Скачать минута здоровья зеленая аптека. Зеленая аптека для детей беседа

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленая аптека (слайд 1)

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Слайд 2.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы, чтобы и вы не безразлично топтали луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Слайд 3.

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.

Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.

Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Сама холодна, а людей жжёт.

Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Слайд 4.

Ромашка аптечная.

Как будто солнца луч пророс,

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки. (А.Марков)

Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.

На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.

Лекарственные свойства.

Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.

В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.

Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.

Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.

Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки

Стоит солнышко на ножке.

Середка желтая,

Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,

Серединка желтый мех!

Что за глупые замашки,

Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Слайд 5.

Подорожник большой.

(семижильник, порезник, попутник, ранник)

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.

Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.

В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.

Лекарственные свойства.

В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах.

Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.

В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.

Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги

Ты целебною силой своею помог.

Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,

Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.

Его бьют сапогом, его бьют каблуком,

Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Слайд 6.

Малина обыкновенная.

В России всегда любили смородину и землянику, но малина – ягода особенная. По подсчётам ботаников, она занимает у нас третье место по популярности, но вообще-то малина вне конкуренции: она удивительно вкусна, аромат её тоньше и нежнее, чем у многих других ягод, а лечебные свойства издавна известны каждому русскому.

Кто из нас хотя бы раз не «спасался» от простуды чаем с малиновым вареньем? Наверное, в России таких людей просто нет.

Малина – ягода древняя - о ней знали ещё до нашей эры: греки и римляне считали её очень ценной, и умели готовить с нею разные изысканные лакомства.

Лекарственные свойства.

С лекарственной целью применяют плоды малины. Малина ещё с древних времён считается целебным средством. Сушеные плоды ее употреблялись при заболеваниях лихорадкой, а цветы в виде настойки служили противоядием от укуса змей и скорпионов.

В настоящее время сушеная малина применяется при простудных заболеваниях, как потогонное средство. Из свежей малины варят сироп, часто прописываемый в микстурах для улучшения вкуса лекарств.

Малину любят взрослые и дети,

В лесах ее едят даже медведи.

Наверняка еще есть тот, кто ее ест,

Ведь в ней, полезных свойств даже не счесть,

Она поможет справиться с простудой,

А может стать добавкой вкусной к блюду,

Малину я за это и люблю,

Спасибо! Ей за помощь говорю.

Слайд 7.

Кипрей узколистный (Иван-чай).

Русский чай, иван-чай или копорский чай – напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья кипрея, и такой чай был в большом почете.

Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали. «… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких находиться. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном». А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел с водой, отвар получился приятный ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси Иван-чай заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, така как Иван-чай в больших количествах вывозили за границу. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны, где он был так же знаменит, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей Иван-чай называли РУССКИМ ЧАЕМ…

Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой Иван-чай, чтобы пить самим и в качестве подарков в иноземных портах.

Кипрей использовался полностью: из молодых побегов делали салаты, корни ели в свежем виде, из сушёных – делали муку. Пух, появляющийся после цветения этого растения, использовали для набивания подушек. Кипрей – отличный медонос, из его нектара производятся особый кипрейный мёд, высококачественная пыльца. Из стеблей кипрея получается волокно, а из соцветий и листьев и сейчас делают чай.

Лекарственные свойства

Иван-Чай – чудодейственное народное средство для профилактики многих заболеваний.

Показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях; дисбактериозах, язвенной болезни, гастритах;

Регулирует функции печени, почек, селезенки (помогает при камнях);

Улучшает состав крови, полезен при малокровии и атеросклерозе;

Успокаивает при возбуждении, бессоннице, нервных заболеваниях;

Устраняет головную боль и нормализует давление;

Повышает работоспособность, восстанавливает силы при истощении;

Повышает иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям;

Уменьшает интоксикацию организма: снимает пищевые отравления;

Способствует профилактике кариеса;

Укрепляет корни волос;

Витамина С в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне;

Татьяна Пороскова.

Кипрей цветёт, вершинками качая,

А тонкий аромат его не уловим.

И розово-лиловые макушки иван-чая,

Как свечи, плавают вдали…

Я соберу цветов кипрея,

Зимой студёной положу их в чай.

Подумаю о лете, не жалея.

Подумаю, как будто невзначай…

Душистый чай пахнёт в лицо кипреем,

Прошедшим летом, свежею травой…

И мир покажется чуть-чуть добрее,

Оксана Чекман

"Зеленая аптека " в "Сказке". Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным» .

Программные задачи :

Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах .

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать любознательность, наблюдательность.

Предварительная работа :

Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях .

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах .

Беседы о пользе лекарственных растений и ягод .

Словарная работа : одуванчик, ромашка, подорожник, календула.

Оборудование : иллюстрации растений : подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод .

Ход занятия

В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами .

Игра «Зеленая аптека »

(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод )

Вы пришли в зеленую аптеку . Чтобы купить растение , нужно про него обязательно узнать.

(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором ).

1. Вот это лекарственное растение , которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)

2. Если случится нам простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)

3. Вот это корень растения , от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик) .

4. Растение , которое поможет от кашля (мать-и-мачеха) .

5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.

Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.

В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.

Дыхательные упражнения

В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода .

Загадка :

Ягодку сорвать легко ,

Ведь растет невысоко .

Под листочки загляни-ка,

Там созрела. (земляника)

В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода . По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.

Загадка :

Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)

В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.

Загадка :

В северных районах,

Ягода растёт ,

Средь зелёных кочек ,

Торфяных болот! (Клюква)

В. Клюква - одна из самых кислых ягод . Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды - маленькие , круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом . Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.

Загадка :

Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем ,

А сами кусточки - Не выше кочки. Брусника

В. Брусника - шаровидная ягода , вначале зеленовато-белая , к концу созревания - ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.

Брусника - широко распространённое растение . Растёт по всей лесной зоне , в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае - июне. Плоды созревают в конце августа - начале сентября.

В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды .

Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём» .

По чернику в лес пойдём,

В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)

Мы чернику наберём,

Наберём, наберём

(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)

Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)

А в лесу тропинка. (Приседают.)

Сладкая ты моя

Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка» .)

В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды , а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод ?

Ответы детей : (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Из земляники какое варенье?

Из земляники земляничное варенье и т. д.

Из земляники - Из черники - Из клюквы - Из брусники - Из рябины -

Дидактическая игра «Какой компот?» :

Из земляники какой компот?

Из земляники земляничный компот и т. д.

Из черники - Из клюквы - Из брусники -

Дидактическая игра «Исправь ошибки» :

Земляника растёт на дереве .

Черника растёт на грядке .

Брусника растёт на кусте .

Клюква растёт на рябине и т . д.

В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах . Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений .

Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях . Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.

Елена Перегудова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Задачи :

1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований) ; 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка :

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая

Кто она такая? (Ромашка)

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.

– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.

Милая ромашка, а чем ты полезна?

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)

Следующая загадка :

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки,

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.

Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)

А кто угадает это растение.

Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива)

Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.

Следующая загадка :

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.

А кто угадает это растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет- нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа .

А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.

(дети встают) .

Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.

(дети раскачивают поднятыми вверх руками) .

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.

(дети бегут в разные стороны и приседают) .

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

(дети встают) .

Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

Человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.

Сушить растения надо не на солнце, а в тени.

Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда» .

Послушайте правила игры : пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.

(проводится игра) .

А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.

Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку :

Хоть куст у него зеленый вас ранить готов ,

Там красные таблетки

Развешены на ветке,

И всем готовы помочь

От разных бед. (шиповник)

Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)

Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу .

0КОУ «Обоянская школа - интернат

Игра – путешествие

Подготовила: Лунева М.А.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
Задачи:
организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств; формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;
создать условия для развития логического мышления, памяти;
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.
Приёмы : объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
Средства обучения:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Зеленая аптека»;
- выставка книг «Лекарственные растения»;
- иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
- засушенные лекарственные растения;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
- бинокль и корзина (для сценки)

Ход занятия

Организационный момент
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук. И тысячи ладошек. (Лес.)
Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
А вот и наш друг Лесовичок, - хозяин леса.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
- Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
- Не ломай зеленые ветки и деревья;
- Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
- Не рви цветов в природе для букетов;
- Не забирай из лесу диких животных.
Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
Ну а теперь добро пожаловать в лес.
- Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три.

Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.
Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)
А можно лес назвать зеленой аптекой? .
(В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать. И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.
1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит.
Кто это? (Крапива.)
Рассказывают заранее подготовленные дети:
Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
Лесная поляна
Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
2. Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)
Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Лесная поляна
А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
3. Каждый лист
Разбит на дольки
Посчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)
Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
Запомните название этого растения.
Лесная поляна с ягодами
4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)
Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» - объясните, как вы ее понимаете?
Физкультминутка. Землянику ищем
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)
Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
Лесная поляна
Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
Маша и Витя идут по лесу.
Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
Витя: - Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
Говорят о нем в народе
Добрые слова
Тебе поможет подорожник
Скромная трава.
Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
А почему его называют подорожником?
А почему подорожник растет у дороги?
Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.
Педагог. Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
Коллективная работа.
Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения, выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
Задание 2. Игра «Найди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.
(Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник . Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) (Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.) (Подорожник. Это растение растет около тропинок. Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)(Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток. В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).
(Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.) Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
И сегодня мы, друзья
Изучили их не зря.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
Подведение итогов.
Закончи предложение:
Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
Почему душица получила такое название? (из-за душистого аромата)
Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
Рефлексия.
Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.