Модные советы - женский онлайн журнал.

В России официально 13.02 млн. инвалидов - 9,2% от общей численности населения. Почти что каждый десятый, и среди них очень много детей. Негативное отношение к таким особым детям построено на разнообразных стереотипах - ломать которые помогает Интернет. О том, как это происходит, а также о необходимости изменения законодательства для помощи таким детям рассказывает мама одного из них. А в качестве иллюстраций - редкие снимки отцов, которые остались со своими семьями после рождения особых детей. По статистике, таких пап только 15%. Остальные 85% оставляют детей и уходят из семьи.

Я завела свой ЖЖ и вообще стала писать в интернете после рождения сына, а он у меня ребенок с особыми потребностями. Так что я изначально писала именно о проблемах инвалидов и их семей. Сначала моей аудиторией были такие же семьи. Потом стали появляться люди, для которых инвалидность - не личная проблема, но интересующая их тема, а потом стали появляться и просто читатели, которым стало интересно, как я пишу. Я ведь пишу обо всем, не только на тему инвалидности. Те, кто реагирует негативно - были, есть и будут. Чаще всего я их "баню", потому как эти люди просто хамят, и это их единственная цель. Есть конечно и те, кто не согласны, спорят, но ведут себя корректно - что ж, спор дело полезное, если он конструктивен и по делу.

Был у меня случай, когда меня вывели из себя, и я отправила IP одного пользователя в МВД в "отдел К" с просьбой "принять меры" (человек желал смерти в самых грубых выражениях мне, моей семье, ребенку). Проверка была проведена, это оказалась молодая девушка, которая, конечно же, все отрицала. Я, на самом деле, не желала этому человеку какого-то реального наказания, мне был нужен прецедент - чтобы другим было неповадно. Но и этот конкретный человек, уверена, теперь крепко подумает, перед тем как занести палец над клавиатурой и написать кому-то очередную мерзость.

Впрочем, гораздо больше случаев, когда мне приходят письма со словами благодарности за то, что я публикую у себя в ЖЖ. Люди пишут, что это изменило их жизнь, их отношение, они стали многое понимать и по-иному оценивать, у них появились новые интересы, желания. Я лично считаю все это заслугой в первую очередь моего сына (а говорят, что дети-инвалиды бесполезны) - ведь именно он сподвиг меня писать то, что я пишу в моем ЖЖ, он изменил меня, мой мир, мои ценности.

Георгий Севастьянов, 38 лет, Санкт-Петербург, водитель

Стереотипы, на мой взгляд, это главная наша проблема, именно они определяют нынешнее негативное отношение общества к инвалидам и их семьям. И борьба с этими стереотипами, по сути, и есть моя главная задача.
Несколько лет назад я была приглашена на семинар для региональных журналистов, которые пишут на социальные темы. Моя тема была как раз дети-инвалиды и их проблемы. И когда я спросила у журналистов: "Как вы думаете, по какой причине рождаются дети-инвалиды?", первым же ответом было - алкоголизм родителей.

Это самый распространенный миф. Он тянется еще с середины прошлого века: в прекрасном советском государстве не могло быть больных, увечных, их прятали от общества наряду с алкоголиками и преступниками. Так инвалид в сознании советского человека был приравнен к асоциальному элементу, а ребенок-инвалид, соответственно, мог родиться только у алкоголиков и т.п.

Александр. 32 года инженер сервисного центра: "Живём в деревне Строкино Раменского района"

Меняется ли что-то? - Само по себе ничего не меняется. Создать миф намного проще и быстрее, чем его разрушить. И менять сложившееся отношение общества предстоит нам самим - собственным примером. Мне кажется, что сейчас процесс потихонечку пошел. Инвалиды, которые десятилетиями прятались по квартирам, наконец-то решаются выйти на улицу и заявить о себе. Это, в свою очередь, побуждает власти и общество менять свое отношение, менять законы, менять окружающую среду. Но мы пока что в самом начале пути.

На сегодняшний день одним из наиболее "проблемных" я бы назвала закон "Об опеке". В нем есть несколько моментов, которые необходимо менять. Во-первых, это опека над совершеннолетним недееспособным гражданином. По достижении 18 лет все дети превращаются во взрослых. Но не все дети-инвалиды в 18 лет по мановению волшебной палочки излечиваются и становятся в полном смысле слова взрослыми. Некоторые из них так и будут всю жизнь "детьми". И в этом случае родители обязаны в судебном порядке признать их недееспособными и оформить над ними опеку. При этом родитель юридически становится всего лишь опекуном.

И вот представьте себе - еще вчера ваш сын был вам сыном, а теперь он вам всего лишь подопечный со всеми вытекающими: вы должны отчитываться на десятке листов перед органами опеки, чем вы кормите своего ребенка, куда тратите его пенсию, не продали ли вы его диван без их ведома и т.д. Я считаю, что опекунов-родителей совершеннолетних инвалидов с рождения необходимо выделить в отдельную категорию, освободить их от унизительных отчетов и прочих процедур, которые возникают лишь на основании наступления совершеннолетия их ребенка.

Евгений Митин с сыном Павлом

Во-вторых, по тому же закону опекуном у совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть либо родственник, проживающий с ним, либо государство. Что это значит? Что после смерти родителя совершеннолетний инвалид с рождения попадет в государственный интернат. Что такое ДДИ в нашей стране - отдельно рассказывать нет нужды, тем более для человека, который всю жизнь провел в доме, в любви, под вниманием родных и близких. Поэтому есть необходимость внести изменение в закон об опеке, чтобы опекуном могло быть так же третье лицо, в том числе и юридическое, и чтобы родители еще при жизни могли бы завещать опеку над своим ребенком на свое усмотрение, а не на усмотрение суда. Это бы открыло дорогу для развития частных интернатов с хорошими, современными условиями пребывания, куда бы родители не боялись определить своих детей после своей смерти. А пока что, увы, но есть такая страшная присказка в среде родителей детей-инвалидов: "Я боюсь, что мой ребенок меня переживет...."

"Нашего папу зовут Илья, ему 36 лет, живем в Москве, растим троих детей, средний, Семен, - ДЦПшка. Cамое важное его качество - он нас всех очень любит, и мы хотим еще детей"

А год назад вступила в силу новая редакция закона "О социальной защите", которая, по сути, лишила российских инвалидов доступа к качественным техническим средствам реабилитации. Реформа пенсионного законодательства и поправки в Семейный Кодекс привели к тому, что родители несовершеннолетних детей-инвалидов в некоторых регионах страны были в одночасье ограничены в родительских правах.

При этом называть современными технологиями то, что вводится у нас в РФ, не совсем верно: всем этим технологиям уже много лет, и они уже давно и успешно используются в остальных развитых странах, а в каких-то из них, наверно, уже и устарели. РФ в этой области, как и во многих других, увы, очень сильно отстает. Например, в Японии уже разработан робот-помощник для инвалидов, у нас же выделение инвалиду социального работника считается нововведением.

" Это наш папа. Его зовут Лаш Бюрман. Дима нашел себе папу сам, когда ему было 5 лет))). Сейчас ему 10. Я недолго раздумывала и согласилась с его выбором. Ведь Дима не может ошибаться, через его фильтры может пройти только очень-очень хороший человек. Раньше они с папой вдвоем обнимались, а теперь втроем, с малышом Карлом. Папа подарил Диме замечательного братика. Теперь Диме не скучно дома. Но мы дома и не сидим. Где мы только не побывали с домом-прицепом! Папа наш работает персональным ассистентом. Руки у него золотые, Дима помогает ему шлифовать и красить в гараже. Он научил Диму даже плавать". Проблем в нашем обществе накопилось так много, что некоммерческие организации, которые занимаются помощью, не делятся на тех, кто помогает исключительно инвалидам и тех, кто помогает всем остальным. Все НКО в меру сил и возможностей стараются помогать всем, кто к ним обратиться. При этом в Москве практически все благотворительные фонды постоянно проводят различные акции и мероприятия с участием артистов, поэтов, писателей, художников и т.д. Так, в декабре прошел Душевный Базар (его устраивают уже не первый год), в Базаре принимают участие практически все московские НКО. Или, например, благотворительный фонд "Созидание" совместно с сайтом Молоток.ру периодически проводит интернет-аукционы, на которых продает лоты от разных известных людей, а вырученные средства идут на осуществление проектов фонда.

Швейцарец Фабиан - инвалид. Он давно привык, что в автобусе рядом с ним никто не садится. Поэтому он переоделся в медведя и вышел на улицу обниматься с прохожими. И люди раскрыли ему свои объятия. Вопрос финального кадра: "Почему мы должны замаскироваться, чтобы стать ближе?" Ролик создан агентством "Jung von Matt/Limmat" в рамках акции "Будь ближе" для ассоциации по защите инвалидов Pro Infirms._

У Эми и Бена двое детей с синдромом Дауна. Когда они поняли, что в будущем у их малышей Битти и Бо практически нет шансов устроиться на работу, супруги решили исправить ситуацию. Два года назад они открыли кофейню, где работают 40 сотрудников с инвалидностью. Эми считает, что ее заведение стало «мостиком», который сближает ее подчиненных с обычными людьми.

66-летний волонтер следит за безопасностью и заряжает детей позитивом

Эрлу Тейту 66 лет, и он школьный регулировщик на северо-востоке Уимблдона последние 19 лет. Свою работу он выполняет бесплатно и любит ее.

Каждый день Эрл встает в 4.30, чтобы следить за безопасностью детей, ожидающих школьный автобус. С 6 до 8.15 он помогает старшеклассникам, ученикам средней школы и, как он их называет, малышам начать свой учебный день.

То короткое время, что Тейт проводит с детьми, он не просто наблюдает за ними. Он учит их языку жестов, поет импровизированные песни, а весной приносит скакалки и гантели, чтобы школьники могли сжечь лишнюю энергию.

«Он всегда шутит, и в эти моменты я счастлива. Он всегда спрашивает, все ли у меня хорошо», – рассказывает 12-летняя Абигейл Даунер. Еще Тейт проверяет, как она помнит таблицу умножения.

Тереза Барретт, учительница в детском центре LJ’s Playpen Academy, вспоминает, что Эрл помогал ей переходить улицу, когда она еще сама ходила в начальную школу. «Встреча с ним заряжает нас на весь день», – рассказывает она. «Невозможно найти человека в этой части города, который не знал бы нашего Эрла».

Страсть 66-летнего волонтера к безопасности дорожного движения связана с его детством.

Ему было 5 лет, когда его сбила и протащила 30 футов (около 9 метров) машина. Мальчик был тяжело ранен, провел в коме 1,5 месяца, а его правая половина тела была парализована.

Но травма не смогла убить оптимизм Эрла. «Те, кто смотрит на жизнь негативно, позволили победить себя», – говорит он. «Но те, кто мыслит позитивно, могут претендовать на победу. Это я. Я научился быть позитивным».

Прическа и макияж для 97-летней сестры

Ролик, размещенный в паблике Love What Matters, стал вирусным и был просмотрен более 30 миллионов раз. В видео две пожилые женщины с любовью и заботой делают прическу своей старшей сестре, которая получает хосписный уход дома.

«Моя 97-летняя бабушка все еще любима своими сестрами, им тоже больше 90 лет. Когда мои сестры состарятся, я тоже буду расчесывать их волосы и буду уверена, что они хорошо выглядят даже в конце жизни», – рассказала внучка женщины, опубликовавшая видео.

Поддержка и любовь сестер в сложный момент вдохновила многих читателей. К видео было оставлено более 130 тысяч комментариев, и многие подписчики поделились своими историями.

«Как человек, который ухаживает за теми, чьи дни на исходе, я очень горжусь тем, что забочусь о прическе своих подопечных до последних дней или даже часов жизни», – рассказала Эрин Маклейд. «Нельзя упускать то, что было важно для человека, особенно если он сам уже не может сделать это. Для некоторых дам свежая одежда и чистое лицо – это самый большой акт уважения к их достоинству, которым вы можете поддержать их в этот сложный момент».

«Когда моя бабушка была в хосписе, я ездила к ней каждую субботу на День красоты. Я делала ей укладку и легкий макияж. Так мы весело проводили время 18 месяцев. Она была прекрасна, и я скучаю по ней», – рассказала Лиза Браун Джонс.

Сотрудники с инвалидностью успешно работают в уютной кофейне

Секрет успеха кофейни «Кофе Битти и Бо» в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, в его уникальных сотрудниках. Практически все сотрудники заведения имеют инвалидность – от синдрома Дауна и аутизма до ДЦП. Для многих из них кафе – это первое место работы и особый повод для радости.

На создание кофейни его владелицу Эми Райт вдохновили собственные дети: у двоих из четырех, Бо и Битти, синдром Дауна. С рождением особенных детей Эми и ее муж Бен старались защищать права таких людей, но заставить окружающих изменить свое восприятие было очень сложно.

«Казалось, мы плывем против течения. Мы решили «жить громко» и показывать всем нашу жизнь, потому что люди боятся того, чего не знают».

Когда Эми узнала, что 70% людей с ментальной инвалидностью и нарушением развития не работают, она решила исправить положение. Бен нанял в свой офис несколько людей с инвалидностью, а Эми создала некоммерческую организацию, чтобы помочь им искать работу. Но в один момент она поняла, что у нее есть сотни людей, которых надо трудоустроить, и практически нет работодателей. Тогда она решила открыть свое дело.

«Меня как молнией поразило – это должна быть кофейня!» – рассказывает Эми. «Я решила, что это будет идеальное место, чтобы сделать людей ближе друг к другу. Когда наши посетители увидят, как сотрудники принимают заказы, они поймут, насколько эти люди способны».

Заведение «Кофе Битти и Бо» открылось в январе 2016 года. Благодаря публикациям в прессе оно быстро стало популярным, и через полгода Эми пришлось искать помещение побольше.

Сейчас в кофейне работает 40 людей с инвалидностью и два менеджера с дипломами в области специализированного образования. Эми гордится, что качество обслуживания у них на уровне других подобных заведений.

«Время ожидания в нашей кофейне такое же, как и у наших конкурентов, – рассказывает она. – Наши сотрудники научились хорошо выполнять свою работу и всегда спешат друг другу на помощь».

Главным достижением Эми считает то, что кофейня «помогает обычным людям общаться с людьми, имеющими инвалидность». «Здесь безопасное место, где люди могут присмотреться к ним и осознать, что у нас больше сходств, а не различий. Это главная цель нашей работы».

В настоящее время важным условием успешной инклюзии признается готовность общества к психологическому принятию инвалидов (далее «других») в качестве равноценных личностей, достойных уважения и равноправного общения. При этом отмечается, что готовность имеет разные аспекты: психологический, культурный, социальный, политический, экономический, - и предполагает разные этапы в своем развитии. Не каждый «другой» может быть одинаково принят обществом и даже должен им приниматься. Открытость «другому» не должна нарушать основы безопасности личности, одной из которых является и сохранение собственной идентичности, и возможность идентификации индивида с референтной культурной группой. Участие в инклюзии предполагает осознанное принятие возможности изменения своей жизненной стратегии, согласие на пересмотр собственной идентичности. При отсутствии такого принятия естественно ожидать, что вторжение «другого» будет восприниматься как враждебное или разрушительное, что оно может встречать сопротивление. Чтобы инклюзия принималась всеми её участниками, они должны осознавать, что этот процесс направлен на их общее благо, и следовать принципу добровольности.

Вопрос о том, можно ли подготовить общество к процессу интеграции, до сих пор остается открытым и дискуссионным. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищён, а тот, кто дискриминирует, - понесёт ответственность. Доля правды есть и в той, и в другой позиции.

Следует отметить, что за последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Всё больше осознаётся, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребёнку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Между тем, несмотря на явные конструктивные подвижки, спектр негативного отношения к инвалидам очень широк. Анализ сложившейся ситуации навскидку позволяет выделить следующий спектр проявлений общественного негатива к инвалидам:

  • агрессия - для многих людей все еще вполне «нормально» демонстративно закрыть дверь перед инвалидом, не пропустить без очереди, прочитать мораль родителям об их некомпетентности, если ребёнок-инвалид не может ждать из-за состояния здоровья, и т. п;
  • отрицание и игнорирование - от инвалидов просто отворачиваются, отказываются обслуживать, стараются не думать об этих проблемах (своих хватает);
  • насмешки - и не только, и даже не столько со стороны детей, сколько со стороны вполне состоявшихся взрослых людей;
  • обвинение и осуждение - даже при условии, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества;
  • отвращение - доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребёнка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому что брезгуют их присутствием.

Инвалидность в нашем обществе - явление, вызывающее устойчивые стереотипы. Можно выделить несколько групп стереотипов.

  1. Cтереотипы общества по отношению инвалидам: инвалиды - больные люди, вызывающие жалость, сострадание; инвалиды - обидчивые и ранимые люди, чрезмерно требовательные к окружающим.
  2. Стереотипы инвалидов по отношению к обществу: общество должно нам; общество не понимает нас; общество равнодушно к инвалидам...
  3. Стереотипы инвалидов по отношению к инвалидам: с одной стороны - взаимопонимание, взаимопомощь, стремление к общению, сплочённость; с другой стороны - зависть, непонимание, нетерпимость, категоричность.

В современном обществе отношение большинства к людям со статусом «инвалид» давно сложилось в две четкие модели: медицинскую и социальную, - и в психологии людей, к огромному сожалению, доминирует медицинская.

Основной смысл социальной модели выражен в Фундаментальных принципах инвалидности, опубликованных организацией «Союз людей с физическими нарушениями против сегрегации» (UPIAS). В контексте социальной модели признаётся факт, что физические нарушения и хронические болезни создают для людей реальные трудности, а положение и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом.

Медицинская модель определяет и детей, и взрослых с проблемами здоровья как проблему, в которой акцент поставлен на зависимость человека-инвалида, а подход основан на негативных стереотипах. Возможная помощь рассматривается в медицинской плоскости и ассоциируется с медработниками, которые зачастую имеют смелость принимать решения, где и какое образование может получить ребёнок-инвалид, где и в каких условиях ему жить, где и кем работать взрослому человеку, иметь или не иметь потомство. Итог подобного подхода - люди с инвалидностью перестают быть частью жизни общества.

Стереотип «инвалидности как медицинской проблемы» формирует стойкое убеждение в том, что все обратимые недуги инвалида-пациента можно решить только путем медицинского вмешательства. Они, инвалиды, должны сами, насколько это возможно, адаптироваться к миру. Если же таковая адаптация невероятна или явно нерезультативна, человека с инвалидностью должно отправить в какое-либо «специально-специализированное» заведение (когда домашние условия приводят к абсолютной изоляции) и удовлетворять только самые насущные потребности в соответствие с государственными социальными стандартами и «согласованными» объёмами бюджетного финансирования учреждения здравоохранения. «Медицинской» образ инвалидности акцентирует внимание на «полной зависимости» человека с ограниченными возможностями, вызывает «жалость», «страх», иногда - «желание опекать». Предметом «осведомлённости» окружающих становится само «нарушение», а не реальные нужды человека. Собственно, само «компетентное окружение» постепенно формируется во «врачебное», где все постоянно говорят о «лечении», «нормализации», «науке». Жизнь инвалида просто-напросто «отдана» этому окружению и «распределяется» им по направлениям терапевтического воздействия на «недуг».

Люди являются инвалидами из-за того, что они плохо или совсем не могут: «ходить», «слышать», «видеть», «говорить». Фокусируясь на «болезни» и «непреодолимой неспособности», многие люди, воспринимают инвалидов как: «не подпадающих под определение нормальности», «всегда больных», «не могущих работать», «иждивенцев», «обузу», «клиентов специализированных медицинских учреждений».

Стереотип «инвалидности как личной проблемы» предполагает отношение к чьей-либо инвалидности как к «огромному несчастью» и «личной трагедии». Следуя этому стереотипу, общество средствами (по определению, отягощающими бюджеты всех уровней) социальных служб пытается помочь инвалиду привыкнуть к своему состоянию, обеспечить ему уход и, в известной мере, «разделить» с ним его переживания. Работающие с инвалидами специалисты обращают внимание, прежде всего, на то, какое образование они получили, в какую школу ходили, где они живут, могут ли работать, чем именно интересуются в жизни и насколько они готовы (при, естественно, наличии необходимых формально-правовых оснований) включиться в ту или иную социально-реабилитационную программу по месту жительства. Они, эти программы, заявляются их разработчиками и организаторами чуть ли не в качестве единственного способа достижения примирения с «личной» инвалидностью в «кругу» таких же людей с ограниченными возможностями.

Как мы уже говорили, люди являются инвалидами из-за того, что они страдают из-за невозможности: «ходить», «слышать», «видеть», «говорить». Фокусируясь на приведшем к инвалидности «трагическом стечении обстоятельств», все остальные, просто способные к состраданию и милосердию, люди воспринимают инвалидов как: «несчастных», «требующих постоянной опеки», «не могущих посещать обычные школы», «бездетных», «одиноких», «клиентов специализированных социальных учреждений», «активных (от безысходности) участников общественных организаций, центров творчества или клубов знакомств инвалидов». В результате влияния (или принятия как данность) этих стереотипов инвалид приходит к мысли о том, что он должен соответствовать обществу, а не наоборот. Его просто ставят перед фактом того, что он «не является частью этой жизни общества».

На самом деле главная проблема людей с ограниченными возможностями кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспособиться к своему физическому недостатку, а в конфликте между личностью инвалида и враждебным ему социумом. Враждебность же последнего выражается в прямой дискриминации человека-инвалида. Социум предлагает только две роли, которые инвалид якобы в состоянии исполнить: роль «больного», нуждающегося в помощи и смирившегося с этим состоянием; или роль «нормального», отрицающего себя как инвалида и концентрирующего в буквальном смысле неимоверные усилия - для достижения «нормальности» (то есть способности иметь семью, детей, образование, профессию).

Следовательно, для общества, мыслящего только стереотипными категориями, нужна новая интерпретация стереотипа восприятия инвалидности, которая есть не «проблема», а «социальный феномен», «явление» общественной жизни и её атрибут. Причём явление, имеющее всецело объективный характер, то есть лишь подчеркивающий отсутствие каких бы то ни было гарантий, способных обезопасить некоего абстрактного обывателя от внезапного наступления инвалидности.

По нашему мнению, только чётко осознанная всеми идея, что наступление инвалидности может стать проблемой любого, способна постепенно, но кардинально изменить положение инвалидов в обществе. Данное изменение будет означать, что общество возьмет на себя обязательство предпринять специальные шаги для формирования общественной (публичной) инфраструктуры как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями. Тем более что технологический, финансово-экономический и нормативно-правовой механизмы исполнения данного обязательства формально уже определены. Пока же ситуация движения общества «навстречу» инвалидам ограничивается:

  • введением законодательно выраженного социально-правового статуса инвалида, дающего право на государственную пенсию;
  • выработкой форм и процедур оценки степени нездоровья или нетрудоспособности;
  • организацией реабилитационных мероприятий, ориентированных на конкретную категорию инвалидов (дети, «военные» инвалиды, «трудовые» инвалиды);
  • отдельными мерами по повышению доступности образования и конкурентоспособности человека-инвалида на рынке труда.

Если «медицинская» модель и модель «индивидуализации» инвалидности требуют перемен от самих людей с ограниченными возможностями, то социальная модель гласит, что изменениям должно подвергнуться само общество и его стереотипное отношение к инвалидам. Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Их физические нарушения и хронические болезни действительно существуют и создают для них реальные трудности. Однако этот подход позволяет считать, что инвалидов нельзя, не следует рассматривать только в качестве объектов медицинского вмешательства или только корпоративных (изолирующих) мероприятий.

Люди являются инвалидами из-за физических барьеров и преград в окружающей среде, недоступности информации, ограничений на участие в общественной деятельности и общении, недоступности объектов общественной инфраструктуры (школ, вузов, библиотек, мест отдыха, спортивных сооружений, объектов индустрии развлечений и т. д.). А также из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, не хватает жилья, приспособленного под их физические особенности, нет соответствующих элементов коммунальной инфраструктуры. Их возможностям не соответствует общественный транспорт. А господствующие в общественном сознании стереотипы восприятия инвалидности как только «медицинской» или только «личной» проблемы, приводят к систематической дискриминации, то есть вопрос лежит в плоскости нарушения человеческих прав инвалидов.

Ниже приведена таблица (табл. 1), которая отражает общественный взгляд на инвалидность (сквозь призму медицинской и социальной модели), стереотипы, ярлыки и возможные варианты их изменения.

Первый шаг в преодолении психологии стереотипного отношения к людям со статусом «инвалид» - признание того, что каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и, в силу своей уникальности, занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни общества. В связи с этим следует именовать тех, кто имеет статус инвалида, людьми «с ограниченными возможностями здоровья», признавая тем самым их равенство и право на свободу выбора.

В современной мировой практике используются следующие направления работы по изменению стереотипов:

  • работа со СМИ для формирования желаемых стереотипов;
  • создание среды, доступной для всех;
  • просвещение - в школах, детских садах, в семье, в обществе, проведение занятий по пониманию инвалидности, преодолению барьеров, стереотипов.

На наш взгляд, при ведении просветительской работы со здоровыми детьми необходимо, в первую очередь, определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях; разъяснить, какие бывают инвалиды, в чем их различие; рассказать о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях; использовать имитацию, когда сами дети в игровых упражнениях делают то, что и инвалиды; вести уроки с инвалидами.

На занятиях нами использовались интерактивные методы обучения, такие, как: игры, моделирование ситуаций, характерных для различных форм инвалидности, показ видеофильмов, конкурсы. В итоге дети понимают, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные, только с ограниченными возможностями. А при создании определённых условий эти возможности возрастают и различия стираются.

Ниже представлены упражнения, которые мы уже на протяжении двух лет использует для работы со здоровыми детьми в рамках гранта РГНФ «Подготовка учащихся массовых общеобразовательных школ региона к принятию особых детей в условиях перехода к инклюзивному образованию».

Упражнение-разминка «Карандаши»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников (рис. 1) Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

  • сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед - поднять руки);
  • использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
  • держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;
  • выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Психологический смысл упражнения: при выполнении упражнения от участников требуется чёткая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учётом движений партнёров (при этом все партнёры разные).

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делается переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники.

Упражнение «Нобелевская премия»

Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. Речь каждого «лауреата» о решении в обществе проблемы инвалидности вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы «лауреату». Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Оборудование - моток веревки.

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми.

Предубеждение - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.

Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Предлагается кому-то из участников сыграть роль инвалида. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с инвалидностью. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «инвалида», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее ведущий спрашивает, что чувствует «инвалид».

Вопрос к участникам: какие у вас возникли чувства? После обсуждения необходимо распутать «инвалида». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее, посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивается, когда «инвалид» полностью освобождён от паутины предрассудков.

Игра «Неведомые миры»

Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане. Перед началом игры все участники разбиваются на две команды. Когда команды окончательно сформированы, можно начинать игру. Игра состоит из трёх этапов

Этап 1. «Создание миров». Команды составляют «легенду» своего мира.

Этап 2. «Встреча». Команды собираются в одной комнате.

Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определённому плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством. В заключение гостей угощают блюдами инопланетной кухни, обучают «национальному» танцу.

Этап 3. «Принятие общих законов».

На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определённых правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых. В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.

Упражнение «Войди в роль инвалида»

Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении инвалидов, которые достаточно часто страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Кроме того, они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными.

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают инвалиды. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа - 5-7 минут).

Рефлексия занятия:

  • трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
  • какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»

Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:

  • какие права человека чаще всего нарушаются?
  • какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?
  • какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?
  • какие права человека нарушаются в отношении инвалидов?
  • какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?
  • может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?

Знакомство с притчей и её обсуждение

Ведущий . «Одно селение располагалось в горах, где тёк родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!» Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно».

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • в чем смысл этой притчи?
  • какие возникают отношения между людьми из-за внешних различий?
  • можно ли оправдать поведение женщин?
  • кто в этой ситуации прав?
  • к чему призывает эта притча? чему она учит людей? поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
  • почему люди бывают злыми, агрессивными по отношению к инвалидам?

Детям предлагается ответить на вопрос психолога, почему люди бывают злыми, агрессивными? Все варианты ответов психолог записывает на доске. Далее идёт совместное обсуждение, в котором психолог подводит детей к выводу, что практически любой конфликт может быть решен «мирно».

Упражнение «Цветик-семицветик»

Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ученик, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп.

Упражнение «Законы жизни»

Сейчас вам будет зачитаны мнения людей по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласны с этим мнением, сядьте на стулья у правой стены, те, кто не согласны, - у левой стены. В центре не должно остаться ни одного человека. Вы должны принять однозначное решение: «согласен - не согласен». Далее зачитывается одно из нижеследующих мнений:

  • соблюдение законов является обязательным для всех;
  • если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
  • родителям можно простить всё;
  • люди должны уважать права друг друга;

После того как суждение зачитано и участники разделились на группы, начинается обсуждение. Психолог обращается к одной группе и просит каждого из её членов обосновать свой выбор: объясните, пожалуйста, почему вы согласились именно с этой точкой зрения? Во время высказываний членов одной микрогруппы тренер должен находиться в нейтральной позиции, то есть занять место с краю между группами и следить за тем, чтобы участники, имеющие противоположные мнения, не мешали говорить визави. Затем предоставляется слово членам второй микрогруппы. Потом снова первой - что вы можете возразить на аргументы своих оппонентов. И так продолжается до тех пор, пока чётко не прояснится позиция членов обеих групп. В процессе возможно изменение точек зрения кого-то из участников, поэтому в конце обсуждения необходимо предоставить возможность тем, кто этого желает, перейти в противоположную группу.

В случае если вся группа заняла одну позицию, всё равно нужно попросить каждого из участников обосновать свое решение. И лишь затем переходить к оглашению следующего суждения из списка.

Многим детям, когда они хотят чего-то от другого, нелегко выбрать правильный тон в разговоре. Особенно это касается детей с заниженной самооценкой. Они либо ведут себя как «боссы», которые всеми командуют, либо становятся жертвами, которое позволяют другим детям себя мучить. Эта игра даёт возможность обратить внимание на обе роли и выбрать другие, более конструктивные способы поведения.

Знаете ли вы таких детей, которые любят раздавать приказы и ведут себя, как большие начальники? А детей, которые позволяют делать с собой всё, что угодно, и не находят в себе мужества это прекратить? Не называя имён, расскажите, как выглядят такие дети, как они себя ведут?

Теперь разбейтесь на пары. Решите, кто из вас будет «А», а кто - «Б». «А» должен стать чрезвычайно деспотичным человеком, который диктует, как надо себя вести, что делать. «Б» должен сыграть роль ребёнка, с которым можно делать всё, что угодно.

Затем попросите детей поменяться ролями. После этого проанализируйте упражнение все вместе. Какая роль была сложнее, какая легче? Кому в роли кого больше понравилось?

Упражнение «Инвалидное кресло»

Перерабатывающий завод, на котором действуют передовые методы организации производства, заслужил высокую оценку как в нашей стране, так и за рубежом. На завод требуется принять сотрудника на должность координатора программ, в чьи обязанности входит организация и исполнение всех функций, связанных с приёмом посетителей и гостей из других организаций, которые примерно раз в месяц приезжают для осмотра завода. Отдел по связям с общественностью настаивает, чтобы с посетителями обращались как с весьма важными персонами и уделяли им максимум внимания.

Кандидат обладает высокой квалификацией и приятен в общении, владеет несколькими языками и мог бы идеально подойти на эту должность за исключением одного обстоятельства - он прикован к инвалидному креслу. Хотя в принципе руководство организации не возражает против приема на работу людей с физическими ограничениями, всё же оно сомневается, сможет ли данный кандидат выполнять эту работу. Например, каким образом он сможет ездить в аэропорт встречать прибывших гостей, устраивать их в отель, организовывать осмотр завода и т. п.?

Постановка задачи. Сформулировать и обеспечить благоприятные условия для найма людей с физическими или умственными ограничениями.

Методические указания. Найм в организацию сотрудников с ограниченными возможностями предполагает определение:

  • условий найма кандидатов с ограниченными возможностями;
  • аргументов «за» и «против» найма таких кандидатов;
  • преимуществ при приеме на работу (по законодательству и помимо него), предоставляемых людям с ограниченными возможностями.

Описание хода деловой игры. Деловая игра рассчитана на 2 часа аудиторных занятий.

Школьники делятся на группы от 5 до 12 человек. Из всех школьников выбираются два добровольца для исполнения ролей менеджера по подбору персонала и кандидата на вакантную должность, которых просят покинуть аудиторию на 15 мин, чтобы ознакомиться со своими ролями.

В это время в группах происходит общее обсуждение проблемы. Аудитории может быть задан следующий вопрос: если бы Вы хотели получить какую-либо работу, а один из кандидатов обладал бы такой же квалификацией, как и Вы, но при этом получил работу только по той причине, что у него ограниченные возможности, что бы Вы почувствовали?

По прошествии 15 минут обсуждение заканчивается с предложением вернуться к нему позже. Копии ролей раздаются остальным членам групп, затем в аудиторию приглашаются исполнители ролей. Они разыгрывают ситуацию. Менеджер компании должен в течение всего собеседования стоять, а кандидат - сидеть.

Затем следует повторить игру несколько раз с разными парами участников, а затем сравнить различные интерпретации. Второй и последующим парам участников можно не выходить из комнаты для изучения своих ролей, так как они уже видели разыгрываемую ситуацию в исполнении других участников.

Упражнение «Барьеры»

Инструкция: закройте глаза и представьте, что перед вами находится человек с... Охарактеризуйте расстояние, которое вас отделяет, и посчитайте барьеры-препятствия, которые стоят между вами, не открывая глаза. Постарайтесь мысленно убрать эти барьеры. Как изменилось расстояние, отделяющее вас?

Упражнение об отношениях и осведомлённости

Разделить участников на группы попарно и попросить их прокомментировать правильность или неправильность утверждений. Требуется, чтобы участники объяснили, почему они считают утверждения правильными или неправильными.

  1. Большинство лиц с ограниченными возможностями являются пользователями колясок.
  2. Вам нельзя говорить лицам с ограниченными возможностями «Я забегу потом» или «Увидимся позже».
  3. 70% лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста являются безработными.
  4. То, что кому-то, кто читает по губам, может помочь движение твоих губ, - преувеличение.
  5. Когда встречаетесь со слабовидящим или слепым человеком, то всегда рассказывайте о себе.
  6. Все слепые люди любят носить темные очки.
  7. Когда разговариваете с человеком, пользующимся слуховым аппаратом, вы всегда должны говорить громче.
  8. Когда вы помогаете человеку с ограниченными возможностями, вам следует всегда спрашивать какая у него(неё) проблема (что с ним(ней) не так).
  9. Чтобы открыть туалеты, которыми пользуются люди на колясках, нужны специальные ключи.
  10. Если глухой человек не понимает то, что Вы сказали первый раз, то Вам следует повторять то же самое до тех пор, пока он(а) не поймет Вас.
  11. Люди с ментальными заболеваниями более опасны и непредсказуемы.
  12. Слепой человек слышит лучше, чем зрячий человек.
  13. Умственные способности лиц с синдромом Дауна не могут быть выше умственных способностей ребёнка десяти лет.
  14. Все глухие хорошо читают по губам.
  15. Если у человека, у которого эпилепсия, судороги, то вам надо что-то положить ему (ей) в рот.

Упражнение о значении (силе) слова

Упражнение позволяет обсудить терминологию, употребляемую для описания лиц с ограниченными возможностями, и выделить слова, использование которых предпочитают лица с ограниченными возможностями.

Разделить участников в группы по два человека, попросить их изучить список слов и сказать насколько позитивным или негативным или нейтральным образом видится им словесный портрет. Попросите их объяснить причину, почему они думают так.

  • колясочник (привязанный к коляске)
  • инвалид (нетрудоспособный)
  • калека
  • физически или умственно неполноценный
  • трудно обучаемое лицо
  • психически больной
  • специальные нужды
  • расщелина позвоночника
  • человек с ограниченными возможностями

Упражнение «Слепой, глухой, немой»

Для выполнения данного упражнения выбираются 3 человека, которым будет необходимо играть предложенные на карточках роли людей с проблемами в развитии:

  • не двигается, не слышит, но говорит и видит;
  • не говорит, не слышит, но двигается и видит;
  • не говорит, не видит, но слышит и двигается.

Задания для коммуникации: вы собрались на праздник, нужно договориться, в какие костюмы оденетесь и какой возьмете подарок; составить список любимых продуктов для дня рождения; выбрать новую марку сотового телефона с разными функциями.

Группа не помогает. По окончанию первой серии можно предложить попробовать выполнить упражнение другим участникам группы.

Главная цель упражнения: погрузить совершенно здоровых людей в мир человека с ограниченными возможностями, развить принятие, помочь понять глубинные причины дискриминации, подводные камни и возможные последствия.

Упражнение «За кругом»

Количество участников должно быть нечётным. Сначала происходит беспорядочное движение по комнате; по команде участникам нужно сцепиться в пары. Все, у кого нашлась пара, объединяются в круг; один оказывается за кругом.

Инструкция: участникам в кругу нужно не пустить внутрь того, кто за кругом; соответственно, последнему нужно любым способом проникнуть вовнутрь; тот, кто пропустит, будет выдворен за круг. Продолжительность игры: 10-20 минут. По окончании участники делятся своими чувствами, и разговор плавно переводится на тему дискриминаций. Далее предлагается вспомнить ситуацию, когда участники подвергались каким-либо притеснениям.

Этим опытом участники делятся в парах или рассказывают несколько ситуаций в общем кругу. Обращается внимание на то, как мы реагируем, наблюдая ситуацию дискриминации, какие чувства мешают нам быть более справедливыми и как мы платим впоследствии за допущенный произвол (чувства вины, сожаления, горечи, стыда и т. д.).

Упражнение «Взаимодействие»

Ситуация 1. Ребёнок с нарушениями опорно-двигательного аппарата при передвижении уронил костыли, не может дотянуться, но помощи не просит. Предложите помощь, чтобы он её принял.

Ситуация 2. Одному участнику завязываются глаза. Ему необходимо взять какой-либо предмет, но на его пути расставлены всевозможные препятствия. Только с помощью речи провожаем его к необходимому объекту.

Ситуация 3. Участники получают карточки, на которых написаны небольшие фразы, их смысл необходимо передать окружающим без слов, используя только невербальные средства общения.

Упражнение «Я - особенный»

Каждый участник группы, выступая от имени человека с ограниченными возможностями здоровья, доказывает, что он ценен такой, какой он есть. Для выполнения этого упражнения группа делится на подгруппы. Задание: постараться выделить психологические проблемы, которые могут возникать у людей с ОВЗ. Необходимо представить окружающий мир их глазами. Составляется общий список проблем людей с ограниченными возможностями и вывешивается на доску рядом с первым списком. Следующим этапом становится сравнение двух списков и выделение общих проблем

Упражнение «Наше послание вам (письмо людей с ограниченными возможностями здоровья)»

Группам делится на минигруппы по 4-5 человек. Каждая минигруппа определяет, с каким нарушением будет человек, от лица они будут сочинять послание. В этом письме надо определить основные проблемы, которые могут возникать у человека с ограниченными возможностями в процессе взаимодействия с окружающими: пристальные взгляды, непонимание речи, страх заболеть самому, неумелая помощь, жалость и т. п. Результатом обсуждения становится список из проблем.

Людмила Васильева перестала ходить в раннем детстве из-за врожденного заболевания. Однако инвалидность не помешала ей стать мастером спорта, певицей, королевой красоты, общественным деятелем и матерью. О том, какой путь она прошла, и что необходимо менять для улучшения жизни людей с инвалидностью, чемпионка России и Европы по фехтованию на коляске рассказала DISLIFE .

« Родители готовили меня к надомной работе и жизни с ними»

Я родилась в старинном городе на Белом озере в Вологодской области. Еще совсем малышкой я перестала ходить из-за врожденного заболевания. Я обучалась на дому и мало какие места были мне доступны в городе. Родители готовили меня к надомной работе и жизни с ними – они и представить не могли, когда жили в нашем маленьком городке, что где-то люди на колясках работают и живут самостоятельно. Но они были очень заботливыми и старались сделать все, о чем мечтала моя неуемная фантазия. Поэтому я училась дополнительно в музыкальной школе, осваивала синтезатор и компьютер, приобрести который простой рабочей семье тогда было очень сложно, ездила на всевозможные мероприятия для инвалидов.

Я увидела, что мир, в котором люди на коляске живут независимой жизнью, существует.

Когда я стала победителем Всероссийского фестиваля творчества детей-инвалидов, меня заметил Владислав Михайлович Тетерин, руководитель НБФ «Мир искусства», и пригласил во всемирный детский хор под эгидой ЮНЕСКО. В течение многих лет, мы выступали в разных городах мира со звездами оперной сцены: Монсеррат Кабалье, Монсеррат Марти, Хосе Колладо, Еленой Макаровой, хором Попова. В Московском Гостином Дворе, на Большом Каскаде Петергофа и в Ватикане перед Папой Римским Иоанна-Павла II с Роберто Аланья и Анжелой Георгиу, в Московском Международном Доме Музыки и в Российском посольстве в Лондоне с Марией Гулегиной, в Большом зале Московской консерватории с Чечилией Бартоли и в турне Дмитрия Хворостовского, посвященного 60-летию Великой Победы, по городам России.


Участие в хоре стало самым ярким впечатлением моего детства и дало твердую уверенность, что даже самые невероятные вещи возможны, когда человек чего-то хочет и идет к своей цели.

« Тогда фехтованием на колясках еще никто в России не занимался»

В 2003 году я переехала в Москву, поступив в специализированный институт для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Училась я хорошо и через несколько лет мне удалось с отличной стипендии скопить 40 тыс. рублей, чтобы купить «Жигули». Мне установили ручное управление, а друзья научили водить. И я сдала на права.

В институте началась и моя спортивная карьера. В 2005 году к нам пришел тренер Елена Борисовна Белкина, чтобы объявит набор в сборную по фехтованию на колясках. Тогда этим видом спорта еще никто не занимался в России – она увидела его на Паралимпийских играх в Афинах и загорелась мечтой создать сборную в нашей стране.


С самого начала подход к занятиям был очень серьезный. На первой же встрече Елена Борисовна сказала, что в 2008 году мы должны попасть на Паралимпиаду в Пекин.

Остаться могли только те, кто был готов идти к этой цели. Тогда это, конечно, казалось нереальным, но я осталась. А в 2008 году не только прошла на Паралимпиаду, но и заняла 4 место, проиграв за бронзу всего 2 укола.

Сейчас я мастер спорта международного класса, 20-кратная чемпионка России, чемпионка Европы, многократный призер и победитель этапов Кубка мира и обладатель Кубка мира 2015 года. Я выступала на Паралимпиаде в Лондоне и должна была соревноваться в Рио. Сейчас мы готовимся к Паралимпийским играм в Токио.

Параллельно со спортом я продолжала участвовать в музыкальных конкурсах и фестивалях, записала свой диск. Вместе с группой «Земляне» и Дианой Гурцкой мы записали несколько песен. Стала победительницей первого в России конкурса красоты среди девушек на колясках «Мисс независимость 2012». Вышла замуж и родила дочь.


Сейчас я также участвую в подиумных показах одежды, в фотосессиях, в различных общественных мероприятиях.



Люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми. Активно отстаиваю права инвалидов, являюсь активистом Общественного Народного Фронта. А в 2016 году окончила магистратуру МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Менеджмент в спорте».

Как мне удается все совмещать? Прежде всего благодаря поддержке и помощи близких. Если бы не моя мама, то со спортом, который требует больше всего времени и сил, пришлось бы завязать еще лет семь назад.

«Практически каждый день я вижу удивление в глазах»

Сегодня для человека на инвалидной коляске одна из самых больших трудностей – это многочисленные лестницы. Степень доступности объектов даже в столице оставляет желать лучшего.

Но дело не только в этом. В обществе сложились стереотипы о людях с инвалидностью и их необходимо искоренять. Сейчас каждым своим действием нужно доказывать, что ты нормальный человек и в твоей жизни происходит все то же, что и у других людей: грусть и радость, встречи и расставания, жизненные драмы и любовные истории, свадьбы и разводы.

И то, что ты на коляске, например, не означает, что ты не можешь сам постирать белье и прибрать дом. Это не значит, что ты не ходишь на работу, на вечеринки или в кино.

Практически каждый день я вижу удивление в глазах, хотя уже достаточно много людей с инвалидностью встречаются на улице или в общественных местах. Тем не менее пока многие по-прежнему думают, что инвалид – это тот, кто беспомощно лежит на кровати и умирает, а если и выходит из дома, то только для того, чтобы добраться до больницы и обратно.

Казалось бы, какая разница, что там думают окружающие. Однако стереотипы о людях с инвалидностью, сложившиеся в обществе, мешают нам нормально жить не меньше лестниц. Мешают знакомиться, искать работу, учиться, заводить новых друзей и находить любовь.

1

Ограничения здоровья, ярко выраженные физические отклонения и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего общества об «ущербности» и «неполноценности». Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности. Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, мешая осуществлению их социальной реабилитации. Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности. В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем. Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

толерантность

социальная реабилитация

стигматизация

инвалидность

1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М. : Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. – 304 с.

2. Елсуков А.Н. Стигматизация как способ выделения объектов в структурах коммуникативного действия // Университетская трибуна. Социология. – № 4. – 2010.

3. Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ // Социс. – 2009. – № 5.

4. Мамедов А.К., Липай, Т.П. Социальная стигматизация: монография / А.К. Мамедов, Т.П. Липай. – М. : ИД «АТИСО», 2008.

5. Набойченко Е.С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью // Специальное образование. – № 2. – 2009.

6. Рождественская Е.Ю., Семенова В.В., Стрельникова А.В., Андреев А.Н. Отношение россиян к социально незащищенным группам // Социологический журнал. – 2007. – № 4.

8. Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблема образования и инклюзии // Социс. – 2005. – № 9.

При условии напряжения социально-экономических отношений особое внимание в дискуссиях как в обществе, так и в среде ученых уделяется вопросам социальной политики.

В современном мире все больше преобладает точка зрения, что инвалидность не является причиной для жесткого ограничения человека. В ряде стран предпринимаются шаги, чтобы обеспечить для инвалидов доступ к объектам социальной инфраструктуры, дать возможность получать образование, регулировать их занятость. Но по-прежнему сохраняется и отношение к инвалидам как к «социальной обузе», основанное на патерналистских стереотипах.

Инвалидность (от лат. invalidus - слабый, немощный) - это стойкая, длительная или постоянная потеря трудоспособности, препятствия или ограничения жизнедеятельности человека с физическими или психическими отклонениями. Для государства понятие инвалидности означает в первую очередь потерю трудоспособности человеком, так как это ограничивает выполнение его обязательств перед государством .

Существуют два основных взгляда на проблему социальных препятствий для инвалидов:

1) социальная модель - базируется на том, что трудности создаются обществом, которое не хочет предусматривать участия инвалидов в общественной жизни и их интеграцию в социальные процессы. Сторонники этой модели (главным образом из числа благотворительных и общественных организаций) настаивают на создании доступной для инвалидов среды и адаптации социальной инфраструктуры к их потребностям и нуждам;

2) медицинская модель - опирается на представление о том, что причины трудностей инвалидов - в их ограниченных возможностях. Представители этого направления считают, что помощь инвалидам должна заключаться в создании системы специализированных учреждений для этой группы населения. Эта модель критикуется как дискриминационная, направленная на ограничение инвалидов в общении, передвижении, участии в общественной жизни. Большинство стран мира начинают отказываться от медицинской модели, так как она нецелесообразна, ограничивает как самих инвалидов, так и общество и государство, которые могут использовать труд инвалидов в общественно полезной деятельности.

Более современной является социальная модель, которая направлена на улучшение самого социального статуса инвалидов и повышение их социальной активности, давая возможность самореализации и личностного роста.

То есть общество заинтересовано в сохранении инвалида как активного агента социального пространства.

В общественное сознание россиян еще не пришло восприятие таких людей как равноценных граждан, поэтому одна из основных задач, стоящих перед Россией и российским обществом, это формирование такой среды, которая будет способствовать улучшению жизни инвалидов.

Инвалидность не должна восприниматься обществом как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала .

В этом заключается проблема стигматизации.

Стигматизация (от греч. ярлык, клеймо) - это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных ярлыков в виде определений «преступный», «неисправимый» и т.п. на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков. Результатом стигматизации обычно становится маркирование, выделение человека и противопоставление его другим членам общности. Человек может выпадать из формальной или неформальной организационной структуры и пополнять ряды маргиналов. Если стигма индивидом принимается, она становится фактором, влияющим на программирование и самопрограммирование поведения индивида .

Само понятие стигматизации в научный оборот ввел И. Гоффман. Анализ Гоффмана начинается с людей, имеющих физические недостатки, и постепенно переходит к более широкому ряду других отклонений. В итоге Гоффман показывает, что наличие стигмы не есть нечто необычное, свойственное небольшому кругу физических и моральных калек, а является достаточно распространенным явлением среди «обычных граждан». Он утверждает, что «... наиболее удачливые из нормальных, вероятнее всего имеют свои полускрытые недостатки, и для каждого маленького недостатка существует социальное обстоятельство, посредством которого он может превратиться в большой недостаток». Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов. Первый тип - индивид с проявленной стигмой, предполагающий, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй - индивид с латентной стигмой, предполагающий, что его недостаток никому не известен. Проявленные и латентные стигмы могут принимать форму физических дефектов, например когда человек теряет какую-либо часть тела, а также жизненные обстоятельства могут влиять на личность, например когда человек отбыл срок в тюрьме, или имел душевную болезнь, или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно. С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными недостатками неминуемо встречаются с трудностями во взаимодействии с окружающими их людьми. Имея видимую всем стигму, человек заранее готовится к негативным реакциям других членов социума. Одновременно с этим люди с латентными стигмами стараются скрыть свойственные им недостатки, выстраивая взаимодействие так, чтобы другие ничего не узнали .

На современном этапе становится очевидным, что причиной стигматизации становятся закономерности социокультурного характера, оформленные в виде социальных стереотипов и установок.

Поводом для стигмы может послужить любое, даже самое незначительное природное или социальное качество, но чаще всего это негативно воспринимаемая черта характера, облика, статуса. Таким образом, стигма - это, прежде всего, социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой, в которой происходит действие .

Вполне понятно, что ярко выраженные физические отклонения, ограничения здоровья и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего их общества об их «ущербности» и «неполноценности».

Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности.

Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями, мешая осуществлению их социальной реабилитации.

Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности.

Термин «толерантность» в переводе с латыни (tolerantia) означает терпение . Это понятие пришло в общественные и гуманитарные науки из медицины, где оно обозначало или неспособность синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена (иммунологическая толерантность), или снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма (толерантность к психоактивным веществам).

Чаще всего термин «толерантность» используется в контексте регулирования межнациональных и межрелигиозных отношений. Но если рассматривать инвалидность в социальном аспекте как нарушение социальной коммуникации в обществе, то вполне очевидно, что существует нарушение в отношении к инвалидам как категории населения, и также существует интолерантное отношение, выраженное в дискриминационных социальных стереотипах.

Говоря о знаковой природе многих социальных явлений, нельзя обойти и такое из них, как навешивание социальных ярлыков. Это явление имеет место в быту, в трудовых отношениях, в политике, искусстве, науке - словом, везде, где есть какой-нибудь коллектив со сложным переплетением личных и общественных интересов .

Говоря об инвалидах как специфической категории населения, надо отметить, что социальный ярлык инвалида носит преимущественно негативную окраску.

В качестве примера: межкультурное исследование В.А. Завражина показало, что лишь половина российских респондентов высказалась за оказание помощи психически неполноценным людям (44% считают, что таких людей следует изолировать, 2% - ликвидировать, 2% - игнорировать), в то время как среди иностранных респондентов никто не поддержал идею ликвидации, изоляции или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98% высказались за оказание им помощи .

В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем.

Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

Важным является не только гарантирование прав инвалидов как граждан, но и формирование недискриминационной среды, которая будет способствовать реализации этих прав и давать возможность реализовать инвалиду свой потенциал как личности.

Мифы и предрассудки складывались столетиями, и преодолеть их чрезвычайно сложно, тем более что за ними, говоря языком психоанализа, стоит стремление всего человечества к выживанию, поскольку для выживания человечества в целом важно, чтобы подавляющее большинство людей по всем показателям находилось в границах анатомо-физиологической нормы .

Социальные движения инвалидов в странах Западной Европы и США значительно активизировались во второй половине ХХ века, поставив своей целью бороться с тем образом инвалида, который сложился в средствах массовой информации, искусстве и культурном пространстве. Они пытаются разрушить негативные стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Эти движения ознаменовались как стремление создать возможность для социальной активности инвалидов и нежелание мириться с оценкой ущербности по отношению к ним.

Существующие в России подходы к социальной реабилитации инвалидов долгое время создавали ситуацию закрытости инвалидов как социально уязвимой категории населения. Усилия социальной политики сосредотачивались на том, чтобы создать некий набор социальных гарантий, выраженных в предоставлении ряда социальных трансфертов - пособий, льгот, пенсий.

Современный подход требует менять привычный вектор социальной политики. Это необходимо не только самим инвалидам, но и государству и обществу с целью преодоления «профессионального нищенства», изменения патерналистских стереотипов мышления.

Рецензенты:

Саакян Армен Коляевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета социального управления, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Ярославцев Александр Станиславович, д.м.н., профессор кафедры профессиональных гигиен медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Бразевич С.С., Сидорова А.Ю. ИНВАЛИДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 17.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»