Зрительный диктант. Мы читали интересный рассказ

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Зрительные диктанты

Диктант 1

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Двор чист.

Маша шила.

Идёт дождь.

Рома пишет.

Я иду в лес.

Мама мыла.

Диктант 2

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лето жаркое.

Журчат ручьи.

Блестит роса.

Лес зеленеет.

Сено скошено.

Выпала роса.

Диктант 3

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лиса рыла нору.

Маша была мала.

Мы были в парке.

Там липы и дубы.

Мама мыла раму.

Сова – ночная птица.

Диктант 4

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Солнце светит.

Повеяло весною.

Март – утро года.

Грачи прилетели.

Я пасу козлёнка.

В лесу красиво.

Диктант 5

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Заря деньги даёт.

Лиха беда начало.

По работе и плата.

Мир – золотая гора.

Два одному - рать.

Бой отвагу любит.

Диктант 6

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Один в поле не воин.

Весна днём красна.

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Без дела слабеет сила.

Делу – время, потехе – час.

Диктант 7

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Вот деревенский луг.

Мы тут любим гулять.

Здесь растут тополя.

Они стройные и высокие.

На тополях гнёзда грачей.

Осенью грачи улетают на юг.

Диктант 8

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Миша с отцом пошли в лес.

Их ждала грибная удача.

Сначала лес был редкий.

Потом сосен стало много.

Они стали собирать грибы.

Мама похвалила грибников.

Диктант 9

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Пчёлы опыляют растения.

Сегодня у пчёл много дел.

Цветы акации богаты мёдом.

Пчёлы торопятся собрать.

Они работают с утра до вечера.

Труд кормит, а лень портит.

Диктант 10

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Жизнь дана на добрые дела.

Срубил дерево – посади два.

Каждому мила своя сторона.

Поспешишь – людей насмешишь.

Белые руки любят чужие труды.

Кто спит весною, плачет зимою.

Диктант 11

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое дело за себя постоит.

Добрый портной с запасом шьет.

Одна книга тысячи людей учит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Коли в мае дождь – будет и рожь.

Диктант 12

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Глаза страшатся, а руки делают.

Муравей не велик, а горы копает.

За один раз дерева не срубишь.

Москва - столица нашей России.

Пушкин – великий русский поэт.

Гагарин - первый космонавт в мире.

Диктант 13

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Кто в слове скор, тот в деле спор.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Ласточки низко летают – дождь обещают.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Диктант 14

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Полынь – это многолетнее растение.

Серебристый цвет степи придаёт полынь.

В народе говорят: «Горький запах полыни».

6 Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

У постели в колыбели братик маленький лежит.

Он лежит, не кричит, только носиком сопит.

Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.

Время экспозиции
(в секундах)

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.

На чужой сторонушке рад и родной воронушке.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Бабочки издавна привлекали внимание человека.

По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.

Бабочки олицетворяют собой красоту природы.

Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.

Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

На берегах этой реки стоят замечательные города.

Разнообразен животный и растительный мир России.

Волга одна из самых полноводных и красивых рек России.

Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.

Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.


ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Известный русский психолог Б.Г.Ананьев в монографии «Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания», заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т.е. успешность дальнейшему обучению детей всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.

Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным только при условии большой коррекционной работы. Т.е. при обучении школьников с ОВЗ русскому языку и чтению необходимо, прежде всего, работать над теми сторонами речи и личности ребенка, воспитание которых обеспечивает общее развитие ученика и, следовательно, обеспечивает успешное его обучение. Другими словами, надо, в первую очередь, развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить изучение грамматики и художественных текстов.

Все педагоги сходятся во мнении, что можно добиться от учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к учащийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы. То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием очень непрочные и без постоянного повторения быстро утрачиваются, они затрудняются в нахождении в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость - необходимо у них специально вырабатывать.

Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной школе VIII вида могут быть зрительные диктанты.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. ПРИМЕР: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью. Решила для коррекционной работы в этом направлении применять методику зрительных диктантов.

Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д. В старших классах также, читая новый текст, они обычно затрачивают много времени, затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.

Исходя из этого, А.К.Аксенова в своем учебном пособии «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» (1994) рекомендует для развития оперативной памяти учащихся школы VIII вида проводить зрительные диктанты. Эта рекомендация не голословна, т.к. данная методика была апробирована несколькими учителями школ VIII вида в различных регионах России и дала хорошие результаты.

  1. зрительные диктанты выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
  2. длительность проведения зрительного диктанта на уроках не должна превышать 5 минут;
  3. речевым материалом диктантов является одно предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
  4. на начальном этапе работы объем предложения может составлять 12-14 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
  5. предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в конце 12- 18 секунд;
  6. в случае, если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного восприятия;
  7. если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
  8. после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
  9. если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
  10. речевой материал для зрительного диктанта подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако, не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
  11. наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.

Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но особенно затрудняет детей с ОВЗ самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.

Учитывая эти недостатки учащихся с отклонениями в развитии, А.К.Аксенова советует особое внимание уделять упражнениям, развивающим умение замечать орфограммы в предложении.

Проведение зрительных диктантов в 3 классе .

Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура слов постепенно усложняется в строго регламентированной последовательности.

Цель проведения зрительных диктантов в 3-м классе: тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка устойчивости произвольного внимания.

Последовательность усложнения слоговой структуры слов следующая:

1) слова из одного закрытого слога (односложные слова)

  1. с твердыми согласными;
  2. с мягкими согласными;
  3. с мягкой согласной, мягкость которой обозначается буквой «ь»;
  4. со стечением согласных в начале слова;
  5. со стечением согласных в конце слова;
  6. со стечением согласных в начале слова и мягкой согласной.

2) слова из 2-х слогов (2-х сложные слова)

  1. оба слога открытые, все согласные твердые;
  2. один слог открытый, другой закрытый, все согласные твердые;
  3. первый слог закрытый, второй - открытый все согласные твердые;
  4. первый слог открытый с гласным 2 ряда, второй открытый или закрытый;
  5. один слог открытый, другой слог закрытый, в одном из слогов мягкая согласная,
  6. оба слога открытые с мягкими согласными,
  7. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые
  8. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные мягкие.
  9. Оба слога закрытые.

3) слова из трех слогов (трехсложные слова). Все слоги открытые.

Количество слов для предъявления на одном уроке подбирает сам учитель в зависимости от состава класса так, чтобы проведение зрительного диктанта не занимало более 5 мин. урока. В 3 классе в зрительный диктант включаются только слова, написание которых не расходится с их произношением. Желательно при одном предъявлении слов группы 1-1, 1-3, 1-4,2-1 брать слова, отличающиеся друг от друга одной буквой. Например: предъявлять слова на одном уроке в следующем порядке:
МАК-РАК-ЛАК-БАК

СТУЛ-СТОЛ-СТОН.

Этот прием хорошо активизирует внимание и смысловую память учащихся. Слова для зрительного диктанта в 3 классе должны быть написаны на отдельных карточках печатным шрифтом. Высота букв - не более 3 см. По усмотрению учителя гласные буквы можно выделить красным цветом.

Проведение зрительных диктантов в 4 классе.

Первые 4 недели зрительные диктанты в 4 классе состоят из отдельных слов, как и в 3 классе. Работа проводится аналогично, но на более сложном речевом материале. Начиная с 5 учебной недели 1 четверти, для зрительных диктантов берутся предложения.

Цель проведения зрительных диктантов в 4 классе - тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка оперативной памяти учащихся, увеличения объема и устойчивости внимания. Последовательность усложнения слоговой структуры слогов следующая:

1) слова односложные

  1. со стечением согласных в начале слова
  2. со стечением согласных в конце слова
  3. со стечением согласных в начале и в конце слова и с «ь» в конце слова.

2) слова двусложные

  1. один слог открытый, другой закрытый, в одном из слов мягкий согласный, мягкость которого обозначается гласной 2 ряда.
  2. оба слога закрытые, стечение согласных на стыке слогов.
  3. оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, возможны мягкие согласные
  4. два стечения согласных в одном слове.
  5. один слог открытый, другой – закрытый, мягкий согласный в 1 слоге, мягкость обозначается буквой «ь»
  6. слова с разделительным «ь»
  7. два стечения согласных в слове и наличие дополнительной трудности, например «ь»

3) слова трехсложные, подчиняющиеся фонетическому принципу.

По мере изучения правил правописания в зрительные диктанты можно вводить слова на пройденные случаи. При изучении грамматических тем слова различных видов соответственно цели урока.

По мере становления навыка можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова. Это могут быть слова с разделительным «ь», с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и т.д.

Количество предъявляемых на одном уроке предложений зависит от состава класса. Предложения зрительного диктанта в 4 классе вводится с учетом усложнения его синтаксической структуры. Работа начинается с простого предложения и постепенно усложняется в такой последовательности:

  1. простое нераспрастроненное предложение.
  2. простое предложение с одним второстепенным членом.
  3. простое предложение, распространенное одним второстепенным членом с предлогом
  4. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами
  5. простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами, одно из них с предлогом.

Необходимо оценивать зрительные диктанты ежедневно. Для этого надо в классе оформить «Экран оценок по зрительному диктанту». На нем отмечается дата проведения зрительного диктанта и оценка каждому ученику. Ребят это дисциплинирует, поддерживает постоянный интерес к этому виду работы. Кроме того, на экране сразу будет видно, как ребята справляются со зрительным диктантом. Экран с точностью день ото дня покажет, на каком этапе работы возникли затруднения. Естественно, учитель не оставить без внимания тот факт, что некоторые учащиеся стали получать по зрительному диктанту только «2» и выяснит причину. Потом уже с учетом этих причин будет строить дальнейшую работу. Т.о. зрительные диктанты помогут учителю лучше выяснить, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе на уроках.

Зрительный диктант как вид работы полезно применять в коррекционной школе для детей с ОВЗ с целью развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.

Зрительный диктант как вид работы отвечает коррекционной направленности обучения в школе VIII вида, т.к. требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения.

Приложение №1

ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ДИКТАНТА ДЛЯ 5 КЛАССА

Текст зрительного диктанта

Количество секунд


орфограммы

Идёт дождь.

Падает снег.

(20 сек.)

(20 сек)

Небо хмурое.

Не поют птицы.

(19 сек.)

(19 сек.)

Опустели поля.

Алёша заболел.

(19 сек.)

(19 сек.)

Здравствуй, Люба!

До свиданья, Маша!

(19 сек.)

(18 сек.)

Миша ест творог.

Трещат морозы.

(18 сек.)

(18 сек.)

Отряд идёт на юг.

(18 сек.)

(18 сек.)

В подъезде чисто.

Владимир пьёт чай.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ира готовит салат.

Сегодня идёт снег.

(17 сек.)

(17 сек.)

Подул резкий ветер.

Начались каникулы.

(17 сек.)

(17 сек.)

Ракета летит в космос.

У верблюда есть горб.

(16 сек.)

(16 сек.)

Природу надо беречь.

Игорь читает сказку.

(16 сек.)

(16 сек.)

Человеку нужна свобода.

Матрос носит тельняшку.

(15 сек.)

(15 сек.)

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

(15 сек.)

(15 сек.)

Пролетело жаркое лето.

Без воды цветы завянут.

(15 сек.)

(15 сек.)

Благодарю за подарок.

Картон- плотная бумага.

(15 сек.)

(15 сек.)

Бельё сохнет на веревке.

Федя решал у доски задачу.

(15 сек.)

(14 сек.)

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

(14 сек.)

(14 сек.)

В лесу собирают землянику.

За деревней тянется овраг.

(14 сек.)

(14 сек.)

Идёт урок естествознания.

Новые ботинки очень тёплые.

(13 сек.)

(13 сек.)

Зимой река покрывается льдом.

Машину заправляют бензином.

(13 сек.)

(13 сек.)

Идёт снежок.

(13 сек.)

№1

Мы любим наш город.

(13 сек.)

№2

Бабушка печёт пирог.

(13 сек.)

№ 1, 2

У Андрея чистая тетрадь.

(13 сек.)

№ 9,12

Помогай своему товарищу.

(12 сек.)

№ 6,13

Быть здоровым очень важно.

(12 сек.)

№1,12

Вода в море солёная.

(12 сек.)

№1,14

Началась большая перемена.

(12 сек.)

№ 6,12

Москва – столица нашей Родины.

(12 сек)

№ 1,9

Дети ходили в лес за грибами.

(12 сек.)

№1,14

В мастерской стоят верстаки.

(12 сек)

№ 1,14

Надо быть честным и правдивым.

(11 сек)

№ 1,11

Летом наша семья жила на Волге.

(11 сек)

№ 3,9,4

Мы читали интересный рассказ.

(11 сек)

№ 1, 5

Учитель ведёт урок географии.

(11 сек)

№1,12

Поля запорошило белым снегом.

(11 сек)

№ 1,9

Небо покрылось серыми тучами.

(11 сек)

№ 6,12

Землю согрело тёплое солнышко.

(11 сек)

№1

Ласково грело весеннее солнце.

(11 сек)

№ 5,11

У меня есть коллекция открыток.

(10 сек)

№11,12,1

Долото и стамеска – инструменты.

(10 сек)

№14

По ветке яблони ползёт гусеница.

(10 сек)

№1,14

На ветке сидела маленькая птичка.

(10 сек)

№1,12,7

На стройку привезли рамы и двери.

(10 сек)

№1,14

Аня любит гулять по берёзовой роще.

(10 сек)

№9,12,14

Шофёр налил в бак автобуса бензин.

(10 сек)

№ 1,14

Узкая тропинка привела к беседке.

(10 сек)

№2,1,14

Светлана купила килограмм сахара.

(10 сек)

№ 5,9

Ласточка свила гнездо под крышей.

(10 сек)

№1,714

В воскресенье охотники пошли в лес.

(10 сек)

№1,3,14

Дети пьют чай с малиновым вареньем.

(10 сек)

№3,1,14

Гусеницы объедают листья с деревьев

(10 сек)

№3,8,14

Мы по улице бежим, мы от холода дрожим.

(10 сек)

№1,4,14

Мы спрятались от дождя под деревьями.

(10 сек)

№3,12,14

На площадке работают подъемные краны.

(10 сек)

№2 - Правописание парных согласных

№3 – Правописание разделительного Ь знака

№4 – Правописание ЖИ-ШИ

№5 – Правописание удвоенных согласных

№6 – Правописание ЧА- ЩА

№7 – Правописание ЧК, ЧН, ЩН.

№8 – Правописание разделительного Ъ знака.

№9 – Правописание имен собственных

№10 – НЕ с глаголами.

№11 – Правописание непроизносимых согласных

№12 – Правописание Ь знака для обозначения мягкости

№13 - Правописание ЧУ- ЩУ

№ 14 – Правописание слов с предлогами

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ ОГ № 21 г. Архангельска Зуева Т.В.

Краткая информация для учителя Каждый набор содержит 5 предложений. Количество знаков в последующих наборах постепенно возрастает. Показ предложения начинается после клика левой кнопкой мыши. Время показа каждого предложения заложено в самой презентации. Работать над зрительными диктантами следует регулярно (ежедневно). К написанию следующего диктанта переходите только после отработки предыдущего.

Диктант № 1 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы.

Диктант № 2 1. Поле опустело. 2. Трещат морозы. 3. Я ищу землянику. 4. В лесу росла ель. 5. Наступила осень.

Диктант № 3 1. Дни стали короче. 2. В лесу много берёз. 4. Ярко светит солнце. 5. Лида вытерла доску. 3. Прилетели птички.

Диктант № 4 1. Весело бегут ручьи. 2. Подул резкий ветер. 3. Зоя прилежно учится. 4. Дятел долбил дерево. 5. Я хочу посадить цветы.

Диктант № 5 1. Иней запушил деревья. 2. Без воды цветы вянут. 3. Пролетело жаркое лето. 4. Возле дома посадили ель. 5. Солнышко светит и греет.

Диктант № 6 1. Федя решил задачу у доски. 2. Загорелась в небе зорька. 3. На деревьях сверкал иней. 4. Город Киев стоит на Днепре. 5. В лесу собирают землянику.

Диктант № 7 1. Зимой река покрылась льдом. 2. Мальчик подарил маме цветы. 3. Крестьяне работают на лугу. 4. Дежурные стёрли пыль с доски. 5. Из короба выбрались цыплята.

Диктант № 8 1. Мы жили возле берёзовой рощи. 2. Небо покрылось серыми тучами. 3. Дети посадили во дворе акацию. 4. Бабушка купила внуку букварь. 5. Землю согрело тёплое солнышко.

Диктант № 9 1. Моя сестра работает на фабрике. 2. Ласково грело весеннее солнце. 3. Идёт дождь. 4. Мы любим наш Киев. 5. Береги учебные вещи.

Диктант № 10 1. У Андрея чистая тетрадь. 2. Помогай своему товарищу. 3. Воды морей солёные на вкус. 4. Наша страна борется за мир. 5. Эти мальчики – весёлые ребята.

Диктант № 11 1. Дети ходили в лес за грибами. 2. Началась большая перемена. 3. Мальчики – будущие отличники. 4. Красивы улицы нашего города. 5. Москва – столица нашей Родины.

Диктант № 12 1. Школьники поливают саженцы. 2. Депутаты съехались на съезд. 3. Надо быть честными и правдивыми. 4. Звёзды сияют на башнях Кремля. 5. Летом наша семья жила на Волге.

Диктант № 13 1. Весело колосится густая рожь. 2. Поля запорошило белым снегом. 3. Мы читали интересный рассказ. 4. Учёный много и упорно работал. 5. Новые дома растут очень быстро.

Диктант № 14 1. Из машины вышел Митрофан Фомич. 2. Мальчики принесли сухие ветки. 3. В поле поспевают рожь и пшеница. 4. Молодёжь приехала на стройку. 5. Дети всех стран хотят жить в мире.

Диктант № 15 1. Свежий ветерок повеял прохладой. 2. Сверкнула молния, и загремел гром. 3. Давно скосили луга и поля фермеры. 4. Белка взобралась на верхнюю ветку. 5. Солнце светило ярко, и дети купались.

Диктант № 16 1. Весь народ гордится героями космоса. 2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. 3. Люблю я в поле встречать восход солнца. 4. Поднялась за рекой большая серая туча. 5. В далёкой тайге живут охотники – эвенки.

Диктант № 17. 1. Все радовались встрече с космонавтами. 2. Разведчики отправились в опасный путь. 3. Дружная семья и землю превратит в золото. 4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

Диктант № 18 1. Меж редеющих верхушек показалась синева. 2. Хороши привольные широкие степи Украины. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. 5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Диктант № 22 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. 3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. 4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. 5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей.

Транскрипт

1 ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ (по И.Т. Федоренко) Предложения п.п 1. Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. 2. Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз. 3. Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.. Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.. Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.. Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.. Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.. Идёт дождик. Мы любим наш край. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Россия наша любимая родина. Число букв Время зкспозиции 9

2 9. Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Россия моя большая страна. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Красивы улицы нашего города.. Москва столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. 11. Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут быстро. Из машины вышел Владимир Ильич. 12. Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Комсомольцы поехали на стройку. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния и загремел гром. 13. Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. 1. Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 1. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. 1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в колхозном саду ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. 1. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. От города в тайгу комсомольцы проложили шоссе. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

3 Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. 2 В системе И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко есть 3 упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечение минуты, каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляцию. Вот для этого и предназначено следующее упражнение чтение в темпе скороговорки. Тут следует уделять внимание чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учеников и начинаем третье упражнение. Ребята выразительно и красиво прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение заметно улучшится. Самозамер чтения (скорости): в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, приведённые ниже. Звуковая разминка. 1. Артикуляция Гласные: а о у ы и э Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ Согласные: з-с-ж, ш-ж-с Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри 2. Слова, трудные для произношения: электрификация, портфель, иллюминация и др. 3. Скороговорки.

4 Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Давать в качестве разминки перед чтением. «Фотоглаз» Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его: За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение. За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Словарная работа. В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом. «Молния» Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. «Буксир» Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (0 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания). «Сравни» Чтение домашнего текста и незнакомого в сравнении (проверка скорости чтения). У учащихся есть тетрадь учёта скорости чтения, где они 1 раз в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи. «Кто быстрее»

5 На столе рассыпаны статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент. «Считаем слова» При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более -х, в 3- классах не более -ти. Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся постоянной работой счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами. Скачкообразное чтение «Кенгуру» Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки. Вертикально-слаломное чтение «Слалом» В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение. Тренировочные упражнения лучше проводить на материале статей, взятых из учебника «Природоведение». Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко. 1. Учительское чтение (аудирование) 2. Чтение за диктором (учителем или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово: сначала по слогам; целыми словами; целыми предложениями. 3. Чтение в паре.. Пересказ с опорой на текст (с подглядыванием).. Многократное чтение (одно предложение несколько раз): первый раз медленно орфографически;

6 второй раз медленно; третий быстрее, целыми словами; в темпе разговорной речи; как скороговорка или выразительно с логическим ударением.. Убыстрение темпа до уровня скороговорки.. Переход на незнакомый текст.. Чтение с отрывом взгляда от текста (сначала на стихотворной форме). 1. «Кто быстрее» Упражнения на скорочтение Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д. Сначала берите 3-- слов и читайте их медленно, потом прибавляйте по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас перегонит, а вы обязательно его похвалите. В следующее занятие прибавляйте -- слов и т.д. можете довести до 20 слов. 2. «Карусель» Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА, снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё до предела его возможностей. Ежедневно выполняйте это упражнение 3- раза, стараясь увеличивать количество слов. 3. «Лесенка» Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один раз, второй, третий. С каждым разом быстрее. Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав 3-- минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.

7 . «Соревнование» Выберите в книге абзац в 3- строк, ребёнок засекает время, вы медленно читаете вслух этот абзац. Затем вы включаете секундомер, а ребёнок читает этот же абзац, но как можно быстрее. Запишите время. Затем снова читаете вы, потом ребёнок. Доведите скорость чтения до предела, каждый раз записывая результат.. «Фонтан» Выберите длинное предложение в 1, 2 строчки. Прочитайте 1-е слово, затем ещё раз быстро 1-е слово, прочитать второе. Потом повторив два первых прочитать третье слово и т.д. до конца предложения. Например: «У одного», «У одного крестьянина», «У одного крестьянина был», «У одного крестьянина был сын», «У одного крестьянина был сын ростом, «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик». Старайтесь каждый раз предыдущие слова читать быстрее и быстрее, дойдя до конца предложения, прочитать его 3- раза, увеличивая темп до предела возможностей ребёнка. И так 2-3 предложения в занятие.. «По кругу» Чтение скороговорок: Не жалела мама мыла, Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила. Ей без мыла было мило. На реке поймали рака, Из-за рака вышла драка. Это Лёшка-забияка Снова в реку бросил рака. Читайте скороговорки многократно от начала до конца «по кругу», увеличивая постепенно скорость чтения и показывая пальцем читаемое слово. Когда читает взрослый, ребёнок должен следить за текстом и стараться увидеть то слово, которое произносится, затем предложить ребёнку прочитать самостоятельно. Продолжайте читать эти скороговорки даже после того, как ребёнок выучит их наизусть. Устройте соревнование с использованием секундомера.


Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) Повторенье - мать ученья. Пословица По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. Зайцев

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ Малькина Г.Н. Нижневартовский государственный университет Нижневартовск, Россия WAYS TO IMPROVE THE TECHNIQUE OF READING Malkina G.N. Nizhnevartovsk State University

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями

ВАРИАНТ 1 1 Отметь верный ответ. Что такое текст? Тест 2 Это любые предложения, следующие одно за другим. Это слова, связанные по смыслу. Это несколько предложений, связанных по смыслу. 2 Как определить

Т. В. ШКЛЯРОВА ТРЕНАЖЁР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус Ш66 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

Домашнее задание на весенние каникулы 1. Н.Носов. Рассказы. (Кроме «Незнайки»). Читаем, готовимся к тесту по содержанию рассказов, ведем «Читательский дневник» с помощью родителей. Кто не дочитал В. Драгунского

Игры и упражнения, направленные на развитие временных представлений (4-5 лет). Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь) Мама (папа): Я положу картинку, где нарисовано

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Учимся, играя. У родителей детей старшего дошкольного возраста часто возникает вопрос"как привить ребенку любовь к чтению"? Ответ на этот и многие другие вопросы находят педагоги Станции юных техников,

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 1 класса Гроза У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Уважаемые родители! Важным критерием развития ребёнка является богатое речевое общение. Однако у детей с нарушениями слуха есть трудности в усвоении родного языка. Предлагаем для расширения и обогащения

Календарное планирование на 2017 2018 учебный год II младшая группа Месяц Проекты (по образовательным областям) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социализация

Урок чтения и развития речи 3 класс, IV четв., 165 Учитель: Сенькина М. В. (комбинированный урок) Тема: Е. Пермяк «Удачливый рыбак». Цель: 1. Продолжить формирование правильного чтения на основе работы

«Учитель года 2012» Учитель высшей категории Цевеканова Б.Н. Муниипальный уровень Тема: «Кто как весну встречает» Г. Скребицкий, В. Чаплина». Учебник «Русская речь» 4 кл. 2 часть. Цель: познакомить с творчеством

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчелка» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима» (с использованием

Ладошка это солнышко, А пальчики лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Комплекс 1. Солнышко проснулось. Упражнение 1. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать

Урок русского языка в 3 классе Тема «Род имён существительных» Выполнила учитель начальных классов МАОУ Любохонской СОШ Меницкая Галина Александровна Тема: «Род имён существительных» Тип урока: урок открытия

Ольга КАЛЕНКОВА русской речи Погода. Время года Занятие 1 Погода, плохая, хорошая, светить, солнце, луна, дождь Какая сегодня погода? Сегодня хорошая погода. Сегодня плохая погода. Почему погода плохая?

Почему дети пропускают буквы при письме? Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что - недостаточно развит

УЧЕБНИК Имя Фамилия РУССКИЙ ЯЗЫК ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС ЧАСТЬ 3 Отрывок - урок 12 Данное учебное пособие составлено с использованием следующих учебников: Горецкий В. Г., Кирюшкина В.А. и др., Азбука в 2 частях,

ЧТЕНИЕ 7 «у» класс Пояснительная записка По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов: - чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова НОВОЕ СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс АСТ Астрель Москва СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 5 Урок 1. Предложение... 9 Урок 2. Гласные звуки и буквы... 12 Урок 3. Согласные

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» г. Оренбурга Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема «Заучивание стихотворения

РУССКИЙ ЯЗЫК Разноуровневые задания 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.1Рус Р89 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

2012 Секреты успешной учебы школьника Ирина Лютова 09.06.2012 http://mnogoya.ru Страница 1 Содержание: 1. Введение 2. Прививаем любовь к чтению 3. «Минутное чтение» - техника скорочтения. 4. Заключение

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Весна" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 «Весна» Цель: уточнить представления детей о признаках весны. Задачи: Образовательная: учить ориентироваться в схеме, составлять

Тема урока: «Туман и облака. Осадки». Цели урока: 1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); 2) познакомить с разными видами облаков; 3) сформировать представления

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 Конспект пробного урока по русскому языку на тему: «Гласные и согласные звуки» во 2 «А» классе школы 1248 студентки 55 группы Мамай Анастасии

1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года- 2016». Открытый урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 42 Потатуева Н.С. Тема урока: Текст и его основные признаки. Цель:

МОУ средняя общеобразовательная школа 8 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской обл Результативность работы учителя и классного руководителя 4 класса Соловьёвой Е.А. (1 категория)

Издательство АСТ Москва Предисловие Эта замечательная книга включает в себя лучшие литературные произведения для детей. Все тексты книги подобраны так, что они, с одной стороны, близки жизненному опыту

Весеннее развлечение «Рады мы весне-царице» 2младшая группа. Зал оформлен весенней тематикой (солнышко, птички, шары и т.д.) Слайд 1 «Весна» + музыка Под музыку в зал входят дети, встают полукругом. Ведущий:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Как работать с памяткой 1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии суть памятки. 2. Изучите внимательно содержание памятки. 3. Ответьте на вопрос: «Все

Цели: Интегрированное занятие логопеда и воспитателя. Для детей подготовительной группы с ОНР, по теме "В лес за грибами" Коррекционно-образовательные: Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС 17 Кочнева А.В расширять

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Мавричева Светлана Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области. Тема НОД:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5 «Весна пришла» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1454 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ТИМИРЯЗЕВСКИЙ» Рекомендовано к утверждению педагогическим советом

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат 19 VIII вида» г. Изобильный Ставропольского края Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе на тему: ««У страха глаза велики»

У нас все получится, потому что глаза смотрят и все видят Уши слушают и все слышат Сначала думаю потом говорю Помню, что в классе я не один. Ход урока Организационный момент 1. Актуализация знаний Чтоб

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Русский язык для детей мигрантов В нашей школе группа детей мигрантов работает третий год. Группа была создана из учеников первых классов. В группе 9 детей. Дети разных национальностей: армяне, азербайджанцы,

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко выхо 1 1 Поле Коля Запели Небо Тает Идѐт опустело. заболел. хмурое. снег. дождь. птицы. 1 В Дни Я В Наступила лесу Трещат ищу стали много землянику.

Путешествие в страну Глаголия (повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе) Цели: - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; - воспитывать любовь к родному языку,

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Провела учительница начальных классов Анаткасинской начальной школы детского сада Моргаушского района ЧР. ТЕМА: Времена глагола ЦЕЛЬ урока: 1) закрепить знания о глаголе, о временах

Научно-исследовательская работа «Определение типа и уровня памяти пятиклассников» Выполнила Трясцина Лика Васильевна учащаяся 5 класса МБОУ Мокинской основной общеобразовательной школы Руководитель Кадочникова

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

3, 2016г. Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая. За это время природа успевает очистится от томных снежных оков, земля пропитывается

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия 8 г. Шебекино Белгородской области" УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА

Урок русского языка 2-й класс Образовательная система «Гармония» Учитель Александрова Т. В. Тема урока: «Знаю или не знаю? Пишу или..?» Цель: Формировать умение писать с окошками. Задачи: Учить находить

Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна». «Осень» Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие). Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.

Аналитическая справка по итогам проведения контрольной работы за 4 четверть 4 класс 20-2016 уч.год Русский язык В соответствии с планом работы школы на текущий учебный год в период с 11.05.2016г. по 19.05.2016г.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР с использованием электронного пособия «Грамотейка» по теме «Весна» Задачи: Образовательные: Познакомить

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 223» городского округа Самара Конспект НОД По развитию речи в старшей группе: «Обучение рассказыванию» Цель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 101 «Дашенька» г. Волжского Волгоградской области (МДОУ д/с 101) Сценарий развлечения Тема: «Весну зазываем зиму провожаем». Мастер класс

ЧАСТЬ 1. Комплексная работа 1) Прочитай текст. На одном бревне Николай Сладков Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. А вода всё прибывает, вот-вот остров затопит. Плывёт мимо

МОУ «Кадетская школа «Патриот» План - конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «В» классе Учитель:Бидзюра Л.П. г. Энгельс 22 декабря 2009 г. Тема: И.Соколов Микитов «Узоры на снегу» Цели урока:

Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

Описание презентации Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я по слайдам

Зрительные диктанты по методике Федоренко — Пальченко Я хочу быстро читать!

Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.

Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.

Дятел долбит дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.

Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.

Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Коровы и овцы пасутся на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.

Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.

Идёт дождик. Мы любим учиться. Бабушка печёт пирог. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Быть здоровым очень важно.

Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.

Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Друзья встретились на улице. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.

Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.

Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевает рожь и пшеница. На стройку привезли рамы и двери. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.

Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, а дети купались. Травы скашивают во время их цветения. Дедушка Филипп пасёт стадо коров и коз. Люблю я в поле встречать восход солнца.

Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчики отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши широкие и привольные степи России. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Павел и Вика любят читать волшебные сказки. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в яблоневом саду ранней весной. На берегу моря раскинулся спортивный лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе ёлочки, липы, клёны и берёзы. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

На полях выращивают картофель, свёклу, морковь, лук. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идёт группа туристов. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Россия живёт в мире и дружбе с другими народами планеты.