Основные задачи, методики когнитивной психологии. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Психология имеет на сегодняшний день широкий интерес среди простых людей. Однако настоящие техники и упражнения проводятся специалистами, которые разбираются в том, для чего они применяют все методы. Одним из направлений при работе с клиентом является когнитивная психотерапия..

Специалисты когнитивной психотерапии рассматривают человека как индивидуальную личность, которая формирует свою жизнь в зависимости от того, на что обращает внимание, как смотрит на мир, как интерпретирует те или иные события. Мир для всех людей одинаков, однако то, что о нем думают сами люди, может в различных мнениях отличаться.

Чтобы познать, почему с человеком происходят те или иные события, ощущения, переживания, необходимо разобраться с его представлениями, мироощущением, взглядами и рассуждениями. Этим и занимаются когнитивные психологи.

Когнитивная психотерапия помогает человеку разобраться со своими личностными проблемами. Это могут быть индивидуальные переживания или ситуации: проблемы в семье или на работе, неуверенность в себе, заниженная самооценка и пр. Она применяется при устранении стрессовых переживаний в результате катастроф, насилия, войн. Может применяться как индивидуально, так и при работе с семьями.

Что такое когнитивная психотерапия?

В психологии используется множество методик по тому, как помочь клиенту. Одним из таких направлений является когнитивная психотерапия. Что это такое? Это целенаправленная, структурированная, директивная, кратковременная беседа, направленная на трансформацию внутреннего «Я» человека, что проявляется в ощущении данных трансформаций и новых моделях поведения.

Вот почему нередко можно встретить такое название, как когнитивно-поведенческая терапия, где человек не только рассматривает свою ситуацию, изучает ее составляющие, выдвигает новые идеи по изменению себя, но и практикуется в совершении новых действий, которые будут поддерживать новые качества и характеристики, которые он в себе развивает.

Когнитивно-поведенческая психотерапия выполняет множество полезных функций, которые помогают здоровым людям в преобразовании собственной жизни:

  1. Во-первых, человека обучают реалистичному восприятию тех событий, которые с ним происходят. Многие проблемы берутся из того, что человек искаженно интерпретирует происходящие с ним события. Вместе с психотерапевтом человек заново интерпретирует произошедшее, теперь уже имея возможность увидеть, где происходит искажение. Вместе с выработкой адекватного поведения происходит преобразование поступков, которые становятся сообразными ситуациям.
  2. Во-вторых, можно изменить свое будущее. Оно зависит исключительно от тех решений и поступков, которые человек совершает. При изменении поведения можно изменить все свое будущее.
  3. В-третьих, выработка новых моделей поведения. Здесь психотерапевт не только трансформирует личность, но и поддерживает ее в этих преображениях.
  4. В-четвертых, закрепление результата. Чтобы положительный итог существовал, нужно уметь его поддерживать и сохранять.

В когнитивной психотерапии используется множество методик, упражнений и техник, которые применяются на разных стадиях. Они идеально сочетаются с другими направлениями в психотерапии, дополняя или заменяя их. Таким образом, психотерапевт может использовать несколько направлений одновременно, если это поможет в достижении цели.

Когнитивная психотерапия Бека

Одно из направлений в психотерапии носит название когнитивная терапия, основоположником которой стал Аарон Бек. Именно он создал идею, которая является главной во всей когнитивной психотерапии – возникающие проблемы в жизни человека являются неправильным мировоззрением и установками.

В жизни каждого индивида случаются различные события. Многое зависит от того, как человек воспринимает посылы внешних обстоятельств. Возникающие мысли носят определенный характер, провоцируя соответствующие эмоции и, как следствие, действия, которые человек совершает.

Аарон Бек считал не мир плохим, а взгляды людей на мир негативными и неправильными. Они-то и формируют те эмоции, которые окружающие испытывают, и действия, которые потом совершаются. Именно действия влияют на то, как дальше разворачиваются события в жизни каждого человека.

Психическая патология, по мнению Бека, возникает, когда человек искажает внешние обстоятельства в собственном сознании. Примером может послужить работа с людьми, которые страдали от депрессии. Аарон Бек выяснил, что у всех депрессивных лиц отмечались следующие мысли: неадекватность, безысходность и пораженческий настрой. Таким образом, Бек вывел идею, что депрессивное состояние возникает у тех, кто постигает мир через 3 категории:

  1. Безысходность, когда человек видит свое будущее исключительно в мрачных красках.
  2. Отрицательный взор, когда индивид воспринимает происходящие обстоятельства исключительно с негативной точки зрения, хотя у некоторых людей они могут вызывать удовольствие.
  3. Сниженное чувство собственного достоинства, когда личность воспринимает себя беспомощным, никчемным, несостоятельным.

Механизмами, которые помогают в исправлении когнитивных установок, являются самоконтроль, ролевые игры, домашние задания, моделирование и пр.

Аарон Бек работал вместе с Фрименом в большинстве своем в отношении лиц с расстройствами личности. Они были убеждены, что каждое расстройство является следствием определенных воззрений и стратегий. Если выявить за людьми с конкретным расстройством личности мысли, шаблоны, автоматически возникающие в голове паттерны и поступки, то можно скорректировать их, трансформировав личность. Это можно сделать путем вторичного прохождения через травмирующие ситуации или применения воображения.

В психотерапевтической практике Бек и Фримен считали важным дружескую обстановку между клиентом и специалистом. У клиента не должно быть сопротивления в отношении того, что делает психотерапевт.

Конечная цель когнитивной психотерапии – это выявление деструктивных мыслей и трансформация личности за счет устранения их. Важным является не то, что думает клиент, а то, как он думает, рассуждает, какими мысленными шаблонами пользуется. Их и следует трансформировать.

Методы когнитивной психотерапии

Поскольку проблемы человека являются следствием его неправильного восприятия происходящего, умозаключений и автоматических мыслей, над обоснованностью которых он даже не задумывается, то методами когнитивной психотерапии являются:

  • Воображение.
  • Борьба с негативными мыслями.
  • Вторичное переживание детских травмирующих ситуаций.
  • Нахождение альтернативных стратегий восприятия проблемы.

Многое зависит от эмоционального опыта, который человек пережил. Когнитивная терапия помогает в забывании или научении нового. Таким образом, каждому клиенту предлагается трансформировать старые схемы поведения и выработать у себя новые. Здесь используется не только теоретический подход, когда человек изучает ситуацию, но и поведенческий, когда поощряется практика совершения новых действий.

Психотерапевт направляет все силы на выявление и изменение негативных трактовок ситуации, которыми пользуется клиент. Так, в депрессивном состоянии люди часто говорят о том, как было хорошо в прошлом и чего они уже не могут испытать в настоящем. Психотерапевт предлагает найти другие примеры из жизни, когда подобные идеи не действовали, вспомнить обо всех победах над собственной депрессией.

Таким образом, основной методикой является распознавание негативных мыслей и видоизменение их на другие, которые помогают в решении проблем.

Используя метод нахождения альтернативных способов действования в стрессовой ситуации, акцент ставится на том, что человек является обычным и несовершенным существом. Для решения проблемы не обязательно победить. Можно просто попробовать свои силы для решения задачи, которая кажется проблемной, принять вызов, не бояться действовать, пробовать. Это принесет больше результатов, нежели желание обязательно победить с первого раза.

Упражнения когнитивной психотерапии

То, как человек мыслит, влияет на то, что он чувствует, как к себе и окружающим относится, какие решения принимает и поступки совершает. Одну ситуацию люди по-разному воспринимают. Если выделяется всего лишь одна грань, то это значительно обедняет жизнь человека, который не может быть гибок в своем мышлении и совершаемых поступках. Вот почему эффективными становятся упражнения когнитивной психотерапии.

Их существует большое количество. Все они могут выглядеть в качестве домашних заданий, когда человек закрепляет в условиях реальной жизни новые навыки, полученные и выработанные на сеансах с психотерапевтом.

Всех людей с детства приучают к однозначному мышлению. Например, «Если у меня ничего не получается, значит, я неудачник». На самом деле такое мышление ограничивает поведение человека, который теперь даже не собирается предпринимать попыток опровергнуть ее.

Упражнение «Пятая колонка».

  • В первую колонку на листке бумаги запишите ситуацию, которая является для вас проблемной.
  • Во вторую колонку запишите чувства и эмоции, которые у вас возникают в данной ситуации.
  • В третью колонку запишите «автоматические мысли», которые часто промелькают у вас в голове в данной ситуации.
  • В четвертой колонке обозначьте, на основе каких убеждений у вас промелькают такие «автоматические мысли». Какими установками вы руководствуетесь, из-за чего подобным образом думаете?
  • В пятой колонке пропишите мысли, убеждения, установки, положительные высказывания, которые опровергают идеи из четвертой колонки.

После выявления автоматических мыслей предлагается выполнить различные упражнения, где человек сможет изменить свои установки за счет совершения иных поступков, а не тех, которые он делал ранее. Затем предлагается в реальных условиях выполнить данные действия, чтобы посмотреть на то, какой результат будет достигнут.

Техники когнитивной психотерапии

При использовании когнитивной терапии на самом деле применяются три техники: когнитивная психотерапия Бека, рационально-эмотивная концепция Эллиса и реалистичная концепция Глассера. Клиент ментально рассуждает, совершает упражнения, экспериментирует, на уровне поведения закрепляет модели.

Когнитивная психотерапия направлена на обучение клиента следующему:

  • Выявление негативных автоматических мыслей.
  • Обнаружение связи между аффектами, знаниями и поступками.
  • Нахождение аргументов «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Обучение выявлению негативных мыслей и установок, которые приводят к неправильному поведению и получению отрицательного опыта.

В большинстве своем человек ожидает негативного исхода событий. Вот почему у него возникают страхи, панические атаки, негативные эмоции, которые и заставляют его не действовать, убегать, отгораживаться. Когнитивная психотерапия помогает в выявлении установок и понимании того, как они влияют на поведение и жизнь самого человека. Во всех своих несчастьях индивид виновен сам, чего он не замечает и продолжает жить несчастно.

Итог

Можно воспользоваться услугами когнитивного психотерапевта даже здоровому человеку. Абсолютно у всех людей имеются какие-то личностные проблемы, с которыми он не может самостоятельно справиться. Итог нерешенных проблем – депрессии, неудовлетворенность жизнью, недовольство собой.

Если есть желание избавиться от несчастной жизни и негативных переживаний, тогда можно воспользоваться техниками, методиками и упражнениями когнитивной психотерапии, которая преображает жизнь людей, меняя ее.

Этот метод психотерапии обращается к сознанию и помогает освободиться от стереотипов и предвзятых представлений, которые лишают нас свободы выбора и подталкивают действовать по шаблону. Метод позволяет при необходимости корректировать неосознанные, «автоматические» умозаключения пациента. Он воспринимает их как истину, а в действительности они могут сильно искажать реальные события. Эти мысли часто становятся источником болезненных эмоций, неадекватного поведения, депрессий, тревожных расстройств и других заболеваний.

Принцип действия

Терапия основана на совместной работе терапевта и пациента. Терапевт не учит пациента, как ему думать правильно, а вместе с ним разбирается в том, помогает ему привычный тип мышления или мешает. Залог успеха - активное участие пациента, которому предстоит не только работать на сеансах, но и выполнять домашние задания.

Если в начале терапия фокусируется лишь на симптомах и жалобах пациента, то затем постепенно она начинает затрагивать неосознаваемые области мышления - глубинные убеждения, а также события детства, которые повлияли на их формирование. Важен принцип обратной связи - терапевт постоянно проверяет, как пациент понимает происходящее в терапии, и обсуждает с ним возможные ошибки.

Ход работы

Пациент вместе с психотерапевтом выясняют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. На первом сеансе терапевт лишь внимательно выслушивает пациента, а на следующем они подробно обсуждают мысли пациента и его поведение в многочисленных повседневных ситуациях: о чем он думает при пробуждении? А за завтраком? Цель - составить список моментов и ситуаций, вызывающих тревогу.

Затем терапевт и пациент намечают программу работы. Она включает задания, которые надо выполнить в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу, - поехать на лифте, поужинать в общественном месте… Эти упражнения позволяют закрепить новые навыки и постепенно изменить поведение. Человек учится быть менее жестким и категоричным, видеть разные грани проблемной ситуации.

Терапевт постоянно задает вопросы и объясняет моменты, которые помогут пациенту понять проблему. Каждый сеанс отличается от предыдущего, потому что с каждым разом пациент немного продвигается вперед и привыкает уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Вместо того чтобы «читать» чужие мысли, человек учится различать свои, начинает вести себя по-другому, а в результате меняется и его эмоциональное состояние. Он успокаивается, чувствует себя более живым и свободным. Он начинает дружить с собой и перестает судить себя и других людей.

В каких случаях это нужно?

Когнитивная терапия эффективна при работе с депрессией, паническими приступами, социальной тревожностью, обсессивно-компульсивным расстройством и нарушениями пищевого поведения. Этот метод также применяется для лечения алкоголизма, наркомании и даже шизофрении (как поддерживающий метод). В то же время когнитивная терапия подходит и для работы с низкой самооценкой, трудностями в отношениях, перфекционизмом и прокрастинацией.

Она может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями. Но не подходит тем пациентам, которые не готовы принимать активное участие в работе и ждут, что терапевт будет давать советы или просто интерпретировать происходящее.

Как долго нужно проходить терапию? Сколько это стоит?

Количество встреч зависит от готовности клиента работать, от сложности проблемы и условий его жизни. Каждый сеанс длится 50 минут. Курс терапии составляет от 5–10 сессий 1–2 раза в неделю. В некоторых случаях терапия может длиться дольше полугода. Консультация когнитивного психолога стоит от 2000 до 4000 рублей.

История метода

1913. Американский психолог Джон Уотсон публикует свои первые статьи о бихевиоризме (англ. behavior - поведение). Он призывает коллег сосредоточиться исключительно на изучении поведения человека, на исследовании связи «внешний раздражитель - внешняя реакция (поведение)».

1960-е. Основатель рационально-эмоциональной психотерапии американский психолог Альберт Эллис заявляет о важности промежуточного звена в этой цепи - наших мыслей и представлений (когниций). Его коллега Аарон Бек начинает изучать сферу познания. Оценив результаты различных методов терапии, он пришел к выводу, что наши эмоции и наше поведение зависят от стиля нашего мышления. Аарон Бек и стал основателем когнитивно-поведенческой (или просто когнитивной) психотерапии.

Изучая мир, мы смотрим на него сквозь призму уже полученных знаний. Но подчас может оказаться, что наши собственные мысли и чувства могут искажать происходящее и травмировать нас. Такие стереотипные мысли, когниции, возникают неосознанно, показывая реакцию на происходящее. Однако, несмотря на их непреднамеренное появление и кажущуюся безобидность, они мешают жить в гармонии с собой. От таких мыслей необходимо избавляться с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

История терапии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), называемая также когнитивно- бихевиоральная терапия, зародилась в 50-60х годах двадцатого века. Основоположниками когнитивно-поведенческой терапии являются А. Бэк, А. Эллис и Д. Келли. Ученые изучали восприятие человеком различных ситуаций, его мыслительную деятельность и дальнейшее поведение. В этом и заключалось новшество – слияние принципов и методов когнитивной психологии с бихевиористскими. Бихевиоризм – направление в психологии, специализирующееся на изучении поведения человека и животных. Однако, открытие КПТ не означало, что подобные методы никогда не применялись в психологии. Некоторые психотерапевты использовали когнитивные возможности своих пациентов, разбавляя и дополняя таким образом поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии не случайно начало развиваться именно в США. В то время в США была популярна поведенческая психотерапия – позитивно настроенная концепция, считающая, что человек может создавать себя сам, а в Европе, напротив, господствовал пессимистичный в этом плане психоанализ. Направление когнитивно-бихевиоральной психотерапии было основано на том, что человек выбирает поведение, основываясь на собственных представлениях о действительности. Человек воспринимает себя и других людей исходя из собственного типа мышления, который, в свою очередь, получается посредством обучения. Таким образом, неверное, пессимистичное, негативное мышление, которому человек обучился, несет за собой неправильные и негативные представления о действительности, что приводит к неадекватному и разрушительному поведению.

Модель терапии

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и в чем она заключается? Основой когнитивно поведенческой терапии являются элементы когнитивной и поведенческой терапии, направленные на корректировку действий, мыслей и эмоций человека в проблемных ситуациях. Ее можно выразить в виде своеобразной формулы: ситуация – мысли – эмоции – поступки. Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и понять свои собственные действия, нужно находить ответы на вопросы – что вы подумали и почувствовали, когда это произошло. Ведь в итоге получается, что реакцию предопределяет не столько сложившаяся ситуация, сколько ваши собственные мысли по этому поводу, из которых складывается ваше мнение. Именно эти мысли, порой даже бессознательные, и приводят к появлению проблем – страхов, тревог и других болезненных ощущений. Именно в них и находится ключ к разгадке многих проблем людей.

Главной задачей психотерапевта является выявление ошибочного, неадекватного и неприменимого к происходящему мышления, которое необходимо скорректировать или полностью изменить, прививая пациенту приемлемые мысли и схемы поведения. Для этого проводится терапия из трех этапов:

  • логический анализ;
  • эмпирический анализ;
  • прагматический анализ.

На первом этапе психотерапевт помогает больному анализировать возникающие мысли и чувства, находит ошибки, которые нужно скорректировать или убрать. Второй этап характеризуется обучением пациента принятию наиболее объективной модели реальности и сравнению воспринятой информации с действительностью. На третьем этапе пациенту предлагаются новые, адекватные жизненные установки, исходя из которых нужно научиться реагировать на события.

Когнитивные ошибки

Неадекватные, болезненные и отрицательно направленные мысли бихевиоральный подход рассматривает как когнитивные ошибки. Такие ошибки достаточно типичны и могут возникать у разных людей в разных ситуациях. К ним можно отнести, например, произвольные умозаключения. В этом случае человек извлекает выводы, не имея подтверждений или даже при наличии противоречащих этим выводам фактов. Существует также сверхобобщение – обобщение на основе нескольких происшествий, подразумевающее выделение общих принципов действия. Однако, ненормальным здесь является то, что подобное сверхобобщение применяется и в таких ситуациях, в которых этого делать не следует. Следующей ошибкой идет селективное абстрагирование, при котором избирательно игнорируется определенная информация, а также происходит выдергивание информации из контекста. Наиболее часто такое происходит с негативной информацией в ущерб позитивной.

К когнитивным ошибкам также относится и неадекватное восприятие значимости события. В рамках этой ошибки может происходить как преувеличение, так и преуменьшение значимости, что, в любом случае, не соответствует действительности. Такое отклонение, как персонализация, также не приносит ничего положительного. Люди, склонные к персонализации, расценивают как связанные с ними действия, слова или эмоции других людей, когда на самом деле они не имели к ним никакого отношения. Максимализм, который называют также черно-белым мышлением, также считается ненормальным. При нем человек разграничивает произошедшие вещи на полностью черные или полностью белые, что мешает видеть суть действий.

Базовые принципы терапии

Если вы хотите избавиться от отрицательных установок, следует запомнить и понять некоторые правила, на которых основывается КПТ. Самое главное – это то, что ваши отрицательные чувства в первую очередь вызваны именно вашей оценкой того, что происходит вокруг, а также самого себя и всех окружающих. Значение произошедшей ситуации не стоит преувеличивать, нужно смотреть внутрь себя, в стремлении понять движущие вами процессы. Оценка действительности обычно субъективна, поэтому в большинстве ситуаций можно кардинально переменить отношение с отрицательного на положительное.

Важно осознать эту субъективность даже тогда, когда вы уверены в правдивости и правильности ваших умозаключений. Это частое явление несоответствия внутренних установок с действительностью нарушает ваше спокойствие, так что лучше постараться избавиться от них.

Также очень важно для вас понимать, что все это – неправильное мышление, неадекватные установки – можно изменить. Типичное мышление, выработанное вами, можно подвергнуть коррекции в случае небольших проблем, а в случае серьезных – полностью исправить.

Обучение новому мышлению проводится с психотерапевтом на сеансах и самостоятельных занятиях, что в последствии обеспечивает умение пациента адекватно реагировать на возникающие события.

Методики терапии

Наиболее важным элементом КПТ в психологическом консультировании является обучение пациента правильному мышлению, то есть критической оценке происходящего, использованию имеющихся фактов (и их поиску), пониманию вероятности и анализу собранных данных. Этот анализ также называют опытной проверкой. Такую проверку пациент осуществляет самостоятельно. Например, если человеку кажется, что все постоянно оборачиваются на него на улице, стоит просто взять и посчитать, а сколько людей действительно это сделают? Эта несложная проверка позволяет достигать серьезных результатов, но только в том случае, если ее выполнять, и выполнять ответственно.

Терапия психических расстройств подразумевает использование психотерапевтами и других методик, например, методики переоценки. При ее применении пациент выполняет проверку на вероятность возникновения данного события из-за других причин. Проводится как можно более полный анализ множества возможных причин и их влияния, что помогает трезво оценить произошедшее в целом. Деперсонализация используется в когнитивно-поведенческой терапии для тех пациентов, которые чувствуют себя постоянно в центре внимания и страдают от этого.

С помощью заданий они понимают, что окружающие чаще всего увлечены своими делами и мыслями, а не пациентом. Важным направлением является также устранение страхов, для которого используют сознательное самонаблюдение и декатастрофикацию. Такими методами специалист добивается от больного понимания, что все плохие события заканчиваются, что их последствия мы склонны преувеличивать. Еще бихевиоральный подход подразумевает повторение нужного результата на практике, его постоянное закрепление.

Лечение неврозов с помощью терапии

Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения разнообразных заболеваний, чей список обширен и необъятен. В целом, используя ее методы, лечат страхи и фобии, неврозы, депрессии, психологические травмы, панические атаки и другую психосоматику.

Методов когнитивно-поведенческой терапии очень много, а их выбор зависит от конкретного человека и его мыслей. Например, существует техника – рефрейминг, при котором психотерапевт помогает больному избавиться от жестких рамок, в которые он себя загнал. Для того, чтобы лучше понимать себя, больному может предлагаться ведение своеобразного дневника, в который записываются чувства и мысли. Такой дневник будет полезен и доктору, так как он сможет таким образом подобрать более подходящую программу. Психолог может обучать своего пациента позитивному мышлению, заменяющему сформировавшуюся негативную картину мира. Бихевиоральный подход имеет интересный способ – смену ролей, при которой пациент смотрит на проблему со стороны, как будто она происходит у другого человека, и старается дать советы.

Для лечения фобий или панических атак поведенческая психотерапия использует имплозивную терапию. Это так называемое погружение, когда больного намеренно заставляют вспомнить произошедшее, как бы пережить заново.

Также используют систематическую десенсибилизацию, которая отличается тем, что пациента предварительно обучают способам релаксации. Такие процедуры направлены на уничтожение неприятных и травмирующих эмоций.

Лечение депрессии

Депрессия – распространенное психическое расстройство, одним из ключевых симптомов которой является нарушение мышления. Поэтому необходимость применения КПТ в лечении депрессий неоспорима.

В мышлении людей, страдающих от депрессий, были обнаружены три типичные схемы:

  • мысли о потере близких людей, разрушении любовных связей, потере самоуважения;
  • отрицательно направленные мысли по поводу самого себя, ожидаемого будущего, окружающих;
  • бескомпромиссное отношение к себе, предъявление неразумно жестких требований и рамок.

В решении проблем, вызванных подобными мыслями, и должна помогать поведенческая психотерапия. Например, для лечения депрессий применяются техники инокуляции стресса. Для этого пациента учат осознавать происходящее и разумно бороться со стрессом. Врач учит больного, а потом закрепляет результат самостоятельными занятиями, так называемыми домашними заданиями.

А вот с помощью техники реатрибуции можно показать больному несостоятельность его отрицательных мыслей и суждений и дать новые логические установки. Применяются для лечения депрессий и такие методы КБТ, как стоп техника, при которой больной учится останавливать негативные мысли. В момент, когда человек начинает возвращаться к подобным мыслям, нужно возводить условный барьер для негатива, который не будет их допускать. Доведя технику до автоматизма, можно быть уверенным – такие мысли больше не будут вас беспокоить.

Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — психотерапия, суть которой то, что причиной психологических, личностных, тревожных расстройств (депрессий , фобий, страхов, тревожности , стрессовых расстройств , психопатизация и т.п.) есть не что иное, как внутренние, часто неосознанные, дисфункциональные убеждения и установки человека. (см. лечение психических расстройств)

Принципы когнитивно-поведенческой терапии

Конечно психотерапия каждого человека должна быть индивидуальной, но есть определенные общие принципы.

Эти базовые принципы когнитивной терапии применимы в каждом терапевтическом случае. Однако ход лечения может в значительной мере варьироваться в соответствии с потребностями каждого клиента, природой его проблем, его целями, его способностью и готовностью создавать с терапевтом прочный терапевтический альянс, а также с его предыдущим опытом прохождения психотерапии и его предпочтениями в лечении.

Акцепт в когнитивно-поведенческой терапии зависит в первую очередь от особенностей психических, эмоциональных расстройств клиента.

Принципы когнитивной, поведенческой психотерапии:

1) Когнитивная терапия основывается на постоянно развивающейся формулировке терапевтического случая в собственных терминах.

2) Когнитивно-поведенческая терапия требует создания прочного терапевтического альянса.

3) Особое значение придается сотрудничеству и активному участию.

4) Она ориентирована на цель и сфокусирована на проблеме.

5) Здесь основное внимание уделяется настоящему, особенно в начале психотерапии.

6) Это образовательная терапия, цель которой — научить человека быть самому себе терапевтом. В когнитивной терапии особое внимание уделяется профилактике рецидива.

7) Когнитивная терапия ограничена во времени. Большинству людей, страдающих депрессией и тревожным расстройством, можно помочь за 4-14 сеансов.

8.) В процессе психотерапии сессии структурированы. Независимо от диагноза и этапа лечения когнитивный терапевт стремится на каждой сессии строго придерживаться определенного плана.

9) Эта терапия учит людей распознавать и оценивать их дисфункциональные взгляды и убеждения и находить на них адаптивные ответы.

10) Техники когнитивной терапии направлены на изменение мышления, настроения и поведения человека.

Хотя основным инструментарием когнитивного психотерапевта являются когнитивные стратегии, такие как сократический диалог или управляемое исследование, также широко применяются и техники, заимствованные из других направлений психотерапии (особенно поведенческой терапии, гештальт-терапии , транзактного анализа и психоаналитической терапии).

В выборе техник для каждого случая психотерапевт исходит из характера проблемы и собственных целей в отношении конкретных психотерапевтических сессий.

Когнитивная, поведенческая психотерапия — основные цели

1) уменьшение или полное устранение симптомов психического, эмоционального расстройства;

2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения психотерапии;

3) повышение эффективности фармакотерапии;

4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического, эмоционального расстройства, либо предшествовать его появлению);

5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений, установок человека, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия — Задачи психотерапевта помочь клиенту:

1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение;

2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними;

3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»);

4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли;

5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия с включением других методик, поможет избавиться от любых психологических, личностных и эмоциональных проблем

Записаться на онлайн психотерапию:

Когнитивно-поведенческая терапия родилась из двух популярных методов в психотерапии второй половины XX века. Это когнитивная (изменение мышления) и поведенческая (коррекция поведения) терапия. Сегодня КПТ является одним из наиболее изученных методов лечения в этой области медицины, прошла множество официальных испытаний и активно используется врачами во всем мире.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия – это популярный метод лечения в психотерапии, основанный на коррекции мыслей, чувств, эмоций и поведения, призванной улучшить качество жизни пациента и избавить его от пагубных пристрастий или психологических расстройств.

В современной психотерапии КПТ используют для лечения неврозов, фобий, депрессий и других психических проблем. А также – для избавления от любых видов зависимости, в том числе наркотической.

КПТ базируется на простом принципе. Любая ситуация сначала формирует мысль, потом приходит эмоциональное переживание, которое выливается в конкретное поведение. Если поведение негативное (например, прием психотропных препаратов), то изменить его можно, если поменять способ мышления и эмоциональное отношение человека к ситуации, вызвавшей такую пагубную реакцию.

Когнитивно-поведенческая терапия – это сравнительно короткая методика, обычно она длится 12-14 недель. Применяется такое лечение на этапе реабилитационной терапии, когда уже проведена интоксикация организма, пациент получил необходимое медикаментозное лечение, и наступает период работы с психотерапевтом.

Суть метода

С точки зрения КПТ наркотическая зависимость состоит из ряда конкретных моделей поведения:

  • имитационных («друзья покурили/понюхали/укололись, и я хочу») – собственно моделирование;
  • основанных на личном положительном опыте от приема наркотиков (эйфория, уход от боли, повышение самооценки и др.) – оперантное обусловливание;
  • идущих от желания испытать приятные ощущения и эмоции еще раз – классическое обусловливание.

Схема воздействия на пациента при лечении

Кроме того, на мысли и эмоции человека может повлиять ряд предпосылок, которые «закрепляют» зависимость:

  • социальные (конфликты с родителями, друзьями и др.);
  • влияние окружающей среды (ТВ, книги и т.д.);
  • эмоциональные (депрессия, невроз, желание снять стресс);
  • когнитивные (стремление избавиться от негативных мыслей и т.п.);
  • физиологические (нестерпимые боли, «ломка» и др.).

При работе с пациентом очень важно определить ту группу предпосылок, которая повлияла именно на него. Если сформировать другие психологические установки, научить человека реагировать на эти же ситуации по-другому, можно избавиться от наркотической зависимости.

КПТ всегда начинается с установления контакта между врачом и пациентом и функционального анализа зависимости. Доктор должен определить, что именно заставляет человека обращаться к наркотикам, чтобы в дальнейшем работать именно с этими причинами.

Затем требуется установить триггеры – это условные сигналы, которые ассоциируются у человека с наркотиками. Они могут быть внешними (друзья, дилеры, конкретное место, где происходит употребление, время – вечер пятницы для снятия стресса и т.д.). А также внутренними (гнев, скука, возбуждение, усталость).

Для их выявления используется специальное упражнение – пациент должен на протяжении нескольких дней с указанием числа и даты записывать свои мысли и эмоции в такую таблицу:

Ситуация Автоматические мысли Чувства Рациональный ответ Результат
Реальное событие Мысль, которая возникла перед эмоцией Конкретная эмоция (злость, гнев, печаль) Ответ на мысль
Мысли, вызвавшие неприятное чувство Степень автоматизма мысли (0-100%) Сила эмоции (0-100%) Степень рациональности ответа (0-100%)
Чувства, которые появились после рациональной мысли
Неприятные эмоции и физические ощущения
Чувства, которые появились после рациональной мысли

В дальнейшем применяются различные методики развития личностных навыков и межличностных отношений. К первым относятся техники управления стрессом и гневом, различные способы занять досуг и др. Обучение межличностных отношений помогает противостоять давлению знакомых (предложение употребить наркотик), учит бороться с критикой, заново взаимодействовать с людьми и т.д.

Также используется техника понимания и преодоления наркотического голода, происходит отработка навыков отказа от наркотиков и профилактика рецидива.

Показания и этапы проведения КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия давно и успешно используется во всем мире, является практически универсальной методикой, способной помочь в преодолении разных жизненных трудностей. Поэтому большинство психотерапевтов убеждены – такое лечение подходит абсолютно всем.

Однако для лечения с помощью КПТ есть важнейшее условие – пациент должен сам осознать, что страдает от пагубной зависимости, и принять решение самостоятельно бороться с наркозависимостью. Для людей, склонных к самоанализу, привыкших следить за своими мыслями и чувствами, такая терапия окажет наибольший эффект.

В отдельных случаях перед началом КПТ требуется отработка навыков и приемов преодоления трудных жизненных ситуаций (если человек не привык справляться с трудностями самостоятельно). Это позволит повысить качество будущего лечения.

Существует множество разных методик в рамках когнитивно-поведенческой терапии – в различных клиниках могут использоваться особые техники.

Любая КПТ всегда состоит из трех последовательных этапов:

  1. Логический анализ. Здесь происходит анализ пациентом собственных мыслей и чувств, выявляются ошибки, которые приводят к неправильной оценке ситуацию т неверному поведению. То есть употреблению запрещенных препаратов.
  2. Эмпирический анализ. Пациент учится отличать объективную реальность от воспринимаемой, анализирует собственные мысли и модели поведения в соответствии с объективной реальностью.
  3. Прагматический анализ. Пациент определяет альтернативные способы реагирования на ситуацию, учится формировать новые установки и использовать их в жизни.

Эффективность

Уникальность методик когнитивно-поведенческой терапии в том, что они предполагают максимально активное участие самого пациента, непрерывный самоанализ, собственную (а не навязанную извне) работу над ошибками. КПТ может протекать в разных формах – индивидуальной, наедине с доктором, и групповой, – прекрасно сочетается с использованием медицинских препаратов.

В процессе работы над избавлением от наркотической зависимости КПТ приводит к следующим эффектам:

  • обеспечивает стабильное психологическое состояние;
  • устраняет (или значительно уменьшает) признаки психологического расстройства;
  • в разы увеличивает пользу медикаментозного лечения;
  • улучшает социальную адаптацию бывшего наркомана;
  • снижает риск срывов в дальнейшем.

Как показали исследования, наилучшие результаты КПТ показывает в лечении . Широко используются методы когнитивно-поведенческой терапии и при избавлении от кокаиновой зависимости.