Специальность "государственное и муниципальное управление": кем потом работать? Организационные и методологические основы государственной и мун службы.

Услуга-имеет экономический характер, определяется как виды деятельности или работ в процессе реализации которых не создается новый продукт, а изменяется качество уже имеющегося.(благо не в виде вещей, а в форме деятельности) Правовые основы: Услуга-это благо предоставляемое в виде деятельности.КРФ- 8ст и 74ст Налоговый Кодекс РФ- Услуга- деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Бюджетный Кодекс РФ – Гос (мун) услуга-это услуга, оказываемая в соответствии с гос (мун) заданием органами гос. власти или органами мсу, бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами. Указ Президента 314 – гос услуга – предоставления фед. ОИВ непосредственно или через подведомства или лруги органы безвозмездно или по реализации ценам услаг гражданам и организациям здравоохранения, соц. Защиты населения, образования. ФЗ №79- должностной регламент гос. гражданской службы включает перечень гос. услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с админ.регламентом государственного органа. ФЗ №210- гос услуга – деятельность по ревлизации функций субъектов, гос внебюджентного фонда, ИОГВ суб. Органа МСУ, кототрые осущетвляют по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами. 2 концепции анализа гос мус услуг:

1) Теория общественных благ Рассматривает гос мун услуги как форму общественных благ, предоставляется для граждан и организаций. Общественные блага – публичные услуги, высокая соц значимость, заинтересованность общества в их оказании некомерч. И неисключаемость.

2) Нормативый подход – т.е. гос. мун услуги – это взаимодействие между заявителем и исполнителем Гос.услуга- деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении и прекращении их прав, а так же получение материальных и финансовых средств их реализации, а так же установление юридических фактов или предоставление информации по вопросам входящим в компетенцию ИОГВ и включенных в реестр гос. услуг. Классификация услуг: Внебюджетные и добровольные услуги (паспорт, замена водит. Удостоверения) По функци-му значения:

  • материальные -социально-культурные
  • По структуре: -элементарные -композитные
  • Доступность – возможность безпрепятственного получения гражданами услуг.
  1. Физическая доступность (для инвалидов пандусы)
  2. Временное (удобство режима работы)
  3. Территориальное (транспортная, пешеходная доступность)
  4. Информационная (достаточность и удобство нформации об услуге)
  5. Фмнансовое (объем фин. Расходов, связанных с получение услуги)

Классификация: - полностью автоматизированно -автоматезированно частично (часть вручную,часть в электронном) - неавтоматезированно (в ручную)

Процесс перевода гос. услуг в электронный вид включает ряд этапов:

  1. Размещение информации об услуге в сводном реестре гос и мун услуг Свободный реестр состоит из 4х разделов: - фед. Реестр гос услуг - реестр гос. субъектов - реестр мун. Услуг - раздел справочной информации
  2. Размещение на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для обеспечения услуг и их заполнения в электронной форме
  3. Обеспечение возможности заявителям предоставлять документы в электронном виде через портал.
  4. Обеспечение возможностями заявителей осуществлять мониторинг хода производимых услуг
  5. Обеспечение возможности получения результата услуги через портал.

Проблемы при переводе:

1. Подпись (63 ФЗ об эл. Подписей)

2. Необходимость предоставления значительного колличества документов на получение услуг (УЭК универсальная электронная форма)

Реестры оказания услуг:

1) Сводный реестр: Федеральный Региональный Муниципальный Справочная информация

2) Админ. регламенты гос и мун услуг ФЗ 210 Создание электронной карты (нпа- стратегия развития информационного общества к 2015г и ФЗ 210)

Предоставление услуг в электронном виде с использованием информационных телекоммуникационных технологий, в том числе и с использованием портала, МФЦ и УЭК, введение электронной подписи (фз63) УЭК (ФЗ210) – материальный носитель, содержащий информацию о пользователе для получения услуг. Административные регламенты по оказанию услуг До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы гос. услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Логика реформирования системы предоставления гос. услуг требовала стандартизации. Стандартизация ликвидировала противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранила дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизирует соответствующие административные процессы. В этом смысле стандартизация – необходимый шаг для перевода гос. услуг в электронный вид. Как базовый элемент стандартизации административные регламенты гос. услуги должны были: - обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя гос. услуг; - предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий; - обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг; - закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности гос. услуги; - учитывать мнение и интересы получателей гос. услуги. Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации гос. услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами ИВ. Результаты этой работы – подробные сведения о предоставлении каждой гос. услуги – легли в основу информационной системы реестра гос. услуг, сведения из которой доступны гражданам с помощью интернет-портала гос. услуг gosuslugi.ru. В настоящее время административный регламент является основным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:

  • сроки оказания услуги,
  • перечень документов,
  • основания для отказа,
  • административные процедуры,
  • ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,
  • контактная информация,
  • стандарт комфортности и другое.

Административные регламенты государственных (муниципальных) функций и услуг позволили систематизировать полномочия органов гос. власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве РФ, упорядочить админ. процедуры. Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления гос. и мун. услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления гос. услуг.

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти - главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях - федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями - федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда - старшую и младшую.

Отличительный признак госслужбы - возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях - помощников).

Факты о муниципальной службе

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти - администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина - в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая - на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе - и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов - данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти - на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена - норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего

Государственное управление (англ. public administration ) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

  • следования принципу верховенству права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Муниципальное управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная - в руках городского совета, и судебная - в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное , как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  1. муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
  2. государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Согласно Положению об основах организации местного само­управления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный орган местного самоуправления:

  • утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
  • осуществляет контроль над деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляютcя и согласуются с главой местного самоуправления, соответствуют установленным в России межбюджетным отношениям.

Сравнение с частным предприятием. У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют организационные нормы, такие как устав или должностные инструкции, решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 154 определяет акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения.

Также муниципальное управление отличается от частного предприятия тем, что одним из источников его финансирования являются налоги. Муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью.

Еще одно отличие состоит в том, что частное предприятие поставляет товары на рынок, а муниципальная служба - только жителям определенной территории.

Наконец, частное предприятие может быть монопродуктовым, а муниципалитет всегда имеет множество служб.

Государственный и муниципальный долг

Понятие гос и мун заим-й. Формы заим-й. Опр-е гос и мун займов, их классиф-я. Программа гос внешних и внутр заим-й РФ. Понятие гос долга. Состав гос долга РФ. Гос внутр долг: опр-е, стр-ра, динамика. Гос внеш долг: опр-е, верхний предел. Опр-е капит, осн-о и тек гос долга.

Гос заимст-я - займы и кредиты, привлекаемые от физ и юр лиц, иностр-х гос-в, м/унар фин орг-й, по кот возникают долговые обяз-ва РФ и суб РФ как заемщика ДС или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Гос (мун) заим-я использ-ся как способ привлеч-я ДС для покр-я бюд дефицитов на всех уровнях БС РФ - фед, рег и местном.

Формы внутренних гос заим-й:

Гос займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Договоры и соглашения о получении РФ бюд ссуд и бюд кредитов от б-в других уровней БС РФ;

Договоры о предоставлении РФ гос гарантий;

Соглашения и договоры, заключ-е от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долг-х обязат-в РФ прошлых лет.

В завис-ти от дифференциации; по видам заим-я и формир-го портфеля долговых обяз-в гос внешние заим-я подразделяются на иностр-е кредиты (ссуды) и заим-я, осущ-е путем эмиссии гос цб.

Формой гос и мун заим-й явл-ся кредиты, привлек-е органами гос-й власти и органами МСУ для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены гос и комм банками, др КО, иностр гос-ми, их банками и фирмами, м/унар-ми фин орг-ми. По методам проведения гос и мун заим-я подразделяются на добровольные и принудительные.

Гос. и мун. займы - это ден. ресурсы, привлек-е от физ. и юр. лиц, иностр гос-в, м/унар-х фин. орг-й на основании заключ-х договоров, по кот возникают долговые обяз-ва РФ, субъекта РФ, МО как заемщиков или гарантов.

Договор гос. или мун. займа закл-ся путем приобр-я инвестором выпущ-х гос. либо мун. Цб, удовлетв-х право инвестора на получение от заемщика предоставленных ему взаймы им-ва, установленных %.

Гос. и мун. займы классифицируются по ряду признаков :

1. по праву эмиссии: размещаемые центральными, субфедерал и местн органами упр-я.

2. по признаку держателей ц/б займы классиф-ся на размещаемые только среди населения, только среди юр. лиц, и универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других.

3. по срокам погашения займы подразделяются на краткоср-е (до 1 года), среднеср-е (от 1 до 5 лет) и долгоср-е (5 лет и выше).

4. по месту размещения различают внутр займы (в нац. валюте) и внешние, размещаемые на заруб ден рынках (в валюте страны-кредитора, гос-ва-заемщика или третьей страны).


Гос. внутр и внеш заим-я осущ-ся в соотв-и с Программами, утв-ми на очер фин. год совместно с Законом о ФБ.

Гос.внешние заимств-я РФ : выпуск ЦБ от имени РФ, кредиты от: Кред.орг-й,иност.гос-в, иностр.юр.лиц и междун..орг в иностр.валюте!!. Государственный внут.заим-я РФ : выпуск ЦБ,кредиты от: бюджетов, Кр.орг-й, междунар.орг-й в валюте РФ.

Гос.внешние заимс-я суб-та : выпуск ЦБ,кредиты от иностр.банков в валюте иностр; Гос.внут.заимс-я суб-та : выск ЦБ, кредити от бюджетов, кр.орг-й и и междунар.орг-й в валюте РФ;

Мун.заимствования МО : выпуск ЦБ, кредиты от бюджетов и кр.орг-й.

Программа гос внешних заим-й пред-т собой перечень внеш заим-й РФ на очер фин год с разделением на несвязанные (фин) и целевые иностр заим-я. При этом для несвязанных займов и кредитов указ-ся источники привлечения, суммы заим-я и сроки погаш-я, а для цел-х иностр заим-й - конечный получатель, цели заим-я и направления использ-я, источники и суммы заим-я, сроки погашения, гарантии 3х лиц по возврату средств в ФБ (если такой возврат предусм-н), оценка объема использ-х ср-в до начала фин года и прогноз объема использ-я средств в очер фин году.

Программа гос внутр заим-й , суб-в РФ, МО предст-т собой перечень внутр гос и мун заим-й на очер фин год по видам заим-й, с указанием общего объема заим-й, направ-х на покрытие дефицита бюджета и погашение гос, мун долговых обязательств.

Программы гос внутр и внеш заим-й представляются исполнит органами в соответств. за-конодат. (представит.) органы власти вместе с проектом закона о бюджете на очер фин. год.

Гос. или мун. долг – обязат-ва, возникающие из займов принятых на себя РФ, суб РФ и органами местной власти, гарантии по обяз-вам 3-х лиц, др. обяз-ва. Или сумма задолж-ти по выпущенным и непогашенным гос. займам.

Гос. долг РФ – долг-е обяз-ва РФ пред физ. и юр. лицами, иностр гос-ми, м/унар орг-ми и др. суб м/унар-го права. Он обеспечивается всем находящимся в фед. Соб-ти им-вом, состав-м гос. казну.

Гос. долг подразделяется на внеш и внутр. Критерием такого деления в России явл-ся вид валюты, в котором представлены обязательства гос-ва.

Внеш долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутр долгом -обязательства, выраженные в валюте РФ (рублях).

В зависимости от сроков погашения выделяют виды долг. обязательств: краткоср. (до 1 года), среднеср. (от 1 года до 5 лет) и долгоср. (от 5 до 30 лет).

Сроки погашения опред-ся условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Для обязательств МО определен максим. срок погашения 10 лет.

Состав гос. долга РФ пред-т собой групп-ку долг-х обязат-в РФ, которые сущ-т как обязат-ва по:

1) кред-м, привлеч-м от имени РФ как заемщика от кред. орг-ций, иностр гос-в, м/унар фин. орг-ций, иных субъектов м/унар права, иностр-х юр. лиц;

2) гос. цен. бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюд кредитам, привлеченным в ФБ из других бюджетов б.с.РФ;

4) гос. гарантиям РФ;

5) иным долговым обяз-ми., ранее отнесенным в соотв. с законодат.РФ на гос. долг РФ.

В объем гос. внутр долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен.бум. РФ, обяз-ва кот. выражены в валюте РФ;

2)объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраж-е в валюте РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

4) объем обязательств по гос. гарантиям, выраженным в валюте РФ.

Внутр долг включает в себя следующие элементы:

· Рыночные долг обяз-ва – эмитированные гос-м и свободно обращающиеся в внутр рынке ГЦБ.

· Нерыночные долг обяз-ва – обяз-ва, кот не могут свободно продаваться и покупаться (задолж-ть Прав-ва РФ по кредитам, получ-м от ЦБ РФ, включая задолж-ть предприятий отдельных отраслей, переоформленная в гос внутр долг)

В объем гос. внешнего долга РФ включаются:

1) номин-я сумма долга по гос. цен. бум. РФ, обяз-ва по кот. выражены в иностр. валюте;

2) объем основного долга по кредитам, кот. получены РФ и обяз-ва выраженые в иностр. валюте, в т.ч. по целевым иностр. кредитам (заим-м),

3) объем обяз-в по гос-м гарантиям РФ, выраж-м в иностр валюте.

При принятии бюджета на очер фин год опредся:

· Верхний предел гос внешнего долга РФ

· Верхний предел гос внешнего долга перед РФ.

· Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Предельный размер гос внешних заим-й не должен превышать год объем платежей по обслуж-ю и выплате основной суммы гос внешнего долга.

Государственный долг бывает:

1. Капитальный (долг с процентами)

2. Основной (номинальная стоимость долга)

3. Текущий (те расходы, которые выплачиваются постоянно)

В абсолютном выражении росс внеш гос долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов

2. Управление государственным и муниципальным долгом.

Управления гос и мун долгом: понятие, задачи, эфф-ть. Хар-ка основных методов управления гос и мун долгом. Методы совершенствования системы управления гос и мун долгом.

Управление гос. долгом – сов-сть меропр-й гос-ва по выпуску и размещению долг-х обяз-тв, выплате % по ним, по погашению займов и опр-ю усл выпуска новых гос. ц/б.

Цель: нахожд-е оптим состояния м/у потреб-ми гос-ва в допол фин ресурсах и затратами по их привлеч-ю, обслуж-ю и погаш-ю.

Задачами управления долгом являются:

Сохран-е объема ГД на эк безопасн ур-не;

Сокращ-е ст-ти обслуж-я ГД РФ;

Обесп-е испол-я обяз-в гос-ва в полном объеме по как можно >низкой ст-ти на средне и долгосроч перспективе.

В широком смысле: управление долгом – это 1 из направлений фин политики гос-ва (МО), осущ-ое компетентными органами власти и упр-я и связанное с обяз-вами гос-ва (МО) в качестве заемщика или гаранта.

В узком смысле: упр-е долгом – это сов-сть действий, связ с подготовкой к выпуску и размещению долговых обяз-тв гос-ва (МО), действий по регулир-ю рынка гос. (мун) ц/б, а также действий по обслуживанию и погашению долговых обяз-в и предоставлению гарантий.

Осн принципы упр-я ГД:

Безусловность – обесп-е точного и своевремен выпол-я обяз-в гос-ва перед инвесторами и кредиторами без выставления доп условий;

Единство учета – учет по всем видам кредитов и займов должен иметь место в обязат порядке;

Единство долг политики – обесп-е единого подхода к политике упр-я гос долгом на всех ур-нях гос власти;

Согласованность – обесп-ет мах возмож-ть гармонизации интересов кредитора и гос-ва-заемщика;

Сниж риска – выпол-е всех необх действий, позвол снизить риски кредитора и инвесора;

Оптимальность –создание такой стр-ры гос зимств, чтобы выпол-е обяз-в по ним было сопряжено с мин затратами и мин рисками и оказыв наимен отриц воздействие на эк-ку;

Гласность-предостав-е своеврем достовер и полной инф-и в параметрах займа всем заинтерес пользователям.

Управление гос. долгом РФ осущест Прав-вом РФ, гос. долгом субъекта РФ – органом исполн власти данного субъекта, муниц долгом – уполномоченным органом МСУ.

Упр-е ГД имеет 4 состовл: прогноз-е; план-е; анализ; контроль.

Методы упр-я ГД:

1. рефин-е –погашение части ГД за счет вновь привлеч ДС;

2. конверсия – измен-е доход-ти займа;

3. консолидация – превращ-е части задол-ти в новую задолж-ть с более длит сроком погаш-я;

4. новация-соглашение м/у гос-вом-заемщиком и кредитором по замене обяз-в в рамках 1 кредит договора;

5. унификация-реш-е гос-ва об объедин-и неск-ких ранее выпущ займов;

6. отсрочка-консолидация при одновремен отказе гос-ва от выплачен дохода по займам;

7. дефолт-отказ гос-ва от выплаты ГД.

Реструктуризация- основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, состав-х ГД, с заменой указ-х долг-х обяз-в иными долговыми, предусм-ми др условия обслуж-я и погаш-я обяз-в.

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное - куда потом пойти работать.

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия - это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель - это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе - все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем - это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

В каких вопросах выпускник должен разбираться?

  • Знать Конституцию, основные федеральные и региональные законы.
  • Ориентироваться во властных структурах и системе управления государством.
  • Уметь находить достоверную законную информацию.
  • Знать экономические закономерности, политическую ситуацию в стране, проблемы в социальной сфере.
  • Уметь принимать обдуманные управленческие решения.
  • Владеть различными методами анализирования, прогнозирования, ведения статистики и составления отчетности.
  • Самое главное - понимать после получения специальности государственное и муниципальное управление, кем потом работать.

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным управленцем?

  1. Стремиться к знаниям.
  2. Быть пунктуальным.
  3. Обладать терпением и волей.
  4. Уметь исправлять ошибки.
  5. Мыслить на несколько шагов вперед.
  6. Не бояться вносить что-то новое в свою жизнь и работу.

Где можно получить образование?

В России получить данную специальность можно практически повсеместно в крупных городах и областных центрах. Фактически каждый классический и экономический вуз предлагает пройти подготовку и переподготовку по направлению государственное и муниципальное управление. Кем работать после обучения, средняя заработная плата на местах, рынок вакансий в пределах субъекта - данные вопросы можно задать непосредственно приемной комиссии, для того, чтобы однозначно определиться с профилем обучения.

Как правило, данная специальность платная, но есть и исключения. Поступить можно по результатам ЕГЭ, а также по собеседованию в случае, если у вас имеется уже среднее специальное образование.

На данный момент можно отучиться по полной программе бакалавриата, получить дополнительное образование или пройти курсы.

Государственное и муниципальное управление - это возможность получить широкие знания, навыки работы с людьми, узнать основы делопроизводства, кроме того человек со временем будет продвигаться по карьерной лестнице, что для многих важно.

Карьерный рост: с чего начать?

После окончания университета необходимо составить резюме. Далее на официальных сайтах властных структур изучить вакантные предложения и выбрать для себя самые привлекательные.

В государственной службе на должность берут только по конкурсу, поэтому стоит тщательно изучить нормативно-правовую базу соответствующего органа и основные акты, касающиеся государственной службы.

Необходимо заранее сделать весь необходимый пакет документов, который необходимо принести по месту прохождения собеседования. Как правило, замещение должности длится 1-2 месяца.

Таким образом, не стоит бояться поступать на государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, вы точно решите за время обучения, так как во время производственных практик пройдет ознакомление с различными органами непосредственно, и вы выделите, что интереснее: социальная, законотворческая, экономическая, правоохранительная, природоохранная сфера или что-то еще. Даже если придет понимание, что данная профессия не для вас, то с имеющимися квалификацией и компетенциями вы легко найдете другую, более интересную для вас вакансию вне государственной службы.