Викторина растения и животные. Игра-викторина "растительный и животный мир"


^ Викторина «Животный и растительный мир»

  1. Какие птицы не умеют летать? (Пингвины, страусы)

  2. Где ночует белая куропатка? (В снегу)

  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

  4. Откуда плывёт утка? (От берега)

  5. Какая певчая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой?
(Оляпка – водяной воробей)

  1. Дышит ли цыплёнок в яйце? (Да)

  2. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)

  3. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)

  4. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)

  5. Какое самое распространённое животное на земном шаре? (Лягушка)

  6. Какая птица самая распространённая в мире? (Курица)


  7. (Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу).

  8. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца (Гелиотроп, мимоза).

  9. (Пчёлы, птицы)




  10. (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру).

  11. (Мокрица)

  12. 19.Когда «плачут» деревья и почему? (Весной, вовремя сокодвижения)

  13. 20.Какую траву любят кошки? (Валериану)

Викторина «Охрана природы»

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку?

(Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

(Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300 – 500 лет.)

3. Напомните правила сбора грибов.

(Нельзя разрывать мох, нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землёй или прикрыть мхом. Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые. Ядовитыми грибами лечатся лоси и другие животные.)

4. Почему не в каждом лесу растут лишайники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разводить костёр?

(Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места.)

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

7. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой?

(Птицы учат птенцов искать пищу, защищаться от врагов. Дома покормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощный.)

8. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно?

(Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота.)

10. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить под куст. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно, хорошо полить).

Викторина «Вспомните, как и о ком говорят в народе?»


  1. Смелый, как... (лев) .

  2. Трудолюбивый, как... (муравей (пчела)) .

  3. Беспечный, как... (стрекоза) .

  4. Злой, как... (собака) .

  5. Коварная, злая, как... (змея) .

  6. Верный, преданный, как... (собака) .

  7. Хитрый, как... (лиса) .

  8. Упрямый, как... (баран, осёл) .

  9. Кровожадный, как... (шакал (волк)) .

  10. Трусливый, как... (заяц) .

  11. Слабый, беззащитный, как... (мышонок) .

  12. Могучий, как... (орел) .

  13. Скользкий, как... (угорь) .

  14. Тихий, как... (мышь) .

  15. Вольный, как... (птица) .

  16. Глупый, как... (утка) .

  17. Мудрый, как... (ворон) .

  18. Хищный, как... (акула) .

  19. Выносливый, как... (лошадь) .

  20. Холодный, как... (лягушка) .

  21. Важный, надутый, как... (индюк) .

  22. Зубастый, как... (крокодил) .

  23. Голодный, как... (волк) .

  24. Толстощекий, как... (хомяк) .

  25. Косолапый, как... (медведь) .

  26. Длинноногий, как... (цапля) .

  27. Желторотый, как... (птенец) .

  28. Большеглазый, как... (филин (сова)) .

  29. Быстрый, как... (олень) .

  30. Порхать, как... (бабочка) .

  31. Тащиться, ползти, как... (черепаха) .

  32. Топать, как... (слон) .

  33. Прыгать, скакать, как... (блоха (кузнечик)) .

  34. Скользить, как... (змея) .

  35. Выступать величаво, как... (павлин) .

  36. Плавать, как... (рыба) .

  37. Трещать, болтать, как... (сорока) .

Викторина «Маленькие тайны природы»

1. Летом на траве, цветах можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в неё особое клейкое вещество.)

2. «Летят паутинки над сонным жнивьём». (М.Исаковский) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летящие нити – это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки осенью.)

3. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4. Какое дерево «переодевается», становясь, то серо – серебристым, то зелёным?

(Осина. Это дрожат её листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях, крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже, кончик волоска ломается. Волосок делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)

6. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата 1 выводка – «настовики», так как появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопаднички».)

8. Какой зверёк самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Кода ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шёрстку от прилипшей грязи, распрямляет примятые в норе волоски.)

10. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жука.)

11. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

12. Почему луговую герань называют журавликом? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

Викторина «Лесная аптека»

1. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомого? (Листья подорожника.)

3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Чёрной смородины, шиповника.)

5. Каким лечебным свойством обладает мать – и мачеха?

(Отвар сухих листьев – хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли употребляют при бессоннице и нервных расстройствах.)

7. Какие болезни лечит красавица берёзка?

(Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное желчегонное средство.)

8. Когда следует собирать лекарственное сырьё?

(Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – в начале сокодвижения. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет трава.)

9. Назовите правила сушки лекарственных трав.

(Сушить растения надо под навесом, избегая попадания прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.)

^ Викторина « Знатоки естествознания»


  1. Какое море обязано своим названием водорослям? (Красное море)

  2. «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, т бегу, и стеклянной быть могу». (Вода)

  3. Зона растительной нищеты. (Пустыня)

  4. Растения, убивающие микробы. (Черёмуха, листья дуба, чеснок, хрен, лук, берёза, сосна, жасмин, чёрная смородина, мята).

  5. Жители бразильских джунглей называют его «дамой под покрывалом». Что это? (Гриб)

  6. Хищный цветок. (Росянка)

  7. Водяные блохи. (Дафнии)

  8. Воздушный замок под водой. Кто его построил? (Паук – серебрянка)

  9. Дерево пустыни, умеет добывать и беречь каждую каплю воды. (Саксаул)

  10. Газели и антилопы не пьют воды в течение всей жизни. Как они обходятся без воды? (Вода образуется в теле животных.)

  11. Живёт в Центральной и Южной Америке. Если его не тревожить, будет спать почти всё время. (Ленивец)

  12. Когда эти насекомые собираются в походные колонны и шагают по лесу, спасается бегством даже ягуар. (Муравьи).

  13. Что такое айсберги? (Плавучие острова льда.)

  14. Что такое гейзер? (Периодически фонтанирующий источник горячей воды и пара.)

  15. Смерч гигантской разрушительной силы. (Торнадо.)

Викторина «Живой мир лесов»

1. Какие два зверька самые мелкие в лесах? (Землеройка – крошка и мышь – малютка.)

2. Какие звери строят гнёзда на деревьях, как птицы? (Мышь – малютка и белка.)

3. Каких летучих зверей вы знаете? (Летучие мыши и белки-летяги.)

4. У каких зверей самый ценный мех? (У соболя, бобра, куницы, выдры, норки.)

5. Какие водные звери вам известны? (Выдра, норка, бобр, ондатра, водяная полёвка.)

6. Назовите белых зверей и белых птиц. (Белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, полярная сова, лебедь, журавль - стерх, снежный подорожник.)

7. Какая птичка самая маленькая? (Желтоголовый королёк.)

8. Какие птицы лучше всех охраняют лес от вредителей? (Синицы, дятлы, поползни, пищухи, корольки.)

9. Какие три птицы поют лучше всех? (Соловей, певчий дрозд, полевой жаворонок.)

10. Пользу или вред приносят совы? (Совы приносят пользу, так как питаются грызунами.)

11. Какая сова самая маленькая? (Сыч-воробей.)

12. Какие змеи ядовиты, а какие безопасны для человека? (Ядовиты гадюка чёрной и серой окраски, безопасны уж и медянка.)

13. Существуют ли безногие ящерицы? (Веретеница.)

14. Водятся ли в наших лесах носороги? (Водятся, это жуки-носороги.)

15. Сколько видов тритонов можно найти весной? (Три вида: обыкновенный тритон, сибирский тритон - углозуб, бревенчатый тритон.)

16. Назовите самую крупную ночную бабочку. (Бабочка большая сатурная, или большой ночной павлиний глаз.)

17. Есть ли на болотах поющие лягушки? (Есть, жерлянки.)

18. Каких бабочек больше – дневных или ночных? (Ночных бабочек – их несколько тысяч видов, дневных же около ста.)

19. Какой хищник бегает, как вол, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха.)

20. Какой зверь нашей тайги самый ловкий? (Медведь.)

Викторина «Растения и животные – предсказатели»


  1. Какое комнатное растение может предсказать погоду?
(Монстера перед ненастьем за сутки начинает выделять влагу)

  1. Какие растения опускают листья с заходом солнца и раскрывают их с восходом солнца? (Гелиотроп, мимоза)

  2. Какие животные имеют внутренние часы? (Пчёлы, птицы)

  3. Как ласточки предсказывают погоду? (Ласточки низко летают перед дождём над землёй, т.к. насекомые тоже опускаются вниз.)

  4. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Она закрывает цветки перед дождём и к вечеру.)

  5. У этого сорняка прозвище «барометр». Если он не раскрыл цветы до 9 утра, то жди дождя. Кроме того, это любимая пища певчих птиц. (Мокрица)

  6. Какое болотное растение плачет перед дождём? (Камыш)

  7. Цветки каких растений перед дождём всегда закрываются? (Одуванчика, мать – и – мачехи, козлобородника)

  8. Что означает раннее и позднее цветение черёмухи?
10. К чему закрывает цветки мокрица утром? (К дождю.)

11. Цветки какого растения распускаются в пасмурную погоду и предвещают ясную? (Вьюнка полевого)

12. Что предвещает цветение акации? (Холода не будет.)

13. Соцветия ноготков перед дождём закрываются, а рано утром раскрываются – к чему? (К ясной погоде)

14. К чему распускаются цветы шиповника и одуванчика осенью? (К долгой и тёплой осени)

15. Что предвещает цветение рябины? (К долгому теплу)

16. Какие насекомые особенно злы перед дождём? (Оводы)

17. К чему сильно трещат кузнечики? (К жаркой погоде)

18. Что означает ранний излёт пчёл из ульев? (К ранней весне)

19. К чему мошки лезут в лицо? (К дождю)

20. К чему просыпаются мухи зимой? (К теплу)

Приложение № 8

Положение о конкурсе чтецов

1. Цели и задачи

Конкурс проводится с целью привлечения детей к чтению стихотворений о природе; эстетического нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развитие их творческих способностей.

2. Сроки проведения

3. Организаторы конкурса:



  • Перегребинское участковое лесничество,


4. Номинации конкурса

4.1. Лучшее прочтение стихотворения.

5. Участники конкурса

1-й этап - прием заявок на участие в конкурсе.

Заявки в произвольной форме, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15.

3-й этап - подведение итогов конкурса, награждение победителей и призеров.

Выразительность чтения стихотворения;

Творческий подход;

Оригинальность замысла.

8. Награждение

9. Дополнительная информация

Дополнительную информацию об условиях участия в конкурсе можно получить на сайте школы.

Приложение № 9

Положение о конкурсе рисунков

Тема: Изменение в природе происходят год от года…

1. Цели и задачи

Конкурс проводится с целью эстетического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также развития их творческих способностей.

2. Сроки проведения

Конкурс проводится 3 раза в год по сезонам – осень, зима, весна.

3. Организаторы конкурса


  • МОУ ДОД «Дом детского творчества»,

  • Перегрёбинское участковое лесничество,

  • школьное лесничество «Лесовик»,

  • МОУ «Чемашинская СОШ» НОУ «БИОМ».
4. Номинации конкурса

4.1. Лучший рисунок на тему «Сезонные изменения в природе».

4.2. Самый юный участник конкурса.

5. Участники конкурса

К участию в конкурсе допускаются все желающие, независимо от пола и возраста.

6. Порядок проведения конкурса

1-й этап - прием конкурсных работ.

Работы, соответствующие номинациям, принимаются в установленные оргкомитетом сроки по адресу: д. Чемаши, ул. Школьная, д.15. Рисунки принимаются с кратким описанием (наименование, фамилия, имя и адрес автора).

2-й этап - оценка работ, определение победителей и призеров конкурса.

3-й этап - подведение итогов конкурса, подготовка наградных материалов.

4-й этап - торжественное награждение победителей и призеров конкурса.

7. Критерии определения лучших работ конкурса

При подведении итогов конкурсная комиссия учитывает:

Соответствие тематике конкурса;

Необычность рисунка;

Оригинальность рисунка.

8. Награждение

Участники, занявшие 1-3 место в каждой номинации, награждаются дипломами.

9. Дополнительная информация

Дополнительную информацию можно получить на сайте школы

Приложение № 10

Загадки о природе


  1. Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь.

И ногами не пройдёшь.

(Болото)


  1. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

(Ручей)


  1. Меж гор, меж дол
Бежит белый конь.

(Река)


  1. Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт.

(Иней)


  1. Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет.

(Лёд)


  1. День и ночь кричит,
А голос не устанет.

(Водопад)


  1. Ревнул вол
За сто сёл,

За сто речек.

(Гром)


  1. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Снег)


  1. Шёл долговяз,
В землю увяз.

(Дождь)


  1. Лежал, лежал,
Да и в речку побежал.

(Снег)


  1. Летит - молчит,
Лежит – молчит,

Когда умрёт,

Тогда заревёт.

(Снег)


  1. Заря – заряница,
Красная девица

По миру (по свету) ходила,

Слёзы (ключи) обронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

(Роса)


  1. Без рук, без ног
Под окном стучится,

В избу просится.

(Ветер)


  1. Бежал по одной улице,
На другую перешёл,

И по третьей полетел.

(Ветер)


  1. Синенька шубёнка
Покрыла весь мир.

(Небо )


  1. Летит орлица
По синему небу,

Крылья распластала

Солнышко застлала.

(Облако)


  1. Крашеное коромысло
Через реку повисло.

(Радуга)


  1. Ходит без ног,
Рукава без рук,

Уста без речи.

(Тень)


  1. У меня есть,
У тебя есть,

У дуба – в поле,

У рыбы в море.

(Тень)


  1. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)


  1. Неизвестно, где живет.
Налетит, деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер)

  1. Ниток много, а в клубок не смотаешь. (Паутина)

Цель

Развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний.

Кто среди животных самый быстрый, самый ловкий, самый умный? А какие бывают рекорды среди растений?

Рекордсмены животного и растительного мира способны удивлять . Самое высокое дерево из ныне существующих - это секвойя Гиперион. Высота этого гиганта составляет 115,5 метра. Это выше, чем тридцатиэтажный дом! А возраст дерева оценивается в 700-800 лет.

Видеоматериал Викторина Самые-самые


Текст. Викторина Самые-самые (животные и растения)

    Самая ядовитая змея. Кобра

    Самое быстрое животное. Гепард

    Животное, обладающее самой маленькой скоро-стью передвижения. Улитка

    Самая крупная обезьяна. Горилла

    Самое длинное растение. Лиана

    Самое высоко прыгающее животное. Пума

    Самая свирепая и кровожадная рыба, обитаю-щая в реках Южной Америки. Пиранья

    Самое крупное земноводное. Исполинская сала-мандра

    Самая крупная ящерица. Варан

    Самой крупной сухопутной черепахой являет-ся... слоновая

    Самая маленькая птица нашей фауны. Королек

    Самый высокий полет у грифа

    Самую высокую скорость при полете развива-ет. Сокол сапсан

    Это самая крупная клетка живого организма, употребляемая человеком в пищу. Яйцо

    Самый сильный и крупный удав в мире. Ана-конда

    Самое быстро растущее растение. Японский бамбук

    Самые крупные листья. Бразильская пальма рафия тедигера

    Самые длинные корни у дикого инжира

    Самые большие цветкиу раффлезии Арнольда

    Самое высокое дерево всех времен. Царственный эвкалипт

Рекордсмены среди животных по размеру - синие киты . Синий кит, или, как его ещё называют, блювал, — это не просто самое большое и тяжелое современное животное. Вероятно, что это огромное млекопитающее является самым крупным животным из всех когда-либо живших на земле. Длина его тела может достигать 33 метров, а вес превышает 200 тонн. Сердце кита размером с легковую машину, а язык - со взрослого слона.

Несмотря на такие внушительные размеры, киты питаются мелкими головоногими, рыбой, рачками, крилем, планктоном. Точная продолжительность жизни гигантов доподлинно неизвестна. Но прожить кит может долго - примерно 80-90 лет, а самый старый зарегистрированный кит дожил до почтенного возраста 110 лет.

Из-за бесконтрольного отлова голубых гигантов на нашей планете осталось не так уж много - не более 10 тысяч особей.

Животные-долгожители.

Сколько прожили самые старые животные-рекордсмены? Всем известно, что некоторые виды птиц и рыб могут существовать более ста лет. Морской еж Красного моря способен перешагнуть двухсотлетний рубеж. Самым древним на сегодняшний день моллюском считается особь, по кольцам на раковине которой был определен возраст 405 лет. Ещё один фантастический долгожитель - арктическая губка. Это животное ведет прикрепленный образ жизни и растет очень медленно. Была найдена крупная особь, возраст которой оценивается от 15 до 23 тысяч лет!


Но и эта цифра не предел. Вид медуз Turritopsis Nutricula потенциально бессмертен! Достигнув зрелости, это удивительное животное снова превращается в полип, из которого в дальнейшем сформируются новые медузы. Эта метаморфоза продолжается бесконечно, а значит, смерть от старости медузе не грозит.

Самое большое сухопутное животное.

Рекордсмены из мира животных, слоны , являются самыми большими сухопутными существами, живущими на планете в данный момент. Вес самца может достигать 7 тонн, а рост - 3,5 метра. Слоны примечательны не только своими размерами, это ещё и одни из самых умных животных.

Примером высокого интеллекта слонов является тот факт, что они способны узнавать свое отражение в зеркале. Это является показателем того, что эти животные обладают самосознанием, представлением о себе, собственным «я». Кроме человека, отражение в зеркале узнают только высокоразвитые виды обезьян и дельфины. Слоны могут использовать подручные инструменты, то есть, по сути, оружия труда. К примеру, эти млекопитающие могут брать ветки, чтобы отмахиваться от мух. Не чуждо гигантам и творчество. Слоны могут рисовать и обладают хорошим музыкальным слухом.

Самое умное животное.

На звание самого умного претендуют несколько видов животных, но все-таки наиболее приблизились к человеку шимпанзе. Одаренные особи могут освоить язык жестов и даже составлять на нем короткие фразы. Они обладают чувством юмора, способны употреблять слова в переносном смысле и даже создавать новые понятия на основе известных. Шимпанзе понимают обращенную к ним речь. Это самые фотогеничные животные-рекордсмены. Фото этих обезьян можно увидеть во многих подборках оригинальных и удивительных картинок.


Эти удивительные животные в природе используют примитивные орудия труда - палки, листья, камни - и могут комбинировать 2 инструмента. Шимпанзе разбивают орехи камнями и применяют тонкие палочки для извлечения ядер, могут заострять палки зубами и использовать их для охоты.

Самое высокое животное.

Как выглядят самые высокие животные? Рекордсмены по росту - жирафы. Самцы могут достигать высоты 6 метров и веса 1,2 тонны, при этом практически одну треть длины составляет шея. Шаг этого величественного животного - 6-8 метров. Чтобы кровь могла снабжать кислородом мозг жирафа, ему нужна сильная восьмикилограммовая сердечная мышца. У животного высокое давление и густая кровь, а его артерии имеют толстые стенки и снабжены системой клапанов.

Жираф может доставать вкусные листья с верхних веток деревьев, а вот пить ему тяжело, приходится опускаться на колени. Спят эти гиганты лежа, согнув гибкую шею и положив голову на круп. Благодаря высокому росту и острому зрению жирафы могут увидеть опасность на расстоянии двух километров. Они могут обороняться передними копытами и бежать со скоростью 60 км/ч.

Самое быстрое животное

Какое самое быстрое животное-рекордсмен? Гепард способен с места развить скорость 65 км/ч всего за две секунды и на короткой дистанции достичь скорости 130 км/ч. Он нагоняет жертву одним прыжком и мгновенно убивает точным укусом в шею. После трапезы зверь покидает тушу, так как не способен защитить её от других хищников.


Гепард - гибкое, стройное животное . Эти грациозные кошки не пугливы, не склонны к агрессии по отношению к человеку и часто напоминают своим поведением собак. Известны случаи приручения гепардов. Между собой пятнистые спринтеры общаются с помощью негромкого тявканья и мягкого чириканья, напоминающего птичье.

Самое маленькое млекопитающее

Животные-рекордсмены могут быть и крохотными. Свиноносую летучую мышь часто называют мышкой-шмелем. Это крохотное млекопитающее действительно напоминает размерами насекомое. Длина тела мыши едва достигает 3 см, а вес составляет 2 грамма. Нос животного похож на небольшой пятачок, отсюда и название вида. Эти малыши обитают в Мьянме и Таиланде, встречаются редко. Живут зверьки группами, в известковых пещерах. Ведут ночной образ жизни и питаются насекомыми.

Самая маленькая птица

Крохотные животные-рекордсмены часто напоминают насекомых. Так, колибри-пчелку сравнивают то с бабочкой, то со шмелем. Эта крохотная птичка весит 1,6 г, а её тело имеет длину 5,7 см. Летают крошки молниеносно и могут развить скорость 80 км/ч. Их крылья двигаются так быстро, что можно услышать жужжание. Питаются колибри цветочным нектаром.

Рекордсмены среди растений

Самое высокое дерево из ныне существующих - это секвойя Гиперион . Высота этого гиганта составляет 115,5 метра. Это выше, чем тридцатиэтажный дом! А возраст дерева оценивается в 700-800 лет.

Самый большой живой организм на Земле - "Пандо" - клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тысяч стеблей происходят от одного когда-то жившего тополя. Все 47 тысяч стеблей имеют единую корневую систему и могут быть названы единым организмом, масса которого 6 тысяч тонн. Возраст "Пандо" - 80 тысяч лет (по некоторым оценкам - до миллиона лет), что делает его одним из главных кандидатов на звание самого долгоживущего организма планеты .


Самому старому дереву на сегодняшний день исполнилось 4845 года. Это сосна остистая межгорная по имени Мафусаил, произрастающая в Калифорнии. Остистые сосны имеют высоту около 10 метров, их стволы и ветви искорёжены, а кора часто отсутствует. Мафусаил значительно пострадал и от туристов, которые пытались унести с собой на память ветку или кусочек коры. Сейчас точное место произрастания дерева держится в секрете.

Самое высокое дерево всех времен - царственный эвкалипт (Eucalyptus regnans). В отчете 1872 года австралийского инспектора государственных лесов Уильяма Фергюсона упоминается упавшее и обгоревшее дерево вида Eucalyptus regnans (эвкалипт царственный), которое при жизни имело высоту как минимум 150 метров.

Самое длинное растение - ротанговая пальма, которая принадлежит к семейству лиан. Длина стебля ротанга достигает 300 метров.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской к югу от острова Ибица в Средиземном море. Клональная колония посидонии океанской размером 8 км. в поперечнике может иметь возраст до 100 тысяч лет.

Самое большое по объему дерево и вообще самый большой неклональный живой организм на Земле - секвойядендрон (гигантская секвойя или мамонтово дерево) "Генерал Шерман" , объём которого 1487 куб. м. Возраст "Генерала Шермана" - от 2300 до 2700 лет. Высота этой гигантской секвойи 83,8 м., диаметр у основания 11,1 м., окружность ствола - 31,3 м. Дерево имеет массу 1910 тонн. Для сравнения: масса самого большого животного (синего кита) составляет до 190 тонн.


Самый старый неклональный организм всех времён - сосна остистая межгорная . Самое долгоживущее дерево этого вида ("Прометей") было срублено в 1964 году в американском штате Невада. Лишь после того, как дерево срубили, удалось установить, что это самое долгоживущее дерево всех времен - "Прометею" было 4862 лет. Другой представитель вида сосна остистая межгорная - дерево "Мафусаил" (по имени библейского долгожителя), которому на данный момент 4842 года ичерез 21 год "Мафусаил" может обойти по продолжительности жизни "Прометея" .

Дерево с самым толстым стволом - Арболь дель Туле / Дерево Туле вида таксодиум мексиканский. Дерево растет прямо посреди города Санта-Мария-дель-Туле в Мексике. Диаметр ствола этого дерева - 11,62 метра., окружность ствола - 36,2 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля. Ученые подтвержают, что возраст дерева примерно такой, как об этом гласит индейская легенда.

Однако существовало дерево еще толще, чем "Арболь дель Туле". Окружность "Каштана сотни лошадей" на Сицилии - 57,9 м (данные измерения 1780 года). При этом "Каштан сотни лошадей" имел в то время не один ствол, а несколько (все стволы происходят из одного корня). Согласно легенде, Джованна I Арагонская в сопровождении ста рыцарей попала в грозу. Все путники тогда нашли убежище под этим деревом, которое стало называться "Каштаном сотни лошадей". Возраст этого дерева - от 2-х до 4-х тысяч лет. В настоящее время дерево разделено на 3 ствола, самый крупный из которых имеет окружность 22 метра.

Самое быстрорастущее растение - японский бамбук мадаке (Phyllostachys bambusoides), который за сутки может вырасти больше, чем на 1 метр.



Самые длинные корни (120 м.) у дикого инжира , растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья - у бразильской пальмы рафия тедигера (Raphia taedigera), которые имеют длину более 22 метров и ширину почти 12 метров.

Сценарий игры-викторины «Растительный и животный мир»

Подготовка к викторине .
Накануне проведения викторины классы разделить на две команды. Им было дано домашнее задание – выбрать капитана и название своей команды. Например: «Бельчата» и «Зайчата».

1 Конкурс «Разминка».
Давайте вспомним загадки о животных.

Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен он, хорош,
Но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)

В море видим мы фонтан.
Кто его устроил там?
Почему фонтан плывет?
Что за чудо-пароход? (Кит.)

Дремлют на подушке
Маленькие ушки,
Мягонькие лапки,
Коготки-царапки. (Котенок.)

Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)

Что за маленький народ?
Кошке спать он не дает,
В кладовой шныряет,
Крупу собирает. (Мыши.)

Птица та - деревни житель.
Кур-хохлаток предводитель.
Только червячка найдет,
Собирает свой народ. (Петух.)

Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела.)

В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыбка.)

Над рекою он в полете,
Этот чудо-самолетик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза.)

Есть рога, но не бодается,
Зубы есть, но не кусается,
Домик носит на себе,
А живет она в воде. (Улитка.)

Загадки загадываются по пять каждой команде.

2 Конкурс « Вопросы - ответы».
1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)
2. Какие грибы ест белка? Сухие или свежие (сухие)
4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)
5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)
6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)
7. Как вы думаете: плавают ли муравьи? (да)
8. Самое крупное наземное животное? (слон)

3 Конкурс капитанов «Вспомни сказку».
Капитаны должны вспомнить сказки, в которых встречаются животные. (Сказка о рыбаке и рыбке, Три поросенка, Сивка-бурка, По - щучьему велению, Золотое копытце, Гадкий утенок, Гуси-лебеди, Три медведя, Маша и Медведь, Колобок и др.)

4 Конкурс «Закончи определение»
Командам выдаются конверты, в которых написаны определения животных. Их нужно дописать и назвать по три животных данного класса.
Животные, у которых шесть ног, называются ……………..(насекомые- муха, пчела, бабочка)
Животные, тело которых покрыто перьями, называются……………………..(птицы- ласточка, голубь, воробей)
Водные животные, тело которых покрыто чешуей, называются ………………..(рыбы- окунь, карась, щука)
Животные, тело которых покрыто шерстью, называются……………………….(звери- волк, лиса, медведь).

5 Конкурс « Шифрограмма».
ведущий : Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю,
33-я,
Задание 1 команде:
14- 6- 5- 3- 6- 5- 30
(медведь)

Задание 2 команде:
19- 20- 18- 6- 12- 16- 9- 1
(стрекоза)

ведущий – ребята, а знаете ли вы, что некоторые животные могут предсказывать погоду?
1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)
2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)
3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

6 Конкурс . Растительный мир.

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Самое сладкое дерево наших лесов (липа)

    Разноцветные грибы (сыроежки)

    Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина)

    У какого дерева ствол белый? (береза)

    У какого дерева весной дятла поит (береза)

    Название какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

    Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    Дерево - символ нашей Родины (береза)

ведущий:

    Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек - искать укромное местечко.)

    Каковы причины лесных пожаров? (Непогашенный окурок, костер, молния.)

    Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

    Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите
    любимой подруге?
    а Искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик.
    б Несколько благоухающих цветов.
    в Огромный букет этих нежных цветов.

    Продолжите предложение: «Когда наступит весна, я...»
    Варианты ответов:

    • Посажу дерево;

      Не буду рвать первоцветы;

      Сделаю скворечник;

      Не буду брать выпавших птенцов;

      Не оставлю горящий костер в лесу..

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы...
    I.
    а Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.
    б Все бросили в костер.
    в. Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.
    П.
    а Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.
    б Залили костер водой или засыпали землей.
    в. Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Ведущий :Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы

Викторина

Растительный и животный мир земного шара.

Учитель: Монгуш Е. К.

Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели

  1. Формировать у учащихся познавательный интерес.
  2. Воспитывать любовь к живой природе.

Предварительная подготовка

Вопросы викторины готовятся заранее.

Все вопросы, подготовленные к викторине, помещаются в большую коробку, перемешиваются, и каждый ученик класса вытягивает по одному вопросу. Из этих вопросов и составляется викторина.

Класс делится на группы. Ведущий задаёт одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Примерные вопросы викторины

I. Растительный мир.

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу).

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

II. Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрёй? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только 2 цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поёт на одной ноге? (Комар)

Ход викторины

I.Вступление.

Викторина начинается музыкой «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Ведущий. Великий сказочник Г.-Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник». Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислять названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок, выигрывает.

II. Вопросы викторины.

1. как называется первый весенний цветок? (Подснежник.)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане- снежной каплей, французы-снегосверлителем, чехи-снеженками, испанцы-белым цветком, немцы-снежным колокольчиком, болгары-задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать-и-мачеха, пролеска, крокусы, сон-трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василёк)

Ведущий. В Древнем Риме василёк назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плёл венки и гирлянды. Как то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мёртвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мёртвое тело, превратив юношу в василёк.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василёк, лён, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис).

Ведущий. В каждом цветке живёт поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах. Какие цветы являются символами государств.

Россия - ромашка. Украина - подсолнух.

Беларусь - цветок льна. Болгария - роза.

Индия - лотос. Япония - хризантема.

Китай - пион. Голландия - тюльпан.

Франция - лилия. Англия - маргаритка.

Ирландия - клевер. Италия - гвоздика.

Швеция- василёк.

Какие женские имена связаны с названиями цветов? (Роза, Лилия, Маргарита, Анюта, Гортензия, Камелия, Мальва, Виола, Лола (тюльпан по арабски).)

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные её творения. Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и людям и себе. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

III. Итоги викторины


Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия:

– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  • Компьютерная техника.
  • Презентация.
  • Листовые пластины деревьев и шишки.
  • Муляжи грибов.
  • Картинки с цветами, кустарниками.
  • Настоящие ягоды для угощения.
  • Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие и крупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й тур – кустарники .

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков .)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я....
Ответ: Подосиновик

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!