Виды и техника выполнения логопедического массажа при дизартрии. Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный логопедический

массаж при дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяется в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

  1. «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).
  2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
  3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабления мышц шеи

(пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад: а)одной рукой поддерживает шею ребенка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки; б)медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз .

Расслабление лицевой мускулатуры

1) поглаживание от середины лба к вискам,

От бровей к волосистой части головы,

От линии лба вокруг глаз,

От переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей,

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шеи,

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

2) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

3) надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

Нижней губы от углов рта к центру,

Верхней губы (движения сверху вниз),

Нижней губы (движения снизу вверх),

Носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

3) легкое постукивание по губам пальцами.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

1)поглаживание лба от середины к вискам,

Лба от бровей к волосам,

Бровей,

Век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

Щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2) сжимание подбородка ритмичными движениями;

3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

4) перетирание щечной мышцы (указательным пальцем во рту, остальные снаружи);

5) пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

1) поглаживание от середины верхней губы к углам,

От середины нижней губы к углам,

От углов губ по носогубным складкам к краям носа;

2) пощипывание губ;

3) покалывание губ.


– это дефект речи, возникающий при поражениях нервной системы, а именно – иннервации речевого аппарата. При этом проявляются проблемы с артикуляцией, затрудняется подвижность мягкого неба, губ и языка.

В детстве последствия для словообразования при дизартрии будут более выражены, вплоть до недоразвития речи. Важно помнить, что это не основное заболевание, и начинать лечение нужно не с него. Но коррекция нарушений речи также очень важна. Одним из способов коррекции и лечения при дизартрии является массаж.

Логопедический массаж способствует коррекции речи при дизартрии. Также он благоприятно воздействует на психологическое состояние детей с дефектами речи.

В процессе лечебной манипуляции задействуются мышцы, входящие в состав речевого аппарата, нормализуются их функции, повышается эластичность, сила, тонус мышц околоязычной области и в целом мышц, участвующих в процессе речи, глотания, жевательных мышц.

Данная процедура способствует ликвидации патологии голосовых связок, улучшает кровоснабжение за счет расширения капилляров (происходит так называемая кислородная терапия) и лимфоток в органах и тканях, нормализует секрецию кожного покрова.

После полного курса у пациента сокращается количество спазмов речевых мышц, патологических непроизвольных движений, парезов, параличей, улучшается произвольность и членораздельность речи.

Виды массажа

По факту, логопедический массаж при дизартрии делится на две группы: классический массаж и самомассаж.

В понятие классического массажа входят различные манипуляции логопедом на поврежденный участок либо на область рядом с ним. Применяют как ручные действия в виде поглаживаний, растирания, вибрации, разминания, так и инструментальные, когда в роли предмета выступают зубные щетки, соски, зонды и пр.

Запатентованный метод Новиковой Е. В., при котором для лечебного эффекта используются специальные авторские приспособления – зонды. Все зонды в наборе из 8 штук уникальны, имеют различную форму (шарик, топорик, усики) и свою область применения. Таким образом, зондовый массаж дает возможность оказывать влияние именно на пораженный участок, особенно полезен при .

Он улучшает артикуляцию, активизирует мышечную активность и подвижность языка, нормализует тонус мышц, благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние. Тем самым звуки становятся более четкими и понятными. Также он полностью безболезнен.

Как и любая из лечебных процедур, имеет противопоказания:

  • раны на участке, подвергаемом воздействию;
  • возраст ребенка до 6 месяцев;
  • заболевания крови;
  • тромбоз;
  • активная форма туберкулеза;
  • отек Квинке;
  • эпилепсия, судороги, припадки;
  • простуда, грипп.

Техника проведения проста. Он проводится курсами по 2-3 недели с промежутками в 1,5 месяца. Упражнения зависят от формы зонда. Так, вилочковым зондом покалывают язык, щеки, губы и небо. «Восьмеркой» растирают мышцы, не затрагивая язык. «Крестовиной» логопед нажимает на язык, провоцируя сокращение его мышц.

Массаж зубной щеткой

Кроме набора зондов, массаж при дизартрии у детей проводится и другими приборами, вплоть до обычных бытовых предметов. Таких, как зубная щетка. Важно, чтобы щетинки не повреждали слизистую рта, потому надо выбирать самую мягкую щетку.

Перед началом процедуры ребенку под язык кладут марлевую салфетку. В силу обильного слюнотечения, салфетки придется менять каждые несколько минут.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для эффективного массажа язык должен быть расслаблен. При напряжении специалист массирует подчелюстную ямку. Движения щеткой не должны быть сильными и грубыми. Допустимы круговые движения, а также прерывистые, при чистке всей площади языка, хорошо применять при .

Логопед внимательно следит за реакцией ребенка. Обычно для него этот вид массажа приносит только положительные эмоции и волнения не вызывает, так как зубная щетка не провоцирует страх, но бывают исключения.

Этот вид логомассажа необходимо проводить обязательно в перчатках, теплыми руками, ногти должны быть коротко подстрижены. Также снимаются все украшения.

Процедура начинается с расслабления пациента легкими поглаживаниями, разработки мышц шеи медленными поворотами головы ребенка из стороны в сторону, после чего можно перейти на область лица.

Массаж лица начинаем поглаживаниями, руками движемся по направлению от бровей к линии роста волос, дугообразными движениями по лбу к вискам. В области глаз совершаем легкие движения от внутреннего угла глаза к наружному сверху и, наоборот, снизу глаза. Зону щек также сопровождаем дугообразными движениями по траектории от крыльев носа к скуловой кости и круговым движением по самой щеке. Массаж губ производят от центра губы к углам, а от них – в сторону уха. Уши массажируют поглаживающими движениями, подбородок растирают. Завершают массаж в области носогубного треугольника. Массаж показан при .

Если у пациента наблюдается асимметрия лица, то более интенсивные движения совершаются с пораженной стороны.

Каждое движение повторяют 2-5 раз, а в ходе работы массажист выполняет контакт с ребенком, может ему петь, читать стишки и рассказывать сказки. Можно включить спокойную инструментальную музыку.


Массаж языка пальцами

Логопедический массаж языка при лечении дизартрии способствует снятию гипертонуса мышц. Он очень важен, так как дети часто не могут удерживать язык вне ротовой полости. Проводится с использованием марлевой салфетки, лоскута ткани, также бывают специальные напальчники. Длительность процедуры составляет от 6 до 20 минут.

Непосредственно перед массажем проводят упражнения для расслабления мышц языка. Логопед обхватывает язык тремя пальцами (большой – сверху) и вращает его в одну и другую сторону, подтягивает на себя и отпускает.

Если массаж назначен для расслабления мышц, то движения должны быть более спокойными и медленными, если для усиления работы мышц – активными и интенсивными.

Начинают процедуру с постукивания пальцем области над верхней губой сначала справа налево, затем слева направо. Ту же манипуляцию проводят и с нижней губой. С помощью указательных пальцев сводят губы в трубочку, а потом растягивают обратно.

Затем средним пальцем нажимают на ямку под подбородком, а указательный заводят за щеку ребенка. Круговыми движениями массируют щеки, двигаясь вдоль них. Указательный палец с внутренней стороны щеки и большой с внешней двигаются одновременно, создавая давление. Постепенно переходят к языку, осуществляют поднятия и опускания его, проводят перетирающие движения подъязычной и щечной мышц, а затем губ. При напряжении мышц языка движения производят от корня языка к кончику, можно применять при .

Можно ли самостоятельно проводить сеансы дома

Логопедический массаж при дизартрии можно проводить также и в домашних условиях. Только перед этим необходимо проконсультироваться с логопедом-дефектологом, чтобы он дал разрешение на такую процедуру. Желательно также пройти специальные курсы по логомассажу.

Для проведения курса массажа не обязательно покупать набор зондов, достаточно изучить пальцевой массаж, а также массаж при помощи зубной щетки, чайных ложек. Если ребенку позволяет возраст и состояние здоровья, со временем можно обучить его приемам самомассажа.

Процедура проводится чистыми теплыми руками, чтобы пациенту было комфортно. Ногти у массажиста должны быть аккуратно вычищены и коротко подстрижены, никаких украшений на пальцах и запястьях не допускается.

Сначала для релаксации мышц шеи массажист поворачивает голову пациента из стороны в сторону несколько раз, затем делается массаж лица при дизартрии чаще для расслабления, иногда – для тонизирования лицевой мускулатуры. Массажные движения повторяют пять-шесть раз.

Пациент лежит, массажист находится сзади. Поглаживания выполняются в следующих направлениях: от бровей в сторону волос; от центра лба по дуге к вискам; над глазами – от внутреннего угла по дуге к наружному, под глазами – от наружного к внутреннему. В области щек массируют дуги, соединяющие крылья носа, и кость скулы, затем круговыми движениями непосредственно щеки. Мускулатуру губ массируют от центра над верхней губой к ее углам, затем так же – под нижней; от угла рта – к козелку уха. Массажируют, растирая, подбородок; щечную мышцу – от скуловой кости вниз (косточками сжатых пальцев). При асимметрии лица пораженную сторону массируют более интенсивно.

Пальцевый массаж языка при дизартрии выполняется с использованием лоскута натуральной ткани, марли, напальчников (сообразуясь с чувствительностью пациента). Во время процедуры массажисту удобно находиться справа от пациента. Предварительно в неторопливом темпе проделывают подготовительные упражнения, расслабляющие мускулатуру корня языка:

  • массажист зажимает язык пальцами (большой находится при этом сверху, указательный и средний – снизу) и вращает его несколько раз в одну, потом – в другую сторону;
  • подтягивает язык на себя, «наматывая» его на указательный палец, потом отпускает, раскручивая.

Массаж языка начинается с ямки под подбородком – глубокие нажатия средним пальцем, не отрывая палец. Чтобы расслабить мышцы – движения выполняются в спокойном темпе, для активизации мускулатуры – применяется более интенсивный массаж. Круговыми растирающими движениями массируются щеки, затем переходят непосредственно к языку. Выполняют его «перетирание» сложенным вдвое широким бинтом или лоскутом хлопковой ткани. При этом большой палец кладется на верхнюю часть языка, два следующих – снизу. Если языковая мускулатура напряжена, массируют от кончика к корню, если расслаблена – наоборот, чтобы расслабить мышцы – язычок можно потрясти.

Упражнение «часики» – он отводится за кончик из стороны в сторону, затем сжимается с двух сторон и проводится по боковым сторонам к кончику.

Упражнение «стрелочка» – сжав язык пальцами (большим и указательным), проводят, слегка вытягивая, указательным пальцем другой руки от его корня к кончику.

Выполняется перетирание мышц:

  • подъязычной;
  • губ – большой палец внутри, указательный снаружи;
  • щечной – указательный во рту, большой – снаружи.

Логопедический массаж при дизартрии осуществляется с использованием вспомогательных приспособлений, называемых зондами. Производятся они из металла и пластика, имеют самую разнообразную форму: шарика, грибка, вилки, усиков, молоточка и прочие. Зондовый массаж при дизартрии эффективно развивает артикуляционный аппарат, нормализует мышечную деятельность и подвижность языка, звукопроизношение становится более четким и понятным. В качестве массажного инструментария используются также шпатели (металлические, деревянные), зубные щетки. С их помощью массаж делают от кончика языка к его корню и наоборот, например, шариковым зондом, активизируя или расслабляя продольные мышцы языка. Движениями от центра языка к его краям тонизируют деятельность поперечной языковой мускулатуры, в этом же направлении осуществляют точечные надавливания. Расслабляющие движения, наоборот, – мягкие и поглаживающие. Зондом, щеткой либо шпателем проделывают круговые и спиралевидные движения.

Покалывают язык по периметру усикообразным зондом (примерно 10 секунд).

Пощипав язык, выполняют ритмичные похлопывания по языку любым приспособлением, двигаясь вглубь от его кончика. Так нормализуют мышечную активность вертикальной языковой мускулатуры, также – его массируют, имитируя легкую вибрацию, используя зубную щетку либо шпатель.

Выполняют поглаживания по нижней стороне языка в направлении из глубины к его кончику любым подходящим приспособлением, при этом растягивается языковая уздечка.

Можно распластывать язык маленькой сложенной в два раза клизмой-спринцовкой (большей ее частью), держась за кончик.

Такой массаж делается ежедневно или с дневным интервалом. Это примерный перечень упражнений, возможны и другие. Их подбирают индивидуально в зависимости от расположения пораженных мышц.

Расслабляющий массаж при дизартрии выполняется с использованием, главным образом, поглаживающих и вибрирующих движений, также практикуется расслабляющее воздействие на точки акупунктуры. Массажировать пациента обычно начинают с воротниковой области, переходя к плечевой зоне, затем следует массаж лица. Процедура заканчивается массажем языка. Движения массажиста должны быть неторопливыми и скользящими. Их выполняют от восьми до десяти раз. С целью релаксации закрепощенных мышц в домашних условиях можно применить следующую технику:

  • поглаживать шею от линии роста волос в направлении к плечам;
  • указательным, средним и безымянным пальцами поглаживать лоб от висков к центру, от волос в сторону бровей;
  • кончиками этих же пальцев гладить по кругу щеки;
  • затем выполняют поглаживания от височной кости в сторону крыльев носа (движение выполняют по дуге);
  • растирают щечные мышцы по спирали от ушных раковин в направлении к крыльям носа;
  • от ушей в сторону подбородка, слегка нажимая, поглаживают скулы;
  • оглаживают пальцами поочередно верхнюю, затем – нижнюю губу, потом разминают их, передвигаясь от углов рта к его центру;
  • одновременно обеими руками оглаживают участок лица от крыльев носа в сторону подбородка и в обратном направлении;
  • простукивают пальцами всю поверхность губ.

После этого массажируют язык. Не имея логопедических зондов, в домашних условиях можно поглаживать указательным пальцем от его кончика в сторону корня.

Сниженная активность артикуляционной мускулатуры предполагает более интенсивные действия – поглаживающие и растирающие, похлопывающие и разминающие, пощипывающие и вибрационные. Каждую позицию повторяют восемь-десять раз. Первые движения легкие, затем их интенсивность постепенно усиливается. Они выполняются с надавливанием, но не должны при этом вызывать дискомфорта.

Вначале прорабатывают основные мышечные группы, затем – второстепенные:

  • лоб поглаживается пальцами (указательным и средним) одновременно обеих рук от центра в сторону висков, разминается костяшками этих же пальцев, растирается в том же направлении, проработка этого участка заканчивается легкими постукивающими и пощипывающими движениями;
  • мускулатуру щек прорабатывают растирающими и разминающими движениями в направлении от крыльев носа к ушам теми же двумя пальцами, затем их массажируют слева направо и по спирали от ушей к подбородку, заканчивают беспорядочным пощипыванием кожи на щеках;
  • растирание с нарастанием активности в дугообразных направлениях от подбородка к ушам и от уголка губы к наружному углу глаз;
  • мышцы губ разрабатываются от центра к уголкам рта (отдельно каждую губу), их сначала поглаживают, затем пощипывают и тщательно массируют складку, пролегающую от носа к губам.

Массаж зубной щеткой при дизартрии выполняется щетками разного размера и жесткости. Язык массируется как щетиной, так и ручкой щетки. Движения аналогичны описанным выше.

Развитие речи и произношения тесно связаны с тонкой моторикой рук. Поэтому массаж рук будет полезен ребенку с самого рождения. В самом раннем возрасте (до трех месяцев), проконсультировавшись с неврологом и в кабинете «здорового ребенка» в поликлинике, можно начинать делать легкий массаж пальчиков. Он делается теплыми, чистыми и смазанными детским маслом руками. Выполняются легкие разминающие, растирающие и поглаживающие движения для каждого пальчика.

С четвертого месяца можно применять разнообразные предметы и игрушки с выступающими частями (кубики, игольчатые мячики, шишки). Дети их перекатывают, ощупывают ручками.

Детям старше года рекомендуется зажимать каждый пальчик по очереди указательным и средним пальцами взрослого и тихонько покручивать; ребенок сцепляет одинаковые пальцы на левой и правой руке (два больших, два указательных и так далее), а взрослый расцепляет; можно помочь ребенку помассировать поочередно свои пальчики, нажимая на обе их стороны, самостоятельно.

В логопедическом кабинете детям в качестве подготовительных процедур разминают пальчики на руках. Начинают движение с кончика мизинца. Поднимаясь к основанию пальчика, его тщательно разминают, не пропуская ни миллиметра. Закончив разминать все пальцы, надавливают на пальцевые выпуклости и постукивают по ним концом ногтя. Затем по спирали оглаживают ладонь от края к центру и разминают ее в том же направлении.

Существуют разные методики массажа пальцев рук, в том числе – точечный тибетский, пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики полезно перебирать ручками крупы, горох, сжимая и разжимая пальчики. Смешать две разные крупы и попросить ребенка разложить их по сортам в две разные тарелочки.

Логопедический массаж ложками при дизартрии выполняется с помощью четырех чистых чайных ложек без архитектурных излишеств. Его можно делать дома самостоятельно, однако, прежде чем начинать занятия, обязательно проконсультироваться с врачом.

Техника выполнения массажа ложками

  1. Выпуклой частью ложек – по направлению часовой стрелки погладить виски от шести до восьми раз; глазные впадины гладят над глазами от внутреннего угла к внешнему, затем под глазами – наоборот; щеки гладят круговыми движениями; виски – спиралевидными; затем так же – между бровей.
  2. Боковой стороной ложки делают массаж щек в направлении от подбородка к глазам.
  3. Концом ложки делают растирание носогубного треугольника. Прорабатывают верхнюю губу, слегка нажимая, затем – нижнюю.
  4. Выпуклой частью ложек массируют круговыми движениями подбородок и скулы.

Каждое движение повторяют от шести до восьми раз.

Логопедический массаж не должен доставлять болезненных ощущений. Продолжительность сеанса зависит от множества факторов: возраста, степени тяжести поражения артикуляционного аппарата, индивидуальной чувствительности и прочих. Вначале он длится от двух до шести минут, количество упражнений постепенно увеличивается и процедура удлиняется до 15-20 минут. В раннем возрасте не рекомендуется длительность сеанса более 10 минут, младшим дошкольникам не стоит делать массаж более четверти часа, детям старше пяти лет можно продлить сеанс до 25 минут, подросткам и взрослым уделяют от 45 минут до часа.

При нежелании ребенка делать массаж не допускается никакого насилия, процедура проводится в игровой форме, в первые разы можно ограничиться массажем кистей рук и лица. Рекомендуется отвлекать ребенка песенками, стихами, сказками.

К каждому пациенту любого возраста разрабатывается индивидуальный подход и составляется персональная план-схема лечения. Стандартный курс состоит из восьми-десяти сеансов. Его повторяют с интервалом в три недели. После завершения второго курса уже заметен положительный эффект. Например, если пациент вообще не разговаривал, то он начинает говорить. Через три месяца по завершению второго этапа лечения может быть назначен при необходимости третий.

Одним только логопедическим массажем при тяжелых степенях дизартрии обойтись нельзя, его применяют в составе комплекса лечебных мероприятий.

С целью ликвидации дефекта речи детей из-за непродолжительной уздечки под языком, следует делать массаж языка при дизартрии и исправлять произношение с содействием гимнастических упражнений.

Логопедический массаж при дизартрии — одна из существующих техник в логопедии, содействующих процессу по нормализации речи и психологического состояния детей, мучащимися различными дефектами в речи.

Логопедический массаж может в целом:

  • Нормализовать и активизировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат;
  • Укрепить глоточные рефлексы;
  • Повысить эластичность области языка.

Показания и противопоказания

Основные требования к проведению массажа при дизартрии представлены в виде алалии и дислалии.

Подобной процедурой возможно восстановить произносимость слов и активность мускул, ликвидировать патологии голосовых связок, значительно улучшить выделительную функцию кожного покрова, активировать ток кровеносной и лимфатической систем с целью повышения газового обмена.

Делают массаж при дизартрии через сутки либо каждые сутки по десять-двадцать операций с интервалом в полтора месяца . Первый сеанс продолжается от минуты до шести, в завершении месяца – от пятнадцати до двадцати мин. Деткам вплоть до трех лет массирование осуществляют вплоть десять минут, детям до семи лет – пятнадцать мин., уже после семи лет – двадцать пять мин..

Запрещено осуществлять массирование при инфекциях . При присутствии конвульсий, тревожного поведения детей с посинением носогубной складки массирование осуществляют медленно и уже по окончанию того, как малыш угомонится.

Техника выполнения

Конечно, врачи произведут более эффективным образом этот массаж, поскольку у них есть образование и опыт. Но если есть желание, мать ребенка может обучиться основным техникам такого массажа и делать его самостоятельно.

Что необходимо делать, для того чтобы начать логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях? Вначале, для того чтобы нормализовать тонус мышц, стоит подобрать для малыша хорошее местоположение. Наиболее оптимальными являются следующие:

Ребенок ложится на спину, под шею подкладывается маленькая подушка. Голову немного откидывают назад. Если есть возможность делать процедуру на кресле с откидной спинкой, то можно делать процедуру на нем. Маленьких детей стоит положить в коляску или кроватку. Детей, которые нервничают и плачут, лучше уложить к матери на руки .

За этим разминают большими пальцами шею нежными и успокаивающими движениями. Затем усиливают и приводят в действие мускулы губ с помощью особого массажа в течение пяти-шести секунд: надавливают подушками пальцев с циркулярными перемещениями в места около губ и массируют против часовой стрелки. Осуществляют массирование от центральной части к уголкам губ вверх и вниз .

При массирования языка от корня к кончику:

  1. Делают упражнения на активизирование продольных мышц.
  2. Делают укрепление мышц, энергичным образом надавливая на корневую систему, придвигаясь к концу, до шести раз в сутки.
  3. Совершают укрепление и стимулирование работы в поперечных мышцах при помощи поглаживания большим пальцем, зонда «Шарик». Если есть возможность это делать щеткой, то стоит осуществлять процедуру четыре-шесть раз дважды в сутки.
  4. Совершают процесс по укреплению мышц и увеличению движений для артикуляции при помощи того, что обкалывают края зондом «Игла» (один раз в сутки, в течение десяти сек.). Если есть предрасположенность ко сну при процедуре – обкалывать заканчивают.
  5. Делают процесс по уменьшению саливации массажем в языке сразу в нескольких точках.
  6. Происходит выполнение массирования без причинения дискомфортных ощущений малышу - шесть-десять секунд.
  7. Происходит укрепление мышц при помощи размятия пальчиками, которые обернуты в салфетку из марли.
  8. Делают тщательное разминание целиком шесть-восемь секунд, два раза в сутки. Разминание площади правым большим пальцем, пальчиками – снизу языка массирование втирающими движениями.

Далее происходит сжатие при помощи легких перетирок языка пальчиками, за этим выполняют повторение этой процедуры. Выполняют процесс по пощипыванию краев языка, потом по похлопыванию его шпателем (по десять-пятнадцать секунд). При этой процедуре у малыша на зубках внизу обязан быть валик из марли.

Рекомендуется выполнить ослабление мускул шеи, а также в местах, именуемых воротниковой областью и мускулами, двигающими челюсть внизу вплоть до исполнения сеанса (из методики Архипова логопедический массаж при дизартрии).

Массаж зубной щеткой

Приборы для массирования можно взять разные. От специальных вплоть до обыкновенных. В бытовых обстоятельствах совершать разрешается массаж языка при дизартрии зубной щеткой. Для процедуры необходимо предварительно достать щетку с нежными ворсинками.

Под язык помещаются салфетки из марли, какие надо будет сменять каждые две минутки, так как у малыша в течение операции будет изобильное слюноотделение. Перемещения щеточкой обязаны быть без мощного надавливания . Кольцевые перемещения допускают, однако уже после подготовительных процедур. Разрешается прерывистыми движениями чистить язык щеткой по всей площади.

Уровень действенности упражнения возможно установить по реакции малыша. Если ему понравится процесс, то он будет ощущать позитивные эмоции, проявляя их на собственном лице. Зачастую практикуют выполнение процедуры у ребенка в виде забавы , что будет превосходным развлечением и нужным времяпрепровождением.

Язык ребенка обязан быть целиком ослаблен – для этого необходимо массировать подчелюстную ямку. Всю процедуру проводят пальцами ручек без значительных надавливаний и с щеткой для зубов. Стоит повторить для лучшего запоминания, что необходимо как можно больше менять салфетки, совершая массаж зубной щеткой при дизартрии.

Массаж лица

Массаж лица для детей для развития речи содействует не только лишь развитию мимических средств общения, но и формированию оральной области, то что требуется для стандартного питания детей и дальнейшего формирования речи.

В ходе выполнения массажа следует активным образом контактировать с малышом, напевать ему песни, рассказывать сказки и стишки, возможно сопровождать массирование тихой музыкой.

Среди основных приемов применимы процедуры в виде поглаживания и простой вибрации, содействующие полному расслаблению тела. При поглаживании кисть скользит по коже, не двигая её в складки. Сначала применяется неглубокое поглаживание, потом более глубокое.

В целом, процедура выглядит таким образом: вначале происходят поглаживания в области лба, затем глазниц и носа, после этого разминают область ушей, скул и губ. В конце разминают лицевые мышцы в области носогубной складки.

Заключение

Прежде чем приступать к массажу собственного ребёнка, предлагаем пройти специальные курсы «точечный массаж при дизартрии». Времени это заберет немножко, однако будете уверены в собственных силах и четко понимать, что не сможете навредить. Обучиться массажу можно за короткие сроки, делать его возможно научиться за несколько занятий.

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Назначить при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам - в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов- зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.