Самокритика - это хорошо или плохо, как избавиться. Самокритичность - энциклопедия интеллигентизации отношений

Самокритика – это способность присущая психически зрелой и развитой личности, заключающаяся в рефлексивном восприятии собственной жизни и личности, самостоятельном поиске допущенных ошибок, как в поведенческой, так и в мыслительной сфере. Самокритика признак психического здоровья, когда она выражается в разумных пределах и актуальна происходящим событиям, однако чрезмерные ее проявления свидетельствуют, наоборот, о наличии психических нарушений и являются симптоматикой психоневрологических нарушений.

Самокритика не является синонимом , самоуничижения и прочих вариантов, носящих деструктивный характер для и строящихся на чувствах вины и . Самокритика представляет более-менее объективную точку зрения на самого себя, где присутствуют и равно оцениваются как достоинства, так и недостатки, что можно сравнить с взглядом со стороны.

Основываются суждения самокритики на внутренних убеждениях человека, определяемых его ценностями и целями, и только подобное соотнесение себя со своими же предпочтениями имеет отношение к понятию самокритики. Любые сравнения и замечания о собственном несоответствии чужой системе ценностей говорят о зависимой позиции личности, неадекватной самооценке. О неадекватной самооценке (в завышенную сторону) свидетельствует отсутствие самокритики, что может быть обосновано низким уровнем личностного развития или нарушениями в психо-эмоциональной сфере (в маниакальной стадии неадекватность себя, как и отсутствие самокритики характерны).

В различном контексте и способе применения этой способности возможны потрясающие положительные результаты и губительные для психики последствия, поскольку, как и любое качество, особенно присущее высокоразвитой личности, самокритика лишь инструмент (и от человека зависит исход) и лакмусовый контроль (адекватности и степени развития).

Самокритика это хорошо или плохо

Сталкиваясь с данным понятием и его нейтральной изначальной окраской, тяжело однозначно определить причисляется самокритика к негативным проявлениям или же наоборот является той чертой, над развитием которой стоит работать. Жизнь сталкивает с теми, кто постоянно критикует себя, при малейшей оплошности начинает жаловаться и обвинять себя во всем, унижая свои качества и обесценивая личность – такие люди вызывают сочувствие только первый раз, а потом стремление убрать этого человека из своего круга общения неимоверно растет. В то же время тот, кто сам замечает свою ошибку, признает ее, возможно даже ругая себя в этом месте, но стремится к исправлению, зная и замечая свои положительные, сильные стороны, вызывает уважение, таким людям хочется подражать, они покоряют внутренней смелостью и силой в признании собственной не идеальности.

Польза самокритичного отношения выражается в возможности повышения собственной эффективности (отбрасывая неэффективные стратегии), дополнительной (к исправлению недостатков и заполнению пробелов), способности к тщательному анализу поставленной задачи (учитывая позитивные и негативные моменты, умея предусмотреть риски). Что касается сфер взаимодействия, то самокритичные люди более приятны в общении, за счет адекватной оценки себя, а соответственно и уважительного отношения к другим. Способность к объективной оценке себя помогает выстраивать более долгосрочные отношения, дает возможность слышать точку зрения другого и идти на компромиссные решения в случае столкновения мнений. Само понимание того, что все далеки от неписаных эталонов, порождает спокойное принятие недостатков других, что в свою очередь позволяет людям рядом дышать свободно и быть собой, не пытаясь соответствовать нормам.

Самокритика – это механизм, позволяющий замечать свои недостатки и, соответственно дает возможность исправлять их. Даже если речь идет не о наличии серьезных проблем, то приближенная к реальности самооценка и оценка своих способностей позволяет замечать актуальные пути и области и улучшения не только собственной личности, физического воплощения, но и качества жизни и приносимого в окружающую реальность вклада.

В то же время, психологическая наука не поощряет самокритику, как отдельно стоящее качество, поскольку подобное поведение вносит разлад во внутреннюю гармонию. В идеальном варианте человек принимает себя, радуется достигнутым успехам, а промахи замечает, делает выводы и исправляет по мере возможности. Т.е. именно в варианте объективного замечания собственных негативных качеств самокритика будет полезной, а вот при усердном внимании к недостаткам или при длительном порицании себя речь уже идет и .

Недостатки самокритики начинают проявляться при повышении ее уровня, несмотря на то, что самокритика признак гармоничной и развитой личности, доведенная до максимума она превращается в самобичевание, самоедство, которые оказывают разрушающее и деградирующее действие на личность. Среди последствий избыточной критики себя: снижение самооценки (и последующее разрушение личности), неуверенность, апатичность, потеря значимых социальных контактов (в больших дозах самокритика отталкивает окружающих), неспособность к выбору и принятию решения, развитие патологического чувства вина и токсического стыда.

Первые проявления можно скорректировать самому, изменив свое поведение и сфокусировавшись на достижениях. Можно попросить о помощи друзей и окружить себя позитивными и креативными людьми – настроение распространяется подобно вирусу, а привычка хвалить себя подхватывается от других, так же легко, как особые словечки и фразочки. А вот если ситуация доведена до абсурда и личность человека уже находится в процессе разрушения, то необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь по восстановлению адекватного уровня самооценки, устранению последствий токсинов вины и стыда, выработке новых моделей самостоятельного функционирования.

Критика и самокритика

Несмотря на то, что слова критика и самокритика воспринимаются многими заведомо негативно, ничего подобного в данных понятиях нет. Любая критика направлена на анализ и оценку деятельности человека, и имеет своими целями выявление ошибок, противоречий, оценку подлинности и достоверности. Сама критика и ее видопроявления могут принимать формы справедливой (когда находятся действительные и справедливые ошибки, несовпадения или недостоверности) и несправедливой (когда носит обвинительный характер, не соответствует действительности, сопряжена больше с эмоциями, чем с фактическими недочетами) критики.

Критическое мышление направленно на анализ (ситуации, процесса, человека, действия), без вмешательства личных предпочтений, настроенческих тенденций и желания увидеть определенный результат. Говоря о критическом восприятии мира, подразумевается способность адекватного взгляда, без розовых очков и стремления увидеть желаемое. Это способность, развиваемая с годами и жизненным опытом, дающая возможность абстрагировать и взглянуть на ситуацию со стороны, заметив как положительные, так и отрицательные стороны. Если, оценивая вашу работу, кто-то высказывает только негативное мнение, обесценивая успехи, то это или несправедливая критика, цель которой нанести урон вашей самооценке, либо необъективная оценка ситуации.

Подвергались критическим высказываниям все, причем обоим видам данного понятия. Можно воспринимать критические замечания как оскорбления, реагируя или обидой, уходя в протест или конфронтацию, а можно идти на сотрудничество и извлекать из замечаний пользу, благодаря человека за указание на не замеченные самостоятельно недочеты и стремясь к и исправлению.

Самокритика же работает по тем же самым законам, что и критика, с единственной разницей, что и критикует человек себя, что в некотором роде затрудняет возможность объективного отношения. Самокритика является чертой высокоразвитой личности, на простом основании, что у человека, не ориентирующегося на правила общества, считающего свои действия и рассуждения единственно верными, отсутствует хоть какая-либо способность к объективному рассуждению и непредвзятости.

Качества критики и самокритики являются одинаково значимыми, что на уровне индивида, что всего общества. В частном случае, они помогают совершенствоваться, адаптироваться в социуме, достигать большего, а в общечеловеческом эти механизма анализа и поиска несовершенств способствуют развитию и успешному существованию вида. Способность пересматривать прежние модели построения своей жизни, в частности и модели общественных институтов, дают возможности к изменениям, толчку к новым представлениям о мире. Это вечные двигатели (внешний и внутренний), способствующие развитию и самопредъявления.

Но так же, как излишняя самокритика съедает личность изнутри, критика, полученная из внешнего мира способна еще быстрее разрушить все стремления и самопонимания , являясь серьезным механизмом воздействия, заставляющим человека сомневаться в собственных силах, способностях, желаниях (особо жестокая и постоянная критика, доводила людей до сумасшествия и ).

В любом деле. Умение или способность здраво оценить свои действия – это фундамент для и самосовершенствования. Но насколько любой человек объективен в своей самокритике? Как не впасть в крайности – чтоб излишне не бранитьСЯ , или наоборот, вообще не видеть своих недостатков? Как найти баланс между первым и вторым?

Прежде всего, что такое самокритика?

Самокритика – самостоятельная оценка своей деятельности. Как варианты, это может быть и результатом самооценки – понимание своих сильных и слабых сторон, самопознания.

Самокритику и самооценку – ставлю в один ряд, суть одна, самооценка – оценивает себя как личность, самокритика оценивает свои поступки. А поступки, откуда берут начало? Личность рождает соответственные поступки, самокритика исходит, так или иначе, от самооценки. По этому эти два понятия взаимосвязаны.

Происхождение самокритики

Любая критика – выражает насколько то или иное соответствует заданному стандарту или идеалу. Но с самокритикой, на мой взгляд, сложнее. Я бы выделил два критерия оценки своих поступков: субъективная оценка или объективная, и по-другому, личностная или социально-зависимая.

Субъективная, личностная оценка своих действий

Человек, когда оценивает себя, свои поступки, — то делает сравнение первого, согласно своих систем ценностей, убеждений, верований. Это как сравнение идеального «Я», с тем нынешним «я», что, вот это, наделало….

В этом случае как себя правильно оценивать? Упирается так или иначе в систему ценностей, в то, что значит «идеальный человек », согласно ей. Если система ценностей завышенная – то и самокритика соответственная. Если ее нет – еще хуже…

Практический вывод – нужно прививать грамотные хорошие житейские ценности. Но уже будет другой вопрос: а что такое грамотные ценности?

Объективная оценка, социально-зависимая оценка себя

Прежде. Знаете в чем отличия объективного от субъективного? Коротко, лирическое математическое представление, Объективное – это среднее арифметическое от массового субъективного.

В отличии от личностной самооценки (самокритики) – где главным критерием служит система ценностей, здесь человек оценивает себя на основании того, как оценивает его общество, его окружение.

К счастью, здесь меньше путаницы. И как показывает практика, в психологии и социологии многих авторитетов – является самой точной критериями к самокритике, и самой верной. Т.е другими словами – человек оценивает себя так, как оценивают его большинство из его окружения. Бывают и тут проколы… (к примеру, это одно из принципов идеологии коммунизма)

Правильная самокритика и самооценка — как улучшить

Во первых, чтоб правильно себя оценивать и свои поступки – нужно иметь «правильную » оценочную шкалу, шкала зависит от системы наших ценностей и убеждений. Чтоб правильно себя судить – нужно правильные иметь жизненные ценности. Ищем их…

Во вторых, то, что о нас думают окружение, особенно значимые для нас люди, – является важным критерием в оценки нас самих. Добиваемся хорошей славы – хорошими делами…

ПС. Сам запутался с самокритикой и самооценкой, в общем самокритика – это частный случай самооценки. Самооценка – это большой самоанализ себя как личности в целом, самокритика – больше относится к частностям – поступкам, в категориях – хороши они или плохо…

Самокритичность - это свойство, присущее человеку, который способен адекватно оценивать свое поведение в реальной жизни, признавать совершенные им ошибки, стараться исправлять их.

Определение термина

Самокритичность - это качество, для которого существует несколько определений. Например, под этим термином подразумевается трезвая оценка самой личностью разных жизненных условий, признание промахов, проступков. Такое качество проявляется в критичном отношении к собственному «я». Некоторые психологи считают, что самокритичность - это отсутствие эгоизма, наличие самоуважения.

Преимущества

Попробуем выявить те отличительные характеристики, которые можно будет считать достоинствами данного качества.

Самокритичность, скромность - это те отличительные качества, которые все реже встречаются в современном поколении.

В качестве достоинств такой личности можно отметить следующее:

  • самосовершенствование предполагает определенные усилия, прикладываемые человеком для получения новых знаний;
  • способность признавать собственные недостатки позволяет проводить корректировку собственных действий для достижения результатов в определенной сфере деятельности;
  • люди, имеющие здоровую самооценку, анализируют свои действия, делают правильные выводы, устраняют проблемы и погрешности.

Самокритичность - это уважение не только к себе, но и к окружающим людям. Только человек, способный к самоанализу, может признавать собственные ошибки, идти на компромисс с собеседником.

Недостатки

Помимо многочисленных положительных параметров, у данного качества личности есть и определенные минусы.

Самокритичность, скромность, гордость характеризуют того человека, который чрезмерно требователен к себе. Это приводит к самоунижению, провоцирует возникновение депрессивного состояния. Возникает такая ситуация, при которой человек начинает видеть в себе только отрицательные качества, не замечает своих лучших сторон. При длительном самобичевании возникают разнообразные психические патологии, выйти самостоятельно из депрессии удается далеко не всем.

Высказывания о самокритичности

Данным качеством обладают персонажи многих литературных произведений, создаваемых отечественными и зарубежными писателями. Примеры самокритичности - высказывания великих философов, научных деятелей, художников и поэтов - свидетельствуют о том, как часто о данном качестве задумываются талантливые и одаренные люди.

Например, Сократ говорил, что он знает только то, «что ничего не знает». Особый интерес вызывает самокритичность Обломова в романе Гончарова. Главный герой этого произведения постоянно анализирует свои поступки, относится к себе с пренебрежением.

Многие люди в обществе представляют себя в роли жертвы, не хотят признавать собственные ошибки, не планируют их исправлять.

Правила

Для того чтобы развивалась самокритика, необходимо знать некоторые правила:

  • трудно найти идеальных людей;
  • не стоит отступать, если вы уверены в своей правоте;
  • необходимо прислушиваться к интуиции;
  • нужно получать удовольствие, не терять чувство юмора.

Самокритика является осознанной оценкой своих положительных характеристик как личности.

Например, план молодости, самокритичности Обломова можно считать той ценностью, которой владеют и пользуются далеко не все.

Проблемы из детства

Проблемы, связанные с самокритикой, начинаются с детства. Когда родители из лучших побуждений невольно занижают самооценку своих детей, они не догадываются, какие последствия это будут иметь для детей.

К примеру, мамы возлагают на своих малышей высокие надежды, а если они не оправдываются, принижают самооценку, критикуя их.

Малыши не понимают, почему ими не довольны, и постепенно превращаются в неуверенных в себе подростков. вовсе не означает, что необходимо постоянно хвалить своих детей. Но критика должна быть разумной, чтобы не возникало проблем с психическим состоянием.

Дети, имеющие заниженную самооценку, выбирают себе для общения на них. При каждом промахе, неверном поступке, они будут считать себя еще более несостоятельными личностями. Таким подросткам присущи пессимизм, боязнь публичного выступления, низкая активность.

Важные моменты

У любого человека есть определенные недостатки. Снимать маску, демонстрировать свое подлинное лицо способны далеко не все. Критикуя себя, нельзя переходить определенные рамки, иначе испортится настроение, ухудшится физическое самочувствие, могут появиться депрессивные симптомы.

Самокритика должна стать некой палочкой-выручалочкой, помогающей исправлять ошибки, устранять проблемы. Именно она дает возможность для нового старта к самосовершенствованию и развитию.

Вместо заключения

Самокритика является рефлексивным отношением человека к себе, его способностью самостоятельно искать ошибки, оценивать поведение, анализировать действия. Наличие самокритики является обязательным условием психического комфорта человека.

Это реалистичный и объективный анализ своих преимуществ и недостатков, сильных и слабых качеств. Человек, способный оценивать себя объективно, без предубеждения относится к собственным промахам, старается исправить их. Такой человек не любуется своим совершенством и неповторимостью, а стремится повысить свой интеллектуальный уровень.

В повседневной жизни такое качество помогает людям достигать карьерных высот. Они уважительно относятся к коллегам, поэтому из людей с адекватной самооценкой получаются отличные руководители.

Лучшими учениками в школе являются именно те ребята, которые обладают нормальной самокритичностью. Такое качество дает им возможность задействовать дополнительные силы для приобретения знаний, они не ограничиваются «верхоглядством».

В ходе научных экспериментов, проводимых психологами, удалось установить связь между наличием у подростков самокритичности и их успешностью в школьной жизни. К сожалению, анализировать свои достижения и неудачи, делать соответствующие выводы способны только единицы школьников.

При введении федеральных образовательных стандартов второго поколения в общеобразовательные школы ситуация изменилась в лучшую сторону. ФГОС предполагает проведение на уроках, внеклассных мероприятиях рефлексии. В ее рамках ребята анализируют свою деятельность, дают ей оценку.

После детального анализа универсальных навыков, приобретенных ими в процессе урока (занятия), педагог может менять

Подобное нововведение позитивно отразилось на формировании у навыков проведения самооценки, способствовало стимулированию самостоятельной деятельности школьников при получении универсальных учебных навыков и умений.

Разработчики всех нововведений, внедряемых в настоящее время в российские учебные заведения, старались максимально увеличить стремление детей к самостоятельному развитию.

С этой же целью в учебных программах по разным научным дисциплинам в школах РФ появилась обязательная проектная и исследовательская деятельность. В процессе проведения самостоятельных экспериментов дети получают не только коммуникативные навыки, важные знания, но и учатся проводить самооценку.

Самокритика (Самокритичность) как качество личности – способность трезво оценивать свои поступки и признавать ошибки; склонность выявлять недостатки в своей работе, в своём поведении.

К одному мастеру пришёл человек и спросил: - Что мне следует делать, чтобы стать мудрым? Учитель ответил: - Выйди и постой там. А на улице шёл дождь. И человек удивился: - Как это может помочь мне? Но кто знает, всё может быть… Он вышел из дома и встал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: - Я постоял там, что теперь? Мастер спросил его: - Что случилось? Когда вы там стояли, было ли дано вам какое-нибудь открытие? Человек ответил: - Открытие? Я просто думал, что выгляжу, как дурак! Мастер сказал: - Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь вы можете начинать. Вы на правильной дороге. Если вы знаете, что вы дурак, то изменение уже началось.

«Всех умней, по-моему, тот, кто хоть раз в месяц самого себя дураком назовет, - способность ныне неслыханная! – писал Ф.М. Достоевский.

На самокритике в большой степени построено развитие личности. Чтобы личностно расти, совершенствоваться, нужно быть строгим, самокритичным к себе. Критицизм к другим следует подавлять, самокритичность к себе – поощрять, не переходя при этом в самобичевание и самоедство. Результатом самокритики должен быть какой-то обет, аскеза, самоизучение, а не бесплодное самокопание и самоунижение.

От негативной самокритики нет никакого толку. Самокритика ради самокритики – действо, недостойное разума. От неё один только вред, выраженный в ударе по самооценке и формировании многочисленных комплексов. Самокритика хороша, если мы с её помощью диагностировали в себе проявление порочных качеств личности и начинаем активно заниматься самовоспитанием – взращиванием в себе достоинств, которые, окрепнув, нейтрализуют выявленные пороки. То есть задача самокритики: запеленговать голос порочных качеств личности и накрыть их развивающимися достоинствами.

Достоинство самокритики – она позволяет трезво, не предвзято смотреть на себя. После этого человек может не тенденциозно смотреть и на окружающий мир. Односторонний критицизм всегда ущербен из-за своей поверхностности и насыщенности гордыней. Он даёт искажённое, иллюзорное видение мира, генерирует эгоизм и тщеславие. Франсуа де Ларошфуко писал: «Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили».

Развив в себе самокритичность, человек начинает жить по совести, а, значит, видит в мире больше чистоты и красоты. Критикуя себя в разумных пределах, человек начинает больше уважать других. Наличие самокритики считается условием психического здоровья личности. Объективная и реалистичная оценка собственных сил и слабостей, достоинств и недостатков – часть здорового самопринятия.

Психологи считают что самокритичность – это «умение отстраненно взглянуть и оценить себя и свои поступки; увидеть собственные ошибки и по возможности их исправить. Самокритичность – это отношение к своим мыслям, словам и поступкам без предубежденности в собственной правоте. Самокритичность – это трезвая оценка себя и своих действий в различных обстоятельствах, это сочетание ума, позволяющего увидеть свои промахи, и смелости, позволяющей их признать. Самокритичность – это отсутствие самолюбования при наличии самоуважения. Самокритичность – это активное желание собственного личностного роста».

Самокритичность – признак того, что человек находится под влиянием энергии благости. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и невежества, как правило, считают, что только они хорошие, а остальные – скопище пороков. Они ругают мир, своё окружение, отыскивают недостатки в других, проявляют недовольство всем и вся. Человек в благости видит недостатки в себе. Это активная самокритика. Исправить себя, учесть свои ошибки куда проще, чем изменить других людей. Иными словами, человек в благости занимается активной, результативной самокритикой, ибо видит собственные недостатки и взращивает в себе достоинства. Находясь под влиянием энергии страсти, он критикует тех, кто не с ним. Невежественный человек критикует всех без разбору. Для него один Бог – это он сам.

Разумная самокритика – честное признание своих недостатков. Самокритичность ни в коей мере не должна якшаться с комплексом неполноценности и деструктивным чувством вины. Закомплексованность – результат глупой самокритики. Профессор Мелани Феннелл пишет: «Закомплексованные люди ставят на себя клеймо («глупый», «недостаточно компетентный», «непривлекательный», «никуда не годная мать») из-за любой трудности или неудачи. Такое отношение к себе провоцирует полное игнорирование положительных качеств. В результате человек видит себя только с одной стороны. Отсюда и излишняя самокритичность».

Самокритичность в дружбе с разумом – признак духовно развитой личности. Когда человек смиренно настраивается не на свои самооправдания и самообман, а на энергию своего духовного наставника, он находит объяснение своему поведению, причём такое, какое должно быть, а не какое ему хочется. Осознав своё непотребство, он начинает раскаиваться. То есть самокритика реализуется правильно, если человек имеет правильный настрой – без обиженности, гордыни и глупости. Самокритика результативна, пока человек верит в себя. Без веры в себя она превращается в самораздавливание, в самоуничтожение.

Самокритика – способность людей развитых, зрелых и целостных. Человек, не способный признать то, что он где-то не прав – инвалид самокритичности. То есть он не способен к самоанализу, самоисследованию, самокритике. Зрелый человек спокойно, доброжелательно смотрит на мир, ни на кого не посягает, никого не пытается давить, менять, поучать.

По-настоящему самокритичный человек понимает, что он не совершенство, что, как и у всех, в нём в проявленной или не проявленной форме присутствуют недостатки, поэтому он, принимая себя, разрешает быть себе несовершенным, при этом делает всё возможное, чтобы нивелировать свои недостатки вскормленными и заботливо выращенными достоинствами.

Самокритика не должна калечить личность. Если, критикуя себя, человек испытывает стресс, растаптывает свою самооценку и вползает в депрессию, значит, он занимается не самокритикой, а самоликвидацией, значит, он подвергся атаке со стороны идеализаций и различных избыточностей, крайностей и чрезмерностей. Правильная самокритика подталкивает человека двигаться дальше в плане личностного роста. Нельзя, взглянув в себя самокритично, испытывать к себе неуважение. Поэт Игорь Губерман в этой связи писал:

Красив, умён, слегка сутул,
Набит мировоззрением.
Вчера в себя я заглянул
И вышел с омерзением.

Один молодой литератор однажды сказал Марку Твену, что теряет уверенность в своём писательском таланте. - Посещали ли вас когда-либо подобные ощущения? - спросил литератор. - Да, - ответил Твен. - Однажды, когда я уже писал пятнадцать лет, я вдруг осознал, что я абсолютно бездарен. - И как же вы поступили? Бросили писать? - Да как же я мог? К тому времени я был уже знаменит.

Петр Ковалев 2014 год

Здоровая самооценка, трезвый анализ поступков, мыслей и желаний, конструктивная критика и самокритика – неотъемлемые элементы и самопознания. Но что делать, когда самокритика становится избыточной, мешает работать, любить? Давайте поговорим об этом.

Самокритика – исследовательское, аналитическое отношение человека к себе, оценка поступков, мышления и их результатов, поиск и признание собственных ошибок. Самокритичность – черта характера.

Самокритика тесно связана с :

  • Если последняя занижена, то человек постоянно считает себя недостойным, плохим, виновным во всех мировых бедах.
  • Если же самооценка завышена, то человек не умеет признавать промахов, избегает ответственности, считает себя лучшим.
  • И только адекватная самооценка обеспечивает адекватную самокритику.

Объективная и субъективная критика

Объективная критика – оценка фактов. Субъективная критика – отношение, основанное на личности.

В широком смысле объективную оценку можно представить как понимание определенной , а субъективную – как общую оценку личности на основе всего одной черты. Что это значит: я забывчив, но это не делает меня некомпетентным работником или плохим другом, я могу записывать важные детали. Или: я вспыльчив, но умею сохранять самообладание, что делает меня хорошим человеком.

Объективная критика обычно дает точные данные, почти не содержит оценки. Субъективная критика чаще носит оценочный характер «хорошо – плохо». Например, человек считает себя жалким, никчемным. Но если он посмотрит исключительно на факты, то увидит, что он неплохо продвинулся по карьерной лестнице, мотивирует друзей, да и вообще намного счастливее других. Откуда изначально взялась установка на никчемность? Это убеждение, которое когда-то было чьей-то субъективной критикой.

Требовательность родителей, неадекватное порицание, наказания, принижение, оскорбления, отсутствие похвалы рождают установку на никчемность и выступают предпосылкой чрезмерной самокритики. Во взрослой жизни такие люди не дают себе права на ошибку. И наша с вами цель – научиться любое субъективное (личное) мнение превращать в адекватную объективную оценку (критику).

Хорошо это или плохо

Самокритика вредна тогда, когда превращается в самоедство, самокопание.

  1. Одна из причин такого поведения – амбивалентность чувств, мотивов, эмоций. Когда человек сам четко не знает, чего хочет, то нередко вступает в с самим собой. Тогда постоянное самокопание и самокритичность становятся образом жизни.
  2. Основа самокритики – внутренние мотивы, убеждения, принципы, цели личности. Но если сам человек не определился в жизни, то ориентирами становятся чужие системы убеждений и ценностей. Это вторая причина, по которой возникает чрезмерная самокритика.
  3. Третья причина – отсутствие . Если индивид не понимает, где его ответственность, а где вина другого человека, что он может контролировать, а над чем бессилен, то будет все неудачи, трудности, проблемы записывать на свой счет.

Чрезмерная самокритика подавляет самостоятельность, инициативность. Чем больше человек убежден, что у него снова ничего не выйдет, тем больше появляется и меньше желания пробовать что-либо.

Из-за постоянного порицания самооценка снижается еще больше. Вместе с этим возникает и стыда. Они становятся хроническими, а позже трансформируются в , .

Как избавиться от чрезмерной самокритики

Глупый, непривлекательный, бестолковый – продолжают клеймить себя выросшие в неблагоприятных условиях дети. Наша психика устроена так, что во внешней среде мы находим подтверждение тому, во что верим. Вот и люди с комплексами не просто критикуют себя, а находят вполне адекватное объяснение своей оценке.

Каждый человек имеет положительные и отрицательные качества, совершает ошибки и побеждает. Видеть свои недостатки тоже важно, но нельзя при этом забывать о положительной стороне. С этого и нужно начать работу по избавлению от чрезмерной самокритики.

Придерживайтесь следующего плана:

  • Попросите хорошего знакомого составить вашу характеристику. Пусть независимое лицо выпишет ваши сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Можете попробовать и сами сделать это, но, возможно, в силу пока еще негативного мышления с первого раза это не получится.
  • Разрешите себе признавать успехи, хвалить себя. Возможно, в детстве вас ругали, успехов не замечали, а адекватную демонстрацию достижений называли хвастовством. Поймите, что собой можно и нужно гордиться. Позвольте себе отступить от .
  • Прекратите сравнивать себя с другими. Иногда мы забываем, что люди обладают разными способностями, возможностями, свойствами психики и . Нет смысла в том, чтобы обвинять в медлительности флегматика или просить холерика качественно и долго выполнять монотонную работу. И тому, и другому выполнить это будет очень непросто. Научитесь ориентироваться только на себя, понимать свои особенности и использовать их с пользой. Не требуйте невозможного, тогда и обвинять себя не придется.
  • Проанализируйте, какие образы и возникают в момент самокритики, чувства дискомфорта из-за очередной неудачи. наверняка подсказывает вам, где искать корни дурной привычки. О ком вы думаете, кого вспоминаете, чей голос слышите?
  • Теперь подумайте, была ли оценка этого человека объективной? Или он просто выместил на вас свой негатив. Не исключено, что ваша самокритичность – результат чьей-то зависти, обиды, злости. Еще вероятнее, что эти чувства были направлены не в вашу сторону, просто вы оказались не в том месте.
  • Не забывайте анализировать основу мыслей: факты или домыслы. Необъективная оценка – результат работы воображения, придумывания, ощущений. Всегда спрашивайте: это так и есть или мне это кажется, я так думаю?

Самое сложное в работе – заметить проявления самокритики, научиться вычленять негативные установки. В этом поможет ведение дневника. В течение месяца каждую критическую ситуацию расписывайте по следующему плану:

  • что случилось;
  • что я себе сказал (самокритика);
  • какие эмоции и чувства я испытал;
  • как я дальше поступил.

Оформляйте это как таблицу, регулярно сравнивайте записи. Скоро вы заметите, что стрессовые ситуации и результат самобичевания похожи друг на друга, а значит, борьба будет проще, чем вы думаете. Также вы заметите, как негативные мысли разрушают вас, вызывают отрицательные переживания, сковывают действия или заставляют поступать совершенно неполезным для вас образом.

Когда проблема станет очевидной, дополняйте таблицы. Вносите пункт «альтернативная оценка ситуации» и «результат новой оценки». Посмотрите на каждую ситуацию под другим углом, поймите, что вы не могли предвидеть какие-то события или что-то выходило за рамки вашей компетенции. Потом оцените свои эмоции, чувства и состояние при альтернативном восприятии. Как вы поступите при таком раскладе? Эти результаты устраивают вас больше, они полезнее?

Помните, что правильных и неправильных вариантов в таблицах не бывает. Вы просто описываете себя, свои мысли, свою жизнь. Не переживайте, если сначала будет сложно искать альтернативы. Вы учитесь смотреть на ситуацию иначе, не воспринимать себя однобоко, находить объяснения, оправдания, подчеркивать свои сильные стороны. На это уйдет несколько недель, а то и месяцев. Но потом вы автоматически без записей будете так анализировать каждую трудную ситуацию, а вместе с тем видеть свою объективную роль в ней.

Чрезмерная самокритика превращается в самоунижение. От этого обязательно нужно избавляться. Проводите письменный анализ каждой ситуации, где ощущаете себя никчемным. Уже скоро вы заметите деструктивность такого мышления, а потом на сознательном уровне подберете план его изменения.