Учет медикаментов. Учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях Отпуск медикаментов из аптеки

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ,
ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:
Согласованные с Министерством финансов СССР 25 марта 1987 г. N 41-31:
"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";
форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.
2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:
2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.
3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.
4. Считать утратившими силу:
4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.2. Письмо Минздрава СССР от 19 января 1977 г. N 25-5/5.
4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно-профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".
4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно-профилактических учреждениях.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 02.06.87 N 747 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:

"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";

форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения.

1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.

2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:

2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.

3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.

4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно - профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".

4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно - профилактических учреждениях.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 2 июня 1987 г. N 747

СОГЛАСОВАНО
с Министерством финансов СССР
25 марта 1987 г. N 41-31

за "____" _________________ 19 г.

NN п.п. Наименование лекарственных средств Порядковые номера накладных (требований) Всего Отметка о записи в книгу
Количество
Ядовитые вещества
Наркотические средства
Этиловый спирт
Дефицитные и дорогостоящие лекарственные средства

за _______________ месяц 19 г.

Медицинская сестра
подпись расшифровка подписи
Приложено накладных (требований)
Отчет проверил
должность подпись расшифровка подписи

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия - заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Скворцова

Вероника Игоревна

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Кривонос

Ольга Владимировна

директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России (заместитель председателя Комиссии)

Абакумов

Михаил Михайлович

заместитель директора Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Алексеева

Галина Сергеевна

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Багненко

Сергей Федорович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Борисенко

Леонид Викторович

заместитель директора по лечебно-профилактической работе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Гончаров

Сергей Федорович

директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Елена Петровна

начальник отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Картавенко

Валентина Ивановна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Кожевникова

Жанна Владимировна

начальник отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Евгений Васильевич

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по анестезиологии и реаниматологии, директор Научно-исследовательского института общей реаниматологии РАМН

Владимир Михайлович

главный внештатный детский специалист-хирург Минздравсоцразвития России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии

Ромодановский

Павел Олегович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по судебно-медицинской экспертизе, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Стожаров

Вадим Владимирович

заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Титов Игорь Анатольевич

заместитель начальника отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

(ответственный секретарь Комиссии)

Троянова

Людмила Степановна

заместитель начальника отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Олег Сергеевич

главный врач ФГУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» (по согласованию)

Широкова

Валентина Ивановна

директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4

Деятельность лечебно-профилактических учреждений здравоохранения связана с использованием медикаментов, вспомогательных материалов, перевязочных средств и прочих материалов, используемых в процессе лечения больных (далее - медикаменты). Медикаменты используются ими для лечения больных, проведения профилактических мероприятий, а также в научных целях. Перечень таких медикаментов довольно обширный, а их получение в различной расфасовке делает учет трудоемким. В предлагаемой статье мы рассмотрим основные моменты учета медикаментов.

Организация учета

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция N 747 <1>. Согласно этой Инструкции в учреждениях здравоохранения материальные ценности учитываются по следующим группам (п. 1 разд. 1 Инструкции N 747):

  • медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;
  • перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;
  • вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;
  • тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.
<1> Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может быть организовано двумя способами:

  • непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения;
  • через базы поставщика (аптечные склады поставщика).

Учет медикаментов в учреждениях, имеющих аптеку Поступление медикаментов

Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Помещение, в котором размещается аптека, должно отвечать надлежащим условиям хранения медикаментов в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Минздрава России.

Основная задача аптеки - обеспечение лечебно-профилактического учреждения изготовленными внутриаптечно и готовыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными и так далее.

Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

  • соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и отпуска медикаментов (согласно разрешенному ассортименту);
  • поддерживать ассортиментный перечень медикаментов согласно профилю и специализации учреждения;
  • осуществлять отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам медикаментов и изделий медицинского назначения;
  • соблюдать порядок сертификации и контроля качества медикаментов, оформления соответствующей документации.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Поступающие в аптеку медикаменты отражаются в учете по розничным ценам в суммовом выражении. Кроме того, ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов (п. 6 разд. 1 Инструкции N 747):

  • ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1968 N 523;
  • наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1982 N 1311;
  • этилового спирта;
  • новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;
  • дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;
  • тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

При поступлении в аптеку медикаментов заведующий аптекой или лицо, на то уполномоченное, проверяет соответствие их количества и качества данным, указанным в документах, правильность цен на единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись "Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)" (п. 6 Инструкции N 747).

При приеме медикаментов производится контроль в целях предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. При этом, по мнению автора, необходимо проверить:

  • соответствие поступающих лекарственных средств требованиям по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка";
  • правильность оформления расчетных документов (счетов);
  • наличие сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.

На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и (или) необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт. Далее эти лекарства возвращаются поставщику.

В случае обнаружения недостачи, излишков и порчи материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет прием поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приема продукции и товаров по количеству и качеству. Материально-ответственные лица (зав. складом, м.о.л. отделений, кабинетов и т.д.) согласно п. 57 Инструкции N 70н <2> ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н. По каждому наименованию медикаментов и их дозировке заводится отдельная страница (карточка).

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Полученные и проверенные счета-фактуры, накладные поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации накладных, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

Причем стоимость весовых медикаментов, то есть сухих и жидких, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.), подлежит отражению в графе 6 книги ф. 6-МЗ (п. 17 Инструкции N 747).

Отпуск медикаментов из аптеки

Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

  • ядовитые - из расчета 5-дневной нормы;
  • наркотические - 3-дневной;
  • остальные - 10-дневной.

В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности. Если учреждение не достаточно крупное, то старшая медсестра учреждения на основании заявок, составленных старшими медсестрами отделений, заполняет Требования-накладные (ф. 0315006) по каждому отделению на необходимые им медикаменты. Основанием для составления заявок в отделениях является листок назначений в историях болезни пациентов, согласно которому определяют наименование необходимых для лечения медикаментов, дозировку, а также их объем. Полученные старшей медсестрой медикаменты затем выдаются в отделения.

Если учреждение крупное, то Требования-накладные составляются на уровне отделений. Они в 3 экземплярах подписываются заведующими отделениями, и на них ставится разрешительная подпись руководителя учреждения. В Требовании-накладной обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество, необходимые для определения их розничной цены и стоимости.

Если в Требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать во всех экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления, однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону их увеличения категорически запрещается.

Особые требования предъявляются к оформлению Требований-накладных по медикаментам, подлежащим предметно-количественному учету, которые должны быть затребованы из аптеки на отдельных Требованиях-накладных со штампом, печатью учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны медикаменты.

На основании Требования-накладной на отпущенные медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, составляется Ведомость выборки израсходованных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ). Записи в ней ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных медикаментов согласно выборке за день переносится в книгу (ф. 8-МЗ) (п. 15 Инструкции N 747).

Согласно Требованию-накладной заведующий аптекой производит отпуск медикаментов материально-ответственным лицам отделений, которые расписываются в их получении из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель - в их выдаче. Один экземпляр Требования-накладной возвращается материально-ответственному лицу отделения.

Заведующим складом или лицом, на то уполномоченным, производится таксировка каждого Требования-накладной для определения общей стоимости отпущенных материалов. Списание медикаментов производится по средней фактической себестоимости каждого наименования медикамента, сформированной на момент их отпуска.

Обратите внимание: Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н внесены изменения в Инструкцию N 70н (Приказ на момент издания журнала не получил регистрацию в Минюсте России). Согласно Приказу N 25н списание медикаментов может осуществляться не только по средней фактической стоимости, но и по фактической стоимости каждой единицы.

Протаксированные Требования-накладные ежедневно записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных Требований-накладных (ф. 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера Требований-накладных на медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются. По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Иной подход к списанию из аптеки применяется в отношении вспомогательных материалов и тары. Так, например, вспомогательные материалы списываются в расход в аптеке, а также бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747). Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену медикаментов, относится в расход при их списании. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Стоимость обменной (возвратной) тары поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а возвращенные учреждению за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов.

Обратите внимание: при отпуске в отделения (кабинеты) учреждения лечебной минеральной воды в обменной посуде-таре в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости посуды-тары.

При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения с участием главного бухгалтера учреждения, заведующего аптекой и представителя общественности, при этом выясняются причины порчи ценностей, а также устанавливаются виновные в этом лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, второй остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск. Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии. Уничтожение ядовитых и наркотических лекарственных средств производится в порядке, установленном Приказами Минздрава СССР от 03.07.1968 N 523 и от 30.12.1982 N 1311.

Отчетность по медикаментам

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении ф. 11-МЗ по группам медикаментов (п. 28 Инструкции N 747). В отчет включается также сумма разницы, образующейся между стоимостью ингредиентов, оцененных по розничным ценам, и стоимостью изготовленной аптекой при лабораторных работах продукции, исчисленной в тех же ценах. Для учета этих работ в аптеке ведется Книга учета лабораторных работ (ф. АП-11), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

В случаях если аптека получает и отпускает медикаменты, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в отчете ф. 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах.

Составление отчета ф. 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости медикаментов по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного отчета ф. 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость медикаментов, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, зарегистрированным в книге ф. 6-МЗ. В расход записывается стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) по накладным (требованиям), записанным в книгу ф. 7-МЗ. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

В конце отчета показывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы, кроме протаксированных накладных (требований), которые хранятся в аптеке.

Отчет аптеки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца, в условиях механизации учета в сроки, утвержденные графиком документооборота; второй остается у заведующего аптекой. После проверки отчета бухгалтерией и утверждения его руководителем учреждения он служит основанием для списания бухгалтерией учреждения израсходованных лекарственных средств.

Обратите внимание: сотрудники бухгалтерии не реже одного раза в квартал проверяют правильность ведения книг ф. 7-МЗ, ф. 8-МЗ, ведомости ф. 1-МЗ и подсчета итогов в Требованиях-накладных и заверяют проверенные документы своей подписью (п. 21 Инструкции N 747).

Ежемесячно старшие медсестры учреждений или медсестры отделений составляют Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 2-МЗ), и сдают его в бухгалтерию вместе с:

  • требованиями-накладными, на основании которых медикаменты были получены из аптеки;
  • требованиями-накладными, на основании которых они были отпущены в отделения или кабинеты.

Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

Учреждения (отделения, кабинеты) получают медикаменты из аптечного склада поставщиков только в размере, определяемом текущей потребностью в них, и в сроки, установленные графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптечным складом. Медикаменты в учреждения из аптечного склада отпускаются по накладным. На ядовитые и наркотические медикаменты, а также этиловый спирт накладные выписываются отдельно.

Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям ф.: М-2, М-2а, выдаваемым в порядке, установленном Инструкцией Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 14.01.1967 N 17. Срок действия доверенности устанавливается не более чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок до одного месяца.

Получение лекарственных средств из аптечного склада поставщика материально-ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладных, при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждому медикаменту до полной копейки, а работник аптечного склада поставщика расписывается в их выдаче и правильности таксировки на всех экземплярах накладных (п. 37 Инструкции N 747).

Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах).

Обратите внимание: запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, также нельзя выписывать их из аптечного склада по общим накладным для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток и др.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, обеспечивает главная (старшая) медицинская сестра по отдельным накладным. Она получает их из аптечного склада и выдает в отделения (кабинеты) для текущей потребности.

Учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки (п. 40 Инструкции N 747).

Аптечный склад поставщика на основании накладных, выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца), предъявляет учреждению счет-фактуру.

Данные счета из аптечного склада за полученные отделениями (кабинетами) медикаменты проверяет бухгалтерия учреждения согласно приложенным к ним накладным, подписанным материально-ответственными лицами отделений (кабинетов), и служат основанием для списания израсходованных медикаментов по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Бухгалтерский учет медикаментов Бюджетная деятельность

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией N 70н.

В обязанности работников бухгалтерии входит:

  • обеспечение правильной организации бухгалтерского учета медикаментов;
  • осуществление контроля над своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
  • контроль над правильным, экономным и расходованием по назначению денежных средств, выделяемых на приобретение медикаментов, за их сохранностью и движением;
  • постоянный контроль над правильным ведением в отделениях (кабинетах) учреждения предметно-количественного учета лекарственных средств;
  • участие в проведении инвентаризации медикаментов, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Учет медикаментов осуществляется на аналитическом счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства". В дебет счета записывается сумма поступивших медикаментов, по кредиту счета - выданных в эксплуатацию.

Согласно п. 57 Инструкции N 70н аналитический учет медикаментов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Учет операций по расходу медикаментов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Пример 1 . Учреждение за месяц получило и оплатило поставщикам:

  • медикаменты на сумму 280 000 руб.;
  • перевязочные средства - 100 000 руб.;
  • вспомогательные материалы - 50 000 руб.

Всего на сумму 430 000 руб.

Данные медикаменты оприходованы и приняты к учету заведующей аптекой м.о.л. Назаровой Н.И.

Из аптеки выданы в подотчет старшей медицинской сестре м.о.л. Павловой И.А.:

  • медикаменты на сумму 150 000 руб.;
  • перевязочные средства - 60 000 руб.

Всего на сумму 210 000 руб.

Учреждение финансируется за счет госбюджета, предпринимательской деятельности не ведет. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи.

Дебет

Кредит

Оприходованы

медикаменты

Назарова Н.И.

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Назарова Н.И.

Выдано со склада в

эксплуатацию

Павлова И.А.

Назарова Н.И.

Списана стоимость

вспомогательных

материалов

Назарова Н.И.

Списана стоимость

израсходованных

медикаментов

Павлова И.А.

Перечислены денежные

средства поставщику

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Вторая проводка на

сумму принятых

бюджетных

обязательств

Предпринимательская деятельность

Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе.

В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.

Пример 2 . Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:

  • для бюджетной деятельности - на сумму 10 000 руб.;
  • для предпринимательской деятельности - 4000 руб.

Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.

Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.

Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно посоветовать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.

Рассмотрим это на примере.

Пример 3 . Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 10 000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 200 000 руб., выручка от предпринимательской деятельности - 50 000 руб. Всего - 250 000 руб.

Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения - 20% (50 000 / 250 000) руб. х 100).

Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность - 2000 руб. (10 000 руб. х 20 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность - 8000 руб. (10 000 - 2000).

Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы их аптеки

медикаменты для

бюджетной деятельности

хирургическое

отделение

Оприходованы

медикаменты, относящиеся

к предпринимательской

деятельности

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Сторно по бюджетной

деятельности

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Списаны медикаменты,

израсходованные на

бюджетной деятельности

хирургическое

отделение

предпринимательской

деятельности

хирургическое

отделение

В результате получается переплата по медикаментам, поступившим за счет бюджетной деятельности, и недоплата - за счет предпринимательской деятельности. Таким образом, при последующем приобретении медикаментов предлагаем произвести их оплату с учетом стоимости медикаментов, приобретенных за счет бюджетных средств, но израсходованных на деятельность, приносящую доход.

И.Зернова

Зам. главного редактора

журнала "Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"