Психотерапевтические техники в консультировании подростков и взрослых. Упражнение «Встреча с Саботажником»

Это психотерапевтическое упражнение - не групповое, а индивидуальное, оно не требует никаких специальных приспособлений, а только как минимум : часа свободного времени, нескольких листов бумаги и шариковой ручки.

Максимум же : это упражнение требует желания общаться в течение некоторого времени с некоторым количеством людей в очень непринуждённой обстановке - по городскому телефону, за чашкой чая на кухне или за чашкой кофе в кафе. Но обо всём по порядку.

Это психотерапевтическое упражнение является «мини-тренингом счастья» или «тренингом повышения ощущения общей комфортности бытия».

Как раз вот такие упражнения я и люблю больше всего, и как раз подобные упражнения реже всего встречаются в практике психотерапии. Почему? Я расскажу. Это - не лирическое отступление, это напрямую связано с темой статьи и самим упражнением - с хорошо работающей техникой.

Как Вы знаете, уважаемый Читатель, психотерапия пришла к нам с Запада, где она - то более, то менее успешно (с внутрикорпоративными войнами, революциями и перемириями) развивалась целый двадцатый век.

Общество на Западе, каким бы оно ни было, имеет одну бесспорную черту - оно гражданское. Практически, с точки зрения практической пользы для психотерапии, это означает вот что. В таком обществе естественна и возможна самая различная групповая психотерапевтическая работа.

В таком обществе люди улыбаются друг другу, не чураются друг друга, и в общем, друг другу небезразличны.

Итак, психотерапия со всеми её методиками пришла к нам. А у нас общество совсем другое. Если говорить точно «по науке», то такое общество, в котором живём мы, называется обществом атомизированным .

Атомизированое общество - это такое общество, в котором произошла деформация горизонтальных связей между индивидами. На практике это значит, что в таком обществе ценность понятий: дружба, любовь, семья, взаимовыручка - утрачена.

На практике для психотерапевта, это означает: низкое КПД и низкую популярность любой групповой психотерапии. Что мы и имеем.

Именно поэтому я так высоко ценю те немногие практические упражнения, которые не требуют работы в группе - с групповым бессознательным, а могут осуществляться и в одиночку.

На самом деле ситуация у нас несколько уже сдвинулась со своей мёртвой точки. И во многом, как раз благодаря усилиям психотерапии и попыток внедрить групповую психологическую работу «в массы».

Вот и моё психотерапевтическое упражнение (как это ни парадоксально звучит) кладёт свой скромный кирпичик в это общее благородное дело - сделать наше общество менее атомизированным, а более социально озабоченным, более соответствующим понятию «гражданское».

А для начала, нужно всё-таки полюбить мир, в котором ты живёшь. Ну а конкретно для человека это всё-таки означает одно: полюбить тех людей, которые живут вокруг тебя, начать им просто симпатизировать. Поверить в то, что мир, «планета людей», которые тебя окружают - прекрасен.

Как говорил Вольтер, устами своего героя из повести «Кандид», поверить в то, что «всё к лучшему в этом лучшем из миров» . Даже если сидишь на свежих развалинах после лиссабонского землетрясения...

Кстати о «землетрясениях»...

Как это, опять же, парадоксально ни звучит, но понимание того, что ты живёшь среди скорее - хороших , а не, скорее,плохих людей, приходит к людям почему-то именно в «годину бедствий».

Трудная, внештатная ситуация показывает нам мир «как он есть», резко срывает грязно-серую пелену «скучненькой депрессии и вечного недовольства». Трудности, беды всегда отчего-то показывают нам мир с его с хорошей стороны. На десять негодяев всегда находится хотя бы один герой, чей вовремя сделанный героический поступок, запоминается «на дольше» и влияет сильнее... Запоминаются отнюдь даже вовсе и не «герои», а просто люди, которым в нужный момент было не всё равно и которые захотели проявить простое и в общем-то дёшево стоящее человеческое участие - вовремя.

Однако, мне не нравится эта тенденция Вселенной преподавать нам такие суровые уроки «правильного понимания вещей».

Я бы хотела, чтобы и в «мирное» время, время, когда мы практически имеем ВСЕ основания для того, чтобы быть счастливыми (но почему-то редко бываем!), чтобы и в эти обычные дни своей жизни мы научились доверять миру и вести себя в нём достойно - с симпатией к окружающим нас людям.

Итак, перейдём непосредственно к упражнению. Оно очень простое, но эффект от него получается почти фантастический.

Психотерапевтическое упражнение «Планета людей»

Первая часть психотерапевтического упражнения

Выберите десять человек из числа своих приятелей и знакомых, тех, которые Вас чем-то раздражают, когда-то задели, обидели или просто являются объектом Ваших хронических недоброжелательных мыслей или даже досужих разговоров с третьими лицами.

Напишите их имена на десяти листах обычной канцелярской бумаги.

А теперь на каждом таком «именном листе» выпишите в столбик (хорошенько подумав) всё только приятное, что Вы можете вспомнить о каждом из этих людей.

Вы должны вспомнить и записать:

  • приятные черты их натуры,
  • те благородные, человеческие или просто хорошие поступки, которые они совершили когда-то для Вас или для кого-то ещё,
  • вспомнить всех людей (не связанных с ними родстввенными узами или узами деловых, «взаимополезных» отношений), людей, которые, тем не менее, отзываются о задуманных Вами людях хорошо и которым есть за что их благодарить.

Важно:

Ваш список должен состоять не менее, чем из десяти пунктов!

Пишите по возможности подробно и ярко о тех эпизодах, которые этого заслуживают.

Вторая часть психотерапевтического упражнения

Что делать, если список «позитивных черт» не дотягивает до цифры 10?

А вот тогда начинается тот самый увлекательный квест, который я обещала в начале!

Теперь перед Вами стоит задача - любыми доступными Вам способами собрать как можно больше информации о том человеке, которого Вы, оказывается, настолько плохо знаете, что не можете написать о нём и десяти хороших слов.

Отнеситесь к этой задаче серьёзно. Представьте себе, что Вы - адвокат или журналист-правозащитник, от чьих способностей зависит судьба и доброе имя человека. Вы должны провести Ваше журналистско-правовое расследование, чтобы на выходе написать книгу или снять документальный фильм с шокирующим разоблачением стереотипов толпы!

Расспросите знакомых и знакомых знакомых об жизни выбранного Вами человека, о том, как вообще складывалась эта судьба до Вашего пересечения с ней. В иных случаях можно поговорить («взять интервью») и у самого этого человека.

Если Вы отнесётесь к своей задаче серьёзно, то Вас ожидает много таких открытий, которые будут способны просто перевернуть Ваши прежние представления о жизни и о людях, которые живут с Вами бок о бок своей «скучной», повседневной жизнью.

Третья заключительная часть психотерапевтического упражнения

Теперь, после того, как Вы составили полные списки, сделайте из них красивую «стенгазету», а точнее, просто оформите это как следует, перепишите на чистовик. Пусть результат Вашей кропотливой работы ещё долго будет у Вас под рукой.

(Этот «анти-компромат» будет хранить легко и приятно - ведь в нём не будет содержаться ничего, что может оскорбить кого-то или разрушить чью-то судьбу).

Ну а теперь Вы должны подумать о десяти подарках тем десяти людям, с которыми Вы работали всё это время. С кем-то Вы работали один час, а с кем-то, предположим, и месяц...

Подарок - это обязательный и завершающий аккорд нашего упражнения. Ведь эти люди заслужили от Вас приз - они вернули Вам веру в людей. Разве такой дар не заслуживает ответной благодарности?..

Елена Назаренко , Яковлева Наталья
психологи центра "1000 идей"
  • Никорчук Наталья Викторовна , руководитель Службы психологического сопровождения процесса комплексной реабилитации, психолог высшей категории

Довольно часто к психологу обращаются подростки и взрослые с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К таким проблемам относятся:

  • конфликты в межличностных отношениях;
  • экстремальные и кризисные ситуации;
  • поиски способов разрешения острых личных проблем.

Приходящие на консультацию подростки и взрослые, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состоянии. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан “поработать над состоянием” обратившегося к нему за помощью человека: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

Подростки и взрослые (клиенты), обращающиеся к психологу, испытывают потребность в психотерапевтической помощи, касающиеся трех основных групп проблем:

  • неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции;
  • неспособность справляться с переживанием депрессивных состояний;
  • стремление избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Для решения этих проблем в консультации психологом могут быть использованы следующие группы психотерапевтических техник (упражнений):

1. Техники, способствующие снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, нейтрализации внутренней скованности, нормализации эмоционального состояния

Упражнение “Яблоко”

Психолог и клиент стоят друг против друга на расстоянии 1–1,5 метра. Психолог говорит: “Представь, что мы с тобой находимся в саду. Перед нами – яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

(На вдохе) Тянись выше, вытягивайся, как можешь! Руку выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!” (Выдох)

Длительность упражнения – 10–12 минут.

Упражнение “Интегративное дыхание”

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки – вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4–5 раз в течение 5–7 минут.

Упражнение “Кулак”

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатие кулака, сделайте выдох. Повторяйте упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение надо выполнять двумя руками одновременно.

Упражнение “Радуга”

“Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вдыхая, вы взбираетесь по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки”. Упражнение повторяется 3 раза.

Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до 7. После выполнения упражнения клиент должен обязательно рассказать, что испытал, что почувствовал, выполняя это упражнение.

Упражнение “Успокаивающее дыхание”

Стоя (или сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот этап повторить 4 раза.

Затем после вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Этот этап повторить тоже 3 раза.

Затем после вдоха представить две параллельные линии и выдохнуть в них. Этот этап повторить 2 раза.

Все упражнение повторить 9 раз.

Упражнение “Крылья”

Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.

Упражнение “Медуза”

Сидя на стуле, совершай те плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Упражнение “Огонь-лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняется стоя. По команде психолога “Огонь” клиент начинает интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются самим клиентом произвольно. По команде “лед” клиент застывает в позе, в которой застигла его команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Свеча”

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

2. Техники, способствующие нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии

Упражнение “Еж”

Это упражнение направлено на разрядку негативных эмоциональных состояний. Релаксация достигается через напряжение. Нужно максимально напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить. Представьте себе ежика, который скручивается и раскручивается.

Упражнение “Фокусировка”

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Под определенную команду следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде “Тело!” надо сосредоточиться на своем теле и ощутить, как по нему разливается тепло, по команде “Рука!” - необходимо сосредоточиться на руке и ощутить ее тепло, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца. Команды следует подавать с интервалом 10–12 секунд. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Пресс”

Клиент представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию и внутренне напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она несет с собой.

“Заземление” отрицательной энергии выполняется 3–4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”

Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.

3. Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме

Упражнение “Прогони проблему”

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: “Уйди!”.

Упражнение “Вращающийся куб”

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение “Стирание негативной информации”

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Использованная литература

  1. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003.
  2. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: “Прайм-ЕВРОЗНАК”, 2008.
  5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  6. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике/ Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  8. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

В последнее время многие испытывают тревогу и страх, стресс и напряжение из-за нестабильности мира вокруг: всевозможные экономические потрясения, скачущие курсы валют и накаленная политическая обстановка побуждают нас опасаться за собственное будущее на уровне инстинктов. Естественно, это отражается на самочувствии, душевном и физическом, и каждый день мы находимся во власти негативных эмоций.

Но, как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие». Мы тратим слишком много времени, пытаясь контролировать то, над чем не властны. Так что предлагаем «пакет антикризисных мер»: простые упражнения, которые помогут расслабиться, забыть обо всех невзгодах и ощутить то самое желанное спокойствие.

1. Прививка против страха

Начните прямо сейчас с выбора трех самых стрессовых или причиняющих наибольшее беспокойство задач в вашей карьере или личной жизни. В текущей ситуации это может быть страх остаться без работы, без средств к существованию или боязнь не контролировать свою жизнь. Запишите их. Затем выполните мысленную репетицию ситуации, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас рабочих или личных проблем. Наблюдайте и ощущайте себя в этих условиях. Помните, что крайне важно, чтобы вы ощущали дискомфорт, страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы освободиться от фобий, боязни фиаско и вредных привычек.

Страх, которого вы стараетесь избежать, может превратиться в фобию, - .

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.

Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?

Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.

Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не бежит от нее». Ваши мозг и тело отключат реакцию «сражаться или бежать» и обеспечат вам более спокойный, сосредоточенный уровень энергии. Записывайте любые изменения, которые заметите в течение 30 секунд мысленной репетиции. Как изменялось ваше дыхание, сердечный ритм, мышечное напряжение, мысли и чувства?

Повторяйте описанное выше мысленное упражнение применительно к любой из трех ваших самых стрессовых ситуаций каждый день в течение одной недели. Вскоре вы выявите свои рутинные реакции (в том числе в виде дрожи в коленях) и узнаете, когда они возникают вероятнее всего. По мере того как вы будете вырабатывать уверенность в себе, беритесь за более пугающие ситуации.

2. Упражнение на концентрацию

Выполняя это упражнение на концентрацию по несколько раз в день, вы обнаружите, что чувства обеспокоенности и тревоги постепенно станут уходить.

Сядьте на стул, чтобы ноги касались пола, положите руки на колени или бедра и сделайте 3–12 вдохов-выдохов в три приема следующим образом:

1) сосредоточьтесь на дыхании и сделайте вдох на счет «раз-два-три»;
2) задержите дыхание на счете «три», сожмите кулаки и напрягите мышцы ног и притяните пупок к позвоночному столбу;
3) медленно выполняйте полный выдох на счет «четыре-пять- шесть», ослабляя напряжение мышц по мере того, как будете ощущать поддержку от стула и пола.

Почувствуйте тепло и домашний уют обыкновенного стула, - .

Прочитайте следующие инструкции вслух и запишите их на диктофон. Сядьте, включите запись, закройте глаза и сосредоточьтесь на успокоении своей энергии и ослаблении напряжения своих мускулов.

  • Когда вы делаете выдох, ощущайте, как вы соприкасаетесь со стулом и полом, которые представляют собой нечто более сильное, чем ваш разум или ваше эго, сражающиеся в одиночку. Это нечто могло бы быть вашим сильнейшим «я», поддержкой земли, законами Вселенной, более глубокой мудростью интегрированных левого и правого полушарий вашего мозга или, если хотите, Бога или иной высшей силы.
  • Когда вы направляете внимание на свое тело и ощущение соприкосновения со стулом после каждого выдоха, пытайтесь почувствовать, как стул поддерживает вас. Ощущайте теплоту стула ягодицами и спиной. По мере того как вы переключаете внимание на свои чувства в настоящем, вы сообщаете разуму и телу: «Нахождение здесь останется безопасным в течение нескольких следующих минут. Вас не ждет срочная работа, и никуда не надо спешить. Вы можете ослабить свое напряжение. Вы можете избавиться от необходимости работать изо всех сил. Я предпочитаю спокойно сидеть здесь, в данный момент - единственный момент, который существует».
  • Приветствуйте любую мысль или любую часть своего «я», которая пытается цепляться за прошлое или контролировать будущее. Верните эту часть «я» и свой путешествующий во времени разум в настоящее, сказав: «Да, я слышу тебя. Сейчас я здесь с тобой. Тебе не нужно решать проблемы прошлого или будущего в одиночку. Подходи и будь со мной сейчас, в этот момент».
  • Снова заявите о приверженности защите своих тела и жизни и относитесь с сочувствием и пониманием к каждому аспекту своего «я». Будучи наделенными дополнительной властью в роли лидера, направляйте все части своего «я» в этот уникальный момент отдыха от забот о прошлом и будущем. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы можете сделать сейчас для повышения своих шансов на достижение успеха и внутреннего мира.
  • Записывайте все физические и эмоциональные изменения, которые наблюдаете.

3. Рисунок страха

Найдите полчаса и набросайте список ваших страхов. Пишите первое, что приходит в голову. Перечислите тридцать страхов. Запишите, о чем вы тревожитесь, что наводит на вас такой ужас, что страшно даже написать эти слова на бумаге. Возьмите карандаш или фломастер и рядом с самыми пугающими чувствами и мыслями сделайте небольшие рисунки. Изобразите каждый сильный страх графически. Например, когда-то Ольга Соломатина, автор книги «Как победить страх», представила свой страх попасть в аварию в метро и нарисовала, как бодро идет с фонарем по шпалам.

Запишите все, что вас тревожит. Таблица из книги «Как победить страх»

4. Выражение чувств

Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Учитывая, какое облегчение это приносит, удивительно, почему многие избегают выражения эмоций не по рациональному выбору, а по привычке или из страха.

Если у вас есть близкий человек, которому можно доверять, вам будет немного проще. С партнером легко договориться и по очереди выполнять следующее упражнение. Но его можно делать и в одиночку, проговаривая чувства или выплескивая их на бумагу.

Доверьтесь близкому человеку, - .

Сядьте поудобнее в спокойном месте, где вам полчаса не будут мешать. Свободно и не стесняясь в выражениях, выскажите, что у вас на сердце. Не волнуйтесь, если получится бессвязно: просто дайте себе выговориться - о событиях дня, занимающей мысли проблеме, воспоминаниях, фантазиях и т. д. Рассказывая, отслеживайте, что чувствует ваше тело. Вам грустно? Вы удручены? Сердитесь? Счастливы? Попытайтесь облечь эти чувства в слова. А может быть, вы чувствуете себя скованным? Озабоченным? Настороженным? Постарайтесь определить, откуда берутся эти ощущения, и оставьте их в прошлом.

Ваш партнер должен сочувственно и очень внимательно слушать. Он может только делать замечания, которые еще больше вытягивают из вас эмоции. Помощнику нельзя вмешиваться со своими мыслями, просить что-то прояснить, критиковать или менять тему. Это научит вас не сдерживать эмоции, а значит, не запечатывать страх, позволяя ему разрушать себя изнутри.

5. Страховочная сетка психологической безопасности

Данное упражнение даст вам физическое ощущение того, как создать для себя страховочную сетку психологической безопасности, которая избавит вас от страха, стресса и поможет работать и жить в спокойном режиме.

Прочитайте упражнение и представьте (с открытыми или закрытыми глазами) свои чувства в каждой из сцен. Затем отметьте, как реагировали ваши разум и тело.

Сцена 1. Представьте, что вам нужно пройти по доске шириной 30 см, длиной 100 см и толщиной 2,5 см и вы обладаете всеми способностями, необходимыми для выполнения этой задачи. Вы можете сделать первый шаг без страха и колебаний? Предположим, вы отвечаете утвердительно.

Сцена 2. Теперь представьте, что вам нужно выполнить то же самое задание и ваши способности остались прежними, но доска находится между двумя зданиями на высоте 30 м. Вы можете пройти по этой доске в подобных условиях? Если нет, то что останавливает вас? Насколько сильный стресс вы испытываете? В какой части тела вы ощущаете напряжение (то есть каковы реакции на сигналы опасности и стресса)? Большинство людей отвечают, что боятся упасть и получить серьезную или даже смертельную травму. Это понятная и нормальная реакция.

Сцена 3. В то время как вы стоите на краю доски, дрожа от страха и не решаясь начать или закончить движение, ваш начальник, друзья или родственники, прекрасно знающие, что вы способны справиться с этим заданием, начинают обвинять вас в нерешительности и советуют просто сделать то, что требуется. Но вы знаете, что это нелегко. Когда ставка так высока, вы понимаете, что должны выполнить все движения идеально - ведь у вас нет права на ошибку, - иначе вы погибнете или получите серьезное увечье.

Внезапно все меняется. Вы ощущаете за спиной жар и слышите треск огня. Здание, на которое опирается один край доски, оказалось охвачено огнем! Как теперь вы справитесь со своими сомнениями и сковавшим вас страхом? Насколько важно будет идеально выполнить задание теперь? Вы по-прежнему боитесь падения? Вы говорите себе: «Я работаю лучше всего в условиях прессинга и цейтнота»? Как вы освобождаетесь от страха неудачи и заставляете себя пройти по доске?

Большинство людей отвечают, что чувство собственного достоинства и перфекционизм больше их не волнуют. Они говорят, что готовы передвигаться по доске хоть на четвереньках, лишь бы только не погибнуть в огне, - .

Независимо от выбранного способа передвижения по доске отмечайте, как вы освобождаетесь от паралича, вызванного страхом, и получаете мотивацию к совершению любых действий, обеспечивающих ваше выживание.

Сцена 4. В этой финальной сцене представьте, что вам по-прежнему нужно пройти по доске на высоте 30 м, ваши способности остались прежними, пожара нет, как нет для вас и жестких ограничений по времени, но зато на 1 м ниже доски натянута прочная сетка. Вы можете пройти по доске в этом случае? Если да, то что изменилось для вас? Отметьте, что теперь вы можете совершить ошибку, упасть, почувствовать смятение или не выполнить перемещение идеально. Записывайте слова и чувства, которые возникли у вас после появления предохранительной сетки. Например, вы можете сказать себе: «Я не погибну», или «Если я допущу ошибку, то это не будет концом света», или «Я по-прежнему боюсь высоты, но то, что я знаю о существовании предохранительной сетки, позволяет мне просто думать о выполнении задания, а не беспокоиться о возможном падении».

Возможно, в это трудно поверить, но создание психологической сетки безопасности действительно устранит многое из того, что вызывает у вас стресс. Используя любые подходящие слова, каждый день направляйте себе сообщение о физической и психологической безопасности, которую обеспечивает вам воображаемая страховочная сетка. Записывайте и тщательно храните свое индивидуальное сообщение, в котором говорится о безопасности, достоинстве и присутствии вашего сильнейшего «я».

По данным некоторых исследований, буддийские монахи - самые счастливые люди, потому что они ни о чем не тревожатся. Конечно, в повседневной жизни невозможно избежать волнений, но в ваших силах противостоять их негативному влиянию.

Деструктивные чувства, стрессы создают психологический дискомфорт, разрушают личность. Для снятия внутреннего напряжения, коррекции состояния используется телесно-ориентированная психотерапия (ТОП), основанная на взаимодействии психики и тела. Интегративный метод направлен на выявление провоцирующих причин, высвобождение замкнутых эмоций, раскрепощение ума и тела.

Наше физическое здоровье напрямую зависит от психического

Боязнь признаться себе в существующих проблемах, намеренное их вытеснение из сознания запускают в организме механизм, вызывающий аффективный застой. Не израсходованная энергия эмоций, двигательных импульсов создает блоки, препятствующих прохождению жизненной энергии, из-за чего возрастает нагрузка на суставы и органы. Психологические аспекты, угнетающие психику, дополняют клиническую картину. Это:

  • перинатальный дистресс;
  • детские страхи, комплексы;
  • внутренние противоречия;
  • межличностные и социальные конфликты.

Внутреннее напряжение активизирует нейроэндокринную и вегетативную системы, влекущие патологические изменения в сосудах, гладкой мускулатуре, гормональной системе. Если его не устранить через телесное расслабление, это чревато:

  1. появлением психосоматических заболеваний – гипертонии, язвы, астмы, других серьезных патологий;
  2. вегетативных неврозов.

Телесно-ориентированная психотерапия не считается альтернативой традиционной медицине, но в разы увеличивает шансы на выздоровление.

Кому показано лечение

Оскар Уайльд в «Дориане Грее» на примере показал, как жизненный опыт и пороки отражаются на внешности. Если присмотреться к лицам молодых людей, у многих можно заметить неестественно поджатые губы, прогрессирующие морщины на лбу, сжатые челюсти. Скованные движения, сколиоз тоже являются признаками мышечных зажимов. В определенные моменты эмоциональные переживания парализовали участки тела, отпечатав в мышечной памяти маски и жесты, защищающие от переживаний.

Эффективность телесной терапии доказана на практике

Телесная терапия показана при:

  • при затяжных конфликтах;
  • хронической усталости, апатии;
  • внутренней зажатости, мешающей общению, отношениям, карьере;
  • панических атаках;
  • после развода, потери близкого человека.

Травмирующий опыт нарушает связь между душой и телом, приводит к хроническому стрессу и депрессии. В отличие от других техник, ТОП не подвергает сознание цензуре, выявляя неэффективные убеждения. С ее помощью деликатно решаются скрытые проблемы, с которыми не всегда хочется делиться с другими.

Современные методы лечения

Коррекционные технологии включают разные направления. Сочетание разных методик повышает эффективность психотерапии. Среди них:

  • Массаж.
  • Биоэнергетика по принципу А. Лоуэна.
  • Первичная терапия А. Янова.
  • Методы Иды Рольфа и Моше Фельденкрайса.
  • Система «чувственное сознание».
  • Техники дыхательной саморегуляции, мышечной релаксации.
  • Работа с образами, схемой тела.

Создатель метода — В.Райх первый обнаружил, что расслабление мышц освобождает запертую энергию. Он сравнил движения, гримасы и привычки, проанализировал, как эмоции подавляются в теле. Как только человек принимает вытесненную эмоцию, исчезают спазмы, энергетические блоки. Он предложил разминать тело руками и физической активностью снимать мышечное перенапряжение. По мнению Лоуэна – создателя биоэнергетического анализа, телесно-ориентированный подход в психотерапии — ключ к пониманию эмоционального состояния.

Полезно разминать тело руками, снимая физическое напряжение

Бодинамический анализ Л.Марчер строится на анатомической классификации мышц. Он охватывает этапы развития мускулатуры с внутриутробного периода, доказывает, что к нарушению развития определенных мышечных групп приводят стандартные реакции. С этой цель создана карта тела с проекцией психологических аспектов. Например, мимические морщины выражают состояния, грудные мышцы связаны с чувством собственного достоинства. Нереализованная энергия эмоций блокирует развитие этих зон, создавая мышечный дисбаланс. Состояние мускулатуры позволяет психотерапевту сформировать общую картину.

С точки зрения ТОП блоки находятся в глазах, челюстях, горле, диафрагме, в тазу и брюшной зоне. Они начинают формироваться в детстве снизу вверх, охватывают все тело и создают панцирь — статичное мышечное напряжение, притупляющее чувства, мешающие течению оргонной энергии, влияющей на сексуальность и свободу проявления переживаний.

Возникающий дискомфорт — это сигналы, с помощью которых подсознание пытается обратить внимание на проблемы тела. Чтобы синхронизировать ментальную и физическую энергии, необходимо избавиться от помех в теле. Когда восстановится нормальная циркуляция, произойдут положительные изменения в здоровье и психике.

Тренинги ТОП позволяют по-новому прожить травмирующие ситуации, ключевые события жизни. Обучение телесно-ориентированной психотерапии проводится индивидуально и на групповых занятиях.

В чем заключается задача специалиста

Работа с физикой помогает осознать и принимать вытесненные проблемы . Телесно-ориентированный психотерапевт разрушает мышечную броню, помогает расслабиться, избавив от спазмов и эмоций. Перед началом практики врач всегда оценивает:

  • позу, осанку, жесты;
  • походку,амплитуда движений;
  • мышечную массу.

Чтобы представить, как работает метод, можно провести аналогию с «Метаморфозами» Овидия, когда оживала каменная статуя. У Галатеи сначала открылись глаза, зашевелись губы, исчезла скованность тела.

Физические манипуляции с телом могут стабилизировать психическое состояние

При надавливании на точки возле глаз начинают непроизвольно течь слезы, а после работы с нижней частью лица люди начинают естественно реагировать на ситуации, выражая внутренне состояние через мимику.

Физические манипуляции с телом позволяют вербально анализировать состояние. Мускульная свобода расширяет диапазон движений, позволяет понять язык тела, вернуть комфортное моральное состояние. Как только человек погружается в трансперсональные переживания и дает свободу чувствам – происходит внутреннее раскрепощение.

Другие способы решения проблем

Личностно-ориентированная психотерапия эффективнадля решения межличностных и психосоматических проблем, лечения неврозов в индивидуальном порядке. Конфликтогенное расстройство осложнят адаптацию в социуме, мешает выстроить личные отношения. Принцип лечения строится на обоюдном взаимодействии.

Психотерапевт пытается расширить область осознания пациента, чтобывыяснить провоцирующую причину, помогает самому найти и осознать закономерность происходящего. Возвращаясь к воспоминаниям из детства, коммуникациям с близкими людьми и социумом, удается обнаружить причину невротического состояния.

При неправильной оценке событий пересмотр ситуации позволяет сформировать объективное мнение. Реконструкционная терапия меняет модель поведения и отношение к миру. Для закрепления результатов пациент проходит тренинги коммуникативных навыков, осваивает метод психической саморегуляции.

Групповая психотерапия подразумевает:

  • межличностные коммуникации, необходимые для формированияадекватной самооценки;
  • умение противостоятьнегативным убеждениям;
  • выявлять переживания и их вербализировать.

Интегрирование разных методов ускоряет процесс. Проблемно-ориентированная психотерапия подразумевает решение конкретной проблемы. Направление объединяет когнитивно-поведенческий метод, гельштат, ТОП, психоанализ. Сначала пациент излагает свою точку зрения. Ориентируясь на задачу, врач предлагает ему стратегию, варианты решения, согласовывает детали. Полное понимание сути задачи и доверие пациента в разы улучшает результаты лечения .

Как избавиться от травмы

Душевные потрясения создают напряжение в гладкой мускулатуре. Если от мысли и случившимся перехватывает горло или чувствуется дискомфорт в теле, по физическим ощущениям можно определить локализацию проблемы.Чтобы избавиться, например, от прострелов в спине, человек посещает сеансы массажа, но после стресса боли возвращаются. Без устранения причины эффект от лечения носит временный характер.

Хороший массаж помогает справиться с психическими травмами

Работа с травмой в телесно-ориентированной психотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Обесточивание провоцирующих импульсов.
  2. Очищения психологического пространства.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Адаптирование психики к сильным переживаниям (контейнирование), укрепление природных саморегулирующих механизмов.
  5. Закладывание новой информации.

Универсальных технологий, одномоменто снимающих напряжение, не существует. Психотерапевты используют:

  • соматические переживания П.Левина;
  • соматическую терапию Р.Сельвана;
  • биосинтез Ф.Мотта;
  • арт-терапию;
  • юнганский анализ и другие методы

Чаще всего используются массаж, техники расслабления. Все практики начинаются с дыхания. Контроль за циклом «вдох-выдох»- основа всех расслабляющих техник. Согласно методу Райха, перед сеансом пациент ложится и дышит, сфокусировавшись на телесных ощущениях.

Лоуэн предлагает упражнение на активизацию симпатической нервной системы, чтобы подготовить системы и органы к эмоциональным переживаниям. Нужно встать спиной к высокому табурету, для страховки сверху положить подушку, прогнуться спиной назад, ухватившись за спинку стоящего за ним стула, выполнять несколько дыхательных циклов.

Техники телесной психотерапии

Прежде чем посетить групповое занятие, можно освоить дома базовые практики, которые входят в комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Гимнастика для глаз

Техника состоит из 6 частей. Садимся на кресло, стопами упираемся в пол. Сильно зажмуриваем веки, постукивающими движениями расслабляем круговую мышцу глаза. Максимально широко распахиваем глаза и смотрим наверх. Повторяем 3 раза. В каждой точке фокусируемся по 8 секунд.

  1. Отводим глазные яблоки влево — вправо, задерживаемся на 8 секунд.
  2. Медленно опускаем и поднимаем глазное яблоко. Выполняем цикл до болевых ощущений.
  3. Вращаем 10 раз по часовой стрелке и в обратную сторону.
  4. Повторяем пункт №1.
  5. Сидим 5 минут с закрытыми веками. Во время релакса часто ощущается дискомфорт в горле, челюстях.

Гимнастика для глаз — еще один метод телесно ориентированной психотерапии

Это упражнение по Фельденкрайсу снимает напряжение с глазных яблок, синхронизирует движения.

  1. Садимся на стул, правую ногу отводим далеко в сторону, левую подтягиваем к себе. Разворачиваемся, опираемся на левую кисть, правую поднимает до уровня глаз, двигаем ею по горизонтали.
  2. Зажмурив левый глаз, отводим взгляд от правой руки на стенку, снова переводим на пальцы. Меняем руки, закрываем правый глаз. Выполняем по 10 раз на обе стороны. Для усложнения повторяем по схеме с открытыми глазами, отслеживая, насколько расширился угол бокового зрения.

«Кольцо Лоуэна»

Люди, страдающие неврозами, большую часть энергии теряют на поддержание работы защитных механизмов. Упражнение поможет расслабить среднюю часть корпуса, нервную систему, почувствовать тело.

Чем прочнее опора под ногами, тем безопаснее чувствует себя человек. Стопы ставим на линию плеч с разворотом пальцев внутрь, выполняем прогиб. Сгибая колени, достаем руками пол, вес тела переносим на носки. Дышим глубоко и размеренно. Задержка на минуту в статичной позиции должна вызвать дрожь.

«Арка Лоуэна»

Практика для живота. Ставим стопы шире 40 см, мыски разворачиваем внутрь,сжимаем кулаки, большими пальцами вверх упираемся в крестец. Не отрывая пяток, опускаем тело, прогибаясь назад. От центра стопы до плеч тело вытягиваем в струну. Если мышцы сильно спазмированные, с первого раза из-за боли встать в правильную позу не получится.

Прогиб таза

Ложимся на ковер, ноги сгибаем, расставляем стопы на 30 см. Отрываем лопатки, тянемся вперед, обхватываем руками лодыжки. Качаемся вперед-назад 10 раз. Для растяжки под пятки кладем кулаки, приподнимаем таз до дрожи в мышцах бедрах. Для эффекта среднюю часть корпуса раскачиваем.

Психотерапевты настаивают на пользе упражнения «велосипед»

Упражнения телесной психотерапии не ограничиваются статичными позами. Чтобы окончательно снять напряжения с тазовой области, ложимся на спину, активно перебираем в воздухе ногами, касаясь стены или кровати. Скорость движения и силу постоянно наращиваем, громко произнося «нет». Важно осознанно выполнять техники и следить за физическими ощущениями.

Высвобождение гнева

Чтобы дать выход злобе, визуализируем объект раздражения, сильными ударами наносим удары ракеткой, палкой, кулаками по подушке, боксерской груше. Дышим ртом, эмоции и слова не сдерживаем.

По отзывам, телесно-ориентированная психотерапия помогает справиться с болью, корректирует эмоциональное состояние, повышает качество жизни. Главное, признаться себе в проблеме и обратиться за помощью к специалисту .

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.