Вольга и микула селянинович содержание. Значение микула селянинович в краткой биографической энциклопедии

Значение МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

Микула Селянинович - былинный богатырь -крестьянин. Вариант имени - Викула - объясняется переходом губного носового "м" в губной неносовой в олонецком говоре. Гораздо разнообразнее отчество Микулы: Селянинович, Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович. Из этих форм наибольшее право на архаичность принадлежит форме Селягинович (Селягинов). Как не совсем понятная, она могла быть осмыслена в форму Селянинович; наоборот, из формы Селянинович невозможно объяснить появление формы Селягинович, со средним звуком "г". Формы Селягин и Селягинович выводятся Вс. Миллером из старинного слова сельга, встречающегося в XIV в. и обозначающего нивы, запущенные под траву и лес. Название сельга до сих пор существует в Олонецкой губернии. Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, - и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья. В былинах о встрече Вольги с Микулой (Рыбников, I, ¦ 3 и 4), II, ¦ 1 и 60; Гильфердинг ¦ 32, 55, 73, 131, 195) эта встреча, по-видимому, составляла в первоначальном плане лишь эпизод в рассказе о похождениях богатыря Вольги Сеславьича; но в дошедших до нас былинах личность чудного силача-пахаря выступила так ярко на первый план, что совсем обесцветила личность Вольги. Его похождение с некоторыми городами, ради которых он собственно предпринимает с дружиной поездку из Киева, обыкновенно скомкано в нескольких стихах, так что между началом былины, рассказывающим о рождении богатыря Вольги, знамениях природы, уходе зверей, птиц, рыб, обучении и наборе дружины храброй, и окончанием ее оказалось несоответствие. Начало заставляет слушателей ожидать необычайность подвигов от Вольги, но эпизод - встреча с Микулой - поглощает весь интерес, и былина кое-как сводит конец с началом. Лучший вариант былины Трофима Рябинина (Рыбников, I, ¦ 3; Гильфердинг ¦ 73) можно найти во всякой хрестоматии. Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем по профессии, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыгрывающим род земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Микула Селянинович встречается также в одной побывальщине, записанной Рыбниковым (т. I, стр. 39, примечание). Здесь Святогор не может догнать на коне пешего путника, не может поднять носимой им сумки. В сумке оказалась тяга земная, а путник называет себя Микулой Селяниновичем. На вопрос Святогора, как ему узнать судьбину Божию, Микула посылает его к Сиверским горам, где Святогор находит свою суженую. Новейшие исследователи предполагают, что фабула былины могла быть бродячим сюжетом, занесенным в наш эпос извне. Непосредственный источник былины до сих пор не удалось открыть, хотя в параллелях чудесному пахарю, встречаемому царем, нет недостатка в сказаниях европейских и восточных. Так, академик Веселовский сравнивал Микулу Селяниновича с византийским императором Гугоном, которого встречает пашущим Карл Великий в западноевропейском сказании о хождении Карла Великого в Иерусалим и Константинополь. Всев. Миллер указал личность, сходную с Микулой Селяниновичем, в восточных сказаниях об Александре Македонском (Искандере), обработанных в поэме персидского поэта Низами (см. "Материалы для истории былинных сюжетов", IX. "К былине о Микуле Селяниновиче", "Этнографическое Обозрение", 1892, кн. XIII - XIV, стр. 120 - 126). Больших результатов достигло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее северно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бытовым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и др., где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (ср. описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга; 3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями; 5) столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Ореховец - древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль; 6) упоминание реки Волхова в одном варианте (Рыбников, I, стр. 24); 7) быть может, выше разобранное отчество Микулы от слова сельга; 8) смешение между рассматриваемой былиной и другими несомненно новгородскими (так, Вольга имеет отчество Буслаевич [Гильфердинг, ¦ 91]; Садко сводится с Вольгой и Микулой [Гильфердинг, ¦ 2]); 9) наконец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские. Кроме литературы, указанной в статье "Богатыри", ср. Квашнин-Самарин (в журнале "Беседа", ¦ 4, стр. 96); Ал. Веселовский ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1881, февраль, стр. 364, и 1888, май, стр. 76); М. Халансий ("Русский Филологический Вестник", 1881, ¦ 4, стр. 270); Всев. Миллер "К былинам о Вольге и Микуле" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, ноябрь). Вс. Миллер (умер).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    богатырь-пахарь, герой русских былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    Селянинович, один из героев русских былин, богатырь-пахарь. Известны два былинных сюжета о нём: "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени — Викула — объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком говоре. …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ
    ? знаменитый былинный богатырь-крестьянин. Вариант имени? Викула? объясняется переходом губного носового м в губной неносовой в в олонецком …
  • МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    богатырь-пахарь, герой русских былин «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула …
  • МИКУЛА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИЌУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ, герой рус. былин "Вольга и Микула Селянинович", "Святогор и Микула Селянинович", …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Тимофеев (Алексей Васильевич) - поэт (1812 - 1883); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом …
  • СВЯТОГОР в Краткой биографической энциклопедии:
    Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах …
  • ВЕЛЬЯМИНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (МИКУЛА ВАСИЛЬЕВИЧ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Вельяминов Николай (по летописям - Микула Васильевич) - сын тысяцкого Василия Вельяминова. Несмотря на измену старшего брата, Николай Вельяминов …
  • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …
  • ФОЛЬКЛОР в Литературной энциклопедии.
  • ТИМОФЕЕВ в Литературной энциклопедии:
    1. Алексей Васильевич — поэт и беллетрист. Р. в г. Курмыше б. Симбирской губ. в богатой помещичьей семье. Учился …
  • ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1856-1910) российский живописец. Произведения ("Демон", 1890, "Сирень", 1900) отмечены драматической напряженностью колорита, "кристаллической" четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    поэт (1812—83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. генерал-губернаторе. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ТИМОФЕЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? поэт (1812?83); учился на юридическом факультете Казанского университета; был губернским прокурором в Уфе, потом чиновником особых поручений при моск. …
  • СВЯТОГОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о …
  • БОГАТЫРИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

И Микулой Селяниновичем – один из трёх старших богатырей русских былин . Некоторые считают, что имя Вольга происходит от имени исторического князя Олега . Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», т. е. чародеем, вырос сказочно-богатырский образ.

Вольга происхождения чудесного – сын княжны и Змея Горыныча . Вольга – сам князь, имеющий дружину , и в то же время волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).

Он – необыкновенно сильный богатырь. Когда Вольга родился,

Подрожала мать сыра-земля,
Сине-море всколебалося.

С раннего детства Вольга обучился разным «хитростям-мудростям». Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;

Щукой-рыбой ходить в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под облака,
Серым волком рыскать во чистых полях.

Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал «воевать турецкое царство». Оборотившись «малой пташкой», перелетел он «окиан-море», прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан «воевать землю русскую». Но жена султана почувствовала, что «малая пташка», сидящая на подоконнике, не кто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу.

Тогда птичка-Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их «тетивочки шелковые разом бы полопались».

Вольга и султанова жена. Мультфильм

Перелетев затем благополучно птичкой «окиан-море», Вольга собрал свою «дружинушку хоробрую», оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной «окиан-море». Подступила дружина – уже в человеческом образе – к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной, а ворота «узорчатые» крепко-накрепко заперты.

Тогда Вольга опять прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в «муращиков» (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули «тетивочки шелковые», – все тетивочки разом полопались, – и завоевал Вольга все царство турецкое.

В одной былине Вольга, так же,

Микула Селянинович - один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать - Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором - древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор - фантастический богатырь, сила которого немеряна.

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать - как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга - князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.


Микула Селянович и Вольга фото

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией - персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

Противопоставление Вольги и Микулы - это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого - Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев - не редкость в русской и других культурах.

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко - правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко - реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.

Вольга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитрый, понимает язык птиц и зверей. Он как оборотень может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему исполнилось семь лет, он начал обучатся хитростям и премудростям. Научился плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Когда он шел по земле, то дрожала земля и выплескивались моря из берегов. Вольга настоящий богатырь, и как все богатыри - воин.

Когда Вольга, возмужал, то захотел приобрести силу и жизненную мудрость. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался в поход за данью. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Вольге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Как только Вольга с дружиной выехал в поле, так услыхал скрип сохи и насвистывание пахаря. Поехал Вольга на эти звуки, день ехал, второй, и только на третий день увидел пахаря. Обратил внимание на то, что у пахаря посох осиновый и лошадь обычная, а на своем скакуне не мог за ним угнаться. Когда догнал крестьянина, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые сапоги с острыми носами и черный замшевый кафтан. На плече висела неподъемная сумка.

Князь рассказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Крестьянином оказался Микула Селянинович, он выслушал Вольгу и сказал, что недавно был в этих городах. Купил соль и хотел уехать, но на него напали мужики, чтоб отнять деньги. Ему пришлось драться и проучить злодеев. Микула сказал, что мужики там злые разбойники и могут утопить Вольгу в реке Смородине.

Немного подумав, Вольга решил, что ему пригодится такой богатырь и предложил Микуле поехать с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился и они отправились в путь. Они отъехали на большое расстояние, и пахарь вспомнил, что забыл вытянуть свою соху из земли и спрятать ее за кустом ракиты. Князь решил сэкономить время и не возвращаться. Вольга приказал пятерым добрым молодцам, из его дружины, вернутся и закинуть соху за ракитовый куст. Оказалось, что они не могут справиться и вытянуть посох из земли. Тогда князь послал в подмогу еще десять молодцев, но и они не справились. Тогда вернулись все войны, но тоже не смогли даже пошевелить посох. Подскакал на своей кляче, Микула играючи вытянул соху и забросил ее за куст. Князя очень впечатлила сила этого мужика, так стали друзьями Вольга и Микула Селянинович.

Поскакали они дальше, и князь заметил, что когда кобыла крестьянина бежит не спеша, его конь скачет во всю прыть, а когда кобыла немного быстрее бежит, то конь вообще не может ее догнать. Добравшись до города, Вольга увидел, что мужики, которых побил крестьянин, узнали Микулу. Мужики подошли к всадникам и начали извиняться, за содеянное в прошлом. Тогда Вольга понял, что Микула пользуется уважением у мужиков и подарил ему три города. Сделал своим наместником и поручил собирать дань с мужиков.

Микула на первый взгляд простой и необразованный рабочий, но он очень мудрый, работящий, с большой духовной силой человек, который может защитить себя и Родину.

Картинка или рисунок былина Вольга и Микула Селянинович

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

  • Краткое содержание Рассказ о неизвестном герое Маршак

    Это произведение о героическом поступке молодого парня. Милиция и пожарные, да и все неравнодушные люди были заняты поисками молодого мужчины.

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Платонов Чевенгур

    История начинается с Захар Павловича, который по воли судьбы остался в своей деревни один, остальные же бежали из неё от голода. Захар Павлович отличался отменным умением запросто чинить и восстанавливать любые вещи

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действия начинаются в 20х годах 20 века тем, что герой произведения создает колонию для беспризорных детей и несовершеннолетних преступников. Главный герой старался создать дисциплину в колонии

Микула Селянинович – один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою землею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.

Жил Святослав девяносто лет,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое,

Молодой Вольга Святославович.

Стал Вольга ростеть-матереть,

Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.

И вот подросший Вольга собирает “дружи-нушку хоробрую”:

Тридцать молодцев без единого,

Первыим городом Гурчовцом,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.

Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):

Выехал Вольга во чисто поле,

Он услышал во чистом поли ратоя.

А орет в поли ратой, понукивает,

А у ратоя-то сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешики прочиркивает.

Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:

Ехал Вольга он до ратоя,

День с утра ехал до вечера,

Да не мог ратоя в поле наехати…

Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который

…С края в край бороздки пометывает,

В край он уедет – другого невидать.

То коренья-каменья вывертывает,

Да великия он каменья вся в борозду валит.

При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: “кобылка со-ловенька”, “сошка кленовая”.

Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:

Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь Со своею со дружинушкой хороброю?

Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:

Да недавно был я в городе, третьего дни,

На своей кобылке соловою,

А привез оттуль соли я два меха,

Два меха-то соли привез по сороку пуд,

А живут мужики там разбойники,

Они просят грошев подорожныих.

А я был с шалыгой подорожною,

А платил им гроши я подорожный:

А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,

А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.

Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:

– Ай же Вольга Святославович!

А оставил я сошку в бороздочке,

Да не гля-ради прохожаго-проезжего,

Они сошку с земельки повыдернут,

Из омешиков земельку повытряхнут,

Из сошки омешики повыколнут,

Мне нечем будет молодцу крестьяновати.

А пошли ты дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку с земельки повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.

Вольга посылает в поле нескольких “молод-цев” из своей дружины, чтобы они спрятали соху – орудие труда пахаря – от других мужиков.

Едут туды два да три добрых молодца Ко этой ко сошки кленовоей;

Они сошку за обжи кругом вертят,

А им сошки от земли поднять нельзя,

Да не могут они сошку с земельки повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнуть,

Вольга посылает в поле десятерых ” молод – цев”, но и те не могут справиться с “сошкой” пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.

Тридцать молодцов да без единаго.

А подъехали ко сошке кленовенькой,

Брали сошку за обжи, кружком вертят,

Сошки от земельки поднять нельзя,

Не могут они сошки с земельки повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнути,

Бросити сошки за ракитов куст.

И сказал Микула князю:

– Ай же Вольга Святославгович!

То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,

А не могут оны сошки с земельки повыдер-нуть,

Из омешиков земельки повытряхнуть,

Бросити сошки за ракитов куст.

Не дружинушка тут есть хоробрая,

Столько одна есть хлебоясть.

С этими словами пахарь

…Подъехал на кобылке соловенькой А ко этой ко сошке кленовенькой,

Брал эту сошку одной ручкой,

Сошку с земельки повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких “молодцев”.

Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.

А у ратоя кобылка, она рысью идет,

А Вольгин-тот конь да поскакивает;

А у ратоя кобылка грудью пошла,

Так Вольгин-тот конь оставается.

То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.

Стал Вольга покрикивати,

Стал колпаком Вольга помахивати,

Говорил Вольга таковы слова:

– Стой-ко, постой, да оратаюшко! –

Говорил Вольга таковы слова:

– Ай же оратай-оратаюшко,

Эта кобылка конем бы была,

За эту кобылку пятьсот бы дали.

Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:

– Ай же ты, оратай-оратаюшко!

Как-то тебя да именем зовут,

Как величают по отечеству? –

Говорил оратай таковы слова:

– Ай же Вольга ты Святославович!

Ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу.

Драни надеру да то я пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою,

Станут мужички меня покликивати:

– Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.

(Пока оценок нет)