Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения.

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.


Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Цель урока : повторить и закрепить изученные синтаксические признаки простого предложения, правила постановки знаков препинания в простом предложении. Научить учащихся выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Цели для ученика:

    Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными членами, обращениями, вводными словами.

    Знать: все определения основных понятий по теме.

Цели для учителя:

    Повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Закрепить и скорректировать знания по разделу, умения расставлять знаки препинания.

    Воспитывать культуру учебной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация», формировать навык правильно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Развивающие: развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, личностные качества: уверенность в себе, смекалку, фантазию, коллективизм.

Метапредметные:

Познавательные УУД : уметь самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, прогнозирование, контроль, оценку и коррекцию.

Коммуникативные УУД : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, уметь выражать свои мысли.

Личностные УУД : проявлять ответственность, уважение к коллективу, умение работать в группе, умение оценивать ответы своих одноклассников, повышать самооценку.

Планируемый результат: умение безошибочно выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения, анализировать текст.

Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Опорные понятия, термины: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение, текст, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора.

Методы : поисково- исследовательские, игровые

Формы : индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.

Ход урока

    Оргмомент

Приветствие. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ну что ж, приступаем, для начала я попрошу вас нарисовать смайлик своего настроения.

Теперь давайте разгадаем, что у нас зашифровано на доске?! «Перепутанные логические цепочки». Молодцы!

    Этап целеполагания

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём?

Какие красавцы! всегда и везде

На суше рождаются, а живут на воде?

Ходит город-великан

На работу в океан

Мы отправляемся с вами в плавание на корабле «Пятёрочка».

А как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в плавание?

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания.

    Обобщение по теме

Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Но просто так поднять его не удастся, нам нужно размяться! Итак,

Синтаксическая зарядка. Задание: «толстый» и «тонкий» вопрос.

Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы противоположной команде (3-4 вопроса на основные понятия раздела).

2.Ну, а теперь в путь!

3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний, искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст.

4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание (на быстроту!):

Третий лишний

1. Определение, дополнение, подлежащее.

2. Наверное, конечно, разумеется.

3. Повествовательное, побудительное, восклицательное.

4. Односоставное, сложное, двусоставное.

Итак, мы пришвартовались!

    5. Теперь нам нужно подняться на гору «Словосочетаний» (но для этого давайте разомнемся)

Физкультминутка

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно. (Руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево.)

Головой теперь вращаем

Вправо-влево, а потом, (Вращение головой вправо и влево.)

Три-четыре, приседаем,

Наши ножки разомнём. (Приседания.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ну вот, размялись, теперь будем подниматься на гору!

Каждый из вас получил карточки с заданием (работа с перфокартами)

Задание: запишите словосочетания, распределяя их в три группы:

Сильный ливень, побежали к дому, в зарослях ягод, отдыхали у бабушки, желтые листья, побелка кабинета, решительно сел, пел громко, уборка урожая, тихо гудел, широкий пруд.

    Перед нами озеро Предложений, давайте искупаемся в нем!

Выполнение упражнения 228.

    Восхождение на гору Словосочетаний было, в озере Предложений искупались, осталось посетить город Текст.

Вновь обращаемся к карточкам и ищем задание под названием Город Текст. Ваша задача прочитать, определить тему текста, тип речи и выполнить пунктуационный разбор предложений

    Домашнее задание: повторить порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; упр.227, 231

    Итог урока .

Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги.

1.Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

Сегодня я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно…

2.Нарисуйте смайлик своего настроения. Изменилось ли оно?

3. Выставление оценок.

Резерв: проверка домашнего задания.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений Урок обобщения и закрепления знаний Урок обобщения и закрепления знаний Комлева Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ Воздвиженская ООШ




Воспитательные и образовательные задачи Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; закрепить навык постановки знаков препинания в ССП; Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитывать чувство дружбы.


Формирование компетенций учащихся регулятивной через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию познавательной через преобразование информации: текст- схема.


Учащиеся знают основные понятия темы. определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. преобразовывают информацию: предложение-схема. формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее. Планируемый результат




Предполагаемые вопросы Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП? С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП? Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части? Какие знаки препинания ставятся в ССП? Составление вопросов по параграфам учебника




Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире




Зад. Задание Правильность выполнения 1 Прочитайте предложения. Выберите из них сложносочиненное Составьте схему предложения, выделив союз. 3 Определите и напишите вид ССП по союзу, который соединяет части ССП. 4 Определите значение, которое передает ССП. 5 Выделите в ССП грамматические основы. Итого Лист контроля


Предложения для анализа 1 группа 1. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 2. Каждый поэт всегда задумывается о своем « святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. 3. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово. 4. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. 5. Знойные сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы.


Предложения для анализа 2 группа. 1. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. 2. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. 3. Травы скашивают ранним утром, пока еще не уронили росы, пока они нежатся в ее прохладе под дремотной сладкой тяжестью. 4. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперед с трудом. 5. Тропа выровнялась, пробежала вперед, миновала последний лужок и привела караван к крутому обрыву.


Предложения для анализа 3 группа 1. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком. 2. Чтобы не были души пусты, чтобы огонь не унес красоты, чтобы реки текли, чтобы вишни цвели, мы в ответе с тобой за простор всей земли. 3. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он - нас. 4. Подул ветер, пахнувший полынью и пшеничной соломой, раскачивал на меже высокие репейники. 5. Печален я: со мною друга нет.


Полученный текст о дружбе. Жизнь человеку дается один раз, и у всех нас разная судьба. Каждый хочет иметь надежного друга, но не всегда мы находим таких людей рядом. Обретя хорошего друга, мы стараемся не терять его, а он, наверное, нас. Испытывая трудности, мы помогаем друг другу, и никто не забывает об этом. С другом жизнь становится прекрасной для каждого из нас, и уже по-другому воспринимаются неприятности.

Метапредметные :

Личностные:

Словарь урока:

Ресурсы урока :

  • учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
  • рабочие листы для учащихся;
  • средства мультимедиа;

Дзгоева Лаура Владимировна, 09.11.2017

773 52

Содержимое разработки

Конспект урока

русского языка в 5 классе

«Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Дзгоева Л.В.

2017 г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (образовательные):

    обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;

    знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;

    формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;

    наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

    развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.

Метапредметные :

    формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;

    формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Личностные:

    формирование духовно-нравственных качеств личности;

    поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Словарь урока: синтаксический и пунктуационный разбор.

Ресурсы урока :

    учебник - «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

    рабочие листы для учащихся;

    карточки для групповой работы;

    средства мультимедиа;

    фонограмма музыкального произведения.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок русского языка. (Слайд 1)

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите, какой сегодня солнечный, осенний день. Какое радостное настроение он создает!

А у вас какое сегодня настроение? Покажите с помощью карточек: если у вас хорошее настроение - поднимите карточку зелёного цвета, а если плохое – то карточку красного цвета.

Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Итак, что вы ожидаете от урока?

(Будет интересно! Узнаю что-то новое! Расширится мой кругозор!)

А для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей!

Ученики наблюдают природу за окном.

Работают с сигнальными карточками.

Слушают учителя, вступают в диалог.

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания:

Прочитайте выразительно текст упражнения.

Какова главная мысль текста?

Укажите в тексте однородные члены предложения. Какими частями речи они выражены?

- Обобщите:

Что такое однородные члены?

Все ли члены предложения могут быть однородными?

Какими частями речи они могут быть выражены?

Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах?

Повторение терминов. Ромашка «Продолжи предложение!»

А сейчас мы с вами немножко погадаем на ромашке «знаешь – не знаешь». Мы вспомним те определения, которые пригодятся нам в дальнейшей работе.

Дополнение – это…

Определение – это…

Обстоятельство – это…

Подлежащее – это…

Сказуемое – это…

Обращение – это…

Читают выразительно текст.

Выполняют задания.

Самоконтроль и коррекция

Формулируют правила, обосновывают свой ответ.

Целеполагание и планирование.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2

Работа в парах.

Обратите внимание, перед вами лежат несколько полосок. Расположите их так, чтобы получилось предложение.

Это и есть тема нашего урока.

Запишите в тетради тему урока.

(Слайд 3)

- Вспомните, что такое синтаксис, пунктуация? Проверь себя по рабочему листу.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

Цели урока:

1)познакомиться с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;

2) научиться выполнять разборы;

3) уметь различать разборы;

4)повторить изученные орфограммы.

В тетради на полях поставьте +, если вы легко справились с этой задачей; -, если вы не справились; ?, если были трудности.

Формулируют тему урока, сверяют с образцом. Ученики совершенствуют навыки работы в паре.

Анализ языкового материала,

Выстраивают цели урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока.

Самооценка и рефлексия.

Открытие нового знания

Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вспомните, что вы знаете о предложении.

Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? Слайд 4

Какие виды предложений по эмоциональной окраске вы знаете?

Слайд 5

На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? Слайд6

Чем может быть осложнено простое предложение? Слайд 7

Словарная работа: Слайд 4-7

повествовательное

вопросительное

побудительное

восклицательное

невосклицательное

распространённое

нераспространённое.

Запишите эти слова и проверьте их написание.

Какие пункты, по-вашему, должен включать синтаксический разбор? (Обсуждение и вывод)

Сверим выводы с материалами учебника на стр. 104

Рассмотрим образцы синтаксического разбора в учебнике на стр. 104.

Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое?

Первичное закрепление.

Перед вами рабочие листы. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы. Работа по цепочке.

- Поменяйтесь рабочими листами проверьте друг у друга схемы предложений.

А теперь запишите предложение в тетради и выполните письменный синтаксический разбор предложения.

Поздней осенью птицы улетают на юг.

Минута релаксации.

Слайд 8

Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

Самонаблюдение на стр.105-106

Какие знаки называются разделительными?

Какие знаки могут использоваться в роли знаков завершения?

Почему выделительные знаки так называются?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Самоконтроль и коррекция.

Наблюдение в учебнике.

Анализ материала.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Формирование навыка выполнения синтаксического разбора простого предложения, составления схем, построения логических рассуждений.

Ученики осваивают навыки релаксации

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Включение нового знания в систему знаний

Упр. 230 –выполнить устный пунктуационный разбор предложений.

Работа с толковым словарём: предтечи.

Упр. 228- комментированное письмо – письменный синтаксический разбор предложений.

Работа с текстом (Рабочий лист)

Озаглавьте его.

Выполните разборы предложений.

Групповая работа

Внимательно рассмотрите разборы. Определите, где синтаксический, а где пунктуационный разбор. Как вы определили? Поставьте «+», если вы справились с заданием. Поставьте

« - », если вы не справились с заданием. Поставьте «? », если вы затруднялись.

Работа в паре. Раздаются карточки.

Разделитесь на пары.

Найди ошибки в синтаксическом разборе. Исправьте их.

Формирование навыка выполнения пунктуационного и синтаксического разбора простого предложения.

Ученики совершенствуют навыки работы в группе, с текстом.

Построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

Ученики совершенствуют навыки групповой работы и работы в паре.

Рефлексия и оценивание

Удалось ли вам достигнуть целей урока?

Чему научились на уроке?

Выберите уровень оценивания своих знаний и умений

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

Анализ собственной учебной деятельности и самооценки.

Домашнее задание

П. 44, 45 упр.231; Р.Т.задание 53 стр. 29-30

Рабочий лист

Ф.И._______________________________________________________

1 . Проверь себя!

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

2. Выполните устный синтаксический разбор простого предложения, составьте схемы .

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Распрощался на стоянке с пассажирами вагон.

Мы идём за ним по шпалам и сворачиваем в лес.

3. Работа с текстом

Вставьте пропущенные буквы и объясните написание.

Прочитайте выразительно текст.

Озаглавьте его.

Выполните устные разборы предложений.

С сер..дины лета до поз..ней осени в л..сах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, в сосновых борах растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом л..су могут встретит..ся сыроежки. Большими сем..ями селят..ся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между мол..дыми соснами и елями, забирают..ся под сухие опавшие лист..я. Надо нагнут..ся и поискать их в сухой траве.

У ровн и оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий.

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

Материалы для групповой работы

Наступила золотая осень.

Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.

В прибрежных камышах зашевелились утки и гуси.

Материалы для работы в парах

Узкая дорожка привела нас к речке.

Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое.

Вы любите осеннюю природу?

Предложение повествовательное, невосклицательное, нераспространённое.

Урок, завершающий тему "Однородные члены предложения", в процессе которого обобщаются знания об однородных членах и знаках препинания при них. Учащиеся знакомятся с порядком синтаксического разбора таких предложений, учатся производить устный и письменный разбор. Занятие направлено на развитие пунктуационной зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8А классе.

Тема урока: Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Цели урока :

1) обобщить знания учащихся об однородных членах, знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом и без него;

2) познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;

3) научить производить устный и письменный разбор указанных предложений;

4) развивать пунктуационную зоркость;

5) развивать познавательную активность учащихся;

6) повысить мотивацию учебной деятельности через использование ИКТ;


7) воспитывать любовь и уважение к русскому языку и родному краю.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал по теме «Однородные члены» и научимся производить синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

2. Опрос.

1) Давайте вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, вводными и вставными конструкциями и обращениями).

2) Какие члены предложения называются однородными?

3) Все ли члены предложения могут быть однородными?

4) Как связываются однородные члены в предложении? (Перечислительной интонацией и сочинительными союзами или только интонацией).

5) Какова пунктуация в предложениях с однородными членами?

6) Какие слова называются обобщающими? Какие знаки препинания могут встретиться в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

Проверка домашнего задания – упр.273 (зачитывание предложений из учебников с обобщающими словами при однородных членах)

3. Задание «Найдите соответствия» (Работа в парах )

Подберите соответствия. Какие предложения соответствуют данным схемам? Знаки препинания не расставлены.

(Слайд 2)

Работа с предложениями (распечатка раздается каждой паре учеников)

  1. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Белинский.)
  2. От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры.(Я.Смеляков.)
  3. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К.Симонов.)
  4. Аист то улетал на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г.Скребицкий.)
  5. Белая куропатка отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.)
  6. И солнце и зеленые травы и запахи сероватого утра и реки все Сергею было родное до слез родное. (И.Акулов.)
  7. Но теперь в начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто голубым снегом.(Г.Скребицкий.)

После выполнения самопроверка по образцу (Слайд 3)

4. Работа с текстом.

(1) Казань – столица Татарстана. (2)Этот город насчитывает тысячелетнюю историю и является одним из самых крупных, развитых и известных городов России.(3) Ежегодно его посещают тысячи туристов. (4)Их привлекает в нашем городе все: и богатая история, и красивая архитектура, и интересные люди. (5)Казанский Кремль и башня Сююмбике, мечети и церкви, красивые парки и скверы, фонтаны и памятники – ничто не оставляет равнодушными посетителей нашего любимого города.

(6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени: Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные соревнования по хоккею, и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь. (7)Не за горами и другое важное мероприятие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.

(9)Люди, живущие в Казани, выступают за здоровый образ жизни, культуру и спорт. (10)Пусть наш город ждет светлое будущее и процветание!

- Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания.

- Подчеркните в предложениях однородные члены.

- Какова тема и основная мысль этого текста? (Тема – город Казань. Основная мысль – любовь к родному городу и гордость за него).

- Назовите предложения, в которых есть обобщающие слова при однородных членах. Составьте схемы этих предложений. (4,5,6). Объясните расстановку знаков препинания.

- Одинаково ли условие постановки тире в 5,6 предложениях и в предложении 1? (Нет, в первом предложении тире между подлежащим и сказуемым).

- Запишите предложение :

Ни строители города, ни спортсмены, ни ученые никогда не уйдут из благодарной памяти жителей Казани.

- Нужно ли ставить в этом предложении тире? Обоснуйте свою точку зрения. (Нет, не нужно. Здесь нет обобщающего слова. И однородные члены, и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения, а здесь однородные подлежащие и обстоятельство времени).

- Запишите свое предложение о нашем городе с однородными членами.

5. Физкультминутка для глаз.

5. Новый материал. Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Вспомните порядок разбора и характеристику простого предложения.

(Слайд 4)

Ознакомьтесь с содержанием параграфа 45 учебника. (Самостоятельная работа).

6. Закрепление.

1. Упр.276.

В это время несколько учеников (одаренные) разбирают другое предложение.

Холмистые поля долины речек еловые леса с запутанными тропами и милые березовые рощи как бы приглашающие к себе в гости навсегда останутся в душе русского человека.

2. Правильно ли разобрано предложение и составлена схема? (На обратной стороне доски)

Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей и жизнь иную. (Повеств., невоскл.,простое, двусост., распр., осложнено одн. дополнениями).

[ и О, и О, и О, и О, и О].

(Нет, неправильно. Перед последним союзом И запятая не нужна, так как здесь два ряда однородных дополнений).

[ и О, и О, и О, и О О и О].

3. Важно не только умение самим правильно расставлять знаки препинания, но и умение видеть пунктуационные ошибки.

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания. Во всех ли предложениях они допущены? (Слайд 6)

Резерв: самостоятельная работа (тест – нахождение предложений с пунктуационными ошибками)

7. Рефлексия.

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока. Чему вы научились сегодня? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 (слайд 7)

Характеристика простого предложения По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). По эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). По количеству грамматических основ (простое, сложное).

4. По составу грамматической основы (двусоставное, односоставное). 5. По наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное). 6. По наличию осложнений (осложнено …., неосложненное). 7. По наличию всех членов предложения, достаточных для понимания (полные, неполные).

Сравните по образцу Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идет, Мертвые листья срывает и весело В бешеной пляске несет. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено одн. сказуемыми, полное). [ О, О, О и О ].

Найдите ошибки в расстановке знаков препинания при однородных членах По горам, по долам, и в белый день, и по ночам наш витязь едет непрестанно. Хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей, или на отдыхе. А дождь так и сыплет, так и сечет все чаще, и чаще, и дробит кровли, и окна сильней и сильней. Уже не стало видно: ни земли, ни деревьев, ни неба. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта, так и начинающим.

Домашнее задание: параграф 45, упр.277 Благодарю за работу!

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [О и О, О и О, О и О - ].

Придумайте и запишите предложения, соответствующие данной схеме: [ : О, О и О, О и О – … ].