В даль идут державным шагом. Анализ поэмы "Двенадцать" (Александр Блок)

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате - плакат:

Старушка убивается - плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий - раздет, разут...

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

А это кто?- Длинные волосы
И говорит в полголоса:
- Предатели!
- Погибла Россия!
Должно быть, писатель -
Вития...

А вон и долгополый -
Стороночкой и за сугроб...
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?

Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?

Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Ветер весёлый.
И зол и рад.

Крутит подолы,
Прохожих косит.
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
И слова доносит:

И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
...Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
...И меньше ни с кого не брать...
...Пойдем спать...

Поздний вечер.
Пустеет улица.
Один бродяга
Сутулится,
Да свищет ветер...

Эй, бедняга!
Подходи -
Поцелуемся...

Хлеба!
Что впереди?
Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди
В оба!

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни
Кругом - огни, огни, огни...

В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

А Ванька с Катькой в кабаке...
- У ей керенки есть в чулке!

Ванюшка сам теперь богат...
- Был Ванька наш, а стал солдат!

Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята -
Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни...
Оплечь - ружейные ремни...

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить -
В Красной Армии служить -
Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,
Сладкое житьё!
Рваное пальтишко,
Австрийское ружьё!

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Господи благослови!

Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит -
Елекстрический фонарик
На оглобельках...
Ах, ах, пади!

н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Да покручивает,
Да пошучивает...

Вот так Ванька - он плечист!
Вот так Ванька - он речист!
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...

Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая...

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!
Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!
Сердце ёкнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -
Не ушел он от ножа...
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!

Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!
Будет легче для души!

Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!
Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутёк...
Ещё разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,
. . . . . . . . . . . . . . .
Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где?- Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Что, Катька, рада?- Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак...

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

Ох ты горе-горькое!
Скука скучная,
Смертная!

Ужь я времячко
Проведу, проведу...

Ужь я темячко
Почешу, почешу...

Ужь я семячки
Полущу, полущу...

Ужь я ножичком
Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воронышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...

Упокойся, господи, душу рабы твоея...

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового -
Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...

Ох, пурга какая, спасе!
- Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво -
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
- Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные
На незримого врага...
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...

В очи бьется
Красный флаг.

Раздается
Мерный шаг.

Вот - проснётся
Лютый враг...

И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет!...

Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!

Вдаль идут державным шагом...
- Кто ещё там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Впереди - сугроб холодный.
- Кто в сугробе - выходи!
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади...

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу!

Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстаёт -
Пёс холодный - пёс безродный...
- Эй, откликнись, кто идет?

Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах!- И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах!
...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Тема урока: «А.А. Блок. Поэма "Двенадцать"». Эта поэма являлась самым спорным произведением автора.

Для Блока революция - это способ переворота, который «расплавит старый мир». Поэма «Двенадцать» - это то, что услышал Блок в революции. К В. Мочульский (исследователь творчества Блока) сказал: « Темная ночь революции, двенадцать разбойников, кровавая расправа, грабежи и убийства, «гул крушения старого мира», и все же это «гимн к радости»; звуки, ритмы поэмы пьяны хмелем свободы, разнузданны и безудержны, как взбунтовавшаяся стихия».

В. Маяковский спросил мнение Блока о революции, тот ответил, что нравится, только библиотеку сожгли. Блока потрясают смерти Шингарева и Ф. Кокошкина.

Поэт пишет: «Внутри все дрожит». Именно в это день он начал писать поэму «Двенадцать».

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

Рис. 2. Иллюстрация к поэме «Двенадцать» ()

Так начинается поэма.

Александр Блок в своей поэме «Двенадцать» обозначил три основные силы, три мира. Три, а не два, как это можно было бы предполагать. Наряду с героями «страшного» и «старого» мира и красногвардейцами есть ещё одна сила, светлая и чистая, воплощённая в образе Иисуса Христа. Мы видим, что отношение Блока к революции и рождению нового мира далеко не однозначно.

Блок вскрывает в поэме страшную правду «очистительной силы революции»: антигуманность, всеобщую озлобленность, проявление в человеке низостей и пороков. Как следствие - потеря чистых человеческих чувств и «имени святого», ненависть и кровь.

Автор не стремится надеть на головы красногвардейцев «венчики из роз», а, напротив, прикрепляет им на спину «бубновый туз» - знак каторжников. Но в то же время Блок не торопится обвинять их во всех грехах людских, подчёркивая негативное влияние «старого» мира с его бесчеловечной моралью: прав тот, у кого власть.

В поэме «Двенадцать» как отражение трёх сил мы наблюдаем триединство неба, ветра и земли. Каждая из этих составляющих имеет свой символ и цвет. Небо бело от отражающегося в нём снега, а Иисус Христос - символ этой небесной чистоты. Земля «окрашена» в чёрный цвет, цвет «страшного» мира, и воплощение чёрного - буржуй, «дама в каракуле», «писатель-вития», поп. А вот красный цвет - это ветер революции, он «крутит подолы, прохожих косит».

Сравнение старой, дореволюционной России со старым «шелудивым» псом не случайно. Незадолго до написания поэмы Блок обращался к гётевскому «Фаусту». Фауст перед явлением ему дьявола подобрал на улице чёрного пуделя. (Это олицетворение сатаны неоднократно встречается в произведениях как зарубежных, так и русских писателей.) Видимо, этот гётевский пудель и стал прототипом «шелудивого пса», а вместе с ним и всего «старого» и «страшного» мира.

Что же касается образа «двенадцати», то тут мнения исследователей творчества Блока расходятся: одни сравнивают пикет красногвардейцев с двенадцатью апостолами Христа, другие - с двенадцатью разбойниками атамана Кудеяра из поэмы Н.А. Некрасова. Сам Блок говорил, что ему просто понравилось это число, к тому же пикет красногвардейцев изначально состоял из двенадцати человек. Двенадцать красногвардейцев уверенным, ничем и никем не сбиваемым шагом идут по городу. Они вполне слились с кровавым вихрем революции. Разброда и шатания в своих рядах они не потерпят. После убийства Катьки Петруха неловко, но честно, по-человечески раскаивается в содеянном и обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом и вовсе злобу и ожесточение:

И замыкается круг: свобода, данная революцией, породила ещё более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить (если вообще это возможно), потому что они мстят за своё прошлое всем подряд. Вот где чётко прослеживается их крепкая связь со «страшным» миром, пёс «шелудивый» никак не отстаёт.

Но вот в этом круге появляется кто-то, кого сначала принимают за врага. Пока он не виден, призрачен. И только в самом финале поэмы этот кто-то предстанет перед всеми в образе Христа. Но до этого момента неясно, кто возьмёт в руки флаг революции и поведёт людей дальше: Бог или дьявол. И, беря в руки кровавый флаг, Христос Спаситель возлагает на Себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития.

Все три силы, как в панораме, проходят перед нами в финале поэмы: впереди «в белом венчике из роз» Иисус Христос, за Ним «идут державным шагом» двенадцать красногвардейцев, «позади - голодный пёс». Но идёт Христос не по земле, а «нежной поступью надвьюжной».

Именно в образе Христа, «с кровавым флагом» в руках, «нежной поступью надвьюжной» увлекающего за Собой грешных людей, и воплотил Блок и своё ожидание революции, и свою веру в её очистительную силу, и своё разочарование в ней, и обретение новой веры - веры в нравственное перерождение людей: через любовь и прощение возродится человек к новой жизни.

Поэма открывается картиной зимнего, тревожно настороженного Петрограда, по которому проносится ветер - злой, веселый, беспощадный. Наконец-то он вырвался на волю и может вдосталь погулять на просторе!.. Он сейчас истинный хозяин этих площадей, улиц, закоулков, он завивает вихри белого снега, и прохожим так трудно, а то и невозможно устоять под его порывами и ударами, под его неистовым натиском. Это ветер в самом прямом и буквальном смысле слова, но он же является и символом разгулявшейся и беспощадной стихии, в которой для поэта воплощается дух революции, ее грозная и прекрасная музыка. Горе тем, кто захочет противиться ей и снова загнать ее в подполье: он погибнет в ее неукротимом потоке, - и создателя «Двенадцати» мы видим в поэме как восторженного певца неукротимой стихии. Напрасно пытаются приверженцы прошлого склеить обломки разбитого вдребезги, бороться с разбушевавшейся вьюгой - их потуги нелепы и смешны, ибо нет такой силы в мире, которая могла бы повернуть колесо истории вспять, на старую, уже до конца пройденную колею!

Образы людей, оказавшихся полными банкротами, глухими к величавому и грозному гулу потока революции, выведены в поэме с огромной сатирической силой. Здесь художник разоблачает все их убожество, бессилие, их растерянность перед лицом небывалых исторических событий, все, что делает невероятно нелепыми и смешными их претензии на то, чтобы остаться «хозяевами жизни», теми «властителями дум», какими они дотоле воображали себя.

Пусть они темны и невежественны, пусть их руки в крови и грязи и сами они еще не сознают до конца всей высоты и святости своего подвига, своего великого дела, но они неуклонно и беззаветно служат ему; что бы они ни думали, о чем бы ни говорили, чем бы ни были сейчас заняты или развлечены - они все равно неизменно и неизбежно возвращаются к мысли о нем, тревожатся о нем и, как грохот бурного и неукротимого потока, оно врывается в их разговоры, покрывая все другие звучания, не дает отвлечься ни на минуту, ибо и сами «двенадцать» целиком захвачены пылом и пафосом борьбы с «неугомонным врагом».

Рис. 3. Катька из поэмы «Двенадцать» ()

Вот почему их разговор о Катьке, об изменившем им солдате Ваньке, не отличающийся излишней пристойностью, сменяется ружейной пальбой («Тра-та-та!»), снова напоминающей о том самом главном, ради чего «наши ребята», герои поэмы, пошли «в красной гвардии служить»:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Теперь пришла пора разделаться со всеми старыми порядками, со смирением, с покорностью, «святостью», с духом непротивления злу - именно в него готовы «пальнуть пулей» герои Блока. Они ясно осознают, что многим из них не пережить тех событий, которые ныне сотрясают весь мир, - вот почему их разговор, начатый с самых бытовых и даже низменных предметов, приобретает совсем иной характер; в него неизбежно врываются мотивы широчайшего общественного масштаба, в нем звучат воззвания, обращенные ко всему трудовому народу, впервые в мире взявшему власть в свои руки:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Эти призывы, приказы, лозунги, подхваченные и затверженные, словно строки нерушимого и святого завета, миллионами людей труда, сменяются проникновенными, лирически взволнованными размышлениями поэта о судьбах «двенадцати», - да и не только о них, но и обо всех тех, кто своей кровью и своей жизнью готов защищать великие завоевания революции:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Герои поэмы идут в бой за революцию «без имени святого», и их присказка - это «эх, эх, без креста!»; они безбожники, у которых насмешку вызывает даже одно лишь упоминание о Христе, о «спасе»:

Ох, пурга какая, спасе!

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

И все же то дело, которое они вершат, не жалея своей крови и самой жизни, ради будущего всего человечества, право и свято. Вот почему невидимый красногвардейцами бог - в согласии с воззрениями Блока - все же с ними, и во главе их поэт видит одну из ипостасей божества - бога-сына:

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

поступью надвьюжной».

Рис. 4. Образ Христа ()

Именно в образе Христа,

Если «страшный мир» являлся в глазах поэта воплощением зла, тонул в «демоническом мраке», то, значит, силы противостоящие ему и разрушающие его, не могут не быть в конце концов добрыми, светлыми, святыми, как бы ни была неприглядна та или иная их видимость; вот почему поэт говорит не просто о злобе, кипящей в груди героев его поэмы, но о «святой злобе», - а воплощением святости в глазах Блока являлся образ Христа, каким поэт и стремился «освятить» революцию.

Христос в поэме Блока - это заступник всех угнетенных и обездоленных, всех, кто был некогда «загнан и забит», несущий с собою «не мир, но меч» и пришедший для того, чтобы покарать их притеснителей и угнетателей. Этот Христос-воплощение самой справедливости, находящей свое высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, - какими бы суровыми и даже жестокими ни выглядели они в глазах иного сентиментально настроенного человека. Вот тот Христос, с которым, сами того не ведая, идут красногвардейцы, герои поэмы Блока. Конечно, такая трактовка вопросов морали вызвана идеалистическими предрассудками поэта, - но и их следует принять во внимание, если мы хотим уяснить образ, завершающий его поэму.

Рис. 5. Иллюстрация к поэме «Двенадцать» ()

Все действие поэмы стремительно развивается, словно подгоняемое порывами неукротимой бури, и образ вьюги, пурги, метели, безудержно разгулявшейся стихии словно бы обрамляет здесь все события - от начала до торжественного их завершения; ее гул, ее посвист, ее вой и составляют грозный хор, сопровождающий все перипетии трагедии, происходящей на наших глазах «на всем божьем свете». Неукротимый ветер врывается в поэму, окрыляет или сбивает с ног ее героев, становится одним из самых активных персонажей, - и словно бы именно этим «нестройным вихрем» определяется строй поэмы, ее характер - страстный, порывистый, безудержный, сметающий любой заранее заданный предел и самым неожиданным образом изменяющий течение повествования. Это по-своему откликается в звучании стиха - раскованного, свободного, необычайно смелого, разговорно-непринужденного, чуждого каким бы то ни было заранее установленным канонам и размерам; поэт готов использовать или отбросить любой из них - лишь бы это соответствовало правде живого, непосредственного и постоянно меняющегося чувства; так стихия ветра становится и стихией самой поэмы.

Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на ее страницах - со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, эта Россия-буря, Россия-революция, Россия - новая надежда всего человечества - вот та героиня Блока, могущество которой придает огромное значение его поэме.

Таким высоким был творческий подъем, переживаемый поэтом, что еще не успели просохнуть черновики поэмы «Двенадцать», а он уже писал необычайно значительное - по своей остроте и злободневности - стихотворение «Скифы», в котором самым прихотливым и противоречивым образом сочетались и острое чувство современности, заставляющее поэта бросать вызов европейской буржуазии, видевшей в Октябрьской революции смертельную угрозу для себя, и явно идеалистические, издавна присущие поэту предрассудки; стихотворение Блока носит на себе печать воззрений В. Соловьева на Россию, как «щит» между Востоком и Западом, и поэт говорит, обращаясь к своим современникам-европейцам:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, -

С раскосыми и жадными очами!

Поэт уверяет: если Европа не откликнется на призыв его «варварской лиры», приглашающей ее «на братский пир труда и мира», тогда она будет иметь дело «с монгольской дикою ордою», которая ничего не оставит от ее Пестумов, от ее многовековой культуры, от самого ее существования. Вместе с тем поэт настойчиво и неотступно обращался к народам западноевропейских стран, господствующие классы которых уже замышляли походы против революции, с вдохновенным и великодушным призывом:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно - старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем - братья!

Но на приглашение на «пир труда и мира» правительства западноевропейских стран ответили активной поддержкой белогвардейских полчищ, контрреволюционных восстаний, усиленной подготовкой к интервенции, которая и была вскоре осуществлена ими в огромных масштабах, развернулась от Черного моря до Белого, от Балтики до Тихого океана, на фронтах протяженностью во многие и многие тысячи верст.

Здесь важно подчеркнуть, что поэт, по-своему, со своих позиций поддерживая мирную политику и мирную инициативу большевиков, приходил к верному выводу: правда - с большевиками, с войной надо кончать, а те, кто хочет вести войну «до победного конца», - это и поистине люди, «опозорившие себя», «изолгавшиеся», недостойные звания человека (говоря словами самого поэта).

29 января 1918 года Блок пишет « Сегодня я - гений». Но после этого он перестал слушать «музыку революции».

Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения - «буря» в море жизни.

Поэма Блока «Двенадцать» в восприятии современников Блока. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста.

«Поэма произвела целую бурю: два течения, одно восторженно-сочувственное, другое - враждебно-злобствующее - боролись вокруг этого произведения...» - сообщает биограф поэта М. А Бекетова («Александр Блок», 1922, стр. 256), и буря, вызванная этой поэмой, не затихала целые годы.

Рис. 6. К.М. Садовская. Фото 1900-х. ()

Даже из воспоминаний наиболее озлобленных врагов и клеветников поэта (не говоря уже о других источниках!) явствует, что поэма «Двенадцать» превратилась в событие огромного масштаба и ее строки в годы гражданской войны стали плакатами, полотнищами, лозунгами, поднимавшимися над демонстрациями, видневшимися на мчащихся к фронтам поездах - и с ними солдаты Красной Армии шли на борьбу с белогвардейцами и интервентами.

«Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в Тенишевском зале, Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему - «изменники». Не подают руки. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно...»

После появления «Двенадцати» и статьи «Интеллигенция и Революция», вызвавших невероятную ярость в стане контрреволюции, к которому примкнули и многие писатели-витии», он мог решительно и спокойно сказать по их адресу:

«Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!

Правда глаза колет».

Здесь под правдой Блок подразумевал все горькое, резкое, беспощадное, что брошено им в лицо тем людям, которые еще так недавно рядились в тогу глашатаев и «пророков» революции, а ныне яростно поносили ее на всех углах и перекрестках.

Составить цитатный план.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5 -е изд. - М.: ООО 2ТИД « Русское слово - РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

А. Блок (коллекция материала) ().

В двадцатом веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена режима власти, революция за революцией… Неспокойное время диктовало свои условия и требовало изменений в общественной и политической жизни. За решение многих насущных бралась "властительница дум" - литература. Талантливые относились к революции по-разному. Одни не принимали ее и покидали родные края, а другие оставались и жаждали перемен к лучшему. Александр Блок уверял, что необходимо слушать революцию всем сердцем и сознанием, для него она - "музыка, которую имеющий уши должен услышать".

История создания поэмы "Двенадцать". Признание поэта, критика

Произведение было написано после февральской и Сам Блок признается, что поэма складывалась у него очень быстро, ведь он писал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию, и в итоге поразился, как мало в ней зачеркнутого. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф. Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, поскольку автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла его детище, но она этого не сделала. Александр Александрович вмиг превратился во врага народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное и расстрел государя.

События происходят зимой в Петрограде. Веет вьюга, через которую слышны крик, визг. По ночному городу движется отряд из двенадцати красноармейцев - так называемых борцов со старым миром, которые беспощадно стреляют и все уничтожают на своем пути. Один из них, чувственный Ванька, убивает свою подругу Катьку и впоследствии переживает ее смерть, но товарищи приказывают ему собраться с силами: "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Отряд предупреждает граждан о предстоящем грабеже: они искоренят все, что напоминает им о старом мире. Они забывают о Боге, шествуют "без имени святого" и молящемуся Петьке напоминают, что на нем уже есть "кровь девки", а значит, ему не следует ожидать помощи господа. Однако в последней, двенадцатой главе Он появляется: "В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос". Кто это - спаситель или губитель, - Блок ответа не дает, поэтому смысл финала поэмы "Двенадцать" трактуется по-разному.

Образ Иисуса

Появление Христа в финале - явление неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Прошло сто лет после написания поэмы, а литературоведы до сих пор рассматривают этот вопрос и выдвигают несколько догадок. Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир - преступники стали святыми. Другие исследователи считают, что это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра. Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме "Двенадцать" введен с другой целью: он не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться. Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус - у Блока он "Исус", однако не стоит быть наивными и предполагать, что опечатка допущена случайно. Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим "и за вьюгой невидим".

Композиция поэмы

"Двенадцать" является ответом на услышанную Блоком музыку революции, и музыкальность произведения достигается четким ритмом. Поэма не похожа не предыдущие произведения Александра Александровича, и поэт словно находится в поиске новой формы, что ему с успехом удается. Традицию марша позднее в своем творчестве продолжит футурист Владимир Маяковский. Поэма состоит из двенадцати разных по форме частей, которые связаны между собой и составляют единое целое. Если проводить анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить многоточия между строфами, которые вставлены редакторами после публикации - очевидно, цензоры посчитали нужным опустить некоторые места. В определенных моментах повествовательная часть уходит на второй план, и действия описываются в диалогах и монологах. Рифма непостоянная, а в отдельных эпизодах ее вовсе нет, нередко действие перебивает стрельба - "трах-тах-тах!"

Особенности языка в поэме "Двенадцать"

У самого яркого символиста двадцатого века - Александра Блока - наступил переломный момент в творчестве. Поэт, писавший ранее стихи о женщинах и любви, начинает интересоваться новыми темами, а наступление революции окончательно убедило его переосмыслить мотивы своего творчества. весьма необычна - Блок писал ее в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза "Шоколад "Миньон" жрала" принадлежит Любови Менделеевой. Проститутка Катя у Блока - "толстоморденькая", фонарь - "елекстрический", юнкеры - "юнкерье", а Русь - "толстозадая". Автор великолепно передал колорит уличной жизни, но, проведя полный анализ поэмы "Двенадцать", можно выявить и крылатые фразы. Строфа "...Ветер, ветер - на всем божьем свете!" вскоре стала пословицей.

Это загадочное число - двенадцать...

Углубляясь в историю написания поэмы, можно выявить некоторые противоречивые моменты. В истории мировой культуры существуют некоторые числа, особенность которых была замечена еще древними людьми: одним они приносили удачу, другим - несчастье. Цифра 12 является олицетворением космического порядка и встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. Поскольку в России с десятого века проповедовали христианство, интересует сакральное значение этого числа у христиан. Итак, 12 - это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. Также всем известно, что эта цифра нередко встречается не только в религии, но и в повседневной жизни человека. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе.

Двенадцать - цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок Александр предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.

Два мира в произведении

Противостояние былого и нового времени - главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать - ради перемен общество готово приносить жертвы. Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. "Ветер, ветер - на всем божьем свете!" - против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего. Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции - такие же неуправляемые и неудержимые.

Демократия или анархия?

Двенадцать красноармейцев - главные образы поэмы "Двенадцать". Они непримиримы к старым устоям - идут, и им все нипочем. Они - отражение истинного лица революции, которая сметает все на своем пути, так же, как и метель. Красногвардейцы предупреждают жителей запирать "етажи" и отпирать погребы, поскольку "нынче будут грабежи". Подобные возгласы символизируют анархию, но не борьбу пролетариата за лучшую жизнь. Они презирают старый мир, но что могут предложить взамен? Разрушая, они не готовы созидать. Они не говорят: "Мы наш новый мир построим, создадим!" Анализ поэмы "Двенадцать" позволят увидеть в происходящих событиях гибель страны. Ненужность революции подтверждает старушка, которая, завидев плакат "Вся власть - Учредительному Собранию!", поражается, зачем он нужен. Из такого огромного лоскута можно было бы сшить портянки для ребят, ведь в нынешние голодные и холодные времена, когда "всякий - раздет, разут", государству необходимо заботиться о благополучии народа.

Даже церковь лишена своей былой власти. Александр Блок изображает попа, который, если раньше "брюхом шел вперед" и сиял крестом, теперь так же, как все остальные, покорен красногвардейцем, а они обращаются к нему "товарищ поп". Новой власти не нужна церковь и вера, и красногвардейцы призывают пальнуть в Святую Русь из винтовки.

Жертвы ради чего?

Для революции жизнь одного человека ничего не значит на фоне всемирной вьюги. Когда один из двенадцати красноармейцев по имени Петька случайно убивает свою подругу Катю, он начинает причитать, не веря в происходящее. В глазах одиннадцати остальных это выглядит слабостью, ибо не к месту расслабляться в такой важный момент, когда решается судьба России.

Катя является символом всех человеческих пороков, анти-героиней, которая гуляет с юнкерами, ложится ко всякому в постель. Она "гетры серые носила, шоколад "Миньон" жрала" и, в общем, была нетипичной представительницей русской женщины. Быть может, поэма Блока написана в подтверждение тому, что такие, как Катя, действительно должны быть принесены в жертву ради революции.

Хаос или гармония: что победит?

Старый мир ничтожен, и он не может больше существовать. Он вот-вот рухнет. Автор сравнивает его с образом безродного пса, который стоит за буржуем, поджавши хвост. Борьба продолжается недолго: темное будущее уже прошло, но виден ли просвет? Что ждет народ после этой метели? Красногвардейцы сулят еще большие разрушения, ведь нельзя считать светлым будущее, построенное на крови. Производя анализ поэмы "Двенадцать", нельзя не заметить, что в конце буря утихомиривается, и революционный народ идет в будущее "державным шагом" в сопровождении некоего в "белом венчике из роз". Это и есть Иисус Христос. Его внезапное появление сулит спасение и надежду на то, что ужасы разрушения будут сняты, а народу хватит сил все преодолеть в возрожденной России. Кажется, что из хаоса вскоре возродится гармония. Ради счастливой жизни готовы убивать и умирать сами.

Разочарование в переменах

Революцию Александра Блока можно сравнить со стихией, которая, хоть и очищает мир, но пока не имеет способности к созиданию. Старое разрушено, но новое, построенное на крови, ничем не лучше. Когда-то Блок Александр ждал революцию, верил в нее, говорил: "Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра"; позже, разочаровавшись в происходящих изменениях, перестал слышать "музыку революции". Можно сделать вывод, что нельзя строить ничего нового путем разрушений - гораздо лучше сохранить и совершенствовать то, что по крупицам созидалось на протяжении многих веков.

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

б) – Символы цвета:

в) – Число “двенадцать”

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

Александр Блок известен своими произведениями всему миру. Он написал много замечательных произведений, отражающих русскую действительность, которые остаются актуальными и в наше время.

Творчество Блока многогранно и глубоко, поэтому так интересно читателю. Среди всего многообразия произведений можно выделить невероятно глубокое по содержанию, и необычную по композиции и языку поэму «Двенадцать», которая стала визитной карточкой поэта, принесла ему известность и славу.

История создания поэмы

Поэма Александра Блока была написана им примерно через год после того, как в феврале в России свершилась революция, и примерно через два месяца после того, как состоялась революция в октябре. Примерным годом ее создания называют 1918 год и относят к январю.

Как вспоминал сам поэт, поэма получилась у него совершенно случайно, на едином духе, когда он находился в тяжелых условиях существования. Тогда известный и ранее преуспевающий город Петроград находился в ожидании революции: всё в нем застыло и холод принизывал всё существование. Люди боялись и ждали чего-то. Среди них находился и поэт, который мечтал о тепле и о том, чтобы уже что-то произошло, и наконец-то наступила ясность. В это время, как утверждал сам Блок, он находился в каком бессознательном или полусознательном подъеме, который был больше похож на лихорадку.

Свою поэму Александр Александрович написал за несколько дней и затем уже понял, что ее стоит немного переработать. Поэтому еще месяц он пытается в ней что-то исправить и изменить. Перед тем как дать произведению путёвку в жизнь, поэт не раз сам оценивал её, и однажды написал в своей записной книжки вот так:

«Сегодня я – гений».

Трудно понять поэму, если не знать о том, что до этого поэт был на фронте, где провел целых два года. Но и это было не главное, а то, что в его городе царила разруху, немецкие войска наступали, пришли жёсткие холода, а на улицах города начался разбой. Лишения и тревоги одолевали Блока.

По воспоминаниям современников, строки в тексте писались не в том порядке, как они выложены в результате. Было к каждой строке написано много вариантов, из которых Александр выбирал.

Сюжет поэмы «Двенадцать»


Композиция поэмы состоит из 12 глав. В первой главе, как и положено, завязка, где поэт изображает зимние улицы Петрограда. Действие происходит в холодную зиму 1917 года, когда идет в стране революция. На улице есть прохожие, хотя их и немного. Но их портреты описываются подробно и глубоко. Например, священника, какой-то старухи или богатой женщины, которая хорошо одета, на ней пальто из каракуля. И вот на улицах этого замерзшего и заснеженного города идет патрульный отряд, в котором двенадцать революционеров.

Александр Блок вводит в повествование и разговоры патрульных, обсуждающих своего товарища по оружию, который когда-то был в их рядах, а теперь сошелся с проституткой Катькой и все время проводит по кабакам. И вскоре появляются Ванька с Катькой, которые становятся жертвами нападения красногвардейцев. Один из двенадцати солдат стреляет и этим случайным выстрелом убивает Катьку. Это Петруха, который еще некоторое время проводит в печали, из-за убийства девушки. Да и товарищи к его поступку отнеслись с осуждением.

Символы поэмы «Двенадцать»


Всем известно, что у Ииссуса Христа было двенадцать апостолов, и автор неслучайно берёт именно это количество красноармейцев. Он будто проводит незримую параллель между апостолами, которым была дана сила и власть над различной нечистью, возможностью изгонять её, а также врачевать и снимать всякую немощь и революционерами, которые призваны очищать общество от неблагонадёжных буржуев.

Можно выделить самые яркие символы:

★ Образ Христа.
★ Двенадцать красноармейцев.
★ Толстозадая Русь.
★ Пес.
★ Ветер.

При помощи символов поэт показывает город, который становится враждебным, который пытается противостоять грядущим событиям: ветер, срывающий огромнейшие плакаты, кругом снег и гололед, грабежи и стрельба на улицах. Все эти картины реальные, но вот тут и появляется странный образ Христа. Некоторые критики решили, что поэт создал карикатуру на большевиков, которые вели себя как разбойники. Но если они уголовники и разбойники, то тогда при чем же здесь образ Христа? Русь у поэта избяная и толстозадая. И это тоже символ того, какие изменения произошли в стране, что привело к тому, когда «рвань и голь» стали править страной.

По своей композиции блоковская поэма представляет собой набор частушек и стишков, которые по своему содержанию трагичны, но среди них есть и плясовые. Этим поэт показывает народность поэмы, ее простоту и приближенность к простым бедным людям. Поэтому и читать ее так непросто.

Зачем автор показал пса? Пес – это символ старого мира, озлобленный и голодный. Блок показывает, что буржуазный мир развалился и теперь стоит, как пес на перекрестке, на распутье, пытаясь понять, куда же нужно идти дальше.

Что касается Христа, его поэт изобразил странно: в руках он держит красный флаг, а на голове у него небольшой венчик, примечателен тем, что из белых роз. Такой образ можно по-разному трактовать, что и делали современники Блока.

Анализ поэмы Блока «12»


Блоковская поэма интересна тем, что в ней соединяется реальность, действительность и символическое начало. Конечно же, в содержании этого произведения заключена история, которая как раз диктует и ритм, и жанр. Композиция поэмы сложна, но очень важна, чтобы понять произведение.

В основе блоковской поэмы лежит любовная история. Так, Петруха любит Катьку, но она поехала кататься с Ванькой и тогда Петруха её убивает. Это убийство кажется совершенно случайным, так как повозка была остановлена красногвардейцами случайно, чтобы обокрасть. И Петруха сделал случайный выстрел, чтобы просто испугать. А получилось, что он убил свою прежнюю подружку. И вот это убийство Катьки – это и есть убийство старой России. Автор пытается донести до читателя, что ее уже нет, ничего не осталось. Ведь стихия проносится не только по улицам города, разрушая его. Эта стихия несется по душам людей. И это очень страшно. Основной конфликт поэмы – это борьба старого мира с новым, света со тьмой, а добра со злом. И эта борьба находит свое отражение и в жизни героев поэмы.

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь -

Каждая деталь в поэме имеет свою символику. Интересен образ ветра, который олицетворяет собой революцию, веселую и разрушающую. Автор используется кольцевую композицию, чтобы главы были как-то соотнесены между собой. Так, сильно между собой перекликаются первая и двенадцатая главы. Реальная картина рядом с символами рисует революцию, новый мир. Но вот только отдельные приметы старого времени дают о себе знать: старушка на перекрестке, поп, который у поэта уже товарищ, и другие.

Действие всех глав происходит на улицах города, и только в последней, в двенадцатой главе, эта реальность и пространство начинает расширяться. Блоковская поэма музыкальна, так как каждая глава имеет свою мелодию и, соответственно, ритм. Начинается сюжет частушкой, которая бесшабашная и не совсем корректна. Но автор пытается включать в свою поэму и разговорную лексику, например, это разговор простого солдата, старушки или прохожего. Петербург у него представлен совершенно разными героями. Главный авторский прием – это антитеза: вечер черный, а снег белый. Эти два цвета – черный и белый проходят через всю поэму. Но в конце сюжета появляется красный, это знамя, которое несет Христос.


Центральными главами в поэме являются шестая и седьмая. В шестой главе как раз и убивают Катьку. В этой главе много многоточий и призывов. В седьмой главе автор помещает раскаивание Петрухи, который оказывается убийцей. Убийство в то время было обычным делом, которое никто не расследовал.

Еще одним литературным приемом, которым пользуется поэт, является изменение стихотворного ритма. Это необходимо Александру Блоку, чтобы показать какой беспорядок и хаос царит в городе.

Критические отзывы и оценки блоковской поэмы


Когда поэма была представлена широкому кругу она произвела настоящий хаос не только в литературных кругах. Во-первых, она не всеми была понята, во-вторых, мнения в её оценке радикально разделились. А некоторые искусствоведы только созданного государства, например, Анатолий Васильевич Луначарский говорили, что не понравиться такое произведение не может, но вслух его читать не стоит.

Многие поклонники и обожатели Блока, после публикации поэмы просто порвали с ним всякие связи, обозвав «Изменником». Ахматова отказывалась участвовать в литературных вечерах, если узнавала, что на них будет присутствовать Блок.

Оказавшись не понятым Александр Александрович оказывается в изоляции. Среди тех, кто остался верен поэту, и поддержали его, были следующие друзья: Есенин, Ремизов, Мейерхольд, Ольденбург. Да, поэма вызывала удивление, никто не думал, что Александр Блок способен написать такое произведение. Известно, что сам Блок никогда не читал свою поэму вслух, хотя это с удовольствием делала его жена.

После всевозможных нападок у поэта начался творческий кризис. А в 1919 году Блока вовсе заподозрили в антисоветском заговоре и арестовали. Допросы длились всего полтора дня, но надломили Александра.

Несмотря на творческое молчание, благодаря поэме «Двенадцать» популярность поэта росла. Блока читали даже те, кто не был раньше знаком с его творчеством. Произведение расхватали на цитаты, и использовали их для плакатов, например: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Поэма прошла сложный путь: была по-разному понята, принесла автору позор и восхищение, распотрошена на цитаты, неоднократно проанализирована критиками, трактовавшими её каждый по-своему. Произведение будто прожило сложную человеческую жизни с восхищением и гонением, с признанием и отторжением. В этом и проявился настоящий талант русского поэта Александра Александровича Блока.