Путешествия от а до я. Зевс Олимпийский

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.











Развалины Храма Зевса

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

Статуя Зевса в Олимпии - третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания - в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм.

Храм Зевса

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор - Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34.

Творение Фидия

Правительство Эллады пригласило в Афины Фидия, прославленного скульптора, который сумел создать нечто превосходное - статую Зевса. Весть об этом произведении искусства мигом облетела весь античный мир, и шедевр занял свое место в списке Чудес света.

Создание статуи датируется приблизительно 440-м годом до н.э. Скульптура отца богов была создана в основном из отборнейшей слоновой кости. По описанию очевидцев, которым удалось застать статую в «добром здравии», она обладала весьма внушительными размерами.

Высота ее составляла не менее 15 м, в конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов. Открытие статуи Зевса Олимпийского припадает на 435 год до н.э.

Судьба статуи Зевса

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

В 363 году статуя была перевезена в Константинополь. Хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что этот памятник архитектуры не пережил разграбления и разрушения Храма, которые имели место в конце V века.

В 1875 году были найдены остатки Храма Зевса, а в 1950 году археологи обнаружили мастерскую Фидия. Тщательные исследования места, где был найден архитектурный памятник, позволили воссоздать и сам Храм, и статую Зевса Олимпийского.

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Статуя Зевса Олимпийского – огромная сидящая фигура древнегреческого бога Зевса. Высота статуи составляла 13 метров, а создателем ее являлся греческий скульптор Фидий. Создана она была в 435 году до нашей эры в специальной целле около величественного Храма Зевса в греческом городке Олимпия (в 150 километрах от Афин).
Скульптура с основанием из дерева, покрытая элементами из слоновой кости и золотыми пластинами, представляла бога Зевса, сидящего на кедровом троне, украшенном эбеновым деревом, слоновой костью, золотом и ценными камнями.

Статуя Зевса – одно из Семи Чудес античности – была полностью разрушена в пятом веке нашей эры. О существовании и внешнем виде известно только из описаний древнегреческих писателей и изображений на монетах. Уникальность исчезнувшей статуи заключалась в том, что она была единственным Чудом Света, которое находилось на территории континентальной Европы.

История создания

Зевс с городом Олимпия был связан непосредственно – именно в Олимпии будущий громовержец победил собственного отца Крона. В честь этого события жители Олимпии приняли решение раз в четыре года устраивать Олимпийские игры, а спустя три века – создать Храм и скульптуру, увековечивающие подвиг Зевса.
Идея создания статуи Зевса принадлежит властям Эллады. Во второй половине V века до нашей эры организаторы Олимпийских игр решили дополнить статуей недавно воздвигнутый Храм Зевса, который был построен на деньги, полученные с пожертвований.


Стремясь превзойти своих соперников из Афин, олимпийцы пригласили признанного скульптора Фидия, который мог бы создать шедевр, затмевающий все существующие греческие достопримечательности (к тому времени Фидий уже успел создать две выдающихся статуи – «Афина Парфенос» и «Афина Промахос»), а также был известен как создатель плана реконструкции столицы Греции.
Мастер создавал свой шедевр в специально построенной мастерской, которая находилась в 80 метрах от Храма и имела такие же, как храм, размеры. Работа велась скрыто от посторонних глаз. Фидию помогали его брат Панон и ученик Колот.

Описание

Скульптура Зевса была хрисоэлефантинной – таким термином обозначают скульптуры на деревянном каркасе, оформленные пластинами из слоновой кости и золота.
В скульптуре бог-громовержец предстал обнаженным до пояса, его голову венчал скульптурный венок из оливковых ветвей, а ноги были покрыты позолоченной накидкой из стекла, на котором были выгравированы изображения животных и растений – лилий. В правой руке Зевс держал небольшую хрисоэлефантинную статую Ники (греческой богини победы). В правой руке громовержца был скипетр из металлических пластин, на котором высился орел.


Трон был украшен рисованными фигурами и коваными изображениями, а также декорирован золотом, ценными камнями, черным деревом и слоновой костью.
Ноги статуи Зевса в золотых сандалиях стояли на скамье, украшенной рельефной амазономахией – изображением борьбы древнегреческих героев с воинственным племенем женщин – амазонками. Скамью поддерживали два рельефных льва.
Пьедестал, на котором стояла статуя, имел огромные размеры – 9,5 х 6,5 метров. Для его создания и оформления использовалось черное дерево, драгоценные камни и золото.

Громадную статую постоянно поливали оливковым маслом.

Делалось это для того, чтобы защитить элементы из слоновой кости от порчи (влага негативно сказывается на характеристиках материала) и сохранить первоначальный внешний вид материала. Чтобы масло не растекалось, пол в передней части статуи был вымощен черной плиткой, оформленной мраморным бортиком. Резервуар не только препятствовал растеканию масла, но и выполнял функцию отражающего бассейна, благодаря которому статуя выглядела еще более массивной.


Размеры статуи поражали всех, кто видел ее. Правая ладонь громовержца находилась на уровне высоты колонн первого яруса Храма Зевса, а его голова – на уровне второго яруса.

Оформление статуи

Внутри Храма кроме статуи не было больше практически ничего. Благодаря неброскому оформлению интерьера Храма богато украшенная статуя выглядела еще более впечатляюще. Автор статуи Зевса Фидий тщательно отбирал материалы и сюжеты для оформления всей скульптурной композиции.
От глаз посетителей статуя была закрыта невероятных размеров занавесом из шерсти, который был окрашен финикийским пурпуром. Интересно, что занавес не поднимался и не раздвигался, как это было принято, а опускался вниз на веревках, открывая фигуру Зевса взору посетителей сверху вниз.

Открытие статуи

Открытие статуи Зевса Олимпийского стало грандиознейшим событием того времени. Посмотреть на статую громовержца прибыли как известные и уважаемые люди, так и простой люд, для которого открытие стало одним из счастливейших событий в жизни.

Разрушение статуи

В 170 году до нашей эры статуя была серьезно повреждена вследствие землетрясения, но восстановлена и отреставрирована. Некоторые золотые части статуи были украдены в разное время.


Согласно историческим сведениям, статуя Зевса в Олимпии могла быть уничтожена еще в первом веке нашей эры по приказу римского императора Калигулы. Он приказал доставить все известные и выдающиеся по своим характеристикам статуи из Греции, обезглавить их и установить на их плечи изображение его собственной головы. Но в исполнение приказ так и не был приведен, попытки перевезти статую оказались тщетными, согласно легенде, провал перевозчиков сопровождался громким смехом, доносившимся изнутри статуи. Вскоре после этой попытки Калигула был убит.
В 391 году нашей эры римский император Флавий Феодосий запретил участие в любых языческих культовых обрядах и приказал закрыть все языческие храмы – греки приняли христианство. Храм Зевса в Олимпии пришел в запустение. Обстоятельства разрушения самой статуи доподлинно неизвестны. Предположительно, статуя была уничтожена в пятом веке нашей эры.

Согласно одним сведениям, разрушение случилось в 425 году, статуя сгорела вместе с Храмом. Согласно другим, она была перевезена в Константинополь коллекционером Лавзом, где была разрушена во время пожара во Дворце Лавза в 475 году.

Результаты работы археологов

Первые археологические работы в городе Олимпия проводились учеными из Франции в 1829 году. Археологи определили месторасположение Храма Зевса и нашли фрагменты скульптуры, на которых были запечатлены подвиги Геракла. Эти фрагменты были отправлены во Францию, и по сегодняшний день они являются экспонатами Лувра.


Следующая экспедиция прибыла из Германии в 1875, группа археологов работала только летом в течение пяти лет. За это время археологам удалось составить карту большинства зданий Олимпии, а также обнаружить дополнительные фрагменты Храма, и некоторые элементы бассейна у подножия статуи, в котором содержалось оливковое масло.
Сегодня на месте Храма Зевса находится действующий археологический музей, в котором созданы редчайшие экспонаты из канувшего в лету храма – элементы мозаики, части скульптур других богов, фигуры с фронтонов храма. Содержится в музее и картина, на которой изображена статуя Зевса.

Мастерская Фидия


Ориентировочное время создания статуи (третья четверть пятого века до нашей эры) было подтверждено археологической находкой – обнаружением мастерской скульптора Фидия в 1954-1958 годах. На месте, где предположительно была возведена статуя Зевса, археологи нашли рабочие инструменты мастера для обработки золота и слоновой кости, осколки слоновой кости, драгоценные камни и терракотовые литейные формы. Большинство форм использовалось для создания стеклянных пластинок и формирования и оформления накидки для статуи, которая затем была позолочена. Формы были пронумерованы, номера, предположительно, указывали на место расположения каждой конкретной пластинки.
На месте археологических раскопок также была найдена чаша с гравировкой «Я принадлежу Фидию».

Современные копии


В 1861 году из Италии мраморную копию статуи Зевса привезли в Эрмитаж, где она и сегодня находится. Скульптура высотой три с половиной метра и весом шестнадцать тонн была найдена во время археологических раскопок неподалеку от Рима во второй половине XVIII века. Исследователи утверждают, что эта копия была создана римским скульптором в первом веке до нашей эры.
В начале девятнадцатого века скульптуру приобрел итальянский коллекционер Д. Кампана, но вскоре он разорился, а имущество его было конфисковано и реализовано с аукциона. Лучшие предметы коллекции разорившегося итальянца, в том числе и копия статуи Зевса, попали в Эрмитаж благодаря проворности тогдашнего директора Эрмитажа и его специальной договоренности с властями Италии.