новая любовь очень помогли молодому человеку адаптироваться к новой жизни после страшного диагноза. Заболевание прогрессировало медленно, что позволило Стивену постепенно привыкать к своему состоянию.

Депрессию и пессимистичное настроение помогли перебороть успехи в работе и начавшиеся отношения с молодой девушкой Джейн Уайльд. Будущая жена стала музой, помощницей и лучшим другом ученого. Для того, чтобы финансово обеспечить их будущее, Хокинг начал активно работать. В 1965 он женился на Джейн после года отношений. В 1967 вынужден был начать пользоваться костылями и в этом же году родился его первенец. Двух других детей Стивен встречал уже в

В 1985, во время поездки в Женеву, Хокинг заболел пневмонией. Эта болезнь чрезвычайно опасна для людей с боковым склерозом. Стивен находился в тяжелейшем состоянии, и медики предлагали Джейн позволить смертельно больному мужу спокойно умереть. Но женщина решила бороться за жизнь мужа до конца и перевезла его домой, в Кембридж, где удалось побороть инфекцию. Для облегчения дыхания медики были вынуждены провести трахеотомию. Ученый навсегда лишился способности говорить.

Джейн было тяжело справляться с тремя детьми и мужем, поэтому после операции они наняли сиделку Элайн Мэйсон.

Из-за разногласий и сложной обстановки в доме Стивен разошелся с женой и переехал в дом своей сиделки в 1990 году. Развод супруги оформили в 1991, а уже в 1995 Хокинг женился на Элайн.

Их брак продолжался 11 лет и сопровождался многочисленными скандалами в прессе. Многие подозревали, что женщина вышла замуж из корыстных побуждений и плохо обращается с мужем. В 2004 году Стивена даже вызывали на допрос в полицию, чтобы он объяснил происхождение многочисленных травм. Ученый опроверг обвинения в адрес супруги, но все-таки развелся спустя 2 года. Сегодня он не состоит в браке и тесно общается со своими детьми и внуками.

Кресло

В 1970 году Хокинг уже не мог передвигаться самостоятельно и начал использовать инвалидное кресло, сперва обыкновенное, позже с пневмомотором. Кто такой Стивен Хокинг без своего кресла, которое позволяет профессору продолжать работать, несмотря на тяжелейшее состояние здоровья? Именно образ ученого в огромном, напичканом электронными устройствами кресле так запомнился обывателям. Из-за интереса к своей персоне одним из направлений своей деятельности Хокинг выбрал популяризацию науки.

После пренесенной трахеотомии профессора оказалась под угрозой, ведь он практически не мог общаться. Ему приходилось пользоваться карточками с буквами, указывая на нужную движением бровей. Составление одного слова занимало целую минуту. Настоящим прорывом в системе общения стало использование компьютера. По экрану ползут буквы и слова, на которые можно указать с помощью нажатия пальцем на кликер.


Инженер Дэвид Мэйсон помог создать портативный компьютер, который можно было установить на инвалидную коляску, и снабдил Хокинга его знаменитым электронным голосом с американским акцентом. К слову, Стивен считает этот голос своей визитной карточкой и не отказывается от него при обновлении оборудования и программного обеспечения.

Сейчас пальцы ученого парализованы и он совместно со своим помощником изобрел новую систему общения. Теперь компьютером можно управлять с помощью инфакрасного датчика, улавливающего подергивания правой щеки.

Научная работа

Природа черных дыр - одна из областей, которой интересуется Стивен Хокинг. Известный ученый является одним из основоположников квантовой космологии. Его выводы произвели фурор в научном сообществе. Профессор полагает, что черная дыра не поглощает информацию бесследно, а искажает и высвобождает по мере испарения. Это излучение названо в честь Хокинга.

Профессор активно работает не только над написанием книг и статей, но и дает публичные лекции, посещает научные конференции по всему миру, снимается в телевизионных передачах и дает интервью. Он рассуждает о развитии искуственного интелекта и колонизации других планет, помогает в медицинских исследованиях и интересуется созданием экзоскелетов, которые позволят людям с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью.

Популяризация науки

Благодаря своей узнаваемости, профессор Стивен Хокинг многое делает для популяризации науки. Его под названием "Краткая история времени" была издана в 1988 году, стала бестселлером и популярна до сих пор. Она написана простым языком для обычных людей, далеких от мира науки.

Другие известные книги Хокинга - "Черные дыры и молодые вселенные", "Мир в ореховой скорлупке". В них рассказывается о содержимом черных дыр, устройстве пространства-времени и Большом Взрыве. Ученый написал и детскую книгу в соавторстве со своей дочерью. Она рассказывает детям о космосе и называется "Джордж и тайны Вселенной".

Масс-медиа

Имя профессора часто упоминается в различных шоу и телепередачах, в которых с удовольствием принимает участие Стивен Хокинг. Жизнь и деятельность ученого показывается в двух художественных фильмах "Теория всего" и "Хокинг". У него есть камео в популярном сериале о молодых физиках "Теория Большого Взрыва", и сериале "Звездный путь: Следующее поколение", а своих героев в "Симпсонах" и "Футураме" Стивен озвучивал самостоятельно.

Кроме того, образ ученого в коляске и его имя используется в огромном количестве фантастических фильмов, сериалов, книг.

Просмотрев фильмы и прочитав его книги, вы сможете в полной мере ответить для себя на вопрос: "Кто такой Стивен Хокинг?".

Люди пользуются инвалидной коляской по разным причинам. Такие коляски обеспечивают подвижность и возможность передвижения, как например, машина или велосипед. Если вы впервые обращаетесь с инвалидом-колясочником, возможно, будет тяжело, поскольку вы не знаете, как действовать. Вам не хочется переходить границы дозволенного и случайно обидеть кого-то, но в то же время вы хотите быть полезным и рассчитываете на взаимопонимание. Самое важное, что необходимо запомнить, - это то, что такие люди ничем не отличаются от вас.

Шаги

    Избегайте бесцеремонности по отношению к физическим способностям человека. Вам неизвестно, какие физические возможности у этого человека. Если такой человек находится в инвалидном кресле, вовсе не означает, что он парализован и не способен сделать несколько шагов. Некоторые пользуются инвалидной коляской просто потому, что не могут слишком долго стоять или имеют ограничения по длительности прогулок. Неоднократно люди, которые никогда не пользовались и не нуждались в инвалидном кресле, позже брали его в аренду, поскольку слишком долгая ходьба весьма утомительна для них, или у них проблемы с сердцем. Даже если кто-то парализован, это вовсе не означает, что он абсолютно неподвижен. Не стоит проверять, действительно ли человек парализован. Если вы видите, что человек в инвалидной коляске двигает ногами или встает, не ставьте под сомнение его способности или ограниченные возможности и старайтесь не выглядеть удивленным.

    Приветствуйте инвалида-колясочника так же, как и обычных людей. Протяните руку, даже если он ограничен в применении верхней конечности или у него протез. Как правило, независимо от физического состояния таких людей, уместно при каждой встрече пожимать друг другу руки.

    Разговаривайте открыто с таким человеком. Если его кто-то сопровождает (например, везет инвалидное кресло), не расспрашивайте его о человеке в инвалидной коляске, например: «Ему/ей понадобится помощь?», чтобы выяснить, как помочь. Это весьма неприлично, и подразумевает, что инвалид-колясочник сам не в состоянии ответить или попросить о помощи. Всегда обращайтесь к нему напрямую со всем уважением. Если стало ясно, что ваше общение продлится дольше, чем вы предполагали, предложите переместиться в то место, где вы могли бы присесть. Если нет возможности найти зону отдыха, отойдите от инвалидной коляски на несколько шагов назад, чтобы человеку, сидящему в нем, не приходилось поднимать голову, глядя на вас.

    Не смущайтесь, когда употребляете фразы типа: «пройти путь» или «давай сходим на прогулку». Это образные, а не буквальные выражения, и человек в инвалидном кресле это понимает. Было бы более неловко, если бы в разговоре вы пытались избегать таких фраз, поскольку они указывают, что вы постоянно думаете о физическом состоянии инвалида-колясочника.

    Не спешите делиться своими наблюдениями. Комментарии типа: «Оно так стремительно движется!», «Оглянитесь, в том зале есть камера видеонаблюдения» или «Я не понял, там были указатели?» очень снисходительны и уничижительны, которые содействуют тому, чтобы малоподвижный человек чувствовал себя отличным от других. Старайтесь не обращать внимания на инвалида-колясочника до тех пор, пока у вас нет очевидного вопроса или обоснованного комментария. Вы бы стали давать комментарии относительно скорости, если бы говорили о чьих-то нижних конечностях? Вы чувствуете необходимость высказываться по поводу чьих-то очковых линз? Смотрите на инвалидное кресло так же, как вы смотрите, например, на очковые линзы – иногда неприятный, но тем не менее полезный метод делать то, что хотите, или то, что необходимо, и осознавать, что это никого не касается, кроме этого самого человека.

    Не хлопайте и не прикасайтесь к самому человеку (или его инвалидному креслу) до тех пор, пока вам не разрешат. Поскольку в инвалидном кресле они ростом с ребенка, люди интуитивно пытаются похлопать их по плечу или дотронуться до них; для людей с проблемами спины или позвоночника это может причинить боль, кроме того, такой жест может показаться снисходительным. То же самое относится к тому случаю, когда вы опираетесь или прикасаетесь к инвалидному креслу.

    Предложите помощь, когда это уместно. Очень сложно узнать, когда уместно предложить руку помощи. Помните, что даже если человек пользуется инвалидным креслом, это не обязательно может означать, что он нуждается в помощи. Как правило, такие люди предпочитают оставаться независимыми от других и гордятся тем, что в достаточной мере научились приспосабливаться к существующим условиям. Если складывается такая ситуация, где может понадобиться ваша помощь, уточните. Что бы вы ни делали, не трогайте инвалидное кресло без разрешения. Даже если в тот момент они не пользуются инвалидной коляской, было бы лучше сначала посоветоваться, а только потом отодвинуть ее в другое, труднодоступное для них место.

    • Будьте готовы услышать «нет». Поскольку велика вероятность, что в прошлом многие инвалиды-колясочники чувствовали снисходительное отношение со стороны незнакомых людей, некоторые из них покажутся вам неприветливыми или грубыми, когда вы предложите им помощь. Если на ваше предложение помочь вы услышали грубый, язвительный ответ, не стоит воздерживаться от оказания помощи, когда вы в следующий раз встретите такого человека. Не оставляйте без внимания человека, который старается изо всех сил обойтись без посторонней помощи. Некоторые инвалиды-колясочники могут принять помощь при каком-либо удобном случае, но не более. Например, вам могут отказать, если вы предложите помочь прокатить кресло вдоль пандуса в хорошую погоду, но это же предложение может быть принято, когда на улице слишком жарко.
  1. Узнайте местонахождение специально оборудованных пандусов. Если вас попросили или дали указание, поищите их в уборной, лифте, пунктах телефонной связи торгового центра. Однако никогда не думайте, что человек в инвалидной коляске не в состоянии сам найти эти места. Они, как и вы, знают, как пользоваться указателями. Но не думайте, что преодоление лестницы – это единственная проблема для малоподвижного человека; пройти 100 метров, чтобы обойти три ступени в здании часто бывает намного сложнее, чем преодолеть эти самые три ступени (нелегко двигать вперед кресло и маневрировать между людьми, которые стоят посередине коридора и беседуют, или проходить между ними на костылях). Уточните, какой из способов самый легкий для них. Выслушайте и с точностью выполните все указания.

  2. Уважайте таких людей, даже если вы с ними никак не взаимодействуете. Уважайте таких людей, даже если вы с ними никак не взаимодействуете. Не будьте одним из тех, кто усложняет жизнь инвалидам-колясочникам. Вам не хотелось бы натолкнуться на человека в инвалидном кресле, когда вы сидите на местах для инвалидов или когда ваш автомобиль в труднодоступном месте. Чем более информированным вы стаете о повседневной жизни таких людей, тем комфортнее вы будете чувствовать себя, когда столкнетесь лицом к лицу с человеком в инвалидном кресле. (Да, у нас нет такой потребности - сидеть на местах для инвалидов, как у людей с палочкой, людей на ходунках или костылях, а некоторые из них нуждаются в специальном кресле-коляске для инвалида, которое предоставляют в аэропорту, где они пересаживаются со стула в кресло-коляску; иногда даже слепые люди на короткое время берут в пользование такое кресло, поскольку какой-то глупый работник аэропорта думает, что так было бы легче добраться туда, где они должны быть. Представили себе эту картину?)

    • Постарайтесь учитывать окружающие условия, даже если вы не знаете, есть ли поблизости человек с ограниченными возможностями. Не используйте специально оборудованные туалеты в качестве чулана для метел, не кладите вещи посередине зала или в проходе, не пользуйтесь и не заграждайте парковочную зону для инвалидов.
    • Когда ходите за покупками, учитывайте людей в инвалидных креслах – старайтесь держаться одной стороны в проходе, идите с детьми или спутником друг за другом, а не рядом друг с другом, образуя таким образом преграду, и старайтесь резко не останавливаться, резко не поворачиваться и не давать задний ход. Пользуйтесь проходом коллективно, идите по такому же принципу, как ездите по дороге, учитывайте, что у людей в инвалидном кресле нет тормозов, а они не хотят, чтобы их вынуждали задать вопрос типа: «Простите, можно проехать?»
  3. Не сравнивайте юного человека в инвалидном кресле с человеком преклонного возраста. «Эй, все, что вам нужно, это еще чуть-чуть, и ты, и бабушка могут быть в команде» - это грубо. Не делайте этого.

    • Если вы управляете рестораном, постарайтесь предусмотреть специально оборудованную кабинку и столик для людей в инвалидной коляске, проход к которым держите открытым.
    • Никогда не оставляйте магазинную тележку на территории парковки, особенно возле места, предназначенного для людей с ограниченными возможностями.
    • Когда паркуете свой автомобиль, не ставьте его позади автомобиля со специальным значком, указывающим, что за рулем водитель с ограниченными возможностями, который оказался в стороне от других транспортных средств. Владельцу такого авто может понадобиться свободное пространство, чтобы воспользоваться пандусом, когда они возвращаются к своему транспортному средству. Не все парковки, оборудованные для людей с ограниченными возможностями, имеют достаточно места, чтобы установить пандус, для которого требуется до девяти футов, чтобы была возможность развернуться, поэтому иногда автомобилям, специально оборудованным для этих целей, необходимо парковаться подальше от остальных автомобилей так, чтобы вокруг было свободное пространство.
    • Когда ведете беседу с человеком в инвалидном кресле, найдите возможность присесть. Для него очень утомительно смотреть на вас снизу вверх. Гораздо легче смотреть друг другу в глаза, будучи на одном уровне.
    • Инвалидное кресло – это своего рода пространство для человека, если смотреть на это с позиции личного пространства каждого из нас. Если вы не собираетесь класть руку на плечо этого человека, не кладите без надобности свою руку на инвалидное кресло.
    • Данные инструкции, как правило, применимы при общении с людьми, которые используют скутеры как средство передвижения. Обращайтесь с человеком, который пользуется мобильным скутером, так же, как и с человеком в инвалидном кресле. Эти устройства используются по одной и той же причине.
    • Это не будет звучать оскорбительно, если вы попросите своего друга в инвалидном кресле понести что-либо. Многие люди с ограниченными возможностями хотят ответить взаимностью, поэтому могут предложить взять ваши сумки с покупками, поскольку для человека, сидящего в кресле, это легче, чем для идущего человека. Примите это предложение с достоинством.
    • Когда ведете беседу с группой людей, не стойте напротив человека в инвалидном кресле. Так вы загораживаете его от остальных участников беседы, а это очень невежливо. Сделайте круг шире, чтобы у него тоже была возможность поучаствовать в беседе.
    • Не переступайте через ноги человека в инвалидном кресле. Даже если человек не ходит, вовсе не означает, что его нижние конечности не являются частью его тела.
    • Относитесь с уважением к обученным животным. Люди с ограниченными возможностями могут иметь при себе собаку-поводыря. Помните, что они хорошо обучены. Никоим образом не гладьте, не кормите и не отвлекайте собаку.
    • Когда совершаете покупки, не наваливайте свои сумки на человека в инвалидной коляске. Это очень грубо, а человек в этом случае не сможет сполна насладиться шопинг-туром.
    • Если вы организовываете какое-либо мероприятие, например, свадебную вечеринку или званый вечер, проверьте, оборудована ли территория для людей с ограниченными возможностями. Сами оцените территорию и проследите, чтобы не было никаких преград у подъезда к зданию, чтобы было достаточно места для возможности передвижения в кресле, чтобы ванные комнаты были оборудованы (было место для разворота, имелись прочные поручни). А если мероприятие будет проходить на улице, проследите, чтобы по площадке можно было без труда передвигаться. Гравийная, песчаная, мягкая или слишком неровная поверхность может вызвать трудности в передвижении.
    • Не судите по внешнему виду человека, на самом ли деле он нуждается в инвалидном кресле или другом передвижном средстве. Например, человек, который пользуется инвалидным скутером в продуктовом магазине, может выглядеть вполне здоровым, но на самом деле страдать дегенеративным заболеванием межпозвоночных дисков.

Текст: Алёна Меркурьева

Начинать что-то новое всегда немного страшно - особенно когда ты сидишь в инвалидной коляске, особенно когда у тебя хрупкие кости, способные сломаться от незначительного падения или малейшего удара. Я годами искала причины, по которым мне никогда и ни за что не стоит уезжать от родственников дальше нескольких метров, а если не находила, то моя изобретательная мама придумывала сто причин за меня. Я понимала: пройдёт ещё несколько лет, а я по-прежнему буду сидеть в четырёх стенах, мечтая о невиданной «безбарьерной среде» и путешествиях.

Так вышло, что у меня врождённое заболевание - «несовершенный остеогенез», или, проще говоря, ломкость костей. До тринадцати лет я каждый год по несколько месяцев проводила в гипсе из-за того, что неудачно надела кроссовок или резко напрягла ногу, а первые самостоятельные шаги на костылях сделала только после совершеннолетия в клинике имени Г. А. Илизарова. В двадцать лет мне выдали справку о «пожизненной» инвалидности, где указано, что я нетрудоспособна. Помню, как тогда расстроилась, услышав такой приговор, но сейчас понимаю, что это всего лишь бумажка. Которая, кстати, даёт много приятных бонусов - например, бесплатный вход в музеи и отсутствие пошлины для шенгенской визы.

Моя лучшая подруга Юля уже несколько лет путешествовала летом по США и рассказывала мне о всевозможных удобствах для людей в инвалидных креслах. Словосочетание «доступная среда» казалось утопией, а подруга не переставала подначивать: «Решайся, это реально!» - и угрожала напоить текилой, чтобы посадить на самолёт. Уже не помню, Юля ли мне предложила или я спросила сама, поедет ли она со мной, но мы в шутку договорились полететь зимой в Испанию, а перед этим пройти испытание Москвой: если уж я переживу недоступный метрополитен и чудовищные пандусы , то Европа точно будет мне по зубам.

Москва

Самое сложное во всей авантюре - признаться родителям. Родительская опека детей-инвалидов умножается на десять. Я их понимаю: все мои пятьдесят с лишним переломов, десятки операций и заезды в больницу на полгода они переживали вместе со мной. Сообщила я им о своих сумасшедших планах только за неделю до вылета, твёрдым голосом и непоколебимо, заранее продумав ответы на все дополнительные вопросы: «В самолёт меня посадят, в аэропорту встретят на машине, метро мне не понадобится, буду не одна». Я благодарна, что они не закатили скандал и отпустили, даже если сами сидели круглосуточно с телефоном в руках в ожидании СМС.

Оказалось, что самолёты - самый доступный «общественный транспорт» в России. В аэропортах чувствуешь себя королевой: тебя встречают, регистрируют без очереди, помогают пройти таможенный контроль и при помощи амбулифта доставляют на борт. Правда, вся эта роскошь только в крупных городах. Там, где живу я, посадка совершается с помощью обыкновенных грузчиков. Кстати, коляска и костыли всегда перевозятся бесплатно.

Я была уверена, что в Москве наконец увижу активных людей на колясках в центре города. Единственные два человека, которых я заметила, стояли возле метро с протянутой рукой. Мне тоже перепало: однажды я стояла на костылях возле жилого дома в районе Курского вокзала (ждала подругу, которая парковала машину), ко мне подошла женщина и всучила печенье и яблоко с пожеланиями скорейшего выздоровления, а другая девушка пыталась дать денег. Было ужасно неловко, учитывая, что приехала я туда делать татуировку за свои деньги.

Передвигаться по столице на коляске реально, только если ты на машине. Помню, подруга оставила меня одну переходить Крымский мост, а сама вернулась в машину за документами. Я воодушевлённо крутила колёса, параллельно наслаждаясь видом на Москву-реку, а на другой стороне меня встретила непреодолимая стена из бордюров, рытвин и криво припаркованных машин.

Когда я возвращалась домой, во Внукове разговорилась с парнем в инвалидном кресле, который летел в санаторий и звал меня с собой: «Полетели! Там таких, как мы, много, будем ходить на дискотеки». А когда он узнал, что я одна прилетела в Москву, восхищённо окрестил «отчаянной путешественницей». Знал бы он, какая я трусливая!


Испания

До сих пор не вполне понимаю, как в феврале 2016-го мы с подругой оказались в мадридском аэропорту с одним рюкзаком на двоих, инвалидной коляской и парой костылей, которые всегда идут в комплекте со мной. С оформлением шенгенской визы проблем не возникло, за исключением того, что мне пришлось ехать в ближайший визовый центр в другой город, а вот с остальным было нервно. Подруга любит активно перемещаться - ей кажется, что два-три дня на город более чем достаточно. У нас были куплены билеты на десять дней. Маршрут составляли с помощью монетки, Бродского и шара с предсказаниями. Например, Бродский на вопрос «Покупать ли нам билеты в Германию?» ответил: «Пустота. Но при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Конечно, мы хотели увидеть свет! Особенно если он ниоткуда. В итоге маршрут выглядел так: из Мадрида через три дня мы должны были лететь в Германию (это было дешевле, чем путешествовать по Испании), где по планам было проехаться на автобусе из Кёльна в Гамбург, а уже из Гамбурга улететь обратно в Мадрид, чтобы через два дня вернуться в Москву с пересадкой в Риме. Жильё нашли через каучсёрфинг. Меня ничуть не пугало жить у незнакомцев, единственное, о чём я переживала, - как буду каждый раз забираться в автобусы.

Информацию о путешествиях людей с инвалидностью выискиваешь по крупицам. Есть интернет-проект Invatravel , где маломобильные путешественники делятся историями, лайфхаками, рассказывают, где больше всего брусчатки и в каком отеле коляска не вписывается в двери. Кроме этого нужно изучать сайты общественного транспорта, чтобы быть в курсе, на какой станции нет лифта. Обязательно писать в хостелы (или отели) и уточнять, действительно ли можно заехать внутрь на коляске без помощи, а ещё лучше требовать фото обещанного пандуса - так будет понятно, какой у него угол наклона. Если едешь на автобусе из одного города в другой, при покупке билетов тоже лучше написать компании-перевозчику. Во-первых, автобус может быть не приспособлен для колясок, а водитель - не в силах занести вас внутрь на руках, а во-вторых, некоторые компании дают скидку, если выслать им справку об инвалидности.

В Москву я прилетела за два дня до вылета в Мадрид. Мы с подругой были на нервах, периодически срывались друг на друга со словами: «А может, ну его, останемся дома?» - закупались отвратительными батончиками с мюсли и кофе (курс евро тем временем составлял 87 рублей) и только за пять часов до вылета собрали рюкзак, куда уместились все наши вещи на десять дней, стратегический запас еды и тульские пряники для хостов. Когда мы выгружались из машины в Шереметьеве, у коляски отвалилась подножка. Я стала паниковать: десять дней без подножки не выжить, и вообще это знак - не надо никуда лететь. В багаж сдали коляску без подножки, а по прилёте аккуратно прицепили её обратно. Забавно, но прошёл уже год, а подножка так и держится на отломанном куске пластмассы - ни разу больше о себе не напоминала.

Трясло меня до самого автобуса, на котором мы должны были доехать из аэропорта в пригород Мадрида Торрехон-де-Ардос, где жил наш хост. Я в красках представляла, как сейчас все люди на остановке будут заталкивать меня в автобус, и готовилась принять испытание с честью. Когда увидела внутри автобуса ступеньки, мне стало совсем дурно - но милый водитель вышел с пультом управления и одним нажатием кнопки превратил непреодолимые ступеньки в подобие лифта. Дар речи вернулся только в Торрехоне - в моём личном топе испанских городов этот, пожалуй, самый любимый. Помню, как мы в сумерках гуляли в уютном крошечном парке с обгоревшими пальмами, которые я видела впервые в жизни, и зачем-то фотографировались в ночи рядом с библиотекой Федерико Гарсиа Лорки. Нам невероятно повезло с хостом: его дом и квартира оказались отлично приспособлены для людей на коляске. Я сама поднималась по пандусу, заходила в лифт и в квартиру. Весь следующий день записывала для мамы видео: «Смотри, мама, я сама перехожу через дорогу!», «Смотри, а сейчас я сама еду в метро!».

Кажется, я попробовала всё, что не могла позволить себе раньше. Ездила на поезде, трамвае, автобусе и электричке, гуляла целый день, самостоятельно переходила оживлённую дорогу (о, ужас!), пыталась ориентироваться в иноязычных указателях, сходила на почту, в магазин, в бар и в музей, чуть не приняла приглашение сомнительной религиозной организации, которая предлагала наивным туристам обрести своё счастье, и даже почти переночевала в аэропорту из-за задержанного рейса.

Самым большим стрессом был один сломанный лифт в метро и невозможная брусчатка возле музея Прадо, где, в общем-то, она более чем оправданна. Чтобы не перевернуться, мы даже наловчились ездить по ней задом наперёд. Если в Москве о помощи приходилось просить, то тут я не успевала моргнуть глазом, как мне помогали: мужчина со знанием дела поднял меня на коляске по эскалатору, а испанские ребята подхватили на перроне и занесли в старый вагон поезда, когда я всего лишь пыталась узнать, ходит ли здесь что-то поновее, - подозреваю, что они просто не говорили по-английски.


Германия

В Кёльне наш хост, девушка с выбритым виском и обильным пирсингом на лице, вызвалась нас встретить около метро в четыре утра. Немцы запомнились очень отзывчивыми. Мы страшно устали и задержались у неё на день дольше, чем планировали, - за это время мы успели отоспаться и съездить в соседний Бонн. Людей на колясках там мы встречали гораздо чаще, несмотря на то что брусчатки на квадратный метр там раз в десять больше, чем на Красной площади. Кстати, путешественники из нас так себе: в Мадриде мы прошли мимо статуи медведя с деревом, которая изображена на всех сувенирах, в Кёльне не зашли за одеколоном, а в Бонне умудрились пропустить дом Бетховена.

На седьмой день можно уже было привыкнуть, что в каждом автобусе автоматически выкатываются пандусы, но я самый трусливый человек на свете и продолжала нервничать. По плану была семичасовая поездка на автобусе до Бремена, куда меня подруга без труда закатила прямо на коляске. Понятия не имею, как Юля выдерживала моё нервное состояние перед каждым автобусом.

В Гамбурге мне запомнились лишь свалки и пешеходные переходы с очень крупными выступами - тактильными направляющими для слабовидящих, которые плохо комбинируются с удобствами для колясочников. Тем не менее Германия, по моему опыту, дружелюбнее всего относится к людям с инвалидностью. На самом деле это были удивительные десять дней в параллельной вселенной, где люди на колясках самостоятельно перемещаются по городу и просто живут. Никто не тычет пальцем, а дети даже не обращают внимания на необычный четырёхколёсный транспорт. Люди с инвалидностью в Европе - часть социума, и это ощущается.

Сочи

Проведя пару недель дома, в начале марта я снова села в самолёт - на этот раз чтобы полететь на две недели в Сочи со своей мамой. Летела я в «самый приспособленный для людей с инвалидностью город России», но Сочи моментально спустил меня с европейских небес на российскую землю. Инклюзивность заканчивается на выходе из аэропорта и дендрарии, где действительно установили комфортные подъёмники. В центре города я самостоятельно смогла перейти одну улицу, а потом начались двадцатисантиметровые разбитые бордюры с заплатками асфальта. Мне сразу бросились в глаза указатели со значками «человек с инвалидностью»: эта набережная адаптирована для тех, кто на коляске, эта улица тоже, а вот тактильный указатель. Ну просто мечта! А потом я увидела вертикальный обрыв, который должен быть пандусом, ведущий к той самой набережной для колясочников. Пандусов в Сочи действительно много, но на деле ни по одному из них невозможно подняться или спуститься. А когда мы с мамой решили воспользоваться автобусом, тоже со знаком «человек с инвалидностью», водитель сначала отказался, а потом нехотя, всем своим видом показывая, что мы задерживаем людей, а две остановки можно и пешком пройти, всё-таки вышел опустить пандус. Больше на автобусах мы не ездили.

Оставалась слабая надежда на Олимпийский парк: его строили в том числе для паралимпийцев. На вокзале мне сказали, что «Ласточки», которые ходят до парка, непригодны для людей на инвалидных креслах. В самом парке не работали лифты, которые поднимают человека на мостик, соединяющий территорию парка со спортивными комплексами. Позднее таксист рассказал, что эти лифты включают только по особым случаям, например, когда приезжает президент.


Будапешт

Шенгенская виза, которая истекала в августе, не давала мне покоя, и я спонтанно купила билеты в Будапешт на конец июня. Попутчиков у меня не было, и ближе к дате вылета всё сильнее одолевали сомнения: а если я одна не справлюсь, а если что-то случится, а если не смогу объясниться с венграми? С общественным транспортом в Будапеште не очень: в метро, почти как в Москве, для пассажиров на колясках оборудовано только несколько станций, а знаменитые жёлтые трамваи хоть и передают атмосферу старого города, но для колясок не годятся. До последнего я не была уверена, что куда-нибудь полечу: страшно было до слёз и я пыталась найти хоть один разумный довод лететь за границу одной. На самом деле я бы вряд ли решилась, если бы не моя бывшая научная руководительница, а теперь уже коллега и подруга из Будапешта, которая, как только узнала о моих планах, написала: «Приезжай, мы тебя встретим!» О том, что я лечу одна, мои родители не знали - и, честно сказать, не знают до сих пор.

Я осознала, что творю, только в аэропорту, когда мне на инвалидное кресло приклеили багажный стикер «BUD-VNUKOVO». Уверенности придала группа спортсменов на колясках, с которыми меня загрузили в амбулифт. Мне каждый раз до чёртиков страшно выезжать с пандуса амбулифта, но если передо мной с этим справились семь человек на таких же креслах, то чем я хуже? В общем, вызов приняла.

Будапешт оказался чем-то средним между прогрессивной равноправной Европой и странами постсоветского пространства: например, с одной стороны пешеходного перехода съезд сделали, а на другой стороне - забыли. Современные трамваи там всё-таки нашлись, правда, без помощи в них всё равно не обойтись. Зато это мотивировало меня дать отпор своим закоренелым страхам: я перестала стесняться просить о помощи совершенно незнакомых людей.

Планировать путешествие самостоятельно оказалось сложнее, учитывая, что я очень плохо ориентируюсь по картам: дорогу от трамвайной остановки до своего хостела я запомнила только на третий день. Но ощущение абсолютной свободы, независимости и почти самостоятельности (в прекрасном хостеле, увы, был крутой внутренний пандус) сделали это мини-путешествие, пожалуй, лучшим за год. Это тот самый выход из зоны комфорта, когда каждую минуту пытаешься обуздать страх и справиться с недоверием. Будапешт с его мостами, еврейским кварталом, руинными барами, набережной с видом на Буду и Дунай - город мечты.

Если честно, ни одно путешествие не проходило идеально, и были случаи, о которых мне не хочется вспоминать. К счастью, я всегда возвращалась с целыми костями и тонной впечатлений. Мне страшно везло, потому что рядом со мной всегда были прекрасные люди. Даже если путешествуешь в одиночку - всё дело в людях. Самое главное не переставать получать удовольствие и ценить каждый момент, даже если что-то идёт не так, как задумывалось. В общем, если вдруг вы тоже давно мечтаете собрать рюкзак и пуститься во все тяжкие - немедленно подавайте заявку на загранпаспорт и покупайте билеты. Если уж я смогла провернуть такое и даже покорить ненавистную брусчатку, то вы точно справитесь.