Режим дня грудничка в 2 месяца. Как лучше организовать режим дня двухлетнего ребенка? Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером


Ребенок постоянно растет и развивается. Разница между годовалым малышом и двухлетним очень заметна. Потребности его также меняются. О них надо помнить, чтобы сформировать удобный режим дня.

Сон двухлетнего малыша

В этом возрасте кроха спит днем один раз. В зависимости от особенностей его темперамента сон может длиться 1,5–3 часа, ночной - 10–11 часов. Период бодрствования составляет от 5 до 6 часов.

Если режим повторяется изо дня в день, то малыш постепенно к нему привыкает, уложить его и днем, и вечером легко. Но важно определить, какой распорядок отдыха подходит конкретному ребенку. Для этого нужно обращать внимание на его поведение. Бывает, что после нескольких часов бодрствования карапуз становится чрезмерно активным, он беспорядочно носится, капризничает по малейшему поводу, не слушается, делает что-то запрещенное. Или наоборот - он чересчур спокойный, его ничего не интересует, хнычет по поводу и без. Так психика детей реагирует на переутомление. Если это не разовая ситуация, то дневной сон нужно немного сдвинуть, чтобы уложить кроху раньше на полчаса-час.

Возможна и противоположная проблема: укладывание затягивается, так как карапуз бодр и полон сил. Лучше отсрочить ненадолго сон, чтобы он успел устать. Иначе малыш все равно не заснет, а маминых нервов и сил будет потрачено немало.

Если режим налажен правильно, с учетом биологических часов ребенка, то он легко засыпает, а затем просыпается в хорошем настроении. Иногда кроха в два года может спать немного больше или меньше под влиянием самочувствия, погоды, полученных впечатлений. Это нормально. В случаях, когда подобные ситуации повторяются редко, предпринимать ничего не надо.

Распорядок дня ребенка может меняться в разное время года. Особенность летнего периода - за окном раньше светлеет и позже темнеет. В результате малыш тоже начинает вставать раньше, а ложиться позже. Чтобы избежать переутомления, укладывать днем его надо пораньше. Скорее всего, дневной сон будет более длительным.

Этому способствует не только уменьшение ночного отдыха, но и изменения в прогулках на свежем воздухе. Они становятся более длительными, чем зимой, так что кроха получает больше впечатлений. Также они более активные благодаря легкой одежде и обуви, ребенок много двигается. Вернуться с прогулки надо за полчаса до обеда.

Режим питания

Питание двухлетнего малыша остается четырехразовым. Детям в два года надо есть достаточно часто, ведь у них ускорен метаболизм, а день они проводят обычно более активно, чем взрослые. А вот от ночных кормлений в этом возрасте следует отучать. Теперь это дело привычки, а не потребность, поэтому режим надо менять.

Первый прием пищи имеет особенное значение. Завтраком нужно кормить через полчаса-час после пробуждения. Он должен обеспечить малыша энергией до самого обеда. Помогут в этом:

  • углеводы, получаемые из каш;
  • белки (можно предложить крохе сваренное вкрутую яйцо или омлет);
  • клетчатка, которая обеспечит чувство сытости и положительно повлияет на пищеварение.

Следующий прием пищи - обед. Кормить ребенка следует после прогулки, незадолго до дневного сна. В меню должны входить супы, мясные блюда с гарниром. Бывает, что малыш в два года не доедает порцию до конца, отказывается от тех или иных продуктов. Такое поведение в рамках возрастной нормы. Если он выглядит здоровым, активным и жизнерадостным, то ему наверняка хватает получаемой пищи.

После дневного сна приходит время полдника. Он не должен быть чересчур сытным. Полдник помогает продержаться до ужина, а не заменить его. Выспавшийся малыш очень активен, ему нужна «быстрая» энергия для игр. Оптимальный вариант - кефир, творог или йогурт с фруктами.

Если ребенка сложно утром поднять, то, вероятно, ему не хватает ночного сна. Стоит пересмотреть режим.

Ужин желательно делать легким. Это могут быть разные блюда из овощей, творожная запеканка, яйца в разных видах. Выбирать нужно то, что карапуз не ел в течение дня.

Другие дневные занятия

День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.

После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.

Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.

После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.

Пример распорядка дня

Приблизительный режим дня малыша в 2 года выглядит так.

С 8.00 до 9.00 ребенок просыпается, умывается, делает зарядку.

С 9.00 до 9.30 завтракает.

С 9.30 до 13.00 – время для домашних занятий, игр, прогулки.

С 13.00 до 13.30 – обедает.

С 13.30 до 16.30 – готовится ко сну, укладывается на дневной сон.

С 16.30 до 17.00 – полдничает.

С 17.00 до 19.30 время проходит за играми и вечерней прогулкой.

С 19.30 до 20.00 – ужинает.

С 20.00 до 20.30 – купается.

С 20.30 до 21.30 – готовится к ночному сну, укладывается.

Подобный режим дня приблизительный, в него можно вносить поправки, чтобы удобно было всей семье. Важно только следить, чтобы достаточно времени отводилось на ночной сон и полноценное питание. В два года ребенок уже способен ненадолго занимать себя, поэтому нужно приучать его играть самостоятельно.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Вот и позади самые тревожные месяцы. Жизнь, в которую вошел новый член семьи, устоялась, в ней появились правила и распорядок. Малыш уже показал свой характер. Какой он? Спокойный или тревожный, плаксивый или веселый? Крепко спит или легко просыпается от небольшого шума? В любом случае ребенку нужен правильно построенный режим, который поможет ему адаптироваться к этому миру. Как создать оптимальный режим дня ребенка в 2 месяца? Об этом мы расскажем в статье.

Особенности развития

Сейчас уже отчетливо видно, что адаптация малыша к новому миру закончилась. Он больше не принимает позу эмбриона, поджимая ручки и ножки к туловищу, а активно двигает ими, если его не сковывают пеленки, во сне же может расслабленно лежать в позе «морской звезды». Это происходит благодаря тому, что повышенный тонус постепенно нормализуется. Желательно ежедневно включать в режим дня включается гимнастика и массаж.

К окончанию второго месяца мышцы шеи уже хорошо держат головку малыша, которую он приподнимает, лежа на животике, и может поворачивать в стороны. Это значительно увеличивает его возможности познавать окружающий мир.

Зрение и слух становятся острее, а восприятие дифференцируется, поэтому пора задуматься над созданием развивающей среды для малыша.

Он уже способен поворачивать голову в сторону заинтересовавшего звука, и может показать, нравится он ему или нет. Поэтому малышу обязательно нужно петь песенки, разговаривать с ним, включать спокойную мелодичную музыку.

Малыш в два месяца фиксирует взгляд на предмете, который заинтересовал его, и может некоторое время провожать взглядом движущуюся вещь, а если вложить ее в руку - крепко захватывает всей кистью. Он пытается рассматривать лица и гулит в ответ на ласковую речь. А его беззубая улыбка - лучший подарок!

Юлия, мама Алисы 2 месяца: «Моя дочь впервые улыбнулась мне ровно в 2 месяца. В 2,5 стала держать головку, лежа на животике. Эти дни я отметила в календаре».

Подрастая, ребенок начинает интересоваться своими прошлыми «достижениями», ведь он не помнит себя в раннем возрасте. Если вести такой «календарь событий», вы сможете затем рассказать своему ребенку как он рос.


Режим - основа развития

Отметим, что четкий распорядок действий, который повторяется ежедневно, упорядочивает жизнь ребенка и закрепляется в виде условных рефлексов. Малыш, привыкший засыпать и просыпаться, есть и играть в одно и то же время, в привычных условиях, чувствует себя увереннее, а родителям это значительно облегчает уход.

Понятие «свободный режим», когда кормление, а значит, и все остальные режимные моменты происходят по требованию ребенка, не означает, что никакого порядка нет, просто он более индивидуализирован.

Продолжительность сна в этом возрасте составляет примерно 18 часов в сутки. В соответствии с особенностями развития ребенка имеет смысл сформировать четыре дневных периода сна (по полтора-два часа) и бодрствования. Ночью сон ребенка в 2 месяца длится восемь часов с перерывами на кормление.

Ребенок на искусственном вскармливании наедается на большее время, поэтому он может уже в два месяца не просыпаться ночью. Малыш на грудном вскармливании, конечно, захочет поесть, но ночью период активного бодрствования исключается - его нужно снова уложить спать. Если малыш находится на смешанном вскармливании, то ночью и рано утром лучше дать ему грудь. Так маме не придется просыпаться полностью и брести готовить смесь. А грудного молока в ночное время, как правило, больше.


Как установить режим сна и бодрствования?

У многих родителей возникают трудности с установлением режима сна. Лучше с самого начала постараться его наладить, чтобы избежать собственного переутомления и срывов.

Ребенку лучше всего засыпать в своей кроватке. Приучить его к этому не так уж трудно, а впоследствии это избавит от многих проблем и капризов. Привыкнув ложиться спать в привычных условиях, малыш быстрее засыпает и крепче спит. А полноценный сон - краеугольный камень в развитии грудного ребенка.

Старайтесь не укачивать малыша, это не способствует быстрому засыпанию. Поскольку вестибулярный аппарат еще не функционирует в полную силу (ребенок ведь еще не умеет ни сидеть, ни стоять, ни ходить), навязчивое однообразное укачивание скорее вводит ребенка в транс и дезориентирует в пространстве.

Необходимо следить за состоянием помещения, в котором находится ребенок.

Е. О. Комаровский напоминает, что одной из причин плохого сна является слишком сухой и теплый воздух в помещении.

Ребенку в таком случае слишком жарко и не комфортно, слизистая носа высыхает, малыш потеет, и кожа начинает зудеть. Он может выгибаться, капризничать, на ягодицах и затылке можно обнаружить потницу или красные пятнышки, кожа влажная на ощупь.

Если соблюдать комфортный для ребенка температурный режим - 20°С и 50-60% влажность воздуха (чтобы ее измерять, лучше приобрести гигрометр), то одна эта мера может устранить проблемы со сном. Обязательно проветривать помещение несколько раз днем и перед ночным сном. В холодное время года при проветривании помещения ребенка нужно перенести в другую комнату, и вернуть его в кроватку дождавшись, когда температура проветренного помещения достигнет нормы.

Помните, в два месяца малыш уже не должен путать день и ночь, если это происходит, значит, вы что-то не так делаете.

Лучше, если ночное кормление будет происходить примерно в полночь. Тогда малыш со временем приучится просыпаться около шести утра, как и положено по режиму дня. Чтобы дневной сон не был слишком продолжительным, развлекайте малыша, реже оставляйте его одного в кроватке. Он должен запомнить, что день – это время для игр, а ночь – пора отдыха. И тогда не будет проблем с тем, что ребенок перепутал день и ночь.

Контролируйте прибавку в весе, если малыш не наедается, он будет просыпаться раньше положенного времени. Обязательно контрольное взвешивание у педиатра раз в месяц. Средняя норма прибавки в весе 750 граммов за второй месяц жизни. Если она меньше 400 г, то потребуется консультация педиатра и комплекс мер по улучшению лактации или переход на смешанное вскармливание.


Режим питания

Ваш малыш растет очень быстро, и количество выпиваемого молока постепенно увеличивается. К двум-двум с половиной месяцам оно достигает почти литра в сутки. Специалисты считают, что оптимально кормить грудничка шесть раз в течение 24 часов. Таким образом, он получает до 150 мл молока за каждое кормление. Режим питания ребенка в 2 месяца может еще не устояться полностью, именно поэтому надо стараться терпеливо упорядочивать его.

Перерывы между кормлениями постепенно также растут, они составляют примерно три часа плюс ночной перерыв. Он может быть разным - от четырех до шести-семи часов, но будет постепенно увеличиваться естественным путем. Как уже говорилось, ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, может выдерживать большие перерывы между кормлениями.

Молодые родители часто беспокоятся по поводу нехватки молока у матери. Чаще всего эти страхи оказываются не имеющими основания. В большинстве случаев с временным недостатком молока удается справиться самыми простыми методами.

  • Маме нужно обязательно высыпаться! Основная причина нехватки молока заключается в переутомлении.
  • Полноценное питание также важно, кормящей маме необходимо потреблять около 3000 ккал в день. Рацион должен быть простым, но полноценным, обязательно включать белки животного происхождения.
  • Важно найти спокойное место для кормления, где никто не побеспокоит. Разговаривать в это время нужно только с малышом, налаживая контакт мать - ребенок. Если смотреть новости или листать журнал, полноценное кормление наладить вряд ли удастся.
  • Из всего громадного количества рецептов «для увеличения лактации» выбирайте те, которые содержат семена укропа, анис, фенхель, тмин. Они одновременно будут уменьшать газообразование у ребенка. Полезен так же чай с молоком. Избегайте рецептов с ингредиентами, способными вызвать аллергическую реакцию (Апилак, мед, инжир, грецкие орехи). Пропускайте мимо ушей «советы знатоков», рекомендующих пить литрами безалкогольное пиво или квас.
  • Маме нужно беречь здоровье и не допускать переохлаждения не только груди, но и органов малого таза.
  • Если вам никак не удается наладить лактацию, обратитесь к специалисту. Он даст профессиональную консультацию по грудному вскармливанию.



Прогулки и купание ребенка в 2 месяца

Важные составляющие режима дня ребенка - прогулки и купание. Специалисты говорят только о минимальной длительности нахождения на свежем воздухе. Она составляет 3 часа при благоприятных погодных условиях (температура воздуха выше +10°С, отсутствие шквального ветра, проливного дождя). Максимальный срок ограничен только вашим желанием и возможностями.

Используйте любую возможность «уловить» немного свежего воздуха. В теплую погоду укладывайте малыша спать на балконе и лоджии, если они выходят во двор, где достаточно тихо. Рассмотрите возможность выехать летом на дачу, в сельскую местность.

Купание - это и отличная закаливающая процедура, и развивающее занятие, помогающее расширить сенсорный опыт крохи.

Купать младенцев в 2 месяца нужно каждый день обычной водой, без мыла. Приветствуется купание в травах: отваре череды или ромашки, но не чаще 3-х раз в неделю, так же, как и мытье с мылом. Мочалка для младенцев до года не используется, поскольку их кожа очень нежная, ее легко повредить.

Обычно водные процедуры проводят вечером, они утомляют ребенка, после чего он крепче спит. Но есть и другая категория детей - с возбудимой нервной системой. Купание производит на них слишком сильное впечатление, и они долго не могут успокоиться. В таком случае эту процедуру лучше перенести на ранний вечер (18.00) или день.


Развитие крохи в 2 месяца

Уход за ребенком, это не только кормление и смена пеленок-подгузников. В два месяца малыш уже не засыпает после каждого кормления. У него появляются периоды бодрствования, которые нужно занять общением с мамой и другими взрослыми.

Самые лучшие развивающие игрушки в этот период те, что обогащают его сенсорный опыт:

  • любые яркие предметы, за которые «цепляется» взгляд;
  • игрушки, издающие звуки - погремушки, колокольчики;
  • предметы, которые можно обхватить ручкой и потянуть на себя;
  • вещи, имеющие разные физические свойства (легкие - тяжелые), текстуру (мягкие - твердые), поверхность (гладкие - шероховатые).

Ребенку нередко приобретают специальный мобиль для кроватки. Он включает в себя несколько разных игрушек, подвешенных на веревочках, которые крутятся под мелодичную музыку. Еще отличный вариант - развивающий коврик с дугами. В данном случае игрушки на дугах можно подвесить так, чтобы малыш смог их схватить. Оптимальное расстояние - 30 сантиметров, это позволит крохе фокусировать взгляд на предметах.

Развивающие игры в этом возрасте довольно просты и занимают всего 1–2 минуты.



Тренировка умения держать голову

Для этого достаточно положить малыша на животик и привлечь его внимание яркой или звучащей игрушкой. Ее держат в 30–40 сантиметрах от лица и добиваются, чтобы малыш поднял головку и посмотрел на предмет. Упражнение повторяют два-три раза, добиваясь того, чтобы малыш удерживал свой взгляд на игрушке как можно дольше (до 30–40 секунд).

Тренировка способности следить глазами за предметом

Любой крупный и яркий предмет плавно перемещают на расстоянии 20–30 сантиметров от лица ребенка по кругу. Для этого можно применять и мобиль, если оставить на нем только одну игрушку.

Развитие речи

Первыми младенцы начинают различать и использовать в собственной речи гласные звуки. Поэтому маме полезно разучить песенки, стишки и потешки, в которых выделяются и тянутся гласные звуки, а также поощрять их повторение малышом, «перекликаясь» с ним во время агуканья.

Все свои действия с ребенком нужно сопровождать словами. Постоянная включенность в разговор – мощное средство развития речевых центров головного мозга. «Сейчас мы пойдем купаться. Водичка такая теплая, ласковая. Давай раздеваться и будем плавать. Вот мы моем ручки, пальчики, а теперь животик».

Проговаривая все свои действия, вы делаете ребенка активным участником событий, создавая для него развивающую среду.



Развитие активных движений

Для этого в кроватке малыша подвешивают игрушки на низко висящих веревочках, чтобы он старался схватить их. Можно провоцировать его стремление схватить игрушку, немного пощекотав ею ладонь.

Выберите в интернете простые упражнения и обязательно делайте с малышом гимнастику. Она занимает всего 10-15 минут в день и проводится в утренние часы, но не сразу после кормления и не на голодный желудок.

И напоследок приведем таблицу с примерным распорядком дня. Но вы всегда можете ее скорректировать, приблизив свой распорядок к оптимальному для ребенка.

Время Действия
6:00 Первое кормление
6:00 – 7:00 Гигиенические процедуры, воздушные ванны, игра
7:00 – 9:30 Первый (дневной) сон
9:30 – 10:00 Второе кормление
10:00 – 11:00 Активные игры, зарядка
11:00 – 13:00
Второй (дневной) сон на улице
13:00 – 13:30 Третье кормление
13:30 – 14:30 Знакомство с окружающим миром, развивающие игры
14:30 – 16:30 Третий (дневной) сон
16:30 – 17:00 Четвертое кормление
17:00 – 17:30 Игра, общение с взрослыми
18:00 – 19:30 Четвертый (вечерний) сон
19:30 – 20:00 Купание, массаж
20:00 – 20:30 Пятое кормление
20:00 – 21:00 Спокойные игры: можно «погулять» по дому на руках родителей, послушать музыку
21:00 – 23:30 Пятый (вечерний) сон
23:30 – 0:00 Шестое кормление
0:00 – 6:00
Ночной сон с перерывами на кормление

Видео по теме

Появление ребенка в семье – это не только радостное и волнующее событие, но и нарушение привычного образа жизни родителей. Редко бывает, чтобы малыш в первые месяцы жизни быстро привык к определенному режиму, но график дня двухлетнего ребенка, как правило, уже выработан и позволяет маме более-менее точно спланировать свой день.

Дети после первого года жизни охотнее выдерживают определенный режим дня, что позволяет лучше подготовить малыша к саду и сформировать у него ряд привычек, которые позволят облегчить воспитание и приучить чадо к послушанию. Придерживаясь определенного расписания, родители могут приучить малыша вовремя есть и укладываться спать без долгих капризов, так как он сам станет считать это нормой. Несмотря на то, что в каждой семье свои привычки и порядки, специалистами выработан примерный режим, который наиболее оптимально подходит для физического и психологического развития.

Важно помнить, что чем позитивнее будет преподноситься каждое действие, тем скорее и с большим удовольствием малыш втянется в процесс. Для каждого этапа можно подобрать разные стишки и даже игры, которые позволят заинтересовать ребенка в происходящем.

Пробуждение и подготовка к завтраку

Хорошо, если удастся приучить ребенка пробуждаться с 6:30 до 7:30 утра, но не нужно будить его специально до 8:,00-8:30. От того, с каким настроением ребенок проснется, зависит практически весь день. Во-первых, нужно предложить ребенку горшок (по необходимости), провести умывание и чистку зубов. Когда полезные привычки становятся частью обязательного утреннего ритуала, это помогает в дальнейшем избежать неприятных эмоций, связанных с приобретением необходимых навыков. Малыш будет считать обязательной нормой то, что нужно умываться и чистить зубы, и это позволит легче приучить его к порядку в других сферах.


Завтрак

Составлять утреннее меню нужно исходя из индивидуальных особенностей и медицинских показаний, но хорошо, если он будет включать следующие продукты:

  • кашу или запеканку (в том числе омлеты);
  • овощи и/или фрукты;
  • напиток (чай, компот, сок).

Не нужно насильно заставлять ребенка есть все, но и необходимый минимум нужно попытаться ему дать. Полноценный завтрак позволит организму малыша быстрее «проснуться» и наполниться энергией до обеда. Лучше не тратить на завтрак более получаса.


Прогулка и игры

После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе. После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.

Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.


Обед

Около 12:0-12:30 можно приступать к обеду. Приучайте малыша мыть руки перед едой, чтобы это стало частью графика. В два года дети могут быть привередливы в еде и капризны, но, несмотря на это, нужно попытаться без лишнего негатива накормить ребенка, поочередно сменяя блюда. 100-150 г супа, 100-120 г второго с гарниром, какой-либо напиток – примерно так должен выглядеть обычный обед, который можно дополнить свежими овощами или фруктами. Вполне вероятно, что малыш не съест и половины, но если он выглядит здоровым и активным, не нужно настаивать на том, чтобы все приготовленное было съедено.


Послеобеденный сон

Распорядок дня двухлетнего ребенка обязательно должен включать в себя дневной сон. Даже если он не засыпает, нужно лечь вместе с ним с книжкой или любимой игрушкой и отдохнуть какое-то время в тихой спокойной обстановке. Обычно дети после года сохраняют тягу к послеобеденному сну, который позволяет им отдохнуть от полученных за полдня впечатлений. Ребенку будет легче, если время и процедура укладывания будут неизменными изо дня в день. Отдых после обеда позволит ребенку сохранить хорошее настроение до самого вечера.


Полдник

Ускоренный обмен веществ у детей приводит к тому, что детям нужно восполнять энергию минимум 4 раза в день. После дневного сна еда не должна быть сытной или обильной, поэтому лучшим вариантом считаются фрукты, молочные продукты или напиток с бутербродом. Время для полдника нужно выбирать, отталкиваясь от того, во сколько малыш обедал. После начала обеда должно пройти не меньше трех с половиной часов.


Развитие и развлечения

Режим второй половины дня может также включать прогулку, но вместо этого можно посвятить время домашним занятиям. Слишком активные игры лучше не выбирать, чтобы малыш не слишком разгуливался перед вечерним отдыхом. Как вариант, можно устроить просмотр мультфильмов или других развлекательных программ.


Ужин

Около 19:00-19:30 пора приступать к ужину. Вечернее кормление не должно быть слишком тяжелым и может содержать те продукты, от которых ребенок отказался в течение дня, например овощи, фрукты и кисломолочные продукты. Можно предложить запеканки, омлеты или вареные яйца, овощные блюда, салаты. В качестве напитка лучше выбрать сок, компот, молоко или кефир.


Свободное время

После ужина до 20:30-21:00 малыш может сам выбрать себе занятие по настроению, но стоит ограничить его в активных играх, так он спокойнее отправится спать и быстрее уснет.


Купание и ночной сон

В районе 21:00 можно начинать укладываться спать. Купание и другие вечерние процедуры можно превратить в небольшие игры с любимыми игрушками, тогда ребенок охотнее будет принимать в этом участие. Непосредственно перед сном, уже в кровати, можно прочитать ребенку сказку, чтобы ему интереснее было засыпать.

Такой режим дня подходит до третьего года жизни, но каждая семья может изменить его под свои предпочтения и возможности.

Не стоит сокращать время ночного сна, количество и порядок кормлений.

Каждый пункт нужно постараться преподнести как развлечение для малыша, постараться избегать негативных эмоций, так ребенок быстрее привыкнет к соблюдению распорядка и сам будет поддерживать установленный режим.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00