Термин анализатор ввел. Тема: Понятие об анализаторах

Понятие «анализаторы»

Несмотря на наличие разнообразных гипотез о возникновении жизни, все считают, что высшей стадией развития всего живого на Земле есть человек.

Ученые установили, что за всю историю эволюции человек в анатомо-физиологическом отношении мало изменился. Организм человека представляет собой совокупность телесных (соматических) и физиологических систем: нервной, сердечно - сосудистой, кровообращения, пищеварения, дыхания, сенсорной, опорно-двигательной и др.

Одной из важнейших систем человека есть нервная система, которая связывает между собой все системы и части тела в единое целое. Центральная нервная система принимает участие в приеме, обработке и анализе любой информации, которая поступает из внешней и внутренней сред. При возникновении перегрузок на организм человека нервная система определяет степень их влияния и формирует защитно-адаптационные реакции. Антропологи и физиологи отмечают чрезвычайно важную физиологическую особенность человеческого организма; его большие потенциальные и часто незадействованные жизненные возможности.

Человек получает разнообразную информацию об окружающем мире, воспринимает все его разнообразные стороны с помощью сенсорной системы или органов чувств.

Современный этап развития физиологии органов чувств связан с именами таких ученых, как И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

И.П. Павлов развил работу И.М. Сеченова о рефлексах головного мозга, создал учение об анализаторах как совокупности нервно-рецепторных структур, которые обеспечивают восприятие внешних раздражителей, трансформацию их энергии в процесс нервного возбуждения и проведение его в центральную нервную систему. По утверждению И.П. Павлова, любой анализатор состоит из трех частей: периферической (или рецепторной), проводниковой и центральной, где завершаются аналитически-синтетические процессы оценки биологической значимости раздражителя.

Анализаторы -- это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма.

Виды анализаторов, структура и принцип действия

В современной физиологии различают восемь анализаторов:

двигательный

зрительный

слуховой

вкусовой

обонятельный

вестибулярный

висцеральный.

Тем не менее, в системе взаимодействия человека с объектами окружающей среды главными при выявлении опасности выступают зрительный, слуховой и кожный анализаторы. Другие выполняют вспомогательную, или дополняющую функцию.

Вместе с тем необходимо учитывать также то обстоятельство, что сегодня есть целый ряд опасных факторов (ионизирующее излучение, электромагнитные поля, ультразвук, инфракрасное излучение), которые чрезвычайно негативно физически воздействуют на человеческий организм, но для их восприятия нет соответствующих естественных анализаторов.

Все анализаторы в структурном отношении однотипны. Они имеют на своей периферии аппараты, которые воспринимают раздражители -- рецепторы, в которых и происходит преобразование энергии раздражения в процесс возбуждения. От рецепторов по сенсорным (чувствительным) нейронам и синапсам (контактам между нервными клетками) импульсы поступают в центральную нервную систему.

Различают такие основные виды рецепторов: механорецепторы, которые воспринимают механическую энергию, к ним относятся: рецепторы слуховой, вестибулярной, двигательной, частично висцеральной чувствительности; хеморецепторы -- обонятельный, вкусовой; терморецепторы - рецепторы кожного анализатора; фоторецепторы -- зрительный анализатор и другие виды.

Каждый рецептор выделяет из множества раздражителей внешней и внутренней среды свой адекватный раздражитель. Этим объясняется высокая чувствительность рецепторов. Все анализаторы благодаря своему однотипному строению имеют общие психофизиологические свойства - чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям, наличие абсолютной дифференциальной и оперативной границы чувствительности к раздражителю, способность к адаптации, тренировке, способность определенное время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя, пребывать в следующем взаимодействии один за другим.

Абсолютная граница чувствительности имеет верхний и нижний уровни. Нижняя абсолютная граница чувствительности -- это минимальная величина раздражителя, который вызывает чувствительность. Верхняя абсолютная граница -- максимально допустимая величина раздражителя, который не вызывает у человека боль.

Для того чтобы полностью осознать важность анализаторов в жизни человека, необходимо изучить структуру и роль трёх главных анализаторов в жизни человека: зрительный, слуховой и кожный.

Зрительный анализатор играет главную роль в жизни человека.

Более 90% информации о внешнем мире мы получаем благодаря зрительному анализатору. Ощущение света возникает в результате влияния электромагнитных волн длинной 380-780 нанометров (нм) на рецепторные структуры зрительного анализатора, т.е. первым этапом в формировании светоощущения есть трансформация энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения. Это происходит в сетчатой оболочке глаза. Характерной чертой зрительного анализатора являются ощущения света, т.е. спектрального состава светового (солнечного) излучения.

Волны, которые находятся внутри указанного диапазона (380-780 нм), отличаются длинной и создают, в свою очередь, ощущение разного цвета (380-450 нм - фиолетовый, 480- синий, 521- зеленый, 573- желтый, 650- оранжевый, 650-780- красный).

Следует отметить, что зрительный анализатор имеет некоторые своеобразные характеристики, такие как инерция зрения, зрительное отображение (миражи, гало, иллюзии), видимость. Последнее свидетельствует о сложности процессов, которые протекают в зрительной системе по восприятию реальной действительности и безусловное участие в этой деятельности нашего мышления.

Слуховой анализатор -- является вторым по значению для восприятия человеком окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. В то время как глаз чувствителен к электромагнитной энергии, ухо реагирует на механические воздействия, связанные с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне. Колебания воздуха, которые действуют с определенной частотой и периодическим появлением областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки.

Слуховой анализатор представляет собой специальную систему для восприятия звуковых колебаний, формирования слуховых ощущений и опознавания звуковых образов. Вспомогательный аппарат периферической части анализатора -- ухо. Различают внешнее ухо (ушная раковина, внешняя слуховая и барабанная перепонки), среднее ухо (молоточек, наковальня и стремя) и внутреннее ухо (где расположенные рецепторы, которые воспринимают звуковые колебания). Физическая единица, с помощью которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду -- герц (Гц), численно равняется одному полному колебанию, которое осуществляется за одну секунду.

Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука предложена специальная шкала, единицей измерения которой есть децибел.

Кожный, или тактильный анализатор играет исключительную роль в жизни человека, особенно при его взаимодействии со зрительным и слуховым анализаторами при формировании целостного восприятия окружающего мира. При потере зрения и слуха человек с помощью тактильного анализатора за счет тренировки и разнообразных технических приспособлений может «слышать», «читать», т.е. действовать и быть полезным обществу.

Тактильной чувствительностью человек обязан функционированию механорецепторов кожного анализатора. Источником тактильных ощущений являются механические воздействия в виде прикосновения или давления.

В коже различают три прослойки: внешнюю (эпидермис), соединительно-тканевую (собственно кожа -- дерма) и подкожную жировую клетчатку. В коже очень много нервных волокон и нервных окончаний, которые распределены крайне неравномерно и обеспечивают разным участкам тела различную чувствительность. Наличие на коже волосяного покрова значительно повышает чувствительность тактильного анализатора.

Температурно-сенсорную систему обычно рассматривают как часть кожного анализатора, благодаря совпадению расположения рецепторов и проводниковых путей. Поскольку человек является теплокровным существом, то все биохимические процессы в его организме могут протекать с необходимой скоростью и направлением при определенном диапазоне температур. На поддержку этого диапазона температур и направлены терморегуляционные процессы (теплопродукция и теплоотдача). При высокой температуре внешней среды - сосуды кожи расширяются и теплоотдача усиливается, при низкой температуре -- сосуды суживаются и теплоотдача уменьшается.

Анализатор внутренних органов, или висцеральный анализатор, играет чрезвычайно важную роль в здоровье и жизни человека. Если внешние анализаторы предупреждают человека о явной опасности, то этот анализатор определяет опасности скрытого, неявного характера. Эти опасности серьезно влияют на жизнедеятельность человеческого организма. Для понимания биологической значимости внутреннего анализатора необходимо определить понятие «внутренняя среда организма». Когда мы говорим о плохом состоянии здоровья, то это касается, прежде всего, нарушения равновесия внутренней среды организма.

Внутренняя среда (кровь, лимфа, тканевая жидкость, с которыми контактирует каждая клетка живого организма), несмотря на все изменения внешней среды, сохраняет относительное постоянство. «Постоянство среды допускает такое совершенство организма, чтобы внешние изменения в каждый миг компенсировались и уравновешивались»,-- американский физиолог У. Кеннон (1871-1945гг.) назвал это свойство гомеостазом.

Гомеостаз - состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, которая поддерживается регулярным возобновлением основных ее структур, материально-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией во всех её звеньях.

Внешняя и внутренняя среды диалектически едины. Когда на организм действуют чрезвычайные раздражители, он сам активно формирует такую внутреннюю среду, которая позволяет оптимизировать физиологические процессы в новых условиях существования.

анализатор нервный система гомеостаз

орган ощущения (зрительный, слуховой а. и т.д.). А. состоит из периферического рецептора, проводящих нервных путей, центрального участка головного мозга, отвечающего за деятельность данного а.

АНАЛИЗАТОР

понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Анализатор

1. Структуры периферической и центральной нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о внешней и внутренней среде. Каждый анализатор обеспечивает определенный вид ощущений и переработку (восприятие) соответствующей информации. Вид чувствительности, обеспечиваемый данным анализатором, определяет его название, например анализатор зрительный, болевой чувствительности и др. Каждый анализатор имеет периферический, проводниковый и корковый отделы. Понятие об анализаторе разработал отечественный физиолог И.П. Павлов (1849–1936).

2. Общее название приборов для автоматического анализа, качественных и количественных характеристик тканей организма и происходящих в нем физиологических и биохимических процессов.

АНАЛИЗАТОР

Функциональное образование ЦНС, осуществляющее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих во внешней среде и самом организме. Деятельность А. осуществляется определенными мозговыми структурами. Понятие введено И.П. Павловым, согласно концепции которого А. состоит из трех звеньев: рецептора; проводящих импульсы от рецептора к центру афферентных путей и обратных, эфферентных, по которым импульсы идут из центров на периферию, к нижним уровням А.; корковых проекционных зон. Физиологические механизмы деятельности анализаторов изучались П.К. Анохиным, создавшим (см.) концепцию функциональной системы.

Различают А.: болевой, вестибулярный, вкусовой, двигательный, зрительный, интероцептивный, кожный, обонятельный, проприоцептивный, речедвигатеяьный, слуховой.

АНАЛИЗАТОР

от греч. analysis - разложение, расчленение) - термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Син. сенсорная система. Выделяют зрительный (см. Зрение), слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный А., анализаторы внутренних органов и двигательный (кинестетический) А., осуществляющий анализ и интеграцию проприоцептивной, вестибулярной и др. информации о движениях тела и его частей.

А. состоит из 3 отделов: 1) рецепторного, преобразующего энергию раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового (афферентные нервы, проводящие пути), по которому сигналы, возникшие в рецепторах, передаются к вышележащим отделам ц. н. с.; 3) центрального, представленного подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий (см. Кора головного мозга).

Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А., начиная с рецепторов и кончая корой больших полушарий. Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульсы, в составе проводникового отдела имеются и нисходящие волокна - эфференты. По ним проходят импульсы, регулирующие активность нижележащих уровней А. со стороны его высших отделов, а также др. мозговых структур.

Все А. связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и др. областями мозга. Согласно концепции А. Р. Лурия, система А. (или, что точнее, система центральных отделов А.) образует 2-й из 3 блоков мозга. Иногда в обобщенную структуру А. (Е. Н. Соколов) включается активирующая система мозга (ретикулярная формация), которую Лурия рассматривает в виде отдельного (первого) блока мозга. (Д. А. Фарбер.)

Анализатор

Словообразование. Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.

Специфика. Отвечает за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности.

Структура. В анализаторе выделяют:

Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;

Проводник, состоящий из восходящих (афферентных) нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;

Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий;

Нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны высших, в особенности корковых, отделов.

Зрительный анализатор,

Слуховой,

Обонятельный,

Вкусовой,

Вестибулярный,

Двигательный,

Анализаторы внутренних органов.

АНАЛИЗАТОР

анализ от греч. analysis - разложение, расчленение) - анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, действующих на человека. Различают зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой анализаторы; А. внутренних органов и двигательный А., осуществляющий оценку состояния мышц и сухожилий. Любой А. состоит из трех частей: 1) воспринимающего прибора (рецептора), производящего преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового отдела, передающего энергию нервного возбуждения в ц. н. с. и обратно; 3) центрального отдела, представленного определенными участками подкорки и коры головного мозга, куда адресуются восходящие сенсорные импульсации. А. обеспечивает работу органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.). Изучение работы А. имеет большое практическое значение. Напр., в инженерной психологии при разработке пультов управления учет возможностей различных А. позволяет определить цвет, частоту, силу сигнала, оптимальные размеры и форму шкал, экранов, приборов, их расположение на панели.

Анализатор

греч. analysis - разложение, расчленение) - орган чувствительности, который образуют а) периферические рецепторы, воспринимающие конфигурации энергии внутренних и внешних стимулов; б) проводящие центростремительные (или афферентные) нервные пути, в) нервные центры в головном мозге, обрабатыващие получаемую сенсорную информацию по существующим в них программах; г) центробежные (или эффекторные) нервные пути, проводящие нервные импульсы в сторону периферических органов чувств для регуляции их функций, и, наконец, д) периферические рецепторы органов чувств, воспринимающие команды из центра. Различают следующие виды анализаторов: 1. зрительный, 2. слуховой, 3. обонятельный, 4. вкусовой, 5. болевой, 6. вестибулярный, 7. мышечно-суставной, 8. давления и веса, 9. вибрации, 10. осязательный, 11. температурный, 12. интероцептивный, 12. зуд и, предположительно, 13. щекотка. В рамках каждого вида чувствительности наблюдаются по меньшей мере три основных вида расстройства: 1. сенсорная гипестезия (в разных ее вариатнтах), 2. сенсорная гиперестезия (в разных ее вариантах), 3. сенсорная дизестезия (в виде значительного числа различных ее проявлений).. Помимо того, могут возникать мнимые патологические ощущения, мало или вовсе не связанные с сенсорной стимуляцией (например, сенестопатии, фантомные боли).

анализатор

орган, обеспечивающий образование ощущений и и восприятий. А. состоит из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга. Различают А. зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный, термический, двигательный.

  • В каком возрасте у детей начинают функционировать анализаторы? Структуры какого из анализаторов созревают раньше, каких анализаторов позже?
  • 385. Кто из ученых ввел в физиологию понятие «анализаторы»?

    386. Назовите части анализатора

    387. В каком отделе ЦНС формируется ощущение?

    388. Какое свойство анализаторов способствует приспособлению организма к различной силе раздражителя?

    389. В каких структурах мозга находится корковый отдел зрительного анализатора?

    390. Где фокусируются лучи в эмметропическом глазу?

    391. Для чего необходим хрусталик, какую форму он имеет?

    392. Что такое зрачок?

    393. Что такое миопия, гиперметропия, пресбиопия?

    394. Какие рецепторы воспринимают раздражения из внешней среды?

    395. Какие части глаза входят в состав фиброзной (наружной) оболочки глаза?

    396. Какие рецепторы сетчатки обеспечивают сумеречное зрение?

    397. Как называется место наилучшего видения?

    398. Какую форму принимают хрусталик при рассмотрении близлежащих предметов?

    399. Где фокусируются лучи в миопическом глазу?

    400. Перечислите отделы сосудистой оболочки глаза

    401. Какой отдел оптической системы глаза обеспечивает возможность четко видеть предметы на различных расстояниях?

    402. Какой нерв, кроме обонятельного, принимает участие в восприятии запахов?

    403. В каких отделах мозга находится корковый отдел обонятельного анализатора?

    404. В каких отделах мозга находится корковый отдел вкусового анализатора?

    405. Где располагаются в глазу палочки, какой пигмент они содержат?

    406. Где располагаются в глазу колбочки, какой пигмент они содержат?

    407. Какой психический процесс возникает в ЦНС при раздражении рецепторов анализатора?

    408. Как называется место выхода зрительного нерва?

    409. Как изменяется форма хрусталика при взгляде вдаль?

    410. Как называется глаз, в котором лучи фокусируются на сетчатке?

    411. Какой рефлекс возникает при достижении звуковых сигналов бугров четверохолмия?

    412. Какие рецепторы воспринимают тепловое раздражение?

    413. Какие рецепторы воспринимают холодовое раздражение?

    414. Какая система организма активизируется при болевых раздражениях?

    415. Что такое «стремечко», с каким образованием оно соединяется?

    416. Какой орган связывает среднее ухо с носоглоткой?

    417. Где находится отолитовый аппарат?

    418. Где располагается вестибулярный аппарат?

    419. На каких участках тела самое большое количество тактильных рецепторов?

    420. Где находится корковый отдел слухового анализатора?

    421. Какова характерная особенность отолитов?

    422. Какой отдел полости рта и языка воспринимает в основном сладкий вкус?

    423. Какие рецепторы кожи воспринимают прикосновение?

    424. Где представлен корковый отдел тактильного анализатора?

    425. Какое раздражение называется ноцицептивным?

    426. Какой процент информации, поступающей в мозг, обеспечивает зрительный анализатор?

    427. Какая пара черепных нервов передает зрительную информацию?

    428. Какими парами черепных нервов иннервируются мышцы глазного яблока?

    429. Что такое конъюнктива?

    430. Почему атропин расширяет зрачок?

    431. Какой из отделов анализатора способен трасформировать энергию любого раздражителя в нервный импульс?

    432. Какое изображение получается на сетчатке после прохождения через преломляющие среды глаза?

    433. Как изменяется просвет зрачка при возбуждении парасимпатической нервной системы?

    434. При недостатке какого витамина развивается «куриная слепота»?

    435. Какая из слуховых косточек прикрепляется к барабанной перепонке?

    436. Какую функцию выполняет слуховая (Евстахиева) труба?

    Задание 1. «Орган зрения»


    1. Что обозначено цифрами 1 - 15?

    2. Как называются три оболочки глазного яблока?

    3. Как называется прозрачная часть белочной оболочки?

    4. Какая структура придает цвет глазам?

    5. В какой оболочке глаза находится зрачок?

    6. Какая структура меняет диаметр зрачка?

    7. В какой оболочке находятся зрительные рецепторы?

    8. Какие защитные приспособления имеет глаз?

    9. Где расположены передняя и задняя камеры глаза?
    ^

    Задание 2. «Строение сетчатки»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


    1. Что обозначено цифрами 1 - 3?

    2. Какие рецепторы глаза воспринимают черно-белое изображение?

    3. Какие рецепторы глаза воспринимают цвета?

    4. Где в сетчатке находится слой пигментных клеток?

    5. Где в сетчатке больше палочек? Где колбочек?

    6. Для возбуждения каких рецепторов нужно большая сила света?

    7. Сколько колбочек и палочек находится в сетчатке?

    ^

    Задание 3. «Нарушения зрения»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



    1. Что обозначено цифрами 1 - 9?

    2. Где анализируется информация от левых и правых половин каждого глаза?

    3. Какие способы устранения нарушений зрения предложены на рисунках?
    ^

    Задание 4. «Зрительный анализатор»


    Тест 1. Кто из ученых ввел понятие об анализаторах?


    1. И.П.Павлов.

    2. И.М.Сеченов.

    3. И.И.Мечников.
    Тест 2. Как называется наружная прозрачная оболочка глаза?

    1. Белочная (склера), в передней части роговица.

    2. Роговица.

    3. Радужка.

    4. Сосудистая оболочка.
    Тест 3. К какой оболочке глаза относится радужка?

    1. К сетчатке.

    2. К белочной.

    3. К сосудистой.

    4. К слою пигментных клеток.
    Тест 4. За счет чего осуществляется аккомодация у человека?

    1. За счет изменения кривизны глазного яблока.

    2. За счет изменения кривизны хрусталика.

    3. За счет изменения кривизны стекловидного тела.

    4. За счет движения хрусталика вдоль оптической оси.
    Тест 5. Какая структура глаза отвечает за аккомодацию?



    Тест 6. Какая структура глаза отвечает за диаметр зрачка?

    1. Мышца - сфинктер (суживатель) зрачка и мышца - дилататор (расширитель) зрачка.

    2. Мышцы, приводящие в движение глазное яблоко.

    3. Ресничная мышца, растягивающая хрусталик.
    Тест 7. Как влияют вегетативные нервы на ширину зрачка?

    1. Парасимпатический расширяет, симпатический суживает.

    2. Парасимпатический суживает, симпатический расширяет.
    Тест 8. Какое заболевание возникает при удлиннении глазного яблока? При этом изображение фокусируется впереди сетчатки и отдаленные предметы видны неотчетливо.

    1. Дальнозоркость.

    2. Близорукость.

    3. Дальтонизм.

    4. Астигматизм.
    Тест 9. Какое заболевание возникает с возрастом, когда хрусталик отвердевает и теряет способность быть более выпуклым при сокращении ресничной мышцы?

    1. Дальнозоркость.

    2. Близорукость.

    3. Старческая близорукость.

    4. Старческая дальнозоркость.
    Тест 10. Человек смотрит вдаль. Что происходит с ресничной мышцей и цинновыми связками?

    1. Ресничная мышца и связки расслаблены.

    2. Ресничная мышца и связки сокращены.

    3. Ресничная мышца расслаблена, связки натянуты.

    4. Ресничная мышца сокращена, связки расслаблены.
    Тест 11. Какие рецепторы отвечают за цветовое видение?

    1. Колбочки.

    2. Палочки.
    Тест 12. Для возбуждения каких рецепторов нужна большая сила света?

    1. Колбочек.

    2. Палочек.

    3. Для возбуждения и палочек, и колбочек нужна одинаковая сила света.
    Тест 13. Какой пигмент находится в палочках?

    1. Родопсин.

    2. Йодопсин.
    Тест 14. Какой витамин необходим для восстановления зрительного пурпура (родопсина) палочек?

    1. Витамин А.

    2. Витамин В.

    3. Витамин D.

    4. Витамин С.

    5. Витамин Е.
    Тест 15. Где в сетчатке находятся палочки и колбочки?

    1. Ближе к пигментному слою.

    2. Ближе к стекловидному телу.

    3. В средней части сетчатки.

    4. Палочки - ближе к стекловидному телу, колбочки - ближе к пигментному слою.
    Тест 16. У кого из перечисленных животных в сетчатке преобладают колбочки?

    1. У курицы.

    2. У собак.

    3. У быков.

    4. У копытных животных.
    Тест 17. Знаменитый химик Дальтон не различал красный цвет. Есть заболевания, когда человек не различает зеленый или фиолетовый цвета. Возможна полная слепота на все цвета. Как называется форма дальтонизма, которой была у Дальтона?

    1. Протанопия.

    2. Дейтеранопия.

    3. Тританопия.

    4. Ахромазия.
    ^

    Задание 5. «Органы зрения»



    1. Из каких трех частей состоит анализатор?

    2. Перечислите оболочки глазного яблока.

    3. Какая структура расположена внутри глазного яблока, позади хрусталика?

    4. Какое изображение получается на сетчатке?

    5. Какие рецепторы обеспечивают черно-белое, какие - цветное зрение?

    6. Какие зрительные пигменты находятся в палочках и колбочках?

    7. Какие клетки различают в сетчатке?

    8. Когда расслаблена ресничная мышца?

    9. Что такое аккомодация?

    10. Где находятся участки коры, в которых анализируется информация от органов зрения?

    11. Что характерно для глазного яблока при врожденной близорукости?

    ^

    Задание 6. «Орган слуха»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



    1. Что обозначено цифрами 1 - 11?

    2. Из каких частей состоит среднее ухо?

    3. Из каких частей состоит внутреннее ухо?

    4. Где расположены рецепторы слухового анализатора?

    ^

    Задание 7. «Слуховой анализатор и орган равновесия»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



    1. Что обозначено цифрами 1 - 16?

    2. Используя рисунок, объясните механизм движения перилимфы.
    ^

    Задание 8. «Кортиев орган»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



    1. Что обозначено цифрами 1 - 6?

    2. Где находится перилимфа?

    3. Где находится эндолимфа?

    4. Где находятся слуховые рецепторы?

    5. Где в улитке волокна основной мембраны более длинные? Более короткие?

    6. Где анализируется информация от слуховых рецепторов?

    ^

    Задание 9. «Орган равновесия»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    А


    – пятно (макула), Б – гребешок (купула)


    1. Что обозначено цифрами 1 - 5?

    2. Что находится в ампулах полукружных каналов?

    3. Что воспринимают рецепторы, находящиеся в ампулах полукружных каналов?

    4. Что находится в круглом и овальном мешочках?

    5. Что воспринимают рецепторы, находящиеся в мешочках?

    ^

    Задание 10. «Органы слуха и равновесия»


    Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:


    1. Какие части различают в наружном ухе человека?

    2. Что находится в полости среднего уха?

    3. Каково значение евстахиевой трубы?

    4. Какие части различают во внутреннем ухе?

    5. Каковы функции слуховых косточек?

    6. Что находится за мембранами овального и круглого окошка?

    7. Где расположен кортиев орган?

    8. Где в основной мембране расположены самые тонкие и короткие волокна?

    9. Как называется средняя часть слухового анализатора?

    10. Где расположены участки коры, в которых анализируется информация от слуховых рецепторов?

    11. В ампулах полукружных каналов находятся гребешки (купулы). Что они воспринимают?

    12. В круглом и овальном мешочках находятся два пятна (макулы) с отолитами. Что они воспринимают?

    13. Как называется жидкость, находящаяся в вестибулярном аппарате?

    14. Где анализируется информация, идущая от рецепторов вестибулярного аппарата?
    ^

    Задание 11. «Орган вкуса»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    А – рецепторные зоны на языке, Б – вкусовые сосочки; В – вкусовая почка.



    1. Что обозначено цифрами 1 - 7?

    2. Где располагаются вкусовые почки?

    3. Где анализируется информация, идущая от органов вкуса?

    ^

    Задание 12. «Орган обоняния»


    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



    1. Что обозначено цифрами 1 – 4?

    2. Где анализируется информация, идущая от обонятельных рецепторов?

    ^

    Задание 13. «Обонятельный и вкусовой анализаторы»


    Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

    Тест 1. Кристаллы соли положили на сухую поверхность у корня языка. Какой вкус человек почувствует?


    1. Соленый.

    2. Горький.

    3. Не почувствует вкуса.
    Тест 2. Какой вкус лучше различает кончик языка?

    1. Сладкий.

    2. Горький.

    3. Соленый.

    4. Кислый.
    Тест 3. Какой вкус лучше различают передние и боковые части языка?

    1. Кислый.

    2. Горький.

    3. Соленый.

    4. Сладкий.
    Тест 4. Орган вкуса реагирует на вещества:

    1. Твердые.

    2. Растворенные.

    3. Газообразные.

    4. На вещества в любом агрегатном состоянии.
    Тест 5. Вкусовая зона больших полушарий находится:

    1. В теменных долях.

    2. В затылочных долях.


    3. В височных долях, снаружи.
    Тест 6. Обонятельная зона больших полушарий находится:

    1. В теменных долях.

    2. В затылочных долях.

    3. На внутренней поверхности височных долей.

    4. На внутренней и нижней поверхности больших полушарий.
    Тест 7. Вкусовые рецепторные клетки находятся:

    Тест 8. Что необходимо для того, чтобы человек почувствовал запах вещества?

    1. Чтобы оно было летучим.

    2. Чтобы оно было летучим и растворимым в воде или жирах.
    ^
    1. Что обозначено на рисунке цифрами 1–10?

    2. Из каких слоев состоит кожа?

    3. Какова общая поверхность кожи?

    4. Какие роговые образования находятся в коже человека?

    5. Какие железы находятся в коже человека?

    6. Где расположены сальные железы?

    7. Куда открываются протоки сальных желез?

    8. Где расположены клетки, образующие меланин?

    9. Как называются рецепторы, расположенные в коже?
    ^

    Задание 15. «Кожа»


    Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

    Тест 1. Какова общая поверхность кожи взрослого человека?


    1. Около 1 м 2 .

    2. Около 2 м 2 .

    3. Около 3 м 2 .
    Тест 2. Сколько слоев различают в коже?

    1. Один - кожа.

    2. Два: эпидермис и собственно кожа.

    3. Три: эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка.
    Тест 3. Какое происхождение имеют волосы и ногти?

    1. Произошли из клеток эпидермиса кожи.

    2. Произошли из клеток собственно кожи.

    3. Имеют подкожное происхождение.
    Тест 4. Где располагаются кровеносные и лимфатические сосуды?

    1. В эпидермисе кожи.

    2. В собственно коже.

    3. И в эпидермисе, и в собственно коже.
    Тест 5. Как происходит усиление теплоотдачи через кожу при повышении температуры окружающей среды?

    1. Только за счет расширения капилляров кожи.

    2. Только за счет сужения капилляров кожи.

    3. Только за счет усиления работы потовых желез.

    4. За счет расширения капилляров и усиления потоотделения.
    **Тест 6. Какие функции выполняет кожа?

    1. Образует витамин В.

    2. Образует витамин D.

    3. Участвует в терморегуляции.

    4. Является депо крови.

    5. Выполняет защитные функции.

    6. Является органом чувств.

    7. Участвует в закаливании организма.

    8. Участвует в выделительных функциях.

    9. Выполняет запасающие функции.
    **Тест 7. При понижении температуры окружающей среды:

    1. Усиливается обмен веществ.

    2. Уменьшается интенсивность обмена веществ.

    3. Усиливается потоотделение.

    4. Ослабляется интенсивность потоотделения.

    5. Расширяются капилляры кожи.

    6. Сужаются капилляры кожи.
    Тест 8. Почему летом человек загорает?

    1. Загорелая кожа лучше поглощает ультрафиолетовые лучи, необходимые для образования витаминов в коже.

    2. Загорелая кожа образуется в результате интенсивной гибели клеток под действием избытка ультрафиолетовых лучей.

    3. Загорелая кожа меньше нагревается.

    4. Загорелая кожа защищает от проникновения избытка ультрафиолетовых лучей в глубь кожи.
    Тест 9. Известно, что витамин D, образующийся в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, сохраняет соли кальция в костях организма. Можно ли утверждать, что темный цвет кожи у людей, живущих ближе к экватору необходим для того, чтобы кости их скелета не были хрупкими?

    1. Нет, темный цвет кожи защищает от теплового удара.
    ^

    Задание 16. «Важнейшие термины и понятия темы»


    Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

    1. Анализаторы. 2. Ресничная мышца. 3. Аккомодация. 4. Зрительные рецепторы. 5. Кортиев орган. 6. Вестибулярный аппарат. 7. Макулы. 8. Купулы. 9. Вкусовая почка.

    Ответы:

    Задание 1. 1. 1 – роговица; 2 – склера, белочная оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – сетчатка; 5 – передняя камера глаза; 6 – радужная оболочка; 7 – задняя камера глаза; 8 – цилиарная мышца, растягивающая хрусталик; 9 – цинновы связки; 10 – хрусталик; 11 – стекловидное тело; 12 – слепое пятно; 13 – зрительный нерв; 14 – конъюнктива. 2. Склера (белочная), сосудистая и сетчатка. 3. Роговица. 4. Радужка сосудистой оболочки. 5. В сосудистой, в ее передней части - радужной оболочке. 6. Мышцы радужной оболочки. 7. В сетчатке. 8. Брови, веки, ресницы, слезные железы. 9. Между роговицей и радужкой – передняя камера, между радужкой и хрусталиком - задняя.

    Задание 2. 1. 1 – пигментные клетки; 2 – колбочки; 3 – палочки. 2. Палочки. 3. Колбочки. 4. Наружный слой сетчатки. 5. В центральной части глаза больше колбочек, особенно в желтом пятне, на периферии больше палочек. 6. Большая сила света нужна для возбуждения колбочек. 7. 130 млн. палочек, 7 млн. колбочек.

    Задание 3. 1. 1 – зрительный перекрест; 2 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от правых половин сетчатки глаз; 3 – волокна зрительного нерва, по которым возбуждение идет от левых половин сетчатки глаз; 4 – зрительная кора; 5 – нормальное глазное яблоко; 6 –удлиненное глазное яблоко, приводит к близорукости; 7 – укороченное глазное яблоко, приводит к дальнозоркости; 8 – исправление близорукости с помощью двояковогнутых линз; 9 – исправление дальнозоркости с помощью двояковыпуклых линз. 2. От левых половин – в левой затылочной доле, от правых – в правой. 3. Рассеивающие линзы (–), собирающие линзы (+).

    Задание 4. Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 3. Тест 6: 1. Тест 7: 2. Тест 8: 2. Тест 9: 4. Тест 10: 3. Тест 11: 1. Тест 12: 1 Тест 13: 1. Тест 14: 1. Тест 15: 1. Тест 16: 1. Тест 17 . 1.

    Задание 5. 1. Периферической – органа чувств, проводниковой и участка коры, где анализируется информация. 2. Белочная, сосудистая, сетчатка. 3. Стекловидное тело. 4. Перевернутое и уменьшенное. 5. Палочки – черно-белое, колбочки – цветное. 6. В палочках – родопсин, в колбочках – йодопсин. 7. Слой пигментных клеток, слой, содержащий палочки и колбочки, биполярные, амакриновые и ганглиозные клетки. 8. Когда человек смотрит вдаль. 9. Изменение кривизны хрусталика, приводящее к резкому видению на различных расстояниях. 10. В затылочных долях больших полушарий. 11. Глазное яблоко удлиненное.

    Задание 6. 1. 1 – наружное ухо, ушная раковина; 2 – слуховой проход; 3 – барабанная перепонка; 4 – полость среднего уха; 5 – молоточек; 6 – наковальня; 7 – стремечко; 8 – вестибулярный аппарат; 9 – улитка; 10 – слуховой нерв; 11 – евстахиева труба. 2. Слуховые косточки, воздушная полость. 3. Вестибулярный аппарат и улитка. 4. Рецепторы в Кортиевом органе, в улитке.

    Задание 7. 1. 1 – барабанная перепонка; 2 – молоточек; 3 – наковальня; 4 – стремечко; 5 – полукружные каналы; 6 – ампулы полукружных каналов; 7 – полукружные каналы; 8 – круглый мешочек; 9 – мембрана круглого окна; 10 – полость среднего уха; 11 – евстахиева труба; 12 – полость лестницы преддверия; 13 –геликотрема, отверстие, соединяющее полость лестницы преддверия с полостью барабанной лестницы; 14 – полость барабанной лестницы; 15 – полость перепончатого лабиринта. 2. Прогибается мембрана овального окна, приходит в движение перилимфа лестницы преддверия, затем через отверстие на вершине улитки (геликотрему) колебание передается на перилимфу барабанной лестницы и выгибается мембрана круглого окошка.

    Задание 8. 1. 1 – перилимфа лестницы преддверия; 2 – вестибулярная мембрана; 3 – эндолимфа перепончатого лабиринта; 4 – основная мембрана; 5 – рецепторные клетки кортиева органа; 6 – слуховой нерв. 2. В полости лестницы преддверия и барабанной лестницы. 3. В полости перепончатого лабиринта и вестибулярного аппарата. 4. В основной мембране, в кортиевом органе. 5. У основания улитки – боле короткие, у вершины – более длинные. 6. В височных долях больших полушарий.

    Задание 9. 1. 1 – полукружные каналы; 2 – ампулы полукружных каналов; 3 – пятно овального мешочка; 4 – пятно круглого мешочка; 5 – отолиты. 2. Эндолимфа и гребешки с рецепторными клетками. 3. Изменение скорости и вращательные движения эндолимфы. 4. Эндолимфа и пятна – участки с рецепторными клетками, покрытые слизью, на поверхности отолитовая мембрана. 5. Силу тяжести.

    Задание 10. 1. Наружную ушную раковину и слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. 2. слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко. 3. Выравнивает давление в полости среднего уха с атмосферным. 4. Улитку и вестибулярный аппарат. 5. Усиление колебаний барабанной перепонки в 40-50 раз. 6. Перилимфа лестницы преддверия и барабанной лестницы. 7. На основной мембране перепончатого лабиринта. 8. У основания мембраны. 9. слуховой нерв. 10. В височных зонах коры больших полушарий. 11. Изменение скорости движения и вращательные движения. 12. Силу тяжести. 13. Эндолимфа. 14. Нижняя часть центральной борозды осуществляет сознательную ориентировку, мозжечок и спинной мозг осуществляют регуляцию работы мышц по принципу врожденных рефлекторных реакций.

    Задание 11. 1. 1 – вкусовые рецепторы на горькое; 2 – рецепторы на кислое; 3 – рецепторы на соленое; 4 – рецепторы на сладкое; 5 – вкусовой сосочек; 6 - вкусовые рецепторы; 7 - опорные клетки. 2. В слизистой оболочке языка, мягкого нёба, зева и надгортанника. 3. Внутренняя поверхность височных долей.

    Задание 12. 1. 1 – реснички на дендрите; 2 – рецепторный нейрон; 3 – опорная клетка; 4 – обонятельный нерв; 2. Аксоны обонятельных нейронов заканчиваются в обонятельных луковицах на внутренней поверхности лобных долей больших полушарий, возбуждение передается на нейроны обонятельного тракта и анализируется в обонятельной коре на внутренней и нижней поверхности больших полушарий.

    Задание 13. Тест 1. 3. Тест 2. 1. Тест 3. 3. Тест 4. 2. Тест 5. 3. Тест 6. 4. Тест 7. 3. Тест 8. 2.

    Задание 14. 1. 1 – эпидермис; 2 – волос; 3 – сальная железа; 4 – собственно кожа; 5 – волосяная сумка; 6 – потовая железа; 7 – кожная артерия; 8 – кожная вена; 9 – нервное окончание; 10 – жировая клетчатка; 2. Эпидермис, дерма. 3. Около двух квадратных метров. 4. Волосы, ногти. 5. Потовые, сальные и молочные железы - видоизмененные потовые железы. 6. В собственно коже. 7. Открываются в волосяную сумку. 8. В базальном и шиповатом слоях эпидермиса. 9. Инкапсулированные: колбы Краузе (на холод), тельца Руфини (на тепло), диски Меркеля (на давление); свободные нервные окончания (прежде всего на боль), нервные окончания в волосяных сумках (на прикосновение).

    Задание 15. Тест 1: 2. Тест 2: 2. Тест 3: 1. Тест 4: 2. Тест 5: 4. **Тест 6: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. **Тест 7: 1, 4, 6. Тест 8: 4. Тест 9: 1. Тест 10: 2.

    Задание 16. 1. Сенсорные системы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. 2. Мышца, обеспечивающая изменение кривизны хрусталика. 3. Приспособление к четкому видению предметов, находящихся от глаза на различных расстояниях. 4. Фоторецепторные клетки, палочки и колбочки. Палочки содержат родопсин, более чувствительны к свету и обеспечивают черно-белое видение. Колбочки возбуждаются большей силой света, содержат йодопсины 3 типов и существуют красно- сине и зеленочувствительные колбочки. 5. Структура внутреннего уха, содержащая слуховые рецепторы, которые возбуждаются звуковыми сигналами различной частоты. 6. Часть внутреннего уха (мешочки и полукружные каналы), воспринимающая изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела, отвечает за равновесие. 7. Пятна в овальном и круглом мешочке, расположены почти перпендикулярно, содержат рецепторы и отолитовый аппарат. За счет давления отолитов воспринимают силу тяжести, прямолинейное движение, ускорение или замедление, наклоны головы. 8. Гребешки в ампулах полукружных каналов, содержат рецепторы и воспринимают изменение скорости движения и вращательные движения за счет давления эндолимфы, их угловое ускорение или замедление. 9. Имеет форму луковицы, погруженной в слизистую и связанной с поверхностью через вкусовую пору. Состоит из рецепторных, опорных и базальных клеток. На вершине рецепторных клеток есть микроворсинки, находящиеся в общей камере под порой.

    Анализатор

    Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей , исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И. П. Павловым . А. состоит из трех частей:

    2) проводящие пути - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы , и эфферентные, по к-рым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга , передаются к нижним уровням А., в том числе к рецепторам, и регулируют их ;

    3) корковые проекционные зоны.

    Данилова Нина Николаевна

    Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

    Анализатор

    Термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. Нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Состоит из трех частей:

    1 ) периферический отдел - воспринимающий орган или рецептор, преобразующий определенный вид энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;

    2 ) проводящие пути:

    а ) афферентные - по коим импульсы возбуждения, возникшего в рецепторе, передаются к вышележащим центрам системы нервной;

    b ) эфферентные - по коим импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий больших мозга головного, передаются нижним уровням анализатора, в том числе рецепторам, и регулируют их активность;

    3 ) центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий мозга головного.

    В зависимости от вида чувствительности различают анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный и пр. Также существуют анализаторы внутренних органов. Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей и обеспечивает его последующее разделение на отдельные элементы. Он также отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени. Так, анализатор зрительный, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаление и другие признаки объектов. В ходе филогенеза под влиянием среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем. Появление и дифференцирование коры полушарий больших мозга головного (см. ) обеспечило развитие высшего анализа и синтеза. Благодаря специализации рецепторов реализуется первый этап анализа сенсорных воздействий, когда из массы раздражителей данный анализатор выделяет лишь стимулы определенного вида. В свете данных о нейронных механизмах анализаторы можно определить как иерархическую совокупность рецепторов и связанных с ними детекторов: детекторы сложных свойств строятся из детекторов более простого уровня. При этом из ограниченного набора рецепторов строится ряд параллельно работающих детекторных систем. Анализатор - часть рефлекторного аппарата, в который входят также: механизм исполнительный - совокупность нейронов командных, мотонейронов и двигательных единиц; и специальные нейроны - модуляторы, меняющие степень возбуждения других нейронов.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Анализатор Этимология.

    Происходит от греч. analysis - разложение, расчленение.

    Автор. Специфика.

    Отвечает за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности.

    Структура.

    В анализаторе выделяют:

    Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;

    Проводник, состоящий из восходящих (афферентных) нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;

    Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий;

    Нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны высших, в особенности корковых, отделов.

    Виды:

    Зрительный анализатор,

    Слуховой,

    Обонятельный,

    Вкусовой,

    Вестибулярный,

    Двигательный,

    Анализаторы внутренних органов.


    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    АНАЛИЗАТОР

    (от греч. analysis - разложение, расчленение) - термин, введенный И . П . Павловым , для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и сенсорной информации определенной модальности. Син. сенсорная система. Выделяют зрительный (см. ), слуховой , , , кожный А., анализаторы внутренних органов и двигательный () А., осуществляющий анализ и интеграцию проприоцептивной, вестибулярной и др. информации о движениях тела и его частей.

    А. состоит из 3 отделов: 1) рецепторного , преобразующего энергию раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового (афферентные нервы, проводящие пути), по которому сигналы, возникшие в рецепторах, передаются к вышележащим отделам ц. н. с; 3) центрального , представленного подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий (см. ).

    Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А., начиная с рецепторов и кончая корой больших полушарий. Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульсы, в составе проводникового отдела имеются и нисходящие волокна - эфференты. По ним проходят импульсы, регулирующие активность нижележащих уровней А. со стороны его высших отделов, а также др. мозговых структур.

    Все А. связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и др. областями мозга. Согласно концепции А . Р . Лурия , система А. (или, что точнее, система центральных отделов А.) образует 2-й из 3 блоков мозга . Иногда в обобщенную структуру А. (Е. Н. Соколов) включается активирующая система мозга (), которую Лурия рассматривает в виде отдельного (первого) блока мозга. (Д. А. Фарбер.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Анализатор

       АНАЛИЗАТОР (с. 43) - сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие «анализатор» введено И.П.Павловым в 1909 г. и фактически заменило менее точное понятие «орган чувств».

    Анализатор в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы. Каждый анализатор состоит из трех отделов - периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного анализатора, расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах анализаторов - в коре больших полушарий головного мозга - осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов анализатора в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.


    Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "анализатор" в других словарях:

      Анализатор - (др. греч. ἀνάλυσις analysis разложение, расчленение) Анализатор в биологии то же, что сенсорная система. Анализатор спектра прибор для наблюдения и измерения относительного распределения энергии электрических… … Википедия

      АНАЛИЗАТОР - АНАЛИЗАТОР, прибор, дающий возможность находить плоскость поляризации света. А. может служить всякая оптическая система, поляризующая свет. Свет, пропускаемый А., достигает максимума яркости, когда плоскость поляризации прибора параллельна… … Большая медицинская энциклопедия

      АНАЛИЗАТОР - верхнее зеркало поляризационного прибора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. анализатор (гр.; см. анализ) 1) в оптике прибор (поляризационная призма, поляроид и др.) для обнаружения и исследования… … Словарь иностранных слов русского языка

      анализатор - сущ., кол во синонимов: 26 биоанализатор (1) виброанализатор (1) водоанализатор … Словарь синонимов

      АНАЛИЗАТОР - (от греч. analysis разложение), комплекс нервных образований, включающий орган чувств, соответствующий воспринимающий его импульсы участок мозга и соединяющие их нервные пути. Анализатор производит предельно оперативно анализ различных внешних и… … Экологический словарь

      АНАЛИЗАТОР - в оптике прибор для определения характера поляризации света (поляризационная призма, поляроид и др.) … Большой Энциклопедический словарь

      Анализатор - термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой либо одной модальности. Существуют … Психологический словарь

      АНАЛИЗАТОР - в оптике, прибор или устройство для анализа хар ра поляризации света. Линейные А. служат для обнаружения линейно (плоско) поляризов. света и определения азимута его плоскости поляризации, а также для измерения степени поляризации частично… … Физическая энциклопедия