Словари, отражающие происхождение слов. Где есть возможность выяснить об истории происхождения слов

СЛОВАРИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

К словарям, отражающим происхождение слов, относятся прежде всего этимологические словари. С 1950 по 1958 год в Гейдельберге выходил трехтомный "Russiche Etymolоgisches Wörterbuch", составленный М. Фасмером. Переведенный на русский язык и дополненный О.Н. Трубачевым, "Русский этимологический словарь" М. Фасмера был затем издан у нас в четырех томах в 1964 – 1973 годах. Кроме современных нарицательных существительных (исконно русских, многих заимствованных, устаревших и диалектных) в этом словаре немало собственных имен – личных имен и географических наименований. Объяснение этимологии исконно русских слов в нем обычно ограничено указанием на родственные толкуемому слова или отсылкой к соответствующему корню, а объяснение этимологии заимствований – указанием на язык-источник.

В "Кратком этимологическом словаре русского языка" Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской под ред. С.Г. Бархударова (1961; 3-е изд. – 1975) толкуются в основном общеупотребительные слова, причем из иноязычных, как правило, те, которых нет в "Словаре иностранных слов" (см. о нем ниже), т.е. те, которые многими не осознаются как чужие. В тех случаях, когда у авторов была возможность дать объяснение реального происхожденияданного слова , словарная статья словаря сообщает, исконно это слово или оно заимствовано, когда, на базе чего и как именно оно возникло, т.е. последовательность словообразовательного процесса и способ образования. Объемом издания ("Краткий... словарь") объясняется отсутствие в нем параллелей из родственных языков и замена этих сведений пометами "общеславянское", "восточнославянское" и т.д. При иноязычных по происхождению словах указывается время появления их в русском языке и первая фиксация в письменных памятниках.

С 1963 года начал выходить многотомный "Этимологический словарь русского языка", предполагающий возможно полный охват лексики. Словарь содержит критико-библиографические данные, параллели для исконно русских слов и сопоставительный материал для заимствований.

Не утратил своего значения "Этимологический словарь русского языка" А.Г. Преображенского (выходил с 1910 по 1914 год; конец словаря, оставшийся в рукописи, был опубликован в 1949 году и переиздан в 1958 и 1959 годы).

Сведения о том, из какого языка заимствовано слово, даются в "Словаре иностранных слов" (1941; 7-е изд. Под ред. А.Т. Спиркина, И.А. Акчурина, Р.С. Карпинской – 1979), содержащем лексику, преимущественно осознаваемую в той или иной мере как иноязычную.

"Краткий топонимический словарь" В.А. Никонова указывает происхождение около 4000 названий наиболее крупных географических объектов (государств, морей, рек, островов, гор и т.д.), "Словарь русских личных имен" Н.А. Петровского (1966) содержит сведения о происхождении имен.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Михаил Александрович Шолохов

1. ВВЕДЕНИЕ.

Русский писатель Куприн Александр Иванович говорил: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью .

С самого рождения мы учимся говорить, позднее учимся писать. И это происходит на протяжении всей нашей жизни. Грамотность имеет большое значение для человека. Грамотность - это владение навыками устной и письменной речи. Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной формах. Он плохо владеет своим языком. Что не способствует его развитию в целом и развитию общества. В наше время человеку необходимо всесторонне развиваться, владеть различными навыками, чтобы не отставать от тех требований, которые диктует нам современный мир.

Предмет русского языка является одним из основных в школах России. Одно из главных мест в обучении русского языка занимает орфографическая работа. В контрольных работах, диктантах, сочинениях мы постоянно сталкиваемся с правописанием слов русского языка. Существует большая группа слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка. Это группа словарных слов, которые необходимо запомнить. Однако с помощью этимологического анализа можно легче усвоить написание слов с непроверяемыми гласными.

Таким образом, развитие орфографического навыка, развитие устной и письменной речи, умение правильно и красиво излагать свои мысли актуально всегда.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Изучить историю происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и экспериментально доказать эффективность использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.

Задачи:

    Изучить материал по теме исследования.

    Научиться самостоятельно пользоваться словарями.

    Расширить знания по правописанию словарных слов на основе этимологического анализа.

    Экспериментально определить эффективность этимологического анализа.

    Составить этимологический словарь для учеников начальной школы по выбранным категориям.

    На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

    Сделать выводы.

Гипотеза:

Предположим, что использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.

3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1 Что такое словарь и для чего он нужен?

Словарь - это книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:

словарь - книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (энциклопедические). С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и лингвистические (филологические).

Энциклопедические повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей.

Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях. В лингвистических словарях описывается не предмет или понятие, обозначаемое словом, а само слово как единица языка , его языковые и речевые характеристики: даётся его грамматическая характеристика, приводится лексическое значение, и т.п. Лингвистические словари по целям и способам описания бывают нескольких типов.

Словарь всех словарей - толковый словарь. Он «толкует» объясняет значения слов и даёт им определённые характеристики. Существует несколько значимых толковых словарей русского языка, но «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля и однотомный «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова являются самыми популярными.

В фразеологическом словаре собраны и систематизированы фразеологизмы русского языка с объяснением их значения, а иногда и с указанием происхождения. Каждый фразеологизм обычно иллюстрируется примером из литературы.

Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов . Названия данных словарей говорят сами за себя. Каждая из этих книг старается наиболее полно отразить богатство русского языка определённым лингвистическим материалом и отражает наличие в языке слов определённого типа.

Чтобы узнать происхождение слова нам необходимо обратиться к историческому или этимологическому словарю. Он откроет нам все тайны и загадки слова. А если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре.

Кроме того, в современном мире с развитием компьютерных технологий появилась новая отрасль - электронная лексикография , занимающаяся созданием электронных словарей. Пользоваться такими словарями можно с помощью компьютера, загружая его с диска как обычное программное приложение.

Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. Словарями чаще всего пользуются учителя и ученики, чтобы узнать значение слова, написать то или иное слово правильно.

Словарь - незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Главное знать, к какому словарю обратиться.

3.2 Понятие этимологии. Этимологический анализ слова.

Этимология - это один из наиболее интересных разделов науки о языке. Он содержит в себе увлекательные сведения об истории возникновения слов, их «путешествиях» из одного языка в другой и о связанных с этим различных метаморфозах. Иногда слово за свою долгую жизнь меняется до неузнаваемости, теряет морфемы или обзаводится новыми, начинает звучать по-другому. Например, возьмём слово «близорукий». Многие подумают, что это такой человек, который дальше своей руки не видит. Однако изначально это слово звучало «близозоркий». Но, видимо, произносить двойное сочетание «зозо» было неудобно, и частичка слова была со временем утеряна. Более того, слово стало ошибочно сближаться со словом «рука» и изменилось в «близорукий».

Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к словарям, в частности, к этимологическому расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры иных народов и времен.

Этимология происходит от греческих слов «этимон» - правда, истина - и «логос» - слово, понятие, учение. В толковом словаре С.И.Ожегова даны справки: «1. Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения». То есть этимология занимается установлением истинных значений слов. Этимологи занимаются изучением слов, чтобы уточнить все изменения. Этимология очень сложная наука!

Существует множество путей, которыми слово приходит в язык. Один из них - взаимодействие языков в процессе исторического развития народов. Увидеть это взаимодействие тоже помогает этимология. Так, например, большинство слов английского языка (заимствованных и русским языком) латинского и греческого происхождения. От латинского слова «манус» (рука) произошло много слов, таких, как мануфактура, маникюр, эмансипация, манипулировать. Греческое слово «граф» (писать) дало английскому языку «телеграф» (отправлять послания далеко), «фонограф» (записывать звуки), «географию» (записи о Земле). Много слов возникло с помощью латинских и греческих суффиксов и приставок. «Анти» — (против) употребляется во многих словах, например, антисептик, антимир. Более сотни таких приставок и суффиксов были употреблены при образовании слов. Английский язык включает также много слов, заимствованных и из других языков мира: викинги принесли с собой такие слова, как «нога», «ворота», «сиденье», «грязь», «рождение», «уродливый»; норманны ввели слова «молитва», «министерство», «парламент», «бедность» и другие.

Из этимологических словарей так же мы можем узнать какой путь прошло оно в своем развитии, в каких языках зафиксировано, в какой форме и с каким значением, можем определить, какие слова чаще всего имеют бесспорную, единственно верную этимологию. Этимологические словари содержат в себе секреты и тайны слов. В них в интересной и доступной форме подробно описываются истории возникновения слов в русском языке и излагаются факты из истории их использования. Изначально история многих слов была выдумана, нафантазирована филологами и не имела исторического объяснения. Этимология стала развиваться в начале XX века. Учёных, которые занимаются историей изучения слов много, и у каждого может быть своё видение и трактовка происхождения слов. Этимологический словарь - это труд десятков, а то и сотен ученых. Известные этимологические словари и справочники, созданные русскими лингвистами: О.С. Арямова, Л.Д. Мали «Этимологический словарь для младших школьников»; В. Волина «Весёлая грамматика»; С.И. Ольгович «Этимология и орфография»; Ю.В. Откупщикова «К истокам слова»; Л.В. Успенский «Слово о словах»; Л.В. Успенский «Почему не иначе?»; Н.М. Шанский и Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».

Этимология - очень увлекательный раздел языкознания. Новые слова появляются буквально каждый день. Одни не задерживаются в языке, а иные остаются. Так слово « апельсин» (голландское) - в переводе, оказывается, «китайское яблоко». А что получилось со словом « джинсы» . В 19 веке один немецкий купец привёз из Генуи на калифорнийские золотые прииски плотное практичное синее полотно для изготовления палаток. Однако на месте было решено из этой ткани сшить брюки, которые пришлись по вкусу старателям. От английского наименования Генуи - «джин» - брюки получили название джинсы.

Некоторые хорошо известные слова родились благодаря изобретательности поэтов, писателей, политиков и ученых. Слово «лилипут » увидело свет в 1727 году, когда были напечатаны «Путешествия Гулливера». Слово было выдумано «из ничего». Джонатан Свифт придумал слово лилипут, назвав так крошечных жителей волшебной страны Лилипутии. Созвучно английскому little (маленький). Великим ученым Ломоносовым были введены в русский язык слова: « градусник », « преломление », « равновесие », « диаметр », « квадрат », « кислота » и « минус » .

Этимологический анализ определяет ранее существовавшее строение слова. Так слово «газета » - заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка. Изначально газета - это «монета в 2 сольдо с изображением сороки». На неё можно было купить газету. По-итальянски сорока - газза .

Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения привели его к настоящей форме и значению. Необходимость этимологического анализа слова определяется тем, какой была его реальная история в данном языке. Так, при проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования.

Слово «вокзал» появилось в русском языке около двухсот лет назад. Пришло к нам это слово из английского языка, в котором писалось так - Vuaxhall. Предполагают, что первая часть этого слова - Vuax - означала фамилию владельца увеселительного заведения (Джейн Вокс), которое находилось близ Лондона, а вторая часть - hall - это название зала. Всё же слово означало место общественных увеселений, место для гуляния. Любопытно, что именно в этом значении слово «вокзал» существовало и в русском языке. Много десятилетий на Руси в вокзалах давали концерты. Как же появилось современное значение у этого слова? Это любопытная история. Дело в том, что когда в России была построена первая железная дорога, пассажиры побаивались нового способа передвижения. Тогда в Павловске при железнодорожной станции был открыт концертный зал-вокзал. Это привлекало пассажиров, они охотнее приходили на станцию, спокойнее садились в вагоны поезда. Вскоре слово «вокзал» стало означать здание железнодорожной станции. В этом значении слово существует сейчас.

При этимологическом анализе исконно русского слова восстанавливается его первоначальная структура, обращается внимание на наличие или отсутствие изменений в структуре слова. Определяется вид этих изменений, их причина. Пример исконного слова «корабль ». Это слово общеславянское Объясняя правописание слов корабль, корыто , русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский пишет: «Здесь сомнительные звуки стоят: один в корне, другой в окончании. Станем припоминать слова от того же корня. Ясно, что слова корыто , корабль произошли от слова кора , потому что в старину корыта, как и корабли, вероятно, делались из древесины, древесной коры. Возьмём уменьшительное от этого слова - корка , корочка , и мы ясно услышим звук о , потому что ударение перешло на него».

Объектом этимологииявляются в основном слова с непроверяемым написанием, которые необходимо механически запоминать, что не всегда является эффективным и интересным.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

4.1 Эксперимент.

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, мы решили провести эксперимент. Экспериментальная работа была проведена среди учеников нашего четвёртого класса.

Цель эксперимента - выявление уровня орфографической грамотности детей в словах с непроверяемым написанием.

Для определения уровня грамотности был проведён словарный диктант. В словарный диктант вошли 12 словарных слов необходимых для обязательного запоминания учениками в 4 классе. Эти слова были разделены на 4 группы:

    I группа - слова с непроверяемыми безударными гласными: адрес, багаж, календарь.

    II группа - слова с непроизносимыми согласными: здравствуй, праздник, чувство.

    III группа - слова с удвоенными согласными: аккуратный, аллея,пассажир.

    IV группа - сложные слова: автомобиль, библиотека, телефон.

В эксперименте приняли участие 30 человек. Количество учеников было разделено на две группы. Первой группе для запоминания домой были выданы карточки со словарными словами без этимологического разбора. Второй группе были выданы карточки для изучения и запоминания с такими же словами, но с этимологическим разбором. На следующий день был проведен словарный диктант.

В результате исследования мы определили, что в первой группе общее количество ошибок составило 30. 10 человек написали диктант с ошибками и 5 человек - без ошибок.

В второй группе общее количество ошибок составило 13. 6 человек написали диктант с ошибками и 9 человек - без ошибок.

Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2, а также на диаграмме.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах аккуратный, аллея, пассажир, автомобиль, здравствуй .

Таблица 1

Результаты написания словарных слов в первой группе.

Таблица 2

Результаты написания словарных слов во второй группе.

Таким образом, эксперимент доказывает эффективность использования этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка и способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе, а также повышает интерес к его изучению.

4.2 Составление этимологического словарика.

Учитывая результаты и эффективность проведённого эксперимента, мы решили создать небольшой этимологический словарик слов с непроверяемым написанием для учеников начальной школы. В словарик вошли словарные слова, которые необходимо знать ученикам к концу обучения в 4 классе.

Работа проводилась следующим образом:

    С помощью толкового словаря определяли значение слова.

    С помощью этимологического словаря определяли характер слова: исконное или заимствованное, сравнивали слово с историческим родственником.

    С помощью этимологического словаря находили наиболее понятное объяснение правописания непроверяемых букв.

    Подбирали наглядную картинку к слову.

    Подбирали звуковой облик (загадки, стихи и т.п.) для изучаемого слова.

Для работы были выбраны те источники толковых и этимологических словарей, в которых по нашему мнению, были даны объяснения более доступные и понятные для восприятия учениками начальной школы. Поэтому были использованы несколько толковых и этимологических словарей:

    С.И.Ожегов «Словарь русского языка».

    Н.М.Шанский, Т.А.Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка».

    Л.В.Успенский «Почему не иначе?».

Пример этимологического разбора слова из нашего словарика:

БИБЛИОТЕКА - учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где бИ блИ он- «книга», тека - «склад, ящик».

Библиотека - бИ блИО н, тека = «склад, ящик книг»

Отгадайте загадку:

Живей отгадайте, девчонки, мальчишки -

Светланы, Татьяны, Артемы и Кости:

Где ваши друзья живут добрые - книжки?

Куда вы частенько приходите в гости?

Созданный этимологический словарик прилагается (Словарик может быть выслан отдельным файлом) .

При создании этимологического словарика возникли определённые трудности. У разных авторов этимологических словарей могут быть разные объяснения происхождения слов, поэтому приходилось выбирать наиболее понятный вариант. Не все слова удалось найти в этимологических словарях, в частности слово рассказ, наряд . В анализируемых словах не всегда с помощью этимологического словаря можно определить написание слабой позиции в слове.

В словарь вошли 72 слова . Заимствованных слов получилось больше, чем исконных. В основном слова заимствованы в эпоху Петра Первого.

Использование этимологического анализа при работе со словами с непроверяемыми написаниями очень сложная, но в тоже время интересная и увлекательная работа. Благодаря такому анализу слов изучение становится более эффективным, повышается грамотность учеников в школе. Знакомство с этимологией слов расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому слову, к языку.

5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - ЛЭПБУК.

На основе проведённой нами работы, мы решили представить творческий проект: интерактивную папку - Лэпбук. (Прилагается). Ее можно использовать на уроках русского языка для работы с детьми. Лэпбук помогает лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме в игровой и познавательной формах.

6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть полезны всем, кто изучает русский язык, и использованы на уроках русского языка для повышения орфографической грамотности детей.

7. ВЫВОДЫ.

Этимологический анализ слов - наука очень сложная и многогранная.

У каждого слова своя история, своё значение.

Наша гипотеза подтвердилась. Использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.

В результате работы были созданы этимологический словарь словарных слов для учеников начальной школы и творческий проект Лэпбук.

Процесс изучения происхождения слов очень увлекательное и интересное занятие.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Знакомство с этимологией слов оказывает положительное влияние не только на правописание словарных слов, но и расширяет кругозор, вызывает интерес и любовь к русскому языку, знакомит с историей и культурой русского языка.

Этимологический анализ всегда требует к себе творческого подхода.

Этимологические справки слов напоминают удивительные сказки и истории. Поняв, как образовано словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию.

Этимология очень сложная наука! Но не бойтесь окунуться в мир истории слов! Это очень увлекательное занятие!

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.»

Николай Васильевич Гоголь

9. ЛИТЕРАТУРА.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Изд-во «Русский язык», 1990.

2. Успенский Л.В. «Почему не иначе?». - онлайн-словарь.

3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М.: Изд-во «Дрофа», 2000.

4. Интернет-ресурсы:

http://www.pochemyneinache.com/

http://slova.textologia.ru

Словарь — это справочное пособие, в котором собраны все известные слова какого-либо языка. Для удобства пользователей слова или понятия, за исключением некоторых словарей, расположены в алфавитном порядке. В зависимости от предназначения в словарях приводятся сведения о значении, употреблении, происхождении слов, их перевод на другой язык.

Классификация словарей

Существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Все словари подразделяются на одноязычные и переводные.

Одноязычные словари

Одноязычные словари, в свою очередь, делятся на лингвистические и энциклопедические . К лингвистическим следует отнести: орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, орфоэпические, словари омонимов, синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и прочие.

Орфографические словари

В орфографическом словаре можно посмотреть правильное написание того или другого слова во всех его словоформах. Так, например, в словаре под редакцией А.Н. Тихонова приведено нормативное написание 70 тысяч слов. В орфографическом словаре В.В. Лопатина — около 160 тысяч слов. Орфографические словари также делятся на: общие, отраслевые, школьные и словари-справочники, предназначенные для работников печати.

Толковый словарь

В толковом словаре средствами этого же языка объясняется значение слов. В русском языке говоря о толковых словарях нельзя не упомянуть В. Даля. В изданный им словарь вошли около 200 тысяч слов. В более поздние сроки заслуживает внимания толковый словарь С.И. Ожегова.

Этимологический словарь

Для того чтобы узнать происхождение слова, пользуются этимологическим словарем . Чтобы узнать, как образовано слово — словообразовательным.

Словарь синонимов

В словаре синонимов собраны слова, близкие по значению, что отображает богатство того или иного языка. В русском языке впервые такой словарь был создан Д.И. Фонвизиным. В него вошли 32 группы синонимов. Наиболее известные синонимические словари А.И. Галича, Н. Абрамова, В.Н. Клюевой, А.П. Евгеньевой. В 1994 году вышел словарь, в котором описано около 2800 синонимов. Над его созданием работала группа в составе В.И. Зимина, Л.П. Алекторовой, О.М. Ким и другие.

Словарь антонимов

Словари антонимов включают в себя слова с противоположными значениями.

В словари омонимов вошли слова, которые совпадают по звучанию и различаются значениями. В Российской Федерации наиболее известный словарь омонимов вышел под редакцией Н.М. Шанского.

Словари сочетаемости

Словари сочетаемости учат нас правильно подбирать слова, чтобы обеспечить наилучшее звучание речи.

Орфоэпические словари

В орфоэпических словарях отражены правила литературного произношения.

Словари неологизмов

С развитием науки и техники в обиходе каждого народа появляются новые слова. Значение новых слов можно найти в словарях неологизмов. В России одним из последних изданий, куда вошли новые термины и понятия, является словарь неологизмов под редакцией Г.Н. Скляревской.

Энциклопедические словари

Энциклопедические словари также подразделяются на общие и отраслевые . В общих энциклопедических словарях можно найти информацию о различных явлениях природы, выдающихся деятелях науки, культуры, политических лидерах и партиях, об открытиях и знаменательных событиях. В отраслевых энциклопедических словарях собраны исчерпывающие сведения о какой-то определенной отрасли (кораблестроении, металлургии и т. п.).

Нестандартные словари

Среди редко используемых следует отметить словари обратных слов . В них слова располагаются по алфавиту не начальных, а конечных букв, и выравниваются по правому краю. Такие пособия предназначены для специалистов, поэтов, ведь по сути это словарь рифм.

Помогите.Выпиши слова правильно. НаПомогите.Выпиши слова правильно. На лиснойпалянкисабралисьмидведь, волк и лиса.2. Укажи часть речи в предложении: В

огороде мы с братом накопали червяков для утрений рыбалки.Часть речи Вогородемысбратомнакопаличервяковдляутреннейрыбалки3. Какое слово будет синонимом к слову БЫСТРЫЙ?4. В каком словаре можно узнать значение слова?5. Запиши грамматическю основу предложения: В САМЫЙ ВЕСЕННЕЙ ПОРЫ КАПАЕТ СОК С БЕЛОСНЕЖНОЙ КОРЫ.

Помогите.Выпиши слова правильно.Помогите.Выпиши слова правильно. На Помогите.Выпиши слова правильно. На лиснойпалянкисабралисьмидведь, волк и

лиса.2. Укажи часть речи в предложении: В огороде мы с братом накопали червяков для утрений рыбалки.Часть речи Вогородемысбратомнакопаличервяковдляутреннейрыбалки3. Какое слово будет синонимом к слову БЫСТРЫЙ?4. В каком словаре можно узнать значение слова?5. Запиши грамматическю основу предложения: В САМЫЙ ВЕСЕННЕЙ ПОРЫ КАПАЕТ СОК С БЕЛОСНЕЖНОЙ КОРЫ.

188. Какой характеристике соответствует причастие летящий?а) страдательное, настоящего времени, совершенного вида;б) действительное, прошедшего времени,

несовершенного вида;в) страдательное, настоящего времени, несовершенного вида;г) действительное, настоящего времени, несовершенного вида.
192. Какой вариант не соответствует способу связи «согласование»: а) существительное + существительное; б) существительное + причастие; в) существительное + порядковое числительное; г) существительное + прилагательное.

193. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым: а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге. б) Я стал слабеть здоровьем. в) Мой брат – студент. г) Княжна слыла любительницей музыки.
196. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться: а) читали желая запомнить; б) спешу к вам голову сломя; в) остановился не доезжая до аллеи; г) углублялась поворачивая вправо.
197. Какое предложение с цитатой оформлено верно: а) А. Толстой утверждал, что «язык – это орудие мышления». б) «Язык – это орудие мышления», утверждал А. Толстой. в) А. Толстой утверждал: «Что язык – это орудие мышления». г) А. Толстой утверждал – «язык – это орудие мышления».
198. Укажите, сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не расставлены): Было холодно но кое-где в домах уже засветились огни и в конце улицы из-за казарм стала подниматься бледная луна. а) 2; б)3; в)1; г)4.
230. В каком словосочетании следует употребить глагол надеть?а) … сына;б) … фуражку;в) … мрамором;г) … в гранит.
231. По какому словарю можно определить правильное произношение слова?а) Толковому;б) этимологическому;в) словообразовательному;г) орфоэпическому.
232. Отметьте словосочетание со связью «примыкание»: а) выбрать профессию; б) двери гостиницы; в) дружески заботливый; г) красный от волнения.
234. Найдите безличное предложение: а) К ночи подмораживало. б) Отпусти меня в степи приволжские. в) Бульвар длинный и седой. г) Сквозь листья пробивалось солнце.
236. Найдите предложение, в котором однородные члены выражены словами разных частей речи: а) Мороз крепчал и щипал уши. б) Костёр горел щедро, дымно, в полную силу. в) Медленно, важно, сурово печальное дело велось. г) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе, и в вагоне.
234. Найдите безличное предложение: а) К ночи подмораживало. б) Отпусти меня в степи приволжские.
238. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): а) А сосны гнуться как живые и так задумчиво шумят. б) Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей. в) Осенний дождь стучит о стёкла мерцает в трещинах камней и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. г) Ходы тянутся ветвятся и неожиданно расширяются в целые залы.
239. Какую часть следует добавить к предложениюПисьмо принесли вечером… чтобы получилось сложносочинённое предложение: а) … когда его уже никто не звал. б) … и я с нетерпением его распечатал. в) … и вручили лично в руки. г) … времени бы уже ни на что не хватило.
240. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены): а) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день. б)) Бледно – серое небо светлело холодело синело. в) Когда Аню провожали домой уже светало и кухарки шли на г) В это время сверкнула молния и послышался сильный удар грома.

Выяснить об истории происхождения слов российского языка есть возможность в последующих книжках:

  • Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь позабытых и тяжелых слов российского языка - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008.
  • Словарь включает около 7 тыщ устаревших слов и устойчивых выражений российского языка, встречающихся в текстах художественной литературы XVIII - начала XX века, которые в наши дни или утрачены, или переосмыслены и употребляются в активном лексическом припасе с новым значением. Словарь также содержит более 500 художественных иллюстраций, помогающих выяснить, как выглядели те либо другие исторические реалии, профессии, костюмчики и т. д. тех пор. В словарную статью заходит заголовочное слово либо выражение, грамматическая черта слов, их истолкование, фразеологические обороты, включающие заголовочное слово, цитаты из текстов художественной литературы, также историко-этимологический комментарий.

  • Темных П.Я. Историко-этимологический словарь современного российского языка: В 2 т. - М.: Российский язык-Медиа, 2008.
  • Словарь содержит разъяснение истории и происхождения 13 560 слов современного российского литературного языка. В словарной статье дается определение значения слова, указываются его производные и однокоренные слова, приводятся схожие образования в других славянских языках, а для взятых слов - языковые параллели в других языках. Указывается время возникновения слова в языке с иллюстрацией из монумента письменности соответственного периода. Выслеживается изменение значения слова, его фонетического вида, орфографии.

  • Казанский Б.В. В мире слов.
  • Узнаваемый филолог в пользующейся популярностью форме ведает, как появляется речь, как мы обучаемся говорить, каким количеством звуков обходимся, какие образы появляются в нашем сознании, когда мы произносим слова и фразы. Создатель разъясняет происхождение слов, при всем этом его толкования оригинальны и юмористичны.

  • Словарь устаревших слов (изд.: Авалонъ).
  • Словарь содержит около 3500 слов, избранных в основном из художественных произведений, исторических трудов и документов, критичных статей и журнальных публикаций, узревших свет в XVII-XIX веках и начале XX века.

  • Колесов В.В. История российского языка в рассказах (изд.: Авалонъ).
  • Создатель в интересной форме ведает о том, как развивался российский язык. Приводится история отдельных слов, образных выражений и неких грамматических конструкций.

  • Лейчик В.М. Люди и слова: Как появляются и живут слова в российском языке.
  • Книжка посвящена словам и выражениям российского языка, с помощью которых именуют предметы и явления современной жизни. Рассмотрены новые методы сотворения и присвоения заглавий, в том числе в новых разновидностях языка - языках СМИ, рекламы, Интернета и других средств фиксации и передачи языковой материала, в том числе средств мобильной связи.

  • Шелякин М.А. Пояснительный словарь непроверяемых орфограмм российского языка - (изд.: Флинта) .
  • В словаре объясняются классические нормативные написания российских орфограмм, не подчиняющиеся никаким правилам. Читатель знакомится с надлежащими историческими процессами в российском языке, определившими возникновение непроверяемых орфограмм. Словарь разъясняет выше 6000 непроверяемых орфограмм российского языка.

  • Норман Б.Ю. Игра на гранях языка.
  • Книжка Б.Ю. Нормана, известного языковеда, ведает о том, что язык служит не только лишь для людского общения, передачи материала, самовыражения личности, да и для многого другого: он веселит, смешит, поражает, восхищает… Идет речь о различных разновидностях языковой игры, понимаемой очень обширно. Творцом тут оказывается обыденный человек, а объектом наблюдения и размышления - словесные шуточки, анекдоты, каламбуры, общее поэтическое творчество и т.п., прямо до речевого кривляния и балагурства. В книжке приводится также обеспеченный материал из российской художественной литературы и фольклора, в том числе современного. Завершает книжку юмористический «Этимологический словарь», удостоенный в свое время премии 16-й странички «Литературной газеты» и вызвавший целую лавину подражаний. Это на нынешний день более полный (более 2000 слов) список шутливых словотолкований , у каких, как оказалось, есть и полностью суровый научный нюанс.

  • Сомов В.П. Словарь редчайших и позабытых слов (изд.: ВЛАДОС, 1996)
  • Лексический состав словаря - архаизмы, варваризмы, экзотизмы, поэтизмы, диалектизмы, также проф и терминологическая лексика, отражающая своеобразие жизни Рф XVIII - начала XX века. Кроме редчайших слов, словарь включает и редчайшие выражения. Задачки словаря - снять лексические трудности, которые появляются при чтении произведений российских классиков от Александра Сумарокова до Александра Блока; расширить и углубить языковую и историко-культурную компетенцию современного читателя, любителя вдумчивого чтения. Особо увлекателен словарь тем, кто неравнодушен к истории Отечества. Для их он удачный источник сведений о российской старине.

  • Иванов В.В., Потиха 3.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.
  • Из истории российских слов. - М.: Школа-пресс, 1993.
  • Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1986.
  • Успенский Л.В. Слово о словах. - Л.: Детская литература, 1982.
  • Успенский Л.В. Имя обители твоего. - Л.: Детская литература,1979.
  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы.
  • Волина В.В. Этимологический словарь. - СПб: Зенит, 2000.
  • Постникова И.И. Просто и занятно о российском языке. - М.: Просвещение, 2006.
  • Вартаньян Э. Путешествие в слово. - Л.: Детская литература, 1982.
  • Вартаньян Э. История с географией, либо Жизнь и приключения географических заглавий. - Л.: Детская литература, 1982.
  • Дополнительно на сайт:

  • Какие этимологические словари российского языка есть в Интернете?
  • Где в Интернете отыскать этимологический словарь Крылова?
  • Перечень книжек с заданиями олимпиад по русскому языку

    Перечень книжек по истории происхождения слов российского языка

    Перечень книжек для детского чтения от 14 до 16 лет

    Перечень книжек для детского чтения от 11 до 14 лет

  • Перечень книжек для детского чтения от 6 до 10 лет