К.Г.Юнг и аналитическая психология. Юнгианская психотерапия

Определение

Психотерапия представляет собой процесс психологического развития, вызванного страданиями — эмоциональными, а иногда и физическими. В ее ходе психотерапевт выступает скорее не как лечащий врач, а как партнер клиента, “спутник на пути”. Симптомы, сны, эмоции и поведение раскрывают содержание бессознательного, показывающего, какие установки и действия необходимы для такого психологического развития. Исцеление бывает следствием отношений взаимного доверия, складывающихся между психотерапевтом и клиентом, их готовности осуществить изменения и использовать ресурсы психики, а также их преданности тому, что можно назвать целостностью клиента*.

Краткая характеристика

В основе приведенного выше определения лежит постулат о саморегулируемости психики, о присущей ей способности к самоисцелению и росту. Патология мешает проявлению такой способности. И все же патология — это не только зло: она побуждает заболевшего человека к рефлексии и открывает путь к психологическому развитию.

Саморегуляция осуществляется следующим образом: когда равновесие психики нарушается (а именно это обстоятельство и заставляет человека обратиться к психотерапевту), происходит мобилизация определенных элементов бессознательного, выполняющих компенсаторную функцию. Эти элементы проявляются в снах, различных симптомах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах и фантазиях, а также в поведении. Когда нам удается распознать такие проявления и принять соответствующие меры, то происходят изменения в ограниченном определенными установками сознании страдающего человека и, как следствие, изменяются установки данного индивида, его поведение и эмоциональное состояние.

Элементы, о которых мы говорили, возникают из бессознательной психики, для того чтобы компенсировать осознаваемые установки и эмоции. Знать о появлении таких элементов необходимо, но недостаточно: для того чтобы они стали осознанными, необходимо установить над ними контроль Эго.

Элементы бессознательного, о которых идет речь, представляют собой комплексы — тесно связанные друг с другом образования психической сферы. Все они несут определенный эмоциональный заряд, обычно неприемлемый для сознания и потому вытесненный. Их действие происходит автоматически, вызывая эмоциональный конфликт, различного рода затруднения и страдания. И все же комплексы представляют определенную ценность, поскольку они открывают доступ к ресурсам бессознательного.

Отношения между психотерапевтом и клиентом — перенос — представляют собой особый случай проекции, имеющей место во всех взаимодействиях между людьми. Клиент обнаруживает у психотерапевта те качества — положительные и отрицательные, — которые известны ему по опыту отношений с родителями, братьями и сестрами, а также с другими значимыми в его жизни людьми, и которые инкорпорированы им в виде комплексов.

За всеми этими персонажами, качествами и комплексами стоит “Я” (Self) — интегрирующая сила, занимающая в психике центральное место. “Я” (Self) содержит ресурсы исцеления, необходимые для процесса развития.

Выбор метода психотерапии зависит от особенностей индивида, возможностей психотерапевта и того психического материала, с которым клиент вступает в психотерапевтический процесс. Таким образом, не существует определенной схемы психотерапевтического процесса, и невозможно заранее установить необходимое число сессий. Часть психотерапевтической работы носит редуктивный характер: происходит выделение, исследование и интерпретация комплексов. Большая же часть работы носит конструктивный характер: в центре внимания оказывается цель патологии и потенциал роста. Психотерапевт должен внимательно следить за готовностью клиента заниматься определенными проблемами и образами, поступающими из бессознательного, должен избегать предвзятых ожиданий от процесса. При анализе снов в центре внимания оказывается не столько интеллектуально удовлетворяющая их интерпретация, сколько переживание этих снов и их усвоение в эмоциональном плане.

Часть психотерапии происходит вне рамок запланированных встреч психотерапевта с клиентом (т.е. вне сессий). Клиент может, например, размышлять о своих снах и эмоциях, записывать их, а также изображать поступающие из бессознательного образы в виде рисунков, картин, скульптур или танцев или же вести с такими образами воображаемые беседы.

Цель психотерапии, согласно Юнгу, заключается в индивидуации, представляющей собой непрерывный процесс осознания индивидом своей уникальности, его борьбы с комплексами и принятия того, что ранее было неприемлемым для него. В ходе этого процесса сознание расширяется и вступает в более здоровое взаимодействие с многочисленными элементами бессознательного, мешающими человеку в его повседневной жизни. В результате индивид получает возможность сделать свою жизнь более творческой как во внутреннем, так и во внешнем мире.

Рефлексия

Для юнгианского подхода к психотерапии характерно сотрудничество между психотерапевтом и клиентом, а также приспособление к индивидуальным особенностям каждого клиента, насколько позволяют способности психотерапевта. Психотерапевт поощряет проявления уникальности клиента, с уважением относясь к его внутренней мудрости и его возможностям обрести целостность. Цель процесса — трансформация личности.

Психотерапевтический процесс отнюдь не направлен на то, чтобы умом понять сущность проблем клиента. Ведется поиск эмоциональных корней его проблем, комплексов и симптомов. Психотерапевт, сам прошедший основательный анализ личности, прилагает энергичные усилия, стремясь помочь клиенту обрести целостность. Он устанавливает также некоторые конкретные цели, на которые может ориентироваться клиент, предпринимая серьезные изменения в своих отношениях и поведении.

Сессии с психотерапевтом составляют лишь часть психотерапевтической работы клиента. В промежутках между сессиями он осуществляет рефлексию, записывает свои сны, а также использует техники, предусматривающие работу с образами. Психотерапевтический процесс продолжается и после завершения курса психотерапии: клиент продолжает использовать все рекомендуемые средства.

Недостатки юнгианской психотерапии в основном представляют собой оборотную сторону ее достоинств. Среди них — ее относительная неэффективность при кратковременном применении. Хотя известны случаи, когда всего несколько сессий позволяли добиться желательных изменений, большинство клиентов все же нуждаются в долгосрочной психотерапии, требующей значительных затрат времени и денег.

Юнгианская психотерапия, направленная на трансформацию, часто оказывается неподходящей для индивидов, чьи проблемы требуют быстрых действий (в случаях зависимостей и насилия в семье). Это ограничение, а также большое значение, придаваемое индивидуальному развитию, объясняют, почему психотерапевты-юнгианцы зачастую избегают работать с детьми, парами, семьями и другими группами.

Внимание к снам и другой образной “продукции” порой оборачивается отрицательной стороной. Клиент может так увлечься игрой воображения, что проблемы жизни в бодрствующем состоянии отойдут на задний план — как для клиента, так и для терапевта.

Таким образом, преимущества и недостатки юнгианского подхода к психотерапии взаимосвязаны. Порождающая инсайт интенсивная фокусировка на внутренней реальности может разрушать внимание к реальности внешней. Необходимо мощное устремление к конкретному результату работы, чтобы участие глубин психики, души и внешнего мира в этом процессе было сбаланси-ровано.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Юнгианская психотерапия по своим внешним признакам не сильно отличается от традиционной психоаналитической терапии. Как правило, это индивидуальная терапия, когда аналитик работает с конкретным клиентом. Насчет того, как называть анализируемого – пациентом или клиентом – идет много споров, но в целом предпочтителен второй вариант. В процессе терапии происходит взаимное обогащение и изменение двух людей – и клиента, и ментора. В этом смысле ключевое различие между традиционным психоанализом и юнгианской терапией заключается в том, что в последней очень большая роль отводится контрпереносу. Юнгианский аналитик изначально выступает для своего клиента в качестве «кривого зеркала» со своими комплексами и тараканами. Он должен понимать и осознавать то, с какими клиентами он может работать, а с какими возможны проблемы (например, если клиент гей, а психотерапевт – гомофоб). Это понимание отчасти формирует этическую установку аналитика.

Психотерапевт, прежде всего, должен понимать помогающую природу своей профессии. Соответственно, его задача – не осуждать, не оценивать, а помогать. На практике психотерапевту очень сложно уйти от желания навесить клиенту какой-то ярлык («это истеричка, тот параноик, а этот – тревожно- компульсивный»).

Любая терапия начинается с первичной беседы. Есть несколько правил проведения такой беседы. В странах, где развита страховая медицина и где какую-то часть психоаналитических часов оплачивают страховые кассы, бывает так, что первичную беседу и саму терапию проводят разные люди. В таком варианте есть как плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что можно определить клиента к профильному специалисту (например, если клиент очевидно наркозависим). А минусы в том, что все первые проекции, которые клиент проецирует на своего интервьюера, пролетают мимо основного терапевта. В нашей стране такой вариант – скорее исключение, чем правило. Сам терапевт может иметь как завышенную самооценку (такой считает, что способен работать с кем угодно) так и сниженную самооценку (и тогда он сознательно сужает круг своих потенциальных клиентов, например – «только мальчики-подростки 14-15 лет с проблемами в изучении химии). Начиная работу, терапевт должен по полутонам расписать свои ощущения от клиента – что я ожидал от клиента, как я себе его представлял, откуда он пришел, как я себя вел с ним etc. Это необходимо потому, что бессознательно мы отражаем больше, чем понимаем сознательно. Даже опытные и продвинутые психотерапевты, приходя на супервизию, могут обнаружить, что они знают о своем клиенте больше, чем думают.

Что есть первичная беседа – еще диагностика или уже лечение? Понятно, что первичная беседа, в каком бы виде мы ее не проводили (полуструктурированное, структурированное интервью etc) – это уже интервенция. Вопросы могут быть типовыми (напр. «расскажите про маму», «расскажите про папу» etc). В любом случае здесь предполагается интервенция, уже постольку, поскольку клиент рассказывает что-то лично вам. В этом смысле ни один диалог не обходится без взаимного влияния.

Насколько жесткой должна быть структура первичной беседы? Если мы применяем типовые тесты (MMPI, Кеттелл, рисуночные методики типа «дом- дерево-человек»), то структура получается довольно жесткой. А любая жесткая и ригидная структура – это внешние «костыли» нашего Эго: чем более мы не уверены в себе, тем более жесткую структуру мы хотим иметь. Не нужно требовать от клиента больше, чем он готов дать. Вопросы аналитика могут носить уточняющий характер, хорошим вариантом являются вопросы «на расширение» («Я не очень поняла... », «Правильно ли я поняла, что... », «Пожуйте тему» etc). Прямое указание на несостыковки и лакуны в нарративе клиента недопустимы.

Отдельный серьезный вопрос – понятие нормы. Насколько мы вправе классифицировать клиента внутри себя? Людям с левополушарным образованием бывает очень сложно удержаться от такого соблазна. Но повесив на человека какой-то ярлык, мы бессознательно применяем к нему все свои бессознательные знания о соответствующем ярлыке. В юнгианстве граница нормы является очень широкой, аналитики пользуются классификацией МКБ-10. Кроме того, как только у нас появляется желание классифицировать клиента, мы сразу же начинаем искать подтверждений для такой классификации. Повесили на клиента ярлык «истеричка» – и сразу ищем характерные проявления данного психотипа с целью подтверждения или опровержения гипотезы. Но жизнь Бессознательного не подчинена логике сознания, тогда как мы в данном случае навязываем Бессознательному чуждую ему логику – вместо того, чтобы идти вслед за ним.

В ходе первичной беседы очень важно понять, какие переносы на вас осуществляет клиент (прежде всего – по нашим собственным контрпереносам). Клиент может проецировать на аналитика «умную голову», «строгого критика», «собственную мать» и еще много чего интересного. Первое, что вылезает в таких случаях – это его теневые качества.

Во время первой сессии часто обсуждаются проблемы сеттинга. Сеттинг включает время и место проведения сеанса. Константность и стабильность сеттинга имеют большое значение, особенно в случае с пограничными клиентами (для таких стабильный сеттинг является единственным «контейнером», который их держит). Сеттинг оговаривается с клиентом на первых сессиях, его упорядоченность – один из признаков того, что мы настроены на глубинную работу и постепенное «вползание» в Бессознательное. А для того, чтобы не утонуть в этом добре, нам нужна какая-то рамка, за которую можно ухватиться. И такой рамкой становится именно наш общий сеттинг. Сеансы у юнгианцев обычно длятся по 50 минут. Первая сессия обычно дольше (1, 5 – 2 часа), потому как она предполагает уяснение оргвопросов и сбор анамнеза.

Отдельно нужно сказать про пропуски. Понятно, что любые пропуски – это сопротивление. Если мы не берем в расчет форс-мажоры типа ДТП, то пропуск сеанса – это всегда про что-то. Иногда юнгианцы вводят правило об оплате пропущенных клиентом сеансов, если отмена произошла непосредственно перед сеансом. Такие меры призваны повысить ответственность клиента. Между аналитиком и клиентом обычно заключается устный контракт. При этом если сеанс отменяет сам психотерапевт, то он клиенту ничего не должен. Абсолютная несправедливость, но это так. Отношения клиента и терапевта изначально ассиметричны. Иногда аналитик отменяет сессию с тем клиентом, который не может проявить злость (такая провокация получается).

Частота сессий также является элементом сеттинга. Традиционный психоанализ – это 4 раза в неделю (а иногда даже 5). Как правило, на практике больше 1-2 раз в неделю нереально. Лучше – 2, но начинать предпочтительнее с одного, дабы клиент перестал бояться сеансов и как-то привык к происходящему. Редкие посещения плохи тем, что терапевту сложнее держать целостную голографическую картинку клиента в голове (причем речь не столько про факты, сколько про ощущения и чувства по отношению к конкретному клиенту).

Коммуникация между клиентом и терапевтом не всегда может быть полной и понятной – клиент может использовать какие-то термины (например, профессиональные), непонятные аналитику. Аналитик, в силу навыка понимания своего Бессознательного, должен понимать, где он завидует клиенту, где он злится на клиента, где он ревнует, где презирает etc. Клиенту такая опция недоступна, но он проецирует свое Бессознательное на личность аналитика (например, это может быть проекция архетипа Матери). В свою очередь, аналитик может спроецировать на клиента архетип Ребенка.

Очень важно уточнять, кто оплачивает сеансы – сам клиент или его родственники. Оплата должна присутствовать в любом случае. Например, дети, которых приводят родители, предоставляют в качестве «оплаты» свои рисунки, найденные по заданию терапевта желуди или что-то еще. Этот обмен «дать- взять» очень важен, это такая гештальтистская штука. Понимая, что он должен что-то дать терапевту, клиент держит в голове аналитика и происходящий в ходе сеансов процесс. Если клиент взрослый человек, но он не работает и за него платят родители, то нужно как-то сделать так, чтобы он платил сам. Пускай немного, но сам.

Часто запрос, с которым клиент пришел изначально, изменяется в процессе терапии. Иногда человек начинает понимать, что его первоначальный запрос (например такой, как «я икаю» или «у меня свистит в ушах») связан с какими-то более глубинными проблемами. По мере укрепления Эго человек смелеет и начинает обнаруживать свои следующие проблемы, вытащенные из Тени.

Иногда терапия оказывается прерванной. Это может быть связано как с банальным отпуском, так и в предоставлении клиенту времени для рефлексии и осознания чего-то важного, или наоборот, закапывания чего-то в песок, зализывания ран.

Помимо надежности и непрерывности, важно, чтобы аналитик соблюдал один и тот же ритуал. Если он начал первый сеанс с того, что встретил клиента в коридоре – то в дальнейшем лучше придерживаться заданного паттерна.

Диктофонами юнгианские аналитики обычно не пользуются, действуя по принципу «что запомнил – то и важно».

Между аналитиком и клиентом должна быть определенная дистанция, обеспечивающая комфорт обеих сторон. Телесный контакт в психоанализе вообще не приветствуется – лучше обходиться словами («мне сейчас так вас жаль, что мне хочется вас обнять»)

1906. Работая в клинике Цюриха (Швейцария), психиатр (1875–1961) увлекается идеями , с которым его будут связывать несколько лет сотрудничества и дружбы. Фрейд называет Юнга своим научным преемником, но позже Юнг отказывается от многих идей психоанализа и погружается в исследования мифов, историю цивилизаций и оккультных практик. Окончательный разрыв – и философский, и личный – происходит в 1912 году, после публикации книги «Символы трансформации». В 1914 году Юнг покидает пост президента Международной психоаналитической ассоциации и создает новый метод психотерапии – аналитическую психологию. Однако психоанализ обязан ему многими ключевыми понятиями, в том числе своим базовым принципом: каждый аналитик, чтобы практиковать, должен сам пройти длительный личный анализ.

Определение

Это и терапия, и одновременно путь самопознания и развития. Он основан на исследовании сходства психологических ситуаций, в которых оказывается человек, с сюжетами разнообразных мифов и сказок. Например, мужчина совершает свои «подвиги Геракла» или девушка молча страдает от любви подобно Русалочке. Юнгианский анализ позволяет клиенту высвободить свою энергию из-под власти мифа и направить ее на раскрытие личностного потенциала.

Принцип действия

Юнгианский анализ – это процесс осознавания бессознательного, и в этом он схож с психоанализом. Но есть существенное отличие – помимо индивидуального бессознательного (которое является результатом личного опыта отдельного человека), юнгианцы выделяют коллективное бессознательное. Это особая психическая реальность, которая содержит «архетипы» – универсальные образы культуры. Приходя в этот мир, мы наследуем ее, поскольку на нас влияют язык, религия, история, обычаи, национальные особенности и общечеловеческие модели поведения, отраженные в общеизвестных мифах. Среди названных Юнгом архетипов – Анимус и Анима (мужская и женская часть, которые есть в психике каждого человека), Тень (та часть, которой мы в себе стыдимся и потому отрицаем), а также Персона – наш публичный образ, который скрывает и искажает наше истинное лицо. Юнгианский анализ помогает клиенту осознать свою Тень, Персону, Аниму или Анимус, выстроить с ними гармоничные отношения и научиться использовать скрытую в них энергию для позитивных изменений, а также увидеть историю своей жизни как осмысленное движение к обретению самого себя. Цель юнгианской психотерапии состоит не только в том, чтобы решить проблемы клиента, но и в том, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления разных препятствий, показать, что это делает его сильнее и ведет по пути становления личности.

Ход работы

Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу. Аналитик обсуждает с клиентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Он предлагает клиенту говорить все, что приходит в голову, – в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался. Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит. Важно отметить, что в общении с аналитиком власть и инициатива всегда принадлежат клиенту.

Показания к применению

Юнгианская терапия помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, и тем, кто склонен к рефлексии и стремится понять глубинные причины своих проблем. Образность и метафоричность этого метода позволяет работать с маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания.

Как долго? Сколько стоит?

Как правило, встречи проходят 1–3 раза в неделю. Продолжительность каждой из них – 45–50 минут. Терапия может быть краткосрочной, сфокусированной на конкретной проблеме (10–20 встреч), а также долгосрочной – до нескольких лет. Цена консультации варьируется от 2000 до 5000 рублей.

Евгения Трошихина
к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт

Юнгианская песочная терапия

Безграничность и живость фантазии рождает многообразие методов и техник психотерапии. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру, инсценировки, кукольный театр, теневой театр, музыку, танец, рассказывать и сочинять истории, применять притчи, сказки, создавать коллажи, мастерить кукол и многое другое. Психотерапевт и клиент совместно ищут соответствующие средства самовыражения. Для одних людей таким средством служит игра с песком, для других – драма, для третьих – инсценировка фантазий. Одних привлекает рисование, других – глина, а третьих – сочинение историй. В продуктах творчества находят символическое выражение трудности и проблемы, а в процессе регулярных встреч происходит продвижение образов фантазии и в результате возникает возможность разрешения конфликтов и исцеления. Как пишет Э.Ф. Эдингер, «настроения и чувства сотрясают нас до тех пор, пока не образуют нечто зримое и осязаемое, и тогда мы уже вступаем с ними во взаимодействие как с реальными объектами».

Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души.

Песочная терапия корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличи в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».

Набор фигурок и предметов отражает, по-возможности, разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения, транспорт, мебель, продукты питания, оружие, музыкальные инструменты, небесные тела и явления, камни, раковины, сундуки и драгоценности, символы разных религий, боги и богини, мифические и сказочные персонажи, символы любви, смерти и возрождения, пространства и времени, геометрические формы, архетипические символы и т.д.

В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.

По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».
Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.

Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.

При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.

М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.

Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Метод песочной терапии подходит для работы с людьми, имеющими негативный эмоциональный опыт и перегруженными непроработанными эмоциями. Сюда можно отнести детей и взрослых из дисфункциональных семей, переживших физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, столкнувшихся с травматическими событиями, травматических личностей, имеющих поведенческие проблемы, невротические проявления, зависимости. По словам Дж. Атертон, «это те люди, которые слишком часто чувствует, что их «не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с глубинными страданиями и потребностями».
В принципе, построение в песке может быть использовано со всеми желающими и не знает возрастных границ. Исключение составляют лишь психотические больные.

Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.