Я хочу понравится 12 летнему мальчика однокласснику. Как сделать так, чтобы мальчик в тебя влюбился в школе? Дружба, переросшая в любовь: можно ли влюбить в себя друга

В конфликтологии не существует абсолютно четкой классификации внутриличностных конфликтов. Например А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов такой основой выбрал ценностно-мотивационное среду личности . В ее основе является дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт. В структуру внутреннего мира индивида принадлежат следующие элементы: мотивы, ценности и самооценка. Мотивы отражают стремление личности разного уровня (потребности, интересы, желания, страсти и др.) И могут быть выражены понятием "хочу" ("Я хочу"). Ценности воплощают общественные нормы и благодаря этому являются эталонами должного, в связи с чем они обозначаются как "надо" ("Я должен"). Самооценку обычно определяют как самоценность себя для себя, оценку индивидом своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка является своеобразным стимулом ее активности и поведения и выражается как "могу" или "не могу", "Я".

Согласно такому пониманию внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты:

Мотивационный конфликт - один из самых распространенных видов внутриличностного конфликта, в который входят конфликты между бессознательными стремлениями, между устремлениями к обладанию и к безопасности, между двумя положительными тенденциями.

Этический конфликт - конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными потребностями, конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиям окружающей среды. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнения в необходимости соблюдать его.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности - это конфликт между желаниями, стремлениями и действительностью, которая блокирует их удовлетворения. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникнуть не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности его осуществить. К этой группе относятся и конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями.

Ролевой конфликт - это конфликт, который выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (мижрольовий внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований индивида к выполнению одной роли (внутришньорольовий конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Адаптационный конфликт - конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой; в узком смысле - в случае нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями индивида - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей и способностей личности требованиям среды или профессиональной деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнять поставленные перед ней требования.

Особенно угрожающими конфликты социальной дезадаптации в условиях общественно-политического кризиса. Так, анализируя состояние Украинской течение событий на "Майдане - 2013-2014", психиатры-клиницисты отмечают, что большинство населения находясь в агрессивной информационной среде, под влиянием панических настроений в отношении угрозы войны, экономического кризиса, в условиях морального выбора находится под угрозой ухудшения состояния психического здоровья (депрессии, нарушения сна). Такие социальные процессы способствуют и манифестации (проявления) латентных психических заболеваний - когда в адекватных социально адаптированных людей в состоянии ремиссии происходят углубление болезненного состояния. В группу особого риска относятся женщины старше 40 лет, а также дети и подростки. В условиях постоянного стресса и мнимой или реальной угрозы для жизни поступки людей приближаются к уровню основных инстинктов и базовых потребностей, а духовные и нравственные механизмы теряют свое влияние.

Не менее распространены конфликты неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей приводит к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы достичь максимального успеха и снизить их, чтобы избежать неудачи.

Когнитивная психология рассматривает конфликт как незби- нения знания и поведения или несовпадения двух знаний (когнитивный конфликт). Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт в случае возникновения противоречий. Эта проблематика описывается в психологии теории когнитивного диссонанса. Названные типы конфликтов не исчерпывают их классификацию (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Виды внутриличностных конфликтов

Структуры внутреннего мира личности

Вид внутриличностного конфликта

"Хочу" ("Я хочу") Мотив

"Надо" ("Я должен"] Ценность

"Могу" ("Я ε") Самооценка

Мотивационный конфликт (между "хочу" и "хочу")

Морально-этический конфликт (между "хочу" и "надо")

Конфликт нереализованного желания (между "хочу" и "могу")

Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)

Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)

Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)

К основным показателям проявления внутриличностного конфликта в различных сферах внутреннего мира человека относятся:

- Когнитивная сфера : снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;

- Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

- Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

- Интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

В практике внутриличностного конфликта чаще всего встречаются такие формы его проявления (табл. 5.2):

Таблица 5.2

Формы проявления внутриличностного конфликта и их симптомы

форма проявления

симптомы

неврастения

Нетерпимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон головные боли

Показная веселость; выражение радости неадекватно ситуации; "Смех сквозь слезы"

регрессия

Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности

проекция

Приписывание отрицательных качеств другому; критика других, часто необоснованная

номадизм

Частая смена места жительства, места работы, семейного положения, партнеров; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки

рационализм

Самооправдания своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

Итак, в "чистом виде" внутриличностный конфликт не существует. Он всегда является результатом воздействия окружающей социальной среды на личность.

Внутриличностный конфликт может принести как вред личности, загнав саморазвитие и самоутверждение в тупик, так и ускорить процесс познания себя, заставив человека мобилизовать все свои возможности.

Причины конфликта, его возможные последствия, рекомендации путей выхода из сложных внутриличностных ситуаций освящены в этой статье.

Что это такое

Определить внутриличностный конфликт можно как антагонизм позитивизма и негативизма в психике одного субъекта.

Во внутреннем мире индивидуума происходит длительная борьба, сущность которой отражается в противоречивых отношениях с социумом. Человек самостоятельно не может выработать стиль поведения, он раздираем сомнениями по поводу выбора между внутренними ценностными ориентирами и противоречивыми мотивами.

Пример такого конфликта можно наблюдать постоянно: выбор между семьей и работой, дилемма между созданием любовного союза по расчету и чувствам и т.п.

Взаимоисключающие цели, ценности, интересы могут «соседствовать» в одной личности, что и приводит нередко к внутреннему конфликту. Индивидуум затрудняется с определением того или иного решения, не может склониться к выбору в определенной ситуации.

Отсутствие гармонии между своим личностным «Я» и внешними обстоятельствами – главный показатель внутриличностных конфликтов.

Личностная конфликтная ситуация, не выходящая из-под контроля, естественна и необходима каждому психически здоровому человеку. Это служит определенного рода двигателем для изменения внешнего мира, соотнесения его со своими морально-этическими нормами, для самосовершенствования и усиления работы над собой.

Внутриличностный конфликт это индивидуальные проявления в следующих областях:

  • когнитивная (заниженная самооценка, внутренний психологический тупик, задержка в принятии важных решений);
  • эмоциональная (повышенное психо-эмоциональное напряжение, преобладание негативизма во всей жизненной сфере);
  • поведенческая (преобладание грубости в общении, сниженная оценка результатов своей деятельности, отсутствие удовлетворения своей работой, жизнью в целом).

Люди очень трудно адаптируются к меняющимся ситуациям, стресс становится постоянным спутником жизнедеятельности таких членов общества.

Можно выделить характерные признаки всех внутриличностных конфликтов:

  • их появление непосредственно связано с взаимодействием всех элементов внутреннего мироощущения человека;
  • «участники» конфликта – противоречия между интересами, эмоциями, целями, желаниями;
  • рождаются при равнозначном действии каких-либо факторов на личность (в случае неравномерности человек отдаст предпочтение большему благу, меньшей трудности и т.п.)
  • обязательно сопряжен с негативными реакциями.

Виды и типы

Внутриличностные конфликты классифицируют лишь условно, т.к. в «чистом» виде ни один из них не присутствует внутри индивидуума. Психологические концепции разных авторов по данной теме могут несколько отличаться друг от друга.

Исходя из того, что положено в основу, определяют следующие внутриличностные конфликты.

По ценно-мотивационной сфере личности:

  1. Мотивационный (разногласие между желанием обладать и безопасностью, дилемма среди двух положительных вещей или действий, внутри бессознательных стремлений).
  2. Нравственный (не стыкуются личные установки и моральные, желание и долгне находят компромисс).
  3. Нереализованного желания (несоответствие внутренних предпочтений и внешней обстановки, препятствующей их реализации).
  4. Адаптационный (разлад субъекта с окружающей действительностью, возникновение трудности в социальном и профессиональном привыкании).
  5. Неадекватной самооценки (диссонанс между оценкой своих способностей и претензий индивидуума).
  6. Ролевой конфликт:
  • Межролевой (невозможность осуществления сразу нескольких ролей)
  • Личностно-ролевой (несоответствие своей роли по причине отсутствия желания или способности)

По социально-потребительским признакам:

  1. Конфликт потребностей.
  2. Между потребностью и социальной нормой.
  3. Конфликт социальных норм.

Конфликт внутри личности, значительно затянувшийся во времени и характеризующийся напряженностью психики и нервов, носит название невротический. Он протекает с большей интенсивностью и гораздо дольше.

Внутриличностные конфликты можно разделить на следующие типы:

  • истерический (борьба «хочу» и «могу;);
  • неврастенический (несоответствие «должен» и «могу»);
  • обессивно-психастенический (конфликт между «должен» и «хочу»).

Формы проявления

Конфликты внутри личности могут проявляться как:

  • неврастения (выражается в подавленности, снижении работоспособности, мигренях, бессоннице и др.);
  • эйфория (веселое настроение «напоказ», слезы, перемежающиеся со смехом, неоправданная радость);
  • регрессия (уход от несения ответственности, проявление примитивизма в поведении);
  • проекция (преобладание негативизма в отношениях с людьми, оценки их качеств, излишняя критика);
  • номадизм (стремление к изменениям в разных сферах жизни – профессии, семье, месте проживания и т.п.);
  • рационализм («обеление» своих поступков, самооправдание).


Причины внутриличностного конфликта

Все причины, которые приводят к внутриличностным конфликтам, можно рассмотреть с трех сторон:

    • с точки зрения внутренних противоречий самого индивида;
    • с внешней позиции занимаемого положения человека в определенной группе социума;
    • с внешней стороны положения личности в обществе в целом.

Внутренние

Если человек не может прийти к согласию внутри себя самого, могут появляться противоречия между разными элементами его личностной структуры.

Внутренняя конфликтность находится в прямой зависимости от уровня духовного развития. Чем выше самокритика и способность оценивать свои действия, тем больше вероятность возникновения конфликтов.

Сила воздействия на личность нескольких факторов должна быть одинакова, иначе будет сделан выбор в пользу того, который не приведет к конфликтной ситуации (из двух бед выбирают ту, которая меньше).

Внешние

Причины внешнего характера связаны с той ролью, которую человек занимает в определенной группе. Из-за каких-либо факторов становится невозможным осуществить то или иное значимое для личности действие (например, нельзя вовремя приехать на важную встречу из-за многокилометровой пробки, негативное отношение коллектива к человеку).

Положение личности в макросистеме в целом (экономический, общественный строй) также могут идти вразрез с внутренними установками человека.

Последствия и диагностика

Результаты внутриличностного конфликта могут иметь как положительный, так и отрицательный характер.

Отрицательные последствия

Деструктивные показатели – тупик в личностном развитии, первые признаки проявления деградации:

  1. Человек становится неорганизован как в психическом, так и в физическом плане.
  2. Активное участие в любом виде деятельности, его эффективность заметно снижены.
  3. Общее состояние стресса, постоянная тревожность, мнительность, зависимость от других людей и обстоятельств характерны для человека с внутриличностным конфликтом.
  4. Он не может полноценно выполнять свои общественные, личные функции.
  5. В качестве защиты у человека появляются полярные действия – либо агрессивность, либо покорность. Никчемность, неуверенность в своих возможностях, неполноценность, даже как крайнее проявление – невидение смысла жизни – все это относится к состоянию самой личности.

Непродуктивность как следствие внутриличностного конфликта может перейти и на отношения в социуме: <

  1. Человек любого возраста хочет обособиться от всех членов группы, молчать, не воспринимать здоровую критику в свой адрес.
  2. Он неадекватно реагирует на поведение других людей, и сам может вести себя демонстративно, особенно это проявляется в подростковом возрасте. Формально он может соблюдать все нормы общения, быть вежливым, но внутреннее спокойствие и уравновешенность отсутствуют.
  3. Обвинение многих в своих промахах и неудачах или, напротив, усиленная самокритика присутствуют в поведенческих реакциях таких людей.

Важно видеть опасность длительного неразрешения внутриличностного конфликта, ведь в этом случае у человека может появиться невроз, фрустрация.

Если человек своевременно не получит квалифицированную помощь в коррекции своего внутреннего состояния, то может возникнуть опасность перерастания одного вида конфликта в другой, более сложный – невротический.

Положительные последствия

  1. Конструктивность влияния конфликтной ситуации внутри личности состоит в саморазвитии, самосовершенствовании и самоутверждении.
  2. В борьбе с внутренними противоречиями может закаляться воля человека, его характер. Люди, преодолевающие внутренние препятствия, лучше познают самих себя, мобилизуют свои личностные ресурсы.
  3. Психическое состояние человека становится более устойчиво к воздействию изнутри и извне. Человек, нашедший верные подходы к выходу из конфликта, одерживает победу над самим собой, делает новый шаг в достижении идеального состояния своего «Я».

Методы, используемые для определения конфликтного состояния внутри личности, должны представлять собой целый комплекс, включающий стандартные тесты и самоотчет испытуемого.

Для диагностики необходимо проанализировать следующие параметры:

  • мироощущение;
  • психическая напряженность;
  • внутренний мир субъекта.

Своевременная диагностика, особенно в подростковом возрасте, когда происходит перестройка всего организма, поможет выявить и скорректировать при необходимости внутриличностный конфликт.

Способы разрешения и предупреждения

Толчком развития личности может стать внутренний конфликт, разрешенный положительно. Если же процесс затягивается, то это может привести к невротическим реакциям, вызвать суицидальное поведение и способствовать развитию психических заболеваний.

Поэтому так важно иметь понятие о способах разрешения внутриличностного контроля:

  • Компромисс (очень важно принять решение и начать реализацию выбранного действия).
  • Уход (в некоторых случаях важно «отпустить» ситуацию и уйти от ее решения).
  • Переориентация (изменение отношения к объекту, который привел к конфликту внутри личности, дает хорошие результате в плане выхода из конфликта).
  • Сублимация (переключение вида деятельности в область, которая отвлекает и приносит положительные эмоции – творчество, спорт, музыка).
  • Идеализация (фантазирование, мечтательность, отрыв от действительности).
  • Вытеснение (влияние на свои чувств, желания, стремления с целью их подавления).
  • Коррекция (адекватное, объективное отношение к своему «Я»).

Видео: Внутриличностные конфликты

Участвуя в любом из конфликтов (межличностном, групповом, семейном, политическом и др.), личность может являться одной из конфликтующих сторон. Но в то же время личность и сама является носителем своих внутренних конфликтов. Конфликты этого вида в психологии обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, психологические интрасубъектные, интраперсональные. Все эти понятия употребляются как синонимы.

"Внутриличностный конфликт – эго состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов". Или: "Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требуютая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление".

Внутренние противоречия побуждают индивида не только изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, но и самосовершенствоваться, наполняя свою жизнь смыслом. Поэтому для психически здорового человека не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна и необходима.

Виды внутриличностных конфликтов

Внутренний конфликт – сложное явление, трудно поддающееся классификации. Для выделения видов внутриличностных конфликтов имеются различные основания.

В рамках психологического подхода принято разделять конфликты в зависимости от сферы их проявления на мотивационные, когнитивные и ролевые (в одних концепциях последние также принято обозначать как деятельностные, в других как поведенческие или ситуационные).

Мотивационные конфликты изучались в психоанализе и последующих психодинамических концепциях. Эти подходы исходят из представления о первичности внутриличностного конфликта как следствия противоречивости человеческой природы. В теории З. Фрейда психологический конфликт возникает вследствие противоречия между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго) , между биологическими слепыми влечениями и желаниями человека (сексуальными, агрессивными) и нормами морали, усвоенными личностью. Вытеснение неприемлемых для человека желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Не будучи представлены в сознании, такие противоречия часто приводят к необходимости включения механизмов психологической защиты, вследствие чего внутреннее напряжение ослабляется, однако реальность нередко предстает перед индивидом в искаженном виде. Различают следующие основные виды психологической защиты:

  • Вытеснение – процесс, в результате которого травмирующие или не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком смысле под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень (различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения).
  • Регрессия (от лат. regressio – движение назад) – возвращение к ранним детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Так, в состоянии внутриличностного конфликта люди нередко "впадают в детство". Регрессия предполагает уход от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия.
  • Рационализация – поиск правдоподобных причин для объяснения травмирующих событий или оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами.
  • Проекция – осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности на внешние объекты. Так, образ врага наделяется всеми негативными чертами, которые человек старается не видеть в себе (замечает "сучок в чужом глазу", а в собственном "бревна не видит"). Тем самым человек снимает с себя вину за возникновение конфликта и перекладывает ее на другого.
  • Замещение :
    • а) замещение объекта – перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Например, вместо ответа начальнику на оскорбительное замечание, пнуть собаку или накричать на подчиненного;
    • б) замещение чувства – разрешение самому себе испытывать одни чувства взамен других (запретных). Так, мальчики в процессе воспитания научаются подавлять страх, печаль, боль, проявляя вместо них гнев и агрессию, тогда как у девочек принято заменять гнев на печаль и слезы.
  • Интеллектуализация – способ преодоления стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа. При этом значимые для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций. Характерный пример использования интеллектуализации приводит Платон в своем сочинении "Федон": "Сократ перед тем, как принять яд, хладнокровно рассуждает о том, как ему облегчить другим людям хлопоты, связанные с его похоронами".
  • Идентификация – отождествление субъекта с другим лицом или группой, посредством которого человек усваивает определенные образцы поведения, формирует свое сознание в процессе развития и принимает ту или иную социальную роль. Идентификация с референтной группой помогает индивиду справиться с беспокойством и чувством незащищенности.
  • Обособление – отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий или действий ("авось пронесет!").
  • Бегство в фантазию – замена деятельности, направленной на реальное преодоление проблем, воображаемыми победами.

Использование различного рода психологических защит при разрешении внутриличностных конфликтов может оказаться как успешным, так и безуспешным. Нередко те механизмы защиты, которые играли положительную роль на определенном этапе формирования личности, становятся неэффективны в более зрелом ее состоянии.

Преодоление разрушительного влияния внутриличностного конфликта в психоанализе считается возможным путем терапии, направленной на осознание истинных его причин.

Изучением мотивационных конфликтов занимался также К. Левин, который выводил их не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых тенденций. Вспомним, что Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов:

  • 1) человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной степени привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами (например, в таком положении оказывается молодой муж, если мать и жена ставят его перед невозможным для него выбором);
  • 2) выбор между в равной степени непривлекательными возможностями (женщина не может решиться развестись с нелюбимым мужем, так как не хочет, чтобы ребенок рос без отца);
  • 3) одна и та же возможность в равной степени и привлекательна и непривлекательна, имеет и плюсы, и минусы (внутренняя борьба связана со взвешиванием всех "за" и "против": например, соглашаться ли на более высокооплачиваемую, но неинтересную работу и т.п.).

Когнитивные конфликты являются следствием столкновения несовместимых для индивида представлений. С точки зрения когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, человек, которого вы считали своим другом, совершает несовместимый с дружеским отношением поступок. Возникает противоречие двух представлений: "он мой друг" и "друзья так не поступают". В соответствии с теорией когнитивного диссонанса Л. Фестингера люди будут стремиться к уменьшению состояния дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два "знания" (понятия, мнения), психологически не согласованных между собой. Это и есть когнитивный диссонанс. Нередко внутренний конфликт возникает вследствие когнитивного диссонанса, когда человек не уверен в правильности принятого им решения. Многим знакомо состояние "убеждения" или "уговаривания" себя в правильности сделанного выбора. Диссонанс возникает из-за противоречия двух знаний: "Я принял решение" и "Я не уверен, что это правильное решение". Ослабление когнитивного диссонанса возможно путем изменения одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Так, курильщик может уйти от переживания внутреннего противоречия, вызванного знанием о вреде курения, либо, убедив себя в том, что представление о вреде курения сильно преувеличено, либо успокаивая себя тем, что он по настоящему-го и не курит, а просто балуется.

Конечно, в реальности изменения во внутренней системе представлений происходят нелегко и сопровождаются негативными переживаниями. Но когнитивный диссонанс принимает характер конфликта лишь в том случае, когда затрагиваются действительно значимые для человека представления, убеждения и ценности.

Ролевые конфликты возникают вследствие противоречий в сфере человеческой деятельности между различными ролевыми позициями личности, а также – ее возможностями и соответствующим ролевым поведением. Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов.

  • 1. Конфликт "Я – роль" (или личностно-ролевой конфликт) – противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда из-за неспособности или нежелания человека соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Можно или выбрать роль, изменив при этом себе, или отказаться от роли, или найти компромиссный способ ослабления этого противоречия.
  • 2. Межролевой конфликт – несовместимость разных ролевых позиций личности (и соответственно требуемого ими ролевого поведения). Наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профессиональной и семейной ролями: чем больше уделяешь времени работе, тем больше страдает семья, в то же время отказ от работы чреват ухудшением материального положения все той же семьи.

Описанные выше три основных вида внутренних конфликтов выделяются достаточно условно, так как один и тот же конфликт может проявляться одновременно в различных сферах жизни индивида и одновременно содержать компоненты мотивационного, когнитивного и ролевого противоречий. Так, мотивационный конфликт может выступать на уровне деятельности как личностно-ролевой или межролевой, а на уровне сознания как когнитивный (например, православному христианину приходится убивать врага во имя защиты отечества). При этом разделение единого конфликта на отдельные составляющие нецелесообразно.

В настоящее время в психологии наметился переход от рассмотрения внутриличностного конфликта на уровне "частичного" индивида, представленного мотивационной, когнитивной сферой или иными внутренними компонентами, к описанию конфликтов на уровне целостной личности.

Такой подход лежит в основе классификации, предложенной А. И. Шипиловым. В качестве основных структур внутреннего мира в ней выступают мотивы, ценности и самооценка личности. В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (см. табл. 3.3).

Таблица 33

Виды внутриличностных конфликтов

Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в конфликте

Вид внутриличностного конфликта

("Я должен")

Мотивационный конфликт (между "хочу" и "хочу")

Нравственный конфликт (между "хочу" и "надо")

Конфликт нереализованного желания (между "хочу" и "могу")

Ролевой конфликт (между "надо" и "надо")

Адаптационный конфликт (между "надо" и "могу")

Конфликт неадекватной самооценки (между "могу" и "могу")

К указанным видам внутренних конфликтов можно добавить невротический конфликт, отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования и сопровождающийся выраженной непродуктивной нервно-психической напряженностью. Типология невротических конфликтов была предложена В. Н. Мясищевым:

  • истерический конфликт – бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний и возможностями (между "хочу" и "могу");
  • неврастенический конфликт-противоречие, отражающее завышенные требования к себе, превышающее возможности личности (между "должен" и "могу");
  • обессивно-психастенический конфликт как невозможность сделать выбор между влечениями и нормативными представлениями (между "должен" и "хочу").

На возможность понимания внутриличностного конфликта как явления целостного самосознания личности указывал А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что, анализируя свои поступки, человек "стоит перед “задачей на личностный смысл”, но она не решается сама собой, потому что теперь она стала задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть от себя то, что обнажилось".

В. С. Мерлин писал, что "развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности".

Признание позитивной функции внутриличностного конфликта как фактора развития личности получило свое развитие в работе В. В. Столина, по мнению которого "множественность деятельностей приводит к множественности смыслов “Я”, пересечение деятельностей – к поступкам, поступки – к конфликтным смыслам “Я”, конфликтный смысл “Я” запускает дальнейшую работу самосознания".

Способы разрешения внутренних противоречий и преодоления кризисных ситуаций определяют конструктивный или деструктивный жизненный сценарий развития личности. Если противоречие, занимающее значимое место в структуре личности и касающееся ценностей, на которых основан смысл жизни человека, продуктивно разрешается, то внутренний конфликт становится источником личностного развития, в противном случае он может стать причиной невротических реакций, психического заболевания или суицида.

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра общественных дисциплин

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Контрольная работа

Тема: Виды внутриличностных конфликтов.

Челябинск

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

    Виды внутриличностных конфликтов………………………………………3

    Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности....4

    Другие типы внутриличностных конфликтов………………………..6

    Причины внутриличностного конфликта………………………………7

    Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов……………………………………………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конф-ликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором кон-фликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами - личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внут-ри себя - внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нор-мального человека - это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуа-ции не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здоро-вого индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфлик-тная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой чело-век, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа - В. Соловьева в этом проявляется сама сущ-ность человека, его отличие от животных. Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивос-ти в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действитель-но необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

    Виды внутриличностных конфликтов.

Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:

    Конфликт потребностей. Его основание конфликтов заключается в том, что наши потребности мо-гут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действи-ям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэто-му не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

    Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудитель-ным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной. В терминологии 3. Фрейда противоречие, вызывающее данный тип конфликта,- это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) - сосредоточение слепых ин-стинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к не-медленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает мораль-ные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

    Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта зак-лючается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм. В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единствен-ным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восста-новить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

    Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности.

Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют сле-дующие основные его виды:

    Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессозна-тельными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безо-пасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация бу-риданова осла).

    Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и дол-гом, между моральными принципами и личными привязанностями.

    Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполно-ценности. Это конфликт между желаниями личности и действи-тельностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трак-туют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозмож-ностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физи-ческими данными.

    Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (меж-ролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пони-манием требований, предъявляемых самой личностью к выполне-нию одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда челове-ка в качестве сотрудника организации просят поработать сверхуроч-но, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребен-ку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

    Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе на-рушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в уз-ком смысле - как возникающий при нарушении процесса социаль-ной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требо-ваниями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физически-ми, психическими).

    Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхож-дения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональ-ное напряжение и срывы.

    Невротический конфликт - результат сохраняющегося в тече-ние длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутрен-них сил и мотивов личности.

    Другие типы внутриличностных конфликтов.

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличност-ных конфликтов.

Отметим основные из них:

    Конфликт между моралью и нравственностью, между долж-ным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).

    Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологи-ческий и биосоциальный характер (3. Фрейд).

    Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между си-лами равной величины, действующими наличность (К. Левин).

    Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс).

    Конфликт между стремлением к самоактуализации и реаль-ным результатом (А. Маслоу).

    Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенци-альным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенци-альная фрустрация» (В. Франкл).

    Конфликт между элементами внутренней структуры личнос-ти, между ее мотивами (А. Леонтьев).

    Причины внутриличностного конфликта.

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противо-речивость внутренней структуры личности. Человек как часть об-щества не может «выскочить» из целостной системы противоречи-вых общественных отношений, которые в конечном счете детерми-нируют его сознание, психику и весь внутренний мир. Многообразные отношения,- писал в этой связи А.Н. Леонтьев,- в которые человек вступает к действительности, являются объектив-но противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в струк-туру личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласо-ванности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутрен-ний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в боль-шей степени личность подвержена конфликту. Среди основных про-тиворечий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

Противоречие между потребностью и социальной нормой;

Противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

Противоречие социальных ролей (и на производстве надо за-держаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

Противоречие социальных ценностей и норм: как соединить хри-стианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность дол-жны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ - большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены:

I) положением личности в группе,

2) положением лично-сти в организации,

3) положением личности в обществе.

1. Внешние причины внутриличностного конфликта, обуслов-ленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внут-ренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.

  1. Внутриличностный конфликт (7)

    Реферат >> Социология

    Леонтьева. ……………………………………………7 2.Виды внутриличностных конфликтов .…………………………………………10 2.1. Три типа внутриличностного конфликта …………………………102.2. Классификация... для выделения видов внутриличностных конфликтов . 2.1.Три типа внутриличностных конфликтов . Авторы...

  2. Понятие и виды внутриличностных конфликтов

    Контрольная работа >> Психология

    А. Маслоу, В. Франкла и др. 1. Понятие видов внутриличностных конфликтов 1.1 Понятие внутриличностного конфликта «Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда...

  3. Внутриличностные конфликты , их характеристика и проявление

    Реферат >> Психология

    1 Введение. 3 Понятие внутриличностного конфликта . 4 Виды внутриличностных конфликтов . 5 Последствия внутриличностного конфликта . 8 Отрицательные последствия внутриличностного конфликта . 8 Позитивные последствия внутриличностного конфликта . 13 Способы...