Самые интересные психологические эффекты. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности

Люди часто оценивают что-то, исходя из первоначальной величины. В переговорах о размере зарплаты тот, кто предложит первым, задаёт ряд вероятностей в уме другого человека. По этому же принципу работают распродажи: вы видите вещь, которая раньше стоила 100 рублей, а сейчас стоит 50. Неважно, что 50 рублей - это завышенная цена, вы невольно сравниваете её с первоначальной ценой в 100 рублей. И чем больше составляет разница с первоначальной стоимостью, тем выгоднее кажется нам покупка и тем большую ценность приобретает данный товар.

2. Эвристика доступности

Люди преувеличивают важность информации, исходящей от них самих. Человек может аргументировать отсутствие вреда курения тем, что знал кого-то, кто курил по три пачки в день и дожил до 100 лет.

3. Стадный эффект

Вероятность, что человек примет какое-то убеждение, увеличивается, если это убеждение поддерживается большим числом людей. Это сила группового мышления. Именно из-за неё большинство не являются продуктивными.

4. Эффект слепого пятна

Неспособность признавать, что у вас есть когнитивные искажения, - это тоже когнитивное искажение. Люди чаще замечают ошибочное поведение и движущие мотивы у других, чем у себя.

5. Искажение восприятия сделанного выбора

Мы склонны положительно оценивать свой выбор, даже если он был неправильным. Это похоже на ситуацию, когда вы считаете, что ваша собака замечательная, даже если она то и дело кусает людей.

6. Иллюзия кластеризации

Это склонность видеть систему в случайных событиях, там, где её на самом деле нет. Заметить это заблуждение можно, если понаблюдать за любителями азартных игр. Например, когда кто-то уверен, что красное на рулетке выпадет с большей или меньшей вероятностью, если до этого красное выпадало несколько раз подряд.

7. Предвзятость подтверждения

Мы склонны прислушиваться к той информации, которая подтверждает нашу точку зрения, и не замечать той, которая её опровергает.

8. Консервативное мышление

Мы больше верим проверенным временем утверждениям, чем новым. Например, люди не сразу приняли факт, что , потому что не хотели отказываться от более ранней версии о её плоской форме.

9. Информационное искажение

Это склонность искать информацию, когда она не влияет на действия. Много информации - не всегда хорошо. Зная меньше, люди чаще делают более точные прогнозы.

10. Эффект страуса

Решение игнорировать опасную или неприятную информацию, пряча голову в песок, как страус. Например, инвесторы значительно реже проверяют ценность своих активов во время плохих продаж.

11. Отклонение в сторону результата

Тенденция судить о решении по окончательному результату, вместо того чтобы оценивать его, исходя из обстоятельств момента его принятия. Только потому, что вы выиграли в казино, нельзя говорить о том, что решение поставить все деньги было правильным.

12. Эффект сверхуверенности

Излишняя самоуверенность в своих способностях приводит нас к риску в повседневной жизни. Профессионалы более склонны к этому искажению, чем непрофессионалы, поскольку они обычно убеждены в своей правоте.

13. Эффект плацебо

Простая уверенность в том, что нечто воздействует на вас, потому что обладает таким эффектом. Пример из медицины: ненастоящие таблетки, пустышки, часто оказывают на людей тот же эффект, что и настоящие.

14. Искажение восприятия инноваций

Когда сторонники инноваций склонны переоценивать их полезность и не замечать ограниченность.

15. Иллюзия новизны

16. Салиентность

Склонность фокусироваться на легко узнаваемых чертах и характеристиках человека или идеи. Когда вы думаете о смерти, вы больше волнуетесь о возможности быть съеденным львом, чем об автомобильной аварии, хотя, по статистике, второе событие более вероятно.

17. Избирательное восприятие

Склонность разрешать своим ожиданиям влиять на то, как мы воспринимаем мир. Эксперимент во время футбольного матча между студентами двух университетов показал, что каждая команда замечала больше нарушений у другой.

18. Стереотипизация

Ожидание, что неизвестная нам группа или человек обладает определёнными качествами. Это позволяет нам быстро определять незнакомцев в друзья или враги, но в то же время мы склонны злоупотреблять этим эффектом.

19. Ошибка выжившего

Ошибка появляется из-за того, что нам известна только информация, полученная от «выживших», что приводит к односторонней оценке ситуации. Например, мы можем думать, что быть предпринимателем легко, потому что книги о своём бизнесе выпускают только люди, добившиеся успеха, и мы ничего не знаем о тех, кто провалился.

20. Предпочтение нулевого риска

Социологи обнаружили, что для нас очень важна надёжность, даже если её достижение контрпродуктивно. Желание исключить все риски приводит к достижению мелких результатов, хотя можно было бы двигаться к чему-то большему, но без предсказуемого исхода.

Эффект Ромео и Джульетты

Данный психологический эффект доказывает стремительное увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родных или друзей разлучить их.

Психологический эффект Очевидца

Психологический феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует рядом, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее этот эффект рассматривался как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас доказано, что этот психологический эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

Психологический эффект Труднодостижимости

Феномен из социальной психологии, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий психологический эффект. Многие, кто использует этот психологический эффект и действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, увеличивая свою социальную желанность.

Известный психологический эффект Пигмалиона

Термин «Pygmalion effect» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу и используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые описали это понятие в своем эксперименте.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных учеников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений.

Школьники младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

Психологический эффект Зейгарник

Известный мнемический психологический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван данный психологический эффект по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть данного психологического феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Данный психологический эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике, искусстве и других сферах жизни.

Мощный психологический эффект Ореола

Суть психологического эффекта заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже если они у него в последствии и не проявляются. И наоборот, при возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом зачетка на студента». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах.

В последующем, некоторые из этих студентов, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», который преувеличивал оценки студента.

Психологический эффект аудитории студентов

Или психологический эффект Зайонца, эффект фасилитации - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот простой психологический феномен проявляет себя в различных жизненных ситуациях, например когда мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот). Также данный психологический эффект объясняет то, что в присутствии посторонних человек обычно волнуется или сильно переживает

Психологический эффект или феномен Баадера-Майнхофа

С данным психологическим эффектом сталкивался практически каждый из нас, считая его обычным совпадением. Например, когда вы впервые услышали комментарии о каком — нибудь фильме и вот через некоторое время натыкаетесь на него по телевизору. Или же когда вспомнили о каком -либо человеке или же подумали, что надо ему позвонить, как вдруг, от него самого раздается звонок! Такое явление вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения.

Чем объясняется психологический эффект Баадера — Майнхофа?

На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору тенденций… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие.

Неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности.

Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которые больше не повторяются, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их….

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь - следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии - феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере "труднодостижимости", как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу.

Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него". Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал "эффект ореола" и он все старался "натянуть" ответ студента на "отлично".

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека.

Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры:

Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Фото: Daniel Zedda flickr.com/astragony

Существует большое количество психологических эффектов, которые наблюдаются у человека. Здесь мы рассмотрим самые интересные психологические эффекты, описанные в научной литературе.

Эффект Ромео и Джульетты.

Этот эффект действует таким образом, что, когда родители и другие люди пытаются разлучить двух любящих людей, их друг для друга увеличивается в разы.

Эффект очевидца.

Этот психологический феномен заключается в том, что в случае, когда нужна срочная помощь, чем больше людей присутствует рядом, тем меньше вероятность того, что кто-то из них окажет помощь. Раньше этот эффект рассматривался в качестве признака дегуманизации, которая часто происходит в городской среде. Сейчас же ученые установили, что подобный психологический эффект является общим для всех людей. Чем большее количество людей находится рядом, тем большая вероятность, что каждый из присутствующих полагает, что кто-то другой из присутствующих окажет помощь, а в итоге — никто не помогает.

Эффект труднодостижимости.

Исследовала феномен труднодостижимости. Он заключается в том, что люди, которые избирательны в своих социальных выборах, являются более желанными, чем тем, кто является более социально доступным. Этот психологический эффект очень тонкий. Многие люди, действующие в манере «труднодостижимости» постепенно незаметно отваживают людей от себя, тем самым уменьшая свою социальную желанность.

Читайте также: Признаки попадания на крючок бедности

Эффект Пигмалиона.

Термин «Эффект Пигмалиона» впервые появился в пьесе Бернарда Шоу. Этот термин используется в качестве синонима самоосуществляющемуся пророчеству. Ленор Джекобсон и Роберт Розенталь использовали это понятие в книге, описывая влияние ожиданий учителей на поведение своих учеников.

Ученые провели исследование, которое состояло в манипулировании ожиданиями учителей и дальнейшей оценке их влияний на показатели IQ школьников.

20% школьников, случайно выбранных из 18 разных классов были описаны учителям как обладатели очень высокого потенциала учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых сформировались высокие ожидания учителей, показали большой прирост в показателях IQ и способности к рассуждению по сравнению с другими учениками своей школы.

Индивид принимая то или иное решение опираясь на автоматизмы действует стереотипно на подсознательном уровне. Рассмотрим несколько эффектов проходящих на уровне инстинктов и стереотипов.

Ромео и Джульетта — J. Bertrand

Эффект Ромео и Джульетты

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

Эффект Очевидца

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

Эффект Труднодостижимости

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий и противоречивый эффект. Многие, кто действует в манере “труднодостижимости”, как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

Эффект Пигмалиона

Термин взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

Эффект Зейгарник

Мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве. В качестве примера эффекта Зейгарник .

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое “приписывание” ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: “вначале студент работает на зачетку, а потом она на него”. Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал “эффект ореола” и он все старался “натянуть” ответ студента на “отлично”.

Эффект аудитории

Так же называют эффектом Зайонца и эффектом фасилитации - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот);
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.