Тема- социальная защита и социальная защищенность граждан- социологический аспект выполнил. Социальная защищенность детей

Высшей целью функционирования государства и права является гармонизация интересов всех социальных субъектов. Здесь на первый план выступает проблема человека как гражданина, его гражданских прав и обязанностей, а также ответственности перед ним государства.

В статье 7 Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Понятие «социальное государство» новое для российского законодательства. Впервые оно определено в Конституции РФ 1993 г. и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей .

Формулировка «определенная социальная политика», данная Б.Н. Топорниным в комментарии Конституции РФ, на наш взгляд, несколько неудачна. Социальная политика государства – это деятельность государства, ориентированная на человека, его благополучие. Суть социальной политики состоит в наиболее полном удовлетворении возрастающих материальных и духовных потребностей человека .

Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности . Нам представляется, что в формулировке «достойная жизнь» категория «достоинство» выступает как оценочное понятие, положительно характеризующее все стороны жизнедеятельности человека, гражданина, личности. Поэтому нет смысла пытаться перечислить эти стороны, так как в данном случае предполагаются материальные и духовные основы существования человека в обществе и государстве. Главным же условием обеспечения достойной жизни людей, на наш взгляд, является гарантированность всей совокупности прав и свобод и возможность их надежной защиты.

Традиционно под социальными правами понимают «совокупность прав человека (или только гражданина конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ, к которым обычно относятся право на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, право на медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и инвалидов». Это так называемые права «второго поколения». Их защита имеет иную природу и механизмы в отличие от защиты классических прав (политических, личных). Если классические права можно обеспечить путем их законодательного закрепления и защиты в судебном порядке, то гарантированность социальных прав со стороны государства находится в прямой зависимости от состояния экономики . Многие западные юристы считают, что социальные права невозможно гарантировать как субъективные права юридическими средствами. В подтверждение своей точки зрения они указывают на то, что конституции большинства стран формулируют социальные права не как субъективные права, а как объективные обязанности органов государства.

В данном случае мы сталкиваемся с узким пониманием «социального» в правах конкретных лиц и их групп. Более широко трактовать социальные права нам позволяет анализ самой категории «социальное». В социологии под ней понимается «совокупность тех или иных свойств или особенностей данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» .

Важным элементом социального государства является законодательное оформление социальной политики. К основным направлениям проводимой социальной политики, которыми должен руководствоваться законодатель, следует отнести:

1) обеспечение достойного существования человека;

2) свободное развитие личности;

3) социальную справедливость.

Реализация социальной политики по указанным направлениям имеет своей целью создание условий социально-правовой защищенности личности. Наличествующая социальная защищенность в свою очередь будет являться результатом социальной политики, цели которой в данном случае будут достигнуты.

Деятельность всех социальных субъектов, в том числе и государства, регулируется правом, которое выступает как общезначимое. Идея общезначимости права направлена на создание условий социально-правовой защищенности всех членов общества.

В нашей юридической литературе нет четких различий между терминами «социальная защищенность» и «социальная защита». Зачастую они рассматриваются как синонимы.

Социальная защита – категория социально-экономическая и правовая. Одни авторы считают, что социальная защита личности – это форма деятельности государства, обеспечивающая предоставление индивиду максимально возможных условий для материального обеспечения. Другие под социальной защитой понимают целенаправленную деятельность государства в лице его институтов, направленную на всемерное обеспечение процесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни. Третьи представляют социальную защиту как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни .

Что касается сущности понятия «социальная защита», то традиционно оно рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная защита совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком же смысле под социальной защитой понимается политика государства, направленная на обеспечение существования тех групп населения, которые находятся в особо трудном материальном положении.

Следует отметить, что в нашем законодательстве социальная защита трактуется преимущественно в узком смысле. В юридической литературе, наоборот, предпочтение отдается широкому пониманию этой проблемы. Причем каждый автор стремится внести что-то свое, показать свое видение.

На наш взгляд, несмотря на схожесть понятий «социальная защита» и «социальная защищенность», их следует различать. Социальная защита – это вид деятельности государства и его институтов. Социальная защищенность представляет уже не деятельность, а состояние. Причем это состояние понимается в двух смыслах: объективном и субъективном .

Социальная защищенность в объективном смысле – это реальное состояние дел в государстве, обществе, которое характеризует уровень охраны прав человека, гражданина. Субъективный аспект социальной защищенности позволяет определить психологическое состояние личности относительно ее социальной защищенности. Здесь уместнее употреблять понятие «чувство социальной защищенности».

При сравнении двух понятий традиционным является вопрос о том, какое из них шире. В нашем случае такое сравнение также необходимо для лучшего усвоения сути исследуемой проблемы.

Если исходить из того, что социальная защита – это деятельность государства и его институтов, направленная к известной цели, а социальная защищенность – состояние дел в обществе, государстве по охране прав человека, то напрашивается вывод о том, что результат этой деятельности говорит о состоянии проблемы, то есть о социальной защищенности. Следовательно, социальная защита является необходимой составляющей социальной защищенности как показателя уровня охраны прав человека.

Изложенное свидетельствует о том, что содержание рассматриваемых нами категорий различно по своей сути. Между тем их объединяют общие ориентиры (критерии). Говоря о мере социальной защиты и социальной защищенности, мы должны исходить из общепринятых норм и международных стандартов. В основе как социальной защиты, так и социальной защищенности лежит требование социальной справедливости, которая сама во многом реализуется через эти институты. Результатом, критерием эффективности социальной защиты и социальной защищенности является социальное благополучие населения.

В юридической литературе институт социальной защиты в отличие от института социальной защищенности более или менее изучен. Его исследованием занимаются В.П. Юдин, С.Н. Соловьева, Г.А. Коробов, Е.Н. Милинкова. Работы этих авторов касаются в основном вопросов правового регулирования государственной системы социальной защиты и практики социальной защиты населения в РФ.

Глубокий анализ института социальной защиты дал В.П. Юдин в работе «Социальная защита: понятие, сущность, границы». «Система социальной защиты, – пишет автор, – складывается как механизм для регулирования социальных отношений между работающими, социальными группами населения и государством, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни» .

О важности и глубине исследования института социальной защиты свидетельствуют встречающиеся в юридической литературе суждения по поводу создания отрасли социального права . Действительно, в социальном государстве такая отрасль права не только возможна, но и необходима в силу важности и обширности регулируемых ею общественных отношений. Так, в западных странах, в частности в Германии, многие годы действует Социальный кодекс. Жизнь показывает, что такое законодательное регулирование социальной политики говорит об эффективности осуществления социальной функции в большинстве стран Запада.

Однако проблема социальной защищенности не получила должного освещения в юридической литературе. Большинство правоведов отождествляют социальную защищенность с социальной защитой. Достаточно убедительное, на наш взгляд, теоретическое обоснование различия исследуемых категорий дал В.П. Юдин (социальная защита как вид деятельности государства и его институтов и социальная защищенность как реальное состояние дел в государстве по защите прав человека). При этом социальную защищенность рассматривается им как многоплановое явление. То есть, когда речь идет о социальной защищенности личности, имеются в виду не только правовые средства защиты, но и политические, экономические, организационные и даже психологические средства и методы, направленные на защиту прав человека.

Таким образом, анализ соотношения понятий «социальная защита» и «социальная защищенность» показывает, что – это различные по смыслу и содержанию категории. Социальная защищенность как показатель состояния дел в государстве по охране прав и интересов граждан этого государства в конкретный период времени включает в себя все защитные механизмы, в том числе и систему социальной защиты, результат действия которых позволяет определить уровень защиты всех сфер нашей жизнедеятельности.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Введение.

1. Понятие и значение социальной защищенности.

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике.

Список использованной литературы.


Введение

Социальная защита населения в условиях формирования рыночных отношений является одной из сложных и трудно решаемых проблем для Украины, отсутствие на сегодняшний день решения которой крайне неблагоприятно влияет на ход экономических реформ, вызывая их отторжение у наименее обеспеченных слоев населения.

Вступление Украины в новый этап модернизации экономических и общественных отношений, направленный на демонополизацию экономики, появление трудовой мотивации, формирование политической демократии связывалось многими исследователями с повышением уровня социального благосостояния основной массы населения, созданием социально - экономических и политических условий для раскрытия духовного, творческого и нравственного потенциала личности.

При этом государству отводилась роль гаранта сохранения того социально - экономического состояния общества и тех прав человека в нем, которые были достигнуты на предыдущем этапе развития.

Однако в происходящих хозяйственных процессах промышленному производству не было отведено ведущее место, что явилось одной из причин финансового кризиса в 1998 году, когда фондовый и товарный рынки, не обеспеченные деятельностью отечественных промышленных предприятий показали свою несостоятельность.

В этих условиях проблемы, имеющие место в социальной жизни общества еще более обострились, в том числе и такая, как социальная защищенность населения.

1. Понятие и значение социальной защищенности

Сегодня в очередной раз в число приоритетных поставлена задача индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий на детей, помощи малоимущим.

Наиболее существенными характеристиками сложившегося экономического состояния являются:

Разрушение источников хозяйственного развития: отсутствие инвестиций, сворачивание наукоемких производств и системы научно - исследовательской деятельности в целом, деградация системы образования и культуры, прекращение геологоразведочных работ, деквалификация трудовых ресурсов и снижение производительности труда;

Нарушение системы обеспечения жизнедеятельности: сокращение отечественного продовольственного и промышленного обеспечения, снижение финансирования жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения, очевидность приближения глобальных экологических катастроф.

Имущественная дифференциация, разделившая общество на сверхбогатых и малоимущих, стала причиной нарастания в нем социальной поляризации. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов.

В первую группу следует отнести студентов и самых низкооплачиваемых работников, которыми являются рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, профессорско-преподавательский состав государственных учебных заведений, военнослужащие - общая численность которых составляет около 70 % населения.

Вторую группу составляют среднеоплачиваемые работники, среди которых рабочие и служащие негосударственных учреждений и организаций, государственные служащие на высоких должностях, работники топливно - сырьевого комплекса - что составляет около 20 % населения.

В третью группу следует включить высокооплачиваемых работников из числа генералитета, служащих банков и других финансовых структур, составляющих около 4 % населения, а также мелких предпринимателей, составляющих около 3 % населения.

Четвертую группу могут представлять богатые люди, деятельность которых связана, в основном, с торгово - посредническим обслуживанием внутреннего рынка, которые составляют около 3 % населения.

В состав пятой группы следует включить сверхбогатых людей, являющихся предпринимателями, связанными с торгово - посредническими операциями на внешнем рынке, численность которых составляет около 0, 2 % от общей численности населения .

Предложенные группы населения отличаются не только по величине, но и по источникам доходов. Совершенно очевидно, что основным источником доходов первых двух групп населения являются заработная плата, пенсии, стипендии и пособия, получаемые либо по линии бюджета, либо устанавливаемые работодателем. Из них самые малоимущие, имеющие в расчете на члена семьи доход ниже прожиточного минимума, оказались на низкой ступени жизни в силу своего возраста, семейного и служебного положения.

Основную их массу составляют неработающие пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи, низкооплачиваемые служащие, некоторые работники культуры, образования и здравоохранения.

Нынешнее положение с рождаемостью во многом отражает неудовлетворенную потребность семей иметь желаемое ими число детей, а ее снижение означает в основном не отказ от рождения детей, а перенос этого события на лучшую перспективу в материальном положении семьи. Среди причин, по которым рождение ребенка отложено, более половины обследованных автором семей назвали тяжелое материальное положение и нежелание его ухудшать.

Таким образом, проблема социальной защиты населения в условиях ухудшения общей социально - экономической ситуации в стране и регионах требует безотлагательного решения, а процесс социальной защиты должен охватывать доходы населения, рынок труда, пенсионное обеспечение, демографическую ситуацию и другие сферы жизни населения .

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике

В последние года происходит рост прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии. В 2005 г. размер минимальной заработной платы и минимальной пенсионная выплата доказана к уровню прожиточного минимума для нетрудоспособного лица. их уровень, конечно, еще недостаточный, что дает основание говорить лишь о постепенной стабилизации экономической ситуации в стране, вопрос же социальной защищенности населения и становление Украины как социального государства дело, к сожалению, будущего.

Известно, что чем более богатый общество, тем меньше в нем получателей социальных благ от государства. Таким образом, эффективное решение "социального вопроса" заключается не в том, чтобы путем перераспределения общественного продукта обеспечивать максимальную социальную поддержку, а в создании таких условий, благодаря которым поддержки будет нуждаться в минимальное количество граждан.

Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Это обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.

Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое таковым только, и было при социализме. Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности .

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема социальной защищенности осложняется тем, что трудный переход от тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в Украине сложилась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым превратились в источники незащищенности. Главная причина, которая способствовала этой метаморфозе - это сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических интересов.

Понятно, что всегда есть группы людей, обеспечения которых считается безусловной функцией государства. Классическим примером являются инвалиды из детства, сироты, многодетные семьи и т.п. Другими словами социальная защита должна быть построен на эффективном соотношении его активных и пассивных форм. Непреложным фактом есть то, что слишком высокий уровень пассивных форм социальной защиты не стимулирует трудовую активность работников, порождает в обществе иждивенческие расположения духа, провоцирует бюджетный дефицит. Проблема заключается в том, что развитию пассивных форм социальной защиты оказывает содействие желание решить проблему повышения уровня жизни населения механистическим, популистским путем .

Социальная защита является неотъемлемой частью любой нормально функционирующей государственной системы. Ее зачатки и простейшие формы существовали уже на самых ранних стадиях общественной жизни. С развитием цивилизации защитные функции все активнее берет на себя государство. А с возникновением рыночной экономики социальная защита населения становится самостоятельным видом общественной деятельности, направленной на защиту людей прежде всего от неблагоприятного воздействия социальных рисков, возможных в рыночной экономике. «Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества». Таким образом, в рыночных условиях институт социальной защиты выполняет роль своеобразного буфера и является обязательным элементом общественной системы. И чем развитее, совершеннее будет организована социальная поддержка населения, тем эффективнее будет функционировать и экономическая, и политическая, и духовная сферы жизнедеятельности общества.

Сегодня не ставится под сомнение тесная связь и взаимообусловленность экономики и социальной сферы. И ученые, и политики, и практики признают, что «общество не может обеспечить свою безопасность, стать стабильным, не может обеспечить устойчивое развитие, если огромное большинство людей не чувствует себя защищенными, если растет потенциал недовольства и потенциал социального протеста», что «без социальной поддержки невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта. Уровень социальных гарантий зависит от экономических возможностей, но он, в свою очередь, и предопределяет экономические возможности. Все это не может не учитываться рациональной экономической политикой», что «экономическое развитие и социальная защита взаимно подкрепляют друг друга; по существу они представляют собой элементы одной парадигмы. Социальная защита является одним из важных аспектов общественной жизни, способствуя росту солидарности и уменьшению социальных аномалий... Социальная защита является своего рода амортизатором экономических преобразований и структурных изменений» .

За последние годы украинская система социальной защиты населения начала приобретать некоторые новые, рыночные черты, меняется ее экономическая основа, источники и принципы финансирования. Прежде всего следует назвать переориентацию на страховые принципы социального обеспечения; ослабление патерналистских подходов; разгосударствление социальной сферы; регионализацию и муниципализацию социальной политики и социальной защиты; развитие социального законодательства и социального нормирования; формирование системы подготовки кадров для социальных служб, появление новых видов и форм социальных услуг и т.д. В то же время ряд тенденций замедляет развитие системы социальной защиты: дефицит ресурсов; нецелевое использование выделяемых на решение социальных про блем средств, коррупция; преимущественно компенсационный характер защитных мер; ослабление роли предприятий в защитных процессах; большое число различных категорий льготников; неэффективный учет нуждаемости в социальной помощи; слабое участие граждан в защитных и самозащитных процессах, неразвитость гражданских инициатив и т.д.

В итоге современная система социальной защиты носит характер слабо согласованных и обоснованных мер, представляя собой некий гибрид из остатков социалистического прошлого, плохо адаптированных элементов западных образцов, недостаточно продуманных отечественных нововведений. По признанию ряда специалистов, в Украине «...нет пока четко оформившейся системы социальной защиты населения.». Хотя на федеральном уровне все чаще озвучиваются намерения повысить уровень жизни населения, принимаются и реализуются социальные программы, реформируются защитные подходы, говорить о системной, целенаправленной, продуктивной работе в этой области пока не приходится. Последнее косвенно подтверждает и тот факт, что в настоящее время в украинском правительстве отсутствует самостоятельное министерство, курирующее вопросы социальной защиты, а функции регулирования отраслей социальной сферы распределены по разным ведомствам, чья деятельность слабо координируется. Главной же причиной низкой эффективности украинской системы социальной защиты, на наш взгляд, является отсутствие единой государственной идеологии, методологической базы социальной политики и социальных преобразований в обществе в целом. Заявленное в Конституции положение о том, что Украина - социальное государство, слабо подкреплено в законодательном, организационном и экономическом планах .

Для создания действенной системы социальной защиты населения необходимо прежде всего соответствующее учение, содержащее ее методологические, методические и организационные основы. Определенные наработки в этой области имеются, но пока их нельзя считать полностью отвечающими современным требованиям, завершенными и, тем более, принятыми на вооружение. Формирование концепции социальной защиты населения сопряжено с решением ряда принципиальных теоретических вопросов: обосновать ее теоретико-методологическую базу, упорядочить терминологический аппарат, показать место социальной защиты в системе научного знания, экономической и социальной политики, раскрыть ее содержание, систему внешних и внутренних взаимосвязей, охарактеризовать цели, задачи, принципы, функции, виды, формы, методы, приемы социальной защиты, выработать подходы для эффективного анализа ее состояния и управления ею. Успешная реализация теоретических задач позволит усовершенствовать и практику социальной защиты, так как «...целостность и эффективность системы социальной защиты определяется органичным сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма» .

Проведение правительством действенной социальной политики требует последовательной экономической политики. С одной стороны, экономический рост есть одной из основных условий решения социальных проблем в обществе, из другого, как показывает практика, отсталость социального компоненту не разрешает увеличивать экономические результаты. Очевидно, можно говорить о закономерности: достижение социальных целей базируется на экономическом росте, который зависит от эффективного использования социальных факторов.

Итак, необходимая оптимальная модель экономического развития, которая будет обеспечивать качественный прирост ВВП и его корректное социальное распределение, которое будет оказывать содействие не только преодолению бедности, но и развитию среднего класса как движущей силы развития общества .


Выводы

Таким образом, в условиях рыночной экономики (как известно, украинская экономика получила такой статус), источником повышения благосостояния основной части населения должны стать эффективная работа, трудовая активность и предпринимательская инициатива. Нетрудоспособное население должно иметь гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет выплат из государственного и местного бюджетов, который обеспечивал бы им достойный уровень жизни.

Следует отметить, что в основе формирования бюджета должны быть не социальные минимумы, как это есть сегодня, а разработанные и введенные в бюджетную практику социальные стандарты для каждой категории населения: детей, пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.. Такие стандарты широко давно используют в других странах. В Украине с 2000 г. действует закон "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях", но в нем определено не социальные стандарты, которые обеспечивают высокий уровень жизни, а социальные минимумы.

Таким образом, основные задачи решения проблемы социальной защищенности населения Украины, а итак, и постепенного становления Украины как социального государства, должны быть направленные на внедрения рыночных, наиболее эффективных форм обеспечения условий для свободной деятельности индивидов, способных создавать материальные блага, и достойное их вознаграждение; преобразование системы социальной защиты на один из факторов развития продуктивных сил; использование в практике социального управления системы не социальных минимумов, а социальных стандартов для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.


Список использованной литературы

1. Про внесення змін до Закону України "Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні": Закон від15 червня 2004 року № 1773-IV/ Україна. Закон //Голос України. - 2004. - 8 липня

2. Вегера С. Правова та соціальна захищенність інвалідів як пріоритет держави/ С.Вегера //Юридичний Вісник України. - 2000. - 7-13 грудня. - C. 4

3. Гошовська В. Захищеність майбутніх поколінь: проблеми та пріоритети соціальної безпеки //Вища школа. - 2001. - № 6. - C. 24-32

4. Григорович Н. Соціально-економічна захищеність населення України/ Н.Григорович //Статистика України. - 2001. - № 3. - C. 37-42

5. Дядькова Н. Результати вибіркового обстеження соціальної захищеності населення/ Н. Дядькова //Праця і зарплата. - 2002. - № 46. - C. 3

6. Іванкевич В. Найголовніше - соціальні гарантії/ В.Іванкевич //Соціальна політика. - 2002. - № 5. - C. 1-2

7. Новікова Т. В. Соціально- економічна захищенність населення як об’єктивна необхідність становлення соціальної держави/ Новікова Т. В. //Актуальні проблеми економіки. - 2006. - № 3. - C. 165- 168.

8. Тяжельникова Е. Социальный пакет/ Евгения Тяжельникова //Секретарь-референт. - 2005. - № 3. - C. 60-63

9. Цыганкова, Ольга. Не обедом единым: Социальный пакет/ Ольга Цыганкова //Деньги ua. - 2007. - № 33. - C. 48-50

Калькуляція собівартості готової продукції

Вдосконалення процесу калькуляції собівартості готової продукції на підприємстві. Особливості та поняття калькуляції собівартості продукції. Теоретико-методологічні основи калькуляції...

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.

В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.

До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему: человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства слишком неравны, и отношения между ними строились на условиях, продиктованных властью.

Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и в пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того, что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.

Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии - это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота – это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость - это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым- устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности.

В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, - социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила - это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.

Социальная политика:

    Выплата пособия по безработице признанным безработными;

    Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;

    Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

    Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др;

    Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов);

    Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны;

    Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д;

    Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен;

    Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника;

    Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;

    Информационная помощь безработным;

    Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большейсоциальной справедливости. Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспеченииэкономических, политических, социальных и иных прав, свободи интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно‑правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно‑правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких‑либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно‑правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.


Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защищенность – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому‑либо лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.