Упанишады - это древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Священные писания индуизма

Цикл Лекций Ачарьи Кайласанатхананда Свамикал Тиртхапада
на Конференциях ИНДИЙСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Перевод и редакция Евгений Лугов

Лекция 6. Священные писания и духовная литература Индии

Основные священные писания Арийцев известны как «Веды» от существительного веда – знание и глагола ведать – знать. В Индии известны четыре Веды: Риг, Яджур, Сама, Атхарва веды. Все они написаны на языке санскрит, который признается божественным языком. Веды являются очень лаконичным, поэтически отточенным и красивым произведением, с четким ритмом и правилами языка. Составление их должно было быть очень сложным и высокопрофессиональным. Согласно самим Ведам – они явлены как «апаурушея» - нечеловеческим источником – высшим Брахманом. Они называются знанием «шрути» - услышаное и воспринятое интуитивно через высшее откровение. Кроме этого есть еще знание «смрити» - составленное и запомненное людьми.

Гимны Вед приписаны составленными двум типам брахманов. Драстарах – просветленные провидцы записывали мантры и сукты. Шрастарах – музыканты и композиторы составляли мелодию и пение. Веды признаны божественными знаниями, вечными и свободными от ошибок.

Веды сначала передаваемые устно из поколения в поколение записаны были только в 1400-1200 лет до н.э. Они стали источником всех более поздних вдохновений, описаний, интерпретаций, философии, ритуалов, духовных методов йоги.

Четыре Веды, две Эпопеи – Рамаяна и Махабхарата, восемнадцать сборников легенд пуран и восемнадцать Упапуран, все вместе составляют собрание священной литературы индусов.

Ригведа (Rigveda) – наиболее древняя и важная духовная книга индо-арийцев. Она признается историками и филологами одной из самых древних литературных работ на Земле. В ней есть 10 Мандал (санскр. кругов) – глав, в которых собрано 1017 "сукта" – стихов, состоящих из 10,500 Мантр – молитвенных формул. В дополнение имеется 11 вспомогательных гимнов названных Валакхилья. Таким образом, общее число стихов в Ригведе 1028.

Молитвенные стихи посвящены Богу и его многочисленным проявленным формам – божествам стихий, качеств, энергий, где люди благодарят и просят о даровании различных благ. Ученые относят составление Ригведы примерно к 3000 году до н.э. Наиболее важные персонажи Ригведы – архаичные божества древнейшего периода арийской Культуры. Это боги Агни, Варуна, Сома, Маруты, Индра, Ушас, Яма, Матаришван. Также в Ригведе есть описания различных качеств, условий, видов всех этих проявленных божественных форм. В содержании есть и философские описания, где все проявленные отдельные формы божественной действительности, окружавшие людей, признаны проявлением Единого безличностного Творца, высшего Бога. Имеются гимны святым провидцам, например Гаутаме, Вишвамитре, Атри, Вамадеве, Бхаратве, Васиште.

Литературная поэтическая обработка в Ригведе показывает возвышенно-творческие аспекты древних ритуалов. Самхита-сборник из различных мантр и формул, гимнов, литургических и поэтических аллегорий. Из десяти мандал-кругов вторая и седьмая – самые старые части, а первая и десятая наиболее молодые. Это определяется языковыми фонетическими и лексическими формами санскрита.

Яждурведа (Yajurveda) - сборник гимнов и мантр предназначенных для ритуалов жертв и благодарений яджней (Yajnas). В ней содержатся и объяснения ритуалов. Она составлена в стихах и в прозе. Яджурведа состоит из двух самхит (сборных частей): Кршна (черная) Яджурведа и Шукля (белая) Яджурведа. В яджусах описаны важнейшие ритуалы наших предков, как например новолунное, полнолунное жертвование, ритуал жертвы растения сомы, сооружение и освящение огненного алтаря, ритуалы Ваджапеям, Раджасуя, Ашвамедха, Сарвамедха и другие ритуалы. Древние брахманы верили, что различными жертвами можно заслужить благословение бога.

Самаведа (Samaveda) содержит 1549 божественных гимнов, которые предназначены для распевания во время ритуала Сомы определенным типом священников-брахманов под духовную музыку. Эта часть литературы говорит нам о древних музыкальных композициях и песнях.

Строфы, посвященные ритуалу Сома, были взяты из Ригведы. Из общего количества 1549 строф, только 75 новые. Строфы сложены в две книги Арчика - Пурварчика и Уттарарчика. Только в отношении акцента и метричности напевания стихи Самаведы отличны от Ригведы. За счет наличия некоторых очень древних языковых форм, и относительной простоты стиха, оставшихся в Самаведе, некоторые ученые считают, что именно она была записана в праведический период, в северной прародине.

Эти три Веды долгое время в древности были основными каноническими знаниями нашей традиции и поэтому назывались «Траивидья».

Атхарваведа (Atharvaveda) содержит 6000 гимнов, мантр для магических церемоний, целительства, защиты от зла, управления невидимыми силами. Также здесь собраны разные заговоры и заклинания, йоговские темы работы над сознанием, тексты о здоровье (аюрведа).

Атхарваведа, возможно, названа по имени древних священников-целителей Атхарванов (хранителей огня). Имеются некоторые их имена, например Ангираса. Здесь нет ритуалов жертв или подношений и восхвалений, как в других Ведах. Во многих разделах здесь впервые в истории людей подробно исследуются и описываются правила лечения различных болезней, методы защиты от разных напастей и вредных сил. Включены также древние формы описаний положительной активности людей, как дружба, любовь, приятие, гармоничная семейная жизнь, процветание, успех.

Четыре Веды поделены на Аманы – разделы под категориями: мандала-круг, Аштака-восьмичастие, Варга-сочинение, Сукта-поэма, анувака-заголовок, данда- строка (до палки), прашна, чанда и т.п. Старейшие литературные сочинения состоят из Мантр, Самхит-сборников, составляющих практический фундамент всей Индийской философии.

Последний формат делений, что мы рассмотрим, это категории текстов. В Ведах имеются Самхиты - сборники мантр и гимнов, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Брахманы. Содержат расширенные примечания ведических гимнов в прозе. Они дают инструкции брахманам как правильно петь мантры, гимны, ставить ударения и знаки препинания, интонацию. Брахманы комментируют большие жизненные темы, как например, жизнь и смерть, материя и дух, вечность и иллюзия и т.п. Также они содержат объяснения мантр и формул необходимых для проведения ритуалов и жертвований. Каждая Веда имеет одну или более брахман. В приложениях добавлено много интересных легенд и описаний.

Араньяки - (лесные откровения отшельников). В них провидцы – Риши описывали свой духовный опыт и результаты своих философских исканий отшельничества. Известны, как мудрые провидческие откровения, все же имели отношение к Брахманам-примечаниям. Рассматриваясь, как промежуточные по времени сочинения, после литургических Брахман, и перед философскими Упанишадами, эти особенные работы святых содержат инструкции по медитации и направлениях практики в отшельничестве. Еще их называют Упасана Канда.

Упанишады – завершающая, возможно главнейшая часть Вед. Их именуют «источником» всей Индийской Философии. Всего известно 1180 Упанишад. В Ригведе содержится 21, Яджурведе 109, в Самаведе 1000, в Атхарваведе 50 Упанишад. Среди них 10 важнейших – Иша, Кена, Катха, Прасна, Мундака, Мандукья, Тайтирья, Айтарея, Чандогья, Бхахадараньяка.

Они – последняя, наиболее зрелая и глубокая ступень развития ведической Культуры. Упанишады посвящаются полностью философскому осмыслению природы мира и вещей. Поскольку они занимают место в конце Вед, коллективно известны как Веданта – окончание, результат Вед.

Упанишад – значит чуткое и уважительное сидение возле учителя. Таким образом, получая наставления и реализуя их на практике мы можем достигать высшей свободы и вечного блаженства.

Изложенными в них доктринами они показывают путь для всего человечества, чтобы достигать окончательного освобождения. Упанишады известные еще как Джняна Канда – высшая философская мудрость. Развитием знания уничтожается незнание, достигается освобождение (мокша) от рабства иллюзии мира, то есть свобода от цикла рождения и смертей Самсары.

Бхагавадгита. Итог или суть всех Упанишад содержится в Бхагавадгите - одном из наиболее важных духовных священных писаний Арийцев. Гита включена в Махабхарату, и написана Веда (мудрецом) Вьясом, автором Пуран и других источников. Перевод ее означает «Божественная песнь».

Бхагавадгита является вдохновенным божественным сочинением для индусов. Это настольная священная книга известна всем и каждому из нас. В ней простыми и лаконичными фразами Кршна описывает герою Арджуне себя как воплощение Бога – Параматмана, качества Бога, свойства, законы мира, принципы и доктрины мудрости. Каждый человек – атма – божественная душа, единая с Творцом. В зависимости от наших накоплений и активности мы и все существа погружены в карму и совершенствуемся здесь, в мире самсары. Бог посылает свои проявления – аватаров для помощи и спасения божественной жизни от невежества и иллюзии. Каждый стих Гиты наполнен откровением Бога, его чистыми знаниями и мудростью.

Рамаяна. Эта поэма написана мудрецом Вальмики, который записал в лаконичной божественно-красивой форме историю жизни божественного царя Рамы и его супруги Ситы. Сита была похищена демоническим правителем Ланки Раваной и унесена на остров Ланку. Рама с братом Лакшманом отправился на юг Индии для спасения Ситы. В его борьбе помогают сын ветра Хануман и другие лесные герои. Победив Равану, и освободив Ситу из плена, Рама возвращается на царствование. В поэме заложены настоящие духовные сокровища мудрости. Показаны нравы и законы людей, их мораль и принципы существования. Рассматриваются наиболее совершенные человеческие качества, ведущие к реализации своих жизненных задач.

Начиная со второй половины II тысячелетия до н. э. арийские жрецы были заняты очень важной и весьма трудоемкой работой - составлением вед, сакральных текстов, открывающих историю древнеиндийской книжности. На основе самхитов (первых четырех вед) были созданы сотни произведений, которые объединяют под общим названием ведийского канона.

Первоначально веды хранились в памяти брахманов, в XII веке были записаны жрецами (на санскрите), а позднее - кодифицированы ученым брахманом Саяной, который установил правила их рецитации. Тексты в редакции Саяны считаются каноническими.

Структура ведийского канона

Прежде всего, корпус ведийских книг делят на две масштабные группы: книги откровения - шрути (что буквально означает «услышанное»), и книги предания - смрити (буквально - «запомненное»). Считается, что первые созданы богами, а вторые написаны людьми. Традицию шрути открывают четыре Веды:

Ригведа («Веда Гимнов»);

Самаведа («Веда Напевов»);

Яджурведа («Веда Жертвенных Формул»);

Атхарваведа («Веда Атхарвана», то есть жреца бога огня Агни).

Две первые Веды содержат «священное знание» о мире и человеке. Яджурведа посвящена ритуалам. Атхарваведа - книга магии.

Каждая из книг состоит из сотен словесных ритуальных формул, а также описывает наиболее важные обряды. В зависимости о времени создания тексты разделяют на нескольких групп, образующих своего рода хронологические «слои» ведийской традиции.

К древнейшему слою вед относятся самшты (собственно Веды), созданные в середине II тысячелетия до и. э. Самхиты зафиксировали религиозные представления индо-арьев в переломный период их истории, связан шли с вторжением в Индию и освоением нового «жизненного пространства».

Позднее были составлены брахманы - тексты, комментирующие и объясняющие содержание вед и ведический культ (VIII-VI вв. до и. э.), и араньяки - «лесные книги», адресованные отшельникам (начиная с VI века, до н. э.).

Упанишады - наиболее поздний слой ведического комплекса, содержащий философскую часть вед - прежде всего учение о Брахмане и Атмане. Самые ранние упанишады относятся к VIII-VII вв. до н. э., а позднейшие (так называемые «сектантские») - к эпохе раннего Средневековья. Большая часть упанишад создавалась в период с VI до IV вв. до н. э.

Каждое из произведений, входящих во вторую и трепло группы, восходят к одной из четырех вед (например, одни упанишады относятся к Ригведе, другие - к Сама-веде и т. д.).

Традиция смрити включает эпические произведения (Рамаяну и Махабхарату), пураны (псевдоисторические сказания), дхармашастры (тексты, посвященные дхарме - закону).

На протяжении всей истории индуизма создавалась литература, посвященная толкованию вед (так иногда для краткости обозначают все книги ведийского комплекса). Такого рода тексты именуют ведангами. Из некоторых веданг, содержащих сведения по ритуалу, фонетике, метрике, грамматике, этимологии и астрологии, развились самостоятельные научные дисциплины. Изучение веданг составляло важнейшую часть традиционного образования ритуально полноценных индусов. Авторство многих веданг принадлежит представителям философской школы веданта.

Традиция шрути

Древнейшим источником и главной сокровищницей ведической мудрости считается Ригведа (время создания - приблизительно 1200 год до н. э.). Согласно преданию, несколько десятков тысячелетий тому назад Брахма передал ее великому риши (мудрецу) на берегу озера Мансоравара.

Развивают традицию шрути брахманы и араньяки, составленные в разные периоды многовековой истории брахманизма. Тексты брахманов регламентируют ритуальное поведение и дают разъяснения к ведам, различные наставления и практические «инструкции». Самое значительное из произведений этого ряда - Шатапатха-брахмана (примерно IX-VIII века до н. э.) - содержит сюжеты, важные для становления древнеиндийской философии. Его автор стремится уяснить глубинный смысл ритуальной деятельности, исследовать структуру ритуала в его мистическом аспекте.

В ранних брахманах вселенскую творческую и первооснову всего сущего персонифицирует Праджапати. В более поздних текстах Праджапати или отождествляется с Брахмой, или упоминается как один из эпитетов-ипостасей последнего. Семантически примыкают к брахманам араньяки - «лесные книги». Эти тексты описывают практику духовного, «внутреннего» жертвоприношения, дают развернутое толкование различных ритуальных деталей, а также содержат сюжеты космологического характера и глубокомысленные теософские рассуждения о сущности обрядности.

Упанишады («тайное учение») создавались в течение длительного периода. Слово «упанишады» буквально означает «сидящий у ног» и указывает на особый характер отношений между гуру (мудрецом-брахманом) и его учеником. В Индии всегда считали, что передача подлинного знания представляет собой мистический процесс, немыслимый без личного контакта с Учителем. Живое общение с ним требовалось и при изучении священных книг.

К нашему времени сохранилось более 200 упанишад. Самыми древними и авторитетными из них признают Брихадараньяку и Чандогью - тексты-наставления, адресованные ученикам и построенные в форме диалога. Такая форма позволяла моделировать перестройку сознания тех, кто вставал на путь философского поиска. Как и другие произведения ведийского канона, упанишады анонимны, хотя некоторые из них освящены именем того или иного авторитета. Наиболее значительные из мудрецов - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Упанишады рассматривают важнейшие для индуизма и индийской культуры в целом понятия Брахмана и Лтмапа, пуруши и пракрити, кармы и сансары, излагают учения о стихиях, о посмертной судьбе человека, исследуют понятие дхармы (закона) и т. п.

Традиция смрити

Эпос

Индийский эпос колоссален по объему и уникален по своему значению для индуизма, сопоставимому с ролью Нового Завета в христианстве. «Махабхарата» и «Рамаяна» почитаются индусами как священные книги («Махабхарату» называют иногда «пятой Ведой»), Каждая из них может быть названа энциклопедией жизни Древней Индии. Эпос содержит сведения о стране и обычаях людей, о государственном управлении и культуре.

В «Махабхарате» повествование нередко сопровождается отступлениями, содержащими религиозно-философские или этические доктрины, постулаты ортодоксальных школ и сведения о некоторых неортодоксальных взглядах. Собственно философские тексты «Махабхараты», запечатлевшие разные грани древнеиндийской религиозно-философской мысли, - «Мокшадхарма», «Нараяния», «Анугита», Книга Санатсуджаты.

Главный из сюжетов «Махабхараты» повествует о борьбе царских родов Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре побеждают, при содействии высших сил, братья Пандавы. Накануне великой битвы на поле Курукшетра полководец Арджуна, один из пяти братьев Пандавов, беседует со своим возницей Кришной. Этой беседе посвящена «Бхагавадгита» («Песнь Господня», входящая в состав 6-й книги «Махабхараты») - самая священная часть «Махабхараты» и одно из наиболее значительных религиозно-философских произведений эпического периода.

«Бхагавадгита», созданная в конце I тысячелетия до н. э. и кодифицированная в III-IV веках н. э., развивает учение поздних упанишад.

За скромной внешностью возничего скрывается могучий бог Вишну, сошедший на , чтобы восстановить пошатнувшуюся дхарму (священный закон). Идею дхармы воплощают воины Арджуны, в то время как их противники Кауравы символизируют адхарму (преступление, ложь, хаос). Перед сражением воин испытывает двойственные чувства. Стремление исполнить ратный долг борется в нем с нежеланием пролить кровь родичей и бывших друзей. Чувства берут верх - Арджуна готов отказаться от сражения. Но Кришна убеждает его в необходимости взяться за оружие: «Ты говоришь как мудрец, а твои действия обнаруживают в тебе труса… встань и иди в бой!»

Прежде всего, говорит Кришна, необходимо научиться правильно действовать, то есть соблюдать законы карма-йоги (йоги действия). Действие не должно быть корыстным, предусматривающим какое бы то пи было вознаграждение или преследующим какую-либо цель. Самым «чистым» из действий может быть признано все, что совершается во имя долга. Непривя-заппость к результатам, незаинтересованность в итоге своих трудов, отказ от какого бы то ни было целепола-гапия - путь к освобождению от сансары.

Эпическая поэма «Рамаяна», автором которой считают поэта Вальмики, - единое и стройное произведение, повествующее о драматичной судьбе царевича Рамы, старшего сына царя Дашаратхи. Из-за ненависти одной из царских жен Рама вместе с братом Лак-шманом и верной супругой Ситой вынужден уйти из родного дома. Изгнанники находят пристанище в лесу и питаются кореньями и плодами. Но беды для них только начинаются. Царь демонов, злобный Равана, похищает красавицу Ситу и уносит ее к себе. Разгневанный Рама вступает в военный союз с божественной обезьяной Хануманом, убивает Равану и возвращает свою жену, а затем, вернувшись в столицу, становится царем.

Пураны

Пураны - обширный раздел традиции смрити, включающий несколько десятков памятников. Наиболее авторитетными считаются 18 «больших пуран», образующих единый комплекс. Как и эпос, пураны отличаются энциклопедической полнотой описания разных сторон индийской жизни, показанной сквозь призму индуистских воззрений.

В пуранах разрабатывается концепция тримурти, объединившая враждующих прежде богов Брахму, Вишну и Шиву в единое целое. Идея троичности божественных сил встречается уже в Ригведе, однако лишь в пуранах эта мысль получает теологическое обоснование. Признается, что равновеликие Брахма, Вишну и Шива выполняют каждый свое предназначение. Брахма - бог-демиург, создатель вселенной, Вишну - хранитель мира, Шива - его разрушитель.

В пуранах излагается также концепция аватары - нисхождения богов в земной человеческий мир Принцип аватары стал основной моделью ассимиляции местных верований и действенным способом упорядочивания пантеона. На примере 10 канонических воплощений Вишну (детально описанных в пуранах) хорошо видно, каким образом стала «работать» новая концепция. 10 различных божественных существ (Курма, Матсья, Вараха, Кришна и т. д.) были признаны разными формами одного и того же божества, благодаря чему обрели генетическое единство и уместились в одной «ячейке», маркированной именем Вишну.

Одновременно авторы пуран предприняли успешную попытку соотнести мифологию с теологией и философией. С этой целью они разработали доктрину вьюх, согласно которой аватара есть эманация божества и в то же время существенная часть его природы.

Дхармашастры

Наибольший авторитет среди дхармашастр (текстов о дхарме - законе) получил «Закон Ману» (II век до н. э. — II век н. э.), в котором изложен индуистский стандарт поведения, сопряженный с четырьмя стадиями жизни индуса.

Авторы «Закона Ману» указывали, что лицам из высших каст надлежит соотносить этапы своей жизни с хронологическими «уровнями» вед. Основные стадии жизненного цикла человека получили соответствующие наименования:

брахмачаръя - этап ученичества, предполагающая изучение самхитов;

грихастха - стадия «домохозяина»; ей соответствуют брахманы;

ванапрастха - период лесного уединения, во время которого надлежит читать «лесные книги» - араньяки;

саньяса - кульминация жизни, этап отшельничества и полного уединения, необходимого для постижения мудрости упанишад.

ИСТОКИ ИНДУИЗМА

Индуизм – одна из древнейших мировых религий. Его истоки можно найти в цивилизации, которая процветала в долине реки Инд четыре тысячи лет назад. Остатки этой древней цивилизации были обнаружены на территории нынешнего Пакистана в Мохенджо – даро и Хараппе. Это были умело спланированные города с подземной канализацией, зернохранилищами, общественными банями и оборонительными стенами. Люди, построившие Мохенджо – даро и Хараппу, были темнокожими, не высокого роста и поклонялись богине- матери.

Около 1500 года до н. э. в Северо-Западную Индию вторглись арии – люди высокого роста и со светлой кожей. Они хотели здесь поселиться, но сначала нужно было покорить местное население. В сражениях часть аборигенов погибла, другие ушли на юг или восток, а оставшиеся стали слугами пришельцев. Со временем в индию нахлынули новые волны Ариев и заселили всю северную часть страны.

Арии поклонялись богам стихий. Индра был богом неба, Агни- богом огня, Варуна - богом воды. Все эти боги были мужского пола, но от местного населения арии восприняли и культ поклонения богине – матери.

Приходило время, и у людей появилась необходимость в новых религиозных учениях. Уже к 800 году до н. э. были хорошо известны ранние индуистские представления о боге, а к 400 году н. э. в сфере религиозных верований появилось многое из того, что мы называем современным буддизмом.

Индуизм - одна из немногих религий, сохранивших многобожие или, как еще называют это явление политеизм. В глубокой древности большинство верований были политеистическими. Но каждое явление стремится к централизации, и религии не стали исключением.

Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.

Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну , во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и галюциногенный напиток Сома.
Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школя Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика . Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.

Во время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.) индуизм стал господствующей религией в стране.Буддизм, оказав на индуизм сильное влияние, особенно в теоретической области, был оттеснен за пределы страны, а в XI веке окончательно исчез из Индии. Джайнизм остался одной из индийских религий, но число его приверженцев ничтожно мало.

Термин "Индуизм" имеет европейское происхождение. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма. Индуизм фактически не является единой религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен, хотя школа веданта представляет собой пантеистическую религию. Главные божества в индуизме - Брахма, Вишну и Шива воплощены в тройственном образе Тримурти.

Основой индуистского мировоззрения является учение о трех целях жизни человека: дхарма, артха и кама. В индуизме существуют два основных направления - вишнуизм и шиваизм. Среди шиваистов выделяются почитатели женского начала - шактисты. По отношению к Ведами основным религиозно-философским принципам в Древней Индии все школы делились на Астику и Настику. Во второй половине XIX века в индуизме появилось реформистское движение Арья самадж которое в настоящее время насчитывает большое количество сторонников.

Основные принципы индуизма - представление о карме, дхарме и сансаре . Индуисты имеют свои священные книги - Веды, однако для индуизма характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Индуизм поддерживает кастовость индийского общества.

СУФИЗМ

Суфи́зм (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف‎‎) - шерсть) - мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, практикуя которые человек постигает Бога.

Суфизм - это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).

После эпохи Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).

Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).

Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).

Богослов аль-Газали (1058-1111) считал, что суфизм - это сама суть ислама. Заслуга Аль-Газали заключается в том, что он попытался устранить противоречия между исламской ортодоксией и суфизмом. Согласно Аль-Газали, критерием истинного суфизма является отсутствие противоречий с Кораном и сунной пророка Мухаммада.

Традиционно историю данного течения делят на четыре периода:

· VIII - конец IX века - становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.

· X - конец XII века - зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.

· XIII - XV века - возникновение «братств» или «суфийских орденов».

· XVI - XVII века - поздний этап.

Данная датировка в последнее время оспаривается. Так, А. А. Хисматулин считает такой подход однобоким, изучающим суфизм лишь с позиции братств (суфийских мистических объединений), а также отвергает связь с зороастризмом, христианством и другими религиями региона, называя эти теории «спекулятивными» . Но в академической науке традиционная периодизация не вызывает сомнений

· Классический суфизм - суфийские тарикаты, вероубеждение и практика, общие положения которой восходят к установлениям Корана и достоверной сунны пророка Мухаммада. Основные братства (практики) сформировались и устоялись в 10-13 веке.

· Нетрадиционные течения суфизма - суфийские тарикаты, на вероубеждение и практику которых сильное влияние оказали местные традиции в Индии (например йога), Малой Азии, Кавказе. Сформировались в постклассический период начиная с 16 века. На сегодняшний день такой род суфизма можно встретить в Индии, Малайзии, традиционный ислам совмещается с йогой и это называют суфизмом.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ ИНДУИЗМА

Священные писания индуизма делятся на две категории:

1. Шрути («услышанное») - наиболее значимые и древние богооткровенные писания.

2. Смрити («запомненное») - дополнительные тексты, следующие авторитету шрути.

Веды, вместе с примыкающими к ним Брахманами, Араньяками и Упанишадами, относятся к категории шрути и принимаются как священные и богооткровенные писания практически всеми индуистами. Другие тексты индуизма, которые учёные относят к послеведическому периоду, принадлежат к категории смрити. Это прежде всего Пураны, «Махабхарата» и «Рамаяна» - они также принимаются как богооткровенные писания большинством последователей индуизма и рассматриваются как базирующиеся на авторитете шрути.

Веды являются древнейшими произведениями санскритской литературы и самыми древними священными текстами индуизма.

В традиции индуизма, Веды относятся к категории шрути («услышанное») и рассматриваются как апаурушея - богооткровенные писания «божественного происхождения, не написанные человеком». Ведические мантры повторяются и воспеваются в индуизме как молитвы на разного рода религиозных обрядах и в других особо торжественных случаях.

Различные философские школы и течения, появившиеся на индийском субконтиненте, по-разному относятся к Ведам. Те школы индийской философии, которые принимают авторитет Вед, называют астика («ортодоксальными»). Другие индийские философии - буддизм и джайнизм - отвергли авторитет Вед и развились в отдельные религии. В индийской философии, эти традиции называют настика («неортодоксальными» или «неведическими»).

Веды в основном сосредоточены на ведических жертвоприношениях, проводимых четырьмя священниками, каждый из которых представляет одну из Вед. Эти ритуалы карма-канды производятся через посредство бога огня Агни. Считается, что только через посредничество Агни, священники (и с ними остальные члены общества) могут войти в контакт с девами.

Насчитывается четыре Веды:

1. Риг-веда - «Веда гимнов»

2. Яджур-веда - «Веда жертвенных формул»

3. Сама-веда - «Веда песнопений»

4. Атхарва-веда - «Веда заклинаний»

Каждая из Вед представляет определённую шакху, или, ветвь знания. В каждой шакхе существуют свои комментарии, примыкающие к одной из Вед.

1. «Риг-веда» содержит в себе мантры, лежащие в основе религиозной практики ведической религии.

2. «Сама-веда» в основном состоит из мантр, заимствованных из «Риг-веды», но организованных в особом порядке, предназначенном для проведения жертвоприношений Сома, называемых Сома-яджна.

3. «Яджур-веда» содержит в себе детальные наставления в прозе, посвящённые проведению ведических яджн.

4. «Атхарва-веда» состоит из магических заклинаний, предназначенных для таких целей, как победа над врагами, излечение от болезней и устранения неблагоприятных эффектов от совершения ошибок во время проведения ведических ритуалов. В ней также описываются обязанности царей и глубокие духовные истины.

Каждую Веду принято делить на четыре части:

1. Самхиты (санскр. संहिता) - сборник мантр, используемых в ведических жертвоприношениях.

2. Брахманы (санскр. ब्राह्मण) - специфические правила и предписания для проведения яджн, а также комментарии в прозе, объясняющие значение мантр и ритуалов.

3. Араньяки (санскр. आरण्यक) - более философские тексты, по своей сути близкие к Упанишадам.

4. Упанишады (санскр. उपनिषद्) - философские и метафизические тексты о природе и взаимоотношениях Брахмана и атмана. Упанишады часто называют ведантой («окончанием Вед») потому, что они являются заключительной частью каждой из Вед, а также по причине того, что философские и мистические понятия, изложенные в них, рассматриваются многими как кульминация всего ведического знания.

5. Упанишады представляют собой философские и метафизические тексты, примыкающие к Ведам, чьё значение и влияние в философии индуизма намного превысило роль других писаний и нашло свою кульминацию в «Бхагавад-гите», которую принято приравнивать к Упанишадам по значимости и называть «Йога-упанишадой» или «Гита-Упанишадой». Упанишады по своей сути стоят отдельно от ритуалистических Самхит и Брахман и являются основой веданты и классического индуизма.

6. Упанишады являются частью писаний шрути индуизма, в которых в основном обсуждается философия и природа безличностного аспекта Абсолютной Истины - Брахмана. В них также содержатся записи различных философских дебатов и обсуждений. Существует канон из 108 Упанишад, называемый муктика, хотя некоторые относят к основному канону 123 Упанишады. Из 108 Упанишад, 11 (по другим версиям - 13) принимаются всеми индуистами и составляют канон мукхья. Упанишады представляют собой комментарии к Ведам. Направление индуизма, возникшее на основе Упанишад, называют веданта.

7. Величайшая философская и поэтическая значимость Упанишад признавалась как западными, так и восточными учёными и философами - от Шрёдингера, Торо и Эмерсона до Рабиндраната Тагора, Махатмы Ганди и Ауробиндо Гхоша.

Тексты, которые дополняют изначальные ведические писания шрути, называют смрити. К литературе смрити относятся эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», а также Пураны и Агамы.

«Махабхарата» и «Рамаяна»

«Бхагавад-гита»

Дхарма-шастры

Вайшнавские гимны «Дивья-прабандха»

Шиваитские гимны «Теварам»

Процесс синтеза нескольких основных этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев.

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом его отличие от других религий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индостан арийскими племенами между XII и V веками до н. э. Самые древние религиозные книги индуизма, Веды («мудрость» или «знание»), написаны на санскрите. В сущности, она представляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был очень важен культ жертвоприношения путем сжигания. Арийцы верили, что, действуя согласно требованиям этого культа, они способствуют постепенному перерождению Вселенной.

Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах - сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев. Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному из трех сословий-варн ритуально полноценных людей, "дваждырожденных" арьев, идею об общении их с миром богов через посредника - жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Как известно, эти писания называются Ведами. Они состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части. В первой части содержаться гимны, славящие богов, во второй - дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей - объясняется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направлений имеют свои собственные книги, но Веды носят наиболее общий, всеобъемлющий характер. Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Она были написаны в период с VIII по VI века до н. э. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержатся легендарные описания перевоплощений одного из главных индуистских богов. Вторая часть шестой книги «Махабхараты» называется «Бхагават гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую известность. Она была записана, а впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р.Х. и 200 г. по Р.Х.

Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, - это Бог очеловеченный и часто даже напоминающий монотеистического. В то же время в ранних Ведах бог представлен определенно пантеистическим (все сущее прекрасно и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все сущее едино, даже если божественного не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем культа МОСК, Общество сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический подход к богу.

Традиционный индуизм признает существование великого множества богов богинь, но главными из них считаются тримурти, т.е. триада богов, - Брахма, Вишну и Шива. В индуизме религиозное поклонение практикуется только в отношении Вишну и Шивы. Хотя Брахма является главой тримурти, его культ отсутствует, потому что люди считают его недосягаемой высшей действительностью. Он, скорее, представляет философскую идею религии, над которой стоит размышлять, а не поклоняться ей.

Зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов, была важным звеном в цепи древних земледельческих культур"подородного полумесяца"; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений.

Развитым и выразительным был культ плодородия, воплощенный в образах богинь-матерей, типичный для всей раннеземледельческой полосы. Мужской аспект плодородия был связан с рогатым богом-буйволом, восседающим на троне в окружении зверей. Образ Великой Матери отразился в последующей индуистской традиции во множестве женских культов и в разных ипостасях богинь. Рогатое божество на троне обычно рассматривается как прообраз Шивы, одного из верховных индуистских божеств. К его культу возводят круг представлений, связанных с аскетизмом и йогической практикой.

Культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений, засвидетельствованных в глубокой архаике, сохраняется в Индии до наших дней. Элементы древнейших верований позже, в историческое время, не раз всплывали из доисторических глубин и проявлялись в разных культах.

Приблизительно с середины II тыс. до новой эры в Индию, на северо-западной границе, стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев, а вместе с ними пришел и совсем иной мир ритуально-мифологических воззрений. Протоиндийская цивилизация к этому времени клонилась к упадку, и арии его ускорили. Они осели в бассейне Инда (современный штат Пенджаб) и отсюда продвигались на северо-восток, смешиваясь с местным населением.

Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности, созданные на ведийском языке. Они объединяют под общим названием ведийского канона и до сих пор выполняют в индуизме роль авторитетных священных текстов. Тексты ведийского канона относят к традиции шрути (букв."услышанное", т.е. откровение) в противоположность смрити (букв. "запомненное", т.е. предание). Традицию шрути открывают 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Они представляют собой соответственно сборники гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Три первые веды относятся к "священному знанию" (ср. санскритское слово веда и русское ведать, знать). Авторами вед считаются мудрецы-провидцы риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. В них запечатлена вся совокупность знаний древних ариев об окружающем мире и о месте человека в нем.

Верховным богом ариев был Индра - бог-громовержец. Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры, грозившего поглотить вселенную, трактуется как космогонический акт. Почитали также бога огня Агни, Сому - бога ритуального напитка, Варуну - вседержителя мирового закона риты, солнечных богов Сурью, Савитара и др. Женские божества занимали в религии ариев совсем незачительное место. Среди них выделяются богиня зари Ушас и богиня Сарасвати, олицетворявшая священную реку ариев.

Мир представлялся ариям состоящим из трех сфер, населенных богами, людьми и иными существами. По трем сферам вселенной распределялись и ведийские боги. Их число, обычно называемое - тридцать три, хотя на деле их насчитывается больше. Они преимущественно олицетворяли разные явления природы. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.

Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Именно из ведийской мифологии, наложившейся на протоиндийскую, и выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь, например, представление о трехчастном строении мира (санскрит, трилока).

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением и впитывали новые религиозные представления. Местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни и становились членами их общества. Его состав усложнялся и со временем сложилась варновая, а потом и кастовая система, разделившая общество на сословия и ставшая неотъемлемой частью индуизма.

Первостепенная роль в индуистском обществе стала отводиться брахманам - жрецам, знатокам вед и ритуалов. Ведийский язык стал непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов. Ритуалы становились все более сложными, громоздкими и запутанными, усложнялся и видоизменялся пантеон. Брахманы старались приспособить священное древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых священных границах. Центральным моментом новых изменений стало последовательное возведение всех видимых явлений природы и феноменального мира, выраженное в политеизме, к некоей единой сущности.

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов замыкают ведийский корпус. Самые древние и авторитетные среди них - Брихадараньяка и Чхандогья упанишады. Как и многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, но отдельные фрагменты и даже целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые популярные из мудрецов-авторов упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалакка. Упанишады создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических филососфских систем в Индии. Упанишады (букв. "подсаживание ученика к учителю", т.е. сокровенное знание, передаваемое от учителя к ученику) представляют собой тексты-поучения, построенные в диалогической форме и адресованные ученикам. Диалоги моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Способ изложения в них может показаться нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют скорее интуитивную, чем логическую последовательность.

Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно - высшая объективная реальность и внеличностный абсолют - брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот аспект человека связан с его светлым духовным началом, который именуется атман, и который пленен стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни - освобождение от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание истинного брахмана и атмана, которые по сути тождественны, - вот высшая заслуга, приносщая блаженство. Именно к этому познанию и подводят наставления упанищад.

Веды (из санскрита – "знание", "учение") – это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.

Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме. Они не имеют авторов, так как были "ясноуслышаны" святыми мудрецами. Веды апаурушея – несотворённые человеком, санатан – вечные, богооткровенные писания.

Этимология

Санскритское слово veda означает "знание", "мудрость" и происходит от корня vid–, "знать", родственного праиндоевропейскому корню ueid–, означающего "ведать", "видеть" или "знать".

Как существительное слово упоминается в "Риг–веде". Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому "аспект", "форма", английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen ("знать", "знание"), норвежскому viten ("знание"), шведскому veta ("знать"), польскому wiedza ("знание"), латинскому video ("я вижу"), чешскому vim ("я знаю") или vidim ("я вижу"), голландскому weten ("знать"), белорусскому веды ("знания") и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.

Датировка и история написания Вед

Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи "Риг–веды" около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

Из–за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты "Риг–веды" датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), получивший европейское образование, обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого–астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.

Классификация (деление)

1. Четыре Веды

Первоначально существовала одна Веда – Йаджур–веда – и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна–Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали–йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг–веду, Сама–веду, Йаджур–веду, Атхарва–веду и поручил эти части своим ученикам.

  1. Риг–веда – Веда гимнов
  2. Сама–веда – Веда песнопений
  3. Яджур–веда – Веда жертвенных формул
  4. Атхарва–веда – Веда заклинаний

Ригведа (веда гимнов) – состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. Эти 10522 стихов–мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков – например, во 2–ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1–ой и в 10–ой – по 191 сукте. Стихи Ригведы на санскрите называются "рик" – "слово просветления", "ясноуслышанное". Все мантры Ригведы были открыты 400–ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригведа в основном посвящена гимнам–мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, Господь–Творец), который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман (Бог). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества. Фактический текст – Ригведа–самхита.

Самаведа (веда песнопений) – сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригведы. Гимы Ригведы отбирали для Самаведы по мелодичности звучания. Самаведа включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками –песнопевцами удгатри.

Яджурведа (жертвенные формулы) – веда, состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из–за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу (Светлая Яджурведа) и Кришнаяджурведу (Тёмная Яджурведа), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам. В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва–Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.

Атхарваведа (заклинания и заговоры) – веда жреца огня Атхарвана – самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н. э. Атхарваведа не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию. Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.

2. Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады

Все индийские веды состоят из основного текста – самхит , а также трёх дополнительных разделов: брахман , араньяк и упанишад . Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма–канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна–канды – разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой веданты – одной из теистических школ индуистской философии.

Самхиты – сборники мантр, представленных в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д.; обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином "девы", что в буквальном переводе означает "светящиеся", "сияющие" и часто переводится как "небесные существа", "полубоги" или "ангелы". Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Брахманы – гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур–веды, где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман – Шатапатха–брахмана, которая принадлежит Шукла Яджур–веде. Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.

Араньяки – заповеди, созданные для отшельников, ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из трех вед. Например, к традиции Ригведы принадлежит Айтарея–брахмана, а к ней примыкает Айтарея–араньяка из 5 книг; с Яджурведой связана Шатапатха–брахмана, в которой содержится Брихад–араньяка (Великая Араньяка).

По содержанию, Араньяки, как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей, в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например, учение о «внутренней агнихотре» в Шанкхаяна–араньяке).

Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка , Каушитаки (Шакхаяна) араньяка , Тайттирияараньяка и Брихадараньяка .

Упанишады – это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово "упанишада" означает "постижение" и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название "веданта". Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но, по прошествии веков, многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к "каноническим" упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.

По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона "мукхья" завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону "муктика", были составлены уже в послеведический период.

К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как веданта–сутры , шраута–сутры и грихья–сутры . Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

3. Деление на Шрути, Смрити и Ньяя

Традиционным является также деление ведических писаний на три группы:
Шрути , Смрити и Ньяя – услышанное, запомненное, выведенное логически.

Шрути (то, что постигают путём слушания): это 4 Веды (Риг-веда, Сама–веда, Яджур–веда, Атхарва–веда) и Упанишады – по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.

Смрити (то, что надо запомнить) – традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено. Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути – изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

  1. Дхарма–шастры – сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально–этические и другие нормы поведения. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
  2. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы "Махабхарату" и "Рамаяну".
  3. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
  4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта,Джьотиша и Калпа.
  5. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, ишакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика–санскрите).

Ньяя – логика (Веданта–сутра и другие трактаты).

Дхарма–шастры

Вишну–смрити – одна из наиболее крупных дхармашастр.

Ману–смрити также известна как Ману–самхита, Манава–дхармашастра и Законы Ману – памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества – Ману. Является одной из девятнадцати дхарма–шастр, которые входят в литературу смрити.

Итихасы

Махабхарата – (Великое сказание о потомках Бхараты, по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) – величайший древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, Махабхарата представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро–дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго–Восточной Азии. В индийской традиции считается "пятой Ведой". Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

Бхагавад–гита (Божественная песнь)

– памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть Махабхараты, состоит из 700 стихов. Бхагавад–гита является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что Бхагавад–гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто Бхагавад–гиту характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно–философской традиции всего мира.

Текст Бхагавад–гиты состоит из философской беседы Кришны и Арджуны, которая происходит на поле битвы Курукшетра, непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна – воин и один из пяти братьев–принцев клана Пандавов – перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий – Кришна – убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

К Кришне, оратору Бхагавад–гиты, в тексте обращаются как к Бхагавану (Личности Бога). Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как "Божественная песнь".

На протяжении многих веков Бхагавад–гита является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о Бхагавад–гите узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русском языке, издал Н. И. Новиков.

Рамаяна (Путешествие Рамы)

Согласно традиции индуизма, действие Рамаяны происходит в эпоху Трета–юга, около 1,2 млн. лет назад. Учёными Рамаяна датируется IV веком до н. э. В ней повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы, чью жену Ситу похищает Равана – царь–ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Также как и Махабхарата, Рамаяна – это не просто обычная история. В ней содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти. Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.

Рамаяна состоит из 24 000 стихов (480 002 слов – около одной четверти текста Махабхараты, что в четыре раза больше Илиады), которые распределены на семь книг и 500 песен, называемых "канды". Стихи Рамаяны составлены в метре из тридцати двух слогов, который называется ануштубх.

Семь книг Рамаяны:

  1. Бала–канда – книга о детстве Рамы.
  2. Айодхья–канда – книга о царском дворе в Айодхье.
  3. Аранья–канда – книга о жизни Рамы в лесной пустыне.
  4. Кишкиндха–канда – книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе.
  5. Сундара–канда – "Прекрасная книга" об острове Ланка – царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы – Ситы.
  6. Юддха–канда – книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны.
  7. Уттара–канда – "Заключительная книга".

Рамаяна представляет собой один из важнейших памятников древнеиндийской литературы, который оказал огромное влияние на искусство и культуру как Индийского субконтинента, так и всей Юго–Восточной Азии, где Рамаяна приобрела большую популярность начиная с VIII века. Рамаяна была переведена на большинство современных индийских языков. Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавархарлала Неру и Махатмы Ганди .

Пураны (Древняя былина)

– тексты древнеиндийской литературы на санскрите. В основном это писания послеведического периода, в которых описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма. Пураны в основном написаны в форме историй. В традиции индуизма составителем Пуран принято считать ведического риши Вьясу.

Самое раннее упоминание о Пуранах содержится в "Чхандогья–упанишаде" (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса–пуранам панчамам веданам. "Чхандогья–упанишада" даёт Пуранам и Итихасам статус "пятой Веды" или "Панчама–веда". В Риг–веде слово "пурана" упоминается много раз, но учёные полагают, что в данном случае оно используется просто в значении "древний".

Существуют много текстов, которые называют "пураны". Наиболее значимыми из них являются:

  • Маха–пураны и Упа–пураны – основные пуранические писания.
  • Стхала–пураны – писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы. В них также описывается история создания храмов.
  • Кула–пураны – писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.

В Индии Пураны переведены на местные языки и распространяются учёными–брахманами, которые их публично читают или рассказывают истории из них на особых собраниях, называемых "катха",– странствующий брахмана останавливается на несколько недель в каком–нибудь храме и повествует истории из Пуран группам собирающихся специально для этой цели индусов. Эта религиозная практика в особенности характерна для традиций бхакти в индуизме.

Бхагавата–пурана

– также известна как Шримад–Бхагаватам или просто Бхагаватам – одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний индуизма категории смрити.

В Бхагавата–пуране описываются истории различных аватар Бога в материальном мире, причём Кришна предстаёт не как аватара Вишну, а как верховная ипостась Бога и источник всех аватар. В Бхагавата–пуране также содержатся обширные сведения по философии, лингвистике, метафизике, космологии и другим наукам. Она открывает панораму исторического развития вселенной, повествует о путях самопознания и освобождения.

В течение последнего тысячелетия Бхагавата–пурана является одним из основных священных текстов различных течений кришнаизма, где она рассматривается как четвёртый элемент в тройственном каноне основополагающих текстов теистической веданты, который состоит из Упанишад, Веданта–сутр и Бхагавад–гиты. Согласно самой Бхагавата–пуране, в ней изложена основная суть всех Вед и она является комментарием ведического мудреца Вьясы к Веданта–сутрам.

Веданга

Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга (ответвления Вед). Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту. Шесть основных тем Веданги:

  • Фонетика (Шикша )
  • Метр (Чандас )
  • Грамматика (Вьякарана )
  • Этимология (Нирукта )
  • Астрология (Джьотиша )
  • Ритуал (Калпа )
4. Деление по Кандам

Ведические тексты делятся на три категории (канды ), соответствующие различным этапам духовной зрелости души: карма–канда , гьяна–канда и упасана–канда .

Карма–канда , к которой относятся четыре Веды и родственные писания, предназначена для тех, кто привязан к временным материальным достижениям и склонен к ритуализму.

Гьяна–канда , в которую входят Упанишады и Веданта–сутра, призывают к освобождению от власти материи, посредством отречения от мира и отказа от желаний.

Упасана–канда , к которой относятся главным образом тексты Шримад–Бхагаватам, Бхагавад–гиты, Махабхараты и Рамаяны предназначена для тех, кто желает постичь Личность Бога и обрести отношения со Всевышним.

Упаведы

Термин упаведа (второстепенное знание) используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

  • Аюрведа – "медицина", примыкает к Риг–веде.
  • Дханур–веда – "боевые искусства", примыкает к Яджур–веде.
  • Гандхарва–веда – "музыка и священные танцы", примыкает к Сама–веде.
  • Астра–шастра – "военная наука", примыкает к Атхарва–веде.

В других источниках, к Упаведам причисляются также:

  • Стхапатья–веда – излагаются основы архитектуры.
  • Шилпа–шастры – шастра об искусстве и ремёслах.
  • Джйотир–веда – излагаются основы астрологии.
  • Ману–самхита – излагаются законы прародителя человечества Ману.

В Ведах можно найти также знания по логике, астрономии, политике, социологии, психологии, истории и т.д. Цивилизация многих народов в древности основывалась на Ведах, поэтому ее называют также ведической цивилизацией.

Ответы на некоторые вопросы

Что значит слово "мантра"?

Мантра это описание поставленной цели. Иными словами, это то, что пробуждает и поддерживает манану, т. е. исследование с помощью ума. Слог "ман" означает процесс исследования, и слог "тра" означает "способность переправить, освободить, спасти". В общем, мантра – это то, что спасает, когда ум сосредотачивается на ней. Когда проводятся обряды и ритуалы жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их смысле и значении. Для достижения этой цели нужно повторять мантры. Но сегодня люди, которые проводят эти ритуалы, читают мантры механически, не осознавая их смысла. Когда мантры произносятся таким образом, они не приносят плодов! Человек может извлечь полную пользу от повторения мантр, только при ясном понимании их смыла и значения. Каждая Веда состоит из множества шакх (частей), и ведический учёный должен понимать направление и цель каждой шакхи.

В чём заключается суть Вед?

Суть всех Вед можно сформулировать так:

  • Человек должен считать себя тем самым Высшим "Я", которое пребывает во всех людях и существах этого мира.
  • Помогай всегда, не вреди никогда. Люби всех, служи всем.
Что такое Упанишады?

"Упа–ни–шад" – буквальный перевод звучит так: "рядом"(упа), "внизу"(ни), "сидящим" (шады). Упанишады – это то, чему учил учитель ученика, который сидел рядом с ним. Смысл этого слова можно также расшифровать так – "то, что позволяет человеку приблизиться к Брахману". Упанишады находятся в конце Вед, поэтому их также собирательно называют Ведантой. Упанишады называют эти три пути кармы, упасаны и джнаны тремя йогами. Суть карма йоги заключается в том, чтобы посвящать все свои действия Богу, или совершать все свои поступки в качестве подношения Господу, чтобы угодить Ему. Упасана йога учит, как любить Бога всем сердцем, сохраняя чистоту и гармонию мысли, слова и дела. Если человек любит Бога ради исполнения своих мирских желаний, это нельзя назвать настоящей упасаной. Это должна быть любовь ради самой любви. Последователи джнана йоги рассматривают всю вселенную как проявление самого Бога. Убеждённость в том, что Бог пребывает во всех существах в форме Атмы, называется джнаной. Если сравнивать Самхиты с деревом, то Брахманы являются его цветами,– это незрелые плоды, а Упанишады – это спелые фрукты.

Зачем изучать Веды?

Каждое из живущих в мире существ стремиться обладать желаемым и избежать нежелательного. Веды дают указания, как достичь успеха в обоих направлениях. То есть, они содержат предписания относительно праведных и неправедных действий. Если человек будет следовать этим предписаниям, избегая запретных действий, он обретёт благо и избежит зла. Веды рассматривают как материальные вопросы, так и духовные, как этот мир, так и потусторонний. По правде говоря, вся жизнь проникнута Ведами. Мы не можем не следовать этим предписаниям. Слово "Веда" происходит от глагола "вид", что означает "знать". Поэтому Веды содержат всё знание, всю мудрость. Человек отличается от животных тем, что наделён знанием. Без этого знания он будет лишь животным.