Самая горячая эмоция человека. Виды эмоций и чувств человека

Отвращение и презрение 285

Поскольку человек обращает свое презрение против людей (или против самого себя), очень трудно найти в этой эмоции что-нибудь позитивное или адаптивное. Возможно, что презрение служит конструктивным целям тогда, когда оно направлено против тех, кто действительно заслуживает его: тех, кто повинен в хищническом уничтожении природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, в росте преступности, кто совершает аморальные поступки, угнетает других людей, разжигает войны и конфликты. Возможно также, что презрение является средством укрепления социальных норм и групповой конформности. Человек, который пренебрегает социальными нормами, постоянно демонстрирует девиантное поведение, может вызвать у людей презрение. Если это презрение разделяется большинством группы, то оно становится мощным средством давления на индивида, - последний либо принимает групповые нормы, либо изгоняется из группы. В тех случаях, когда девиантное поведение связано с нарушением юридических или моральных норм или наносит ущерб здоровью самого человека и окружающих его людей, выражение презрения со стороны группы вполне оправдано и может оказаться полезным. Человек, ставший объектом общественного презрения, может почувствовать стыд, а стыд, как мы увидим в главе 15, может быть мотивом к самосовершенствованию.

Негативное значение эмоции презрения очевидно. Презрение является необходимым элементом любых предрассудков, включая расовые. Из трех эмоций, составляющих триаду враждебности (гнев, отвращение, презрение), презрение - самая коварная и самая холодная эмоция. Если в гневе человек <вскипает> и ощущает сильнейший импульс к действию, то презрение порождает холодность и отчужденность, которые могут стать основой хитрости и коварства. Эмоция презрения приводит к деперсонализации объекта презрения, заставляет воспринимать его как нечто <недочеловеческое>. Именно в силу этих характеристик презрение часто выступает как мотив к убийству и массовому истреблению людей.

К сожалению, до сих пор солдат в армии воспитывают в духе презрения к противнику. Их учат деперсонализировать врага, добиваясь, чтобы солдат мог с легкостью убивать. Однако подобное обесценивание человеческой жизни может приводить к истреблению гражданского населения - женщин, стариков, детей. Чем, если не презрением, можно объяснить бессмысленное истребление множества невинных, беззащитных людей, которое часто происходит во время военных конфликтов?

В нашем обществе, как и в большинстве других, существующих на Земле, презрение зачастую проявляется в очень коварных формах. Поскольку презрение всегда связано с обесцениванием и деперсонализацией, оно лежит в основе различного рода предубеждений и предрассудков - расовых, классово-социальных, классово-экономических, этнических, религиозных, сексуальных.


История человечества знает немало примеров того, как расовые и этнические предрассудки приводят к угнетению целых народов, к лишению их целого ряда прав и привилегий. Предрассудки белых людей по отношению к людям черной расы стоили последним множества лишений как в личностном, так и в социально-экономическом плане. Отмена рабства в США в 1864 году была лишь началом долгой и трудной борьбы с дискриминацией черного населения.

Порабощению подвергались не только чернокожие африканцы. Египтяне поработили народ Израиля, греки - египтян, римляне - греков; этот ряд можно продолжать до бесконечности, победители всегда порабощали побежденных. До сих пор победа означает превосходство, а поражение - подчинение и лишение прав. Победитель с презрением относится к побежденному, побежденный испытывает стыд и унижение.

Однако все имеет свою цену и за все нужно платить. Наполняя свою жизнь презрением, человек расплачивается за него свободой мышления. Презрение и вызванные им предрассудки ограничивают разум, не позволяют воспринимать жизнь во всей ее полноте и богатстве. В свою очередь тот, кто постоянно испытывает на себе презрение, живет с хроническим чувством стыда или в постоянном ожидании его, что приводит к снижению самооценки и чувству собственной неполноценности. Нам неизбежно приходится платить за свои предрассудки, хотя эта расплата происходит незаметно и последствия ее не всегда очевидны. Жертвы предрассудков находятся в еще более тяжелом положении, поскольку постоянно осознают то клеймо неполноценности, которым их отметило общество.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВРАЖДЕБНОСТЬЮ И АГРЕССИЕЙ

Основная задача этого раздела - показать различия между враждебностью и агрессией и дать несколько более специфичное определение агрессии по сравнению с теми, которые обычно встречаются в научных трудах. Главное отличие одного от другого состоит в том, что враждебность складывается из аффективного опыта (эмоций, чувств) и аффективно-когнитивной ориентации, тогда как агрессия состоит из действий, направленных на причинение вреда.

Враждебность - это комплексная аффективно-когнитивная черта, или ориентация личности. Враждебность складывается из различных эмоций, драйвов и аф-фективно-когнитивных структур, взаимодействующих друг с другом. Из эмоций в комплексе враждебности самое важное место занимают эмоции гнева, отвращения и презрения. Враждебность также включает в себя драйвы, межаффективные интер-акции и, довольно часто, представления и фантазии, связанные с причинением вреда объекту враждебности. Такие образы и фантазии не обязательно содержат в себе реальное намерение причинить объекту вред. Враждебность имеет переживатель-ный и экспрессивный компоненты, но не включает в себя вербальные или физические действия. Эмоции гнева, отвращения и презрения влияют на перцептивные процессы и благоприятствуют возникновению образов и мыслей, созвучных аффекту, в результате чего и возникает враждебность. Поскольку враждебность отражает негативные эмоции (например, посредством гневной экспрессии), она может причинить вред тому, на кого она направлена, но этот вред бывает преимущественно психологическим.

В рамках теории дифференциальных эмоций мы определяем агрессию как враждебное действие или поведение. Агрессия - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности; он совершается для того, чтобы причинить ущерб другому человеку (или себе), оскорбить его. Понятие <физический акт> включает в себя как физические, так и вербальные действия. Причиняемый ущерб может быть и психологическим, и физическим (удар по телу или удар по самолюбию). Точно так же боль, вызванная агрессивным действием, может быть как физической, так и психологической. Агрессия, как правило, мотивируется враждебностью и порожденными ею образами и фантазиями, но она также может оказывать обратное влияние на враждебность, ослабляя или усиливая ее. Таким образом, враждебность рассматривается нами как сложное мотивационное состояние, а агрессия - как детерминируемое этим состоянием поведение.

Концептуальная парадигма, очерченная этими определениями, предполагает, что, несмотря на сходство экспрессии (пантомимической и вокальной), враждебность еще не есть агрессия, поскольку последняя определяется как физическое действие, отдельное от эмоционального процесса. Но аффективная экспрессия может отражать и гнев, и отвращение, и презрение и тем самым может причинить эмоциональный и психологический ущерб. Следовательно, враждебность (выражение аффекта), так же как агрессия, требует регуляции и контроля. Понимание различий между враждебностью (аффекты, когнитивные структуры, выражение аффекта) и агрессией (действия, направленные на причинение вреда) может способствовать выработке более тонких приемов контроля над этими явлениями.

Речевые реакции (например, брань), направленные на другое лицо, занимают промежуточное положение между выражением эмоции и физическим действием. Они представляют собой разновидность моторного акта, но причиняемый ими ущерб является чисто психологическим (как при враждебности). Вербальные атаки - это больше, чем выражение эмоции (если исходить из того, что экспрессия является компонентом эмоции), это скорее следствие эмоции, нежели ее компонент. Следовательно, враждебную вербальную активность правильнее рассматривать как форму агрессии.

Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности

Исследования, подобные изучению эмоции печали и аффективной картины депрессии, были проведены и для базовых эмоций гнева, отвращения и презрения, а также феномена враждебности. Полученные с помощью стандартной ШДЭ профили эмоций для ситуаций враждебности, гнева, отвращения и презрения представлены в табл. 12-3. Эти результаты несколько отличаются от аффективных профилей ситуаций печали и депрессии. Если последние существенно отличаются друг от друга и от профилей всех других фундаментальных эмоций, то профили эмоций, полученные для воображаемых ситуаций враждебности и гнева, оказались фактически одинаковыми. Кроме того, за исключением ожидаемого различия показателей ключевой эмоции (той, которая названа в инструкции), профили ситуаций отвращения и презрения по своей форме оказались очень близки профилям враждебности и гнева.

Из четырех профилей самым специфичным является профиль ситуации презрения. Если принять сумму показателей гнева, отвращения и презрения за общий показатель враждебности, мы обнаружим, что он ниже всего в ситуации презрения. Это объясняется главным образом тем, что ситуация презрения вызывает значительно меньше гнева, чем ситуации враждебности и гнева, и несколько меньше по сравнению с ситуацией отвращения. Профиль презрения характеризуется и некоторыми другими особенностями. По сравнению с тремя другими профилями он имеет более низкие показатели страдания и страха. Показатели чувства вины и смущения в ситуации презрения также несколько ниже, чем в других ситуациях. Обратная закономерность обнаруживается для показателя радости, который имеет самое высокое значение в ситуации презрения. Если в ситуациях враждебности, гнева и отвращения радость почти не упоминается, то в ситуации презрения ее показатель значительно превосходит минимальное значение, равное 3,00.

Таблица 12-3

Эмоциональные профили для воображаемых ситуаций враждебности, гнева, отвращения и презрения*

Эмоция; Ситуация (Враждебность (n=213); Гнев (n=30); Отвращение (n=33); Презрение (n=37)).

Гнев; 12,46; 12,53; 10,39; 9,86; Презрение; 10,28; 10,60; 9,88; 10,49; Отвращение; 10,05; 10,97; 10,70; 9,19; Печаль; 8.99; 9,33; 8.97; 7,78; Интерес; 8,58; 8,93; 7.79; 8,68; Удивление; 7,66; 7,87; 7,09; 6,62; Страх; 5,62; 5,97; 5,27; 4,89; Вина; 5,42; 6,33; 5,33; 5,00; Смущение; 4,64; 4,57; 4,61; 4,08;

Радость; 3,43; 3,80; 3,70; 5,16;

*Показатели взяты из <Шкалы дифференциальных эмоций>, максимальный показатель 15, минимальный - 3.

Сам собой напрашивается вывод о том, что ситуация презрения с меньшей вероятностью толкает человека к агрессии, чем ситуации гнева и отвращения. Если это заключение верно, презрение - наименее опасная эмоция в триаде враждебности. Однако при внимательном анализе эмоционального профиля ситуации презрения обнаруживаются некоторые факторы, противоречащие такому заключению, а именно: в ситуации презрения по сравнению с тремя другими ситуациями активируется меньше печали, вины и страха, то есть тех эмоций, которые служат ингибиторами агрессии. Кроме того, ситуация презрения в каком-то смысле выгодна и даже приятна: человек, переживающий презрение и выражающий его в поведении, чувствует себя вполне удовлетворительно.

Говоря о гневе, мы часто используем такие метафоры, как <пламя гнева>, <накал гнева> и т.п., и они неслучайны. У разгневанного человека краснеет лицо; гнев в буквальном смысле <обжигает> человека. Агрессия, к которой часто приводит гнев, скорее всего объясняется высокой интенсивностью эмоционального переживания, высоким уровнем мобилизации энергетических ресурсов индивида. Презрение же, напротив, является самой <холодной> эмоцией в триаде враждебности, но именно потому, что оно сопровождается девальвацией объекта презрения, отчуждением от него, именно в ситуациях презрения велика вероятность совершения <хладнокровной> агрессии.

В табл. 12-4 показано, что драйвы и аффективно-когнитивная ориентация являются частью паттерна враждебности. Как мы и предполагали, в ситуации враждебности значительно повышенными оказались показатели энергии (силы), эготизма и скептицизма, а показатели спокойствия (уравновешенности) и сексуальности были заметно понижены. (В профилях нескольких испытуемых наблюдалось повышение показателя сексуальности; эти испытуемые описывали ситуации, когда они испытывали враждебность к человеку противоположного пола.) Данные, приведенные в табл. 12-4, ясно показывают, что враждебность представляет собой комплекс эмоций, драйвов и аффективно-когнитивной ориентации.

Таблица 12-4

Аффективный профиль для воображаемой ситуации враждебности*

Шкала;Значение.

Гнев; 13,34; Презрение; 12,73; Отвращение; 11,48; Печаль; 8,57; Сила; 9,48; Скептицизм; 8,27; Эготизм; 7,16; Страх; 6,04; Общительность; 5,14; Вина; 5,09; Сексуальность; 3,64; Спокойствие; 3,66;

*По данным модифицированной ШДЭ (дополнительные шкалы: сила, скептицизм, эготизм, общительность, сексуальность, спокойствие): максимальный показатель - 15, минимальный - 3.

Результаты данного исследования подтвердили наше предположение о том, что враждебные эмоции, повышающие вероятность агрессии, присутствуют в профилях самых разных эмоционально значимых ситуаций. Дальнейший анализ сходства и различий, существующих между эмоциональными профилями различных ситуаций, поможет нам глубже понять те мотивы, которые лежат в основе агрессивного поведения.

Ранговый порядок эмоций в ситуации враждебности одинаков для мужчин и женщин. По сравнению с мужчинами у женщин отмечаются несколько более высокие показатели эмоций гнева, отвращения и презрения, кроме того, они значительно превосходят мужчин по показателям печали и удивления. Высокий показатель печали позволяет предположить, что в ситуации враждебности у женщин активируется одна из тех эмоций, которые служат ингибиторами агрессии.

Изучение эмоции отвращения дает нам много ценной информации о некоторых существенных характеристиках человеческих эмоций вообще. Исходная и наиболее очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Само мимическое выражение отвращения в своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта.

Выражение отвращения опосредуется самой древней в филогенетическом плане частью центральной нервной системы - стволом мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Экспериментальные данные о нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе мимического выражения отвращения, подтверждают нашу гипотезу о врожденном и универсальном характере базовой эмоциональной экспрессии. Они также подтверждают наше предположение о том, что эмоции являются результатом нейрохимических процессов и не зависят от степени развития когнитивных структур. Разумеется, по мере взросления мы научаемся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное <Я>.

В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как <пищевая> эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Такой подход жестко связывает переживание отвращения с когнитивными способностями (способностью понять саму идею <зараженности>), которые развиваются у индивида не раньше семилетнего возраста. Несмотря на свою ограниченность, этот подход дает нам фундамент для понимания эмоционально-когнитивных взаимоотношений и усвоенных эмоциональных реакций.

Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или о позитивном значении данной эмоции. Мы можем лишь предполагать, что в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Даже в наше время солдатам в армии внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, - вероятно, для того чтобы солдаты, преисполнившись чувства собственного превосходства, проявляли больше храбрости в бою и с легкостью уничтожали врага. Возможно, презрение является адекватным чувством тогда, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, загрязнение окружающей среды, угнетение, дискриминация, преступность.

Негативные аспекты эмоции презрения достаточно очевидны. Все предрассудки и так называемые <хладнокровные> убийства вызваны презрением.

Ситуации, активирующие гнев, зачастую одновременно активируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трех эмоций можно рассматривать как триаду враждебности. Однако враждебность необходимо отличать от агрессивного поведения. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Человек, испытывающий враждебные чувства, может и не проявлять агрессии. И наоборот, можно вести себя агрессивно, не испытывая враждебности.

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Ekman P., Friesen W. V. A new pan-cultural facial expression of emotion. - Motivation and Emotion, 1986,10,159-168.

Полученные в кросс-культурных исследованиях свидетельства универсальности гримасы презрения.

Fallon A. Е., Rozin P., Pliner P. The child"s conception of food: The development of food rejection with special reference to disgust and contamination sensitivity. - Child Development, 1984,55,566-575.

Исследуется возникновение отвращения в его связи с отверженном пищи и с понятием <грязь>.

Izard С. Е., Haynes О. М. On the form and universality of the contempt expression: A challenge to Ekman and Friesen"s claim of discovery. - Motivation and Emotion, 1988, 12(1), 1-16.

Свидетельства множественности способов передачи презрения мимикой в разных культурах.

Rosenstein D., Oster Н. Differential facial responses to four basic tastes in newborns. - Child Development, 1988,59(6), 1555-1568.

Объективный анализ мимики новорожденных (в том числе мимики презрения) в ответ на четыре основных вкуса.

Rozin P., FallonA. Е. A perspective on disgust. - Psychological Review, 1987, 94(1), 23-41.

Изложена теория возникновения отвращения (определяемого как эмоция, связанная с чувством вкуса). Рассмотрена роль понятия <грязь> при отвержении пищи и при отвращении. Предложена модель, объясняющая ответные реакции для приобретенных эмоций, а также развитие аффективно-когнитивных структур (взаимосвязь эмоций и сознания).

SteinerJ. Е. The human gustofacial response. - In: /. F. Bosma (Ed.). Fourth symposium on oral sensation and perception. - Rockville, MD, U.S. Department of Health, Education and Welfare 1973.

Показано, что ответственные за выражение отвращения области нервной системы расположены в эволюционно очень древних подкорковых областях головного мозга. Приведены наблюдения за младенцами, рожденными с патологиями коры головного мозга.

СТРАХ И ТРЕВОГА

Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Несколько лет тому назад Изард (lzard, 1971) провел исследование, в котором изучалось отношение представителей разных стран (США, Англии, Германии, Швеции, Франции, Греции и Японии) к различным эмоциям. Ответы м"ужчин и женщин, представлявших эти семь стран, анализировались отдельно. Большинство опрошенных в ответ на вопрос <Какой эмоции вы больше всего боитесь?> назвали эмоцию страха. Возможно, именно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. Опрошенные нами люди сообщали о переживаниях печали, гнева, отвращения, презрения и даже стыда гораздо чаще, чем о переживании страха.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАХА

И все же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Джейн пережила страх, смешанный с гневом и другими эмоциями, в возрасте 16 лет при разводе родителей.

Наверное, самое большое возмущение и обиду у меня вызывало то, что родители теперь почти не замечали меня. Особенно отец. Он как будто забыл о том, что у меня есть уши, что я слышу все те разговоры, которые явно не предназначались для меня, что они заставляют меня страдать, пугают меня. Я боялась, не зная, чего мне ждать. Неужели развод? Всякий раз, когда я думала об этом, я готова была разреветься. Мне казалось, будто рушится вся моя жизнь, что в случае развода родителей я просто потеряю их.

В следующем отрывке из рассказа Джейн содержится описание одной из самых распространенных причин страха. Этой причиной является неуверенность. Семья, взрастившая Джейн, рушилась прямо на ее глазах. Джейн казалось, что она теряет корни, и это порождало у нее чувство утраты контроля над ситуацией - одно из тех чувств, которым характеризуется переживание страха.

Я уехала из Нью-Джерси в Делавэрский университет, понимая, что мне, возможно, не суждено вернуться в родной дом. Мать сказала, что в сентябре они с моей сестрой, возможно, переедут на другую квартиру. Я старалась не думать об этом, потому что это было невыносимо - знать, что мой родной дом, дом, в котором я выросла, станет чужим, что в нем будут жить другие люди. Из всех эмоций, которые я переживала тогда, самой сильной, наверное, была эмоция страха. Я испытывала чувство неуверенности в завтрашнем дне. Мне казалось, что жизнь обходится со мной слишком жестоко, я не знала, что ждет меня в ближайшие четыре года и где теперь будет мой дом.

Джейн лишилась чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне, ей казалось, что она утеряла контроль над своей жизнью. Чувство неуверенности является одной из базовых причин страха, ибо оно переживается человеком как угроза.

Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Наверное, вам несложно будет назвать случаи из детства, когда вы бывали чем-то сильно напуганы - скорее всего, вы помните их так ярко, словно это случилось вчера. Обстановка и предметы, связанные с тем детским переживанием страха, возможно, до сих пор эмоционально значимы для вас. Люди, страдающие фобиями, лучше других знают, какой сильный страх могут вызывать у человека определенные предметы, события или ситуации и как трудно избавиться от этого страха, даже если он совершенно безоснователен. Проблема контроля над эмоцией страха, особенно в случае фобий, до сих пор остается нерешенной в науке о человеческом поведении.

Победа над фобией зачастую невозможна без помощи квалифицированного профессионала - психолога или психиатра. Однако каждый способен освоить несложные приемы, с помощью которых можно научиться управлять своим страхом, и мы поговорим о них позже.

Хотите узнать правду о себе или о тех, кто рядом? Хотите понять, что движет вами каждую секунду вашей жизни? Узнайте о самых сильных эмоциях человека, которые определяют его привычки, поведение, жизнь.

Гордость – сильнейшее чувство, выражающееся в жажде самоуважения. Может поднять на недосягаемые высоты, может низвергнуть в самую бездну. С ней ты можешь расцвести как райский цвет, с ней же можешь засохнуть. В разных кругах общения вызывает разные ответные реакции: в высоких кругах, в спортивной среде, в бизнесе – способна породить чувство уважения к персоне; среди простых людей, людей ортодоксального толка – может вызвать гамму чувств от жалости до открытой неприязни. Активно пропагандируется в настоящее время. Цвет – красный.

Гнев – ослепляющее чувство, вводящее человека в неистовство по причине явной несправедливости к нему, невозможность устранить эту несправедливость. Гнев имеет два оттенка: первый носит деструктивный характер (может причинить , окружающим, вплоть до убийства); второй — конструктивный – если в процессе переживания эмоции получается положительный результат (здесь можно привести яркий пример поведения матери во время блокады Ленинграда: мать с малолетним ребенком находятся в деревне неподалеку от города, через которую пролегает железнодорожный путь. По железнодорожному пути на огромной скорости едет поезд. Чтобы выбраться из деревни в город за помощью, необходимо попасть на этот поезд. Поезд останавливаться не собирается. Мать принимает решение прыгнуть на рельсы, перегородив дорогу поезду. Поезд со скрежетом тормозов и руганью машиниста останавливается, мать с ребенком садится в поезд). Цвет – огненный.

Лень – болячка души, определяющая всю жизнь человека, ею болеющего. Лень сравнима с липкой паутиной, попав в которую единожды, выпутываться будешь долго и мучительно. Лень порождает многие мелкие пороки – вранье, праздность, раздражительность, чрезмерное употребление пищи. Лень может быть связана с детскими комплексами, боязнью ответственности, нехваткой силы воли. Лечится волевым усилием, при огромном желании. Иногда бывает двигателем прогресса, в ходе которого создаются новые упрощающие жизнь предметы. Цвет – фиолетовый.

Уныние – гнетущее чувство тоски, сопровождающееся саможалением и игранием в жертву. Может быть желанным постоянным состоянием у ленивых людей, перманентным – у людей, переживающих глубокий стресс. Лечится медикаментозно – от народной валерианы до лекарственных психотропных средств; психически – от прохождения тренингов до обращения к специалистам; духовно – перенесением переживаний в область мистического опыта. Нестандартные методы исцеления с сомнительными результатами – алкоголь, запрещенные препараты, многочисленные связи с партнерами с сомнительными моральными установками. Цвет – бледно-голубой.

Почему Дэвид Виттер, сенатор США, имеющий четырех детей, попал в сомнительную историю с высокооплачиваемыми проститутками?

Зачем Майкл Вик, талантливый защитник, ввязался в омерзительный мир собачьих боев? Почему Билл Клинтон, стипендиат Rhodes, шестикратный губернатор и президент Соединенных Штатов в возрасте 46 лет связался с практиканткой в Овальном Кабинете?

Это не просто примеры плохого поведения мужчин. Вспомните Лизу Новак - астронавт NASA, замужем - как утверждают, она проехала из г. Хьюстон в г. Орландо (по словам полицейских, она завернулась в пеленки, чтобы не делать остановок, если захочется в туалет), чтобы похитить свою соперницу по любовному треугольнику.

Когда происходят такие скандальные истории, мы качаем головами и спрашиваем: "О чем они думали?"

Это чувство скептицизма получает все больше внимания в различных исследованиях. И дело не в том, что люди с трудом понимают или недостаточно сопереживают тем, кто совершает безумные поступки. Им трудно представить, как бы они сами повели себя в таких ситуациях, когда в дело вступают сильные эмоции .

Исследователи выяснили, что "холодные " эмоциональные состояния отделяются от "горячих" эмоциональных состояний огромной ментальной пропастью. Когда мы не испытываем ни голода, ни жажды, ни сексуального влечения, нам трудно понять, как эти факторы могут сказаться на нашем поведении. Также, когда мы возбуждены или рассержены, нам трудно думать о последствиях нашего поведения, которые представляются очевидными, когда мы находимся в холодном эмоциональном состоянии.

Виттер, например, в конце июня потребовал введения программы образования, нацеленной на воздержание: "Как выяснилось, эти программы существенно сокращают риск внебрачной беременности и венерических заболеваний, объясняя подросткам, что воздержание от секса до брака, и верность после - вот лучший пусть к здоровью и счастью", заявил он.

Спустя немногим более двух недель, Виттер просил прощения за "серьезный грех" своего прошлого, после того, как номер его телефона был найден среди списков некой мадам D. C. Что это? Лицемерие? Возможно. Но если верить результатам исследования, Виттер-политик понимает Виттера-клиента проституток с таким же трудом, как и все остальные.

"Нам свойственно преувеличивать силу воли", говорит Джордж Лёвенштейн (George Loewenstein), профессор экономики и психологии Университета Карнеги-Меллона. Он изучал феномен горячего и холодного эмоционального состояния и, на удивление, многочисленные результаты влияния пропасти, разделяющей их.

Многие самообещания, касающиеся здоровья, например, делаются, когда люди находятся в холодном состоянии. И когда они могут в уме осознать влечение к картофельному чипсу или сигарете, они не представляют, насколько глубоким это желание может быть - поэтому большинство из таких обещаний не выдерживает проверки.

Как-то раз психолог Луи Джордано (Louis Giordano), во время проведения с людьми, пристрастившимися к героину, курса по замене героина бупренорфином, предложил им получить деньги или дополнительную дозу через пять дней.

Выяснилось, что когда он спрашивал наркоманов непосредственно перед тем, как они получили дозу - когда их страстное желание находилось в наивысшей точке - они ценили дополнительную дозу более чем в два раза выше, чем те, кто только что принял бупренорфин. Испытывающие страстное желание глубоко понимали, как сильно они будут нуждаться в дополнительной дозе позднее; насытившиеся, в свою очередь, переоценивали ту легкость, с которой они смогут обойтись без дополнительной дозы.

Аналогичный случай произошел, когда исследователь рака Морис Слевин (Maurice Slevin) провел опрос среди профессиональных медиков относительно того, согласились ли бы они на изнурительную химиотерапию, чтобы продлить свою жизнь лишь на несколько месяцев. Менее чем один из десяти сказали, что это того стоит - они оценивали вопрос, находясь в холодном состоянии. Когда он задал тот же вопрос настоящим больным - умирающим людям, находящимся в горячем состоянии - почти половина из них сказали, что даже несколько дополнительных недель жизни стоят того, чтобы терпеть болезненную химиотерапию.

Пропасть сопереживания между горячим и холодным состояниями, говорит Лёвенштейн, также может объяснить, почему многим больным не до конца помогают справиться с болью. Они испытывают свою агонию глубоко внутри себя; врачам, которые холодно оценивают с

Семинар № 16. Эмоции и чувства в человеческих отношениях

1. Эмоции: понятие, свойства, функции.

2. Место эмоций в системе психических процессов.

3. Эмоции, чувства, страсти, аффекты, стресс: сходства и отличие.

4. Влияние эмоций на нашу психику.

5. Способы саморегуляции.

Основные понятия: антиципация, аттракция, аффилиация, инсайт, пантомимика, фрустрация, эмпатия, эмоциональная лабильность .

Практические задания к семинару*:

Задача 1○ . Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Радость, отражение, чувство, психика, ликование.

Задача 2○ . Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

  1. Эмоции - ... отражение в форме переживаний... и... процесса и результатов практической деятельности.
  2. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют... , ... , ...-... функции.
  3. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид... .
  4. Биологическая теория эмоций связывает эмоции с... .
  5. Согласно теории Джемса - Ланге, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются... изменения, происходящие в организме.
  6. Теория Кэннона - Барда утверждает, что эмоциональные переживания и соответствующие им... ... порождаются... .
  7. В теории когнитивного... Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности... ожиданиям, а отрицательное - в условиях их несоответствия.
  8. З. Фрейд установил, что при неверном истолковании или... эмоций их мотивационная сила приводит к... поведению.
  9. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда рассматривает фундаментальные... как базовые структуры... .
  10. По С. Л. Рубинштейну, эмоции, как форма проявления... личности, выступают в качестве внутренних... к деятельности.
  11. ... зарождается из соотношения положительного или отрицательного результатов действия к... , являющейся исходным побуждением.
  12. По А. Н. Леонтьеву, эмоции непосредственно отражают отношения между... и реализацией отвечающей им... .
  13. Согласно информационной теории, эмоция есть... мозгом человека или животного какой-либо актуальной... , ... удовлетворения которой мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Задача 3○ . Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

  1. По К. Изарду, фундаментальные эмоции... а) образуют основную мотивационную систему; б) обеспечивают аффективно-когнитивное взаимодействие; в) регулируют работу гомеостатической системы; г) регулируются интеллектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  1. Тревожность - это комплекс эмоций... а) горя; б) отвращения; в) презрения; г) робости? д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. Любовь - комплексное чувство, включающее... а) романтическое отношение; б) интерес; в) радость; г) сексуальное влечение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Состоянию пониженной психической активности соответствуют такие отрицательные эмоции, как... а) неудовлетворенность; б) грусть; в) печаль; г) тоска; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. В теории деятельности эмоции отражают отношения... а) между мотивами и отвечающей им деятельностью; б) между целью и результатом действия; в) между смыслом и значением; г) между операцией и условиями ее осуществления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Отличительной чертой аффекта является... а) его предметный характер; б) связь с самооценкой и уровнем притязаний; в) интенсификация соматических показателей; г) большая интенсивность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  6. Эмоции как компонент структуры эмоциональных процессов - это... а) длительные состояния; б) реакция на свершившиеся события; в) реакция на вероятностные события; г) реакция на текущее событие; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  7. Чувства успеха, удачи, ликования прежде всего связаны с... а) положительным исходом деятельности; б) удовлетворением физиологической потребности; в) процессом совершения действия; г) отношениями других к результату деятельности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  8. Чувства человека - это... а) эмоциональный фон ощущений; б) органическое самочувствие индивида; в) переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей; г) неопредмеченные эмоциональные состояния; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  9. Высшие чувства включают в себя... а) интеллектуальный компонент; б) рефлексию; в) любовь; г) эстетическое отношение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задача 4○ . На какие группы в принципе можно разделить перечисленные понятия? Аргументируйте основания своей классификации.

Любопытство; стенические чувства; удивление; радостное открытие истины; привязанность; страх; любовь; интерес; воодушевление; враждебность; нега; ярость; сомнение; любознательность; обожание; догадка; очарование; уверенность; восхищение шедевром искусства; удовольствие; предчувствие; симпатия; неудовольствие; чувство таинственного; волнение; предвкушение; жалость; тревожность; увлеченность работой; сладострастие; депрессия; эмпатия; стыд; злость; ненависть; страдание; фрустрация.

Задача 5○ . Пользуясь данными о функциональной асимметрии полушарий и ее роли в формирований эмоциональных реакций, вставьте в текст пропущенные слова.

В эксперименте здоровым испытуемым демонстрировали короткометражные кинофильмы - раздельно в правое и левое полушарие (с помощью специальных линз). Они должны были оценить эмоциональный тон кинофильма как юмористический, приятный, неприятный, ужасный и т.п. по 10-балльной шкале. Оказалось, что... полушарие "видит мир" в более неприятном, угрожающем свете, чем... . Установлено, что поражение определенных областей... полушария вызывает ощущение потерянности, беспомощности, подавленности, а...-сторонние нарушения, наоборот, чаще приводят к благодушию, неадекватно положительной оценке ситуации, к хорошему настроению вопреки любым тяжелым обстоятельствам. Кроме того, человек оказывался не в состоянии адекватно воспринимать эмоциональные состояния других; понимая смысл сказанного, не понимал интонации. При...-стороннем поражении, наоборот, утрачивается понимание смысла, но сохраняется оценка эмоциональной окраски сказанного.

Задача 6○ . Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие - пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Задача 7○ . Завершите старинную притчу. Дайте объяснение описанному явлению.

"Куда ты идешь?" - спросил странник, повстречавшись с Чумой. "Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек". Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. "Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят", - упрекнул он ее. "Нет, - возразила Чума, - я погубила только пять. Остальные умерли от...".

Задача 8○ . Назовите самую "холодную" и самую "горячую" эмоции человека, самую "громкую" и самую "тихую", самую "сильную" и самую "слабую". Какие эмоции образуют "враждебную триаду"?

Задача 9○ . Соотнесите фазы мыслительного процесса и интеллектуальные эмоции.

Фазы мышления : постановка проблемы; формирование догадки; первичная проверка; принятие догадки.

Интеллектуальные эмоции : догадка; стремление проникнуть в суть проблемы; динамика сомнения-уверенности; удивление; радость открытия истины; удовлетворение от получения знаний, от умственной работы.

Задача 10○ . Из предлагаемого списка симптомов (по Э. Линдеманну) выберите те, которые отражают симптоматику острого горя с нормальным ходом реакций и болезненных реакций, являющихся искажениями нормального горя.

Отсрочка реакций; постоянные вздохи, особенно заметные, когда человек говорит о своем горе; искаженные реакции (повышенная активность без чувства вины; появление у человека симптомов последнего заболевания умершего); чувство вины (обвинение себя в невнимательности к умершему и преувеличение малейших оплошностей); враждебные реакции; ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности и потребностью в наказании; утрата моделей поведения; особенно яростная враждебность против определенных лиц; активность, наносящая ущерб собственному экономическому и социальному положению.

Задача 11○ . Назовите факторы, определяющие, по К. Изарду, горе. На какие группы вы можете разделить следующие факторы?

Биологическая реакция, обеспечивающая групповую сплоченность; обычай улыбаться в состоянии горя; сильное, но чрезвычайно кратковременное переживание горя; утрата аффективной привязанности; ощущение потери чего-либо ценного и любимого; генетическая детерминанта горя; утрата привлекательного качества в самом себе; приспособление к потере.

Задача 12● . Продолжите приведенные высказывания о связи эмоциональных состояний с болезнями.

  1. При постоянном подавлении вспышек гнева развиваются...
  2. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет...
  3. В 80% случаев инфаркта миокарда ему предшествовали...
  4. Сердце чаще поражается...
  5. Болезни печени связаны с частыми переживаниями...
  6. Болезни желудка связаны с частыми переживаниями...

Задача 13● . Прочтите следующие высказывания. Определите, кто из перечисленных исследователей является их автором: Н. А. Рерих, В. К. Вилюнас, У. Джемс, В. Вундт, А. Н. Леонтьев, Б. Спиноза, П. В. Симонов.

  1. [...] определял эмоции как состояния, которые "увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее".
  2. [...] утверждал: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция".
  3. "Эмоции, - писал [...], - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности".
  1. "Совокупность образов, связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное "введение в сознание других элементов"".
  2. "Всю систему чувств, - писал [...], - можно определить как многообразие трех измерений" (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения), "в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга".
  3. Согласно формуле, предложенной [...], сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
  4. "Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уныние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каждое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, приказом не убедишь, но светлое "радуйся", истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения".

Задача 14● . Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

  1. Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
  2. Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
  3. Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.
  4. Чувства непередаваемы языком слов и движений.
  5. Без эмоций невозможны познание и деятельность.
  6. Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
  7. Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
  8. Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

Задача 15● . Объясните приведенный исторический факт. Что стало причиной такого резкого изменения в эмоциональных отношениях?

В 1848 г. в результате взрыва металлический стержень длиной примерно 1 м и весом более 5 кг пробил череп некоего Финеаса Гейджа, 25-летнего мастера, работавшего на железнодорожной стройке. Из-за этого несчастного случая его левая лобная доля была удалена так чисто, как это можно было бы сделать только с помощью хирургической операции. Гейдж чудесным образом выжил, но его характер резко изменился. До ранения это был симпатичный, надежный и трудолюбивый человек. После выздоровления он стал беспокойным, крикливым, грубым и импульсивным. Наблюдавший его врач писал, что Гейдж "почти не проявляет уважения к своим товарищам, раздраженно реагирует на ограничения и советы, если они идут вразрез с его желаниями; он то невыносимо упрям, то капризен и нерешителен; строит многочисленные планы будущих действий, которые так и остаются неосуществленными".

Задача 16● . Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.

  1. Эмоции - это есть работа инстинкта, а чувства - горечь, печаль и т.д. - это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову )
  2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин )
  3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К. К. Платонов )

Задача 17● . Ниже приведен пример из книги К. Форбс "Mama"s Bank Account". Объясните описанный сдвиг в эмоциональном отношении.

Девочка, от лица которой ведется повествование, вначале вместе со своими тетушками весьма негативно и пренебрежительно относится к одному из своих дядюшек. Им кажется, что он занят исключительно собой. Несмотря на то что его работа, состоящая в покупке захудалых ферм, их отстройке и перепродаже, должна, казалось бы, приносить неплохой доход, он живет чрезвычайно бедно. Неприязнь он вызвал, продав какие-то фамильные ценности, вывезенные из Норвегии, и, очевидно, прикарманив деньги. Родственники понимают, что у него есть свои трудности. Им известно, что он в детстве получил какое-то увечье и сильно хромает, но их возмущает его крайний эгоцентризм.

Когда он умер, семья собралась на похороны, не без интереса относясь к вопросу об оставленном им состоянии. Однако оказалось, что никаких денег он не оставил, - нашли лишь маленькую записную книжку с множеством записей типа: Джозеф Спенелли, четыре года. Туберкулез левой ноги. 237 долларов. Ходит. Джеми Келли. 9 лет. 435 долларов. Ходит. Эста Дженсен. 11 лет. Растяжка, 121 доллар. Сэм Бернштейн. Пять лет. Косолапость. 452,16 долларов. Ходит .

В результате этой дополнительной информации происходит резкий и стойкий сдвиг эмоционального состояния. Почему?

Задача 18● . Объясните, почему...

а) когда мы повторяем слово "лимон", во рту становится кисло?

б) чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти?

в) для поддержания бодрости люди иногда насвистывают?

г) если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит меланхолия?

д) если думать и говорить, что сейчас стошнит, то это может и произойти?

е) К. С. Станиславский советовал студентам в драматических сценах думать о чем-то грустном и плохом, чтобы вызвать вполне реальные слезы?

Задача 19● . Дайте объяснение противоречию, звучащему в следующих примерах.

  1. Когда люди встречают близкого человека на вокзале после долгой разлуки, они часто плачут, вместо того чтобы радоваться.
  2. На свадьбе новобрачные, вместо того чтобы радоваться, часто чувствуют взаимное раздражение и переживают комплекс отрицательных эмоций.
  3. Когда не ладятся дела и человек наталкивается на препятствие в осуществлении своей деятельности, он вместо огорчения и печали часто демонстрирует гнев, ярость, агрессию.
  4. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того чтобы испытывать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.
  5. Когда человека провоцируют, обижают, задевают, он часто смеется в лицо обидчику.
  6. В напряженных, экстремальных, рискованных ситуациях вместо страха люди шутят, смеются.

Задача 20● . С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?

  1. Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
  2. Под влиянием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
  3. Эмоции снижают страх перед неизвестным.
  4. Эмоции снижают внимание к деятельности.
  5. Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.
  6. Страх - это всегда следствие недостатка информации.
  7. В момент удивления отсутствуют мысли.
  8. Эмоции нужны для приспособления к окружающей среде.
  9. По закону Йоркса - Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек относится к ней отрицательно либо когда он относится к ней чрезмерно положительно.
  10. По образному выражению И. П. Павлова, "страсть можно вогнать в мышцы".

Задача 21● . Прочитайте приведенные отрывки. С кем из авторов вам хочется согласиться? Кого после этих строк вы охотнее бы завели - собаку или кошку? Поясните, чем эмоции животных отличаются от человеческих.

1. М. Цветаева, "Кошки"

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!
Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!
Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

2. Дж. Вест, "Посвящение собаке": "Единственным, совершенно бескорыстным другом человека в этом корыстном мире, другом, который никогда не покинет его, который никогда не бывает неблагодарным и не предаст его, является собака. Собака останется рядом с человеком в богатстве и в бедности, в здравии и болезни. Она будет спать на холодной земле, где дуют зимние ветры и яростно метет снег, только бы быть рядом с хозяином. Собака будет целовать ему руку, даже если эта рука не может дать ей еды; она будет зализывать раны и царапины - результаты столкновений с жестокостью окружающего мира. Собака охраняет сон своего нищего хозяина так же ревностно, как если бы он был принцем. Когда уходят все остальные друзья, этот останется. Когда все богатства улетучатся и все разваливается на куски, собака так же постоянна в своей любви, как солнце, шествующее по небу".

Задача 22● . Поясните, как определяет Ф. Е. Василюк: а) гедонистическое переживание, б) реалистическое переживание, в) ценностное переживание, г) творческое переживание. Каким личностям свойственны эти типы переживаний? Проанализируйте, какой тип переживаний мог бы быть прототипом для перечисленных исторических и литературных персонажей.

Ван Гог, Родион Раскольников, Мартин Иден, Сомс Форсайт, доктор Швейцер, Джульетта, Скарлетт О"Хара, Обломов, Глеб Жеглов, Плюшкин, Микеланджело, Гитлер, Шариков, Лолита, Павел Корчагин, Базаров, Катерина Измайлова, Петр I, Галилео Галилей, Иван Грозный, Иван Сусанин, Муссолини, Паганини, Карлсон, Воланд, Сальери, Алеша Карамазов, Лука, Васса Железнова, Колумб, отец Сергий.

Задача 23● . Какие индивидуальные особенности чувств (сила, глубина, амбивалентность, устойчивость) проявляются в приведенных примерах? Какое влияние (регулирующее, стимулирующее, дезорганизующее) оказали здесь чувства на поведение и образ жизни?

  1. Урок английского языка. Ученики принесли в класс ворону. Молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее. В это время в класс заглядывает ее коллега и любимый человек М. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить ему суть происходящего. Но тот холоден и строг. Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из учеников завернул в тряпку, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ученики грубят учительнице. Одного за другим она выгонят их за дверь
  1. "Не знаю, - пишет юноша девушке, - люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я могу тебя любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе".
  2. Сталевар 41 года переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, отличался сознательным и ответственным отношением к труду. Во время войны работал по 2-3 смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему в тягость, он жалуется на крайнюю усталость и апатию.
  3. Анна Каренина накануне гибели размышляет о своем отношении к Вронскому: "Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее... У меня все в нем одном, и я требую, чтобы он все больше и больше отдавался мне... Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим". (Л. Н. Толстой )

Задача 24● . Проанализируйте с точки зрения теории эмоций высказывание экспрессивной танцовщицы Мэри Уигман (1) и танцевального психотерапевта Шильдера (2). Каковы психологические механизмы моделирования эмоций?

  1. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.
  2. Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает физическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности. (По К. Рудестаму )

Задача 25★ . "Переведите" на научный язык современной психологии эмоциональных состояний и дайте пояснения следующим поэтическим строкам.

  1. О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! (К. Н. Батюшков )
  1. ...Так, значит, и впрямь Всю жизнь удаляется, а не длится Любовь, удивленья мгновенная дань? (Б. Пастернак )
  2. Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман. (А. С. Пушкин )
  3. Приманкой ласковых речей Вам не лишить меня рассудка. (Е. А. Баратынский )
  4. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? (Ф. И. Тютчев )
  5. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин )
  6. Когда ты злобен или болен, Тоской иль страстию палим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием своим! (А. Блок )
  7. Слеза всегда смывает что-то И утешение несет. (В. Гюго )

Задача 26★ . Постарайтесь вчувствоваться в японские хайку. Гамму каких переживаний они стараются передать?

Конец осенним дням.
Уже раскрыла руки
Каштана скорлупа.
(Басё)

Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Вот-вот Он сметет с небес.
(Какэй)

Над ручьем целый день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
(Тиё-ни)

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.
(Басё)

Ливень грозовой!
За траву чуть держится
Стайка воробьев.
(Бусон)

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.
(Исса)

О, с какой тоской
Птица пленная следит
Бабочек полет.
(Исса)

Задача 27★ . "Проверьте алгеброй гармонию", попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение - какое?

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.
И было темно. И это был пруд
И волны. - И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.
И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.
И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.
(Б. Пастернак)

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
(М. Цветаева)

И в яму, в бородавчатую темь
скольжу к обледенелой водокачке
и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,
и разлетаются грачи в горячке,
и я за ними ахаю, крича,
в какой-то мерзлый, деревянный короб...
(О. Мандельштам)

Сегодня чувствую в сердце
неясную дрожь созвездий,
но глохнут в душе тумана
моя тропинка и песня.
Свет мои крылья ломает,
и боль печали и знанья
в чистом источнике мысли
полощет воспоминанья...
(Ф. Гарсиа Лорка)

Китайцу подражать с душой прозрачно-ясной,
Кто в забытьи немом рисует беспристрастно
Смерть, бороздя фарфор, где меж снегов луна
Цветком причудливым в выси восхищена,
И аромат цветка всю жизнь луны заполнил...
(Малларме)

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(С. Есенин)

Ты не знаешь, как приятно слушать
Твой милый голос,
Когда ты читаешь
Под пестрой лампой, за чаем,
Японские рассказы.
Я тихонько мешаю сахар
И слежу, как чаинки,
Кружась и танцуя,
Собираются постепенно
Все в одну горку...
И не понимаю ни слова,
Только слышу
Твой милый голос
Под пестрой лампой
Где-то далеко-далеко...
И улыбаюсь.
(В. А. Юнгер)

Задача 28★ . Представьте, что вы - приверженец традиционного психоанализа. Что бы сказал психоаналитик, наблюдая следующие эмоциональные проявления? Всегда ли внешние эмоциональные проявления совпадают с их психологическим содержанием?

  1. Тетя Соня очень любит индийские кинофильмы и готова смотреть их по нескольку раз, при этом всегда плачет в определенных местах, утирая глаза кончиком фартука и трубно сморкаясь.
  2. Вика не выносит Иннокентия: когда им приходится оказаться рядом, она чувствует, что у нее падает настроение, она теряет интерес к происходящему, ее охватывает нестерпимое раздражение, и она начинает его задирать, грубить и подшучивать над ним.
  3. Майкл и Бобби любят группу "Оазис". Сейчас они находятся на стадионе, где проходит концерт, и стоят в группе фанатов недалеко от сцены. Майкл, красный от переполняющих его эмоций, вопит во все горло, движения его угловаты, он сдирает с себя футболку и размахивает ею. Бобби, наоборот, бледен, у него холодеют крепко сжатые пальцы, по телу бегают мурашки, со стороны кажется, что он пребывает в полуобморочном или трансовом состоянии.
  4. Тофик Нариманов вторую неделю продает на Черемушкинском рынке зеленые мандарины. Вот к нему подходит покупательница. Тофик медленно начинает чистить лучший экземпляр своего товара, с наслаждением вдыхая запах мандарина: "Подходи! Покупай мандарин: мед, рахат-лукум, пальчики оближешь! На весь базар нет такой мандарин! А запах... От один такой запах можно умереть!"

Задача 29★ . Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения.

"Образованное сердце", "канализация эмоций", "животное удовлетворение", "голые эмоции", "кричащий цвет", "страсти-мордасти", "глубокие чувства", "дикий взгляд", "накал (кипение) страстей", "паралич чувств", "слабость эмоционального резонанса", "безумная страсть", "растрепанные чувства", "сам не свой", "терять голову", "взрыв эмоций", "анатомия любви", "разрушительные эмоции", "душевное смятение", "аффект мимо", "умные эмоции", "эмоционально насыщенная мысль", "эмоциональное познание", "пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет", "эмоции - цыгане нашей психики".

Задача 30★ . Прочитайте выдержки из работы К. Юнга "Психологические типы". Что нового он внес в учение об эмоциях? Какие представления традиционной психологии были им пересмотрены? Определите, где приводятся описания эмоций в экстравертированной установке, а где - в интровертированной. Возможны ли ситуации "пересечения" бессознательных установок?

  1. Я могу почувствовать, что меня влечет к предикату "красивый" или "хороший" не потому, что я из субъективного эмоционального переживания нахожу объект "красивым" или "хорошим", но потому, что подходит назвать его так. Например, картину можно назвать красивой, потому что вообще предполагается, что, вися в салоне, подписанная известным художником, картина - красива. Или потому, например, что предикат "безобразная" может огорчить семью счастливого обладателя картины, или потому, что среди гостей салона имеется намерение создать приятную эмоциональную атмосферу, для чего необходимо, чтобы все казалось приятным.
  2. Отношение к объекту по возможности сохраняется в спокойном и безопасном среднем состоянии эмоций, между упорным сдерживанием страсти и ее безграничностью. Выражение эмоций поэтому остается умеренным, и объект всегда чувствует свою недооценку, если он ее осознает.

Так как этот тип по большей части холоден и сдержан, то поверхностное суждение легко отказывает ему во всякой эмоции. Но это неверно, эмоции развиваются в глубину - интенсивное сострадание замыкается перед всяким выражением и достигает болезненной глубины, которая объемлет бедствие мира и поэтому немеет. Вдруг оно внезапно проявится в избытке и приведет к изумляющему поступку, так сказать, героического характера, которому ни окружающие, ни сам человек не могут найти истолкования.

Перед самим собою он выражает свою цель и свое содержание, быть может, в скрытой и боязливо хранимой от глаз профана религиозности или в такой же не вызывающей изумления поэтической форме, не без тайного честолюбивого стремления осуществить этим превосходство над объектом.

  1. Эмоции такого человека соответствуют объективным положениям и общепринятым ценностям. Это сказывается особенно ясно в выборе объекта любви: любят "подходящего" человека, а не кого-нибудь другого, он подходит не потому, что он вполне соответствует субъективной скрытой сущности женщины - об этом она в большинстве случаев ничего не знает, - но потому, что он по своему знанию, возрасту, состоянию, величине и почтенности своей семьи соответствует всем разумным требованиям. Такие разумные браки существуют без числа. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие матери, потому что "правильно" чувствовать они могут только тогда, когда ничто другое не мешает эмоциям. Ничто, однако, так сильно не может помешать чувствованию, как мышление. Такая женщина может очень хорошо думать, насколько это позволяют эмоции, но каждое логическое заключение, которое могло бы помешать чувствованию, просто отвергается. О нем обычно не думают. И, таким образом, ценят и любят все, что считается хорошим согласно объективной оценке.
  2. Преобладание такого вида чувствования К. Юнг нашел главным образом среди женщин. Пословица "Тихая вода - глубока" касается именно таких женщин. Они по большей части молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской, бывают меланхолического склада темперамента. Они не блистают и не выдвигаются вперед. Так как в отношениях они руководствуются преимущественно своими субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Внешне они проявляют приятное спокойствие, не стремятся принуждать другого, влиять на него или даже воспитывать и изменять его. Если внешняя сторона более выражена, то появляется оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастью другого. Тогда ясно чувствуется, как эмоции "отворачиваются" от объекта.
  3. Задача 31★ . Проанализируйте "лики любви". Вычлените из приведенных отрывков сущностные характеристики любви как высшего человеческого чувства. Как вы считаете, существует ли "мужская" и "женская" любовь?

1. Что такое любовь? Ветерок ли, шелестящий в кустах шиповника, или вихрь, ломающий мачты кораблей?.. Это золотое свечение крови... (К. Гамсун )

2. В брусниках, в лопухах,
в крапивном аромате,
в агавах и в шипах
шиповника и роз,
в тюльпанах, в табаке,
в матером молочае,
в метели маттиол,
как некогда поэт,
как некогда в сирень,
и в желтом фиолете,
lжелтофиолей вдрызг,
как некогда дитя,
расплакался старик,
тугой, как конский щавель,
Кохана, витер, сон
Их либе, либе дих...
(В. Аксенов)

3. ...Я храм украшу и тебе оставлю
Всех радостей ключи,
Чтоб ты не выглядела хмурой...
(Д. Китс)

4. Лишь раз один, как папоротник, я
цвету огнем весенней, пьяной ночью...
Приди за мной к лесному средоточью,
в заклятый круг, приди, сорви меня.
Люби меня. Я всем тебе близка.
О, уступи моей любовной порче!
Я, как миндаль, смертельна и горька,
нежней, чем смерть, обманчивей и горче.
(Ч. де Габриак)

5. ...Любви моей ты боялся зря:
Не так я страшно люблю:
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою!
И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач,
То литавров медь...
А что я с этого буду иметь?
Того тебе - не понять...
(Н. Матвеева)

6. Было душно от жгучего света,
А взгляды его - как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился - он что-то скажет...
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся -
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи...
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его - напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
(А. Ахматова)

7. Самый гнусный обман - хитростью лишить кого-то любви; это роковая утрата, не восполнимая ни во времени, ни в пространстве. (С. Кьеркегор )

8. ...Не пой мне песен о солнечном свете:
Солнце - враг влюбленных.
Пой мне о сумерках и тенях
И о полуночных воспоминаниях.
(Сапфо)

Задача 32★ . Попробуйте догадаться, какие эмоции и чувства имеются в виду в следующих метафорах и определениях.

  1. Зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя (Гегель )
  2. Плохой регулятор, но мощная пружина (Эмерсон )
  3. Внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит (Менкен )
  4. Любовь к тому, что сам приказываешь себе (Гете )
  5. Бриллиант на руке у добродетели (Вольтер )
  6. Логарифм гордости (Вольфрам )
  7. Самая утонченная форма мести (Грасиан )
  8. Любовь, которая терзается болью любимых (Фенелон )
  9. Дитя добродушия (Ричардсон )
  10. Корень всех зол (Чосер )
  11. Кратковременное безумие (Гораций )
  12. Опьянение ума (Саути )

Задача 33★ . Попытайтесь продолжить следующие изречения.

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Мир эмоциональных явлений

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.