Расстройства эмоций (В.И. Крылов)
20. Симптомы патологии эмоций
Эмоциями называются психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания действующих на индивида явлений и ситуаций. Возникновение эмоций происходит либо вследствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребностей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий.
Эмоциональные переживания могут отличаться друг от друга в зависимости от интенсивности, модальности, длительности, соответствия или несоответствия вызвавших их причин.
Наряду с эмоциями, т.е. переживаниями, связанными с непосредственным отражением сложившихся отношений, выделяют глубокие и длительные переживания, связанные с определенным представлением о некотором объекте - чувства.
ДЕПРЕССИЯ (депрессивный синдром) - пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса.
МАНИЯ (маниакальный синдром) - повышенное, радостное настроение (эйфория), сочетающаяся с двигательным возбуждением и ускорением ассоциативного процесса.
ЭЙФОРИЯ - повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение.
ДИСФОРИЯ - злобно - гневливое настроение.
АПАТИЯ - состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или окружающей обстановке.
СЛАБОДУШИЕ - эмоциональная гиперестезия.
ПАРАТИМИЯ - неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий вызвавшей его причине.
СТРАХ - чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне - страх острых предметов, животных и т. д.).
ТРЕВОГА - чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием угрожающих событий (тревога чаще не проецируется во вне - тревога за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий и т. д.).
ТОСКА - тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца (в отличие от тревоги сопровождается двигательной заторможенностью).
БЕСПОКОЙСТВО - чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастья (бесфабульное, беспредметное).
ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ - мучительное чувство бесчувствия, переживание безвозвратной утраты возможности чувствования.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ - одновременное сосуществование противоположных чувств.
Немаловажным для клинической практики считается симптом алекситимии - затруднении или неспособности точно описать собственные эмоциональные переживания.
Под ангедонией понимается утрата человеком чувства радости, удовольствия. Как правило, ангедония входит в структуру депрессивно-деперсонализационного синдрома. К числу повышенно значимых для эффективного проведения лечебного процесса относится такое эмоциональное переживание как эмпатия- способность человека точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему. Эмпатию можно назвать эмоциональной отзывчивостью. При попытке описать ровное настроение нередко используют термин синтонностъ; при повышенной чувствительности, проявляющейся легкой ранимостью, говорят об эмотивности.
Особо следует остановиться на эмоциональных переживаниях, возникающих вследствие рассогласования прогноза и реальности. Суть их заключается в том, что человек часто ожидает от окружающих определенного стереотипа поведения. Он прогнозирует поступки людей и наделяет те или иные последствия характеристиками желательности и нежелательности. Ожидания (экспектации) однако не всегда оправдываются. Это происходит как вследствие мыслительных особенностей человека (в частности, использования каузальной атрибуции), так и потому, что потребность в удовлетворении какой-либо деятельности блокирует процесс адекватного прогнозирования.
Из эмоциональных переживаний, которые возникают вследствие нарушения экспектационного и антиципационного механизмов, выделяются обида, разочарование, аффект недоумения, удивление и некоторые иные. Считается, что наиболее яркими примерами формирования эмоциональных переживаний вследствие разнонаправленных способов прогнозирования являются обида и удивление. Удивление возникает в случаях, когда реальность превосходит ожидания («думал, что человек обманет, а он поступил благородно»); обида - при обратной закономерности («предполагал, что человек должен быть благодарен и ответить взаимностью, а он поступил неблагородно»).
Наиболее частым симптомом нарушения аффективной сферы в соматической и психиатрической клинике считается страх. Выделяют несколько сотен разновидностей страха, при этом о патологичности или физиологичности страхов говорится довольно условно, поскольку страхи могут являться адекватной, мобилизующей реакцией на реальную угрозу.
21. Патология воли. Виды
Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. При этом существенным является оценка влияния мотивационных процессов и активности личности в познании действительности.
Для клинической психологии важны такие особенности волевой деятельности как: целеустремленность, решительность и настойчивость, которые могут выступать также в виде индивидуально-психологических особенностей.
Мотивацией называется процесс целенаправленной, организованной и устойчивой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей. В мотивационной сферу выделяют несколько параметров: широта, гибкость, и иерархизированностъ (Р.С.Немов).
Наряду с мотивами и потребностями, которые могут выражаться в желаниях и намерениях, побудителем человеческой познавательной деятельности может быть и интерес. Именно данное мотивационное состояние играет наиболее важную роль в приобретении: новых знаний и отражении действительности.
К нарушениям волевой деятельности относится большое количество симптомов и отклонений. Одним из наиболее важных является нарушение структуры иерархии мотивов, часто встречающееся в условиях психической болезни. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей.
Другим нарушением считается формирование патологических потребностей и мотивов (Б.В.Зейгарник). В клинике данное нарушение проявляется такими симптомами, относящимися к парабулиям: анорексия, булимия, дромомания, пиромания, клептомания, суицидальное поведение, дипсомания.
АНОРЕКСИЯ - отсутствие аппетита, подавление желания есть.
БУЛИМИЯ - патологическое желание постоянно часто и много есть.
КЛЕПТОМАНИЯ - патологическое непреодолимое влечение воровать ненужные данному человеку предметы.
ПИРОМАНИЯ - патологическое непреодолимое влечение к поджогам.
ДИПСОМАНИЯ - патологическое непреодолимое влечение к запоям.
ДРОМОМАНИЯ - патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству.
Кроме перечисленных в детской клинике описаны синдромы патологического непреодолимого влечения выдергивать волосы (три-хотилломания), грызть и поедать ногти (онихофагия), считать окна в домах, ступени на лестницах (арифмомания).
Наряду с парабулиями, описаны такие расстройства двигательно-волевой сферы, как:
ГИПЕРБУЛИЯ - нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения).
ГИПОБУЛИЯ - нарушение поведения в виде двигательной за-торможенности (ступора).
Одним из наиболее ярких клинических синдромов двигательно-волевой сферы считается кататонический синдром. Он включает в себя несколько симптомов:
СТЕРЕОТИПИИ - частое, ритмичное повторение одних и тех же движений.
ИМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - внезапные, бессмысленные нелепые акты без достаточной критической оценки.
НЕГАТИВИЗМ - проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротивления, противодействия.
ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ - повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.
КАТАЛЕПСИЯ («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени.
И личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик. В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, ...
Занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели. Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях...
Эмоции – это переживание человеком своего личного, субъективного отношения к окружающей действительности и к самому себе; они выражают степень удовлетворения или неудовлетворения тех или иных потребностей личности.
Формирование эмоций происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой.
Различают эмоции:
- Низшие биологические (протопатические);
- Высшие (эпикритические)
Протопатические эмоции – филогенетически более древние; связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей (голод, жажда, половое влечение)
Эпикритические эмоции – филогенетически более молодые; вязаны с удовлетворением или неудовлетворением духовных потребностей (социальных, нравственных, эстетических, познавательных и т.д.).
По чувственной окраске выделяют эмоции:
- Положительные (приятного чувственного тона – радость, удовлетворение, воодушевление);
- Отрицательные (неприятного чувственного тона – тревога, гнев, раздражение, огорчение)
- Нейтральные («…мне грустно и легко, печаль моя светла…»);
- Задержанные (в силу определенных причин, чаще социальных человек вынужден подавлять те или иные чувства);
- Стенические (это состояние повышенного тонуса, направлено на активную деятельность и достижение цели);
- Астенические (это состояние подавленной активности, отражают слабую мотивацию на достижение цели; отказ от борьбы).
Эмоции неотъемлемы от других психических процессов.
Индикаторы эмоционального состояния личности:
Психофизиологические (частота пульса, дыхания, температура тела, А/Д, перистальтика, сон, аппетит);
Биохимические;
Особенности моторики (пантомимика) выражения лица (мимика), голоса (вокальная мимика).
Функция эмоций.
· сигнальная (общая оценка ситуации);
· коммуникативная – любое взаимодействие с другими людьми сопровождается той или иной эмоцией (удовольствие - неудовольствие, радость – горе и т.п.);
· формирование поведения (контроль совести).
Выражение эмоций сопровождается тремя компонентами:
1. Физиологический (колебания А/Д, температуры тела, пульса и т.д.);
2. Психический (переживание радости, горя, огорчения, тревоги, печаль и т.д.);
3. Поведенческий (мимика, пантомимика, вокальная мимика и действия – ступор, бегство, борьба и т.п.).
Выделяют:
эмоциональные реакции
состояния
свойства.
Эмоциональные реакции – непосредственное переживание определенной ситуации на данный момент.
Например: испуг при внезапно ярком свете, радость при неожиданной встрече.
Эмоциональные реакции (по силе):
Умеренные;
Сильные.
Поддаются контролю и воле личности:
Подавляются;
Проявляются в зависимости от ситуации (кроме аффекта).
Чувства - сложный вид устойчивого эмоционального отношения личности к различным сторонам деятельности.
Виды чувств:
Интеллектуальные (вдохновение, любознательность, удивление, сомнение);
Эстетические (любовь к музыке и т.п., восхищение природой и т.п.);
Нравственные (любовь, дружба, сопереживание, чувство долга).
Эмоциональные состояния - длительные, устойчивые эмоции, проходящие с изменением нервно-психического тонуса человека; они согласовывают потребности и устремления личности в его возможностях на данный момент; оказывают влияние на поведение.
Настроение – частный случай эмоционального состояния, зависит от многих причин (осознаваемых и/или неосознаваемых).
Настроение:
· Устойчивое;
· Неустойчивое.
Эмоциональные свойства – характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования личности в определенной ситуации (тревожность, мнительность, впечатлительность, эмпатия, эмоциональная холодность и т.п.).
К эмоциям также относят:
· Страсть;
· Аффект.
Страсть – длительное достаточно выраженное и напряженное эмоциональное отношение, направленное на определенный объект или вид деятельности.
«Страсть – большая сила, поэтому так важно на что она направляется…
Страсть может быть пагубной, даже роковой, но именно поэтому она может быть и великой»
(С.Л. Рубинштейн, 1984).
Страсть – это всегда единство эмоциональных и волевых компонентов.
Аффект – кратковременная, большей силы эмоциональная реакция; быстро овладевает личностью, сопровождается нарушением контроля над своим поведением.
Виды аффекта:
· Физиологический;
· Патологический.
Физиологический аффект – кратковременная, сильная эмоциональная реакция, возникающая под воздействием внешних факторов; не сопровождается помрачением сознания.
Проявления физиологического аффекта:
Радость;
Угнетенность;
Варианты физиологического аффекта:
· Астенический – сопровождается снижением настроения и понижением общего жизненного тонуса.
· Стенические – сопровождается повышением жизненного тонуса, ощущением собственной силы.
Патологический аффект – состояние кратковременного психического расстройства, которое возникает в ответ на интенсивную психическую травму.
Стадии развития патологического аффекта:
- Подготовительная – нарастет эмоциональное напряжение и сужается поле осознаваемого; воспринимается лишь то, что значимо в плане психотравмы.
- Взрыв – глубокое (сумеречное) помрачение сознания; аффект выливается в агрессивное действие по типу сложных автоматизмов; возможны иллюзии, галлюцинации, содержание которых отражает психотравму; появляется соматовегетативный комплекс.
- Заключительная (исходная) – глубокий сон с последующей астенией и полной или частичной амнезией.
РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ
I. Симптомы и синдромы повышенного настроения.
II. Симптомы и синдромы пониженного настроения.
III.Симптомы повышенной эмоциональной возбудимости.
IV.Симптомы пониженной эмоциональной возбудимости.
V. Извращение аффективности.
I. Симптомы повышенного настроения.
· Гипертимия;
· Эйфория;
· Экстаз;
· Мория («глупость»)
Гипертимия (мания, маниакальный аффект) - стойкое болезненное повышение настроения.
Вне болезни это яркие, положительные эмоции (радость, восторг, веселье).
Гипертимия как болезненное состояние характеризуется:
Стойкостью (дни, месяцы);
Неоправданный оптимизм и ощущение счастья;
Энергичность и инициативность;
Отрицательные события не снижают радостного настроения.
Гипертимия – проявление маниакального синдрома.
Маниакальная триада:
· Приподнятое настроение;
· Ускорение ассоциативного процесса;
· Двигательное возбуждение.
Дополнительные имптомы:
· Гиперметаморфоз внимания;
· Улучшение кратковременной памяти;
· Переоценка своих возможностей и способностей, своей роли;
· Усиление полового влечения
Эйфория – повышенное, беззаботное настроение, благодушие, сочетающееся с беспечностью.
Экстаз (исступленное восхищение) - переживание восторга, которое может сопровождаться расстройством сознания, с нарушением контакта с окружающими.
Мория – непродуктивное возбуждение, сопровождающееся дурашливым, беспечным лепетанием, расторможенностью, циничными шутками, возможностью аморальных поступков; всегда имеют место симптомы интеллектуального снижения.
II. Симптомы пониженного настроения.
· Гипотимия;
· Дисфория;
· Тревога.
Гипотимия – стойкое болезненное понижение настроения.
Вне болезни это печаль, тоска, подавленность.
Гипотимия как болезненное состояние характеризуется:
Стойкостью;
Выраженное чувство тоски;
Писсиместическая оценка настоящего и будущего;
Неспособность испытывать радость (человека ничего не может развеселить).
Формы гипотимии:
От грусти и пессимизма до витальной (предсердечной) тоски.
Встречается:
При обострении психических заболеваний;
Тяжелой соматической патологии;
Онкологии;
Входит в структуру:
· Депрессивного синдрома;
· Обсессивно-фобического;
· Ипохондрического;
· Дисморфоманического.
Дисфория (эксплозивность) – внезапно возникающие приступа гнева, злобы, раздражения. Недовольства окружающими и собой; больные способны на жестокие, агрессивные действия, циничные оскорбления, грубый сарказм и издевательства; на высоте ярости – возможны противоправные поступки.
Течение пароксизмальное.
Длительность от нескольких часов до нескольких суток.
Встречается при:
· Эпилепсии;
· Органическом поражении ЦНС;
· Абстиненциях любого генеза.
Тревога – переживание неопределенной опасности; эмоция, связанная с потребностью в безопасности.
Амбивалентность – одновременное сосуществование взаимоисключающих эмоций.
Амбитендентность - дезорганизованное поведение, не приводящее к противоречивым и непоследовательным действиям; обусловлено амбивалентностью.
Апатия – отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций; равнодушие, безразличие.
Относятся к негативным симптомам.
Апатия при шизофрении нарастает, вплоть до эмоциональной тупости (нивелировка эмоций).
Нарушение динамики эмоций.
Эмоциональная лабильность – это расстройство эмоций в виде их чрезвычайной подвижности и неустойчивости.
Слабодушие (эмоциональная слабость) – вариант эмоциональной лабильности, потерей способности контролировать внешнее проявление эмоций.
Эмоциональная ригидность – расстройство эмоций в виде их тугоподвижности, застреваемостью, склонностью к длительному переживанию какого-либо чувства (чаще неприятного). Это злопамятность, упрямство, упорство.
СИНДРОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Депрессивный синдром | Маниакальный синдром | Апатико-абулический синдром |
Депрессивная триада:
| Маниакальная триада:
| Преобладают безразличие, равнодушие. Темп речи обычный, при общей пассивности движения затруднены. |
Пониженная самооценка, пессимизм. | Завышенная самооценка, оптимизм, стремление похвастаться | Безразличное или эйфоричное отношение к себе. |
Бред самообвинения, самоуничижения, ипохондрический | Сверхценные идеи или бред величия | Бредовые идеи отсутствуют или не соответствуют настроению |
Подавление влечений: снижение аппетита, снижение либидо, избегание контактов замкнутость, обесценивание жизни, стремление к суициду | Усиление влечений: повышение аппетита. гиперсексуальность, стремление к общению, потребность оказывать помощь окружающим, альтруизм | Обычная выраженность влечений: нормальный аппетит, отсутствие контроля за поведением (в том числе сексуальным) отсутствие потребности в общении. |
Расстройства сна: уменьшение продолжительности, раннее пробуждение, отсутствие чувства сна | Расстройства сна: сокращение продолжительности сна, не вызывающее чувство усталости | Сон не нарушен, часто больные проводят в постели весь день |
Соматические расстройства: сухость кожи, снижение её тургора, ломкость волос и ногтей, отсутствие слез, запор, тахикардия и повышение артериального давления, расширение зрачка (медриаз), снижение массы тела | Соматические расстройства не характерны. Больные жалоб не предъявляют, выглядят молодо. Повышение АД соответствует высокой активности больных. Масса тела часто повышается, потери её бывает только при выраженном психомоторном возбуждении. | Соматическое благополучие, отсутствие жалоб. У больных часто увеличивается масса тела из-за того, что они мало двигаются и едят без ограничений. |
8. Нарушения эмоций (апатия, эйфория, дисфория, слабодушие, неадекватность эмоций, амбивалентность, патологический эффект).
Эмоции - чувственная окраска всех психических актов, переживание человеков своего отношения к окружающему и себе.
1. Эйфория – повышенное настроение с бесконечным довольством собой, безмятежностью, замедлением мышления. Экстаз – переживание восторга и необычного счастья.
2. Дисфория - тоскливо-злобное настроение с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, с ожесточенностью, взрывчатостью, склонностью к насилию.
3. Недержание эмоций (слабодушие) - снижение способности корригировать внешние проявления эмоций (больные умиляются, плачут, даже если это им неприятно, характерно для церебрального атеросклероза)
4. Апатия (эмоциональная тупость) – полное равнодушие ко всему, ничего не вызывает интереса и эмоционального отклика (при слабоумии, шизофрении).
5. Неадекватность эмоций - неадекватный аффект, пародоксальность эмоций; эмоциональная реакция не соответствует поводу, ее вызвавшему (больной смеется, рассказывая о смерти родственника)
6. Эмоциональная амбивалентность - двойственность, диссоциированность эмоций (при шизофрении)
7. Патологический аффект - возникает в связи с психической травмой; сопровождается сумеречным помрачением сознания, появляются бредовые, галлюцинаторные расстройства, неадекватное поведение, возможны тяжелые правонарушения; длится минуты, заканчивается сном, полной прострацией, выраженной вегетатикой; период нарушенного сознания амнезируется.
9. Депрессивный и маниакальный синдромы. Соматические симптомы аффективных расстройств.
Маниакальный синдром - характеризуется триадой симптомов: 1) резко повышенным настроением с усилением положительных эмоций, 2) повышением двигательной активности 3) ускорением мышления. Больные оживлены, беспечны, смеются, поют, танцуют, полны радужных надежд, переоценивают свои способности, вычурно одеваются, острят. Наблюдается при маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза.
Основные диагностические симптомы при маниакальном состоянии:
а) приподнятое (экспансивное) настроение : состояние приподнятого настроения, часто заразительного и преувеличенное чувство физического и эмоционального благополучия, непропорциональное обстоятельствам жизни индивида
б) повышенная физическая активность : проявляется в непоседливости, перемещении, бесцельных движениях, неспособности сидеть или стоять спокойно.
в) повышенная говорливость :больной говорит слишком много, быстро, часто громким голосом, в речи присутствуют ненужные слова.
г) отвлекаемость : тривиальные события и раздражители, обычно не привлекающие внимания, завладевают вниманием индивида и делают его/ее неспособным устойчиво задерживать на чем-либо внимание
д) пониженная потребность во сне : некоторые больные идут спать в первые часы пополуночи, рано просыпаются, чувствуя себя отдохнувшими после краткого сна, и горят желанием начать следующий, полный активности день.
е) сексуальная несдержанность :поведение, при котором индивид делает сексуальные предложения или поступки вне рамок социальных ограничений или учета преобладающих общественных условностей.
ж) безрассудное, опрометчивое или безответственное поведение :поведение, при котором индивид пускается в экстравагантные или непрактичные предприятия, безрассудно тратит деньги или берется за сомнительные предприятия, не осознавая их рискованности.
з) повышенная общительность и фамильярность :утрата чувства дистанции и потеря нормальных социальных ограничений, выражающиеся в повышенной общительности и крайней фамильярности.
и) скачка идей : беспорядочная форма мышления, субъективно проявляющаяся как «напор мыслей». Речь быстрая, без пауз, теряет цель и блуждает далеко от исходной темы. Часто употребляет рифмы и каламбуры.
к) гипертрофированная самооценка : гипертрофированные идеи собственных возможностей, владений, величия, превосходства или собственной значимости.
Депрессивный синдром - выраженное снижение настроения с усилением отрицательных эмоций, замедленностью двигательной активности и замедлением мышления. Самочувствие больного плохое, им владеет грусть, печаль, тоска. Больной целыми днями лежит или сидит в одной позе, спонтанно в беседу не вступает, ассоциации замедлены, ответы односложны, часто даются с большим опозданием. Мысли мрачные, тяжелые, надежд на будущее нет. Тоска переживается как крайне тягостное, физическое ощущение в области сердца. Мимика скорбная, заторможенная. Характерны мысли о никчемности, неполноценности, могут возникать сверхценные идеи самообвинения или бред виновности и греховности с появлением суицидальных мыслей и тенденций. Может сопровождаться явлением болезненной психической анестезии - мучительного бесчувствия, внутреннего опустошения, исчезновения эмоционального отклика на окружающее. Для депрессивного синдрома характерны выраженные соматовегетативные расстройства в виде нарушений сна, аппетита, запоров, тахикардии, мидриаза; больные худеют, расстраиваются эндокринные функции. Депрессии у взрослых могут наблюдаться также в рамках реактивных психозов и неврозов, при некоторых инфекционных и сосудистых психозах.
Основные диагностические симптомы депрессии:
1) депрессивное настроение : пониженное настроение, выраженное печалью, страданием, упадком духа, неспособностью чему-либо радоваться, мрачностью, подавленностью, ощущением уныния и т. д.
2) утрата интересов : понижение или потеря интересов или чувства удовольствия в условиях обычно приятной деятельности.
3) потеря энергии : ощущение усталости, слабости или истощения; ощущение утраты способности встать и идти или потери энергии. Начать дело, физическое или интеллектуальное, представляется особенно трудным или даже невозможным.
4) потеря веры в себя и самоуважения :утрата веры в собственные способности и квалификацию, предчувствие неловкости и неудач в вопросах, зависящих от уверенности в себе, особенно в социальных взаимоотношениях, ощущение приниженности по отношению к другим и даже малоценности.
5) необоснованные упреки к себе или чувство вины : излишняя озабоченность каким-либо действием в прошлом, вызывающим болезненное ощущение, неадекватное и неконтролируемое. Индивид может проклинать себя за какую-то мелкую неудачу или ошибку, которую большинство людей не приняло бы всерьез. Он осознает, что вина преувеличена или это чувство держится чрезмерно долго, но не может ничего с этим поделать.
6) суицидальные мысли или поведение : постоянные мысли о причинении себе вреда с упорным обдумыванием или планированием способов для этого.
7) затрудненное мышление или концентрация :неспособность мыслить ясно. Больной обеспокоен и жалуется, что его/ее мозг менее эффективен, чем нормальный. Он/она не способен принять легкого решения даже по простым вопросам, будучи не в состоянии удержать одновременно необходимые элементы информации в своем сознании. Затруднение концентрации проявляется в неспособности фокусировать мысли или обращать внимание на те предметы, которые этого требуют.
8) нарушения сна :нарушения характера сна, которые могут проявляться следующим образом:
периоды пробуждения между начальным и конечным периодами сна,
раннее пробуждение после периода ночного сна, т. е. индивид после этого не засыпает снова,
нарушение цикла сна-бодрствования - индивид бодрствует почти всю ночь и спит днем,
гиперсомния - состояние, при котором продолжительность сна, по крайней мере, на два часа дольше обычной, представляя собой определенное изменение обычного характера сна.
9) изменение аппетита и веса :пониженный или повышенный аппетит, ведущий к потере или увеличению на 5% или более обычного веса тела.
10) утрата способности испытывать удовольствие (ангедония) :потеря способности получать удовольствие от ранее приятной деятельности. Часто индивид не способен к предвкушению удовольствия.
11) углубление депрессии по утрам : плохое или депрессивное настроение, которое более выражено в раннее время дня. По мере течения дня депрессия уменьшается.
12) частый плач :частые периоды рыданий без явной побудительной причины.
13) пессимизм в отношении будущего :мрачный взгляд на будущее независимо от реальных обстоятельств.
Триада депрессии : снижение настроения, интеллекта, моторики.
Когнитивная триада депрессии : 1) уничтожительная оценка собственной личности 2) отрицательная оценка внешнего мира 3) отрицательная оценка будущего.
" |
Эмоции - психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, выполняющие, как писал А. Леонтьев (1970), «функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» и «роль ориентирующих субъективных сигналов». Г. X. Шингаров (1971) эмоции и чувства определял как одну из форм отражения человеком окружающей действительности.
Эмоции - это переживания приятного и неприятного, сопровождающие восприятие себя и окружающего мира, удовлетворение потребностей, производственную деятельность, межличностные контакты. Биологический, психофизиологический и социальный смысл эмоций и чувств заключается в их организующем и мобилизующем влиянии на организм и в адекватной адаптации к условиям жизни. Эмоции и чувства отражают отношения, в каких находятся предметы и явления, к потребностям и мотивам деятельности человека.
Эмоциями в узком значении слова называют переживания, обусловленные удовлетворением или неудовлетворением инстинктивных потребностей - в пище, питье, воздухе, самосохранении и сексуальном влечении. Сюда относятся и эмоциональные реакции, сопровождающие ощущения, непосредственное отражение отдельных свойств предметов. Чувства (высшие эмоции) связаны с потребностями, возникшими в ходе общественно-исторического развития, с общением, отношениями между людьми. Они есть результат эмоционального обобщения. К ним принадлежат морально-этические, эстетические и интеллектуальные чувст-
ва: чести, долга, дружбы, коллективизма, сочувствия, сострадания, уважения, любви. Чувства оказывают решающее влияние на проявления низших эмоций и поведение человека в целом.
Особенности эмоциональных реакций связаны со степенью выраженности биологических (инстинктивных) и социальных потребностей и влечений, с напряженностью мотивов, возрастом, полом, установкой, с ситуацией успеха или неуспеха, уровнем притязаний, тревожности и другими особенностями. В зависимости от упомянутых условий эмоция может быть организующей и дезорганизующей, адекватной и неадекватной, адаптирующей и дезадаптирующей по отношению к конкретной ситуации.
Эмоциональные реакции П. К. Анохин (1949, 1968) рассматривал как целостные физиологические приспособительные акты, санкционирующие и закрепляющие механизмы, относящиеся к удовлетворению или неудовлетворению потребностей. П. В. Симонов (1975) считал, что в схеме потребность - действие - удовлетворение мышление является источником информации для действия, но в результате недостатка знаний и умений нередко возникает разрыв между потребностью и возможностью ее удовлетворения, поэтому в эволюции появился нервный аппарат эмоций как механизм экстренной компенсации, аварийного замещения недостающих сведений и умений. Основное условие возникновения отрицательных эмоций, по его мнению,- это наличие неудовлетворенных потребностей и рассогласования между прогнозом и наличной действительностью, дефицит прагматической информации.
Как известно, эмоциональные состояния имеют объективные (сома-тоневрологические) и субъективные (психические) проявления. Занимая как бы промежуточное место между соматическим и собственно психическим (рациональным), они и их анатомо-физиологический субстрат служат своего рода соединительным звеном в их взаимодействии, основным субстратом соматопсихических и психосоматических взаимоотношений, взаимовлияний и процессов. Это подтверждается тем, что эмоциональные реакции и состояния всегда сопровождаются изменениями обмена веществ, сердечно-сосудистой и других систем организма; при влиянии патогенно-стрессовых ситуаций могут возникать психосоматические заболевания (П. К. Анохин, 1969; В. В. Суворова, 1975; В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986). Анатомо-физиологической основой эмоциональных состояний служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры, участвующие в вегетативно-эндокринной регуляции функций. К основным (фундаментальным) эмоциям относят интерес-волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (К. Izard, 1980). По продолжительности и силе эмоциональных переживаний выделяют: настроение - более или менее длительную эмоцию, определяющуюся самочувствием и степенью социального благополучия в данный момент; аффект - сильное и кратковременное
переживание в виде гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния без утраты самоконтроля; страсть-сильное, стойкое и глубокое чувство, захватывающее и подчиняющее себе основную направленность мыслей и действий.
По субъективному тону эмоции и чувства подразделяют на положительные (приятные) и отрицательные (неприятные); по влиянию на деятельность - стенические (мобилизующие) и астенические (дезорганизующие, угнетающие); по механизму возникновения - на реактивные, появляющиеся как реакции на осознание неблагополучия, и витальные, развивающиеся вследствие нарушения функций эмоциогенных структур головного мозга.
Классификация нарушений эмоций и чувств
1. Патологическое усиление: эйфория и депрессия.
2. Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость.
3. Нарушение подвижности: слабодушие (недержание эмоций), лабильность и инертность (застреваемость) эмоциональных переживаний.
4. Нарушение адекватности: неадекватность, амбивалентность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфории, дистимии, патологичес
кий аффект.
При повышении настроения (эйфории) или его угнетении и снижении (депрессии) отмечается отрыв эмоционального состояния от реальной ситуации, неадекватность его по отношению к данной ситуации. При эйфории, кроме повышения настроения и самочувствия, появляются ускорение течения мыслей, неустойчивость и отвлекаемость внимания, подъем общего тонуса и двигательной активности, повышенная самооценка, утомляемость отсутствует. Такое состояние характерно для гипоманиакального и маниакального синдромов. Эйфория может наблюдаться в структуре паралитического и псевдопаралитического синдромов.
Черепно-мозговые травмы и другие органические заболевания головного мозга с поражением лобных долей иногда дают картину так называемой мории - благодушно-дурашливой эйфории с неадекватными поступками, с потерей чувства дистанции и критической оценки поведения. При остаточных явлениях органического поражения мозга симптоматика мория не имеет тенденции к утяжелению, а при опухолях лобных долей обычно отмечается нарастание оглушенности, загруженности и недоосмысливания ситуации и своего поведения.
Повышение настроения при таких заболеваниях, как истерия, эпилепсия, шизофрения, может приобретать характер экстаза - восторженного настроения с погружением в себя. Оно иногда связано со зрительными, реже слуховыми галлюцинациями. Нередко выраженное улучшение настроения проявляется в экзальтации - приподнятом настроении с приливом энергии и повышением активности.
В настоящее время чаще встречаются депрессивные состояния! адинамическая депрессия - с вялостью; ажитированная - с возбуждением; анестетическая - с чувством мучительного бесчувствия; астеническая- с истощаемостью; угрюмая - с гневливостью и раздражительностью; тревожная, непсихотическая и психотическая - с бредом и галлюцинациями; маскированная, алкогольная, инволюционная, истерическая, депрессия истощения, нейролептическая, сосудистая, цикло-тимическая, экзогенная.
Характерными признаками депрессии любого генеза являются угнетение настроения, снижение психической и эффекторно-волевой активности, появление мысли о собственной малоценности и бесперспективности, снижение общего тонуса организма и склонность к пессимистической оценке своего положения, к суицидальным мыслям и поступкам. Наиболее классическим вариантом можно считать витальную депрессию (меланхолию), которая обычно относится к эндогенной и выражается в угнетенном настроении с тоской или тревогой, снижением влечений, нарушениями сна, суточными колебаниями настроения, признаками повышения тонуса симпатической части вегетативной нервной системы. Депрессии соматогенные и возникающие вследствие органических поражений головного мозга (симптоматические) отличаются астеническим фоном и ухудшением состояния к вечеру, а психогенные- наличием в переживаниях психотравмирующих моментов. Любая из указанных депрессий может временами приобретать характер ажи-тированной депрессии - с возбуждением, стремлением к самоистязанию и суицидальным поступкам. При рецидивах довольно часто наблюдается так называемая эндогенизация симптоматической и психогенной депрессии.
Депрессии подразделяют на психотические и непсихотические, хотя такое деление относительно. К психотическим следует относить те депрессии, при которых угнетение настроения сочетается с бредовыми идеями самоуничижения, самообвинения, греховности, отношения, преследования, с галлюцинаторными переживаниями, витальной тоской, отсутствием критики и суицидальными действиями. При непсихотической депрессии обычно наблюдается критическая оценка своего состояния и ситуации, сохранены психологически понятные связи с внешними и внутренними обстоятельствами.
Трудности возникают при диагностике депрессии у детей и подростков, так как депрессивные состояния полиэтиологичны (энцефалопатия, неправильные отношения между родителями, школьные затруднения, психические болезни родителей) и отличаются по клиническое картине (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979, и др.). У девочек депрессия проявляется в снижении массы тела, замедлении двигательной активности, тревожности и страхе, плаксивости, суицидальных мыслях и попытках, у мальчиков -в виде слабости с головной болью и кошмарными сновидениями, двигательного беспокойства с побегами из дома, прогулами уроков, агрессивностью, ослаблением внимания,
ночным недержанием мочи, навязчивым обгрызанием ногтей и неряшливостью.
A. Kepinski (1979) выделял следующие формы юношеской депрессии: апатоабулическую (потеря интереса к учебе, работе и раз
влечениям, чувство пустоты); бунтарскую (заострение возрастных черт
характера, реакции протеста, раздражительность, хулиганские поступки, злоупотребление алкоголем и наркотиками, агрессивность, «борьба»
со старшими, суицидальные поступки); в виде позиции покорности,
смирения, отсутствия интереса к выбору профессии, пассивного отношения к собственной судьбе и будущему; в виде патологической лабильности настроения, переменчивости желаний и стремлений.
Депрессивные состояния могут проявляться в картине субдепрессивного синдрома, простой депрессии, «предсердечной тоски», депрессивного ступора, ажитированной, тревожной, ананкастической, ипохондрической депрессии, депрессивно-параноидного синдрома, психической анестезии.
Отдельного рассмотрения заслуживает «маскированная» депрессия, или «депрессия без депрессии» («вегетативная» депрессия, «соматизи-рованная» депрессия), которую в последние годы диагностируют более часто. Под этим заболеванием имеется в виду такая форма эндогенной депрессии, при которой на первый план выступают не психопатологические признаки, а соматические и вегетативные симптомы (соматовегетативные эквиваленты), поддающиеся лечению антидепрессантами.
B. Ф. Десятников и Т. Т. Сорокина (1981) выделяют следующие
формы «маскированной» («соматизированной») депрессии: алгическо-
сенестопатическую (абдоминальную, кардиалгическую, цефалгическую
и паналгическую); агрипническую; диэнцефальную (вегетовисцераль-
ную, вазомоторно-аллергическую, псевдоастматическую); обсессивно-
фобическую и наркоманическую. Авторы подчеркивают, что в данном
случае речь идет о субдепрессии (меланхолической, гипотимической,
астенической, астеногипобулической или апатоадинамической) с наличием депрессивной триады: психических нарушений, нарушений витальных ощущений и соматовегетативных нарушений. Широкая диагностика «маскированной» депрессии нередко приводит к включению в рамки
эндогенных аффективных заболеваний и таких, как неврозы (особенно
системные), психопатические декомпенсации и даже соматические
болезни с депрессивными реакциями (вегетативно-сосудистые дистонии,
гипертоническая болезнь и др.). Диагностика субдепрессивного состояния различного генеза (а не только эндогенного) является более правильной, так как это отражает сущность имеющегося аффективного
расстройства и полиэтиологичность его возникновения.
Следует отметить, что к депрессивным состояниям можно отнести дистимию и дисфорию. Под дистимией (К. Flemming, 1814) понимают кратковременное (в течение нескольких часов или дней) расстройство настроения в виде депрессивно-тревожного с гневливостью, недовольством, раздражительностью; под дисфорией - состояние гневливости
с агрессивными тенденциями на фоне пониженного настроения (S. Puzynski, I978). Дистимия и дисфория наблюдаются при органических поражениях головного мозга, эпилепсии, психопатии.
Одним из острых проявлений депрессии считают раптус, или неистовство («меланхолический раптус» и «ипохондрический раптус») - приступ отчаяния, страха, глубокой тоски с психомоторным возбуждением, сужением сознания, аутоагрессивными действиями. Возникает по механизму «взрыва», накапливающегося депрессивного аффекта.
Патологическим ослаблением эмоциональных реакций считают паралич эмоций, апатию, эмоциональное уплощение и тупость. Паралич эмоций как острое кратковременное их выключение развивается в связи с внезапным, шоковым воздействием психотравмирующего фактора (стихийного бедствия, катастрофы, тяжелого известия), а остальные виды нарушений - в результате длительно текущего патологического процесса.
Паралич эмоций считают разновидностью психогенного ступора, так как он также возникает вследствие психической травмы, и в этом состоянии нередко отмечается замедление двигательной активности. По клиническому выражению к параличу эмоций близко стоит апатия- безразличие к самому себе, окружающему, родным, близким и т. д., сопровождающееся бездействием, гипо- или абулией. Такое состояние может наблюдаться при длительном истощающем действии психотравмирующих факторов, при хронических инфекционных и соматических заболеваниях, органических поражениях головного мозга.
Эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость («эмоциональная деменция») - постепенно нарастающее, стойкое оскудение эмоциональных переживаний, касающееся, в первую очередь, высших эмоций (чувств), доходящее до безразличия к себе, своему положению, к судьбе близких и родных. Наблюдается при шизофрении и некоторых видах органической деменции (тотальной). Эмоциональное уплощение с преобладанием вначале снижения чувств (сочувствия, сострадания, сопереживания) нередко сопровождается расторможенностыо влечений, брутальностыо, неряшливостью, снижением интереса к учебе и работе. Часто бывает одним из первых проявлений шизофренического процесса, особенно простой формы шизофрении. Подобная чувственная холодность может наблюдаться при опухолях и других органических поражениях головного мозга и даже у психопатических личностей, прослеживаясь на протяжении всей жизни индивидуума.
Нарушение подвижности эмоций проявляется в их повышенной лабильности или застреваемости и слабодушии. Повышенная лабильность характеризуется легкой сиеной эмоций, быстрым переходом от одной эмоции к другой (от веселости к слезам и наоборот). Более часто наблюдается при истерической психопатии. Как физиологическое явление отмечается в детском возрасте. Слабодушие (эмоциональная слабость) также относится к проявлениям эмоциональной гиперестезии,
Для слабодушия характерны неустойчивость настроения, повышенная эмоциональная возбудимость с недержанием эмоций, раздражительностью или слезливостью, особенно в минуты умиления, сентиментального настроения. Смена отрицательных эмоций положительными и наоборот происходит под влиянием незначительных поводов, что свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности, реактивности и истощаемости аффекта (эмоциональная гиперестезия). Наблюдается при астении, в период выздоровления после соматических болезней, черепно-мозговых травм и других поражений мозга, но особенно часто встречается при церебральном атеросклерозе. Застреваемость (инертность) эмоций характеризуется длительной задержкой на неприятных переживаниях - чувстве вины, обиды, злобы, мести. В норме отмечается у акцентуированных, тревожно-мнительных и параноических личностей, а в клинической практике - у психопатов психастенического и паранойяльного типа, при эпилепсии.
Неадекватность эмоциональных реакция - довольно частый симптом в клинике психических заболеваний, например неадекватен смех на похоронах близкого человека, амбивалентность переживаний у больных шизофренией, а также патологический аффект, при котором неадекватность аффекта определяется изменением состояния сознания и отрывочными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями.
В психиатрической литературе большое внимание уделяется таким аффективным состояниям, как страх и тревога, часто наблюдающимся в норме и в структуре многих психических заболеваний.
На основании обзора работ зарубежных авторов К. Izard (1980) отмечает: 1) тесную связь между собой и со степенью интенсивности стимуляции таких эмоций, как удивление - испуг (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх - ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес-возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция); 2) существование в эмоциях испуга, страха и интереса-возбуждения частично перекрывающейся компоненты (между ними наблюдается неустойчивое равновесие); 3) разнообразие детерминант существования страха - врожденные (гомеостати-ческие, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условий); 4) наличие связи страха с другими эмоциями -страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и др.
Подверженность реакциям страха зависит от пола, возраста, индивидуальных особенностей, социально приобретенной устойчивости и социальной установки личности, исходного соматического и нервно-психического состояния, а также индивидуальной значимости и степени угрозы биологическому или социальному благополучию. Сознательный контроль играет большую роль не только в смысле задержки поведенческих проявлений страха, но и в предупреждении его зарождения, что является доказательством значения осознанной активности личности в разрешении сложных жизненных ситуаций,
В психиатрической литературе психоаналитического и экзистенциального плана страх и тревога трактуются как выражение конфликта (враждебности) между инстинктивным бессознательным и требованиями социальной среды (Е. Fromm, 1965; Н. Е. Richter, 1969; К. Ноrnеу, 1978, и др.). Польский психиатр A. Kepinski (1977, 1979) на основании субъективно-идеалистического учения о моральных и других ценностях (аксиологии), а также предложенной им теории так называемого энергетического и информационного метаболизма страх считал одной из основных движущих сил развития личности, источником большинства психопатологических симптомов. По его мнению, страх - это основное психопатологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка (системы ценностей). Автор выделял страх биологический (при нарушении «естественного морального порядка» - угрозе жизни), социальный (при нарушении «социального порядка», конфликте интериоризированных социальных норм с реальной действительностью - угрозе социальному положению) и «страх совести» («моральный страх»), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины (человек сам себе самый грозный судья). Этим А. Кеpinski объяснял возникновение навязчивых, бредовых идей, галлюцинаторных переживаний, агрессивного поведения, основной шизофренической симптоматики (схизиса). Следовательно, по его данным, практически вся психическая патология сводится к проявлениям бессознательного первичного страха. Подобная трактовка возникновения и глобальной роли страха неприемлема, хотя упомянутые причины его развития и влияние на некоторые виды психической патологии заслуживают внимания.
Предложены различные классификации страха и тревоги, обобщенные X. Христозовым (1980). Выделяют следующие виды страха: 1) по форме и оттенкам проявления - страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный; 2) по степени выраженности - испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознаваемом изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека), боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознаванием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие) и ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности-«безумный страх»); 3) по форме проявления - страх витальный (переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга), реальный (опасность исходит из окружающего мира), моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений); 4) по виду - осознаваемый генерализованный, осознаваемый локализованный,
неосознаваемый генерализованный, скрытый локализованный страх; 5) по этапам развития - нерешительность, неуверенность, смущение, боязливость, тревогу, страх, ужас.
Страх и тревогу подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное-чувство опасности; интеллектуальное - неуверенность; волевое - нерешительность. X. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха: а) навязчивый, или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознаванием абсурдности); б) ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения); в) психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидными переживаниями или как диффузный страх).
В отличие от страха тревогу определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги М. Zapletalek (1980) считает: психические признаки (беспокойство, дрожь, чувство беспомощности, неуверенности, угрожающей опасности, снижение критичности); психомоторные признаки (соответствующая мимика и жестикуляция, возбуждение или угнетение, вплоть до раптуса или ступора); вегетативные признаки (повышение артериального давления, ускорение пульса и дыхания, расширение зрачков, сухость во рту, бледность лица, потливость).
Страх и тревога обычно обнаруживаются в структуре обсессивно-фобического, ипохондрического, депрессивного, галлюцинаторно-параноидного, параноидного, делириозного и других синдромов.
Таким образом, патология эмоций многообразна и проявляется не изолированно, а в виде нарушения психического состояния и поведения больного в целом, так как ее морфологическим и функциональный субстратом служат расстройства деятельности подкорково-стволовых (лимбико-диэнцефальных) и корковых структур мозга. В особенностях клинических проявлений патологии эмоций находит отражение и локализация поражения в том или ином полушарии головного мозга. Так, после судорожного припадка, вызванного наложением электродов на левое полушарие, у правшей наблюдаются снижение настроения, тревога, дисфория, ипохондричность и суицидальные высказывания, у больных с тревожно-депрессивными состояниями усиливается тревога, у больных с бредом - подозрительность и эмоциональная напряженность, а при поражении правого полушария повышается настроение, отмечаются благодушие, эмоциональное успокоение (В. Л. Деглин, 1971). Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) показывают, что для поражения правой височной области характерны аффекты страха, тоски и ужаса, а для левой - тревога. Однако авторы считают, что вряд ли обоснованно такое полярное отнесение эмоциональных состоя-
ний к тому или иному полушарию головного мозга, так как эмоциональные переживания человека отличаются исключительным богатством и разнообразием, охватывая личность в целом.
Патология сознания и внимания
Сознание-высшая форма отражения объективной действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» показали, что сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди»", что это продукт длительного исторического развития, возникающий в процессе общественно-производственной деятельности и отражающий наиболее существенные закономерности явлений действительности и социального опыта человечества. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать ее и овладевать ею. В учение о механизмах сознательной деятельности человека огромный вклад внесли И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Сознание осуществляется посредством языка, слов, образующих вторую сигнальную систему, однако ее раздражители имеют значение лишь через их связь с раздражителями первой сигнальной системы (И. П. Павлов, 1951). Индивидуальное сознание формируется в процессе усвоения человеком общественно выработанных представлений, понятий, взглядов и норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности. В структуру сознания входят: 1) важнейшие познавательные процессы (ощущения, восприятия, запасы памяти, мышление и воображение); 2) способность различать субъект и объект (самосознание и сознание окружающего мира); 3) способность обеспечения целеполагающей деятельности (волевой, целенаправленной, критически оцениваемой); 4) отношение к реальной действительности, ее переживание (А. В, Петровский, М. Г. Ярошевский, 1977).
Основными характеристиками сознания считают степень его ясности (уровень бодрствования), объем (широту охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний), содержание (полноту, адекватность и критичность оценки используемых запасов памяти, мышления, эмоционального отношения) и непрерывность (способность осознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего). Одним из важнейших компонентов сознательной (осознаваемой) и целенаправленной (волевой) активности является внимание - способность сознательного, произвольного или непроизвольного избирательного сосредоточения сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях.
В психической деятельности активное участие принимают и неосознаваемые процессы (Ф. В. Бассин, 1968; А. М. Халецкий, 1970;
"Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т. 3.- С. 29.
Д. И. Дубровский, 1971; А. Г. Спиркин
, 1972; А. А. Меграбян, 1978, и Др.). Зарубежные психиатры бессознательное рассматривают как с материалистических, так и с идеалистических позиций.
В психической деятельности W. Wundt (1862) выделял три взаимодействующих уровня, признаваемых учеными и в настоящее время: 1) сознательный (осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний) ; 2) подсознательный (содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень); 3) бессознательный (инстинктивные механизмы и личное бессознательное-неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций). По К. Jaspers (1965), бессознательное понимают как автоматизированное, невоспоминаемое, но действенное; незамеченное, но пережитое, ненамеренное, но сделанное; как первоисточник действия (внезапные побуждение, мысль, представление), а также как форму существования (инстинктивное и личное бессознательное в понимании 3. Фрейда) и абсолютное бытие. Патологическими изменениями сознания автор отчасти объяснял нарушения ощущений, восприятия себя, окружающего, пространства и времени, деперсонализацию и дереализацию, явления отчуждения, бредовые идеи. 3. Фрейд и его последователи (представители неофрейдизма и экзистенциализма) в психической активности главную роль отводят бессознательному, отрицая решающее значение активного сознания,
Изменения сознания в состоянии утомления, снижения уровня бодрствования и аффективном его сужении представляют интерес для разработки вопросов оптимизации производственной деятельности человека в различных условиях, поскольку при этом могут существенно меняться внимание и направленность содержания переживаний.
При психопатологических синдромах с нарушениями адекватности самосознания и сохранением ориентировки психиатры предпочитают не говорить о «ясном сознании» и нарушении сознания в прямом смысле, хотя и учитывают, что самосознание как часть сознания патологически изменено, поскольку такая дифференцировка нарушений сознания имеет диагностическое значение (В. П. Осипов, 1923; А. Л. Абашев-Константиновский, 1954; А. К. Плавинский, 1963).
Отдельные авторы выделяют следующие нарушения сознания: количественные и качественные (Н. Еу, 1954), непсихотические (по типу нарушения ясности) и психотические (Т. Ф. Пападопулос, 1969), простые и сложные (L. Korzeniowski, 1978), выключения и помрачения. При этом отмечают связь нарушений сознания и внимания.
Классификация нарушений сознания
1. Непсихотнчсскне формы - «простые» нарушения сознания «количественные», по типу угнетения ясности осознания: обморок, обнубиля-
ция и оглушение, сомноленция, сопор, кома.
2. Психотические формы - «сложные» нарушения сознания, «качественные», синдромы помрачения сознания: астенической спутанности,
растерянности, делириозный, онирический и онейроидный, аментивный;
«особые состояния», сумеречные состояния.
Обморок-кратковременная потеря сознания в результате преходящей анемии мозга (А. М. Коровин, 1973). Четких границ между такими состояниями, как обнубиляция, сомноленция и оглушение нет, однако под обнубиляцией понимают колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысливания ситуации, понимания смысла происходящего и чужой речи; под сомноленцией(сонливостью) - легкую степень оглушения с замедленностью психических процессов, недостаточностью ориентировки в месте и времени (возможна частичная амнезия); под оглушением - нарушение осмысления окружающего и себя вследствие резкого повышения порога восприятия, угнетения психических функций (возможны лишь элементарные реакции при громком оклике). Выраженная степень оглушения граничит с сопором (полным выключением сознания с сохранностью оборонительных реакций и других безусловных рефлексов), а последний- с комой (глубоким выключением сознания с появлением патологических рефлексов и нарушением функций жизненно важных систем). Н. К. Боголепов (1962) по этиологии подразделял комы на сосудистые, эндо- и экзотоксические, инфекционные, травматические, гипертермические, эпилептические, комы, возникающие при опухолях мозга и терминальных состояниях. При органических поражениях головного мозга, особенно при опухолях, выделяют так называемую загруженность: бездеятельность с неадекватностью поведения, адинамией, не-доосмыслением окружающего, пустотой взора, односложными и бестолковыми ответами на вопросы.
Психотические расстройства сознания обычно относят к состояниям помрачения сознания (А. В. Снежневский, 1958, и др.), так как всем им свойственны неотчетливость, затруднение, фрагментарность или полная невозможность восприятия; дезориентировка во времени, месте и ситуации; ослабление и даже исключение способности к суждениям; затруднение запоминания текущих событий и собственных переживаний, отрывочность или отсутствие воспоминаний о периоде помрачения сознания (К. Jaspers, 1913). По мнению А. В. Снежневского, для выявления помрачения сознания решающее значение имеет установление совокупности всех перечисленных признаков.
Синдром растерянности («аффект недоумения») характеризуется расстройством самосознания, познания и приспособления к окружающему (Н. Я. Беленькая, 1966). Больные беспомощны, на лице - мимика недоумения, взгляд блуждающий, движения и ответы на вопросы неуверенные, вопросительные и непоследовательные, прерываемые молчанием. Иногда больные просят объяснить, что происходит с ними и вокруг.
Впервые растерянность как симптом расстройства сознания описал Вернике. В зависимости от преобладающего вида дезориентировки он выделял ауто-, алло-, соматопсихическую и двигательную растерянность. К. Jaspers считал растерянность выражением реакции личности на болезнь. По мнению Н. Я. Беленькой, растерянность указывает на
относительно неглубокое расстройство психической деятельности, при котором сохраняется сознание своей измененности. Она возникает при внезапном, необъяснимом и необычном изменении происходящего вокруг или» в самом больном и может быть выражением начального этапа развития бредовых, депрессивных и других синдромов. Часто в структуру синдрома включаются симптомы деперсонализации и дереализации (ранее упоминалось, что некоторые авторы относят последние к нарушениям сознания).
Синдром астенической спутанности сопровождается «мерцанием» ясности сознания, выраженной истощаемостью психических процессов, углублением помрачения сознания к вечеру. В начале беседы больные еще могут четко отвечать на вопросы, а затем их речь становится невнятной, «бормочущей», нарушается контакт с окружающим. Галлюцинации и бред, как правило, не отмечаются. Синдром астенической спутанности часто наблюдается у детей и подростков при инфекционных заболеваниях и в ночное время нередко сменяется делирием.
Делириозный синдром можно понимать как сноподобное помрачение сознания, характеризующееся аллопсихической дезориентировкой, наплывом пластичных зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к больному, что выражается в психомоторном возбуждении, ярких эмоциональных (страх) и вегетативных реакциях. Больной экспрессивно как бы вступает в контакт с галлюцинаторными образами, «защищается» от них, но сохраняет ориентировку в собственной личности и частично в окружающем. Делириозный синдром наблюдается преимущественно при заболеваниях экзогенной природы- острых инфекциях, интоксикациях, черепно-мозговой травме. Воспоминания о пережитом обычно сохраняются.
При так называемом мусситирующем («бормочущем») делирии какой-либо контакт с больным утрачивается. Больной беспокоен в пределах постели, бормочет, перебирает пальцами по постели, движения конечностями некоординированны, бессмысленны. Нередко состояние переходит в сопор и кому или является предагональным. После выхода из психоза отмечается амнезия состояния. По нашим данным, в подобных случаях наблюдается не делирий, а аментивное состояние с хаотическим подкорковым возбуждением.
Так называемый профессиональный делирий (А. В. Снежневский, 1983) характеризуется дезориентировкой и воспроизведением автоматизированных «профессиональных» движений. Мы полагаем, что отнесение этого состояния к делириозному не имеет достаточных оснований. Наблюдая больных белой горячкой и инфекционными заболеваниями (вчастности, при эпидемическом вирусном нефрите), мы сочли возможным выделить две клинические формы: в виде онирического синдрома со сценоподобными галлюцинациями «профессионального» или бытового содержания, активным участием в них больного и сохранением воспоминаний на этот период и в виде сумеречного состояния
с агрессивно-бредовым поведением или действиями, воспроизводящими профессиональные и бытовые навыки, с последующей амнезией.
Онейроидный синдром (онейроид) А. В. Снежневский (1958) определил как сновидное помрачение сознания с отрывочно-причудливыми картинами отражения реального мира и яркими зрительными, фантастическими представлениями. При этом грезоподобные переживания (межпланетные путешествия, катастрофы, гибель мира, «картины ада») происходят как сновидения и псевдогаллюцинации. У больного резко расстраивается самосознание, и он выступает как действующее лицо, участник-наблюдатель фантастических событий. Больной неподвижен или бессмысленно патетически возбужден, обычно безмолвен, мимика у него застывшая, напряженная или восторженная. Воспоминания о пережитом хорошо сохраняются. В отличие от делирия наблюдается не внушаемость, а (чаще) негативизм, нет типичного для делирия симптома пробуждаемости (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967).
Наряду с онейроидным выделяют онирический синдром, или они-ризм (В. С. Гуськов, 1965; Б. Д. Лысков, 1966). Для ониризма (они-рического синдрома, онирического бреда) характерны: вялость, сонливость, поверхностный сон с яркими сновидениями и переходом в сновидные переживания, в которых фигурируют встречи и разговоры с родными и знакомыми, бытовые и производственные сцены, поездки, выяснение отношений с кем-то. При пробуждении наступает постепенное осмысливание ситуации, могут быть иллюзии, галлюцинации нейтрального характера, ложные узнавания, анозогнозия, часто эйфория. Бред является как бы продолжением сновидений и сновидных переживаний, с пробуждением его актуальность постепенно уменьшается; двигательные реакции стереотипные, больной может оказывать пассивное сопротивление. При улучшении соматического состояния исчезают и перечисленные расстройства; амнезии состояния не наблюдается. Французский психиатр Е. Regis (1901) описал ониризм при инфекционной патологии.
Аментивный синдром, или аменция (Т. Meinert, 1881),- это наиболее глубокая степень помрачения сознания, возникающая преимущественно в связи с длительными, истощающими организм болезнями, инфекциями и интоксикациями. Для аменции характерны дезориентировка в месте, времени и собственной личности, нарушение синтеза восприятий, нестойкие иллюзии и галлюцинации, расстройства мышления, вплоть до степени бессвязности (инкогеренции), отрывочность и бессистемность бредовых высказываний, тревога и страх, хаотичность и незавершенность действий, возбуждение в пределах постели, отсутствие продуктивного контакта, частичная или полная амнезия на период болезненного состояния, отказ от пищи, истощение (А. С. Чис-тович, 1954). Наиболее тяжелой степенью аментивного синдрома является «острый бред» (delirium acutum) как результат острейшего, преимущественно септического поражения мозга (А. С. Чистович, 1954). Элементы аментивного симптомообразования могут наблюдать-
ся в клинике других синдромов расстроенного сознания, однако это не лишает аментивный синдром его самостоятельности, как полагают некоторые авторы (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1967). Не оправдано, по-видимому, и расширение границ данного синдрома (Б. Я Первомайский 1979).
Сумеречное состояние сознания характеризуется внезапным началом и внезапным окончанием, общей дезориентировкой, возможным сохранением внешне упорядоченных и даже сложных действий, наличием образного бреда, ярких зрительных галлюцинаций, бурных аффектов (страха, тоски, злобы), полным или почти полным отсутствием воспоминаний, часто совершением сложных автоматизированных и нередко катастрофически опасных поступков. При сумеречном расстройстве сознания психогенного характера («истерические сумерки») возможен частичный контакт с больным. По отдельным высказываниям и поведению больных можно заключить, что отмечается отражение в симптоматике психогенно-травматической ситуации, вызвавшей состояние, а также защитный характер поведения.
Отражение в переживаниях психотравмирующей ситуации наблюдается также при так называемой психогенной спутанности (аффективном сужении сознания или сумеречном состоянии с аффектом горя, отчаяния и гнева) и реактивном возбуждении (сумеречном состоянии с аффектом страха, злобы, отдельными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями). При пуэрилизме (регрессии поведения до детского возраста), псевдодеменции с нелепыми, глупыми, «дементными» ответами и ганзеровском синдроме с нарочитостью, мимодействиями и мимоответами отмечаются неглубокая степень помрачения сознания и еще более выраженный защитный характер поведения.
Сумеречные состояния при эпилепсии и органических поражениях головного мозга, как правило, отличаются глубоким помрачением сознания; поведение больных носит сложно-автоматизированный характер с оживлением инстинктивных и упроченных двигательных актов, приводимых в действие галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Это часто наблюдается при амбулаторном автоматизме, или трансе (внешне упорядоченном поведении), сомнамбулизме (снохождении), просоночных состояниях и патологическом опьянении.
Особые состояния сознания (М. О. Гуревич, 1949), по своему характеру пароксизмальные, проявляются поверхностным изменением сознания с признаками деперсонализации и дереализации, не сопровождаются амнезией, часто сочетаются с другими признаками последствий органических заболеваний головного мозга. Их, как и абсанс, не следует относить к сумеречным состояниям. Среди расстройств сознания они занимают особое место.
Мы считаем целесообразным выделить особую форму состояния измененного сознания: состояние так называемого психологического либо психопатологического отключения - «эффект (синдром) отсутствия». Имеется в виду временное выключение человека из реальной
ситуации (при сохранении способности осознавания окружающего) вследствие поглощенности какими-либо переживаниями. «Эффект отсутствия» может быть непсихотическим (поглощенность сверхценными переживаниями) и психотическим (поглощенность галлюцинаторными и бредовыми переживаниями), частичным и полным, колеблющимся и устойчивым, кратковременным и длительным. Из подобного состояния без значительных усилий, особенно при непсихотическом типе «отсутствия», человека удается вернуть к реальности с последующей нормальной или болезненной оценкой состояния.
Некоторые виды нарушения сознания и особенность внешнего поведения больных Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова (1981) попытались объяснить с точки зрения функциональной асимметрии головного мозга. Авторы отметили, что при поражениях правого полушария у правшей обнаруживается тенденция к замедлению движений и снижению двигательной активности в пароксизмах с переживаниями «уже виденного», «никогда не виденного», дереализации и деперсонализации. По мнению данных авторов, это свидетельствует о том, что при онейроидных состояниях поведение не отражает содержания сознания, оно не информативно, диссоциирует с переживаниями, сочетается с измененным восприятием пространства и времени. При поражениях левого полушария у правшей двигательная активность сохраняется или даже усиливается (например, при психомоторных припадках), поведение адекватно отражает чувственное содержание сознания, то есть соответствует психопатологическим переживаниям, определяется ими. Так, в сумеречном состоянии движения четкие и координированные, галлюцинации проецируются и двигательная активность осуществляется в конкретном времени и пространстве.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Классификация эмоициональных нарушений представлена в табл. 2.5.
Нарушения чувственного тона:
- эмоциональная гиперестезия - нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно обостренной эмоциональной окраской. Возникает при понижении порога эмоционального реагирования и обычно сочетается с сенсорной гиперестезией;
- эмоциональная гипестезия - нарушение чувственного тона, при котором обычные по силе ощущения и восприятия сопровождаются неадекватно ослабленной эмоциональной окраской. Возникает при повышении порога эмоционального реагирования. Наблюдается при дереализационных и деперсонализационных расстройствах.
Таблица 25
Классификация эмоциональных нарушений
Нарушения чувственного тона |
Эмоциональная гиперестезия. |
|
Эмоциональная гипестезия |
||
Гипотимии |
||
Гипертимии |
||
Благодушие. |
||
Гневливость |
||
Паратимии |
Амбивалентность. |
|
Эмоциональная неадекватность. |
||
Синдром «дерево и стекло» |
||
Негативные эмоциональные |
Эмоциональная тупость. |
|
расстройства |
Психическая анестезия |
|
Нарушения динамики эмоций |
Эмоциональная лабильность. |
|
Слабодушие. |
||
Инертность (ригидность) эмоций |
Гипотимия - сниженное настроение различных оттенков.
Виды гипотимии:
- тоска - эмоциональное состояние с преобладанием подавленности и угнетенности. Тоска, сопровождающаяся характерными тягостными ощущениями сжатия, мучительного стеснения за грудиной, в области сердца, называется предсердечной (витальной). Входит в структуру депрессивных, невротических синдромов, дисфории и др.;
- тревога - эмоциональное состояние или реакция, характеризующаяся внутренним волнением, беспокойством, напряжением, локализованным в груди. Сопровождается предчувствием и боязливым ожиданием надвигающейся беды, пессимистическими опасениями, обращенными в будущее. В отличие от тоски тревога является активирующим аффектом. Входит в структуру невротических, тревожно-депрессивных, бредовых синдромов и помрачений сознания;
- страх - эмоциональное состояние или реакция высокой степени интенсивности, содержанием которой являются опасения о своем благополучии или жизни. Входит в структуру фобического, бредовых синдромов, острого галлюциноза, помрачений сознания и др.
Гипертимия - повышенное настроение различных оттенков.
Виды гипертимии:
- эйфория - эмоциональное состояние с преобладанием ощущения радости, «лучезарности», «солнечности» бытия с повышенным стремлением к деятельности. Входит в структуру маниакальных синдромов, алкогольного опьянения и др.;
- благодушие - эмоциональное состояние с оттенком довольства, беспечности без стремления к деятельности. В патологии может наблюдаться при психических расстройствах, связанных с органическими заболеваниями головного мозга;
- экстаз - эмоциональное состояние с наивысшей приподнятостью, экзальтацией, часто с мистическим оттенком переживаний. Входит в структуру синдрома особых состояний сознания, атипичного маниакального синдрома и др.;
- гневливость - высшая степень раздражительности, злобности, недовольства окружающим со склонностью к агрессии, разрушительным действиям. Входит в структуру дисфории, психоорганического, атипичного маниакального синдромов.
Паратимия - парадоксальная, извращенная эмоциональность, содержательное несоответствие аффективных реакций их побудителям.
Виды паратимии:
- амбивалентность - сосуществование двух противоположных эмоциональных оценок по отношению к одному и тому же факту, объекту, событию, эмоциональная двойственность, внутреннее расщепление отношения к чему- или кому-либо, переживание антагонистических эмоциональных реакций;
- эмоциональная неадекватность - парадоксальность, несоответствие эмоциональной реакции побудителю (например, отрицательные эмоции на события, которые обычно рассматриваются как радостные, благоприятные);
- симптом «дерево и стекло» - сочетание эмоциональной обедненное™ и притупленности с избирательно повышенной чувствительностью, ранимостью, «хрупкостью» чувств.
Негативные эмоциональные расстройства:
- психическая анестезия - снижение или полная утрата эмоциональной реакции на окружающее, сопровождающиеся ощущением душевной опустошенности, болезненным переживанием отсутствия эмоциональной откликаемости, внутренней пустоты, бесчувственности. Встречается преимущественно при депрессивных расстройствах;
- эмоциональная тупость - бесчувственность, безразличие, полная эмоциональная опустошенность («паралич эмоций») с исчезновением адекватных эмоциональных реакций.
Нарушения динамики эмоций:
- эмоциональная лабильность - эмоциональная неустойчивость, быстрая и частая смена полярности эмоций, возникающая без достаточного основания, порой беспричинно. Характерна для астенического, истерического, абстинентного синдромов;
- слабодушие - эмоциональная несдержанность, трудности контроля внешних проявлений эмоциональных реакций. Отмечается при невротических расстройствах, астении, органических поражениях головного мозга;
- эмоциональная инертность (ригидность) - тенденция к затяжному эмоциональному реагированию, проявляющаяся аффективным застреванием, «вязкостью» эмоций. Входит в структуру изменений личности при эпилепсии и органических поражениях головного мозга.