Сценарий викторины "моя россия-моя страна". конкурс: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цель.

Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям; прививать чувство любви и патриотизма.

Задачи.

Расширять представление детей о символах государства, округа. Закреплять знания об особенностях растительного и животного мира Ямала. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас. Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Оборудование: портативная доска, мольберты, столы, компьютер.

Материал: слайдовая презентация, фотографии достопримечательностей округа, города, оценочное табло.

Предварительная работа : беседы, знакомство с государственными символами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Мы рады Вас приветствовать на интеллектуальной игре «О Родине – мы знаем все». В ней принимают участие две команды: «Якорек» и «Флажок».

Поприветствуем наших участников.

Правила нашей игры.

Командам по очереди будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда будет получать символическую награду-значок. Если команда не знает ответ, вопрос переходит другой команде.

Для оценивания конкурсов нам надо выбрать жюри.

Представление жюри.

Жеребьевка.

Ведущий:

Капитаны, подойдите,

Что вы видите, скажите. (значок)

Ведущий прячет за спиной значок. (Капитаны должны отгадать, в какой руке значок. Отгадавшая команда выступает первой.)

Разминка.

Ведущий:

Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – Матушка).

Народ придумал много пословиц и поговорок о России.

Вспомните и назовите знакомые пословицы и поговорки о Родине.

Например:

1. Родина любимая – мать родная.

2. Человек без Родины, что человек без песни.

3. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

I тур.

1. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг, гимн)

2. Какой основной цвет герба России? (красный) (видео ответ)

Видео вопросы:

3. Какая птица изображена на гербе России? (орел , коршун, гриф, беркут)

4. Кто изображен на гербе России? (Суворов, Кутузов, Георгий Победоносец , Ленин.)

Конкурс капитанов.

1. Расположите цвета флага России в правильном порядке снизу вверх.

(красный, синий, белый) (видео ответ)

Ведущий:

Родину мы называем матерью, потому что она вскарминала нас своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает, бережет нас от врагов. «Родина и мама - очень похожи», есть такая песня.

Музыкальная пауза «Мама и Родина»

II тур.

1. В каком округе мы живем? (ЯНАО, ХМАО, Чукотский АО, Коми – Пермейский Округ) (Нашему округу в этом году исполняется 81 год)

2. Какие северные города находятся в нашем ЯНА Округе? (Салехард, Лабытнанги, Приуральск, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Муравленко, Пуровск, Красноселькупск, Тазовск).

3. Назовите столицу ЯНАО. (Салехард)

4. Как в старину назывался Салехард? (Обдорск , Красногорск, Приморск, Пятигорск)

III тур.

1. Какие коренные северные народы населяют ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)

2. Назовите основные занятия коренных народов Севера (скот, оленеводство, рыбная ловля.)

Видео вопросы:

3. Какие хищные животные украшают герб Ямала (лисы, волки, медведи , песцы)

4. Какое главное богатсво нашего края? (золото, нефть, уголь, изумруды)

Подвижная игра «Ручейки и озера»

IV тур.

Видео вопросы:

1. Как называется женская одежда коренных народов Ямала? (сарафан, ягушка , кимоно)

2. Как называется мужская одежда коренных народов Ямала? (малица , тулуп, ватник)

3. Как называется легко перевозимое жилище коренных народов Ямала? (дом, изба, чум , юрта)

4. Как называются легкие сани коренных народов Севера для перевозки грузов? (тележка, повозка, нарты , кибитка)

Музыкальная игра «Кто скорее построит чум?»

V тур.

Видео вопросы:

1. Назовите самое продолжительное время года на Севере (зима)

2. У какого хвойного дерева самые питательные орехи? (сосна, пихта, кедр, ель)

3. Назовите птицу, которая меняет свое оперенье к зиме (сова, куропатка , глухарь, рябчик)

4. Какая ягода растет на болоте? (земляника, малина, клюква , клубника)

Подсчет очков.

Награждение.

Использованная литература:

  1. Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В., Степанова Г.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера. Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003.
  2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  4. Кулемизин В. М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.

Конспект игры-викторины для детей 6-7 лет по теме: «Путешествие в страну знаний о России»

Федорова Татьяна Александровна, воспитатель МДОУ «Детский сад р.п. Соколовый», Саратовского района, Саратовской области

Описание материала: Предлагаю конспект игры-викторины для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в страну знаний о России». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группе. Этот конспект направлен на обобщение и систематизирование знаний детей о России.

Конспект игры-викторины в подготовительной группе на тему: «Путешествие в «Страну знаний о России»

Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие».
Цель: Формирование патриотических чувств.
Программные задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам.
2. Закрепить знания детей о крупных российских городах и реках, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов.
3. Воспитать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Словарная работа
Обогащения словаря: Государственные символы (флаг, герб, гимн), доблесть, честь, Русь.
Активизация словаря: Родина, россияне, гражданин.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о Родине. Пословиц, поговорок, дидактическая игра «Белый – синий - красный», слушание песен о Родине, подбор материала в познавательный центр.
Материалы и оборудование: Столы на две команды, флаг и герб команд «Василек» и «Ромашка». Изображение гербов различных государств, разрезанные картинки достопримечательностей Москвы, кроссворд, клей – карандаши, сундучок, народные промыслы (хохлома, гжель, дымка), мульти медийная установка, видео презентация.

Ход игры – викторины
Под музыку входят две команды, встают друг напротив друга.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”.

(хором): Да!

Ведущий: Тогда, берите с собой свои знания и вперед.
Дети читают стихотворение.
1. Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2. Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы.
3. Перезвон веселый колокольчиков
Слышится в журчании ручья
И на ранней зорьке у околицы
Раздаются трели соловья.
4. А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота!!!

Ведущий: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.
(Ведущий представляет жюри.)

Правила игры
На вопросы отвечает четко и ясно, та команда, которой дано слово. Не выкрикивать, не перебивать.
Команда «Василек» и команда «Ромашка», поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:
Василек – цветок России,
Он как небо, синий - синий.
Любит русская душа
Васильковые глаза.

Команда «Ромашка»:
Мы – ромашковое поле,
Символ русского раздолья.
Но совсем не горячи
Ромашки белые лучи.

Ведущий: Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Россия – удивительно красивое имя.
Начнем викторину с разминки.
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
Наша страна называется - …
Граждане России называются - …
Столица Российского государства - …
Кто является главой российского государства - …
Что такое Родина - …
Санкт – Петербург основал - …
Самая известная река России - …
Из каких цветов состоит флаг - …
Зачем нужен флаг - …

Вопросы:
--назовите символы государства (герб, флаг, гимн)
--торжественная песня-символ государства (гимн)
--наука, изучающая государственную символику (геральдика)
--что означает слово «флаг» (сжигать, озарять, гореть)
--назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения (белый, синий, красный)
--как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге (горизонтально)
--чьим символом является Андреевский флаг (Военно-морского флота)
--кто дал Военно-морскому флоту Андреевский флаг (Петр 1 в 1705 году)
--куда смотрит двуглавый Орел на гербе России (на Запад и Восток)
--каким был флаг СССР (красного цвета с изображением серпа и молота)
--что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца (подчеркивает роль Москвы, как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской)
--кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма

(Верховной властью страны)
--кто в России утверждает флаг(Государственная дума и Президент)
--что означает потеря знамени во время боевых действий(ликвидация полка)
--какие бывают флаги (военные флаги-знамена, торговые)
--любимые цвета русского народа (красный, синий, белый)
--какое знамя стало Знаменем Вооруженных сил России (красное знамя)
--за несколько веков в своих когтях Орел держал разные символы власти, какие (крест, меч, державу, просто яблоко, Евангелие, пальмовую ветвь, молнии, скипетр)
Ведущий: - Молодцы, вижу, что вы готовы к игре.
Занимайте свои места.
Приближается весна, все оживает, распускается. А мы с вами оживим наш флаг яркими, солнечными цветами.
(У каждой команды в центре стола флаг с символом – цветок.)


Конкурс №1. Государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)
Что такое государственный гимн? (Ответы.)
Дети стоя слушают гимн России
Поговорим о гербе
1. Что изображено на Российском гербе? (Золотой двуглавый орел)
2. Очертание, какого старинного доспеха напоминает герб? (Щита)
3. Закончи определение: Щит – это вооружение древнего воина, предназначенное для…..(защиты)
4. Что вы знаете об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу. Орел – гордый, свободный…сильный, мудрый.



У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Практическое задание: Выбрать из гербов разных стран герб России.
Поговорим о флаге.
1.Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Белого, синего, красного)
2. Какое значение на Руси имел красный цвет? (На Руси все самое красивое называли красным: красна девица, красно солнышко, Красная площадь…)
3. Что символизирует белый цвет? (Благородство. Это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбива, она ни на кого не нападет)
4. Что символизирует синий цвет? (Честность. Это вера, верность, народ любит свою страну, защищает её, верен ей.)
Послушаем, что нам расскажет ребенок
А Флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Дидактическое упражнение. Из конструктора собрать флаг России
Подвижная игра “Соберись у стяга”
Ведущий: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая.
(Звучит музыка, капитаны групп встают в центр зала, держат в руках стяги своих групп. Дети бегают врассыпную, по сигналу ведущего смолкает музыка, капитаны меняются стягами и расходятся в разные стороны, дети должны подбежать, взяться за руки и встать вокруг капитана, держащего в руках стяг их группы. Игра повторяется 2-3 раза.)
Ведущий: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!
Конкурс №2. «Москва – столица нашей Родины»
Ведущий:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы..
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева;
Глаза не схватит улиц длинных…
Это – матушка МОСКВА…
В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица нашей родины? (Столица России – Москва.)
Вспомните, как звали основателя Москвы? (Юрий Долгорукий)
Почему говорят «Москва - сердце России»?
Как можно понять слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране?»
Кто такой Георгий Победоносец?
Почему он изображен на гербе Москвы?
Как называют людей, живущих в Москве?
Дидактическая игра «Достопримечательности Москвы»
Ведущий: А теперь предлагаю из пазлов собрать картину и отгадать какая достопримечательность столицы там изображена!
(Конверты с пазлами каждой команде)
Конкурс № 3. «Города России»
В России свыше тысячи городов, очень много сел, деревень. Оживим нашу карту.
Назовите и покажите крупные, российские города. Которые вы знаете?
(Команды поочередно выполняют задание.)
Конкурс № 4 «Пословицы и поговорки о России»
Ведущий: Россия – необыкновенная красивая страна. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о России.
Каждая команда по очереди заканчивает поговорку или пословицу о нашей Родине.
Родина любимая, (что мать родимая).
Жить –(Родине служить).
Береги землю родимую (как мать любимую).
На чужой сторонушке и (весна не красна).
Русское раздолье –(человеку приволье).
Герой за Родину (горой).
Человек без Родины – (что соловей без песни).
Нет ничего на свете краше, (чем Родина наша).
Родная сторона - мать, чужая- (мачеха)
Родина-мать, умей за нее (постоять)
Конкурс № 5. «Народные промыслы»
В России было много ремесел, все умел русский человек: превратить железо в изящную посуду, камень – в ожерелье и шкатулку, дерево – в игрушку и посуду, кость – в украшение. Слава о талантливых умельцах разлеталась по всему свету.
Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.Вот это волшебный сундучок прислала нам Бабушка – загадушка.
А что в нем, узнаете, когда отгадаете загадки.
Итак, отвечает команда «Василек».
Снежно белая посуда,
расскажи: ты откуда?
Видно с севера пришла
и цветами расцвела:
Голубыми, синими,
нежными, красивыми
(Гжель.)
Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, коза, мужик и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат.
(Богородская игрушка)
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пиона краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке,
На листе из жести.
Догадаться просто вам –
Это роспись…
(Жостово.)
Вопросы для команды «Ромашка»
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымк. Игр.)
А вот еще одна загадка.
Мастер сделал деревянную игрушку.
Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем.
(Матрешка.)
Дети отгадывают загадки, а из сундучка появляются отгадки.
Конкурс № 6. Кроссворд «Реки России»
От Якубовича нам пришла бандероль. Что там такое? Кроссворд! Попробуем отгадать, может и попадет на «Поле чудес».
По ключевому слову догадайтесь о чем кроссворд.
Правильно о реках России.
Куда несут воду реки России? (В моря океаны.)
1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, дворцов.
(Нева.)
2. Название реки одинаково с названием города.
(Москва – река.)
3. Эта река созвучна женскому имени
(Лена.)
4.Эта река течет в нашем городе
(Волга)
Ведущий: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о России” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны. УРА! МОЛОДЦЫ!
Ведущий: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:
Дети читают: Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия ты всего дороже.
У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня Россия ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!
Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”
(Звучит гимн России, все слушают стоя. Игра заканчивается.
Жюри подводит итоги викторины. Награждает победителей.
Все команды получают приз – конфеты фабрики «Россия».
Используемая литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008 г.
2. С чего начинается родина/ под ред. Кондрыкинской Л. А. М., 2003 г. Викторина ко Дню России для школьников «Что я знаю о России»

Празднованию Дня России посвящается

Цель: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны.
Задачи:
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 3 - 4 классов, посвящённую празднованию Дня России. Викторина будет полезна руководителям летних оздоровительных лагерей, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям.
Форма: викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, фонограммы песен о России.
Предварительная подготовка:
- беседы по истории и культурным традициям России;
- проведение творческого конкурса на тему Родины: стихотворения, рисунки;
- разучивание гимна России.

Ход викторины

Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, его тематику, делит учащихся на 2 команды, предлагает придумать командам название, озвучивает условия викторины (на ответ дается около 5 секунд, за каждый ответ начисляется 1 балл, побеждает та команда, которая набрала наибольшее число баллов). Итоги каждого конкурса жюри озвучивает, в конце подводится общий итог. Жюри представляется и может состоять из педагогов, вожатых и самих школьников.

Ведущий-ученик:
У меня есть Родина - Россия.
Это - счастье, это - жизнь моя,
Это - моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.
Это – шёлк лазоревого неба
И лесов немереная ширь.
Это – поле золотого хлеба
И народ мой – добрый богатырь.
Только - только ты встаёшь на ножки,
Ты в начале долгого пути,
Ты пойдёшь сначала по дорожке,
По дороге будешь ты идти.
Педагог: Да, действительно, наша страна в начале долгого пути, несмотря на то, что истории России много веков. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете (независимости) России, в которой было провозглашено главенство Конституции России и ее законов.
Важной вехой в укреплении российской государственности стало принятие нового названия страны – Российская Федерация (Россия), до этого, с 1922 года страна называлась СССР – Союз Советских Социалистических республик. Кстати, именно 12 июня помимо «независимости» Россия обрела и первого Президента уже в 1991 году состоялись первые в истории страны всенародные открытые выборы президента, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин. Именно он своим указом в 1994 году придал 12 июня государственное значение, а сам праздник получил название - День принятия декларации о государственном суверенитете России. Позже, для простоты, его стали называть День независимости, затем День России.
Давайте же мы с вами сегодня поиграем и проверим, много ли мы знаем о нашей Родине - России.
Ведущий-ученик: Объявляется 1-й конкурс «Разминка».
(
Представители команд вытаскивают карточки с номером вопроса и поочерёдно отвечают, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл). Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
5. Кто является главой нашего государства? (Президент)
6. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
7. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? (Герб)
8. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
9. Как называется главный закон государства? (Конституция)
10. Кто охраняет границы нашего государства? (Армия)
11. Какое дерево является символом России? (Берёза)
12. Как называется торжественная хвалебная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Ведущий-ученик: Объявляется 2-й конкурс «Знаешь ли ты гимн России?» (Командам поочерёдно, в порядке жеребьёвки, предлагается прочитать наизусть текст одного из куплетов гимна и припев - всего с припевом четверостиший- 4, каждому по 2. Если текст воспроизводится неточно, другая команда может поправить и получить дополнительный балл. После прочтения каждого куплета, его текст появляется на экране.) Педагог: Наша викторина, это, конечно, не тот торжественный случай, когда требуется исполнить гимн, однако, вы должны понимать, что слова гимна своей страны должен знать каждый гражданин. Мы все видели, как пели гимн наши спортсмены во время XXII Олимпийских игр в г. Сочи и гордились ими. Итак, начнём:

Ведущий-ученик: Объявляется 3-й конкурс «Умелый дизайнер»
(На столе лежит множество картинок, на тему нашей Родины: от государственной атрибутики, до народных промыслов, кулинарные русские блюда, пейзажи и т.п. Двум представителям, по одному от каждой команды нужно за 10 секунд отобрать понравившихся 5-10 изображений, вернуться к команде, обсудить будущий коллаж и выполнить его проект на магнитной доске. На выполнение работы отводится 3-4 минуты. Оценивается конкурс по 5-ти балльной шкале.) Примерные образцы коллажей: Православные храмы России

Родной край

Традиции народа бережно храним

Россия - Родина моя

Педагог: Во время выполнения коллажа прозвучит песня «Я люблю тебя, Россия»
музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам.

Много раз тебя пытали,
Быть России иль не быть,
Много раз в тебе пытались
Душу русскую убить,
Но нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать.
Ты мне - Родина родная,
Вольной волей дорога.


Ты добром своим и лаской,
Ты душой своей сильна.
Неразгаданная сказка,
Синеокая страна.
Я б в берёзовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет!

Педагог: Ребята, а кто может назвать исполнителя только что прозвучавшей песни о России? (ответы). Да, это великая русская певица, всегда воспевавшая нашу Родину, Людмила Зыкина. Вы подготовили проекты будущих коллажей, которые мы обязательно реализуем на бумаге в ближайшее время.
Ведущий-ученик: Объявляется 4-й конкурс «Повторение-мать учения» (Представители команд вытаскивают карточки и поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа, то отвечает другая команда и получает балл).

Вопросы:
1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? (Союз, объединение)
2. Самый главный город каждой страны? (Столица)
3. Общее название всякого населения страны? (Народ)
4. Человек, любящий свою родину? (Патриот)
5. На каком материке расположена Россия? (Евразия)
6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)
7. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)
8. Какие символы государства вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
9. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? (Герб)
10. Сколько цветов у российского флага, какие? (Три: белый, синий, красный)
11. Что обозначает белый цвет российского флага? (Белый цвет обозначает чистоту стремлений)
12. Что обозначает синий цвет российского флага? (Синий - волю к миру)
13. Что обозначает красный цвет российского флага? (Красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины)
14. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
15. Всенародное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства? (Референдум)
16. Когда отмечается День России? (12 июня)
Ведущий-ученик: Объявляется 5-й блиц-конкурс «Самый быстрый» (Задаётся вопрос. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Оценка-1 балл) Вопросы:
1. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)
2. Назовите столицу первого русского государства (Киев)
3. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)
4. Самое любимое угощение во время Масленицы (Блины)
5. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)
6. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)
7. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)
8. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)
Педагог: Ребята, а кто может ответить на вопрос с какого события начался этот праздник?
(Ответ: в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России).
А теперь жюри подводит итоги, а пока оно работает, не будем тратить времени даром.
Все мы знаем, как богат и красив наш родной русский язык. Простой народ придумал множество пословиц и поговорок - это народная мудрость.
Ведущий-ученик: Объявляется внеконкурсное задание «Пословица к слову молвится». (Вытаскиваются карточки из 2-х слов, по которым надо восстановить пословицу) Слова:
Мал-дорог (Мал золотник, да дорог)
Слово-дело (Судят не по словам, а по делам)
Время-час (Делу время - потехе час)
Труд-рыбка (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
Лес-щепки (Лес рубят-щепки летят)
Одежда-ум (По одёжке встречают, по уму провожают)
Родился-пригодился (Где родился, там и пригодился)
Педагог: Ребята, вы хорошо поработали, а теперь предоставляем слово жюри.
(Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам) Педагог: Спасибо всем за участие в нашей викторине. Надеюсь, что каждый из вас вырастет настоящим патриотом нашей великой Родины. В заключении позвольте закончить нашу викторину поэтическими строчками:
Люби цветы, леса, простор полей,
Всё, что зовётся Родиной твоей!

(Мероприятие закончено, участники расходятся по звуки песни «Россия-мы дети твои»)
Музыка В. Осошник, слова Н. Осошник

Викторина «Моя Родина – Россия»

Подготовила: Зобанова Л.В., учитель нач. классов ООШ №16

Цель: формирование у детей гордости, интереса, уважения к историческому прошлому нашей страны, бережного отношения к традициям своего народа.

Вступление .

Россия - это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира (17,1млн. кв. км.), а по количеству живущих здесь людей (144 млн. человек) – лишь седьмое место. В России проживают люди многих национальностей: татары, чуваши, хакасы, и другие народы. Столица нашей Родины - Москва.

Послушайте стихотворение Игоря Северянина.

Моя великая Россия,

священная моя страна!

Ее порывы снеговые,

Ее порывы огневые,

Ее мечты передовые,

Ее писатели живые,

Постигшие ее до дна!

Ее полеты голубые,

Ее наряды расписные,

И наше солнце и луна!

И соловьи ее ночные,

И тройки бешено – степные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И песни наши разрывные,

Такие русские, родные,

И рек безбрежных глубина.

Ты в этом вся, моя Россия,

Это стихотворение как нельзя подходит к теме нашего занятия « Моя Родина». Оно приурочено к празднику День России, который наша страна отмечает 12 июня. Этот праздник - один из самых молодых государственных праздников в стране. Начало движения за российский суверенитет приходится на 90-ые годы 20 века. До этого периода наша страна называлась СССР. Кроме Российской Федерации в него входило 14 республик, которые сейчас являются независимыми государствами. Но в 90-ые годы союз распался, и нужно было менять правила управления страной.

12 июня 1990 года 1 съезд народных депутатов Российской Федерации принял Декларацию о государственном суверенитете России. В 1994 году этот день был объявлен государственным праздником. Формально это самый главный из современных государственных праздников в стране. От этой даты можно вести отсчет начала становления новой российской государственности, основанной на идее равноправия и партнерства федеральных республик.

Декларация, принятая 12 июня 1990 года, стала символом возрождения обновленной России. Суверенитет РФ был провозглашен во имя обеспечения каждому человеку нерушимого права на жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - права на сохранение и развитие национальной культуры и независимости.

Государственные символы - герб, флаг и гимн, принятые в декабре 2000 года, означают независимость России и ее международное признание.

И сегодня, накануне главного праздника страны, мы проводим викторину «Моя Родина», которая покажет, насколько хорошо вы ее знаете, чтобы гордиться ею.

Вопросы викторины разбиты на блоки. Они представлены здесь, на карте нашей Родины.

Начнем с блока «Моя Родина на карте». За правильный ответ вы получаете 1 жетон. Если отвечает несколько человек, жетон не дается. В конце викторины подведём итоги и узнаем, кто победил.

1 блок вопросов «Моя Родина на карте»

1.На каком материке находится Россия? (Евразия)

2. Воды, каких океанов омывают границы нашей Родины?

3. Самое большое и глубокое море страны? (Берингово; средняя глубина 1,5км.)

4. Самое маленькое и мелкое море? (Азовское; средняя глубина 8 м.)

5. Самое глубокое озеро? (Байкал)

6. Самый большой остров? (Сахалин)

9. Назовите государства, которые граничат с Россией?

10. Назовите моря, омывающие берега России?

11. Сколько часовых поясов? (11)

12. Какие горы делят страну на две части света: Европу и Азию?

2 блок « Природа России»

1.Растение-символ нашей Родины.

2.Если Вам предложили изобразить нашу Родину в цветах, то какие бы вы выбрали цветы?

3.Дерево, которое является главным в деревообрабатывающей промышленности.

4.Самое маленькое дерево страны? (Карликовая береза)

5.Это охраняемое растение с китайского языка означает «человек-корень», используется в медицине, т.к. помогает при множестве болезней. (Женьшень)

6.Этот таежный зверек с мягким, белым или черным искристым мехом был с давних времен самой желанной добычей охотников. Его мех назывался мягким золотом.

7.Зверек - древний русский эндемик, т.е. живет только в России. Живет на берегах рек. Шерстка бархатная, нос вытянутый в забавный хоботок, хвост большой кожистый, на лапках перепонки.

8.Самый крупный наземный хищник? (Белый медведь)

9.Как называется хвойный лес? (Тайга)

10.Какое животное живет в водах Байкала и больше нигде? (Тюлень - Байкальская нерпа)

3 блок « Символы»

1.Перечислите символы государства.

2.Какие цвета у государственного флага? Что они означают? Какие еще знамена утверждены в РФ (Андреевский флаг, Президентский штандарт, знамя Победы)

4.Кто изображен на гербе?

5.Что символизирует две головы орла?

6.Что вы знаете о всаднике, изображенном на гербе?

4 блок « Москва»

1.Кто основал г. Москву?

2.Когда впервые упоминается о Москве? (1147год)

3.Что раньше располагалось на Красной площади? (Рынок)

4.Место работы российского президента? (Кремль)

5.Главная башня Кремля? (Спасская)

6.Как называются часы на Спасской башне? (Часы-Куранты)

7.Как по-другому называется Покровский собор на Красной площади? (Храм Василия Блаженного)

9.Главный храм страны?

5 блок « Великие люди»

1.Царь-реформатор, создатель русского флота? (Петр 1)

3.Первый космонавт. (Гагарин Ю.А.)

4.Великий полководец и дипломат, выигравший сражение на Чудском озере?

5.Составители славянской азбуки.

6.Назовите выдающихся русских полководцев, не проигравших ни одного сражения. (Суворов, Ушаков)

7.Кто изобрел радио? (Попов)

8.Основатель первого государственного университета. (Ломоносов М.В.)

9.Великий русский писатель, который никогда не писал для детей. Но дети зачитываются его произведениями. (Пушкин А.С.)

6 блок « Наш город»

1.Год основания г. Гусь – Хрустальный? (1756 год.)

2.Кто основал г. Гусь - -Хрустальный? (А.В. Мальцов.)

3.Почему город так назван?

4.Називите главную улицу города? В честь кого она названа? (Калинин М.И.-участник революционного движения, председатель ЦИК)

5. Наше озеро естественное или искусственное?

6. Перечислите архитектурные памятники города. (Георгиевский собор, Свято-Троицкий храм, часовня святой великомученицы Варвары, православная гимназия, торговые ряды.)

7.Как называется край между Владимиром и Рязанью? (Мещерский)

7 блок « Разное»

1.30 июня 1908 года на землю упал Тунгусский метеорит. Назовите место падения метеорита? (Сибирь-60км. диаметр круга, р. Тунгуска)

2.О каком самоцвете Уральских гор писал П. П. Бажов? (Малахит)

3.По запасам какого полезного ископаемого Россия занимает первое место? (Природный газ)

4.Главная река Европы, которая течет в России? (Волга)

5.Какой российский праздник предполагает сожжение чучела и угощение блинами?

6.Как назывался первый русский музей, который основал Петр 1? (Кунсткамера). А где находится Музей самоваров? (В Туле)

Музей огурца? (Суздаль)

Музей мыши? (Мышкин)

Эрмитаж? (Санкт-Петербург)

Музей Хрусталя? (Гусь-Хрустальный)

7.Любимый цвет в России? (Красный)

8.Где и когда проходили летние Олимпийские игры на территории России? (Москва 1980 год)

9. Где пройдут зимние Олимпийские игры 2014 года? (Сочи)

Поведение итогов. Награждение. Закончить наше занятие хочется словами К. Ушинского: «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы ее зовем потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. От нас требуется знать ее, беречь и защищать».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» г. Зернограда

Игра-викторина для детей подготовительной группы

Составила воспитатель первой категории

Аврята Лидия Викторовна

Программное содержание.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к Родине, бережное отношение к истории родного города, уважение к людям, защищавшим Родину, свой родной город, чтить память о погибших в Великой Отечественной войне;

    Развивать интерес к истории города Зернограда, чувство восхищения и гордости за талант зерноградцев;

    Побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой родной город;

    Создать условие для объединения знаний детей об истории города Зернограда.

Предварительная работа

    Занятия познавательного цикла «Хлеб – всему голова», «Мой родной Зерноград», «Россия - Родина моя»;

    Экскурсии в ВНИИ зерновых культур им.И.Г.Калиненко, музей города Зернограда, музей Боевой Славы школы-интерната, к памятникам АЧИИ, ВНИПТИМЭСХа, завода «Зерноградгидроагрегат», школы №2, на Аллею Героев и площадь Победы;

    Целевые прогулки по городу;

    Разучивание с детьми песен, стихотворений о Родине, о городе Зернограде, о войне.

Оборудование

    Фотовыставки «Зерноград» и «Вечная память»

    Иллюстрация «Степь»

    Карточки-вопросы

    Карточки с буквами

    Импровизированный огонь

  • Записи музыки А,Пахмутовой «Поклонимся и мертвым и живым», Т.Федькиной «Мой Зерноград»

    Медали с символикой города каждому ребенку

Ход занятия

Ребята, я приглашаю вас принять участие в игре «Что? Где? Когда?». У нас в зале присутствуют гости – ваши родители. Давайте поприветствуем их.

Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В игре участвует команда знатоков группы «Почемучки». За каждый правильный ответ команда будет получать карточку с буквой.

Воспитатель раскручивает волчок и начинается игра.

1 конкурс: «Разминка»

Ребята, что такое Родина? /Ответы детей/

Да, Родина – это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, город, в котором мы живем.

Расскажите стихотворение о Родине./чтение стихотворения «Родина» Е.Александровой /

Как называется наша страна?

Как называют людей, живущих в России?

На каком языке говорят все россияне?

Как называется наш город?

Как называют жителей города Зернограда? /детям вручается карточка/

2 конкурс: «Как это было?»

Раскручивается волчок. Выставляется иллюстрация «Степь»

Давным-давно на месте города была степь. Пустынно, выжжено… И только изредка в древнюю степную тоску врывались гудки паровоза. Но без остановки громыхали составы дальше. Незачем было останавливаться на разъезде.

Внимание!!! Вопрос!

Как называется этот разъезд? /Верблюд/

Расскажите историю его возникновения.

3 конкурс: «Знатоки родного города»

- Назовите день рождения города.

- Сколько лет городу Зернограду?

- Осталась позади твоя юность, Зерноград. Но остался ты таким же молодым. Хорошо пройти по твоим улицам. Таков уж наш город: гостем ли приедешь сюда, домой ли вернешься после долгой разлуки – входишь в него с ощущением какой-то особенной душевной распахнутости.

Если идти с автобуса или поезда пешком, выйдешь на главную улицу города.

Как называется центральная улица города? /ул.им.Ленина/

К улице им.Ленина стекаются такие же прямые, широкие и зеленые улицы города, а к ним с вишневых окраин – домики поселков.

Назовите поселки города

Какие учебные заведения есть в городе?

4 конкурс: «Улицы города»

Игра «Игрушку передавай, улицы города называй»

5 конкурс: «Страницы боевой славы»

Давным-давно,

Когда вас не было на свете,

Пришли фашисты на рассвете,

Хотели нас завоевать,

Людей советских в плен забрать.

Взрывались танки, били пушки.

Они сожгли дома, игрушки.

В плен угоняли матерей

И угоняли их детей.

Но наш народ – и стар и млад,

Встал на защиту мира.

Война коснулась всей нашей страны и нашего города тоже. Будто на город надвинулась черная туча. Но люди не испугались, поднялись, пошли навстречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества. Город не покорился врагу.

Вам знаком этот памятник?

Острая горечь утрат оживает в дни народных сборов, когда на площади Победы, у Братской могилы, собираются зерноградцы все вместе. Ложатся цветы к могиле, над которой застыла скульптурная группа - памятник погибшим, замученным патриотам и воинам, павших в боях за освобождение города Зернограда. Над трепещущим пламенем вечного огня застыли солдаты. Они идут через годы, крепко сжимая в руках автоматы. Утренние зори росами падают на их плащ-палатки, на солдатские сапоги, прикованные на веки к пьедесталу славы. Память о прошлом жива, значит, живы и они, идущие к нам из далекого своего бессмертия.

Строки какого стихотворения высечены на этом памятнике?

Расскажите его.

Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье. А еще есть важное слово – мир. Мир – это земля, мир – это солнце, небо, звезды. Мир – это люди. Мир – это дети. Мир – это спокойная, радостная жизнь. Нет войны, нет горя, нет слез. Мир – это главное слово на свете. Мир нужен всем.

С большой болью в душе мы скорбим о тех, кто не вернулся с войны. В памяти людей навсегда останутся образы воинов, отдавших свои жизни за победу. Эта память вечна. Она горит вечным огнем у памятников и обелисков.

Зажечь импровизированный огонь

Солдаты мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Всем, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой – вечная память! Помяним их минутой молчания. Прошу всех встать

Звучит музыка А.Пахмутовой «Поклонимся и мертвым и живым»

Стоим у вечного огня,

молчанье строгое храня.

Лишь горны тихо здесь поют:

Героям Родины – салют.

Мы вспоминаем всех солдат,

Они в курганах Славы спят.

Они сражались до конца,

И вечным пламенем горят

Солдатские сердца.

Но для того, чтоб на планете

Не повторилось той войны,

Нам надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Хотела б я, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.

Через века, через года, - помните!

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!!!

6 конкурс: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Сейчас мы живем мирной жизнью. Но никто не забыт. Народ помнит имена погибших и оставшихся в живых. В мраморе обелисков, в граните памятников, в названиях улиц остались имена героев-победителей. Свято храним мы память о тех, кто насмерть бился за свою страну.

Назовите улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны и памятные места города.

7 конкурс: «Загадки о родном городе»

    Это здание стоит на улице Социалистической. Оно двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. /Д/с «Звездочка»/

    Здесь и встречи на перронах, и прощание в вагонах.

Все учти, что я сказал. Догадался? Да!../вокзал /

    Очень большое и красивое здание, выходящее на улицу Советскую и на улицу им.Ленина. здесь получают профессии юноши и девушки с разных городов России. /АЧИИ/

    Из металла великан, добрым делом он увлекся, поперек железной дороги улегся. По нему, забыв о чуде, железную дорогу переходят люди. /мост /

    Это здание расположилось на площади Мира. В нем находится музей города Зернограда. Сюда приходят зерноградцы посмотреть концерт, спектакль, цирковое представление. Еще здесь можно заниматься в любом кружке или спортивной секции. /ДК /

    Сюда можно прийти с родителями, друзьями и даже всем садиком или школой для просмотра интересного фильма на большом экране. /кинотеатр «Зерноград»/

8 конкурс: «Поэтическая страница»

Зерноградцы – добрые и приветливые люди, хлебосольные и гостеприимные хозяева. Местные авторы создали стихи и песни, проникнутые любовью к родному городу.

9 конкурс: «Музыкальный»

Исполните песню о Зернограде, которую специально для группы «Почемучки»

написала преподаватель педагогического колледжа Федькина Т.А. /дети исполняют песню/

10 конкурс: «Сложи слово»

Из выигранных букв сложите название нашего города.

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и достойны быть зерноградцами, носить звание знатоков города Зернограда.

…В мир приходят люди, чтобы изменять его, строить, украшать. Такие люди пришли к тебе, Зерноград, много лет тому назад. Они построили тебя, защитили в суровую годину и передали своим детям любовь к родному городу. Дорогие ребята, изучайте и всей душой любите свой родной город Зерноград!

Детям вручаются медали с символикой города.