Чему нас учат животные. Как тренеры животных обучают диких животных сохранять себя

С рождения мы знакомим детей с миром, и животные — его часть. Если не научить ребенка правильно обращаться с ними, у вас может вырасти маленький садист. Рассказываем, как этого избежать.

  1. Показывайте, как общаться с . Дома или в гостях возьмите руку малыша и вместе с ним погладьте кошку или собаку. Проговаривайте действия: «Гладим кису аккуратно по спинке, она мурчит, значит, ей нравится».
  2. Пресекайте неаккуратное обращение с животным в любом возрасте . Если вы смеётесь над Муркой, которую слишком крепко обнимают, дёргают за хвост и тянут за усы, ребёнок воспринимает это как поощрение. Такую «игру» надо немедленно прекратить. Перехватите руку малыша и озвучьте эмоции животного: «Кисе больно, когда ты так делаешь. Она устала и не хочет, чтобы её трогали».
  3. Не позволяйте гладить незнакомых животных. Вы не знаете, как отреагирует дворняжка или соседский мопс на вашего малыша. Даже несильный укус может обернуться фобией на всю жизнь! Но не перегибайте палку: вместо «Фу, отойди от блохастого пса!» - строго скажите: «Чужих животных мы не трогаем, им это может не понравиться». Помните, что даже самое терпеливое животное, защищаясь, может поцарапать или укусить малыша!
  4. Побывайте с малышом в зоопарке или этнопарке, на конюшне . Покажите, как выглядят лошади, гуси, утки, ламы, хаски, слоны, чем питаются, как заботятся о своих детёнышах. Так вы объясните малышу, что звери — , а не игрушки или забавные персонажи сказок.
  5. Избегайте цирковых представлений и . Расскажите ребёнку, что в таких местах животным плохо, с ними жестоко обращаются, ограничивают их свободу.
  6. Следите за словами. Маленький ребёнок понимает всё буквально. Вы шутливо обозвали Дружка «неблагодарной псиной» или выругались за рулём: «Тупая курица!» - кроха запомнит прямой смысл фразы и при случае «отомстит» животному.
  7. Покажите пример. Никакие поучения не сработают, если вы можете в наказание пнуть кота или демонстративно морщите нос при виде бездомной собаки. А вот доброжелательное и бережное отношение к животным малыш обязательно переймёт.
  8. Если у вас есть домашние питомцы, вовлекайте малыша в уход за ними. Покажите, как убираете за котом, или вместе дайте витаминку собаке. Трёхлетний малыш сможет самостоятельно покормить рыбок и улитку или налить чистую воду в поильник. Сделайте это ежедневным ритуалом: так ребёнок научится ответственному отношению к любимцу.
  9. Выбирайте правильные , книги и игрушки. Война свиней и птичек в Angry Birds забавна только для взрослых: малышей это учит насилию. А вот рассказы Сутеева и Бианки, стихи Маршака, мультфильмы о мамонтёнке и его маме, котёнке по имени Гав, оленёнке Бемби и рыбке Немо - пойдут только на пользу маленькому любителю животных!
  10. Делайте добрые дела. Кормите уток, привозите корм в приют и посещайте благотворительные выставки. Так малыш усвоит, что животным нужна наша любовь и забота, — а может, захочет взять питомца из приюта.

Алёна, волонтёр приюта «Бирюлёво»:

Волонтёры нашего приюта проводили «уроки добра» в московских детских садах. Дети наперебой рассказывали о своих домашних питомцах, а потом мы доступно объясняли, как живут животные в приюте: собачки в домике с пятью другими друзьями-собачками, как мечтают найти своего хозяина. Предлагали угадать по фотографии, о чём ещё могут мечтать животные: пёс - о собственном одеяле, котёнок - вырасти большим и толстым котом.

После мультфильма о животных проводили игру: если я говорю правильное предложение (например, «Собачку нужно кормить»), они хлопают, если неправильное («Животных нужно бросать») - топают. Все это сопровождалось словами, какие детки молодцы, что они знают, как надо вести себя с животными.

Подавая детям первые знания, мы нередко сомневаемся в том, как легче и эффективнее это сделать. Следующие советы для обучения помогут вам понять, как изучать животных с ребенком.

  1. Изучение животных с ребенком обязательно должно иметь наглядную опору: картинки, плакат, игрушки, пазлы, видео-презентации и т.п. Обращайте внимание, чтобы животные были представлены реалистично (окрас, строение и т.п.). Хорошо, если некоторые материалы будут всегда оставаться в легкой доступности ребенка.
  2. Все животные для более легкого восприятия, запоминания ребенком должны быть разделены на группы: домашние животные, животные леса и т.д. Подавайте новые названия животных именно по группам. Кстати, можно развешивать группу животных на картинках с названиями в детском уголке на несколько дней, после меняя ее на другую.
  3. Можно совместить изучение животных и развитие мелкой моторики. Этому будет способствовать, например, доска с замочками. На ней расположатся домики животных, внутри которых при открытии будут показаны животные (наклейки). На каждом домике можно написать название животного (собака, коровы, свиньи и т.п.).
  4. помогут ребенку узнать и запомнить, какие звуки издают животные. Проверяйте реалистичность и соответствие звуков перед выбором книги. Другим вариантом изучения животных и издаваемых ими звуков может быть интерактивный плакат (коврик) с животными.
  5. Обучающие книги с наклейками позволят ребенку выучить, какой корм ест животное, где живет, как называются его детеныши.
  6. Заменить указанные выше книги можно отдельными карточками, кубиками, давая ребенку задание подобрать подходящую пару (животное и его корм, животное и его детеныш…).
  7. Домашний пальчиковый театр, кукольный театр также могут включать животных. Сначала ребенок может смотреть разыгрываемые вами представления, а после и сам принимать участие.
  8. Лепка животных из пластилина, глины, соленого теста, раскраски, аппликации и другое творчество тоже должны помочь ребенку повторять, изучать новое о животных.
  9. Стоит признать, что развивающие мультфильмы и обучающие игры он-лайн, тоже способны помочь в изучении животных. Но вы должны проверить соответствие действительности, убедиться в пользе поданной в них информации, отсутствии раздражающих эффектов. И не стоит забывать об ограниченном времени пребывания перед ТВ-экраном и компьютером.
  10. Поход в зоопарк, дельфинарий позволит подкрепить знания ребенка эмоциями. Это очень важно для эффективности обучения. Сделав фото животных, вы не раз сможете возобновлять в памяти ребенка все знания и ощущения.

А у тебя есть советы, как изучать животных с ребенком? Ждем ими в комментарии.

Вопреки распространенному мнению, согласно которому домашних животных, как правило, заводят одинокие люди, больше всего кошек и собак живет в семьях, состоящих по меньшей мере из трех человек. В качестве главной причины, побудившей их завести питомцев, 26% опрошенных владельцев собак, кошек, крыс и хомячков назвали любовь к животным, а также радость иметь верного друга и заботиться о нем. Благотворное влияние на развитие ребенка – тоже немаловажный фактор: его приводят в качестве ключевого аргумента 8% владельцев домашних животных. 19% настаивают на исключительной «социальной роли» своих любимцев, избавляющих хозяев от одиночества. Еще 34% затруднились с конкретным ответом на вопрос, сказав, что просто не могут представить себе жизнь без животного в доме (по результатам опроса, проведенного на сайте www.сайт).

«Хочу котенка!»

Так говорит ребенок, и мы заводим котенка. Или хомяка. Или щенка. Наш главный мотив при этом: ребенок должен расти добрым и ответственным, и собственный питомец станет ему в этом деле помощником. Заботясь о развитии детской ответственности и самостоятельности, родители стараются возложить заботы о только что приобретенном зверьке на плечи ребенка. И достигают обратного результата: ему действительно трудно в одиночку справляться с регулярными и не всегда приятными новыми обязанностями. Он чувствует себя растерянным и приходит к выводу, что забота о том, кто слабее и меньше тебя, – обременительна. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети отвечали за тех, кого приручили, их надо этому... научить. Начать можно с того, чтобы заботиться о новом друге вместе.

Любовь к животным или любовь к себе?

«За последние полвека отношение к домашним животным в России, как и во всем мире, существенно изменилось, – считает президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова . – Если раньше собаки жили в семье главным образом потому, что охраняли дом, а кошки защищали от грызунов, то сейчас они воспринимаются как полноправные члены семьи. Среди ветеринаров даже появился термин «животные-компаньоны». С каждым годом повышается спрос на услуги зоопсихологов, издается множество книг, специализированных журналов: люди хотят понять, что чувствуют и даже думают их питомцы.

Сегодня мы проявляем заботу совсем не так, как раньше: парикмахерские, гостиницы и даже ателье для собак и кошек, в изобилии появляющиеся вокруг, делают их жизнь похожей на нашу. Мы с радостью играем в эту игру, не задумываясь – надо ли это все самим животным? Идет ли им на пользу такое очеловечивание? «Когда хозяин кормит собаку или кошку тем, что ест сам, наряжает в одежду и укладывает спать, он как бы замещает этим свои несостоявшиеся отношения с другим человеком», – считает зоопсихолог Елена Федорович . «Принуждая своего пса или попугая жить почти человеческой жизнью, мы заботимся не столько о его подлинных желаниях, сколько о собственных потребностях, которые нам по какой-то причине не удается удовлетворить, – продолжает Ирина Новожилова. – Пытаемся, например, восполнить нехватку нежности или недостаток уверенности в себе».

«Безгранично преданная собака», «чуткая, деликатная кошка» – мы используем множество языковых клише, когда рассказываем о своих любимцах. «Обсуждение малейших подробностей их жизни, характера и привычек часто маскирует нашу нарциссическую потребность быть в центре внимания, – считает психоаналитик Анна Скавитина , – и нередко встречается у людей, которым трудно говорить о себе».

Полезное дополнение

Приписывая своим любимцам удивительный дар врачевать наши душевные недуги, мы склонны преувеличивать психотерапевтические способности домашних животных. «Общение с собакой или кошкой, безусловно, помогает нам справиться с ситуационным стрессом и напряжением, но не решает глубинных психологических проблем, – поясняет Елена Федорович. – Наблюдая за животными, мы учимся пониманию без слов, развиваем свою интуицию и наблюдательность – думаю, именно в этом в первую очередь и состоит положительный эффект от общения с ними».

Феномен «домашнего животного» развивался вместе со стремлением человека покорить природу. «С древнейших времен люди двойственно относились к животным: с одной стороны, многие из них – постоянный объект охоты, с другой – человеческое общество заинтересовано в восполнении их популяции, и, следовательно, с ними необходимо устанавливать отношения, а свою вину перед ними – искупать, – рассказывает антрополог Артем Козьмин . – Именно поэтому сегодня, как и в давние времена, хорошие охотники «разговаривают» с теми, кто должен стать их добычей; во многих племенах, живущих охотой, кости убитого и съеденного зверя закапывают с почестями... Возможно, и наша любовь к домашним животным отчасти продолжает традицию. Окружая заботой и вниманием кошек, собак, лошадей, мы бессознательно искупаем массовое убийство коров, свиней и овец». Иными словами, привязанность к домашним животным позволяет человеку снять с себя вину за истребление животных, мясо которых мы ежедневно употребляем в пищу, в мех и кожу которых одеваемся.

«В общении с питомцами привлекают их некритическое отношение к нам, – полагает Елена Федорович, – безусловное эмоциональное принятие и внимательность к нашим действиям и эмоциональным состояниям. Многие навыки, которые мы приобретаем, живя рядом с ними, помогают общаться с окружающими и глубже понимать себя». Животные не лечат нас в буквальном смысле слова, но они учат принимать и отдавать свою любовь, не бояться выражать свои чувства. Иными словами, наши отношения с домашними животными не заменяют, не имитируют человеческие отношения – они служат лишь полезным и обогащающим дополнением к ним.

Собака

ФОТО PantherMedia

Главные черты: общительность, преданность. Собака готова выполнять в семье определенную роль. Например, сторожа или няньки.

Характер хозяина. Разные причины приводят к тому, что люди заводят собаку. Те, кто решился на этот шаг, могут быть открытыми, эмоциональными или сдержанными людьми, но всех их объединяет повышенная потребность в теплых, наполненных эмоциями отношениях. Хозяева собак особенно ценят в своих питомцах их способность к верности, не зависящей ни от каких внешних обстоятельств.

Чему нас учат собаки. Ориентироваться в ситуации, прежде чем завязывать отношения. Собака – это внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Ее такту и способности налаживать контакт с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений в самом деле стоит поучиться.

Кошка

ФОТО PantherMedia

Главные черты: независимость и умение соблюдать дистанцию. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Характер хозяина. Расхожий стереотип, приписывающий любителю кошек черты мечтателя-одиночки, не так уж далек от истины. Чтобы жить с ней в ладу, хозяин должен уважать ее территорию и ритм жизни, а это предполагает в нем склонность скорее к размышлению, чем к действию.

Чему нас учат кошки. Жить и давать жить другим. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей в самом деле подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать ее холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное существо, а ее привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает ее верным другом, готовым поддержать и успокоить – главным образом, посредством нежных прикосновений. Тем самым кошка дает нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих.

Крыса

ФОТО PantherMedia

Главная черта: любознательность. В поисках пропитания и новых впечатлений это маленькое существо готово исследовать самые отдаленные уголки человеческого жилища. Крысы легко поддаются дрессировке, различают людей по запаху и безошибочно узнают среди них хозяина.

Характер хозяина. Крыс заводят оригинальные натуры: как правило, им нравится, что эти грызуны не требуют специального ухода, а в силу любознательного характера отлично адаптируются к любой ситуации. Эти качества делают крысу отличным компаньоном: ее можно постоянно носить с собой, брать в поездки и демонстрировать окружающим. Кроме того, крыс нередко выбирают люди, которым в обыденной жизни недостает тактильных ощущений: их миниатюрные питомцы не просто любят ползать по рукам, плечам и голове хозяина, но и получают огромное удовольствие от этого.

Чему нас учат крысы. Приятию близкого существа вопреки сопротивлению окружающих: древние стереотипы, приписывающие крысам массу отрицательных качеств, по-прежнему достаточно сильны, и человеку, рискнувшему завести это животное, придется утверждать свои чувства к нему, невзирая на осуждение и непонимание других. Кроме того, несмотря на известную неприхотливость, крыса все же нуждается в соблюдении некоторых норм (так, в клетке у нее всегда должно быть чисто), что приучает человека ответственно и уважительно относиться к соблюдению чужих интересов – впрочем, в достаточно мягкой и необременительной форме.

Рыбки

ФОТО PantherMedia

Главная черта: поведение в стиле дзен. Замкнутые и невозмутимые в своем герметичном аквариуме, они демонстрируют нам душевное спокойствие, которому стоит поучиться.

Характер хозяина. Едва ли в данном случае уместно говорить о хозяине в традиционном смысле этого слова. Даже завзятому аквариумисту, скорее всего, не придет в голову делиться переживаниями со своими вуалехвостами, которые вряд ли способны отличить его руку, ежедневно дающую им корм, от любой другой. Тот, кто заводит рыбок, скорее созерцателен и сдержан. Рыбки, не требующие от своего хозяина эмоций или активного участия в их жизни, станут для такого человека идеальными компаньонами. Помимо того, рыбок нередко заводят люди, привыкшие все контролировать.

Чему нас учат аквариумные рыбки. Расслабляться. Давно замечено, что аквариумные рыбки – прекрасный объект для медитации. В жестких условиях большого города многие из нас просто утратили способность отдыхать душой и телом, тогда как аквариум помогает нам восстановить этот бесценный навык. К тому же он позволяет нам органично сочетать восхищение перед непредсказуемостью и красотой дикой природы с естественным стремлением к покою, комфорту и безопасности: аквариум – настоящий океан в миниатюре, но на этом океане никогда не бывает ни цунами, ни штормов.

Лошади-врачеватели

Верховая езда в сочетании с несложными физическими упражнениями – на этом основан , который начал активно применяться в России в начале 90-х годов. Лечебная верховая езда полезна во многих отношениях: идущая шагом лошадь передает сидящему в седле человеку от 90 до 110 двигательных импульсов в минуту, а потому всадник, стараясь удержать равновесие, укрепляет свои мышцы, улучшает координацию движений, походку и осанку. Иппотерапия благотворно влияет не только на опорно-двигательный аппарат: специалисты рекомендуют ее при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, различных неврологических нарушениях и сексуальных проблемах: физический и эмоциональный контакт с лошадьми способен облегчить течение множества болезней (в том числе и детских!), а иногда и излечить от них.

Валентин Мельник

Ребёнок давно просит щенка, котёнка, хомячка? Замечательно! Однако такое приобретение ни в коем случае не должно быть спонтанным, эмоциональным. Прежде чем ребёнку составит компанию новый друг, подумайте о том, какие качества и навыки будут необходимы сыну или дочке для настоящей дружбы с животным, и как вы сможете их развить. Конечно, понимание ситуации, ответственность и обязанности у деток разных возрастов будут разными. Неизменно одно: в доме появится не игрушка, а живое существо, и это главное, что ребёнок должен осознать. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Готовимся к появлению питомца

Дети любопытны и склонны к подражанию. Любое встреченное домашнее животное, будь то соседский кот или собака друзей, вызовет живой интерес и желание, чтобы кто-то подобный появился дома.

Часто ребёнок не знает, какое именно животное хочет иметь. Помогите малышу определиться. Поинтересуйтесь, какие животные ему больше нравятся, и почему. С ребёнком постарше можно посетить тематические выставки. Там вы сможете понаблюдать за его реакциями и симпатиями к тем или иным представителям фауны. Это важно, так как интерес к будущему питомцу не должен быть временным, слишком краткосрочным. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязательно поинтересуйтесь особенностями породы выбранного животного. Это в равной степени относится и к собакам, и к кошкам, и к грызунам. Не все из них подходят для совместного проживания и общения с детьми. Постарайтесь подобрать не слишком большое, не агрессивное, а, напротив, дружелюбное животное. Некоторые породы считаются особенно подходящими для контактов именно с детьми. Важно также убедиться в том, что шерсть животного не вызовет у малыша аллергию.

Сделав выбор, как можно больше говорите с ребёнком о предстоящем появлении нового друга: в меру своего возраста он должен понимать, что и его жизнь, и жизнь всей семьи изменится. Тем, кто подрос, обязательно почитайте «Маленького Принца» и обсудите с ребёнком эту замечательную книгу: она поможет не просто настроить малыша на увлекательное общение, но и поднимет такую важную тему, как ответственность.

У ребёнка новый друг - животное

С первых дней появления в доме питомца как можно чаще указывайте на сходства в поведении и потребностях человека и животного. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что щенок или котёнок спит, ест и ходит в туалет так же, как и сам малыш. Объясните, что новый друг будет точно также страдать, испытывая голод или жажду. Ребёнок должен осознавать: отказывать животному в его естественных потребностях или забывать о них нельзя - это всё равно, что не покушать и не сходить в туалет самому.

На примере комнаты или кроватки малыша объясните, что у животного тоже должно быть своё место в доме, и что оно должно быть чистым. Котёнка или щенка придётся приучать к туалету, ребёнка - к тому, что собаку для этой цели надо выгуливать, а клетку хомячка или попугайчика нужно чистить. Все эти приятные хлопоты, безусловно, пойдут на пользу: малыш будет получать навыки общения с животным и больше времени проводить на свежем воздухе. Наверняка изменятся его отношения с друзьями, возможно, появятся новые знакомые среди владельцев собак, если ваш подросток гуляет с питомцем самостоятельно. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Обязанности ребёнка по уходу за питомцем

Главное, чтобы у ребёнка сформировалось чёткое понимание: жизнь и здоровье животного зависят от него - это и есть ответственность. Когда это понимание придёт, можно будет уже поручать чаду конкретные дела. Убедитесь, что ребёнок знает, что делать, и умеет это делать, а также помнит, где лежат нужные инструменты и аксессуары. Первое время делайте всё вместе, а потом предоставьте сыну или дочери возможность ухаживать за четвероногим другом самостоятельно. Однако не забывайте следить, что ребёнок хорошо справляется и не ленится.

Прогулки с животным

Что касается собаки, то, если ребёнок ещё мал, прогулки будут вашим общим занятием. Но ребёнку надо дать понять, что такая прогулка не просто забава, это - важное дело. На улице объясните малышу, какого внимания требует питомец, и почему. Расскажите об опасностях, угрожающих маленькому другу: это и машины, и другие животные, и любая «бяка» в траве, съев которую, щенок может отравиться, и битые стекла, о которые он может поранить лапы. Объясните, как важно следить, чтобы питомец не сбежал, не получил травму. И если выгуливать собаку самостоятельно ваше чадо пока не может, то уделить ей на улице максимум внимания - вполне. Это - уже обязанность по отношению к животному, важное дело, которое доверено малышу. Ребёнок обязательно будет гордиться тем, что он хозяин собаки, и с удовольствием возьмёт на себя ответственность. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Дрессировка питомца

Дрессировка - ещё одна обязанность, которая доставит особенную радость. Малыш должен усвоить, что воспитание друга требует доброты, терпения и снисходительности, что животное ни в коем случае нельзя бить и обижать, что дрессировка - это фактически помощь младшему и менее смышлёному другу. Ребёнку наверняка понравится чувствовать себя «взрослым, умным и добрым», и несложная дрессировка из игры превратится в ещё одну приятную обязанность.

Уход за животным дома

Если ребёнок понимает, что без его внимания животное может заболеть и даже погибнуть, то он и дома с удовольствием будет следить, чтобы не пустовали поилка и кормушка, чтобы место животного в доме или его клетка были чистыми. Если малыш ещё не готов следить за чистотой самостоятельно, пусть в гигиенических «ритуалах» у него будут свои небольшие обязанности. Например, подержать полотенце или щётку для питомца во время мытья, подать ватные палочки для чистки ушей.

Обязательно проговаривайте ребёнку, что все его действия важны для здоровья животного, что только большому по силам такое важное дело. Детям нравится быть «как большие», и малыш охотно поможет. Что касается уборки уголка или клетки, то хорошо выделить ребёнку собственную тряпочку, щётку или маленький веник. Как минимум часть уборки он сделает сам, ощущая себя «большим» и ответственным. А остальные необходимые навыки придут, пусть самое сложное пока и останется за вами. Как приучить ребёнка ухаживать за питомцем

Важно: чистка клетки или мытьё кошачьего туалета никогда не должно быть наказанием, равно как и приобретение животного - поощрением за хорошее поведение или школьные оценки ребёнка. Он должен знать: жизнь и здоровье животного не «разменная монета». Ни в коем случае не стыдите ребёнка за невыполнение своих обязанностей, но непременно укажите на то, что при этом испытывает животное. И предложите выполнить работу вместе.

Наслаждайтесь общением с детьми и животными! Будьте терпеливы и, вспоминая слова знаменитого героя книги М. А. Булгакова, профессора Преображенского, приучайте ребёнка добиваться своего «лаской - единственным способом, который возможен в обращении с живым существом».

Вы никогда не задумывались о том, что думает и чувствует ваш питомец? Пытались ли вы понять, что он хочет сообщить вам? Вам никогда не хотелось, чтобы ваш питомец умел говорить с вами словами? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, то, возможно, вам будет полезно узнать не только подаваемые питомцем сигналы, но и научиться отвечать ему в обратную сторону. Животные (включая людей) используют язык тела и голосовые сигналы разнообразными способами для выражения своих мыслей и чувств. Если вы научитесь общаться со своим питомцем, то сможете укрепить свои отношения с ним.

Шаги

Понимание языка тела питомцев

    Наблюдайте за тем, каким образом ваш питомец использует свои глаза, уши и морду. Животные используют многие части своего тела для передачи разнообразных чувств. Наблюдательность позволит вам понять, как ваш питомец использует свое тело для сообщения вам о своем игривом настроении, о нездоровье и даже о злости. Например, глаза лошади могут сообщить, что она встревожена (когда глаза полностью открыты), дремлет (если глаза наполовину прикрыты) или испытывает проблемы с одним из глаз (когда больной глаз остается закрытым).

    Обратите внимание на то, каким образом ваш питомец использует свои ноги и хвост (если он у него есть). Как и в случае с глазами, ушами и мордами, ноги питомца и его хвост могут давать полезные сигналы о его чувствах. Например, лошадь может медленно потряхивать хвостом для отпугивания мух, но также может дергать им и значительно быстрее для демонстрации своего гнева или раздражения. Подобно лошадям, коты могут быстро вилять хвостом для демонстрации гнева.

    Наблюдайте за принимаемыми питомцем позами. Ваш питомец также может общаться через принимаемые им позы и свои телодвижения. Например, если ваша собака внезапно замирает и напрягает тело, она может сообщать о том, что испытывает неуверенность из-за чего-либо или же готовится к нападению. Если лошадь идет очень скованно, то она может находиться под влиянием стресса, нервничать или испытывать боль.

    Понимание голосовых сигналов питомцев

    1. Прислушивайтесь к голосовым сигналам лошадей . Лошадь способна издавать целый ряд различных звуков. Если вы научитесь отличать эти звуки, то это поможет вам понять чувства лошади. Лошадь может ржать по нескольким причинам, включая подачу предупреждения о своем присутствии и сообщение о тревоге. В отличие от ржания, при встрече с другой лошадью в первый раз ваша лошадь может пронзительно закричать.

      Прислушивайтесь к издаваемым кошкой звукам. Очень распространенным звуком, который может издавать кошка, является мяуканье. Она может мяукать по различным причинам. Например, для выражения вам приветствия, сообщения о своем голоде или жажде либо для выражения своих возражений относительно совершаемых вами действий. Если ваша кошка начинает рычать или шипеть, то в ваших лучших интересах будет оставить ее в покое. Ее рык и шипение говорят о том, что она очень сильно чем-то расстроена.

      Прислушивайтесь к звукам, которые издает собака. Среди распространенных звуковых сигналов собаки следует упомянуть лай, рык и вой. При демонстрации агрессии и территориального поведения лай собаки будет быстрым, громким и очень высоким по тону. С другой стороны, высокий тон лая может также говорить о дружелюбии или игривости и может сопровождаться тявканьем и поскуливанием.

      Поймите голосовые сигналы морских свинок. Морские свинки очень любят издавать звуковые сигналы. Очень высокие по тону звуковые сигналы морских свинок, такие как визг или свист, используются для сообщения о возбуждении или об ожидании восхитительного события (например, кормления или игрового времени). Высокие по тону голосовые сигналы морских свинок обычно называют писком. Мурлыканье морской свинки может говорить о нескольких различных вещах: об удовольствии (при глубоком расслабленном мурлыканье), о волнении (при высоком по тону мурлыканье) или о страхе (при коротком напряженном мурлыканье).

    Общение со своим питомцем

    1. Разговаривайте со своим питомцем. Несмотря на то, что ваш питомец не сможет точно понять, о чем вы говорите, по крайней мере, он поймет тон вашего голоса и язык вашего тела, когда вы будете с ним общаться. Например, если говорить с питомцем строго, он может понять, что вы недовольны его поведением. Разговор повелительным тоном дает питомцу команду, говорящую о том, что он должен следовать вашим указаниям.

      • Разговор с питомцем также может помочь успокоить питомца, если он нервничает или чего-то боится.
      • Словесная похвала бывает обычно очень полезна при дрессировке питомцев.
    • Животные общаются гораздо большим количеством способов, чем может вместить одна статья. Зайдите в ближайший книжный магазин или в зоомагазин для получения рекомендаций о том, какие книги могут снабдить вас расширенной информацией об общении животных и их поведении.
    • Общение с питомцем представляет собой обоюдно направленный процесс, поэтому питомец также должен уметь понимать ваш язык тела и звуки, а не только вы должны понимать его.
    • Изучение способов общения со своим питомцем или с любым другим животным потребует от вас времени. Не пытайтесь ускорить данный процесс.
    • Поговорите с ветеринаром или бихевиористом, если вы не уверены в том, как расценивать определенные сигналы своего питомца.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь приблизиться к дикому животному, чтобы попробовать пообщаться с ним, особенно если вы не знакомы с его языком тела или голосовыми сигналами.