Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Внутренняя среда организма" (8 класс). Учительские университеты Вещество вырабатываемое на чужеродный организм или белок

Урок повторения и обобщения материала по биологии.
Бурага Ольга Владимировна.
Астраханский район, Джалтырская средняя школа №1

Интеллектуальное ассорти-шоу «Кровь. Кровообращение»

“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.

Китайская мудрость.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о кровеносной системе;
усвоение учащимися стандартного минимума сведений о кровеносной системе;
развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи; воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций через игру.

Оборудование: красочно оформленный кабинет, как для шоу; карточки – задания; фишки; жетоны; магнитофон; музыкальные заставки; карточки для рефлексии; чаши для жетонов.

Ход урока.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости пришедшие к нам на наше интеллектуальное ассорти-шоу. Интеллектуальное – потому что, вам нужно будет напрячь всю вашу мозговую систему; ассорти – так как, вас ждут разнообразные задания, где вы в полной мере использовать полученные знания, проявить смекалку и реализовать свои способности; ну а шоу – потому что, все это наши гости увидят наглядно. И мы с вами постараемся, чтобы наш урок получился не сколько показным, сколько полезным.
На столе у вас фишки разного цвета, возьмите в руки тот цвет, который вам более благоприятен. Определились? Покажите все выбрали. Обсуждать задания вы будите всей командой, а отвечать будет тот у кого окажется фишка определенного цвета, т.е. если я говорю красная фишка, то и отвечает представитель красной фишки. Всем понятно? Будут вопросы, поднимаем руку и спрашиваем, что не понятно.
Итак, начнем.

В нашем ассортименте 1 этап, который называется «Термины»
Это каждый знать обязан,
А вот знает ли?! Проверим.
Догадайтесь, что за термин.
Ну а мы у вас проверим.

Условия: я читаю определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (я читаю определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течении 10 мин проверяют работы своей команды.

Задания:
1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)
2. Самый крупный сосуд. (Аорта.)
3. красные кровяные клетки. (Эритроциты.)
4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)
5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)
6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)
7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)
8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)
9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)
10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)
11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)
12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)
13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)
14. Жидкая часть крови. (Плазма.)
15. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)
17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)
18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)
19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)
20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
21. Особое белковое вещество, впервые обнаружено в крови обезьян Ландштейнером. (резус-фактор)

2 этап нашего ассорти называется «С точностью до…»
Граммы, доли и проценты,
Вот попробуй разбери.
Сколько в крови лейкоцитов,
Подскажи на раз, два, три.

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задания:
1. 90 % (количество воды в крови).
2. 300 г (масса сердца).
3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
9. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
11. 2,5 см (диаметр аорты).
12. 27 с (время полного круга кровообращения)

Время домашнего задания и 3 этап «Модели», где вы должны били проявить свою смекалку, да и все ваши таланты.

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения» (1-я команда), «Образование тромба» (2-я команда), «Формирование иммунитета» (3-команда).
Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.
На модели поглядели,
Все понятно стало вдруг.
Это кровь и антитело.
Вот кровообращенья круг.

1. «Круги кровообращения» (сценка). Участвуют 4 человека: «кровь»,
«сердце», «тело», «легкие». «Кровь» (4) идет от «сердца» (2) к «телу»
(1), которому отдает красную фишку («кислород») и берет у него
синюю фишку («углекислый газ»), затем «кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее «движется к легким» (3), где отдает синюю фишку и берет красную, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется.

2. «Образование тромба» (сценка), Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий –ученик из 10 класса читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5 «застревают» в сетки рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

3. «Формирование иммунитета» (сценка)
Действующие лица: Девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).
Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

Ну что ж, интеллектуалы, вас ждет 4 этап нашего ассорти «Найди ошибку»
Раз ошибка, два ошибка
Всех пожалуй и не счесть.
Кто их сразу все отыщет,
Вот тому хвала и честь.

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течении 1-2 мин в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу «Найди ошибку».

1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи-соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с.).

Бойся опасности, когда ее нет, когда пришла не впадай в панику, а борись с ней. С этой древней мудростью нельзя не согласится. Следующий этап «Сам себе 03» прием в травмпункте.
Кто здесь первый пострадавший?
Помощь в раз окажем вам.
Потому что мы все знаем,

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку.
Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьевкой).

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.
Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.
Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.
Ответ. Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Заключительный этап нашего ассорти-шоу составление кластера….

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин). Каждой команде даю заранее подготовить сообщения. Темы сообщений:

I. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

II. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

III. Значение физических упражнений для укрепления ССС.

Заключение:

Рефлексия: Наше интеллектуальное ассорти-шоу подходит к завершению. Я бы хотела, чтобы вы ответили на вопрос: На сколько процентов сегодняшний наш урок имел отношение к реальной жизни, пригодятся ли вам знания которые вы получили на протяжении нескольких уроков изучая тему «Кровь. Кровообращение»? Посовещайтесь и выразите свой ответ в %, карточки у вас на столе. ….А в каких ситуациях вы сможете эти знания применить?

Ребята, какой орган является главным чудом нашего организма? Правильно, конечно же сердце. А для нормального функционирования, что любит наше сердце?(овощи и фрукты, витамины, молоко, мясо, рыбу и…) И чтобы ваше сердце никогда не уставало в любом смысле этого слова, за хорошую работу на уроке, да и какое шоу без подарков, мне тоже хочется сделать вам приятное. (вручение подарков) А когда я вижу улыбку на вашем лице, это полезно становится для моего сердца.

Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин.


1.Движение крови по кровеносным сосудам. 2.Самый крупный сосуд 3.Красные кровяные клетки. 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. 8.Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. 10. Способность организма защищаться от инфекционного воз­действия. 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для перелива­ния. 14.Жидкая часть крови. 15.Группа крови универсального донора. 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. 17.Кровь, насыщенная кислородом. 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. Термины


1.Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.) 2.Самый крупный сосуд. (Аорта.) 3.Красные кровяные клетки. (Эритроциты.) 4.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.) 5.Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.) 6.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.) 7.Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.) 8..Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.) 9.Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.) 10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.) 11.Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.) 12.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.) 13.Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.) 14.Жидкая часть крови. (Плазма.) 15.Группа крови универсального донора. (1 или 00.) 16.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный бе­лок или организм. (Антитело.) 17.Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.) 18.Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.) 19.Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.) 20.Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.) Термины




90% раз в мин. 0,8сек 120 дней 0,9% 6-9 тыс./мм см/с 120/80 мм рт.ст. 5млн/мм3 0,5-1 мм/с 2,5 см 300г. количество воды в крови масса сердца количество сердечных сокращений продолжительность жизни эритроцитов длительность сердечного цикла количество NaCl в крови количество эритроцитов скорость тока крови в капиллярах нормальное артериальное давление крови количество лейкоцитов скорость тока крови в аорте диаметр аорты




1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый. 2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока. 3.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. 4.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Прием в травмпункте


1.Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо нало­жить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не бо­лее 1,5-2часов (чтобы не вызвать некроза). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт. 2.Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусст­венным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использова­нием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой раз в ми­нуту, массаж сердца - ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины - с частотой раз в мин. 3.Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круго­вую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для на­ложения швов. 4.Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марган­цовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Урок - смотр знаний по теме: «Кровь. Кровеносная система. Иммунитет»

кровь лейкоцит сосуд ученик

Задачи


.повторить терминологию по темам кровь, иммунитет; выявить степень понимания процессов свертывания крови, фагоцитоза, формирования иммунитета.

.умение оказывать первую помощь при различных типах кровотечения.

.воспитание здорового образа жизни.


Оборудование


·таблички с названиями команд

·эмблемы участников конкурсов

·ведомости для жюри

·бумага для терминологического диктанта

·эталон ответов

·карточки с цифровой информацией

·реквизиты для показа моделей

·вата, бинт, жгут, носовой платок


Ход урока


I. Организационный момент.

Учитель сообщает цель и задачи урока, объявляет условия проведения игры, представляет жюри. Учащиеся выбирают цветовые фишки и занимают места за игровыми столами.

II. Основная часть.

.Конкурс «ТЕРМИНЫ»

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (с желтой фишкой) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течении 5 минут проверяют работы своей команды.

.самый крупный сосуд (аорта)

.красные кровяные клетки (эритроциты)

.кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)

.препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)

.белые кровяные клетки (лейкоциты)

.способность организма защищаться инфекционного воздействия (иммунитет)

.кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)

.вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин0

.вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм (антитела)

.кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

.сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

.Конкурс «С ТОЧНОСТЬ ДО …..»

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее всех вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

.90% (количество воды в крови)

.300г (масса сердца)

.60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

.120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

.0,8 сек (длительность сердечного цикла)

.0,9% (количество NaCI в крови)

.120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление)

.30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)

.2,5 см (диаметр аорты)

.0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)

.Конкурс «МОДЕЛИ»

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения», «Свертывание крови», «Иммунитет». Конкурсанты с зелеными фишками комментируют выступление своей команды.

«Круги кровообращения»

Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело», «легкие». Кровь идет от сердца к телу, которому отдает красную фишку (кислород) и берет у него синюю фишку (углекислый газ), затем кровь возвращается к сердцу и далее движется к легким, где отдает синюю фишку и берет красную, кровь возвращается к сердцу и все повторяется.

«Свертывание крови»

Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенки сосудов, а остальные - элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (1 и 2 участник размыкают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (3,4,5 игроки многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити фибрина (1 и 2 игроки протягивают руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови, они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

«Формирование иммунитета»

Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), полицейский (лейкоцит), боец спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать, в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем возвращается, ведя с собой полицейского. Полицейский смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца спецназа (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

.Конкурс «НАЙДИ ОШИБКУ»

Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм их 10 млн (5 млн). зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутой) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке).основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ (газов).заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови называется тромбофлебитом (малокровие).

Лейкоциты.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидную (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс). Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны) самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

Сердце - двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи (соединительная ткань) и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому венозная и артериальная кровь смешиваются (не смешиваются).

.Конкурс «ПРИЕМ В ТРАВМПУНКТЕ»

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП «пострадавшему».

.у пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови - алый.

Ответ: тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду, выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 - 2 часов. На рану стерильная повязка.

.у пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговою или «шапочкой». Доставить в медпункт.

.у пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой. Повязка не обязательна.

.Конкурс «СООБЩЕНИЯ»

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения.

Темы примерные: «Сердечнососудистые заболевания и их профилактика», «Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС», «зачем нужны прививки?».

III. Подведение итогов урока.

.Выставление оценок за терминологический диктант.

.Оценки за участие в конкурсах.

.Общие итоги и выводы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Итак, в организме предсуществуют антитела и РТК к любому произвольно взятому антигену. Эти антитела и РТК присутствуют на поверхности лимфоцитов, образуя там антиген-распознающие рецепторы. Чрезвычайно важно, что на поверхности одной клетки находятся антитела (или РТК) одной и той же специфичности. Один лимфоцит может синтезировать антитела (или РТК) только одной специфичности, не отличающиеся друг от друга по структуре активного центра. Это формулируется как принцип «один лимфоцит - одно антитело».

Каким же образом антиген, попадая в организм, вызывает усиленный синтез именно тех антител, которые специфично реагируют только с ним? Ответ на этот вопрос дала теория селекции клонов австралийского исследователя, Нобелевского лауреата Ф. М. Бернета (1899-1985). Согласно этой теории, высказанной в 1957 году и полностью подтвержденной последующими экспериментами, одна клетка синтезирует лишь один тип антител, которые локализуются на ее поверхности. Репертуар антител формируется до и независимо от встречи с антигеном. Роль антигена заключается лишь в том, чтобы найти клетку, несущую на своей мембране антитело, реагирующее именно с ним, и активировать эту клетку. Активированный лимфоцит вступает в деление и дифференцировку. В результате из одной клетки возникает 500 - 1000 генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один и тот же тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. В результате дальнейшей дифференцировки лимфоцит превращается в клетку, не только синтезирующую данное антитело, но и секретирующую его в окружающую среду. Таким образом, функции антигена - найти соответствующий ему лимфоцит, вызвать его деление и дифференцировку в клетку, секретирующую антитела. В этом и заключается суть иммунного ответа: в селекции нужных клонов и их стимуляции к делению. Динамика первичного и повторного ответов, согласно теории Бернета, - это отражение динамики размножения клонов клеток, продуцирующих антитела к данному антигену. Толерантность - утрата клона клеток вследствие их контакта с антигеном в процессе созревания лимфоцита.

В основе образования лимфоцитов-киллеров лежит тот же принцип: селекция антигеном Т-лимфоцита, несущего на своей поверхности РТК нужной специфичности, и стимуляция его деления и дифференцировки. В результате образуется клон однотипных киллеров, несущих на своей поверхности большое количество РТК, взаимодействующих с антигеном, входящим в состав чужеродной клетки, и способных убивать эти клетки.

И здесь мы встречаемся с новыми проблемами, уже выходящими за пределы клонально-селекционной теории иммунитета. Первая из них: как РТК узнают антиген? Дело в том, что киллер ничего не может сделать с растворимым антигеном, ни обезвредить его, ни удалить из организма. Но лимфоцит-киллер очень эффективно убивает клетки, содержащие чужеродный антиген, поэтому он проходит мимо растворимого антигена, но не пропускает антиген, находящийся на поверхности чужеродной клетки. Для этого существует специальный механизм, так называемое «распознавание в контексте». Он заключается в том, что РТК не узнают соответствующий ему антиген, если он находится в свободном виде, но строго специфически реагируют с ним, если он находится в комплексе с антигеном тканевой совместимости, о котором мы упоминали выше. Эти антигены всегда присутствуют на поверхности любых клеток организма и обладают способностью комплексироваться с чужеродными белками, вернее, с их фрагментами. Таким образом, антигены тканевой совместимости образуют «контекст», в котором (и только в котором!) РТК распознают чужеродный антиген, активируя лимфоцит и стимулируя его к делению и дифференцировке в полноценный киллер.

Вторая проблема, выходящая за пределы клонально-селекционного принципа, - это лимфоциты-помощники. Детальное изучение реакций иммунитета показало, что для образования клона клеток, продуцирующих антитела, или клона киллеров необходимо участие специальных лимфоцитов-помощников. Сами по себе они не способны ни вырабатывать антитела, ни убивать клетки-мишени. Но, распознавая чужеродный антиген, они реагируют на него выработкой ростовых и дифференцировочных факторов, которые необходимы для размножения и созревания антителообразующих и киллерных лимфоцитов. В этой связи интересно вспомнить о вирусе СПИДа, вызывающем сильнейшее поражение иммунной системы (синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД). Этот вирус поражает именно лимфоциты-помощники, делая иммунную систему не способной ни к выработке антител, ни к образованию киллеров.

И наконец, очень важная проблема: как вырабатывается толерантность к антигенам собственного организма? В полном соответствии с теорией Бернета было показано, что если незрелый лимфоцит, несущий антительный рецептор или РТК к собственным антигенам, встречается с таким антигеном, то он инактивируется или погибает. Таким образом, организм лишается клонов лимфоцитов, способных реагировать с собственными антигенами, не ослабляя своего ответа на антигены чужеродные. Важно отметить, что при некоторых заболеваниях сохраняются «запрещенные» клоны, отвечающие антителами или киллерами на антигены собственных клеток. В этом случае возникают тяжелейшие заболевания, такие, например, как красная волчанка, при которой поражаются собственные ткани организма.