Саморазвитие как процесс. формы саморазвития

Если проследить биографию многих известных людей от Франклина до Джобса, можно увидеть, что почти все они в той или иной мере занимались саморазвитием. Современные исследователи пытаются выяснить все о роли везения, происхождения, врожденных качеств, но сходятся во мнении, что все эти элементы являются дополнительными, но никак не основными.

Например, Бенджамин Франклин в своей автобиографии признавался, что ставил саморазвитие во главу угла, поскольку понимал важность развития отдельных навыков для достижения успеха. В итоге он стал одним из самых влиятельных людей своего времени.

Саморазвитие – это личностный рост, умственное или физическое развитие путем самостоятельных занятий и упражнений. Занимаясь им, человек развивает свои таланты, потенциал, накапливает человеческий капитал, что способствует его трудоустройству, повышению качества жизни и реализации его устремлений. Это процесс длиною в жизнь.

Конечно, саморазвитием человек может заниматься как сам, так и при помощи наставников, учителей, тренеров и коучей (что, правда, делает приставку «само-» не очень корректной, но суть не меняет).

Из чего состоит саморазвитие?

Существует большое количество элементов саморазвития, мы же выделим наиболее важные и ценные из них:

  • самосознание;
  • повышение уверенности в себе;
  • улучшение навыков обучения;
  • повышение самооценки (или понижение, если она завышена);
  • развитие сильных сторон и навыков;
  • развитие навыков, необходимых для карьеры;
  • улучшение здоровья;
  • изучение и применение методов самореализации;
  • повышение социального статуса;
  • осуществление устремлений;
  • создание и выполнение плана персонального развития;
  • повышение социального интеллекта;
  • повышение эмоционального интеллекта;

Когда мы говорим о саморазвитии, следует также сказать, что к нему относится наставничество. Если вы усвоили педагогические приемы и умеете влиять на учеников таким образом, что они прогрессируют как личности, значит вы и сами растете.

Помимо улучшения себя, саморазвитие проявляется при помощи практики и исследований:

  • Практика выражается в поиске методов личного развития, учебных программ, систем оценок, инструментов и техник.
  • Как область исследований , темы саморазвития проявляются в журналах, книгах и на сайтах в сфере образования, менеджмента, экономики развития человеческого потенциала.

Почему стоит начать с самопознания?

Наверняка вы не один раз слышали термин «самопознание». Это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Начинать стоит с самопознания по нескольким причинам:

  • Вы сможете понять свои реальные возможности и осознаете, в какой точке развития находитесь.
  • Достигнете внутренней гармонии, узнав об особенностях своей внутренней мотивации.
  • Научитесь использовать особенности своего характера.
  • Определите свои ценности, профессиональные и творческие предрасположенности.
  • Определите свои ограничивающие убеждения и научитесь их преодолевать.
  • Выясните, что подходит именно вам.

Так уж сложилось, что в мире не существует двух абсолютно одинаковых человек. Даже если они были похожи с самого начала, опыт и восприятие у каждого свои. Это значит, что вы сначала должны понять самого себя, чтобы выяснить, куда вы хотите двигаться. Без этого внутреннего компаса появится ощущение тумана – придется двигаться наощупь.

Вы можете пройти , где с помощью психологических тестов и упражнений узнаете, чего же на самом деле хотите в жизни, поймете свои сильные и слабые стороны. Или, как минимум, начните со следующих упражнений.

Знать «Почему?»

Знать, что именно вы хотите, верить и чувствовать – это одно. А вот понимать, почему этого хотите – совершенно другое.

Большая часть философской литературы о самопознании – это знать что , но знать почему не менее интересно и важно.

Чтобы применять это упражнение, вам всего-навсего нужно постоянно задаваться вопросом о мотивах своих поступков. И отвечать желательно письменно, ведь так есть возможность скрупулезно размышлять на бумаге.

Что любопытно, важно не только выяснять свои глобальные мотивы, но и более мелкие:

  • Почему я вчера именно так отреагировал на слова Миши?
  • Почему я люблю чай, а не кофе?
  • Почему зеленый – мой любимый цвет?
  • Почему чтение блогов и небольших статей мне дается легче, чем книги?

Так вы не только лучше узнаете себя, но и, что не менее важно, сможете определить ошибки в своем поведении и мышлении. Станете принимать лучшие решения и научитесь себя мотивировать.

Наблюдать за собой

Это один из самых лучших методов для самопознания, если его правильно применять. А «правильно» означает лишь наблюдать за собой и записывать всю информацию, не пытаясь прилепить ей какой-нибудь ярлык.

Этот метод принципиально отличается от предыдущего, поэтому советуем использовать их по очереди. Начните наблюдать с собой с утра до вечера и просто фиксировать свои мысли, реакции, поведение, эмоции, убеждения.

Достаточно одной недели самонаблюдения. В результате у вас будет массив информация о самом себе, проанализировав которую можно будет сделать конкретные выводы. Может оказаться, что отличное настроение у вас по утрам, а вечером приходит озлобленность при мысли о нереализованности своего потенциала. Или окажется, что определенные люди влияют позитивным образом на ваши творческие способности. Словом, в конце недели проанализируйте полученную информацию и сделайте выводы.

Неделя правды

Самопознание порой должно быть болезненным, если вы не хотите прожить всю свою жизнь, зарыв голову в песок. Что это значит? Проведите одну неделю, будучи полностью честным и откровенным с самим собой.

Вы можете выяснить:

  • Что на самом деле очень обидчивы, если люди не признают ваших заслуг.
  • Что нуждаетесь в новых знакомствах, хотя утверждаете обратное.
  • Что являетесь экстравертом, а не интровертом, как полагали.
  • Что терпеть не можете свою нынешнюю работу. Но лучшую не заслужили, потому что совершенно ничего для этого не делаете.
  • Что изучаете английский язык просто потому, что так делают все. На самом деле, вам это совершенно не нравится.

Это все откровения, которые могут вас ошеломить, если вы станете честны с самим собой. Все люди на планете переживают последствия когнитивного диссонанса. Но только самые мужественные пытаются выяснить, почему это происходит. Другие же придумывают себе отговорки. К примеру, вместо того, чтобы признать свою лень, вы можете выдумать причину, по которой не занимаетесь ничем полезным на протяжении месяца.

Поэтому выделите одну неделю, вооружитесь ручкой и блокнотом – и перестаньте врать себе хотя бы семь дней.

После того, как начнете познавать себя (это не конечный процесс, а длящийся всю жизнь), можете переходить к использованию различных методов саморазвития.

Методы саморазвития

Методы, которые используются для саморазвития, вы можете применять как по отдельности, так и вместе. Наблюдайте за своими ощущениями, проводите эксперименты, выясняйте, что работает, а что – нет.

Персональное видение

Персональное видение частично пересекается с самопознанием (как и другие методы саморазвития, впрочем). Для применения этого метода необходимо задать себе следующие вопросы:

  • Какие десять вещей я люблю делать?
  • Какие три вещи я должен делать во время своей работы, чтобы ощущать себя счастливым и понимать, что двигаюсь в правильном направлении?
  • Каковы пять моих основных ценностей?
  • Напишите по три цели в каждой из следующих областей: физическая, духовная, карьерная, семейная, социальная, финансовая, личностная, сфера развлечений.
  • О чем я могу пожалеть перед смертью?

После того, как вдумчиво ответите на все эти вопросы и выясните, какие цели у вас есть в каждой сфере, приступайте к созданию персонального видения. Это ваш личный документ-заявление о намерениях. Некоторые эксперты рекомендуют около 50 слов или даже меньше. Однако мы советуем забыть о рамках и полностью сформулировать видение своей жизни и будущего.

Суть этого метода в том, чтобы получить письменное обязательство, что вы будете заниматься саморазвитием всю свою жизнь. Известный мотивационный спикер Брайан Трейси говорит, что вы в несколько раз повысите шансы достичь своих целей, если запишете их.

План персонального развития

План персонального развития (ППР) – отличный метод саморазвития, который позволяет на нескольких страницах уместить все то, чего вам нужно придерживаться в ближайший год или несколько лет. Мы писали об этой технике несколько раз:

ППР означает:

  • Отображение уровня ваших знаний, успехов и достижений.
  • Планирование вашего личного, образовательного и карьерного роста.
  • Ведение заметок о достижениях в саморазвитии.

ППР помогает:

  • Повысить свое самосознание: кто вы и что хотите.
  • Определить навыки и опыт, которые у вас уже есть и выяснить, какие нужны.
  • Создать план приобретения навыков (книги, аудиокниги, курсы, онлайн-курсы).
  • Вести учет своих достижений для сохранения мотивации.

Существует много способов создать план персонального развития, поэтому нет правильного или неправильного. Вот из чего он может состоять у вас.

  1. Создайте список областей, в которых вы хотите развиваться: карьера, финансы, отношения, взаимоотношения, эмоциональная жизнь, дом, духовность, характер.
  2. Повышение мотивации. Сила воли – ресурс ненадежный, поэтому вам нужно научиться себя мотивировать. А это задача невероятно сложная. Как с ней справиться. Первое: создавайте план на неделю и держите его перед глазами. Второе: установите цели по SMART. Третье: создайте документ персонального видения (мы говорили о нем выше).
  3. Тут же начинайте воплощать план в действие. Даже если ваш план не идеален, ничего страшного – вы сможете его корректировать по ходу дела.

Метод песочницы

Метод песочницы – это непрерывный процесс самообразования, основанный на последних научных исследованиях. Суть его в том, что не нужно запоминать факты, формулы или другие мелочи. Вместо этого нужно развивать интуитивное понимание наших навыков, изучать большое количество информации об умении и постоянно добиваться улучшения. Все это можно делать как в одиночку, так и с наставником.

Шаг первый: создайте свою песочницу

Песочница – это область, в который вы можете свободно играть со своим навыком, не беспокоясь о том, чтобы серьезно к нему относиться. Она позволяет вам проводить исследования, экспериментировать, терпеть неудачи и при этом не ставить на кон деньги, будущее и репутацию. Это идеальная среда для быстрого обучения.

Песочница должна:

  • Быть бесплатной или обходиться дешево: это позволит сразу начать обучение.
  • Иметь низкую степень риска: вы не боитесь проиграть или показать свою работу.
  • Быть публичной.

Некоторые примеры:

  • Программирование: завести аккаунт на сайтах вроде GitHub.
  • Фотография: камера и аккаунт в Instagram.
  • Письмо: завести блог.

Помните, что если вы не сможете быстро получать обратную связь, то будете учиться значительно медленнее.

Шаг второй: исследования

В Интернете есть огромное количество материалов, посвященных практически любому навыку саморазвития. Для начала идеальным вариантом будет простой и понятный рецепт или формула. В нашем случае это просто некая последовательность шагов, которая помогает достичь какого-либо результата. Вы тут же сможете включить это знание в свою песочницу.

Выделите один день на поиск всех возможных ресурсов. Это могут быть книги, подкасты, видео, статьи, онлайн-курсы, вебинары и многое другое. Создайте базу вкладок под названием саморазвитие.

Также ведите заметки, чтобы понимать, что работает лучше, а что – хуже. Материала много, а времени всегда мало.

Шаг третий: внедрение и практика

Времени мало не только на теорию, но и на практику. Поэтому нужно выбирать самое лучшее и эффективное, ведь неудачные методики могут забрать у вас недели и даже месяцы работы над собой. Это приводит к так называемой наивной практике, когда человек обманывает себя, считая, что учится чему-нибудь, хотя на самом деле стоит на месте.

Для того, чтобы целенаправленно повышать свой навык, нужно:

  1. Честно оценить свои пределы и выяснить, что необходимо улучшить.
  2. Задать себе цель, которая находится за пределами вашей зоны комфорта.
  3. Получать обратную связь.

Шаг четвертый: обратная связь

У каждого человека есть пробелы в знаниях, какой бы навык он ни пытался освоить. А значит, нужно всегда и везде получать обратную связь. Это один из основных принципов самообразования.

Желаем вам удачи!

Раньше я думал, что все люди хотят развиваться, расти как личности, совершенствовать себя, открывать новые горизонты, повышать уровень своих способностей, прокачивать свои компетенции.

Потом, внимательно понаблюдав за людьми, проведя не один десяток консультаций, я понял, что я неадекватно воспринимал реальность.

Современный человек, по свой природе, невротик. Невротиком его сделала цивилизация, по причинам о которых я здесь говорить не буду (я их рассказывал на вебинаре «В плену у бессознательного»). А любой невротик существо неблагодарное и нелогичное, движимое не разумом, а страстями, шизой, иллюзиями, слепыми верованиями и пр.

Мечта любого невротика (в которой он ни за что не признается, даже самому себе), чтобы ему преподнесли всё на блюдечке с голубой каемочкой, то есть сделали всю работу за него. А ему бы оставалось лишь наслаждаться результатом. Такая вот инфантильность. Понятно, что ни о каком реальном развитии такой человек помышлять не будет. Лучше завидовать, злобствовать, устраивать истерики и обвинять в своих бедах и неудачах всех подряд. А тому, кто чем-то помог нагло и неблагодарно плюнуть в лицо.

Реальное развитие нужно только тому, кто занимается каким-нибудь серьезным делом и у кого есть цель, к которой он хоть как-то, но движется. Тренерам, предпринимателям, руководителям, коучам, лидерам, экспертам, специалистам, в общем профессионалам, которым жизненно важно постоянно повышать свои способности решать проблемы и достигать целей.

Для таких людей собственный личностный и профессиональный рост (последнее – это отражение первого) это необходимость. Ибо в противном случае они рано или поздно вылетят из обоймы. Поскольку «кто не идёт вверх – тот катится вниз».

И именно для таких людей я хочу обозначить основные вехи качественной и эффективной (по критерию «затраты-результат») системы саморазвития.

Суть её в следующем:

Шаг первый. Очищение восприятия.

На наши жизненные результаты напрямую влияет адекватность восприятия реальности. Все решения, принятые в состоянии низкого уровня адекватности, ВСЕГДА порождают низкокачественные результаты. Поэтому, чтобы поменьше лажать и не лошиться нужно учиться видеть вещи такими какие они есть


Шаг второй.
Опора на твёрдое.

Человек, который не верит в себя, неуверенный в своей позиции и поступках, является рабом. Он мыслит и действует, опираясь на пустое – на ложь и иллюзии. Поэтому немудрено, что в делах и жизни он постоянно проваливается. Опираться нужно на то, в чём у тебя нет сомнений. В первую очередь, на себя настоящего.


Шаг третий. Страхи – от незрелости
.

Взрослый, зрелый человек («желтый» уровень развития по Спиральной динамике) мало чего боится, поскольку практически все страхи – это следствие инфантильных психических травм. Последовательное возвращение контроля над своими мыслями и реакциями освобождает от невротического поведения.


Шаг четвертый. Естественность – это быть собой.

Жизнь и дела требуют умения устанавливать связи с людьми (родные, партнеры, клиенты, подчиненные и пр.). Намного легче, удобнее и результативнее это делать, не загоняя себя в искусственную социальную роль (от которой воняет лицемерием), а опираясь на свободу своих живых, естественных проявлений.


Шаг пятый. Опора на интуицию.

Принятие идеального решения требует анализа огромного количества факторов, в то время как сознание способно удерживать одновременно не более 7 элементов. Поэтому многие решения, принимаемые из ума, содержат кучу потенциальных ошибок. В то время как развитая интуиция способна подсказать выход из любой, даже самой запутанной ситуации.


Шаг шестой. Осознанные интересы.

Для того чтобы структурировать текущую деятельность и мобилизоваться на действия необходимо понимать, что для тебя является важным на самом деле, что способно привести тебя к твоим главным целям и удовлетворить актуальные потребности. И, самое главное, нужно уметь за свои интересы бороться. А это возможно, когда они осознаны и чётко сформулированы.


Шаг седьмой. Управление конфликтами.

Любое развитие – это всегда разрешение тех или иных противоречий. А этот процесс всегда представляет из себя конфликт той или иной степени интенсивности. Конфликт внешний или внутренний. Без успешного разрешения такого конфликта переход на новый уровень невозможен. Но для этого надо понимать природу конфликта и уметь её использовать в своих интересах.

Если вы внимательно посмотрите на свою жизнь, на свою деятельность через призму этой стратегии, то наверняка увидите слабые места, реальные и потенциальные ошибки, незадействованные мощности и неиспользованные ресурсы, то есть у вас произойдет то, что называется «обновлением карты». И эта новая карта будет куда адекватнее реальности, чем предыдущая.

На самом деле все эти шаги взаимосвязаны между собой и их разделение не более чем условность для облегчения восприятия. Реальное саморазвитие, реальный личностный рост, то есть воспитание новой, более свободной и конкурентоспособной личности – это процесс последовательного повышения градуса адекватности (или градуса осознанности), усиления интуиции и прокачки внутренней силы, решительности, уверенности в себе. Всего того, что выводит человека на более высокий уровень развития.

И все эти 7 шагов (а также масса иных нюансов и деталей) направлены на то, чтобы сделать этот процесс максимально результативным. И применять их последовательно, вместе или как-то ещё зависит от конкретных индивидуальных факторов. Впрочем, вопросы личной практики я оставляю на ваше усмотрение. Уверен, что вы её выстроите так, как вам будет удобно.

Выбор за нами, ведь только мы можем показать, кто мы на самом деле. Ведь на самом деле мы гораздо больше своих возможностей.

Дж. Роулинг

Итак, в предыдущих разделах мы охарактеризовали субъектность человека как важного условия осуществления саморазвития, показали, что основным инструментом в этом процессе является сознание, а функцией - активность. Закономерно возникают вопросы, как это все работает, какие механизмы обеспечивают человеку саморазвитие, как осуществляются конкретные акты саморазвития?

Механизмы, наряду с фактами и закономерностями психической жизни, являются предметом психологии как науки. В психологии описано и изучено множество механизмов функционирования психики. К наиболее известным из них относятся такие, как интериоризация и экстериориза- ция, прогнозирование, планирование, перенос, идентификация, рефлексия, интерполяция и экстраполяция, стереотипизация, эмпатия, а также многие другие.

Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство машины, аппарата, прибора, приводящее их в действие. Применительно к психике, механизм - это то, что обеспечивает функционирование ее как системы. Необходимо отметить, что если говорить о саморазвитии личности, то механизмы его многообразны и изучены еще в недостаточной степени. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее важные из них. К ним мы относим самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование личности.

Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека - непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если рассматривать личность человека во временном аспекте, то следует отметить, что способом ее существования является процесс непрерывного построения себя, который носит в некоторых случаях сознательный, а чаще всего неосознанный характер.

Термин «самопостроение личности» не является распространенным в психологии. Тем не менее он употребляется и классиками отечественной психологии, и современными учеными. Так, С. Л. Рубинштейн, характеризуя творчество, говорил о нем как о «строительстве человека». Человек в творчестве, прежде всего, сотворяет этот судьбоносный путь и самого себя как путника [Рубинштейн, 1973J. Понятие «самостроительство» используется Ф. Е. Василюком при характеристике типов жизненных миров .

Как отмечает Е. Е. Сапогова , способность к индивидуальному осмысленному самопостроению является признаком взрослости и описывается традиционно в науке с использованием таких терминов, как целепо- лагание, самопроектирование, планирование, самокоррекция.

Самопостроение личности - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Отсюда становится понятным, что выявить суть механизма самопостроения личности можно только через конкретный анализ актов саморазвития.

Остановимся на этой проблеме подробнее. Смысл развития самого себя становится понятным, если представить, что во внутриличностном пространстве существуют два «Я»: то, которое развивает, и то, которое развивают, т.е. «Я-развивающее» и «Я-развиваемое». При этом «Я-развивающее» - это активная но своему залогу конструкция, «Я-развиваемое» - пассивная.

Рис. 2.1.

Структура акта саморазвития представлена на рис. 2.1.

Сделаем необходимые пояснения. Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, входе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность , направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Личность как объект развития может быть описана как некая часть внутреннего мира личности, на которую, во-первых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта.

Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами.

Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности все больше определяется фактором самодетерминации («Я-влияния»), а развитие перерастает в саморазвитие - и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию факторов и генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. И такая борьба может продолжаться в течение всей жизни.

Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), по и с самой собой, что может снижать результативность саморазвития.

Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т.е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, леность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования. Поэтому при раскрытии механизма саморазвития важным является выделение в структуре будущего «Я», к которому стремится саморазви- вающаяся личность, двух образов, которые представляют его варианты - альтернативные образы будущего личности.

Первый из них - образ «Я», который человек создает, проектирует как возможный результат саморазвития, образ того, каким я могу стать, если буду целенаправленно развивать себя: работать над собой, делать постоянные планомерные вложения в себя.

Второй - образ «Я», который человек представляет как результат такого жизненного пути, при котором он пустит свое развитие на самотек, не будет управлять своим развитием, не будет прилагать осознанных усилий к самоизменению, переложит ответственность за ход жизни на волю судьбы, других людей и иные силы помимо своего «Я». Согласно результатам наших исследований [Щукина, 20151, процесс саморазвития получает достаточную побудительную силу при осознании человеком большей привлекательности образа (состояния) «Я», который может сложиться в результате устий по саморазвитию, в сравнении с образом, который сложится без приложения таких усилий.

Итак, в структуре «Я-будущего» можно выделить четыре представления о своем развитии:

  • 1) каким я хочу стать;
  • 2) каким я не хочу стать;
  • 3) каким я буду, если не стану прилагать никаких особых усилий к достижению желаемого будущего;
  • 4) каким я буду, если буду прикладывать усилия к достижению желаемого будущего.

Именно готовность личности потратиться, вложиться в достижение желаемой будущности является, на наш взгляд, определяющей для устремления к саморазвитию. Только если человек верит, что при планомерной, последовательной - пусть трудоемкой и рискованной - работе над собой он придет к желанному будущему, саморазвитие может получить достаточную побудительную силу. В иных случаях, когда, например, человек согласен на любое будущее, лишь бы не принимать на себя ответственность за него, либо не верит в то, что в состоянии достичь желаемого будущего, саморазвитие не может состояться.

Для пояснения отношений между субъектом и объектом в структуре саморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функциях субъекта. Как было указано ранее, при описании явлений типа «само-» (в том числе саморазвития) субъектный модус выступает в качестве источника активности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качестве области ее приложения. Содержание активности конкретизируется через отглагольное существительное (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.), которое является частью конкретного понятия группы «само-». Однако из сказанного неверно будет заключить, что функция субъекта обусловливается модальностью той активности, которую он осуществляет. По отношению к сялюактивности функция субъекта внемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивное управление (самоуправление ).

Центральной функцией субъектности является обеспечение возможности осуществления созидательно-преобразующей активности. «Деятельность субъекта - преобразовательная. Объектом при этом может высгунать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвития личности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой).

Другой значимой для понимания саморазвития является функция субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится к описанию процессов саморегуляции. В психологии различают понятия «саморегуляция» и «самоуправление», самоуправление обычно понимается как более общая категория.

В данном случае мы предпочитаем использовать термин «самоуправление». «Субъектное самоуправление личности - это комплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодаря самосознанию и обеспечивающий разработку и приведение себя самого к определенной структуре и режиму активности, включающим самоунорядочивание, самосохранение, самосозидание, самоизменение, саморазвитие собственного функционирования как целостной системы в различных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с. 303].

Крайне важным является подчеркивание с помощью обращения к нада- даптивной функции субъекта [В. А. Петровский] возможности нададап- тивного характера саморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития, которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами, те случаи, когда личность меняется не вынужденно, а сама ставит себе задачи по изменению в направлении роста, совершенствования. Проявляя самодетерминированную активность, субъект управляет не только объектом (частью субъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект.

Направленность на самого себя является существенным, но не достаточным для полного понимания процессов группы «само-» - саморегуляции, самомотивации, самореализации. В таких феноменах важно не только то, что субъект осуществляет определенную активность, но и то, что он управляет ею. Например, самопознание личность может инициировать или блокировать, она задает критерии истинности познания, выбирает или отвергает средства познания, контролирует его ход, оценивает его успешность и т.д. Тем самым процессы группы «само-» подчеркнуто характеризуются участием самой личности в их детерминации. Они могут быть описаны как организованные, управляемые, регулируемые самой личностью. Управление активностью со стороны самой личности предстает как центральный атрибут феноменов группы «само-». Для саморазвития корректным будет утверждение, что в ходе саморазвития «Я-развивающее» управляет развитием (т.е. качественным, направленным изменением) «Я-развиваемого». Таким образом, управляемость развития самой личностью предстает как основной критерий саморазвития личности. Личность при этом понимается одновременно как «лицо», исполняющее функции управляющего реализацией авторского «Я-проекта», и как объект развития.

Принимая во внимание вышесказанное, сущностно саморазвитие личности определяется как качественное , необратимое , направленное изменение личности , осуществляемое под управлением самой личности , единицей которого является управляемый акт перевода «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее».

Итак, мы охарактеризовали механизм самопостроения личности через описание осуществления акта саморазвития. Такие акты в своей совокупности и образуют специфическую деятельность по развитию себя.

Ранее в работе мы писали о сущности процессов обучения и воспитания и их значении в развитии человека. Было показано, что развитие человека представляет собой развитие его как индивида, субъекта и личности, и были выделены линии, соответственно, физического, психического и социального развития. Обучение было определено как процесс передачи обучаемым знаний, умений и навыков выполнения различных видов предметных и умственных действий, а воспитание – как особый вид обучения, в котором человеку дают знания, умения и навыки в области социальных отношений, способствующих его развитию как личности. Ответственность за организацию условий для развития человека, его обучения и воспитания и за усвоение необходимой с точки зрения общества совокупности ЗУНов в предметных, умственных и социальных сферах деятельности возлагается на тех, кто обучает, кто выполняет в обществе функции педагога, учителя, воспитателя.

Представления о социальной обусловленности психического развития и развития личности человека нашли свое отражение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, Л.С. Выготский признавал, что “оказывать непо­средственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т. е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт” . Однако специально процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития им не рассматривались. Основное внимание уделялось процессам воспитания и развития учащихся посредством организации и регулирования учителем социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность. “Стоит измениться социальной среде, – писал Л.С. Выготский, – как сейчас же меняется и поведение человека. <…> Социальная среда есть истинный рычаг воспита­тельного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом” .

Проблемы самовоспитания и саморазвития человека стали предметом специального рассмотрения в гуманистической психологии, где человек рассматривается как уникальная личность, способная самостоятельно строить свою жизнь, постигать смысл своей жизни, определять свой жизненный путь и решать свои жизненные проблемы. Согласно одному из принципов гуманистической психологии “человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта” . В этом идеи гуманистической психологии в какой-то степени перекликается с утверждением Л.С. Выготского о развитии человека исключительно через его собственный опыт. Однако если в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в качестве активного начала, инициатора развития человека выступает учитель, который организует необходимую для его развития социальную среду, то в гуманистической психологии в теории самоактулизирующейся личности инициатива и соответствующая активность в развитии приписывается самому человеку. Как отмечается в работе Л. Хьелл и Д. Зиглер, “самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития” .

В современной отечественной психологии исследование проблемы саморазвития человека связано с введением понятия “субъектность”, которое принципиально отличается от понятий “субъект” и “субъективность” .

Субъектность как основа саморазвития человека

Специфика понятия “субъектность” состоит в том, что оно характеризует одно из свойств личности человека, в котором отражается способность человека проявлять активность и самостоятельность в организации и выполнении какой-либо деятельности, в том числе и своей жизни (жизнедеятельности). Будучи инициатором, организатором и активным исполнителем деятельности, человек выступает как субъект данной деятельности. Способность же быть субъектом деятельности и есть то свойство человека, которое обозначается понятием “субъектность”.

По определению А.К. Осницкого, субъектность – это такая характеристика человека, которая, “позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя …, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя” . Можно сказать, что чем более выражены активность и самостоятельность самого человека в выборе и осуществлении деятельности, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности.

Что же представляют собой “силы обстоятельств”, которым человек должен противостоять, чтобы стать субъектом деятельности и приобрести свойство субъектности?

Если исходить из представлений Л.С. Выготского о том, что роль учителя в развитии ученика состоит в организации необходимой для его развития социальной среды, то под “силами обстоятельств” можно понимать особенности среды, побуждающие и в какой-то степени вынуждающие человека поступать “как надо”, а не “как хочу”. И это “как надо” определяется обществом в лице учителя как его официального представителя.

Развитие человека в силу его социальной обусловленности, в конечном счете, представляет собой процесс усвоения им социально приемлемых форм поведения и становления личностью, структура которой соответствует нормативной, т.е. такой, какой надо обществу. Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе развития человека, регламентируются обществом, осуществляются в рамках существующей в обществе культуры и направлены на воспроизводство и сохранение основных положений и принципов этой культуры. Отсюда следует, что становление человека субъектом деятельности и обретение им субъектности предполагает появление у него возможности не просто противостоять силам обстоятельств, а противостоять воле и желаниям других, благодаря действиям которых эти обстоятельства создаются.

Впрочем, чтобы проявить свою субъектность, человеку можно и не противостоять силам обстоятельств и не стремиться поступать вопреки воле и желаниям других. Особенности обстоятельств и желания других могут не противоречить и не препятствовать достижению его личных целей и проявлению его “самости”. Главное, чтобы эти цели у него были, и было осознание значимости и возможности использования сложившихся обстоятельств и желаний других в достижении своих собственных целей.

Таким образом, для развития субъектности и создания предпосылок для саморазвития человеку необходимо обладать сознанием, способностью к осознаванию и целеполаганию. Полагая, что процесс саморазвития человека осуществляется в рамках его жизнедеятельности, В.Г. Маралов отмечает, “человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я ), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других” .

Учитывая значимость сознания, осознавания и осознания в развитии субъектности и саморазвитии человека, имеет смысл рассмотреть их сущность более подробно.

Сущность понятий сознание , осознавание и осознание

Как это ни парадоксально, но использование понятий “сознание”, “осознавание” и “осознание” не отличается определенностью и четкостью в дифференциации не только в педагогике, психологии развития и саморазвития, но и в общей психологии, для которой эти понятия являются базовыми. “О чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, – пишет В.М. Аллахвердов, – на самом деле никому не известно” . Очень часто сознание используется просто как синоним психики. По мнению Г.В. Акопова, “явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии” .

Неопределенность в понимании сущности сознания обусловливает неопределенность в понимании психологических механизмов не только формирования у человека свойства субъектности, связанного с процессами осознавания себя, своих желаний и условий своей жизнедеятельности, но и всех процессов, связанных с понятием “самости” – саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания, самосовершенствования и т.д.

Вариант решения проблемы сознания и научных дефиниций связанных с ним понятий неоднократно излагался в наших публикациях . Суть того, что нами предлагается, предельно проста и состоит в следующем.

Как известно, психика проявляется не иначе, как в форме психического процесса, и развитие психики есть развитие психических процессов . Каждый последующий уровень развития психики характеризуется более сложным психическим процессом, причем относящимся к категории познавательных. Ощущение, восприятие, мышление – это все познавательные психические процессы, которые характеризуют, соответственно, элементарный сенсорный, перцептивный и интеллектуальный уровни в развитии психики.

В соответствие с указанной закономерностью, сознание, признаваемое высшим уровнем развития психики, также следует рассматривать как психический процесс, относящийся к категории познавательных процессов. В отличие от процессов, которые обеспечивают субъекту как носителю психики, отражение особенностей объектов и явлений окружающей среды, специфика сознания как познавательного психического процесса состоит в том, что оно обеспечивает получение человеком знаний о самом себе. В результате сознания в психике человека возникает особый образ – образ самого себя или образ “Я”.

С появлением в психике образа “Я” особый характер приобретают процессы мышления. Как показано в работе , процессы мышление обеспечивают не только отражение взаимосвязей между объектами и явлениями действительности, но и образование связей между образами, возникающими в психике, в том числе и связей образа “Я” с другими образами. В силу специфичности образа “Я” процесс мышления, в результате которого этот образ связывается с другими образами, можно также рассматривать как специфичный. Именно этот специфичный вид мышления и обозначается нами как процесс осознавания.

Осознавание, таким образом, выступает не как результат сознания, как это принято считать, а как особая разновидность процесса мышления, при котором одним из связываемых образов является образ “Я”. Если результатом сознания является возникновение в психике человека образа “Я”, то результатом осознавания, как особого вида мышления, является появление связи этого образа с любым другим психическим образом. Для обозначения результата осознавания нами предлагается использовать термин “осознание”. Осознание “чего-то” возникает в том случае, когда в психике человека благодаря процессу мышления (осознавания) образ этого “чего-то” оказывается связанным с образом его “Я”.

Совокупность образов, связанных с образом “Я”, образует в психике область “осознаваемого” или область “сознательного”. Образы, не связанные с образом “Я”, образуют область “неосознаваемого” или область “бессознательного”.

В графической форме сущность сознания и других производных от него понятий можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).

Термин «устойчивое развитие» был предложен Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию и изначально представлялся экологическим термином. Этот термин сыграл важную идеологическую роль, способствовал осознанию необходимости сохранения равновесия человека с природой. В условиях нарастания динамики социальных систем проблема устойчивости стала приобретать более широкое звучание и была распространена на экономические и социальные процессы.

На самом деле этот термин следует считать категорией общей теории систем, то есть он характеризует системы любой природы. Устойчивость и неустойчивость представляют собой две стороны процесса развития. Любое развитие – это чередование и взаимодействие устойчивости и неустойчивости.

Устойчивое развитие складывается из устойчивости системы и устойчивости ее процессов .

Устойчивость системы – это способность ее возвращаться в состояние равновесия, которое является наиболее благоприятным для выполнения системой функций после воздействия на систему каких-либо внешних факторов.

Устойчивость процесса – это свойство системы так использовать внешние факторы влияния, чтобы возвращаться в своем отклонении на свою же траекторию.

Таким образом, устойчивость развития – это последовательное прогнозируемое с высокой степенью вероятности изменение состояний системы, ее способность противодействовать неблагоприятным внешним влияниям.

Саморазвитие системы

Саморазвитие – это развитие системы за счет внутренних ресурсов и источников в соответствии с собственной программой.

Саморазвитие предполагает наличие в системе собственных механизмов:

Механизм целеполагания , при котором система сама вырабатывает цели своего развития, формирует стратегию и тактику, вполне определенную программу. Вся дальнейшая деятельность системы представляет собой реализацию целей.

Механизм самоорганизации , или процесс создания связей между элементами, формирования организационных структур, распределения функций и т.п.

Механизм саморегуляции , который включает в себя субъект собственной жизнедеятельности и систему механизмов регулирования его деятельности. Под регулированием понимается процесс, который обеспечивает требуемый уровень существенных для функционирования объекта переменных.

Механизм самоуправления как процесс и система превращения объекта управления в субъект предполагает наличие в системе двух подсистем: управляемой и управляющей, выработки и реализации управляющих воздействий, использование принципа обратной связи.

2. Система в переходных и критических состояниях.

В процессе преобразования системы, ее изменения действуют внутренние и внешние причины , проявляющиеся с большей или меньшей силой в различных системах.

Среди внешних причин наиболее значимые:

    изменение внешней среды как среды обитания системы, вызывающие функциональное изменение ее элементов;

    активное воздействие среды на систему , что приводит к проникновению в систему чуждых объектов, приводящих к функциональным изменениям отдельных элементов;

    воздействие системы на внешнюю среду , которое вызывает сильную реакцию на систему.

Внутренние причины изменений:

    непрерывный количественный рост дифференцированных 20 элементов системы в ограниченном простран стве, в результате чего обостряются противоречия между ними;

    появление автономных элементов, подструктур, подсистем , которые могут создать мощные узлы внутренних противоречий как с системой, так и одних с другим;

    накопление «ошибок» и «сбоев» в воспроизведении себе подобных (мутации в живых организмах). Если элемент-«мутант» более соответствует изменяющейся среде, то он начинает размножаться. Это и есть возникновение нового, вступающего в противоречие со старым.

    прекращение роста и воспроизведения составляющих систему элементов , в результате система погибает.

Итак, преобразование – неизбежный этап в развитии системы.

Она вступает в него в силу нарастающих противоречий между новым и старым, между изменяющимися функциями элементов и характером связи между ними, между противоположными элементами. Преобразование может отражать как завершающий конечный этап в развитии системы, так и переход систем одна в другую.

Преобразование – период дезорганизации системы, когда старые связи между элементами рвутся, а новые еще только создаются. Преобразование может означать и реорганизацию системы, а также превращение системы как целого в элемент другой, высшей системы.

Кризисы и гибель системы

Современная наука выработала по отношению к кризисам несколько концептуальных позиций.

Кризис рассматривается как закономерное состояние развития системы , которое формируется на предыдущих ее этапах.

Кризис представляет собой ослабление жизненных сил системы , ее неспособность сохранять состояние равновесия, достигать поставленные ранее цели. Система утрачивает свою миссию, оказывается неспособной к целеполаганию и становится недееспособной. Отдельные ее подсистемы и элементы отклоняются от цели, формируют свои цели либо живут бесцельно, так что миссия системы теряет природную опору. Система утрачивает прежнюю целостность. Например, все эпохи социальных кризисов обычно характеризовались общей расслабленностью населения, ростом эгоизма, стремлением только к наслаждению, роскоши и т.п.

Кризис выступает как диалектическое единство двух процессов: разрушения и созидания . Благодаря им происходит разрушение одних элементов, структур, функций системы и возникновение других.

Кризис нельзя рассматривать как сугубо негативное явление . Кризисы прогрессивны при всей их болезненности. Кризис выполняет в динамике волнообразного, противоречивого движения систем 3 важнейшие функции :

резкого ослабления и устранения (либо качественного преобразования) устаревших элементов господствующей, преобладающей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

расчистку дороги для утверждения первоначально слабых элементов новой системы, будущего цикла;

испытание на прочность и передача в наследство тех элементов системы, которые накапливаясь переходят в будущее (иногда частично модифицируясь 21).

Кризис не только неизбежная, но и необходимая фаза развития системы . Он соединяет в себе не только угаса6ние прежнего качества системы, но и появление нового. Если определять точнее, то суть кризиса составляет безвременье в системе, когда старая система уже исчезла, а новая еще не появилась. Довольно часто лучшей категорией для характеристики природы кризиса является категория «хаос ». Не случайно на Руси, как правило, социальный кризис называли «смутным временем».

Кризис – это этап перестройки системы , обретения ею устойчивого вектора продвижения к новому качеству. Кризис представляется эпохой потери и обретения системой самой себя. Он является неизбежной фазой обновления. Согласно инновационному 22 подходу , кризис – это деятельность по сознательному обновлению системы и тем самым ускорению ее выхода из состояния качественной неопределенности .

Одна из ключевых проблем зарождающейся науки о кризисах – кризисологии объяснение причин кризисов и поиск путей их преодоления. Возникшие в современной науке кризисные и антикризисные теории дают следующую картину причин и путей преодоления кризисов:

    причины кризисов многообразны и взаимосвязаны между собой . Они словно «вызывают» к действию друг друга. Например, отсутствие инновационного мышления персонала фирмы неизбежно вызывает к жизни ошибки в управлении, приводящие к структурным нарушениям системы, то есть психологические причины порождают организационные, структурные и т.п.;

    существует корреляция 23 между причинами кризиса и способами его преодоления , как существует связь между болезнью и лекарством;

    какими бы причинами кризис не вызывался к жизни, он представляет собой объективное явление , которое разворачивается в пространстве и во времени и не может быть преодолено сразу. Кризис характеризуется инертностью 24 .

    до сих пор мало исследована проблема процессуальной, временной и логической структур кризиса .

Существует 3 варианта разрешения кризиса системы :

    Распад или гибель системы , при этом ее элементы захватывается другими системами.

    Реформа – постепенная перестройка ядра, генотипа системы, ведущая к появлению качественно новой системы.

    Революция – резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катострофический переход из одного состояния в другое.

Стремление не допустить распада, гибели системы или революции в ней заставляет ее реформировать, вырабатывать антикризисные технологии, которые представляют собой очень важную разновидность технологий управления.

Хаос и его роль в развитии систем

Один из вариантов развития – разрушение системы, снижение упорядоченности и организованности вплоть до возникновения хаоса.

В древнегреческой мифологии хаос – это зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все сущее; состояние неупорядоченности, определяющее не только разрушение, но и рождение систем.

Для хаоса свойственны следующие черты :

    разрушение и деградация прежних систем, структур, организаций;

    неопределенная переходность, ибо, как считали античные греки, «семя богов» еще не оплодотворило всю реальность хаоса, а там, где это произошло, беспорядочно мечутся зародыши будущего мира;

    созидательные начала и источники развития в условиях хаоса минимальны. Движение элементов беспорядочно, не подчиняется никакому закону, нет противоречий и развития. Однако эти источники всегда готовы проснуться и обеспечить рывок в развитии системы;

    разрыв связей между элементами. Хаос напоминает физическую плазму – поток электронов и ионов, где идут свои поляризации, плазменные колебания и взрывы.

Значительный вклад в понимание хаоса внес И.И. Пригожин , который разработал его концепцию на примере организации физико-химических систем.

Суть взглядов И.И Пригожина заключается в следующих положениях:

    Хаос рассматривается как носитель возможной упорядоченности, как созидательное начало, конструктивный механизм эволюции . Отсюда процесс развития выступает формированием порядка из хаоса, которое представляет собой процесс самоорганизации под воздействием многообразных факторов. Хаотические колебания, возникающие в системах, - предвестники и спутники изменений системы.

    Хаос – динамическое изменчивое явление .

    Переход в новое состояние осуществляется через точки бифуркации 25 , которые выступают как ситуации раздвоения, когда перед системой открываются различные варианты развития. В точке бифуркации система как бы делает выбор, который определяет ее дальнейшую эволюцию.

    Процессы саморазвития в сложных системах исследуются общенаучной теорией самоорганизации – синергетикой , которая направлена на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы. Термин «синергетика» введен в оборот немецким исследователем Г. Хагеном , который рассматривает ее как междисциплинарную науку, связанную с различными областями физики, химии, биологии, кибернетики.

Идеи И.И. Пригожина и Г. Хагена обладают значительным творческим потенциалом. Предназначенные для объяснения процессов самоорганизации сложных систем и составляющих их эффектов. Они эффективны для осмысления социальных катастроф, переходных периодов, реформирования общества, управления в условиях социальных беспорядков.

Вопросы по теме 4:

    Что такое развитие?

    Охарактеризуйте революционное и эволюционное развитие.

    В чем различие между прогрессом и регрессом?

    Каковы основные этапы жизненного пути системы?

    Что означают термины «комплексия», «конъюгация», «ингрессия», «дезингрессия» по Богданову?

    Сформулируйте основные проблемы развития систем.

    Охарактеризуйте понятие «устойчивость развития».

    Раскройте суть механизмов саморазвития.

    Назовите внешние и внутренние причины преобразования систем.

    Раскройте структуру и механизм кризиса системы.

    Что такое хаос? Какова его роль в развитии?

ТЕОРИЯ ДЛИННЫХ ВОЛН Н.Д. КОНДРАТЬЕВА

Цикличность как экономическую закономерность отрицают многие ученые-экономисты. Однако жизнь торжествует, и цикличность приковывает внимание наиболее пытливых исследователей.

Тяжелый экономический кризис, завершивший период «военного коммунизма», был также и первым примером колебательного, неравномерного развития советской экономики. Однако сам факт возможности возникновения кризиса в советской экономической системе привел к тому, что ученые стали изучать не только проблемы неравномерности развития экономики вообще и в частности экономики страны, но и возникающие при этом противоречия и специфический механизм их разрешения, роль рынка и возможности управления.

Не будет преувеличением утверждение, что особое место в работе теории цикличности принадлежит Николаю Дмитриевичу Кондратьеву. Признанием его заслуг в этой области служит то, что многие зарубежные ученые называют длинные волны его именем.

Н.Д. Кондратьев родился в 1892 году в деревне Галуевская нынешней Ивановской области в семье крестьянина. После окончания школы поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако его интересы вскоре вышли за пределы юридических знаний, основное внимание он стал уделять изучению экономики. К концу его учебы юридический факультет выступил с ходатайством оставить Николая Дмитриевича Кондратьева при университете «для приготовления к профессорскому званию по кафедре политической экономии и статистики». Но столь ясные перспективы университетской карьеры Кондратьева были изменены историей – срок его аспирантуры истек в январе 1917 года.

В силу своего крестьянского происхождения Николай Дмитриевич Кондратьев быстро втянулся в круг экономических и политических проблем аграрной реформы, ставшей одним из главных лозунгов Февральской революции 1917 года. И в октябре его назначают заместителем министра продовольствия во Временном правительстве России.

Николай Дмитриевич Кондратьев не принял сразу идей большивизма и лишь в 1919 году решился на сотрудничество с новыми властями. Дальнейший его путь тесно переплетается с деятельностью А. В. Чаянова. Однако в отличие от последнего, Кондратьев занимается не организационно-производственными проблемами крестьянских хозяйств и кооперации, а анализом экономической обстановки , в которой приходится действовать сельским производителям.

Эти исследования быстро вывели Николая Кондратьева на проблему долгосрочных тенденций развития экономики. Обработав с помощью специальных математических методов данные об изменениях ряда важнейших показателей состояния экономики Англии, Франции, Германии и США с конца XVIII века и до начала XX века, Кондратьев обнаружил любопытные закономерности. Проанализировав их, он сформулировал теорию «длинных волн» развития рыночной экономики, прославившую его имя.

Эта теория доказывала, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 – 60 лет . Тем самым впервые в мировой экономической науке Кондратьев сумел доказать, что время является самостоятельной и важной экономической категорией, с которой надо считаться при регулировании хозяйства любой страны.

Такие большие циклы, по мнению русского ученного, рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.).

Эти выводы вызвали большой интерес во всем мире: о работах Николая Дмитриевича Кондратьева немедленно с похвалой отозвались крупнейшие ученные, включая Кейнса, Шумпетера и других. Иная судьба ждала теорию «длинных волн» и ее автора в самой России.

Рожденная долгими исследованиями убежденность в том, что экономика развивается по объективным законам, сыграла роковую роль в судьбе Николая Кондратьева.

Его взгляды и аргументы противоречили той теории «партийного подхода к планированию экономики», которая под присмотром Сталина становилась главенствующей в СССР. Так же, как и А. В. Чаянов, не вписывался Николай Дмитриевич Кондратьев и в планы преобразований сельского хозяйства.

В июле 1930 года вместе с А. В. Чаяновым он был арестован по ложному обвинению в создании и руководстве подпольной «Трудовой крестьянской» партии, которая якобы боролась против коллективизации в СССР, и осужден на 8 лет заключения. Тяжелые условия заключения подорвали его здоровье: в конце 1936 года он заболел и начал слепнуть. Но сталинские карательные органы не дали ему умереть своей смертью.

В 1938 году он снова был осужден по тому же самому надуманному делу и расстрелян. Ему было только 46 лет.

Полностью реабилитировали Николая Кондратьева («за отсутствием состава преступления») лишь спустя почти полвека – в 1987 году, а первая книга его трудов пришла к нынешнему поколению экономистов только в 1989 году.

Н. Д. Кондратьева о существовании больших циклов экономической конъюнктуры

В начале 20-х годов Кондратьев развернул широкую дискуссию по вопросу о длительных колебаниях при капитализме. В те времена еще очень сильны были надежды на скорую революцию в передовых капиталистических странах, и поэтому вопрос о будущем капитализма, о возможности нового его подъема, достижения им более высокой стадии развития был чрезвычайно актуален.

Дискуссия началась с опубликованной в 1922 году работы "Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны", в которой Кондратьев выступил с предположением о существовании длинных волн в развитии капитализма. Несмотря на отрицательную реакцию большинства советских ученых на эту публикацию, Н. Д. Кондратьев продолжал последовательно отстаивать свою позицию в следующих работах:

    "Спорные вопросы мирового хозяйства и кризиса (ответ нашим критикам)" – 1923,

    "Большие циклы конъюнктуры" – 1925,

    "К вопросу о больших циклах конъюнктуры" – 1926,

    "Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики" (совместно с Опариным Д.И.) – 1928.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100-150 лет.

Н. Д. Кондратьевым была проанализирована динамика изменения следующих показателей с конца XVIII века по начало XX века :

    по Англии : цен, процентов на капитал, заработной платы сельскохозяйственных и текстильных рабочих, внешней торговли, производства угля, чугуна, свинца.

    по Франции : цен, процента на капитал, внешней торговли, потребления угля, посевной площади овса, портфеля Французского банка, вкладов в сберегательных кассах, потребления хлопка, кофе, сахара.

    по Германии : производства угля и стали.

    по США : цен, производства угля, чугуна и стали, количества веретен хлопчатобумажной промышленности, посевных площадей хлопка.

    мирового производства угля и чугуна.

Показатели производства и потребления - не общие, а в расчете на душу населения.

С помощью метода наименьших квадратов из ряда выделялись тренды, а затем полученные остатки осреднялись с помощью девятилетней скользящей средней. Осреднение позволяло сгладить колебания, происходящие чаще, чем раз в девять лет. Длина цикла оценивалась как расстояние между соседними пиками или спадами.

Конечно, такая математическая методика исследования, применявшаяся Кондратьевым, не была лишена недостатков и подвергалась справедливой критике со стороны его оппонентов, но все возражения касались лишь точной периодизации циклов, а не их существования . Н. Д. Кондратьев понимал необходимость вероятностного подхода при исследовании статистических рядов экономических показателей.

Так как никакой математический аппарат анализа временных рядов не может с достаточной вероятностью подтвердить или опровергнуть существование длинных циклов, Кондратьев искал дополнительную информацию, стараясь найти свойства и явления, общие для соответствующих фаз обнаруженных им длинных циклов. К началу 20-х годов мировой капитализм пережил, по расчетам Кондратьева две с половиной длинных волны, длиной 48 - 55 лет. На подавляющем большинстве кривых эти циклы четко видны безо всякой математической обработки. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (±3 года) (табл. 1).

Таблица 1 - Хронология больших циклов экономической динамики по Кондратьеву (1925 г.)

На протяжении всего исследуемого периода Кондратьевым также было сделано 4 важных наблюдения относительно характера этих циклов - «4 эмпирические правильности».

Две из них относятся к повышательным фазам, одна к стадии спада и еще одна закономерность проявляется на каждой из фаз цикла :

    У истоков повышательной фазы или в самом ее начале происходит глубокое изменение всей жизни капиталистического общества. Этим изменениям предшествуют значительные научно-технические изобретения и нововведения .

В повышательной фазе первой волны, то есть в конце XVIII века, это были: развитие текстильной промышленности и производство чугуна, изменившие экономические и социальные условия общества.

Рост во второй волне, то есть в середине XIX века Кондратьев связывает со строительством железных дорог, которое позволило освоить новые территории и преобразовать сельское хозяйство.

Повышательная стадия третьей волны в конце XIX и начале XX века, по его мнению, была вызвана широким внедрением электричества, радио и телефона.

Перспективы нового подъема Кондратьев видел в автомобильной промышленности.

2) На периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее число социальных потрясений (войн и революций ).

Приведем список самых основных событий:

I повышательная волна: Великая французская революция, наполеоновские войны, войны России с Турцией, война за независимость США.

I понижательная волна: французская революция 1830 г., движение чартистов в Англии.

II повышательная волна: революции 1848-1849 гг. в Европе (Франция, Венгрия, Германия), Крымская война 1856 г., восстание сипаев в Индии 1867-1869 гг., гражданская война в США 1861-1865 гг., войны за объединение Германии 1865-1871 гг., французская революция 1871 г..

II понижательная волна: война России с Турцией 1877-1878 гг..

III повышательная волна: англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская война 1904 г., первая мировая война, революции 1905 г. и 1917 г. и гражданская война в России.

Ясно видно, что социальные потрясения повышательных волн намного превосходят таковые понижательных волн как по числу событий, так и (что более важно) по числу жертв и разрушений.

3) Понижательные фазы оказывают особенно угнетающее влияние на сельское хозяйство. Низкие цены на товары в период спада способствуют росту относительной стоимости золота, что побуждает увеличивать его добычу. Накопление золота содействует выходу экономики из затяжного кризиса.

4) Периодические кризисы (7-11-летнего цикла) как бы нанизываются на соответствующие фазы длинной волны и изменяют свою динамику в зависимости от нее - в периоды длительного подъема больше времени приходится на "процветание", а в периоды длительного спада учащаются кризисные годы.

ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ «ДЛИННЫХ ВОЛН»

Хотя Кондратьевым был рассмотрен период длиной 140 лет (всего 2,5 длины волны большого цикла), он делает вывод, что наличие таких циклов весьма вероятно, и их существование не может быть объяснено случайными величинами .

По его мнению, их причины необходимо искать в особенностях, присущих капиталистической системе хозяйства. Однако при построении объяснения причин наличия таких циклов он встретился с очень большими трудностями. Его гипотезу о причинах этих циклов есть смысл привести целиком.

Длительность функционирования различных созданных хозяйственных благ и производительных сил различна. Равным образом для их создания требуется различное время и различные средства. Как правило, наиболее длительный период функционирования имеют основные виды производительных сил . Они же требуют наибольшего времени и наибольших аккумулированных средств для их создания.

Отсюда необходимость для экономики понятия о различных видах равновесия применительно к различным периодам времени.

Большие циклы можно рассматривать как нарушение и восстановление экономического равновесия длительного периода. Основная их причина лежит в механизме накопления, аккумулирования и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных производительных сил. Однако действие этой основной причины усиливает действие вторичных факторов.

В соответствии с изложенным развитие большого цикла получает следующее освещение. Начало подъема совпадает с моментом, когда накопление и аккумулирование капитала достигает такого напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала в целях создания основных производительных сил и радикального переоборудования техники .

Начавшееся повышение темпа хозяйственной жизни, осложненное промышленно-капиталистическими циклами средней длительности, вызывает обострение социальной борьбы, борьбы за рынок и внешние конфликты.

В этот период темп накопления капитала ослабевает и усиливается процесс рассеяния свободного капитала. Усиление действия этих факторов вызывает перелом темпа экономического развития и его замедление. Так как действие указанных факторов сильнее в промышленности, то перелом обычно совпадает с началом длительной сельскохозяйственной депрессии .

Понижение темпа сельскохозяйственной жизни обусловливает, с одной стороны, усиление поисков в области усовершенствования техники, с другой - восстанавливает процесс аккумулирования в руках финансово-промышленных и других групп в значительной мере за счет сельского хозяйства.

Все это создает предпосылки для нового подъема большого цикла, и он повторяется снова, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

Н. Д. Кондратьев в своей работе «Длинные волны конъюнктуры» пишет, что волнообразные движения представляют собой процесс отклонения от состояний равновесия, к которым стремится капиталистическая экономика. Он ставит вопрос о существовании нескольких равновесных состояний, а отсюда и о возможности нескольких колебательных движений. Кондратьев предлагает говорить не только о кризисах, но исследовать всю совокупность волнообразных движений при капитализме, то есть разрабатывать общую теорию колебаний.

В зарубежной литературе сложилось мнение, что в части, касающейся форм развития научно-технического прогресса, концепция Кондратьева близко подходит к инновационной теории длинных волн, разработанной Дж. Шумпетером. Основной претензией некоторых западных авторов к Кондратьеву является то, что он не отдал должное инновационной теории длинных волн и не развил ее. Они считают, что только из-за страха перед критикой со стороны советской экономической науки того времени и необходимости приспособления к политической обстановке он отклонился от углубленной разработки инновационного подхода и вместо этого ввел в свое объяснение длинного цикла марксистские концепции возмещения основного капитала и роли ссудного процента.

Прежде всего, представляется некорректным критиковать ученого за то, что он не смог или не успел сделать, причем явно не по своей вине. Вспомним, что Кондратьев был в неполных 40 лет насильственно оторван от научной деятельности.

Но главное не в этом. Думается, Кондратьев не пошел по пути Шумпетера, прежде всего вследствие собственных научных убеждений. В отличие от Шумпетера он искал объяснение длинным волнам не в готовности предпринимателей к инновациям и не в преходящих всплесках предпринимательской активности, а, прежде всего в самих основах воспроизводственного процесса.

Согласно теории К. Маркса, материальной основой периодичности кризисов является средний срок жизни оборудования. Кондратьев искал основу правильности длительных колебаний в схожих материальных факторах. Так поступил и марксист Де Вольф, который обратился к основному капиталу в транспортной инфраструктуре . Однако, в отличие от Де Вольфа, Кондратьев расширил материальную основу длинных волн, включив в нее – через необходимость сохранения равновесия – всю сумму капитала и трудовых ресурсов, обеспечивающих на длительной основе данный технический способ производства. Таким образом, он непосредственно подошел к понятию жизненного цикла технического способа производства, хотя и не употреблял этого более современного для нас термина.

Таким образом, основные элементы внутреннего эндогенного механизма длинного цикла по Кондратьеву таковы :

    Капиталистическая экономика представляет собой движение вокруг нескольких уровней равновесия. Равновесие "основных капитальных благ" (производственная инфраструктура плюс квалифицированная рабочая сила) со всеми факторами хозяйственной и общественной жизни определяет данный технический способ производства. Когда это равновесие нарушается, возникает необходимость в создании нового запаса капитальных благ.

    Обновление "основных капитальных благ" происходит не плавно, а толчками. Научно-технические изобретения и нововведения при этом играют решающую роль.

    Продолжительность длинного цикла определяется средним сроком жизни производственных инфраструктурных сооружений , которые являются одним из основных элементов капитальных благ общества.

    Все социальные процессы - войны, революции, миграции населения - результат преобразования экономического механизма .

    Замена "основных капитальных благ" и выход из длительного спада требуют накопления ресурсов в натуральной и денежной форме . Когда это накопление достигает достаточной величины, возникает возможность радикальных инвестирований, которые выводят экономику на новый подъем.

СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ «ДЛИННЫХ ВОЛН»

Наибольшей научной заслугой Кондратьева является то, что он осуществил попытку построить замкнутую социально-экономическую систему , генерирующую внутри себя эти длительные колебания. В работах же его предшественников обязательно присутствуют факторы, играющие роль внешнего толчка в формировании колебаний. Кондратьев же раскрывает внутренний механизм: как спадов, так и подъемов. Именно это второе обстоятельство привлекло западных экономистов в то время, когда общая экономическая ситуация, особенно в 30-х годах, казалась безысходной. То есть концепция Кондратьева давала надежду на выход из большого кризиса.

Несомненным вкладом Н. Д. Кондратьева в современную эконометрическую науку было введение им вероятностных законов в анализ экономических процессов.

Кондратьев одним из первых поставил вопрос о существовании равновесия в экономике .

Привлекательным было также сочетание у Кондратьева экономического анализа с социологическим : до Кондратьева исследователи длительных колебаний больше внимания уделяли изучению материальных факторов, а Кондратьев рассматривал социальные и политические аспекты – войны, перевороты. Интересно, что он впервые ввел различие между «промежуточными войнами», играющими роль стимулятора экономики в начале фазы подъема, и «окончательными войнами» и переворотами в конце подъема, разрешающими противоречие, накопившиеся в период подъема.

За рубежом имя Н. Д. Кондратьева никогда не забывали, и «длинные волны» стали толчком к рождению целого направления в современной экономической науке. Оно бурно развивается и сегодня, поскольку резко ускорившийся НТП стал, похоже, сжимать «длинные волны», и человечеству видимо, надо готовиться к серьезным колебаниям экономического развития.

Теоретические концепции длинных волн важны тем, что они дают необходимую основу для оценки состояния экономики и прогнозирования ее будущего состояния.