Вот передо мной на ветке. У птенцов подрастают крылья

Георгий Алексеевич Скребицкий

Колючая семейка

По всей вырубке пахнет земляникой и мёдом от белых мохнатых цветов и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом - прямо целый день не ушёл бы из леса!

Пришли ребятишки на вырубку за земляникой. Она возле старых пней, возле кочек растёт.

Подойдёшь к пеньку - а около него краснеют спелые, крупные ягоды.

Такую ягоду надо сорвать осторожно: чуть покрепче в пальцах сожмёшь - она раздавится и так вкусно запахнет, что нет сил удержаться, чтобы не положить её в рот.

Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает в кружечку ягоды.

Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то.

Коля не испугался, раздвинул кусты да как закричит:

Смотрите, кого я нашёл!

Со всех сторон в один миг сбежались ребята, и Марья Ивановна тоже подошла.

Она взяла веточку и потрогала ею лежащий в траве серый клубочек. А тот засопел, зафыркал, ещё туже свернулся.

Это ёжик, - сказала Марья Ивановна. - Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись!

Она расстелила платок. Коля Зайцев уже хотел закатать туда ежа - смотрит, а в траве ещё такие же серые клубочки лежат, только совсем маленькие.

Ежата! - обрадовались дети. - Марья Ивановна, мы ежиху с ежатами нашли!

Ежиху осторожно завязали в платок. Она была большая, тяжёлая. Её понесла Марья Ивановна, а ежат - по очереди сами ребята. Ёжики были совсем маленькие - не больше ребячьего кулачка. Иголки у них торчали редкие и не так больно кололись. Но всё же ежата, когда их брали на руки, свёртывались в клубочек и сердито пыхтели.

ПЕРВЫЙ ЗАВТРАК

Придя домой, ребятишки нарвали побольше травы, настелили в угол чулана и положили туда пойманных зверьков.

Ежата сразу же развернулись и, неуклюже цепляясь лапками за стебли травы, разгуливали возле матери. Зато ежиха и не думала разворачиваться, только сердито фыркала и даже подскакивала, если до неё дотрагивались.

Марья Ивановна с Любочкой сходили в кухню, принесли оттуда нарезанное кусочками сырое мясо и положили его возле ежихи. Потом налили в блюдце молока и поставили на пол рядом с мясом.

Отойдём в сторонку, посмотрим, как они будут завтракать, - сказала Марья Ивановна.

Ждать пришлось недолго. Минуты через две-три ежиха заворочалась - наверно, почуяла мясо. Она осторожно развернулась; из-под колючек показалась остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Носик задвигался, вынюхивая запах мяса. Затем из-под колючек показалась лапка с коготками. Ежиха быстро сделала к мясу шаг, другой, зафыркала, схватила кусочек и начала жадно есть.

Ежата подбежали к матери. Они неумело пытались тоже есть мясо, но ежиха сердито отталкивала их носом от еды.

Ишь какая жадина! - сказала Любочка. - Сама ест, а детям не даёт.

Марья Ивановна погрозила Любе пальцем, чтобы та замолчала.

Управившись с мясом, ежиха подбежала к молоку и принялась лакать, громко фыркая и пыхтя. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

Дети подошли поближе, присели на корточки, чтобы лучше разглядеть её. Но ежиха, занятая едой, больше не обращала на них никакого внимания; а ежата всё суетились на том же месте, где прежде лежало мясо. Они нюхали пол и даже лизали его. Потом подбежали к блюдцу с молоком и стали совать в него свои носики. Им, видно, очень, хотелось есть, но лакать они ещё не умели.

И вдруг самый бойкий из ежат забрался в блюдце и начал топтаться, мешая матери пить.

Тут ежиха сердито засопела и так поддала ежонка носом, что он шариком выкатился из блюдца.

У, противная! - заволновалась Любочка. - Как же нам ежат-то покормить?

Наконец ежиха наелась, отошла от блюдца и принялась, как кошка, себя вылизывать. Сперва вылизала животик, а потом и бока. При этом она так вывернула набок мордочку, что чуть совсем не перекувырнулась. Ребята рассмеялись.

Закончив умываться, ежиха встряхнулась, почесала бок задней лапкой и не спеша отправилась в угол, на траву.

Ну вот, наелась, почистилась и спать пошла, а дети голодные! - возмутились ребята.

Тем временем ежиха забралась в уголок на подстилку, но не свернулась, как прежде, в клубочек, а, наоборот, разлеглась на боку, выставив мягкий, покрытый шёрсткой животик.

Тут все три ежонка подбежали к матери и, пристроившись возле неё, принялись сосать молоко. А ежиха лежала на боку, будто маленькая свинка, и тихо, добродушно похрюкивала.

Ребята обрадовались:

Она хорошая, она совсем не жадная!

А Марья Ивановна сказала:

Ну, теперь всё в порядке: колючая семейка отлично у нас приживётся.

ВОТ ЭТО ЗВЕРЬ!

Прошло несколько дней, с тех пор как ребята принесли из леса ежей. Зверьки постепенно освоились, бегали по всему чулану и совсем перестали бояться людей. Наоборот, они быстро привыкли к тому, что дети всегда приносили им какое-нибудь угощение, и, едва заслышав за дверью шаги ребят, спешили навстречу. Ежата понемногу начали сами брать еду. И даже осторожная ежиха и та перестала дичиться людей: позволяла себя погладить, не сворачивалась в колючий клубок, а, наоборот, опускала иголки, плотно прижимая их к телу, и становилась совсем гладенькая.

Ребята кормили ёжиков молоком, супом, мочёным хлебом, кашей, сырым и варёным мясом… Зверьки всё ели очень охотно.

Марья Ивановна рассказала, что на воле ежи ловят жуков, гусениц и улиток.

Они у нас в огороде есть! - закричали ребята. - Капусту и огурцы портят.

Давайте устроим в огороде охотничий уголок для ёжиков, - предложила Марья Ивановна. - Правда, ежи больше любят ночью охотиться… ну, не беда - они и днём тоже дремать не будут.

С тех пор каждый день ребята выносили в огород всю ежиную семейку - поохотиться за гусеницами и слизняками.

Ёжики оказались очень хорошими охотниками. Скоро в огороде ловить было больше некого.

И тогда Марья Ивановна придумала занятную игру в прятки. Она прятала на землю под листья кусочки мяса, а ёжики ловко вынюхивали их и находили.

Видите, какое хорошее у зверьков чутьё, говорила Марья Ивановна: - оно им помогает еду отыскивать. Иной раз бывает так, что добычу увидеть нельзя, а учуять можно. Вот тут-то хороший нос зверьку и понадобится.

Но вот что однажды случилось. Проходя как-то мимо чулана, дети услышали там возню и писк. Они заглянули в чулан, да так и ахнули.

В дальнем углу чулана, злобно оскалив зубы, сидела большая серая крыса, а ежиха, вся ощетинившись, храбро на неё нападала. Крыса пыталась укусить ежиху своими острыми зубами, но та быстро прятала мордочку, выставляя колючки. Наконец ежиха всё-таки изловчилась, схватила крысу зубами и задушила её.

Ребята со всех ног понеслись к Марье Ивановне.

Ежиха крысу заела, огромную, страшную! - наперебой кричали они.

Это ещё что! - выслушав ребят, ответила Марья Ивановна. - Если бы вашей ежихе попалась не крыса, а ядовитая змея, гадюка, она бы и с ней тоже справилась.

Находка

о всей вырубке пахнет земляникой, и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

Бабочки, пчёлы, шмели носятся над цветами, садятся на них, пьют сладкий цветочный сок.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса!

Пришли ребятишки на вырубку за земляникой. Она возле старых пней, возле кочек растёт.

Подойдёшь к пеньку — а около него краснеют спелые, крупные ягоды.

Такую ягоду надо сорвать осторожно: чуть покрепче в пальцах сожмёшь — она раздавится и так вкусно запахнет, что нет сил удержаться, чтобы не положить её в рот.

Сидит Коля Зайцев возле пенька, собирает в кружечку ягоды.

Вдруг совсем рядом, в кустах, зашуршал кто-то.

Коля не испугался, раздвинул кусты да как закричит:

— Смотрите, кого я нашёл!

Со всех сторон в один миг сбежались ребята, и Марья Ивановна тоже подошла.

Она взяла веточку и потрогала ею лежащий в траве серый клубочек. А тот засопел, зафыркал, ещё туже свернулся.

Это ёжик,— сказала Марья Ивановна. — Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, покажись.

Она расстелила платок. Коля Зайцев уже хотел закатать туда ежа — смотрит, а в траве ещё такие же серые клубочки лежат, только совсем маленькие.

Ежата! — обрадовались дети. — Марья Ивановна, значит, мы ежиху с ежатами нашли!

Ежиху осторожно завязали в платок. Она была большая, тяжёлая. Её понесла Марья Ивановна, а ежат — по очереди сами ребята. Ежата были совсем маленькие— не больше ребячьего кулачка. Иголки у них торчали редкие и не так больно кололись. Но всё же ежата, когда их брали на руки, свёртывались в клубочек и сердито пыхтели.

Первый завтрак

Придя домой, ребятишки нарвали побольше травы, настелили в угол чулана и положили туда пойманных зверьков.

Ежата сразу же развернулись и стали разгуливать возле матери, неуклюже цепляясь лапками за стебли травы. Зато ежиха и не думала разворачиваться, только сердито фыркала и даже подскакивала, если до неё дотрагивались.

Марья Ивановна с Любочкой сходили в кухню, принесли оттуда нарезанное кусочками сырое мясо и положили его возле ежихи. Потом налили в блюдце молока и поставили на пол рядом с мясом.

— Отойдём в сторонку, посмотрим, как они будут завтракать, — сказала Марья Ивановна.

Ждать пришлось недолго. Минуты через две-три ежиха заворочалась — наверно, почуяла мясо. Она осторожно развернулась; из-под колючек показалась остренькая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Носик задвигался, принюхиваясь к запаху мяса. Затем из-под колючек показалась лапка с коготками. Ежиха быстро сделала к мясу шаг, другой, зафыркала, схватила кусочек и начала жадно есть.

Ежата подбежали к матери. Они неумело пытались тоже есть мясо, но ежиха сердито отталкивала их носом от еды.

Ишь какая жадина! — сказала Любочка.— Сама ест, а детям не даёт.

Марья Ивановна погрозила Любе пальцем, чтобы та замолчала.

Управившись с мясом, ежиха подбежала к молоку и принялась лакать, громко фыркая и пыхтя. Язычок у неё был розовый, как у котёнка.

Дети подошли поближе, присели на корточки, чтобы лучше разглядеть её. Но ежиха, занятая едой, больше не обращала на них никакого внимания; а ежата всё суетились на том же месте, где прежде лежало мясо. Они нюхали пол и даже лизали его. Потом подбежали к блюдцу с молоком и стали совать в него свои носики. Им, видно, очень хотелось есть, но лакать они ещё не умели.

И вдруг самый бойкий из ежат забрался прямо в блюдце и начал топтаться, мешая матери пить.

Тут ежиха сердито засопела и так поддала ежонка носом, что он шариком выкатился из блюдца.

— У, противная! — заволновалась Любочка. — Как же нам ежат-то покормить?

Наконец ежиха наелась, отошла от блюдца и принялась, как кошка, себя вылизывать. Сперва вылизала животик, а потом и бока. При этом она так вывернула набок мордочку, что чуть совсем не перекувырнулась. Ребята рассмеялись.

Закончив умываться, ежиха встряхнулась, почесала бок задней лапкой и не спеша отправилась в угол, на траву.

Ну вот, наелась, почистилась и спать пошла, а дети голодные! — возмутились ребята.

Тем временем ежиха забралась в утолок на подстилку, но не свернулась, как прежде, в клубочек, а, наоборот, разлеглась на боку, выставив мягкий, покрытый шёрсткой животик.

Тут все три ежонка подбежали к матери и, пристроившись возле неё, принялись сосать молоко. А ежиха лежала на боку, будто маленькая свинка, и тихо, добродушно похрюкивала.

Ребята обрадовались:

Она хорошая, она совсем не жадная!

А Марья Ивановна сказала:

Теперь всё в порядке: колючая семейка отлично у нас приживётся.

Вот это зверь!

Прошло несколько дней с тех пор, как ребята принесли из леса ежей. Зверьки постепенно освоились, бегали по всему чулану и совсем перестали бояться людей. Наоборот, они быстро привыкли к тому, что дети всегда приносили им какое-нибудь угощение, и, едва заслышав за дверью шаги ребят, спешили навстречу. Ежата понемногу начали сами брать еду. Даже осторожная ежиха и та перестала дичиться людей: позволяла себя погладить, не сворачивалась в колючий клубок, а, наоборот, опускала иголки, плотно прижимая их к телу, и становилась совсем гладенькая.

Ребята кормили ёжиков молоком, супом, мочёным хлебом, кашей, сырым и варёным мясом... Зверьки всё ели очень охотно.

Марья Ивановна рассказала, что на воле ежи ловят жуков, гусениц и улиток.

Они у нас в огороде есть! — закричали ребята. — Капусту и огурцы портят.

Давайте устроим в огороде охотничий уголок для ёжиков, — предложила Марья Ивановна. — Правда, ежи больше любят ночью охотиться... ну, не беда — они и днём тоже дремать не будут.

С тех пор каждый день ребята выносили в огород всю ежиную семейку — поохотиться за гусеницами и слизняками.

Ёжики оказались очень хорошими охотниками. Скоро в огороде ловить было больше некого.

И тогда Марья Ивановна придумала занятную игру в прятки. Она прятала на землю под листья кусочки мяса, а ёжики ловко вынюхивали их и находили.

— Видите, какое хорошее у зверьков чутьё, — говорила Марья Ивановна,— оно им помогает еду отыскивать. Иной раз бывает так, что добычу увидеть нельзя, а учуять можно. Вот тут-то хороший нос зверьку и понадобится.

А однажды вот что случалось. Проходя мимо чулана, дети вдруг услышали там возню и писк. Они заглянули в чулан, да так и ахнули.

В дальнем углу чулана, злобно оскалив зубы, сидела большая серая крыса, а ежиха, вся ощетинившись, храбро на неё нападала. Крыса пыталась укусить ежиху своими острыми зубами, но та быстро прятала мордочку, выставляя колючки. Наконец ежиха всё-таки изловчилась, схватила крысу зубами и задушила её.

Ребята со всех ног понеслись к Марье Ивановне.

Ежиха крысу заела, огромную, страшную! - наперебой кричали они.

Это еще что! - выслушав ребят, ответила Марья Ивановна. - Если бы вашей ежихе попалась не крыса, а ядовитая змея, гадюка, она бы и с ней тоже справилась.

Вот это зверь! - изумились ребята.

Они были очень довольны, что приручили и держат таких зверей, которым даже ядовитые змеи и те не страшны.

Алеша быстро поправлялся. Вскоре он уже начал понемножку вставать с постели, бродить по комнате, а потом и выходить в больничный сад. До чего же он радовался всему, что увидит: и тому, что солнце так хорошо пригревает, и что на яблонях яблоки уже зарумянились, и что воробьи в саду так звонко чирикают…

Он стал совсем как маленький, будто недавно родился и все кругом видит в первый раз. В эти дни Алешиного выздоровления мы с ним особенно подружились.

Ты погляди, Юрка, какое облако над деревом! - радостно говорил он. - Будто верблюд с горбом. Нет, не верблюд, теперь на жирафа похоже. Ишь как шею вытянул!

А по-моему, страус. Вот и перья, и хвост, - возражал я.

Мы могли часами сидеть с Алешей в саду, то рассматривая облака, то наблюдая за разными птицами, которые охотно посещали заросший, похожий на лес больничный сад или, вернее, парк.

Вон мухоловка-пеструшка перелетает с сучка на сучок.

А вот на соседнюю лавочку садится рыжегрудая птичка горихвостка. Она вздергивает своим ярко-рыжим хвостиком, и кажется, что это огонек вспыхивает на фоне темной листвы.

Иной раз в больничный сад деловито заглянет лесной гость - пестрый дятел.

Мы с Алешей радуемся каждому крылатому гостю. Нам и воробьи милы - ишь как весело, беззаботно чирикают в густых кустах акации!

С воробьями мы скоро завязали настоящую дружбу. Как приходим в сад, обязательно принесем им немного пшена, хлебных крошек, принесем и рассыплем наше угощение на дорожке, неподалеку от той лавочки, где сами сидим.

Вначале воробьи нас побаивались, никак не хотели в нашем присутствии пшено и крошки клевать. Но день ото дня попривыкли и наконец до того осмелели, что только мы в саду покажемся - они уже тут как тут. Так и летят следом за нами, того гляди, на плечо или на голову усядутся. Перелетают с куста на куст, а сами чирикают, будто спрашивают: «Что принесли, что принесли, что принесли?»

Все то же, пшена да хлебца, - смеясь, отвечал им Алеша.

Мы разбрасывали свое угощение по дорожке и садились на лавочку наблюдать, как воробьи будут завтракать.

Веселой гурьбой они слетали с кустов на землю и принимались за еду.

Вскоре среди воробьиной компании появился новичок совершенно особого вида. Он был не пестренький, как другие, а весь белый. Алеша, прозвал его «князьком».

Почему «князек»? - спросил я.

Как - почему? Разве не видишь, какой он нарядный? Известно, княжеское отродье. Весь в белом так и щеголяет, не то что наш брат замухрышка.

Действительно, «князек» сразу выделялся из всей воробьиной компании. Его издали уже было видно.

Наверное, другие воробьи ему завидуют, что он такой нарядный, - сказал я как-то раз.

Да уж известно, завидуют, - согласился Алеша.

Однако завидовать воробью-«князьку» совсем не следовало. Однажды утром, как обычно, пришли мы с Алешей в сад и рассыпали на дорожке воробьиное угощение. Птички тут же слетелись закусывать. Прилетел и «князек».

Но едва белым пушистым комочком он появился из-за кустов, как с соседнего дерева метнулось что-то серое, стрелой ударило в «князька». И в ту же секунду он забился в когтях ястреба-перепелятника.

Мы с Алешей растерянно глядели, как крылатый хищник тяжело полетел над садом, держа в когтях пойманную добычу. Видно, белый нарядный костюмчик и погубил его тем, что привлек внимание пернатого хищника.

Вот уже перепелятник перелетел лужайку, наверное, сядет на сук старой липы и там расправится со своей жертвой.

И вдруг с вершины липы прямо на перепелятника кинулся новый крылатый противник - ворона. «Урррра, урррра!» - завопила она, вихрем налетая на врага. Увернуться от вороны ловкому ястребку ничего не стоит, но, когда в когтях несет добычу, тут дело совсем другое. Отведав удар мощного вороньего клюва, ястребок смекнул, что с таким противником шутки плохи. Он тут же выпустил из когтей «князька» и ловко нырнул в гущу веток.

А помятый, пораненный когтями хищника «князек» беспомощно ткнулся на ветку соседнего дерева да так и замер на ней.

Мы с Алешей осторожно подошли поближе, чтобы рассмотреть, что делает раненая птичка, и в случае надобности прийти ей на помощь. Кто знает, куда исчез крылатый разбойник-ястребок, не затаился ли он поблизости, в гуще ветвей старой липы, и не возобновит ли свое нападение на злосчастного воробьишку?

Из-за кустов мы наблюдали за «князьком». Он сидел все так же неподвижно, не то задремал, не то был в каком-то оцепенении; казалось, вот-вот белым комочком свалится с ветки на землю.

Видать, здорово его ястреб помял, - шепнул Алеша, - пожалуй, совсем загнется.

Может, взять его, домой отнести, подержать денек-другой? - тоже шепотом предложил я.

Мы потихоньку выбрались из кустов и подошли совсем рядом к неподвижно сидевшей птичке. Теперь я видел даже, что воробышек весь распушился и прикрыл глаза. Может, он уже мертвый? Я протянул к нему руку.

Но в этот миг «князек» вдруг открыл глазки, встряхнулся, крикнул: «Жив, жив!» - и легко взлетел на верхушку деревца. Еще раз энергично встряхнулся, еще раз возвестил нам о том, что он жив, да и полетел к дальним кустам акации. Там сбились в кучку другие воробьи, его товарищи, и возбужденно чирикали, словно обсуждали недавнее происшествие.

Мы с Алешей смотрели вслед улетавшему «князьку».

Алеша, все так же улыбаясь, глядел вдаль на кусты акации, где скрылся улетевший «князек».

Выходит, нарядный костюмчик-то ему совсем ни к чему, - неожиданно решил Алеша. - Выходит, лучше б его на другую одежду сменить, поплоше, поскромнее. - Алеша лукаво усмехнулся. - Теперь небось не он один о том же подумывает. Да как смениться-то? Вот в чем загвоздка!

Тема: Выборочное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Воробей».

Цель урока : научить пользоваться техникой написания выборочного

изложения-описания.

Задачи :

  1. Учить выбирать из текста материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением, определять тему и основную мысль, выделять его смысловые части, составлять план прочитанного.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, активизируя словарный запас, творческое и логическое мышление.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе, умение слышать друг друга.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение. Вы можете сказать, что знаете уже, как это делается. Но мы сегодня познакомимся с новым видом работы над изложением.

К нам сегодня на урок пришли гости, но чтобы лучше вас узнать и с вами познакомиться, давайте немного расскажем о себе.

Саша с кем дружит Алина? А Саша? Почему вы в друзья выбираете того или иного человека? Какой же можно сделать вывод? Мы выбираем друзей за качества, которые считаем для себя наиболее ценными. Итак друзей мы выбираем . Когда нам еще приходится делать выбор? В школе в учебе нам может пригодиться умение выбирать? Зачем? Мы выбираем нужные буквы при написании слов, во время составления плана нужные слова, подбираем фразы, цитаты для написания сочинений, выбираем основные мысли в тексте и многое другое.

Умение делать выбор пригодится и сегодня, т. к. мы будем готовиться к написанию изложения. Подумайте, как можно назвать вид изложения, связанный с выбором?

II.Актуализация опорных знаний.

Тема нашего урока так и называется подготовка к написанию «выборочного изложения». Чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока? (научиться писать выборочное изложение).

Давайте подумаем, а какие же умения нам пригодятся для написания выборочного изложения. Выстройте план работы в нужной последовательности.

2. Озаглавить.

3.Выбрать существенные признаки.

4. Составить план.

5. Пересказать.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам летает,

Крохи собирает.

III.Формирование новых знаний.

Как вы догадались, что это воробей? (маленький, серенький…) Авторы загадки выбрали эти признаки для его описания. Посмотрите на эту птичку, а как бы вы охарактеризовали ее?

Какие произведения с описанием этой птички вы знаете? Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу», Горький «Воробьишко». Это в основном сказки, в которых воробей сказочный. А почему так мало произведений про эту птичку? Она маленькая, незаметная, всегда рядом. На нее люди почти не обращают внимания. А сейчас мы посмотрим на эту птичку глазами Г. Скребицкого. Переверните листочки с записью текста и скажите таким же увидел автор воробья как вы или нет?

Г. Скребицкий

На кустах акации сидело много воробьев. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в глазок. Вот передо мной на ветке воробышек. Да какой, оказывается, нарядный! Я раньше этого и не замечал. Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие, вверху на крыльях - белая полоска.

Повернул воробышек ко мне головку, словно и впрямь фотографироваться хочет. Гляжу - щечки у него почти беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!

Рядом с ним воробьиха сидит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

Что можете сказать о Г. Скребицком?

Автор выбрал героем своего текста самую обычную птичку. Он умеет увидеть прекрасное в самом обычном явлении. Увидеть красоту в обыденном. Почему вы так решили? Называет воробья франтом. Кто такой франт?

Владимир Даль: франт - щеголь, модник. Франтить - щеголять одеждой, модничать, изысканно нарядно, пышно одеваться, носить лучшие платья и украшения. Посмотрите на фотографию. Перед вами настоящий франт. Докажите, что воробья тоже можно назвать франтом (под шейкой бант или широкий галстук).

Физминутка.

Давайте вернемся к плану работы, какое название, по- вашему мнению, было бы наиболее удачным для данного текста? Почему? Автор показывает нам красоту этой птички.

Так как мы хотим написать выборочное изложение, давайте подумаем, что в этом тексте является для нас наиболее существенным? (описание воробья)

Возьмите в руки карандаши выберите и подчеркните в текстах только описание воробья, а работать мы будем в парах . Если во время работы у вас возникнут затруднения, можете обратиться за помощью к соседу(работа в парах).

Учащиеся зачитывают выбранные фрагменты. Какими словами начнем описание воробья, Как вы считаете, это удачное начало, может быть, чего-то не хватает? (непонятно о ком идет речь). Что вы знаете о тексте? Состоит из трех частей: начало, основная часть, вывод.

Все ли описательные моменты мы нашли ? Все ли слова относятся к описанию воробья?

Давайте еще раз выстроим текст-описание в нужной последовательности.

Какой следующий этап нашей работы?

Прочитайте первую часть. О чем в ней говориться? Как можно ее озаглавить?

Найдите и прочитайте вторую основную часть. Что главное в этой части? (описание воробышка). Какие трудности могут встретиться при написании этой части? Трудно запомнить. Почему? Большая. Что можно сделать для того, чтобы облегчить запоминание (разделить на маленькие части или сделать его более подробной и записать последовательность описания). Что автор описал сначала? (головку, брюшко, грудку). Прочитайте.

Прочитайте третью подчасть и самостоятельно запишите, о чем в ней говориться. Что вы написали? Найдите вывод. Как озаглавим третью заключительную часть? (франт). Почему? (главная мысль текста говорит о том, что воробышек красивый, как франт). Я озаглавила прямо словами из текста. Пользуясь планом, перескажите текст.

План:

1Воробей на ветке.

2Описание воробышка:

А) головка, брюшко и грудка;

Б) поза;

В) щечки и шейка.

3Ишь, какой франт!

IV. Рефлексия

Для того чтобы написать изложение, необходимо еще одно умение, какое? (грамотное письмо). Найдите и обозначьте орфограммы, встретившиеся в этом тексте.

Давайте подведем итог проделанной работы:

Что нового узнали?

Какие этапы работы над выборочным изложением надо знать?

Кто считает, что готов написать изложение?

Ребята, кто не готов написать изложение? Скажите, пожалуйста, почему?

Дома, для того, чтобы лучше подготовится к изложению, прочитайте описание воробья еще раз и перескажите. Сочините свою загадку про воробья, выбирая его особенные качества. Выставление оценок за урок.


Улыбается.

Михалыч наскоро пообедал и опять побежал в больницу. Нас с мамой с собой не взял. «Нельзя, - говорит, - к нему, лишнее беспокойство повредить может».

В БОЛЬНИЧНОМ САДУ

Алеша быстро поправлялся. Вскоре он уже начал понемножку вставать с постели, бродить по комнате, а потом и выходить в больничный сад. До чего же он радовался всему, что увидит: и тому, что солнце так хорошо пригревает, и что на яблонях яблоки уже зарумянились, и что воробьи в саду так звонко чирикают…

Он стал совсем как маленький, будто недавно родился и все кругом видит в первый раз. В эти дни Алешиного выздоровления мы с ним особенно подружились.

Ты погляди, Юрка, какое облако над деревом! - радостно говорил он. - Будто верблюд с горбом. Нет, не верблюд, теперь на жирафа похоже. Ишь как шею вытянул!

А по-моему, страус. Вот и перья, и хвост, - возражал я.

Мы могли часами сидеть с Алешей в саду, то рассматривая облака, то наблюдая за разными птицами, которые охотно посещали заросший, похожий на лес больничный сад или, вернее, парк.

Вон мухоловка-пеструшка перелетает с сучка на сучок.

А вот на соседнюю лавочку садится рыжегрудая птичка горихвостка. Она вздергивает своим ярко-рыжим хвостиком, и кажется, что это огонек вспыхивает на фоне темной листвы.

Иной раз в больничный сад деловито заглянет лесной гость - пестрый дятел.

Мы с Алешей радуемся каждому крылатому гостю. Нам и воробьи милы - ишь как весело, беззаботно чирикают в густых кустах акации!

С воробьями мы скоро завязали настоящую дружбу. Как приходим в сад, обязательно принесем им немного пшена, хлебных крошек, принесем и рассыплем наше угощение на дорожке, неподалеку от той лавочки, где сами сидим.

Вначале воробьи нас побаивались, никак не хотели в нашем присутствии пшено и крошки клевать. Но день ото дня попривыкли и наконец до того осмелели, что только мы в саду покажемся - они уже тут как тут. Так и летят следом за нами, того гляди, на плечо или на голову усядутся. Перелетают с куста на куст, а сами чирикают, будто спрашивают: «Что принесли, что принесли, что принесли?»

Все то же, пшена да хлебца, - смеясь, отвечал им Алеша.

Мы разбрасывали свое угощение по дорожке и садились на лавочку наблюдать, как воробьи будут завтракать.

Веселой гурьбой они слетали с кустов на землю и принимались за еду.

Вскоре среди воробьиной компании появился новичок совершенно особого вида. Он был не пестренький, как другие, а весь белый. Алеша, прозвал его «князьком».

Почему «князек»? - спросил я.

Как - почему? Разве не видишь, какой он нарядный? Известно, княжеское отродье. Весь в белом так и щеголяет, не то что наш брат замухрышка.

Действительно, «князек» сразу выделялся из всей воробьиной компании. Его издали уже было видно.

Наверное, другие воробьи ему завидуют, что он такой нарядный, - сказал я как-то раз.

Да уж известно, завидуют, - согласился Алеша.

Однако завидовать воробью-«князьку» совсем не следовало. Однажды утром, как обычно, пришли мы с Алешей в сад и рассыпали на дорожке воробьиное угощение. Птички тут же слетелись закусывать. Прилетел и «князек».

Но едва белым пушистым комочком он появился из-за кустов, как с соседнего дерева метнулось что-то серое, стрелой ударило в «князька». И в ту же секунду он забился в когтях ястреба-перепелятника.

Мы с Алешей растерянно глядели, как крылатый хищник тяжело полетел над садом, держа в когтях пойманную добычу. Видно, белый нарядный костюмчик и погубил его тем, что привлек внимание пернатого хищника.

Вот уже перепелятник перелетел лужайку, наверное, сядет на сук старой липы и там расправится со своей жертвой.

И вдруг с вершины липы прямо на перепелятника кинулся новый крылатый противник - ворона. «Урррра, урррра!» - завопила она, вихрем налетая на врага. Увернуться от вороны ловкому ястребку ничего не стоит, но, когда в когтях несет добычу, тут дело совсем другое. Отведав удар мощного вороньего клюва, ястребок смекнул, что с таким противником шутки плохи. Он тут же выпустил из когтей «князька» и ловко нырнул в гущу веток.

А помятый, пораненный когтями хищника «князек» беспомощно ткнулся на ветку соседнего дерева да так и замер на ней.

Мы с Алешей осторожно подошли поближе, чтобы рассмотреть, что делает раненая птичка, и в случае надобности прийти ей на помощь. Кто знает, куда исчез крылатый разбойник-ястребок, не затаился ли он поблизости, в гуще ветвей старой липы, и не возобновит ли свое нападение на злосчастного воробьишку?

Из-за кустов мы наблюдали за «князьком». Он сидел все так же неподвижно, не то задремал, не то был в каком-то оцепенении; казалось, вот-вот белым комочком свалится с ветки на землю.

Видать, здорово его ястреб помял, - шепнул Алеша, - пожалуй, совсем загнется.

Может, взять его, домой отнести, подержать денек-другой? - тоже шепотом предложил я.

Мы потихоньку выбрались из кустов и подошли совсем рядом к неподвижно сидевшей птичке. Теперь я видел даже, что воробышек весь распушился и прикрыл глаза. Может, он уже мертвый? Я протянул к нему руку.

Но в этот миг «князек» вдруг открыл глазки, встряхнулся, крикнул: «Жив, жив!» - и легко взлетел на верхушку деревца. Еще раз энергично встряхнулся, еще раз возвестил нам о том, что он жив, да и полетел к дальним кустам акации. Там сбились в кучку другие воробьи, его товарищи, и возбужденно чирикали, словно обсуждали недавнее происшествие.

Мы с Алешей смотрели вслед улетавшему «князьку».

Алеша, все так же улыбаясь, глядел вдаль на кусты акации, где скрылся улетевший «князек».

Выходит, нарядный костюмчик-то ему совсем ни к чему, - неожиданно решил Алеша. - Выходит, лучше б его на другую одежду сменить, поплоше, поскромнее. - Алеша лукаво усмехнулся. - Теперь небось не он один о том же подумывает. Да как смениться-то? Вот в чем загвоздка!

МАЛЕНЬКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Весь наш городок облетела радостная новость: из германского плена вернулся чернский старожил - парикмахер Копаев, Как ему удалось вернуться - не знаю. Кажется, посчастливилось попасть в какой-то обмен военнопленных. Он явился к себе домой целым, невредимым, даже очень малоизменившимся и сейчас же вновь открыл свою парикмахерскую.

Первые дни попасть туда было совершенно невозможно. Казалось, что за три года его отсутствия в Черни никто ни разу не стригся и не брился. В общем, весь городок ринулся к Копаеву привести себя в порядок, а главное - лично поглядеть на хозяина заведения, который явился без всяких повреждений почти с того света.

Наконец все жители Черни побрились, постриглись и послушали рассказ о том, что делал этот скромный преобразователь шевелюр бород и усов целых три года вдали от родины.

Волнение в городке, вызванное приездом Копаева, немножко приутихло; приутихла у местных жителей и неутолимая страсть к стрижке и бритью. И вот однажды в воскресный день сам Копаев явился к нам со своим чемоданчиком, чтобы подстричь и побрить Михалыча. Все мы, конечно, бросились разглядывать несчастную жертву войны».

В общем, «жертва» выглядела вовсе не несчастной. Копаев был таким же маленьким, толстеньким, кругленьким, как и раньше, только лицо его несколько изменилось: вместо довольно пышных усов и бородки клинышком он носил теперь крохотные усики, едва прикрывавшие верхнюю губу и эспаньолку. «Так большинство теперь в Германии носят, вот и я тоже», - пояснил он причину столь резкого изменения своей внешности.