Птицы наши верные друзья и помощники. Викторина «Птицы — наши верные друзья» для средней группы

«Птицы - наши друзья»

(внеклассное мероприятие )

Подготовила:

Малыхина Ирина Анатольевна

Учитель химии и биологии

Яблоневского филиала

МБОУ СОШ п.Агроном

Контактный телефон: 47 – 5- 33

2015 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися старших классов.

Цели данного мероприятия:

Экологическое воспитание обучающихся;

Расширение кругозора;

Проверка знаний эрудиции;

Видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

Развивать наблюдательность детей.


Слово учителя: Всемирный День птиц начал свою историю 1 апреля 1906 года, когда была принята Международная конвенция по охране птиц. С тех пор этот день стал праздником не только для тех, кто изучает и охраняет природу, но и для тех, кто попросту неравнодушен к пернатым друзьям. В России, как правило, в течение первой декады апреля проходят самые разнообразные мероприятия, связанные с весенней встречей птиц. На основе Международной конвенции об охране птиц, которая была подписана в 1906 году, каждый год 1 апреля отмечается Международный день птиц. Также Союз охраны птиц России в 1996 году выступил с инициативой проводить в апреле "Весенний день птиц". Это одна из лучших возможностей привлечь внимание россиян к птицам, к их безграничному разнообразию и красоте, а также к необходимости помогать миру пернатых, вынужденному существовать с более сильным, но не всегда более разумным человеком на одной планете Земля.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом 2. Нор звериных, птичьего гнезда

И мы с тобою в нем: Разорять не будем никогда!

И ты, и я, Пусть птенцам и маленьким зверятам

А значит в нем душа Хорошо живется с нами рядом!

«твоя – моя»

3.Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель . Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

1-й ученик . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

2-й ученик . Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

Метил в тетерю, угодил в сук.

Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

Музыкальная пауза – песня «Синяя птица» (группа Машина времени) – ученики 8 класса.

Учитель: Сегодня мы с вами выявим лучшего знатока птиц среди учеников нашей школы. Для этого надо быть лишь активным участником нашего мероприятия. 9 самых активных ученика будут участниками игры «Поле чудес» (Ответы хором не зачитываются, а самые быстрые, сообразительные будут получать жетон, которые потом подсчитываются и выбираются игроки).

Итак, разминка!

  1. Назовите сказки, в которых птицы являются главными героями . (Гадкий утенок, Дикие лебеди, Серая Шейка, Журавль и Цапля, Кукушка, Лиса и Тетерев и др.)
  2. Пословицы о птицах: Я начинаю, а вы заканчиваете –

Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

Гусь свинье (не товарищ).

Старого воробья (на мякине не проведешь).

На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

Всяк кулик, (свое болото хвалит).

3. Песни, посвященные птицам:(Малиновка, Журавли, Соловьи, Дрозды, Соловьиная роща, Журавленок, Птица счастья, Синяя птица, Скворушка, Ласточка, Лебединая верность…).

Музыкальная пауза «Ласточка» Муз. Е. Крылатова

(исполняют учащиеся начальных классов)

Викторина.

Учитель. Внимание! А теперь викторина! 9 победителей данной викторины участвуют в игре «Поле чудес»

Вопросы викторины:

  1. Кто такой лесной петух? (Глухарь)

А вы знаете, что глухарь, подсчитано, за весь год (!)

глохнет всего на час или два, когда токует, а всю жизнь зовут глухарем.

  1. Какая птица может ходить под водой? (Оляпка)

а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь.

  1. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

Это самые маленькие птицы, которых известно около 400 видов – самые маленькие – размером со шмеля, а сердце у колибри сокращается более 1000 раз в минуту.

  1. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек)
  2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Кстати, зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Ищет добычу

Внимание, дополнительный вопрос: Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

- череп сверхкрепкий

Голова на амортизаторах

Крохотный мозг

  1. Страус в случае опасности прячет голову в песок? (Наблюдения натуралистов за примерно 200 тыс. страусов на протяжении 80 лет не выявили не одного такого случая. )
  2. Домовой воробей переваривает зерно за 3-4 ч, жука за 1 ч, гусеницу за 15 мин? (Верно)
  3. Вселение благородного оленя в Новой Зеландии привело к уничтожению подлеска и, как следствие, к падению численности нелетающего совиного попугая Какапо? (Верно)
  4. Полевой жаворонок, обитающий в степных зонах и на полях, строит свои гнезда в норах сусликов. (Гнездо – небольшое углубление в почве с рыхлой выстилкой из травы.)
  5. Коростель, птица обширных сырых лугов почти нелетающая в гнездовой период, приходит весной с юга пешком. (Неверно)
  6. Снегири летом улетают на север. (Неверно. Снегири летом не улетают на север. Весной они лишь перемещаются из города в хвойные леса на гнездование, а осенью многие из них снова стремятся ближе к человеку, где им, вероятно, легче найти пищу.)
  7. Ворон может прожить в среднем 300 лет. (Неверно. Он живет 50 лет .)
  8. Стриж больше всего времени проводит в воздухе. На лету он ест, пьет и даже спит. (Верно)
  9. На груди и на спине у цапель растет особый пух, который по мере роста превращается в порошок, покрывающий перья, как тальковая присыпка. (Верно )
  10. Самой тяжеловесной в мире птицей, способной летать, является кондор. (Верно )

Музыкальная пауза «Журавли» - исполняют ученики 9 класса

Поле чудес

Игроки выбраны – 3 тройки.

Начинаем игру.

Первый тур.

Задание – Это, шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью», а иногда «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозывали « ямщиками ». Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)

Второй тур

Задание –Маленькие, размером 10-15 см, певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. Самки обычно более бурого цвета. Птичка характерно подёргивает ярким хвостом, после чего ненадолго замирает. (ГОРИХВОСТКА)

Третий тур

Задание - Длина тела около 12 см; вес 20 г. Эту птицу природа одарила ярким оперением. Передняя часть головы ярко-красного цвета, темя и затылок чёрные, щёки белые, крылья желтоватые, с чёрными и белыми крапинками по заднему краю. Хвост чёрный с белыми пятнами на конце, грудь и брюшко с красновато-буроватым оттенком, надхвостье белое. Клюв красновато-беловатого цвета с чёрным концом, у основания которого, по обеим сторонам чёрные усики. Лапки желтовато-бурые. Самки внешне почти не отличаются от самца , они также нарядны и красивы. Одним из отличий является ширина красной полоски под основанием клюва. У самцов её ширина составляет 8-10 мм, у самок - 4-6 мм. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)

Финал

Задание – Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть и маленькие. Раньше 12 ноября отмечали праздник – День синиц. Хохлатая синица. Узнают ее по вздернутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков уничтожает, но и семена шишек достает, это специалист по хвойным деревьям. Как ее еще называют? (ГРЕНАДЕРКА)

Суперигра

Задание – В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

(ГОЛУБЬ) - отрыть две буквы.

Дополнительное задание.

С первыми морозами и снегом прилетают к нам с севера гости. Эта птица прилетает с самого Северного Ледовитого океана, маленькая и беленькая, только кончики крыльев и полоска вдоль хвоста черные. Любит вдоль дорог бегать – корм искать. Недаром ее еще называют снежным подорожником. (ПУНОЧКА)

Подведение итогов. Награждение участников игры.


Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Воспитатель приглашает детей в круг радости!

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вместе скажем:

Дружба наша так крепка:

Вот тебе моя рука.

Снова в круг мы вместе встанем,

Руку дружбы всем протянем!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: А сейчас я прочту стихотворение:

Если снег по всюду тает,

День становиться длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

Воспитатель: Ребята, а когда наступает весна?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Доскажи словечко». Я буду начинать фразу, а вы будете самостоятельно ее заканчивать.

-Погода весной какая?

-Ручьи весной что делают?

-Солнце весной какое?

-Сосульки весной что делают?

-Весной травка вырастает какая?

-Снег что делает?

-Весной птицы что делают?

-От куда?

Воспитатель: Ребята, и тема нашего занятия «Птицы наши верные друзья»

(раздается стук в дверь влетает Каркуша)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела птичка.

Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я – Каркуша! Летела мимо вашей школы и случайно услышала, как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятишки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит.

Каркуша: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Я буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то из шкатулки появится птица. Хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка Қарлығаш)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку.

Раздалось «ку-ку, ку-ку»

(Кукушка Көкек)

На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовет его?

(Скворец Қараторғай)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица?

(Грач Ұзақ)

После каждой правильной отгадки, фигурки птиц прикрепляют на дереве.

Каркуша: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Я вижу вы все немного приустали. И я хочу с вами выполнить физминутку.

Физминутка

Ой, летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

(Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, Клю, клю, клю.

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, давайте, повторим какие птицы прилетели к нам на наше дерево. Воспитатель: Каркуша, тебе понравилось играть с ребятами? Останешься с нами?

Каркуша: Кар! Кар! Да! Конечно останусь и послушаю вас. Ведь перед отлетом птиц я с ними немного поссорилась, до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой край. Я ведь никуда не улетаю!

Воспитатель: Каркуша, садись, сейчас мы тебе об этом расскажем!

Наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам очень сложно добыть себе пищу. Поэтому они улетают. И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают (Ребята назовите пожалуйста тех птиц, которые остаются зимовать).А когда наступает весна, птицы возвращаются обратно.

Каркуша: Кар!Кар! Спасибо, наконец- то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, так как мне легче добыть пищу зимой, потому что я я не только питаюсь насекомыми.

Значит я была не права и обидела перелетных птиц… Ребята, я сейчас не надолго улечу, мне нужно исправить свою ошибку.

Воспитатель : Ребята, пока наша гостья улетела, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, как наше дерево повеселело. Давайте, еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Назови кого не стало» . Когда вы закроете глаза, я спрячу одну из птиц. Открыв глаза вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

А вы сами хотели бы стать птичками?

Для этого вы должны взять на столе волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. А сейчас выберите себе шапочку и оденьте ее, и встаньте снова в круг.

Воспитатель: Я вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной.

-Раз, два, три (хлопают в ладоши)

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)

И быстро в птичку превратись.

Воспитатель: А теперь назовите в какую птичку вы превратились (название птиц должно соответствовать на шапочке).

Ребята, сейчас вы все превратились в птичек. Самые первые прилетают к нам грачи. Все детки кто грачи встаньте в группку, следующие прилетают к нам скворцы также в группку встаньте, кукушки тоже встаньте в группу и самые последние прилетают ласточки. Молодцы! Ребята, весной когда птицы прилетают они делают гнезда и откладывают яички, а из них вылупляются птенчики.

Вот и вы сейчас соедините ладони, это будет ваше гнездышко. А я вам положу перышко.

И мы с вами выполним упражнение«Согрей птенчика» (вдох через нос, выдох через рот). А теперь чей птенчик дальше улетит (глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подходит к конце наше занятие.

Вам понравилось?

Что вам понравилось?

О каких птицах мы сегодня с вами говорили?

Назовите их?

Воспитатель: А сейчас я вам всем вручу медальки на память, чтоб вы никогда не забывали птиц, которые прилетают к нам весной.(Воспитатель вручает медальки детям).

Каркуша: Кар!Кар! Ребята, я знаю как извиниться перед перелетными птицами. Я принесла скворечник и немного корма. Давайте сейчас все вместе выйдем и прикрепим скворечник


Энже Паранина

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости. Чтобы данные значимости сохранить и требования к их исполнению превратить в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. В нашем детском саду уделяется огромное внимание теме экологии . Читаем художественную литературу, делаем различные интересные работы, разрабатываем небольшие сценарии.

Со своими детьми, мы выучили одно из стихотворений «Новая столовая» автор З. Александрова, и я решила попробовать его инсценировать, добавила ведущего и слова птиц , и вот что у меня получилось :

Ребёнок : Незаметно зима наступает,

С каждым днём холодней и темней,

Первый снег всю траву засыпает,

Семена не отыщешь на ней.

Но летим мы к хорошим ребятам,

Тем, которые помнят о нас.

Там у них по кормушкам припрятан

Хлебных корочек вкусный запас.

НОВАЯ СТОЛОВАЯ!

Ведущий (ребёнок) : Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетели.

Синица : Я - проворная синица,

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь :

С солнышком проснусь,

Загляну в твоё окошко.

Дай мне семечек немножко.

Твоя помощь мне нужна,

Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю :

Тебе песенку дарю.

Ведущий (ребёнок) : А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Снегирь : Мы зовёмся снегири!

Наши грудки – цвет зари !

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!

Ведущий (ребёнок) : И вороны были в среду ,

Мы не ждали их к обеду.

Ворона : Я – умнейшая ворона,

Мне бы царство и корону.

Хоть живу в своём гнезде,

Но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми,

Их домами, их детьми.

Пусть считают любопытной,

Но найду кусочек сытный

Или попросту стащу,

Своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой

Даже лютою зимой!

Ведущий (ребёнок) : А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Воробей : Я –воробушек обычный,

К русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда,

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей ,

Станет другом воробей.

Ведущий (ребёнок) : В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

Голубь : Я – самая мирная птица ,

Я сизый простой голубок

Привык рядом с вами сел

Мне нравится ваш город

Немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться

Спасите меня от беды!

Ведущий (ребёнок) : А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Сорока : Я весёлая сорока.

Я сорока – белобока.

Я летала по лесам.

Побывала тут и там.

Ведущий : В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец…

Скворец : Я скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик оживаю.

Птицы : Птиц , ребята не надо ловить.

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать .

Их жалеть оберегать.

Ребёнок : Незаметно зима и промчится,

Будет солнце опять припекать,

Если дружишь, беды не случится,

Если с детства привык помогать.

Пусть летит наша добрая песня

В каждый сад, каждый двор, каждый дом.

Этот мир станет только чудесней,

Если птицы поют за окном .

Песня : «МОИ ПТИЦЫ " музыка и слова Е. Шаламоновой

под музыку дети (птицы ) уходят.

Вед.: Хорошие слова, правда, друзья ?

Без птичьего племени трудно представить Землю.

Дети :Птицы наши верные помощники и друзья , они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса .

Воспитатель : - Ребята, а чем вы подкармливаете птиц зимой ?

(ответы детей : хлебушком, зернышком, салом и др.)

А чем питаются птицы летом ? (зернами, ягодами, насекомыми и др.)

Правильно молодцы.

Делаем кормушки. Кормим птиц

Коллективная работа : Птицы - наши верные друзья !


Конструирование и аппликация из цветной бумаги и картона


Оригами "Лебеди"