Виды лечебно-профилактических учреждений. Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура

Регистрационный N 29950

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442,3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038) приказываю:

1. Утвердить номенклатуру медицинских организаций согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 октября 2005 г., регистрационный N 7070);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 февраля 2007 г. N 120 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных учреждений здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2007 г., регистрационный N 9157);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 653н "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2008 г., регистрационный N 12921).

Министр В. Скворцова

Приложение

Номенклатура медицинских организаций

I. Номенклатура медицинских организаций* по виду медицинской деятельности

1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

гинекологическая;

гериатрическая;

инфекционная, в том числе детская;

медицинской реабилитации, в том числе детская;

наркологическая;

онкологическая;

офтальмологическая;

психиатрическая, в том числе детская;

психиатрическая (стационар) специализированного типа;

психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

психоневрологическая, в том числе детская;

туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

врачебно-физкультурный;

кардиологический;

кожно-венерологический;

наркологический;

онкологический;

офтальмологический;

противотуберкулезный;

психоневрологический;

эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

консультативно-диагностическая, в том числе детская;

медицинской реабилитации;

психотерапевтическая;

стоматологическая, в том числе детская;

физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

вспомогательных репродуктивных технологий;

высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

гериатрический;

диабетологический;

диагностический;

здоровья;

консультативно-диагностический, в том числе детский;

клинико-диагностический;

лечебного и профилактического питания;

лечебно-реабилитационный;

лечебной физкультуры и спортивной медицины;

мануальной терапии;

медицинский;

медико-генетический (консультация);

медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

медицинской реабилитации, в том числе детский;

медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

медико-хирургический;

многопрофильный;

общей врачебной практики (семейной медицины);

охраны материнства и детства;

охраны здоровья семьи и репродукции;

охраны репродуктивного здоровья подростков;

паллиативной медицинской помощи;

патологии речи и нейрореабилитации;

перинатальный;

профессиональной патологии;

профилактики и борьбы со СПИД;

психофизиологической диагностики;

реабилитации слуха;

реабилитационный;

специализированные (по профилям медицинской помощи);

специализированных видов медицинской помощи;

сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

станция скорой медицинской помощи;

станция переливания крови;

центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

бальнеологическая лечебница;

грязелечебница;

курортная поликлиника;

санаторий;

санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

санаторий-профилакторий;

санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Медицинские организации особого типа:

2.1. Центры:

медицинской профилактики;

медицины катастроф;

медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

медицинский информационно-аналитический;

медицинский биофизический;

военно-врачебной экспертизы;

медико-социальной экспертизы;

медицинской статистики;

патолого-анатомическое;

судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

клинико-диагностическая;

бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

3.2. Противочумный центр (станция).

3.3. Дезинфекционный центр (станция).

3.4. Центр гигиенического образования населения.

3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Номенклатура медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по территориальному признаку

4.1. Федеральные.

4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.

4.3. Муниципальные.

4.4. Межрайонные.

4.5. Районные.

4.6. Городские.

*Медицинские организации, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников, (клинические базы) включают в свое наименование слово "клинический".

Новый нормативный документ № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» от 06.08.2013 внес существенные изменения в систему медицинского обслуживания РФ. Объедение некоторых первичных звеньев привели к необходимости изменить прежнюю общепринятую номенклатуру.

С его изданием приказ № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» со всеми изменениями более не действует.

Позже в письме Министерства здравоохранения РФ № 17-2/10/2-184 «О приказе Минздрава России от 06.08.2013 № 529н» от 16.01.2014 были приведены разъяснения по использованию принятого закона.

Вышеуказанным нормативным документом регулируются только муниципальные и . Частные и фармацевтические представительства, как и ранее, не регулируются вышеуказанным законом, так как не являлись лечебно-профилактическим учреждением.

Новые положения терминологии и наименование медицинских организаций

Медицинская терминология регулируется по новым положениям в законодательстве РФ, что необходимо учитывать в теперешнем наименовании медицинских организаций. Пакет основополагающих нормативных документов, по которому теперь регламентируется вопросы государственной медпомощи, привел к тенденции исчезновения термина «лечебно-профилактическое учреждение». Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в тексте не использует понятие ЛПУ. Однако, определение МО приведено.

Подробнее изучить вопрос можно в статье 2 закона, пункт 11, где указано, что медицинская организация является юрлицом, которое осуществляет свою медицинскую деятельность согласно уставу и выданной РФ лицензией. При этом это определение не зависит от организационно-правовой формы. Также положения настоящего Федерального закона действуют на иные юридические лица, которые наряду с основной деятельностью осуществляют также медицинскую практику. При этом указанные положения касаются части по предоставлению медицинских услуг . К МО согласно законодательным законам также приравниваются занимающиеся медицинской деятельностью индивидуальные предприниматели.

Замена термина

Таким образом, термин «ЛПУ» был полностью изъят и заменен на название «медицинская организация» со всех текстов ранее принятых и действующих документов.

Социальное обслуживание население изменила часть нормативных документов. Термин «учреждение социального обслуживания» заменен на новую формулировку «организация социального обслуживания». Ознакомиться подробнее с ними можно, изучив подробнее законодательную документацию.

Использование термина «медицинских организаций» с каждым днем встречается все чаще. При этом тенденция наблюдается не только в документах , но и в средствах массовой информации. Кроме клиник под эту формулировку попадают также аптечные пункты, частные медцентры, санаторно-курортные учреждения и различные профилактические организации.

Что касается печатных периодических изданий и профессиональной медицинской среды использование ЛПУ все же еще используется. Это обусловлен его распространенностью и тем, что термин общепринят уже очень давно. Термин ЛПО – это «лечебно-профилактическая организация». Он был принят позже и не так часто применялся.

Например, Фонд социального страхования РФ вынужден был ввести 19.02.2016 новую версию 2.0.4.17 программы для медучреждений под названием «Лечебно-профилактические учреждения».

Наименование медицинской организации

Все МО классифицируются по месту расположения на несколько уровней:

  1. Федеральный;
  2. Краевой, областной, окружной и республиканский;
  3. Межрайонный;
  4. Муниципальный;
  5. Районный;
  6. Городской.

Кроме этого вопроса, приказ № 529н оказал существенные изменения на перечень наименований некоторых организаций медпрофиля. Таким образом, в номенклатуру МО были введены новые наименования:

  • Бюро медико-социальной экспертизы;
  • Центр судебно-медицинской экспертизы;
  • Центр военно-врачебной экспертизы;
  • Медицинский отряд (включая отряды специального назначения).

Формирование новых центров

Были сформированы новые медицинские центры здравоохранения. Это касается центров вспомогательных репродуктивных и высоких медицинских технологий. Также возникли гериатрический, лечебно-профилактический, генетический центр. Медицинский центр реабилитации, а также МО для реабилитации инвалидов и детей-инвалидов с последствиями церебрального паралича. К отдельной сфере можно отнести центры реабилитации для наркоманов. Сегодня также существуют медико-хирургический, паллиативной медпомощи и серологический центры. Есть многопрофильные и специализированные учреждения. Также сформированы организации охраны материнства и детства.

Термины, исключенные из номенклатуры медицинских организаций

  1. В номенклатуре больше нельзя встретить понятие всех аптечных организаций, маммологического диспансера и военно-врачебной комиссии.
  1. В наименованиях поликлиник также прошли исключения из списка.
  1. Медучреждение восстановительного лечения были заменены на медицинской реабилитации.
  1. Среди центров теперь исключены центры медицинской инспекции, лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества и сертификации лекарств, информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.
  1. Многие медицинские учреждения теперь перестали делиться по территориальному признаку.
  1. По закону № 529н фельдшер акушерские пункты и врачебные здравпункты исключены из номенклатуры.

При этом ранее действовал государственный приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627, где указано, что фельдшерско-акушерские пункты или ФАП являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Однако, согласно ряду приказов они все же утверждены и существуют как структурная часть медицинских организаций. С точки зрения правового регулирования возникают вопросы касательно реального положения в законодательстве указанного подразделения.

  1. Изъята из номенклатуры многопрофильная больница. Ранее она руководствовалась действующим приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2012 № 69н «Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала инфекционного отделения многопрофильной больницы (инфекционной больницы)». Теперь же неясно, какая именно классификация действует по данному признаку.

Исключением стал термин ЦРБ, который, несмотря на отсутствие упоминаний в законе № 529н, еще встречается в некоторых регионах.

В связи с подобными не состыковками в номенклатуре при изменениях в новых названиях некоторых МО могут наблюдаться ошибки. Также из-за отсутствия ряда дополнительных слов остается неясно, можно ли их использовать. Например, сельская, городская. Нет городской, детской, центральной или районной поликлиники. В некоторых случаях наименование медицинской организации может быть чересчур сокращено. Причем название может быть намного короче, чем это указано в самой номенклатуре.

Любые нарушения могут вызвать осложнения при пенсионном обеспечении медработников, планировании режима отдыха и труда. Также недопустимы ошибки в нормативно-правовых документах.

Таким образом, практическое применение приказа Минздраву РФ № 529н требует определенных доработок и изменений.

Основные типы учреждений здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социально­го развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения . Сегодня наименования всех учреждений здравоохранения должны соответствовать дан­ной Номенклатуре.

Единая номенклатура включает в себя четыре типа учреждений здравоохранения:

Лечебно-профилактические;

Учреждения особого типа;

Учреждения по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека;

Аптечные учреждения.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

1) больничные учреждения;

2) диспансеры: онкологический, туберкулезный и т.д.;

3) амбулаторно-поликлинические учреждения;

4) центры, в том числе научно-практические;

5) учреждения скорой медицинской помощи;

6) учреждения охраны материнства и детства;

7) санаторно-курортные учреждения.

Клиническими учреждениями являются лечебно-про­филактические учреждения (больницы, диспансеры, родиль­ные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях меди­цинскими научными организациями.

Больницы . Различают следующие виды больниц: участ­ковая, районная, городская (в том числе детская), и другие виды. Больничные учреждения предназначены для лечения пациентов в условиях стационара (от лат. Stationarius – стоящий, неподвижный). Больницы могут иметь в своём составе поликлинику (амбулаторию). Здесь оказыва­ется экстренная медицинская помощь, а также помощь паци­ентам, которым необходимо постоянное наблюдение или применение методов лечения, невозможных или затрудни­тельных в амбулаторных условиях - на дому или в поликли­нике (операции, частые внутривенные, внутримышечные и другие инъекции и другие манипуляции).

Различают монопрофильные (специализированные) стационары, предназначенные для лечения пациентов с каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом) и мно­гопрофильные - это больницы, в состав,которых входят различные отделения (например, хирургические, неврологичес­кие, терапевтические и др.).

В структуру стационара обычно входят приемное отделение, лечебно-диагностические, лечебные отделения, аптека, пищеблок и др. Функциональные обязанности медицинской сестры в стационаре зависят от профиля отделения и специфики ее работы в нем (медицинская сестра приемного отделения, хирургического отделения, процедурного кабинета, палатная медицинская сестра и т. д.).

Специализированные больницы , в том числе и восста­новительного лечения, гинекологическая, гериатрическая, инфекционная, наркологическая, онкологическая, офталь­мологическая, психоневрологическая, психиатрии-ческая, туберкулёзная.

Госпиталь - (от лат. hospitalis, гостеприимный) ме­дицинское учреждение, предназначенное для оказания ме­дицинской помощи военнослужащим. В ряде стран госпи­талями называют также гражданские медицинские учреж­дения.

Лечебно-профилактические учреждения поликлиниче­ского типа - это поликлиники и амбулатории.

Поликлиника - многопрофильное лечебно-профилактиче­ское учреждение, предназначенное для оказания медицин­ской помощи пациентам, в том числе и специализированной; при необходимости - для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике ведутприем врачи различного профиля (терапевты, хирурги, окулисты, отоларингологи, кардиологи и др.),а также функционируют диагностические кабинеты (эндоскопический, рентгенологический, кабинеты функциональной диагностики), лаборатория, физиотерапевтическое отделение, процедурный кабинет.

Основной принцип работы поликлиники - территориаль­но-участковый. Обслуживаемая поликлиникой территория разделяется на участки, за которыми закрепляются участко­вый врач и участковая медицинская сестра, с определенным количеством населения.

Участковый врач и медицинская сестра несут ответствен­ность за проведение всех лечебных и профилактических ме­роприятий на территории данного участка. Помимо этого, большое значение придается проведению диспансеризации населения.

Диспансеризация - это организация систематического наблюдения за здоровьем населения, изучение условий труда и быта, выявление пациентов с хроническими заболева­ниями.

Участковая медицинская сестра поликлиники помогает врачу во время приема пациентов, ведет различную докумен­тацию, объясняет пациентам, как собрать тот или иной мате­риал для лабораторного исследования, как подготовиться к инструментальным и рентгенологическим исследованиям, заполняет статистические талоны, бланки-направления на исследование, выполняет назначения врача на дому, ори не­обходимости обучает родственников пациента элементам ухода за ним.

Кроме участковых, в поликлинике есть процедурные ме­дицинские сестры, медицинские сестры физиотерапевтических кабинетов и др. В настоящее время в поликлиниках ра­ботают кабинеты доврачебной помощи: здесь медицинская сестра измеряет у пациента температуру тела и артериальное давление.

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учрежде­ние, которое, так же как и поликлиника оказывает медицинскую помощь пациентам в сельской местности. Работа амбулатории, каки поликлиники, построена по участково-территориальному принципу, но в отличие от поликлиники здесь оказывается меньший объем медицинской помощи. В амбулатории работает обычно не более пяти врачей.

Работа медицинской сестры амбулатории напоминает ра­боту участковой медицинской сестры поликлиники, но требу­ет от нее еще большей самостоятельности и ответственности.

Медико-санитарная часть - специализированное уч­реждение здравоохранения, предназначенное для органи­зации проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельно­сти) медицинских осмотров работников с вредными и опас­ными условиями труда на крупных предприятиях. Деятель­ность их строится по принципу цеховой участковости.

Струк­тура медико-санитарных частей бывает различной, в их со­став могут входить поликлиника или амбулатория, стацио­нар, здравпункты, стоматологическая поликлиника, профи­лакторий, санатории, детские оздоровительные лагеря и др.

Функции медико-санитарных частей разнообразны. По­мимо оказания амбулаторной медицинской помощи, лечения пациентов в стационаре, сотрудники медико-санитарной час­ти осуществляют большую работу но диспансерному наблю­дению за состоянием здоровья рабочих и служащих путем проведения систематических профилактических осмотров, выявляют лиц, страдающих хроническими заболеваниями, всех заболевших в амбулаторных условиях или стационаре.



Участковые (цеховые) врачи и медицинские сестры, фельдшера здравпунктов изучают условия труда рабочих и непосредственно на рабочем месте, выявляют профессиональные вредности и принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направлен­ных на улучшение условий труда и быта работников предприятия.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и уча­щимся. Здравпункт не является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением, а обычно входит в состав поликлиники или медико-санитарной части предприятия. Медицинский персонал здравпункта (врач, фельдшер, медицинская сестра) оказывает доврачебную и первую врачебную помощь, проводит необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или медико-санитарной части (инъекции, пере­вязки), делает прививки, выполняет санитарно-просветительную работу.

Станции скорой медицинской помощи - это лечебные учреждения, предназначенные для круглосуточного оказания экстренной медицинской помощи пациентам на догоспиталь­ном этапе при всех угрожающих жизни состояниях (травмы, ранения, отравления, кровотечения), а также при родах. На станциях скорой медицинской помощи персонал работает бригадами, состоящими из 2-3 человек (врач и один или два фельдшера).

К учреждениям охраны материнства и детства отно­сятся женские консультации и родильные дома. Женские консультации, как и поликлиники, работают по участково-территориальному принципу. Здесь проводят диспансериза­цию, выявляют и лечат женщин с гинекологическими забо­леваниями, а также ведут диспансерное наблюдение за бере­менными.

Персонал женских консультаций и родильных домов проводит большую санитарно-просветительную работу с бе­ременными и родильницами. Медицинские сестры работа­ют обычно в процедурных кабинетах женских консультаций и родильных домов, а также в операционных, детских отде­лениях родильных домов в качестве палатных медицинских сестер.

К учреждениям санаторного типа относятся санато­рии (от лат. sanare - лечить, исцелять), профилактории, ла­геря отдыха для детей, санаторные оздоровительные пло­щадки. Деятельность данных лечебно-профилактических учреждений основана на использовании для лечения паци­ентов преимущественно природных лечебных факторов (минеральные воды, грязелечение), а также фитотерапии, физиотерапии и лечебной физкультуры.

В санаториях па­циенты проходят курс амбулаторного лечения. Профилак­тории, организованные на крупных промышленных пред­приятиях, используются для лечения и проведения профи­лактических мероприятий, как правило, в свободное от ра­боты время.

Работа медицинских сестер в лечебно-профи­лактических учреждениях санаторного типа напоминает ра­боту медицинских сестер в поликлиниках, стационарах, диспансерах и т. д.

Дом (больница) сестринского ухода - учреждение здра­воохранения для обеспечения квалифицированного ухода больным пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья не нуждающимся в активном лечении.

Хоспис - учреждение здравоохранения для оказания медицинской, социальной, духовной, психологической и юридической помощи инкурабельным (не поддающимся ле­чебному воздействию) онкологическим больным и их семь­ям, как в период болезни, так и после утраты ими близких.

Лепрозорий (от позднелат. lергоsus - прокажённый). Лечебное учреждение для больных лепрой. В некоторых странах (Бразилия, Индия) проказу лечат амбулаторно.

Клиники - лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здраво­охранения), входящие в состав высших медицинских обра­зовательных учреждений, медицинских научных организа­ций или подчиненные медицинским вузам и научным орга­низациям, являются их структурными подразделениями.

Вопросы для самоподготовки к практическому занятию:

1.Структурные уровни системы здравоохранения в РФ.

2.Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела.

3.Перечислить ЛПУ амбулаторного и стационарного типа.

4.Основные виды медицинской документации стационара.

Номенклатура медицинских организаций

I. Номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности

1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

гинекологическая;

гериатрическая;

инфекционная, в том числе детская;

медицинской реабилитации, в том числе детская;

наркологическая;

онкологическая;

офтальмологическая;

психиатрическая, в том числе детская;

психиатрическая (стационар) специализированного типа;

психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

психоневрологическая, в том числе детская;

туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

врачебно-физкультурный;

кардиологический;

кожно-венерологический;

наркологический;

онкологический;

офтальмологический;

противотуберкулезный;

психоневрологический;

эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

консультативно-диагностическая, в том числе детская;

медицинской реабилитации;

психотерапевтическая;

стоматологическая, в том числе детская;

физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

вспомогательных репродуктивных технологий;

высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

гериатрический;

диабетологический;

диагностический;

здоровья;

консультативно-диагностический, в том числе детский;

клинико-диагностический;

лечебного и профилактического питания;

лечебно-реабилитационный;

лечебной физкультуры и спортивной медицины;

мануальной терапии;

медицинский;

медико-генетический (консультация);

медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

медицинской реабилитации, в том числе детский;

медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

медико-хирургический;

многопрофильный;

общей врачебной практики (семейной медицины);

охраны материнства и детства;

охраны здоровья семьи и репродукции;

охраны репродуктивного здоровья подростков;

паллиативной медицинской помощи;

патологии речи и нейрореабилитации;

перинатальный;

профессиональной патологии;

профилактики и борьбы со СПИД;

психофизиологической диагностики;

реабилитации слуха;

реабилитационный;

специализированные (по профилям медицинской помощи);

специализированных видов медицинской помощи;

сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

станция скорой медицинской помощи;

станция переливания крови;

центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

бальнеологическая лечебница;

грязелечебница;

курортная поликлиника;

санаторий;

санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

санаторий-профилакторий;

санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Медицинские организации особого типа:

2.1. Центры:

медицинской профилактики;

медицины катастроф;

медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

медицинский информационно-аналитический;

медицинский биофизический;

военно-врачебной экспертизы;

медико-социальной экспертизы;

медицинской статистики;

патолого-анатомическое;

судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

клинико-диагностическая;

бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Кроме того, в системе здравоохранения Российской Федерации действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения.

Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом управления здравоохранения. Также к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, которые стали создаваться в последние годы с принятием в 1995 г. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения включены лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения), учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.

Виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения:

  • больничные учреждения (городская, детская, участковая, центральная районная, областная больница, городская клиническая больница, городская больница скорой медицинской помощи, медико-санитарная часть);
  • специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная, офтальмологическая, инфекционная и др.);
  • диспансеры (противотуберкулезный, онкологический, кардиологический, психоневрологический, наркологический, врачебно-физкультурный и др.);
  • амбулаторно-поликлинические учреждения (городская поликлиника, амбулатория, стоматологическая поликлиника, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты);
  • учреждения охраны материнства и детства (детские ясли, детские сады, дом ребенка, молочная кухня, родильный дом);
  • учреждения скорой и неотложной помощи и переливания крови (станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови);
  • санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнеологическая и грязелечебница).

Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

ЛПУ Единица измерения Категория
1 2 3 4 5 6 7 8
Участковая больница койки 76-100 51-75 36-50 25-35 - - - -
Районная больница койки 351-400 301-350 251-300 201-250 151-200 101-150 - -
Городская больница койки 801-1000 601-800 401-600 301-400 251-300 201-250 151-200 101-150
Областная, краевая республиканская больница койки 801-1000 601-800 501-600 401-500 301-400 - - -
Поликлиника посещения в смену свыше 1200 751-1200 501-750 251-750 до 250 - - -

Для расчета показателя "Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений" приказом МЗ СССР № 650 от 20 июня 1979 года была утверждена инструкция по определению планового показателя "Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений" для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно - поликлиническую помощь. С 1980 года, согласно вышеуказанного приказа, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год следует утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений) с учетом износа основных фондов.

Планирование сети лечебно-профилактических учреждений необходимо для оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи, а также эффективного использования ресурсов здравоохранения. Для планирования необходимо знать потребность населения в медицинской помощи.

Для определения потребности населения в медицинской помощи используются специальные алгоритмы ее расчета.

Общий алгоритм расчета потребности в медицинской помощи

Расчеты потребности в медицинской помощи исходят из:

  • численности населения (сложившейся или прогнозируемой на конец планового периода)
  • расчетных норм времени на оказание медицинских услуг (либо условных единиц труда)

Произведение численности населения и кратности оказания медицинских услуг дает число медицинских услуг, необходимых при оказании медицинской помощи.

Произведение количества медицинских услуг и расчетных норм времени на их оказание представляет собой объем необходимой медицинской помощи для населения муниципального образования, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг.

Исходные данные для расчетов

Численность населения - берется по данным Росстата.
Для целей определения потребности в медицинской помощи по каждому муниципальному образованию необходимы данные об общей численности населения, а также распределению населения по возрастным группам (взрослые, дети).

Деление населения на указанные группы позволяет учесть существенное влияние возраста на состояние здоровья населения и, соответственно, на его потребность в объеме и структуре медицинской помощи, которые должны быть учтены при расчетах необходимой мощности сети медицинской помощи.

Кратность оказания медицинских услуг - на одного человека в год утверждается

Расчет потребности населения в амбулаторной помощи.
За расчетную единицу объема амбулаторной помощи принимается врачебное посещение, в процессе которого оказывается лечебно- профилактическая помощь.
Обобщающий показатель объема амбулаторной помощи – суммарная продолжительность врачебных посещений (в минутах), необходимых для оказания амбулаторной помощи населению.

Потребность населения в амбулаторной помощи (число врачебных посещений) рассчитывается с учетом ожидаемой численности населения и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Расчет показателя необходимого объема амбулаторной помощи оценивается суммарным временем (в минутах) врачебных посещений, необходимых для оказания амбулаторно–поликлинической помощи. Этот показатель рассчитывается как произведение числа врачебных посещений и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях амбулаторной помощи.

Расчет потребности населения в стационарной помощи.
За расчетную единицу объема стационарной помощи принимается один день пребывания больного на койке (койко-день).

Потребность населения в стационарной помощи (количество койко-дней) рассчитывается с учетом ожидаемого числа госпитализаций и норматива объема стационарной помощи в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, установленному Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи , необходимых для оказания стационарной помощи.

Ожидаемое расчетное число госпитализаций определяется на основе регионального прогнозного показателя численности населения соответствующего муниципального района (муниципального округа).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в скорой медицинской помощи.
За расчетную единицу объема скорой медицинской помощи принимается один вызов службы скорой помощи.

Потребность населения в скорой медицинской помощи (количество вызовов) рассчитывается с использованием показателя объема скорой медицинской помощи в количестве вызовов в расчете на одного человека в год и ожидаемой численности населения.

Расчет необходимого объема скорой медицинской помощи производится в разрезе бригад службы скорой медицинской помощи, предусмотренных федеральным классификатором.

Эти расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

Расчет потребности населения в диагностической помощи.
За расчетную единицу объема диагностической помощи принимается одно исследование.
Обобщающий показатель объема диагностической помощи – суммарное время (в минутах), необходимое для производства общего расчетного числа диагностических исследований.

Потребность населения в диагностической помощи (число исследований) рассчитывается исходя из ожидаемой численности населения и расчетного норматива среднего числа исследований на 1 одного жителя.

Расчет обобщающего показателя необходимого объема медицинской помощи оценивается суммарным временем (в минутах) для производства всех исследований, необходимых для диагностики заболеваний. Этот показатель рассчитывается исходя из расчетного числа диагностических исследований и расчетных норм времени на производство диагностических исследований.

Общий объем диагностических исследований складывается из расчетного числа исследований производимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях стационара.

Расчетные таблицы используются для расчета объема диагностической помощи раздельно по каждому виду диагностических исследований (бактериологических, биохимических, гистологических, иммунологических, общеклинических, цитологических, радиологических, рентгенологических, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических).

Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы диагностической помощи для жителей муниципальных образований включают в себя диагностическую помощь, оказываемую на всех уровнях медицинской помощи.

Предлагаемая методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи предполагает использование расчетных технологических нормативов. Вместе с тем, большинство необходимых технологических нормативов в настоящее время отсутствует. В этих условиях (вплоть до завершения начавшегося процесса разработки полного комплекта необходимых нормативов) представляется целесообразным проводить расчеты потребности в медицинской помощи и мощности сети медицинской помощи на основе адаптированных для региона расчетных показателей федеральной Программы государственных гарантий медицинской помощи. Целесообразность и допустимость такого подхода основываются на том обстоятельстве, что по основным показателям деятельности медицинские организации абсолютного большинства субъектов Российской Федерации пока еще отстают от показателей Программы государственных гарантий медицинской помощи .

Предполагается, что по мере разработки расчетных технологических нормативов, в схемы перспективной сети медицинской помощи будут вноситься необходимые уточнения, основанные на расчетах, использующих описанную выше методологию в полном объеме.