Рецензия на Little Nightmares. Little Nightmares — мрачный хоррор в милой обертке

На протяжении всей игры на глаза нашей героини попадется небольшое кол-во коллекционных предметов:

  • она встретится с 13-ю маленькими человечками — Номами . Чтобы получить соответствующее достижение и открыть все концепт-арты, Нома надо взять на ручки (кнопка действия);
  • также можно будет отыскать статуи , которые необходимо разбить;

Тюрьма

Начинаем игру в темной комнате. Наша героиня с желтым капюшоном просыпается в огромном чемодане. Следуем направо. Управление тут простое: чтобы увидеть что-то в темноте, используем фонарь [F]. Дойдя до люка, используем [ЛКМ], открываем его и проходим внутрь. Тут же можно зажечь фонарь и тем самым сохраниться. Проходим по вентиляции, где нужно, используем , чтобы приседать. Спрыгиваем вниз и идем дальше к большой лестнице, ведущей наверх. Поднявшись по ней и пройдя чуть дальше, в небольшом углублении можно найти первую статую (1/10) . Далее протискиваемся внизу между деревянными досками.

Проходим следующую комнату и, взобравшись на кровать, прыгаем и хватаемся за окошко в следующее помещение. Мы оказываемся в комнате с висельником. Хватаем стул, двигаем его к двери и, взобравшись на него, прыгаем на ручку двери, чтобы пройти дальше. Открываем дверь холодильника. Из него выскочит маленькое существо - Ном. Он убежит в комнату справа через отверстие. Следуем за ним. В комнате будет находится фонарь и рядом с ним - Ном. Используем кнопку действия, чтобы поднять Нома (1/13) .

Возвращаемся к холодильнику и поднимаемся по полочкам наверх. Бежим направо и перепрыгиваем на другую сторону. Также избегаем слизи, падающей с потолка. Залезаем на коробку и используем рычаг, чтобы открыть дверь справа. Перепрыгиваем мост и в следующей комнате пробуем оторвать приколоченную доску в нижней части дверного проема. Идем дальше, но мы провалимся под пол. Оказавшись с головой в черной слизи, выбираемся из лужи и, включив фонарик, бежим вперед, уворачиваясь от пиявок, которые норовят нас схватить. Опрокидываем дверь и выходим в следующее помещение, где поднимаемся наверх. Переходим по тонкому брусу и поднимаемся по лестнице, затем бежим вниз экрана и перепрыгиваем на следующую площадку с лестницей. Поднимаемся и идем по дощатой дорожке к рычагу, который открывает дверь. Как только рычаг будет отпущен - дверь понемногу будет закрываться, надо успеть добежать до нее, используем для быстрого бега.

В этой комнате можно найти еще одного Нома. Тянем за люк в стене, из него выбежит Ном (2/13) . Он убежит и остановится около клеток за комнатой с глазом-прожектором. Доберитесь до клетки, а затем проследуйте за Номом через дыру в стене. В комнате, заставленной какими-то ящиками, будут фонарь и Ном.

Следуем через отверстие в стене, поднимаемся наверх по белой веревке. Внутри зажигаем фонарь и проходим в полуоткрытую дверь с глазом. Не стоит подходить к решетке справа, поскольку она под напряжением. Закрываем дверь с глазом изнутри, чтобы на стене увидеть рубильник. Подвигаем коробку с туалетной бумагой ближе к стене и с нее пробуем достать до рубильника. Отключив электричество, проходим через решетку, оказываемся в игровой комнате. Выход из нее также оказывается под напряжением. Надо снова отключить электричество в комнате слева и пробежать уже через две решетки, пока электричество снова не включилось. Чтобы попасть обратно в комнату слева используем качели, чтобы подняться на комод. Становимся на правую их часть, чтобы перевесить в одну сторону и забегаем по ним наверх к комоду. Через окошко выбираемся в комнату с рубильником.

Пройдя за вторую решетку, проходим по коридору мимо камер. Теперь надо не попасться на свет глаза-прожектора. Можно прятаться в тени, отбрасываемую столбом и кроватью, также можно пробежаться под самим глазом около дверей. Поднимаемся по клеткам справа и зажигаем фонарь. Поднявшись на самый верх, идем налево и заходим в маленькую комнату. На стене будет нарисован глаз. Двигаемся на передний план и справа мы увидим статую (2/10) . Возвращаемся к месту, где поднимались по стене и идем направо. Заходим в спальню и прячемся под кровать.

Сидим тихо и ждем, пока странное существо уйдет влево. В полу-приседе перемещаемся вправо и в следующем помещении поднимаемся по клеткам наверх. По полкам добираемся к люку вентиляции. Внутри включаем фонарик и ползем вперед. На выходе из него наша героиня по виду голодна. Какая-то фигура за решеткой кинет кусок еды. Подбираем его и восстанавливаем энергию. Забираемся на ящики и пролезаем в проломанную решетку. Идем направо через душевые, дойдя до решетки под напряжением, забираемся наверх по клеткам на заднем плане. Наверху зажигаем фонарь и перепрыгиваем на подвешенную на цепи клетку. Взбираемся по цепи наверх и перепрыгиваем на платформу. Снова забираемся на ящики справа. Дергаем рычаг на стене, чтобы поднять клетку на цепи выше. Далее наклоняем рычаг на полу вправо, чтобы ящик на цепи подъехал к нам. Теперь опрокидываем рычаг налево и быстро бежим прыгать на подвешенный ящик, который поедет влево. Добравшись до платформы слева, поднимаемся по цепи и заходим в следующее помещение с рычагом.

Выдвигаем левый нижний ящик полностью, забираемся на него и выдвигаем ящик выше, но не полностью. Забираемся на него и прыгаем на ящики справа. Теперь с них с разбега прыгаем на рычаг. Пролезаем через обесточенную решетку. В следующей комнате сбрасываем груз вниз. Через время поднимется веревка. Но для начала зажигаем фонарь чуть левее и выпускаем из клетки Нома (3/13) . Следуем за ним, чтобы подобрать и получить достижение. Возвращаемся к веревке и запрыгиваем на нее. Спустившись, зажигаем фонарь и следуем направо, избегая встречи с мерзкими пиявками, падающими с потолка. Добираемся уже до обесточенной решетки и проходим за нее.

Опять мы попадаем в комнату со "всевидящим оком". Прячась за ящиками и передвигающейся тележкой, добираемся до правой части экрана и проходим дальше к мосту, который раздвигается. Используем , чтобы ускориться и успеть перепрыгнуть пропасть между частями моста. Забираемся на ящик и проходим в дверь. Бежим за Номами в следующую дверь.

Поднимаемся по лестнице на один уровень. В комнате берем фонарь на столе или стуле и ставим любой из этих предметов на четвертую плитку от шкафа. Эта кнопка активирует секретный проход в шкафу в правой части комнаты. Пройдя туда, мы оказываемся в командном пункте. Кстати, после взятия фонаря можно было спугнуть Нома , который убежит в эту секретную комнатку, осматриваем ее: забираемся на стойку и нажимаем кнопку. После чего бежим за пугливым номом обратно на лестницу. Ном будет ждать на краю лестничной площадки (4/13) .

Вход в Логово

Мы оказываемся в комнате с чемоданом и рубильником. Хватаемся за чемодан и двигаем его к рубильнику, чтобы забраться на него и опустить рычаг. После этого из шкафа должна упасть кровать. Залезаем на нее и по ручкам ящиков поднимаемся наверх. Используя шкафы и полки, направляемся налево, на последней полке можно найти статую (3/10) . С самого верха аккуратно спрыгиваем к столу, на котором лежит ключ. Забираем его и прыгаем на пол.

Двигаемся вправо к стене, толкаем ее и идем открывать ключом дверь. На полу подбираем игрушечную мартышку, проходим дальше и кидаем ее в кнопку на стене. Оказавшись в лифте, подбираем обезьянку и кидаем снова, чтобы запустить лифт. Внизу идем налево, она опять голодна. В клетке находим мясо, чтобы подкрепиться. В этот момент нас поймает длиннорукий монстр.

Встаем и начинаем раскачивать клетку в стороны. После того как она упадет, можно будет выбраться. Справа около двери висит рычаг. Подвигаем к нему клетку, в которой кто-то сидит. Опустив рычаг, продолжаем на нем висеть. Теперь, чтобы успеть проскочить в открывшуюся дверь, раскачиваемся на веревке в стороны и спрыгиваем.

С обратной стороны двери есть решетка. Поднимаемся по ней наверх и лезем в подсвеченный люк. Пройдя вперед, можно обнаружить длиннорукого монстра. Он не может нас увидеть, но запах чует прекрасно. Можно прокрасться мимо него, используя клетки в центре комнаты, или же быстро пробежать и спрятаться в окошке.

В следующей комнате берем ручку на полу и вставляем в отверстие на колонне. Крутим, пока люк не откроется, и быстро прыгаем в него. Когда мы попадем в вентиляцию, обращаем внимание на лестницу чуть в глубине экрана, поднявшись по ней, можно обнаружить Нома . Он сидит в шахте (5/13). Проходим вправо через шахту и попадаем в помещение, где повсюду разбросаны ботинки. Тут на небольшом расстоянии находятся чемоданы, эдакие островки безопасности. Нам необходимо как можно быстрее передвигаться между чемоданами, пока нас не схватил монстр.

Выйдя из этой комнаты, двигаемся вправо. Сверху выпрыгнет длиннорукий. Бежим от него прямо, в лифте залезаем в коробку. Приехав на нужный этаж, монстр выйдет, следуем за ним.

Выйдя в комнату, где находится ящик с кубиками и мартышка, двигаем первый предмет в сторону. Под ним будет доска, ступаем на нее с правой стороны и спускаемся по ней вниз в пространство под полом. Двигаемся вправо до лестницы. Если пройти чуть дальше и пойти вглубь экрана на задний план, в конце у стены можно найти следующую статую (4/10) . Возвращаемся к лестнице, поднимаемся по ней, убедившись, что поблизости нет монстра. Подбираем рядом обезьянку и кидаем куда-нибудь влево. Сами же, пока монстр отвлечется, проходим через маленький проем справа и прячемся среди кукол. Рядом лежит еще одна обезьянка. Берем ее и ждем, пока длиннорукий снова придет к шкафу. Кидаем опять в левую сторону игрушку и забираемся наверх по ручкам ящиков.

На высоте отодвигаем коробку от люка и через шахту пробираемся в другую комнату. Тут не особо много чего интересного, так что следуем дальше. Опрокидываем дверь и сразу прячемся за упавшими часами. Тут снова появится длиннорукий монстр. Используя эти две комнаты, прячемся от него и попутно открываем проход в следующую с помощью уже знакомого нам способа - обезьянки и кнопки.

Пробежав помещение с большим количеством часов, мы попадаем в комнату с высокими стопками книг. В конце комнаты залезаем под стол рядом с книжным шкафом. Оттуда выскочит Ном (6/13) . Бегаем за ним, пока он не выдохнется, потом Ном спрячется за одной из книжных стопок. Возвращаемся к столу и лезем вверх по полкам. Взобравшись, мы увидим подвешенный рояль. Прыгаем на него, что привлечет монстра, с него - на книжный шкаф.

Следуем за врагом, пригнувшись. По пути находим отверстие под рукоятку. Выходим на свет и залезаем по книгам наверх. По полкам следует ходить аккуратно, переставляя разбросанные там предметы. Спускаемся и прячемся за стулом. Когда врага не будет на горизонте, поднимаемся по книгам напротив и попадаем в помещение с рукоятью.

Чтобы выйти отсюда, надо как-то открыть дверь. Берем рукоять и оставляем около двери. Включаем телевизор в комнате, чтобы приманить монстра. Сами же выбираемся через открытую дверь, в которую он войдет. Возвращаемся обратно к отверстию для рычага, которое видели ранее. Помещаем туда рукоять и вращаем, чем и поднимем рояль выше. Это привлечет внимание монстра.

Разбегаемся и перепрыгиваем на него. Когда его качнет направо, перепрыгиваем на платформу правее и залезаем в люк.

Спрыгиваем на тележку и катим ее вправо, находясь сзади нее. Впереди бьет поток горячего воздуха. Ставим тележку, чтобы она перекрывала собой пар, перепрыгиваем ее и тянем дальше вправо. Используем возвышенность, чтобы допрыгнуть до ручки на двери. Не бросайте ручку сразу после открытия двери, чтобы не упасть в пропасть.

Идем по дощатому полу и входим в шахту. Дойдя до решетчатого пола и пройдя первую дырку на стене, стоит избегать второй, из нее вылезут лапы длиннорука. Ждем, пока он будет ощупывать трубу сверху, после чего проходим тихо мимо.

Вылезаем из шахты и бежим вправо по путям. В конце будет виднеться закрывающаяся дверь. Быстро проскальзываем внутрь и забираемся на клетку справа. Дверь до конца не закроется из-за клетки, стоит остерегаться распластавшихся лап монстра. Когда он расставит руки в стороны, прыгаем с клетки в центр и вытаскиваем опору из клетки, которая находится под дверью. Затем снова забираемся на клетку справа помещения. Проделываем такую операцию еще раз, вытащив вторую опору, после чего дверь закроется и отрубит руки монстру. Люк на стене откроется, и можно будет пройти дальше.

Кухня

Идем направо и поднимаемся по лестнице. По потолку будут перемещаться крюки, за которые надо зацепиться, чтобы пройти дальше. Сделать это можно с разных уступов, в том числе с мешка справа. Спрыгнув с крюка в следующей комнате, идем вперед, пока не увидим ловушку с крысой. Голод усилился до невозможного. Подходим к ловушке и хватаем крысу. Ням-ням.

Пообедав, забираемся по ящикам для белья справа и попадаем в следующую комнату. Также прыгаем по ящикам и находим один, на который оперта пластина. Опрокидываем ее и поднимаемся с ее помощью дальше. Разворачиваемся лицом к ящикам и идем в угол, пока не провалимся в шахту. Идем по каналу вправо, пока не окажемся в комнате со статуей (5/10) . Поднимаемся по лестнице на стене справа. Выходим к лестнице у входа и попадаем в помещение при кухне. Проходим на склад и попадаем на кухню, где трудится толстый шеф-повар.

Двигаемся на корточках и проходим сзади него, прячемся под шкафом около выхода в другое помещение. Когда он пойдет в соседнюю комнату, двигаемся за ним, проходим около плит спереди, укрываясь за столами, перемещаемся дальше к небольшой лестнице. На двери справа будет висеть замок. К замку, естественно, нужен ключ. Обратный путь будет лежать по верху. Влезаем на шкаф и прыгаем на балку. По ней проходим вниз экрана до конца балки, поворачиваем налево и доходим до конца. По клеткам поднимаемся выше и влезаем в люк. Через него попадаем в санузел, тут в левом углу будет стоять Ном (7/13) . Проходим влево и направляемся в спальню.

В спальне поднимаемся на по шкафу слева и перепрыгиваем на стол, где висит нужный нам ключ. Дергаем влево-вправо, чтобы сдвинуть ключ с крючка. Если сильно шуметь, то можно разбудить спящего там повара! Тогда придется спрятаться или под кроватью, или за дверцей на шкафе.

После взятия ключа, двигаемся обратно в коридор и идем к лифту, который находится между санузлом и спальней. Дергаем рычаг, чтобы открыть дверь и спускаемся на нем обратно на кухню. Не забываем подобрать ключ, который упадет при активации рычага, поэтому берем его обратно. Когда спустимся на лифте, Ном (8/13) пронесется по коридору в комнату со съестными запасами. Он спрячется в банке. Эту банку надо разбить и спрятаться под нижней полкой шкафа. Когда Повар уйдет, надо взять Нома на ручки.

Оказавшись на кухне, используем уже отработанный ранее способ прохождения, чтобы добраться до закрытой двери. В следующей локации необходимо забраться на стол и с него подняться к люку над дверью, который приведет в другое помещение. В этой комнате Ном сидит под столом, на котором находится огромная мясорубка. Воспользуемся зажигалкой, чтобы разглядеть Нома (9/13) .

Поднимаемся на табуретку, с нее - на стол и дергаем рычаг. В мясорубку упадет кусок мяса. Вращаем вентиль на устройстве, чтобы крутить колбаски. С их помощью мы должны попасть в люк на стене, используя в качестве тарзанки. Теперь отправляемся на подъёмнике слева помещения наверх. Нам необходимо сбросить вниз два куска мяса. Первый лежит около подъемника. Второй висит на крюке. Достать его можно, поднявшись по шкафу и раскачавшись на крюке, перепрыгнуть на него, снизав с острия. Теперь оттаскиваем их к люку сброса. В этой комнате также находится люк в соседнее помещение, в котором стоит следующая статуя (6/10) . Теперь спускаемся вниз на подъемнике. Дергаем рычаг и крутим вентиль на устройстве. Теперь длины достаточно, чтобы переправится на другую сторону.

В следующей комнате в конце можно обнаружить два ящика, поставленных друг на друга. Прячемся в нижнем, поскольку скоро сюда спустится повар. Когда он пройдет влево от ящика, тихо выходим и направляемся к лифту, на котором он спустился. Заходим и поднимаемся наверх, после чего прячемся в люке справа на стене. Повар последует за нами. Ждем, пока он войдет в комнату, и следуем за ним. Ключ, который нам нужен находится прямо в центре комнаты, у него на столе. Пробираемся под столами за ним. Через отверстие в стене проходим к устройству с кнопкой. Нажимаем ее, чтобы отвлечь повара от работы. Быстро покидаем это помещение через отверстие и забираем ключ со стола. Также быстро бежим обратно в лифт, который ведет вниз. Открываем дверь и прячемся в металлический ящик. Когда повар уйдет, залезаем на этот же ящик и прыгаем на ручку мусоросборника.

Внизу можно отыскать очередную статую (в левой части экрана среди мусора) (7/10) . Забираемся на правую стенку и переходим в тоннель справа. Пройдя по нему дальше, можно увидеть, что мы оказались в посудомойке. Возвращаемся чуть назад и вылезаем через люк в полу. Направляемся в правую часть мойки, в помещение с рычагом на стене. Дергаем его, чтобы запустить ленту с крюками. Не забываем спрятаться под столом, т.к. на это среагируют повара. Теперь достигаем стола с большим количеством тарелок в левой части мойки и по ним поднимаемся наверх. Ждем подходящего момента, чтобы ухватиться за крюк.

Перебравшись на другую сторону, спрыгиваем и убегаем от поваров. Используем столы в качестве укрытия. Бежим дальше и, взобравшись на металлический ящик, снова прыгаем на крюк, покидая локацию.

Гостиная

Спрыгнув на трубу, сразу осматриваем проход у ее основания. В секретной комнате будут фонарь и Ном (10/13) . Бежим по трубе и поднимаемся по лестнице, затем по цепи и лестнице снаружи корабля. По балке проходим внутрь, наблюдая за поступающими зажравшимися гостями. Выдергиваем нижнюю доску из люка и проходим по трубе. Идем по деревянным доскам и поднимаемся наверх, после чего залезаем через небольшое отверстие. Прыгаем по светильникам и протискиваемся в щель в дверном проеме.

Проходим мимо первого гостя, но мимо второго так тихо пройти уже не получится. У входа будет стоять бутылка, которые невозможно не зацепить. Звук услышит гость и начнется веселье. Выходим на передний план, чтобы не быть раздавленным опрокинутым столом и бежим, что есть сил. В конце комнаты залезаем в окно и бежим под столом. К концу гость прекратит преследование.

В этой комнате нас ожидает два гостя, которые трапезничают. Поднимаемся на табуретку и с нее - на стол, быстро лезем по горе тарелок наверх и прыгаем на светильник. Раскачавшись, перепрыгиваем дальше.

В следующей комнате доходим до конца, по пути мы увидим, как нас обгоняет Ном. Он пробежит через дыру в стене. Отодвигаем табурет. В маленькой клетушке, как обычно, стоят фонарь и Ном (11/13) . Возвращаемся в комнату с большим столом и около секретного прохода залезаем на вторую табуретку, с нее попадаем на стол. Здесь надо очень аккуратно бежать влево по столу, уворачиваясь от лап гостей, намеревающихся нас поймать. Добежав до конца, прыгаем на ящики и перепрыгиваем на стену.

Поднявшись наверх, используем поднос с едой, чтобы добраться до твердой поверхности. Находим посреди комнаты табурет у стенки, перебираемся вглубь комнаты к гостям. Они нас увидят и сразу будут ловить, бежим налево через дверной проем. Используя трамплин, прыгаем на светильник, чтобы пересечь пропасть и избавится от неприятелей.

В следующей локации гость на дальнем краю стола упадет и начнет преследовать нас, поворачиваем назад и бежим, проскальзывая под препятствием. Он не сможет его преодолеть, поэтому залезаем ему на спину и бежим снова в нужном нам направлении. В конце используем маленький проем, влезаем через решетку в следующую комнату.

Долго думать не стоит, сразу бежим вниз экрана и налево в ванную, поскольку на лифте сразу приедет шеф-повар. Спрятаться можно под раковиной или в ящике справа. Когда он уйдет, берем любой предмет и кидаем в зеркало около раковины, оказывается, это не просто зеркало, а еще и проход в другую комнату.

Там забираемся по решетке на стене и выходим через люк наверх. Переходим на передний план и проходим по трубам наверху в комнату справа. Доходим по трубе до конца, спрыгиваем вниз. На ящиках подбираем и разбиваем статую (8/10) . Направляемся к лифту.

Поднимаемся на этаж выше. Не спешим идти вправо, заходим через левый проем. На переднем плане видим спящего гостя и Нома рядом. Аккуратно подкрадываемся к Ному и обнимаем его (12/13) . Идем направо. Вдруг двери из комнаты распахнутся, и оттуда повалит большое количество гостей. Ускоряемся, чтобы они нас не поймали. Бежим направо через двери, прыгаем на уступ, пробегаем под столом и переходим через проем в коридор, тут уже бежим на передний план вниз по лестнице и снова направо. Добегаем до стола и направляемся к висячему светильнику в конце, который поможет нам перебраться на другую сторону и отделаться от незваных гостей.

Пролезаем в щель в дверном проеме и идем прямо. Капюшон опять почувствует голод. Подходим к Ному, который протягивает нам еду, но на этот раз закуской оказывается безобидный Ном (13/13) .

Залезаем на коробку в правой части комнаты и в конце поднимаемся по лестнице. Не вылезаем полностью. В лифт заходит какая-то фигура гейши. Когда она уедет на лифте, вылезаем и направляемся налево, в углу находим статую (9/10) . Теперь берем любой предмет и используем его, чтобы кинуть в кнопку лифта. Заходим внутрь.

Комната Леди

Выходим из лифта и следуем направо. Поднимаемся по лестнице на самый верх, заходим в комнату слева. Нам надо найти ключ от запертой двери внизу. В конце комнаты можно будет заметить стоящую Леди около разбитого зеркала. Двигаемся тихо, присев. В комнате слева разбиваем бело-голубую вазу. Из нее выпадет ключ. После этого Леди исчезнет, мы можем спокойно продвигаться к запертой двери. По возвращению, на столе с разбитым зеркалом будет стоять статуя (10/10) .

Открываем ее полученным ключом и входим внутрь. Мы попадем в комнату с множеством манекенов, в какой-то момент леди начнет преследовать нас, быстро проскальзываем в проем и бежим на передний план, затем снова направо.

Наконец мы выйдем в большое помещение. Двигаемся так же вправо, пока не дойдем до заколоченного досками проема. Отрываем нижнюю доску и в комнате на столе подбираем маленькое зеркало. Возвращаемся назад в просторную комнату.

Подходим к темной фигуре гейши, после чего в помещении станет жуткая темнота. На земле будут всплывать световые области от прожектора. Наша задача: находиться внутри этой области и ждать появления гейши из темноты. Когда она покажется, направляем зеркало в ее сторону, ослепляя ее светом. После нанесения урона, нас откинет, а зеркало упадет. Подбираем его и повторяем эту процедуру еще пару раз. Световые области будут появляться в разных местах. Всего мест четыре. На последнем придется держать оборону несколько раз.

Когда она ослабнет, подходим к ней и даем капюшону насытиться по полной. В следующей сцене от нас требуется просто идти вперед.

Поздравляем, игра пройдена!

Tarsier Studios существует уже более десяти лет, но большую часть своей жизни она помогала другим разработчикам — ребята и дополнения к LittleBigPlanet создавали, и в портировании на PS4 участвовали. Поэтому Little Nightmares — это мечта, которую долго вынашивали и при первой же возможности сумели воплотить в жизнь.

Темное царство

В роли девочки в желтом дождевике, получившей прозвище Шестая, игрок пытается выбраться из жуткого места — подводного судна под названием «Чрево». На пути героиню ждет немало препятствий и несколько отвратительных существ, каждое из которых стремится схватить ее и сожрать. Тема голода — одна из главенствующих, именно поэтому изначально игра называлась Hunger. Но спустя пару лет она сменила заголовок, обзавелась издателем и перестала быть эксклюзивом для PS4.

На первый взгляд Little Nightmares кажется очень похожей на Limbo и , но на деле у игры другое направление. Если разработчики из Playdead стремятся добиться максимальной загадочности, великолепно переплетают повествование и геймплей, а заодно добавляют щепотку философии, то здесь история понятна от начала до конца. Никто не разговаривает, на экране не появляются комментарии или субтитры, но действия Шестой и ее неприятелей говорят сами за себя. Прохождение занимает порядка пяти часов, но в игре хватает неожиданных эпизодов, которые не только делают ее увлекательной, но и подстегивают к повторному прохождению. Пережить этот опыт вновь, обращая внимание на пропущенные детали, хочется сразу же.

По структуре и атмосфере Little Nightmares напоминает, как ни странно, особенно первые ее часы. Беззащитный герой попадает в неприятное место, где вынужден спасаться от монстров, убегать и прятаться. Окружение мистическое и пугающее, и никогда не знаешь, что поджидает в следующей комнате. Но если в RE7 персонаж со временем становится сильнее и может постоять за себя, то Шестая никаких новых способностей не получает. Она может лишь хвататься за предметы, притягивать или отталкивать их, а также носит в кармане зажигалку, тусклое пламя которой блекло освещает совсем уж темные локации.

Несмотря на скудный набор умений Шестой, загадки в Little Nightmares разнообразны и не надоедают. Как и в Inside, они достаточно просты, чтобы решение неизменно находилось после пары попыток. Но то, что именно приходится делать, порой выглядит очень оригинально — малейший намек будет спойлером. Скажем лишь, что головоломки не ограничены несколькими действиями, как в , где почти все уровни состояли из завязывания узлов и раскачивания на нитках. Шестая и забирается по полкам и лестницам, и бросает предметы в кнопки, и время от времени носит ключи к замкам.

Во многом разнообразие связано с тем, что героиня может свободно перемещаться по локациям в глубину, а не в одной плоскости, как в 2D-платформерах. Авторы использовали дополнительное измерение не только для эпизодов с перемещением объектов, но и воплотили зрелищные моменты с погонями. Хотя из-за трехмерности порой возникают проблемы, когда при попытке перепрыгнуть с одной платформы на другую промахиваешься и разбиваешься насмерть, — это вынуждает начинать прохождение участка главы заново. Но контрольные точки расставлены щедро, да и случаются такие ошибки редко.

Прыжками и карабканьем дело не ограничивается — довольно часто действие перемежается стелс-эпизодами, в которых Шестая старается пройти мимо противников, не поднимая шум. Ее шагов не слышно, если она передвигается в приседе, но все равно приходится следить за окружением и разбросанным вокруг мусором. Стоит наступить на разбитое стекло или случайно задеть игрушечную обезьяну с ударными тарелками, как о присутствии героини узнают все вокруг. В таких ситуациях зачастую спасает лишь перезагрузка, хотя можно попытаться спрятаться под столом или шкафом.

Пиршество для глаз

Отсутствие возможностей защититься создает очень напряженную атмосферу. Нарочито гротескный дизайн персонажей тоже этому способствует — к примеру, грузные повара с десятью подбородками медленно переваливаются по кухне, разрубая на куски мясо и заглядывая в кастрюли. Контраст между размерами Шестой и врагов нагоняет достаточно жути, чтобы попадаться им на глаза не хотелось ни при каких обстоятельствах. Анимации гибели здесь не такие жестокие, как в играх Playdead, иногда даже забавляют — тот же повар, к примеру, может положить схваченную девочку в духовку или засунуть в огромную рыбу.

Но даже дизайн противников не так восхищает, как огромное внимание к деталям окружения. С одной стороны, открывать каждую следующую дверь страшно, ведь за ней может таиться очередное чудище. С другой стороны, очень уж хочется посмотреть, что еще придумали художники и дизайнеры. Библиотека с множеством шкафов и горами книг, заваленная посудой кухня с клочьями пены там и сям (которая остается на дождевике Шестой). Некоторые элементы интерьера повторяются, но это умело скрывается оригинальными дизайнерскими решениями.

Работа оператора тоже радует глаз — камера иногда отъезжает очень далеко, чтобы показать локацию во всей красе, но это ни разу не мешает геймплею. Подобные эпизоды встречаются, лишь когда Шестая бежит без оглядки и не должна прыгать или с чем-то взаимодействовать. А периодическое покачивание из стороны в сторону напоминает, что история разворачивается на подводном судне — но не переживайте, мутить точно не будет. На лежащие на полу предметы это, кстати, тоже влияет — банки и туалетная бумага, к примеру, часто катаются туда-сюда, что заметно оживляет «Чрево».

Хвалить визуальную составляющую можно бесконечно долго — это не меньшее пиршество для глаз, чем недавняя , просто другого рода. Невольные сравнения с Inside не совсем уместны — Playdead стремится к минимализму, а вот Tarsier прорабатывает каждый объект на экране. Это ничуть не мешает — догадаться, с какими предметами можно взаимодействовать, а какие тут для красоты, достаточно просто. Да и в напряженных эпизодах, когда дорога каждая секунда, глаза обычно не разбегаются и быстро отыскивают путь к спасению.

Даже простые локации, вроде пустых комнат с несколькими шкафами и манекенами, могут вызвать дискомфорт, особенно если выключен свет, а в руках у Шестой зажигалка. Тени прыгают по стенам, во все стороны разбегаются номы — странные существа с колпаками на головах, звучит мрачная музыка, тоскливо скрепят половицы. Каждую минуту удивляешься изобретательности авторов — то дизайну противников, то звуковым решениям, то загадкам. Пять часов пролетают совершенно незаметно, оставляя после себя ворох ярких воспоминаний.

За внимательность и исследование локаций награждают приятными бонусами — концепт-артами в главном меню, которые открываются при обнаружении коллекционных элементов. Они обычно спрятаны очень хорошо — настолько, что иногда приходится светить зажигалкой в каждый угол. Зато это отличная возможность передохнуть и успокоиться — обнял смешного нома, постоял с ним около огня и отправился дальше, спасаться от отвратительных созданий. На игровой процесс «собирашки-обнимашки» никак не влияют — как сказано выше, новыми способностями Шестая не обзаводится вплоть до финала.

На Little Nightmares непременно стоит обратить внимание поклонникам Limbo и Inside. Это большой шаг вперед для двухмерных хорроров и мрачных платформеров — игра в хорошем смысле обречена вдохновлять независимых разработчиков, которые захотят сделать что-то похожее. Inside от Playdead задала очень высокую планку, но Tarsier Studios удалось к ней приблизиться, предложив вдобавок новые и оригинальные для жанра решения.

Называлась «Hunger» и поэтому главной движущей силой в игре было чувство голода. И хотя в процессе разработки новое произведение от студии Tarsier поменялось, некоторые детали изначальной идеи остались. Например, бесконечный голод и идея засунуть маленького безобидного человека в мрачный большой мир.

Независимая шведская студия Tarsier в первую очередь известна своими приключенческими платформерами, в состав которых вошли такие игры, как LittleBigPlanet, Statik, Tearaway Unfolded - в общем, любителям этого жанра более подробно представлять такие проекты не придётся.

Тем не менее, новый проект под названием Little Nightmares одновременно похож и не похож на прошлые игры. Разработчики утверждают, что смысл их нового проекта родился благодаря двум разным идеям: кукольному домику и мерзкому пиршеству. Поэтому так, слившись воедино, родилась игра Little Nightmares.

Чрево в Чреве

Чрево - жуткое, загадочно и невероятно отвратительное место, где оказалась безобидная главная героиня игры. Понять, что это такое можно лишь в том случае, если выберешься из него. Изнутри Чрево выглядит тюрьмой, адской кухней и просто заброшенным местом. Но если опираться на промо-материал, тогда можно сказать, что Чрево - это небольшой подводный город, который всплывает на поверхность раз в несколько лет и принимает новых «гостей». Гости - это жирные безвольные создания, которые одержимы лишь одной мыслью - жрать. И да, звучит грубовато, но иначе это никак не описать: все эти «гости» мерзкие, а то, что они едят - просто жутко.

«Тапки явно большие для героини, а вот для этого товарища - в самый раз».

Монстров в окружении Шестой больше, чем в каком-нибудь обычном доме - не каждый день же пир проводят! Причём самые безобидные из этих чудищ - «пиявки». Они всегда постараются хладнокровно задушить маленькую девочку, конечно, если догонят. Огромные и неуклюжие друзья местного повара мигом оправят Шестую на расчленение, а длиннорукий Сторож в самом лучшем случае посадит в клетку с другими безжизненными «экземплярами».

Так вот, помимо гостей, обслуживающего персонала и неизвестной Хозяйки, существуют ещё Номы - забавные, милые и безобидные маленькие существа с колпаками на головах, которых в ходе прохождения необходимо искать и просто обнимать. Зачем это делать - игра не расскажет, но, судя по всему, это важно. Остальную часть, как говорится, додумайте сами.

Впрочем, не стоит удивляться такой подаче сюжета, ведь совсем ничего не расскажет: как нынче это стало модно - до всего придётся додуматься самостоятельно. Отчасти Little Nightmares в этом плане похожа на Inside или даже , где сохраняется такая же атмосфера тайны и постоянной опасности. В таких играх, кажется, что вот сейчас уже накопятся очки озарения и всё встанет на свои места, но нет, такого не будет.

«Ужасных мест в Little Nightmares будет предостаточно. Вот, например, место с обувью от менее удачливых пленников Чрева».

Мир Чрева напоминает, скорее, мир или город Восторг из серии . Что касается стиля, то он опять-таки больше напоминает не менее мрачный Inside. Поэтому значительную часть игры придётся провести в мрачных и жутко окрашенных локациях, где единственный яркий свет - это жёлтый плащ главной героини. Впрочем, как и алая рубашка паренька из . В конце концов, даже планировка у этих игр имеет похожие черты: представленный мир разделён на кусочки, словно какой-то кукольный дом.

«Возможно это некая аллюзия современного общества, которое нескончаемо что-то потребляет».

В закладки

Изначально игра называлась Hunger, а главной движущей силой было чувство голода. Но в процессе разработки произведение студии Tarsier менялось: нескончаемый голод и идея маленького человека в большом и страшном мире остались, но добавилось нечто ещё. Нечто большое и страшное. Тайна.

Червь в Чреве

Из промо-материалов мы можем узнать, что дело происходит в Чреве - небольшом подводном городе, который всплывает раз в несколько лет и принимает гостей. Гости - сплошь жирные безвольные создания, одержимые лишь одним - жрать. Звучит грубо, но иначе это не назвать: все они настолько мерзкие, насколько мерзкая и их еда. Ты - то, что ты ешь.

Можно предположить, что это аллюзия на современное общество нескончаемого потребления

Помимо гостей, обслуживающего персонала Чрева и таинственной Хозяйки есть ещё Номы - забавные маленькие существа с колпачками на головах, которых нужно искать и обнимать. Зачем - игра не сообщает, но это вроде бы важно.

Игра вообще ничего не сообщает: как нынче модно, до всего приходится доходить самому. Отчасти поэтому ближе к концу Little Nightmares становится похожа на Bloodborne: нет, здесь нет лавкрафтовских чудовищ и древних замков, но атмосфера тайны и постоянной опасности не даёт расслабиться - кажется, что вот-вот накопишь достаточно очков озарения и увидишь мерзких существ, свисающих со стен.

Чрево напоминает кукольный домик, так что и местные жители похожи на кукол. Совершенно отвратительных кукол

Шестая одета в яркий жёлтый дождевик, в то время как вокруг всё серое и мрачное. Она - чеховский маленький человек на пире у всемогущих. Ни один из номов не способен преодолеть себя и бросить вызов тем, кто выше в пищевой цепи. А она может. Она - катализатор. И она голодна.

Само Чрево - этакая Страна развлечений из «Приключений Пиноккио», но в тысячу раз более жуткая. Только Шестая не бездельничает и не превращается в осла. Она постоянно испытывает голод, но почему-то отвергает пищу, которую готовят гостям Чрева, предпочитая поедать крыс.

Почти любой предмет в Little Nightmares можно взять в руки. Вот только если бросить, например, бутылку прямо в лицо повару - ничего не произойдёт

Главные идеи Little Nightmares лежат на поверхности, но после прохождения (а игра заканчивается, не успев начаться) остаётся множество белых пятен. Здесь нет какого-то мощного подтекста вроде того, что в Inside, но зато есть тайна. Удастся кому-то её разгадать, или её раскроют потом, в дополнениях - вопрос.

Есть после Little Nightmares совсем не хочется

Избранная

Первым делом Little Nightmares сравнивают с Limbo: беззащитный ребёнок в центре истории, опасность за каждым углом, логические загадки, где нужно куда-то прыгать или что-то тащить.

Некоторые загадки, правда, построены не на логике, а скорее на ловкости, и с этим возникают проблемы. Недопрыги, перепрыги, случайные прыжки не туда - ну вы понимаете. Это всё-таки не как Limbo, здесь передвигаться можно в трёх измерениях. Хватается за уступы девочка не автоматически, а отдельной кнопкой, как в древних частях Tomb Raider: на пользу игре это не идёт. Особенно учитывая местами редкие чекпоинты.

Проработка окружения - одна из лучших в подобных играх, вот только смысловой нагрузки большая часть объектов не несёт

Но когда появляются враги, игра становится изобретательнее. Нет, всё ещё можно случайно прыгнуть не туда и попасть на кухонный стол к братьям-поварам, например, но помимо этого подключается и стелс с различными отвлекающими манёврами. Обслуживающий персонал Чрева занимается своими делами, но едва завидев (или услышав) маленькую девочку сразу же бросаются в погоню, так что действовать нужно умно.

Некоторые загадки разворачиваются сразу в нескольких локациях: в одной - достать ключ, спрятаться от повара, проскользнуть мимо, открыть замок в другой. Большую роль в восприятии играет также и разнообразие взаимодействия с миром. Мир игры продуман, каждый предмет - на своём месте, а каждое движение Шестой прекрасно чувствуется. Технические решения не «торчат», Little Nightmares ощущается цельным произведением, как нарративно, так и механически.

Про этот мир хочется знать несколько больше, чем позволяет игра

В игре нет ни одной строчки текста - весь нарратив подаётся исключительно через игровой мир, звуки и его героев. Действие срежиссировано точно и элегантно: динамика нарастает постепенно, механики подменяют одна другую. Но игра заканчивается, только разогнавшись.

Слишком много вопросов остаётся без ответов. Символ игры - глаз, постоянно следящий за Шестой, этакое око Саурона, но кто там - с той стороны? Какие цели преследует Хозяйка Чрева? И кто такая Шестая: ещё один избранный, который должен покончить с несправедливостью? Первые пятеро погибли, речь о цикличной истории?

В конечном счёте, Little Nightmares - просто ещё одна красивая и отлично сложенная хоррор-головоломка, которая прячет простые мысли за шторкой таинственности, но ничего никому не объясняет.

Написать

Шведов из Tarsier переклинило, и вместо ярких и добрых игр для детей они сделали ужастик, где этих самых детей едят и варят живьем в кипятке

Отправить

Tarsier - это крошечная независимая студия, расположенная в шведском городе Мальмё. За свою почти десятилетнюю историю она успела поработать над дополнениями для первой и второй , над , а также переизданием для PS4.

Стоит ли говорить о том, что многие мягко говоря удивились, когда в мае 2014-го авторы миловидных и добродушных аркад анонсировали мрачную игру про маленькую девочку в окружении чудовищ под рабочим названием Hunger. Спустя какое-то время об этом проекте все благополучно забыли, пока в августе 2016-го им не заинтересовалась Namco . У игры появился издатель, а название сменили на .

Рассказывает историю маленькой голодающей девочки по имени Шестая, которой не повезло оказаться в ужасном сюрреалистичном подводном комплексе. Чрево - так называется комплекс - представляет из себя нечто вроде элитного курорта для жирных и уродливых тварей, которые коротают тут досуг за поеданием блюд из мяса животных, рыб и человечины. Поэтому неудивительно, что бедолага незамедлительно хватается за возможность выбраться из Чрева, как только такая у нее появляется. Жаль, что ей неведомо, в какие потаенные уголки её собственного сознания заведет это полное опасностей злоключение.


Кажется, сам мир игры противится присутствию Шестой, пытаясь загнать несчастную в состояние панического ужаса. В тенях с жутким хлюпаньем копошатся какие-то черви, с потолка капает вода, из-за стен доносится мерзкий скрежет и громкое монотонное дыхание чего-то крупного и явно недружелюбного. Каждая локация пугает по-своему, будь то библиотека с пыльными книжными полками, или кухня, заваленная шматами мяса и отрубленными рыбьими головами.


Некоторые помещения залиты неприятным светом, исходящим от пожелтевших со временем ламп, когда другие приходится освещать крошечным огоньком маленькой зажигалки, которую Шестая носит в кармашке своего дождевика. Надо сказать, иногда вообще не хочется, чтобы горел свет: он позволяет разглядеть кровавые отпечатки чьих-то рук на стенах или следы жестокой борьбы.

Постоянно нарастающее чувство тревоги и ужаса усиливает и музыкальное сопровождение, которое буквально вопит о неминуемости болезненной смерти. Но лишь оно предупреждает об опасности, выигрывая для Шестой драгоценные секунды, необходимые для спасения.


А бегать и прятаться придется часто. Монстры в огромны и у девчушки нет ни единого шанса хоть как-то им противостоять. Приходится полагаться на хитрость: отвлекать их, роняя глиняные горшки, включать на полную громкость пыльный телевизор в соседней комнате или просто сидеть в тени, затаив дыхание, и надеяться, что образина просто пройдет мимо. Стоит потерять бдительность или на секунду замешкаться, гротескная тварь тут же настигнет Шестую, отправив её обратно к ближайшему сохранению. Это своеобразная игра в кошки-мышки.

Одно из ключевых достоинств кроется в том, что она может поведать о себе все без лишних слов. Сам мир игры, населяющие его ужасные твари и даже музыкальное оформление без всяких сюжетных роликов и диалогов рассказывают интересную и интригующую историю. Многие подробности сюжета игрокам предстоит разгадать и понять самим, так как игра совершенно не спешит делиться деталями ни вначале, ни даже в самом своем конце. Да и после финальных титров у вас определенно останется немало вопросов.