Зачем нужна мотивация и почему она не работает.

Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание Камаровская Елена Витальевна

Почему важна мотивация?

Почему важна мотивация?

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов окажется в своей комнате за письменным столом. Если же через десять минут заглянуть к нему, окажется, что он уже занят абсолютно другим делом. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадках или грызет карандаш. Родители начинают делать замечания, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок все чаще стонет: «Школа – это каторга!», и родителям все труднее находить доводы против этого утверждения.

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации. Не только показатель умственного развития ребенка отвечает за школьные успехи и неудачи, но и целый букет различных факторов. Успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал.

Исследования показывают: в школе с каждым годом у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается. И этот процесс начинается все раньше: сегодня учителя имеют дело уже не только с нежелающими учиться подростками в возрасте полового созревания, но и с учениками начальной школы, у которых отсутствует стимул к обучению. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок математики становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Арсенал трюков, которые используют родители, чтобы заставить своих детей учиться, велик: они соблазняют своих отпрысков денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретом на просмотр телевизионных передач, просят, ругают – и часто приходят в отчаяние. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» усилием своей воли.

Мотивация – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить.

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Это упрощает жизнь и родителям, которым в этом случае не приходится постоянно выполнять функции «внешнего стимулятора». Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Откуда берется внутренний стимул познавать новое, если для этого требуется приложить много усилий? Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно? В этой части книги мы объясним, как формируется и работает мотивация и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

Из книги Как воспитывать ребенка до детского сада автора Бирюков Виктор

Совет 47 Социализация еще как важна Придется жить в обществе С домашним воспитанием связана одна проблема, которую следует своевременно разрулить. Назовем ее проблемой социализации, т. е. вхождения нового человека в общество, в мир людей.Согласитесь, что до детсада малыш

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

6. Мотивация Проблема с техниками самоконтроля – такими, которые применяли наиболее дисциплинированные дети в эксперименте с зефиром, – состоит в том, что они работают лишь тогда, когда ребенок знает, что он хочет. Долгосрочные цели, к которым, как надеялась Дакворт,

Из книги Как говорить с сыном. Самые сложные вопросы. Самые важные ответы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Часть 1 Мотивация Почему важна мотивация? Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки, прежде чем он в конце концов

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

Что такое мотивация? Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Почему важна хорошая память? Тот факт, что во время изучения любого школьного предмета большую роль играет отношение к нему ребенка, мы уже выяснили. Если тема урока школьнику нравится, он занимается с увлечением и выполняет домашние задания с радостью. Новые слова на

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Мотивация к учебе Ранее считалось, что основной мотив для детей 6–7 лет, поступающих в школу, – это желание учиться. Они понимают, что школа поможет им в реализации этого желания. Есть еще мотивы, по которым ребенок стремится в школу: желание новой обстановки, новых

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Глава 2 Мотивация Методы, которые мы используем Можно контролировать других людей, но нельзя изменить их. Люди меняются только сами. То, во что мы верим и считаем правильным, направляет наше мышление. Мысли моделируют восприятие, а восприятие управляет

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Внешняя и внутренняя мотивация Мотивация – это искусство заставить людей сделать то, что вам нужно, потому что они этого хотят. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр В этом разделе мы поговорим о двух типах мотивации. Правда в том, что никому не дано мотивировать другого. Люди

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Внешняя мотивация Нельзя недооценивать роль внешней мотивации в «вылепливании» личности ребенка. Примеры, которые родители и другие образцы для подражания дают ребенку, играют важнейшую роль в воспитании. Это доказывают первые слова малыша, опыт ребенка в формировании

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Внутренняя мотивация Абрахам Маслоу ясно изложил концепцию внутренней мотивации: «Невозможно понять жизнь человека, если не принять во внимание самые высокие его стремления. Тяга к развитию, самоактуализации, здоровью, поиск идентичности и автономности, желание

Из книги автора

Почему так важна тщательная диагностика Мы уже отмечали, что не всем детям своевременно ставится диагноз. Также ясно, что не все активные и невнимательные дети страдают этим заболеванием. Но что абсолютно необходимо, так это назначение своевременного лечения, что

Из книги автора

81. Ваша уверенность очень важна Как только вы установили для ребенка новый режим сна и связанные с этим правила, вполне вероятно, что малыш начнет испытывать пределы вашей твердости по максимуму: ваша задача – достойно выдержать все провокации! Дети очень чувствительно

Из книги автора

Из чего складывается мотивация Откуда берется желание научиться чему-то? Почему дети с удовольствием осваивают одно сложное умение, но не проявляют никакого интереса к другому?Желание освоить какой-либо навык зависит от многих факторов. Но в первую очередь от того,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 1 Почему важна подготовка На первый взгляд кажется, что самое главное в процессе семейного устройства детей – это найти семью, которая захотела бы принять к себе конкретного ребенка. Но, наверное, не случайно все народные сказки заканчиваются свадьбой героев. На

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Зачем нужна мотивация

А вы знаете, зачем вам нужна мотивация? Наверное, хотите изменить свою жизнь, сделать её интереснее, разнообразнее. Но на изменения нужны силы, время и действия. Много практик по саморазвитию строится с использованием мотивации. Она уже стала сама темой изучения и практик. Придуманные много способов работы с самой мотивацией. Каждый человек, желая изменить свою жизнь, обязательно смотрит видео или книги по мотивации, посещает тренинги.

Он действительно верит, что информация поможет стать богаче и успешнее. Тем более, что это с виду очень просто и естественно. Другие могут, а чем хуже?

Какие же результаты получают большинство людей? Никаких! Большинство книг написаны лёгким языком, упражнения вполне выполнимые для большинства читателей. Видео заряжает позитивом. Судя по рассказу авторов его методики помогли тысячам людей и ему самому. Допустим, что это так.

Так почему же другим это помогает, а нам нет? А вот почему.

Прочитав книгу и пройдя тренинг, набрав позитива вы готовы подчинить себе этот мир.

Дальше происходит следующее. Нужно начать выполнять упражнения причём желательно в той последовательности в которой предложил автор. Часто мы игнорируем простые и нужные техники и выбираем, что нам нравится и начинаем делать. Это в лучшем случае. Многие так и не начинают. После прочтения книги хоть и есть позитив, но накопилась усталость. Лучше начнём не сейчас, а завтра с утра. Утром позитива уже не будет и скорее всего мы отодвинем практику ещё на день и так далее. Пройдёт неделя, все осталось по прежнему.

Происходит очень интересная ситуация. Отсутствие мотивации становится причиной для отказа от своей цели. Можно ждать хорошего настроения, одобрения окружающих, волшебного пинка и все для того чтобы ни чего не делать!

Мотивация это добровольное принуждение.

Мы пытаемся обмануть себя когда хотим делать и заниматься не нужными нам делами. Хотим начать бегать по утрам, на сколько дней хватает запала. Помогает ли потом мотивация в дальнейшем? Утром нужно раньше встать, одеться, выйти на улицу несмотря на погоду. Это же напряг для организма и ради чего. Для призрачного здоровья и хорошей фигуры. За три дня улучшений не случится и вы это видите сами. Усилия потрачены, а результата ноль. А что может быть хуже напрасных действий, думаете вы и забрасываете пробежки. Цель была похудеть. Теперь возьмём другую цель. Набраться энергии и позитива во время пробежки. Можно бежать тихонько по парку, дышать воздухом, смотреть на сонных людей выползающих из своих подъездов. Видеть небо, чувствовать дыхание ветерка, ощущать своё тело гибкое и сильное.

Вернувшись домой вы будете другим человеком. На следующее утро встанете и побежите снова, для получения позитива и драйва. Так постепенно появится новая привычка без мотивации и принуждения себя.

Подумайте может нужно по другому сформировать свои цели и что вы хотите получить дойдя до них?

Судя по панораме мотивационных книг, речей, видеороликов и практических руководств, вы можете подумать, что психология имеет верный ответ, который может объяснить простую основу нашего многомерного поведения. Как оказалось, сложность нашего поведения требует сложного набора пояснительных идей. После преподавания этих концепций в моем курсе по вводной психологии в течение многих лет, используя отличный текст Роберта Фельдмана (2011), я обнаружил, что эти идеи могут быть сведены к некоторым простым и полезным сведениям.

Почему №1: Теория инстинктов. Согласно самой старой мотивационной теории в книгах, организмы ведут себя так же, как и они, потому что они следуют набору биологически запрограммированных инстинктивных побуждений. Подобно птицам и пчелам, люди вводят множество способов поведения, связанных с нашей нервной схемой. Эта теория, несомненно, слишком проста для применения к людям, а тем более к птицам и пчелам. Однако внутренние потребности, безусловно, должны быть частью уравнения в понимании нашего поведения.

Почему № 2: Теория уменьшения привода. Этот следующий подход к мотивации предполагает, что организмы, большие и малые, простые и сложные, предпочитают состояние гомеостаза, в котором выполняются все их потребности. Их «приводы», другими словами (потребность в том, что поведение движения) должны быть «уменьшены». У каждого может быть другое определение гомеостаза – возможно, ваш спят поздно утром в выходные или просто наслаждаются расслабляющим напитком в уютном стул. Критики теории сокращения диска согласны с тем, что здорово удовлетворить ваши потребности, по крайней мере, некоторое время. Однако, если бы теория была правдой, никто бы никогда не искал волнения. Никто не отправился бы в банджи-джампинг или не попытался найти сопоставимые умственные проблемы.

Почему № 3: Теория возбуждения.

На противоположном полюсе сокращения движения теория возбуждения предлагает, чтобы мы стремились увеличить, а не уменьшить наш уровень стимуляции. Нам нужен максимум, который сопровождает прилив эндорфинов, когда мы подталкиваем себя физически или умственно. Животным, а также людям становится скучно от слишком большого гомеостаза. Однако слишком сильное возбуждение может также препятствовать нашей способности достичь наших целей. Этот вариант теории возбуждения, называемый «законом Йеркса-Дод а», учитывает этот факт. Закон Йеркса-Додсона, предложенный в 1908 году, но все еще используемый сегодня (Smith et al., 2007), предлагает, чтобы каждая из них функционировала в соответствии с оптимальным уровнем возбуждения. Вы могли бы считать это принципом мотивации «Златовлазок». Если вы слишком сонные или слишком нервничаете, вы всегда будете выполнять плохо, будь то речь или стрельба по баскетболу. Каждый человек и каждая задача имеют свой собственный пик между слишком сильным возбуждением и чрезмерным возбуждением. Как только вы найдете оптимальный уровень возбуждения, ваша производительность будет безупречной и приятной.

Почему № 4: Теория стимулирования. Наше поведение также может быть определено силами, которые побуждают нас делать то, чего мы иначе не хотели бы. Теория стимулирования является основным принципом а. Хорошая маркетинговая стратегия заставит вас хотеть чего-то, чего у вас нет, и не думаю, что вам нужно. Вы ожидаете, что, имея эту «вещь», вам будет лучше, чем без нее (Beckmann & Heckhausen, 2008). Это похоже на те каталоги, которые выпадают из вашего почтового ящика во время курортного сезона, и электронные письма, которые загромождают ваш почтовый ящик, предлагая невероятные «сделки». Розничные продавцы надеются, что вы пойдете за продуктами, которые они продают перед вами. Аналогичным образом, бакалейные магазины, удобства и крупномасштабные магазины розничной одежды размещают свои небольшие, но часто дорогостоящие соблазны, где они должны иметь наибольшее влияние, а именно, пока вы ждете, чтобы проверить. Элемент, о котором вы бы сейчас не подумали, становится удобной небольшой импульсной покупкой, которую вы бросаете в свою сумку или корзину. Добавление к привлечению импульсной покупки – это тот факт, что вы можете почувствовать, что заслуживаете удовольствия, практикуя экстремальную сдержанность во всей остальной части вашей шоппинг-экспедиции (явление, называемое «истощением эго»).

Почему № 5: Когнитивная теория. Переходя от простого кондиционирования к сфере поведения, контролируемого мыслями, когнитивная теория мотивации предполагает, что наши ожидания определяют наше поведение. Вы будете вести себя так, как вы думаете, приведет к желаемому результату. Когнитивная теория, создание психологов Университета Рочестера Эд Дечи и Ричарда Райана, предложили, чтобы у нас были два типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя – вот что заставляет нас выполнять наш внутренний потенциал и интересы. Ваша внутренняя мотивация – ваше желание выразить свое истинное «я» в вашем поведении, будь то работа или досуг. Более того, когда вы руководствуетесь внутренней мотивацией, вы чувствуете, что определяете результаты своих усилий. Напротив, внешняя мотивация – это ваше желание достичь ощутимых вознаграждений, таких как деньги или слава, которые приходят со статусом и признанием. Дечи и Райан разработали контринтуитивное предложение о том, что люди, которые получают внешние награды за поведение, которые они находят внутренне удовлетворяют, становятся менее творческими и продуктивными. У этого есть живописное название «мотивационного вытеснения». Внешние награды за деньги, славу и признание вытесняют внутреннее удовлетворение, которое вы испытываете от того, чтобы что-то делать, потому что вам действительно нравится это делать. Мотивационная идея вытеснения имеет некоторые очевидные недостатки. Менеджеры могли использовать эту теорию, чтобы меньше платить работникам или лишать их рекламных акций. «Почему мы должны платить вам больше (или вообще)?» Вы будете менее творческими и продуктивными! Эта проблема привела к пересмотру в теории, которая называется …

Почему № 6: Теория самоопределения. С очевидным недостатком когнитивной теории стало ясно, что мотивация работы должна включать как внутренние, так и внешние источники мотивации. Поэтому Дечи и Райан пересмотрели свою теорию. Теория самоопределения предлагает, чтобы вы могли сочетать внутреннюю и внешнюю мотивацию, влияющую на ваше поведение, связанную с работой и другим поведением. Наиболее удовлетворяющие действия, которые вы можете предпринять, те, которые будут мотивировать вас больше всего, – это те, которые позволяют вам больше всего контролировать свое поведение. Вы можете мотивироваться мирским удовлетворением, полученным внешними наградами. Тем не менее, чем больше автономии вы чувствуете, тем более самонадеянными вы будете, и наиболее удовлетворены вы будете в своей работе, как было предложено исследованием в колледжах, которые чувствовали, что они выполняют свои внутренние потребности (Niemiec et al, 2009). Быть способным выражать свои внутренние мотивы и получать деньги одновременно – это сложная комбинация. Проблема для многих людей заключается в том, что они чувствуют, что их рабочее поведение контролируется факторами вне собственного внутреннего самоопределения. Это ощущение внешнего контроля, которое приводит к недовольству работы и застою. Средством для решения этой проблемы является поиск способов выразить свою автономию, даже если это происходит лишь несколькими незначительными способами.

Почему № 7: теория самоактуализации.

На самой вершине мотивации теория самоактуализации предлагает, чтобы мы были наиболее мотивированы, чтобы реализовать свой собственный внутренний потенциал. Теория самоактуализации Маслоу – одна из наиболее узнаваемых тем в психологии, но также одна из наименее проверенных и наименее понятных. Согласно Маслоу, самоактуализация – это истинная реализация вашего внутреннего потенциала, что бы это ни было. Самоактуализация не является совершенным совершенством. Очень высокое определение Маслоу предполагает, что самоактуализация является непрерывным процессом становления. Иерархия мотивов, известная Маслоу, предложила нам более низкие потребности (эти инстинкты и приводы) и потребности высшего порядка (полное ). После того, как вы удовлетворите свои потребности более низкого порядка, говорит теория, вы можете самореализоваться. Эту идею можно неверно перевести в выражение «голодный поэт не может писать». Однако, как мы все знаем, голодные поэты пишут. Фактически, многие люди будут откладывать физические потребности, безопасность и даже позитивное отношение к другим, чтобы удовлетворить их потребности в самом высоком порядке. Для многих Стива Джобса был просто такой человек. Маслоу фактически предположил, что, по сути, многие из людей, которых он считал самоактуализированными, отказались от своих низших потребностей в безопасности, безопасности и даже любви, чтобы реализовать свои сокровенные страсти. По словам Маслоу, очень мало людей достигают этой нирваны, и когда они это делают, они обычно находятся в середине или более поздних годах.

Теперь, когда вы увидели ряд теорий мотивации, вы, вероятно, смогли выбрать части каждого, которые применимы к вам либо сейчас, либо в какой-то момент вашего прошлого. Признавая, что ваше поведение отражает эти много сложных частей, вы можете перейти к разработке своего собственного уникального пути для изменения. Является ли это возбуждением, стимулом, самоопределением или самоактуализацией, мотивации вашего поведения может дать вам понимание, необходимое для разработки вашего собственного уникального пути к выполнению.

Следуйте за мной на Twitter @swhitbo для ежедневных обновлений психологии, здоровья и старения, и, пожалуйста, зайдите на мой сайт www.searchforfulfillment.com, где вы можете получить дополнительную информацию, самопроверки и ссылки.

Copyright 2011 Сьюзан Краусс Уитбурн Кандидат технических наук.

Фельдман, RS (2011). Понимание психологии (10е). Нью-Йорк: McGraw-Hill (превосходный обзор вышеупомянутых теорий).

Подробнее читайте здесь о обширной эмпирической поддержке SDT и ответе на критику со стороны бихевиористов и других.

Beckmann, J., & Heckhausen, H. (2008). Мотивация как функция ожидания и стимула. В J. Heckhausen, H. Heckhausen, J. Heckhausen, H. Heckhausen (Eds.), Мотивация и действие (2-е изд.) (Стр. 99-136). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Пресса Кембриджского университета. DOI: 10,1017 / CBO9780511499821.006

Niemiec, CP, Ryan, RM, & Deci, EL (2009). Путь: последствия достижения неотъемлемых и внешних стремлений в послевузовской жизни. Journal of Research in Personality , 43 (3), 291-306. DOI: 10.1016 / j.jrp.2008.09.001

Yerkes, RM, & Dodson, JD (2007). Отношение силы стимула к быстроте привыкания. У Д. Смита, М. Бар-Эли, Д. Смита, М. Бар-Эли (Ред.), Основные чтения в спорте и психологии упражнений (стр. 13-22). Шампейн, Иллинойс США: человеческая кинетика