Внешняя политика ссср в 80 годы кратко. Внешняя политика ссср

Характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира.

Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности”.

В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г.

В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

В середине 80-х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества.

Просчёты руководителей государства и партии выразились:

  • - В деформации в системе планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, а порой несбалансированность планов, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.
  • - В просчётах в экономической политике. Машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП) не было придано приоритетного значения.
  • - Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся.
  • - Не был осуществлён курс в области демократизации общественной жизни.
  • - Снижение эффективности общественного труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.
  • - Просчёт в области НТР -- слабое проявление в производстве наукоёмких отраслей, плохое использование вычислительной техники, низкая культура труда, значительное отставание от запада -- всё это выразилось в одном понятии -- “застой”.Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.
  • 1-й этап преобразования (1985-1987). Принятие мер, которые должны были укрепить порядок и дисциплину, активизировать «человеческий фактор». Ядром экономических преобразований стало ускорение социально-экономического развития страны на основе достижений НТР. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направить основные средства на техническое перевооружение, модернизацию действительных предприятий. Направлялись усиления на развитие машиностроительной отрасли. Были поставлены задачи демократизации, борьба с бюрократизмом, беззаконностью. Был омоложен верхний эшелон руководства. Уже к концу 1986 года экономическая ситуация стала вновь ухудшаться, в январе 87 года наступил спад производства - начало экономического кризиса. Первые 3-и года перестройки показали, что попытки преобразований в рамках старой системы обречены на провал.

Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому.

2-й этап (январь 1987 -- июнь 1989). Объявление новой стратегии реформ в январе 1987 года. Ее основное направление - демократизация всех слоев общества. Создание новой модели социализма «с человеческим лицом». Провал попыток реформировать советскую экономику заключается в том, что они не сопровождались политическими реформами, поэтому Горбачев идет на демократизацию политических структур. Объявлена человечность - открыто обсуждение проблем экономики и политики. Веной-летом 1988 года - наступает критический момент в развитии «революции сверху». Обострение социальных и экономических противоречий, неверие в народе в успех перемен поставил страну перед выбором: либо повернуть назад, либо сделать преобразование необратимыми. За 1990 год Советский Союз изменился до неузнаваемости. Набрал силу процесс суверенизации республики. После выборов в республиканские и местные Советы в стране сложилась новая ситуация.

Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности -- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» -- курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Начался 3-й (июнь 1989--1991) и последний этап «революции сверху». Символ перемен - избрание Ельцина Председателем Верховного Совета России - 5-го декабря Президент СССР Горбачев сложил полномочия. 1991 год оказался переломным в истории страны. За 6-ть лет перестройки ни одна из ее целей не была решена до конца. К лету ситуация характеризовалась, как кризисная. Произошел распад СССР. 25-го августа 1991 года - провозглашение независимости Украины. 8-го декабря 1991 года - образование СНГ.

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980--1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями.

С приходом к власти М.С. Горбачева в середине 80-х, начале 90-х г. в СССР, начались изменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали объективные общественные процессы, а просто следовали за ними с нулевым эффектом. Средством было избрано осторожное реформирование экономики, но единого продуманного плана выработано не было. Эти изменения получили общее название «перестройка». Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма».

Началу перестроечных реформ послужило реформирование экономики. В апреле 1985г был провозглашен курс на ускоренное социально-экономическое развитие страны. Его рычагами были: научно-техническая революция, технологический прорыв в машиностроении и активизация сознания масс. Но ставка на энтузиазм потерпела неудачу, т.к. без технической поддержки и квалификации это привело не к ускорению, а к большому количеству аварий (пример - Чернобль в 1986г). Также потерпели неудачу и две компании - борьба с не трудовыми доходами и борьба с пьянством. Это привело к появлению «теневой экономики» и самогоноварению.

В сельскохозяйственной отрасли предполагалось развивать фермерские хозяйства. Это предусматривало передачу в аренду гражданам сельхоз угодий и техники для ведения фермерского хозяйства. Но реально колхозы не были заинтересованы в передаче частникам хороших пахотных земель и техники. К концу 1991г. фермерские хозяйства составили всего лишь 3% от общего пахотного клина.

В июне 1990г. Верховным Советом принимается концепция перехода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики. Это предусматривало разгосударствление гос. Собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т.д. Однако механизм и сроки были сформулированы очень приблизительно, что в целом отличало политику горбачевской администрации и это приводило к тому, что кризис народного хозяйства еще больше усиливался. К тому же большинство принимаемых законов просто не работало. Как следствие не продуманности реформ продолжал падать уровень жизни населения, резко усилилась инфляция, началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко усилились темпы роста инфляции. Кроме этого предпринятое реформирование политической системы привело к тому, что в самой КПСС начались различные общественно-политические движения - социал-семократическое; центристское и ортодоксально-традиционное. Это привело к тому, что из рядов КПСС начался массовый отток ее членов. А в 1989-90гг. компартии стран Балтии (Литва, Эстония и Латвия) заявили о своем выходе из состава СССР. Начался процесс регионального дробления страны и складывания новой власти на местах в лице республиканских съездов, которые начали проведение своей национальной политики которая зачастую шла в разрез политики центра. Весной и летом 1990г. Латвия, Эстония, Литва, РСФСР и другие союзные республики СССР приняли декларацию о Гос. Суверенитете, что послужило началом распада СССР. Горбачев старался сохранить целостность СССР и с этой целью в марте 1991г. проводит первый общесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Не смотря на волю народа (за сохранение СССР высказались 76.4% населения) представители лишь 9 республик согласились вести с Горбачевым переговоры по данному вопросу. Обсуждение было назначено на 22.08.91г. Но в ночь с 18 на 19.08.91г. власть в стране захватил Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч удалось подавить президенту РСФСР Ельцину, т.к. Горбачев был блокирован в Крыму сторонниками ГКЧП. Сразу после путча Ельцин своим указом приостанавливает деятельность КПСС, фактически своей властью он ликвидировал КПСС как политическую структуру. После этого развал СССР стал не обратим. В конце августа Горбачев был вынужден подписать акт о признании выхода из состава СССР прибалтийских стран.

Последняя попытка центра, во главе с Горбачевым предотвратить развал СССР, была предпринята в сентябре 1991г. когда выдвигалась идея образования вместо СССР ряда суверенных государств которые бы представляли бы собой конфидерацию с единым институтом президентской власти. Но эта попытка не удалась. 08.12.91г. лидеры России (Ельцин), Белоруссии (Шушкевич) и Украины (Кравчук) объявили о роспуске СССР. И создании СНГ (содружества независимых государств) к которому в последствии присоединились Молдавия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Это был конец СССР как единого государства. 25.12.91г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

Рассматривая политику Горбачева, мы видим его вялую реакцию на этнические конфликты, постоянное лавирование в решении острых вопросов которые имели важнейшее значение для СССР. Горбачев всем своим политическим существованием и сознательным бездействием обеспечил постепенный распад великой державы. В одном из западных изданий было его политика сформулирована так: - «Поглощенный политической борьбой Горбачев сделал фатальную ошибку, полагая, что экономические проблемы решатся сами собой. Результатом стало катастрофическое экономическое падение и развал, одной из самых могущественных держав». Горбачев фактически сдал СССР на милость США в октябре 1986г. в Рейкьявике, на свтрече с президентом США Рональдом Рейганом. Сам Горбачев похоже не испытывал угрызения совести за то, что за не долгие 6-ть лет своего правления стер с политической карты планеты великую державу мира, наследницу тысячелетней России.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике -- все это привело к нарастанию в течение 1990--1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности» , складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии -- КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП) . Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т.е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода. Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25--30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль. Сотрудничество двух стран подтверждалось подписанием в 1971г. ряжа соглашений Л.И.Брежневым и новым президентом Франции Помпиду. Советская сторона надеялась, что сближение с Францией будет способствовать решению германского вопроса, который оставался одним из главных. В 1969г. федеральным канцлером ФРГ стал В.Брандт, стремившийся наладить отношения с Востоком. Переговоры с Советским Союзом в Москве в 1970г. привели к заключению договора, в котором страны отказывались от применения силы в отношениях между собой. Были признаны послевоенные границы. 21декабря 1972г. ФРГ признала ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1969г. СССР и США достигли паритета по числу межконтинентальных ракет. 26 мая 1972г. в Москве был заключен временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число межконтинентальных баллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок. В 1978г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне и т.д.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств – участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе. Переговоры очень скоро зашли в тупик. Смертельный разрядке был нанесен вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря. Здесь основной задачей было устранить угрозу распада лагеря и теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось. В июне 1967г. осложнилось положение в Чехословакии из-за экономических срывов и политических репрессий. Осенью оппозиция властям усилилась – начались забастовки и массовые демонстрации. В ночь на 21 августа 1968г. войска пяти стран – участниц ОВД (Албания, Болгарией, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) вступили в Чехословакию». Пражская весна» (период политической либерализации в Чехословакии) закончилась. В мае 1970г. был подписан договор о союзе с СССР. Помимо ОВД и СЭВ (сове экономической помощи) на протяжении 60 -70 гг. было создано около 30 межгосударственных учреждений для координации работы промышленности, транспорта, различных отраслей производства.

Стремление к внутриполитической стабильности, заставляло лидеров СССР искать пути для снижения уровня международной напряженности. Проблемы были унаследованы из прошлых периодов советской истории и решение их, требовало новых подходов, переосмысленных в ключе реальностей развивающегося мира.

Контрастность международных отношений времен «холодной войны», когда был достигнут паритет в политике и вооружениях, привел мир к балансированию на грани новой мировой войны. Агрессия США в Индокитае еще больше осложнила отношения СССР и Запада.

Советские лидеры были убеждены в прочности позиций социалистического лагеря, а США, со своей стороны стремились выйти из вьетнамской авантюры, сохранив лицо. Это дало возможность, к началу семидесятых годов, запустить процесс установления прагматичных отношений СССР с США:

    в 1969 году, Запад поддержал инициативу стран Варшавского договора о созыве общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству;

    в 1970 году, договором между ФРГ и Советским Союзом признавали послевоенные границы как окончательные и отказывались от применения вооруженных сил для решения проблем;

    в 1971 году, советские, американские, английские и французские представители подписали соглашение по Западному Берлину;

    в 1972 году, Ричард Никсон, стал первым американским президентом, посетившим Москву, где были заключены соглашения об основах взаимоотношений между странами и договоры об ограничении ПРО и СНВ;

В 1973 году, с ответным визитом в США побывал Л. И. Брежнев, заключенное там соглашение об устранении угрозы ядерной войны завершило поворот к разрядке отношений между странами.

Европейское совещание в Хельсинки

Апогеем «разрядки» стал подписанный 33-мя европейскими странами и США Заключительный акт СБСЕ, в котором были:

  • подтверждены политические и территориальные итоги II Мировой войны;
  • скоординированы принципы доверия в военной сфере;
  • согласованы главные направления совместных усилий в экономической, научной и экологической сферах;
  • увязаны вопросы прав и свобод человека с внутренней политикой стран-подписантов Акта.

Подписание Заключительного акта было значимой победой политики мирного сосуществования. Относительная стабильность в отношениях с капиталистическими странами сохранялась вплоть до ввода ОКСВА в Афганистан. Страны Запада использовали этот повод для развязывания очередного раунда «холодной войны».

Роль региональных конфликтов в обострении ситуации

После Карибского кризиса центр противостояния СССР и США переместился в разные регионы мира. СССР и США выступали на стороне разных противоборствующих группировок:

  • во время агрессии США во Вьетнам;
  • в арабо-израильской войнах на Ближнем Востоке;
  • в Индо-Пакистанском конфликте;
  • в антиколониальной борьбе народов Африки;
  • в гражданской войне в Никарагуа и Эфиопии;

Эти конфликты, локализованные в регионах были полем противоборства СССР и США, полигоном для испытания новейших вооружений, совершенствования военного планирования.

Отношения внутри лагеря социалистических стран

Концепция, на основе которой строились отношения с соцстранами носила негласное название: «доктрина Брежнева». Ее суть была заключена в том, чтобы любыми средствами обеспечить единство социалистического лагеря, во главе с Советским Союзом.

Предпринятая в 1968 году, лидерами Чехословакии попытка выйти из под опеки Москвы была подавлена. В ликвидации опасного прецедента, наряду с советскими войсками приняли участие войсковые подразделения из всех стран Варшавского пакта. Позднее, во время подобных событий в Польше, советское руководство не использовало в полном объеме «пражский опыт» и развитие ситуации имело печальные для мирового социализма последствия.

К началу 70-х годов обострились отношения с КНР, компартия которой выдвинула заявку на первенство среди социалистических и развивающихся стран. Ситуация противостояния дошла да военных конфликтов и острой идеологической борьбы на всех площадках сотрудничества, особенно после ухода Мао Цзедуна.

Полностью воплотить в жизнь «доктрину Брежнева» не получилось. Страны соцлагеря охотно пользовались всеми преимуществами, предоставляемыми им со стороны СССР, но при этом активно отстаивали свою независимость во всех сферах.

В целом советская внешнеполитическая деятельность эпохи 60-80-х годов имела устойчивую направленность на снижение уровня прямого противостояния Востока и Запада, разрешая острые углы через региональные войны. Но в это же время обозначилась тенденция движения СССР к системному кризису во внешней политике.

Приход к власти М. Горбачева, первоначально не предвещал изменений во внешнеполитических отношениях СССР. Новый Генеральный Секретарь, как и его предшественники, заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой со стороны капиталистических государств и укрепления социалистического лагеря.

«Новое политическое мышление»

Изменения в ведении внешней политики произошли с занятием Э. Шеварднадзе поста министра иностранных дел летом 1985 г. Новый министр выработал три основных курса советской дипломатии: нормализация отношений с США, начло двухстороннего сокращения ядерного потенциала и прекращение участия СССР во внутренних противостояниях стран Африки и Азии.

Подобные предложения были поддержаны Горбачевым и уже в начале 1987 года начали активно внедряться советским правительством. Такая внешнеполитическая концепция получила название «новое мышление».

Основными принципами «нового мышления» было восприятие мира, как целостной системы и отвержение его полюсного деления, согласно различиям идеологий. Также подобная политика отвергала силовые методы решения противоречий между государствами, отводя решающую роль в этом мирным переговорам.

В ноябре 1985 года было положено начало политическому потеплению между СССР и США: состоялась официальная встреча лидеров двух враждующих государств, М. Горбачева и Р. Рейгана. Через два года, США и СССР подписали двухстороннее соглашение о ликвидации ядерных боеголовок, наличие которых создавало военную напряженность в мире.

К началу 1988 года всю меньшую роль в дипломатии играют коммунистические принципы. М. Горбачев понимал, что отсутствие развития экономики можно заместить «прорывом» в дипломатических отношениях с Западом это была единственная возможность продолжить политику «перестройки».

Правительство СССР вынуждено было принимать все условия, которые выставляли США изменение советской политики касаемо ситуации на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации армии, формирование рынка и федерации, а также демократичное преобразование жизни государства.

На завершающем этапе «перестройке», правительство США принялось активно вмешиваться во внутреннюю политику СССР. Президент Д. Буш, тайно от Горбачева вел переговоры с лидерами союзных республик.

О ведении негласной дипломатии США и некоторых социалистических советских республик говорит тот факт, что о решении денонсации союзного договора 1922 года, первым узнал именно президент Д. Буш, а уже после М. Горбачев.

Дипломатия со странами «третьего мира»

Главной региональной проблемой СССР была война в Афганистане. Остановить боевые действия в этом государстве требовалось немедленно, так как это было главной причиной раздора с капиталистическими странами. 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск из Афганистана. Завершение интернациональной миссии окончательно закрепило сближение СССР и США.

Экономическая нестабильность в СССР в 1985-1989 году стала причиной сокращение объема материальной и продовольственной помощи развивающимся социалистическим республикам. В этот период была прервана военная поддержка Ирака.

Советское правительство присоединилось к политической блокаде Ливии, как того требовали США и Западная Европа. Благодаря отвержению идеологических барьеров, дипломатические отношения начали налаживаться с Тайванем, Южной Кореей, Израилем и ЮАР.

Противоречивый характер носила внешняя политика СССР. Основу ее составляли два взаимоисключающих процесса: «разрядка международной напряженности» и идеологическая конфронтация с Западом, продолжавшаяся гонка вооружений. К концу 60-х - началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. В этой связи необходимо выделить следующие события: улучшение советско-французских отношений и советскогерманских отношений, возобновление советско-американских встреч на высшем уровне (начиная с визита Р.Никсона в Москву в мае 1972 г.); принятие советским руководством на ХХ1У съезде КПСС (1971 г.) Программы мира. Это новое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядка международной напряженности». Основой «разрядки» принято считать достижение паритета - стратегического равенства вооружений - СССР и США, достигнутое в конце 60-х гг. Стержнем «разрядки» стали благоприятные советскоамериканские отношения, впервые после войны вышедшие за рамки сугубо дипломатических контактов. Улучшилась ситуация в Европе. В 1970 г. был подписан договор с ФРГ о признании послевоенных границ. Пик «разрядки» пришелся на 1972-1975 гг., когда между двумя сверхдержавами было заключено свыше 40 соглашений в сфере экономики и политики (например, об ограничении ядерных вооружений и противоракетной обороны). В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров 33-х европейских стран, США и Канады. Был подписан Заключительный акт, который провозгласил нерушимость границ, отказ от применения силы, невмешательство во внутренние дела, признание свободы передвижения, свободу получения информации и другие принципы мирного сосуществования между различными государствами. Вместе с тем говорить об окончании «холодной войны» было преждевременно. Сохранялось противостояние двух военно-политических блоков - Варшавского Договора и НАТО. В рассматриваемый период с обеих сторон усиливается роль геополитических интересов, которые облекались в прежнюю идеологическую форму. После чехословацких событий 1968 г. советское руководство в начале 70-х гг. сформулировало концепцию отношений с так называемыми «социалистическими» странами Восточной Европы, названной на Западе «доктриной Брежнева». Упор в ней делался на защиту от любых посягательств политического строя стран Восточной Европы вплоть до использования вооруженных сил СССР. Эта политическая линия характеризовалась усилением экономической зависимости стран «социалистического содружества» от СССР и закреплялась присутствием на территории Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии советских войск. В то же время ввод советских войск в Чехословакию усилил раскол социалистических стран. Еще более отдалились от СССР Румыния, Югославия и Албания. Особенно острой была реакция Китая, обвинившего советское руководство в империалистической политике, не принимая одновременно «чешскую демократизацию». Отношения СССР и Китая приобретали все более конфронтационный характер. Восточный сосед стал предъявлять территориальные требования, что привело в 1969 г. к пограничным вооруженным конфликтам. Наиболее крупный произошел в районе острова Даманский на участке восточной советско-китайской границы. В этот период советское руководство было всерьез обеспокоено угрозой крупномасштабной войны с Китаем. В связи с этим, важное значение приобретало освоение Дальнего Востока. Началось форсированное строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа). В 70-е годы СССР потратил 200 млрд рублей на укрепление границы с КНР. Урегулирование отношений СССР с Китаем произошло лишь в период перестройки. Тяжелым финансовым бременем становилась помощь СССР «развивающимся странам». В условиях скрытого противостояния двух сверхдержав в различных регионах мира Советский Союз оказывал поддержку режимам, декларировавшим свою «социалистическую ориентацию», а также коммунистическим партиям других стран. Это были льготные кредиты, поставки военной техники, а также выполнение советскими военнослужащими «интернационального долга» в Египте, Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Эфиопии и др. - всего более чем в 20 странах. В 1978 г. СССР заключил договор о дружбе и сотрудничестве с новым правительством Афганистана, которое пришло к власти в результате революции. Но в Афганистане началась гражданская и междоусобная война между представителями различных социальных, этнических и клановых группировок. В первое время советское руководство отклоняло настойчивые просьбы из Кабула о военном вмешательстве. Но осенью 1979 г. в руководстве Народно-демократической партии (НДПА) произошел переворот. К власти в стране пришел президент Амин, начавший кровавые репрессии в партии. Советское руководство опасалось усиления исламской оппозиции, а также подозревало Амина в симпатиях к Китаю и желании восстановить отношения с США. Не желая «потерять Афганистан» и считая необходимым корректировку внутриполитического курса этой страны, узкий круг советских руководителей (Брежнев, Андропов, Устинов, Громыко) принял решение о применении силы. 27 декабря 1979 г. спецотряд КГБ захватил дворец Амина. Одновременно советские войска вошли в Афганистан, а новый президент, ставленник Москвы, Б.Кармаль легализовал этот шаг соответствующим «приглашением». Однако задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия, поскольку, по существу, советские войска оказались вовлечены в гражданскую войну. По мере роста военных потерь Афганистан из внешнеполитической проблемы стал превращаться во внутриполитическую, которая усугублялась полным отсутствием правдивой информации. По официальным данным, СССР потерял в афганской войне (1979-1989 гг.) 14,5 тыс. человек убитыми. Ввод советских войск в Афганистан стал концом «разрядки». США сочли это нарушением раздела «сфер влияния». Мировая общественность осудила действия Советского Союза, многие страны бойкотировали Московскую Олимпиаду-80. Процессу разрядки помешали также ставка США на новый тип вооружений (крылатые ракеты) и решение СССР о размещении в Чехословакии и ГДР ракет среднего радиуса действия. Новый лидер страны Ю.В. Андропов (с 11.1982) пытался наладить диалог с Западом, однако ситуация еще более обострилась, когда 1 сентября 1983 г. советский истребитель сбил над о. Сахалин южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Советское руководство квалифицировало инцидент как провокацию спецслужб США. Президент США Р.Рейган назвал Советский Союз «империей зла», провозгласил против него «крестовый поход» и объявил о начале работ над программой «звездных войн» (СОИ). Таким образом, крайняя идеологизация внешней политики вновь привела к обострению международных отношений. Начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику СССР в крайне тяжелые условия. Отвечая на вопросы, связанные с политическим развитием страны в 6080-е гг., следует обратить внимание на развитие консервативных тенденций в деятельности КПСС. После снятия Хрущева началась полоса тихой «реабилитации» Сталина. Его имя все чаще начинает присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, мемуарах. Прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Хотя сталинистам не удалось добиться полной реабилитации вождя, сам вопрос о преодолении «культа личности» был снят.