Психология раба. О рабской психологии русских

Парадокс, но в современном мире, где, казалось бы, должно существовать трепетное и уважительное отношение ко времени, как наиболее ценному ресурсу, оно разбазаривается невообразимыми темпами, используется сплошь и рядом совершенно нерационально, а если говорить точнее, то просто бездарно.

К чему это приводит?

К тому, что чем крупнее и значительнее организация, фирма, корпорация, тем менее эффективно она работает, тем больше времени тратится впустую работниками этой компании.

Вы можете возразить, что я не прав, приведя в пример гигантов рынка, обладающих миллионными и миллиардными доходами, огромным оборотом, невероятным количеством продаж их товаров.

Но это не убедительный аргумент для меня. Для меня убедительно то, с чем я столкнулся, и что видел лично я.

Вы можете говорить, что в таких компаниях работают тысячи и десятки тысяч людей, благодаря которым компания и стала тем, чем она является, благодаря которой она и стала приносить огромные прибыли.

И да, и нет, причем скорее нет.

Скажу так: все прибыли компаний такого типа происходят как раз вопреки тому, что в них работает куча людей . Ведь чем больше людей работает, тем больше падение КПД их деятельности, тем более бездарно расходуются ресурсы компании, в которой они работают.

Именно поэтому можно смело заявить, что если крупная компания существует долго и успешно, то это показатель ее просто-таки невообразимой «живучести» .

Это говорит о том, что люди, занимающие высшие управленческие должности настолько талантливые и толковые бизнесмены, что могут справиться с тысячами далеко не столь талантливых работников и, вопреки всему, вывести компанию на достойные прибыли, которых хватает не только на зарплату сотрудникам.

Откуда такая уверенность? Очень просто. Достаточно вспомнить огромное число случаев, когда развивающаяся компания, состоящая, порой из одного единственного человека, показывает хорошую прибыль, развитие идет стремительно. Но наступает момент, когда основатель понимает, что он один (или двое, трое) все это «не потянет» дальше, так как рост идет, увеличивается объем работ, который нужно выполнять, и человек нанимает себе работников, которые должны будут взять на себя часть его работы.

Предприниматель, как правило, ожидает добросовестной работы и самоотдачи от работников, но не тут-то было: рабская психология наемных работников совершенно не соответствует ожиданиям основателя дела. Это он мог трудиться над своим «детищем» по много часов в день, проявляя огромную работоспособность и выдержку. Это он мог переделать за неделю столько дел, что другой не осилит и за месяц.

Зачастую, нанимая людей, предприниматель полагает, что они будут работать столь же самозабвенно, как он сам, в крайнем случае – чуть хуже.

Но это не так – люди банально «оттаскивают службу» и скорее бегут домой. Предприниматель не понимает: как можно в течение двух дней делать то, что он сам может сделать за два-три часа?

«Ну и сделал бы эту работу сам, а работников уволил» - скажете вы. Все бы хорошо, но у него уже нет возможности делать то, что он делал раньше – предприятие, бизнес растет столь стремительно, что человеку приходится выполнять работу уже совершенно другого уровня, более координационного, информационного, аналитического характера, человек больше находится в разъездах, общается с партнерами и т.д. А для той работы, которую он раньше делал сам, он и нанял работников.

Его ожидания, однако, не оправдываются, и тут у человека есть два выхода – забросить свой дело, либо работать дальше , стараясь сделать так, чтобы его бизнес остался жив.

Предприниматель должен будет нанять гораздо больше людей, чем он думал изначально , для того, чтобы они выполнили необходимый объём работ. И дело здесь не в предпринимателе, который не может рассчитать, сколько ему людей понадобится, а в работниках, исполняющих свои обязанности вполсилы и спустя рукава . Предприниматель судит по себе – я могу, значит и другие могут! И это правильно. Могут все, но рабская психология 90% населения приводит к обратному.

И вот получается так, что бизнесмен нанимает все больше и больше людей, чтобы выполнить какой-то объём работ, но, чтобы при этом предприятие не осталось в минусе из-за бездарной работы подчиненных, руководитель-предприниматель должен предлагать настолько полезный товар или услугу обществу, чтобы ему хватило для окупаемости, предприятия, для себя, и для его рабов, число которых все возрастает, а КПД их деятельности все падает.

По сути, приходим к тому, что даже среди предпринимателей окажется очень мало людей, которые с успехом решат эту сложнейшую задачу, поэтому большинство бизнесменов терпят неудачу, банкротство вскоре после того, как значительно расширяют свой бизнес (в том плане, что на него начинает работать все больше рабов).

Вот и получается, что наемные работники – своеобразный тормоз развития . Оно и понятно, «Что это я буду горбатиться на дядю за зарплату? Он тут бабло гребет лопатой, а я получаю всего столько-то тысяч в месяц!!» Естественно, жадность, зависть и прочие «светлые» чувства работников легко понять, но отнюдь не оправдать. Понятно, что тот, кто вами руководит и платит вам деньги, превосходит вас, а это мало кому приятно. Естественно, очень не хочется видеть успех человека, на которого ты работаешь – отсюда все вытекающие.

Только спрашивается, «А вам-то что мешает? Что вам мешает повысить свой КПД?»

Почему вы будете вечно ругать начальство, фирму, государство, но будете продолжать делать то, что вы делаете там, где вы это сейчас делаете?

Что мешает работать с самоотдачей, самозабвенно, со страстью? Если вы будете трудиться на себя, вы за то же время, что и на нынешней работе, выполните в разы больше полезной работы и, соответственно, в разы же и повысите со временем свой доход.

Ах, вы не можете уйти с работы? Ладно, все бывает, с трудом, но поверю.

Ах, вы даже не можете посвятить два-три часа в день тому, что организовать себе дополнительный источник дохода? Можете? – Начните прямо сегодня и результаты превзойдут ваши ожидания.

Не можете? – Оставайтесь рабом, и жалуйтесь на жизнь дальше. Хотя нет – более конструктивная концовка специально для вас: Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и тогда вы сможете одолеть хотя бы предыдущий пункт про 2-3 часа в день.

Ваш Дмитрий Науменко

Итак, стойте в свободе, которую даро­вал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

В этой части очерка мы кратко рассмотрим возможные патопсихологические последствия влияния на человека двух, казалось бы, различных по происхождению факторов: совет­ской идеологии и телевидения. Их объединяет конечный итог воздействия - формирование зависимого, трусливого, без­ответственного и, вместе с тем, агрессивного человека.

Одно из ужасающих последствий грехопадения - дис­гармония между составляющими человеческого естества, не­когда подчиненных единому смыслу. У современного чело­века, помимо этого, прогрессирует внутридушевный разлад. По всей видимости, это результат воздействия разрушитель­ных информационных технологий, а также полного отсутст­вия духовного контроля над жизнью. 68

Вероятно, каждому приходилось видеть людей, кото­рые, осознавая себя глубоко верующими христианами, и ду­мая, что они служат Богу, совершали поступки, противоре­чащие своему же образу мыслей, при этом умудряясь чувствовать и желать совершенно противоположное своим уму и делам. И все это одновременно! Попытка диалога с такими людьми порой приводит в состояние недоумения: кто перед тобой - один человек или несколько в одном лице?

В одном известном авторам приходе есть группа замечательных старушек, нашедших взаи­мопонимание на почве такого разделения внутри себя. Их отличает сугубо благочестивое поведение в храме, комсомольско-добровольческий энтузиазм в делах прихода и деспотически-тиранические ма­неры в общении со своими близкими да и вообще всеми, кто от них зависит. Их вклад в реставрацию храма столь велик, что они считают себя вправе ру­ководить жизнью прихода, меняя священников по своему желанию. Дошло до того, что расположен­ный в пяти километрах от города храм считается у батюшек "ссылкой".

Феномен "бабок" особенно характерен для нашего вре­мени, поскольку является результатом деятельности на рус­ской земле всевозможных организаций типа "юных ленин­цев", будущих пионеров и "школ коммунизма", где "утопить" своего товарища, несогласного с правым делом, было обыч­ным явлением. Вторжение в личную жизнь считалось чем-то само собой разумеющимся. Воспитавшие вероломных и фа­натичных борцов за светлое будущее организации канули в небытие после празднования 1000-летия Крещения Руси. Но их воспитанники нашли приют в открывающихся по всей стране храмах, сменив комсомольские значки на крестики, "моральные кодексы" на "Добротолюбие", а красные галсту­ки перевязав с шеи на голову.

"Самое страшное наследие большевизма - не в разру­шении храмов и не в охоте за религиозными мыслителями и проповедниками. Произошла замена образа святого, замена идеала праведника. Не лесковские соборяне теперь праведни­ки и образцы жизни, а борцы-диссиденты... От А. Галича и В. Высоцкого, Гинзбурга и В. Осипова усвоен новый эталон праведника. Отныне праведник - тот, кто правильно суме-eт ответить на вопрос: "Сможешь выйти на площадь в назначенный час?" Этот идеал - чист и высок. Но он - другой, не "святорусский". А жизнь Церкви ныне уже оцени­вается по этому критерию. Что делал Патриарх в августе 91-го? А в октябре 93-го? Как приближала Церковь в пресло­вутые "семьдесят лет" "зарю долгожданного дня"? Как смел Солженицын молчать во дни путча? "Народная со­весть" уже не может тихо молиться и каяться в лесу, как это делал прп. Сергий или прп. Серафим. Она должна гре­меть в газетах и на площадях", - с горечью пишет совре­менный апологет. 69



Не стоит забывать о том огромном влиянии, которое оказало на людей семидесятилетнее царство безбожия. Зна­чимые последствия его воздействия на умы и души будут ощущаться еще в третьем и четвертом поколениях, выросших после его падения.

Сегодня многие люди, воспитанные на коммунистиче­ских ценностях и идеалах, активно критикуют такие много­численные современные проблемы, как безнравственность, коммерциализацию, цинизм. При этом они указывают на столь явные положительные черты людей, живших в совет­ское время, как энтузиазм, жертвенность, простоту и многое другое (Особенно ярко это заметно на примере 30-х годов, Великой Оте­чественной войны и послевоенной разрухи). Однако не следует забывать, что социология придает большое значение опыту и влиянию предыдущих поколений на формирование современных взглядов. Следовательно, в наше время мы видим результат длительного воздействия атеистической идеологии на умы и души людей. А люди, ко­торые жили на заре советской власти и победили фашизм, корнями своими уходили в дореволюционное время и худо-бедно, но воспитывались на христианской нравственности.

По сути, тоталитарное государство, созданное в 1917 году, сочетало в себе идолизированную систему власти, вла­девшей сферой распределения благ, аппаратом насилия и тотально контролировавшей идеологию с одной стороны и ог­ромную армию простых людей с рабской психологией - с другой.

Психология вынужденного рабства близка к психоло­гии невротической личности. В обоих случаях в ее основе лежат страхи, которые в большом количестве продуцировал великий и могучий государственный аппарат. Как известно, "раб боится наказания, бессмысленных прихотей хозяина, но больше всего он боится потерять его милость ". 70

Для того чтобы поддерживать и культивировать страхи в умах и обществе в целом, людей постоянно чем-то запуги­вали: физической расправой, психологическим принуждени­ем, ставили в полную зависимость от воли партии, а также создавая и поддерживая образы врага - внешнего и внут­реннего.

Вместе с тем, как указывает И.А. Ильин, для обретения деятельной, творческой веры необходима в том числе и внешняя свобода. "Не свобода делать все, что кому захочет­ся, с тем, чтобы другие люди не смели никому... мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие лю­ди не имели бы права вторгаться с насильственными пред­писаниями и запрещениями, иными словами, свобода от не­духовного и противодуховного давления, принуждения и за­прета, от грубой силы, угрозы и преследования" , 71

Можно возразить: а как же быть с мучениками, кото­рые в условиях абсолютной несвободы и грубого физическо­го воздействия исповедовали себя христианами? Но мучени­чество - это сверхъестественный, надмирный акт, дар Бо­жий. Нельзя стать мучеником, не будучи к тому призванным. Не случайно в Заповедях Блаженств, которые многими бого­словами называются ступенями восхождения, 72 мученичество относится к высшим достижениям человеческого духа.

Человек, стоящий на подступах к лестнице блаженств, попав в условия жестокой несвободы, может оказаться изло­манным страхами и не сохранить действенной, преображаю­щей веры в своей душе. Впоследствии эти комплексы он перенесет в приходскую жизнь, демонстрируя зависимое пове­дение, конформизм, нездоровый поиск авторитета.

В те времена целая система работала над сознанием че­ловека с самого его рождения, пытаясь заменить своими ус­тановками христианские ценности, уродливо копируя их по форме. В итоге мы видим несколько поколений людей, не умеющих быть ответственными за свою жизнь, не умеющих жить в условиях свободы выбора, поскольку государство и образование давало, и на работу устраивало, и лечило, если нужно, и подсказывало, как поступать в трудных ситуациях.

Но не только запугивание и внешнее принуждение сыграли свою роль. Усвоение искаженных нравственных и социальных ориентиров сказалось еще более серьезно. Порой легче противостоять принуждению к прямому отречению от своих убеждений, чем выдержать длительное психологиче­ское наступление, в результате которого человек постепенно теряет подлинные ценности, незаметно усваивая противопо­ложные. Недаром народная мудрость гласит: "В Церкви му­чеников много, а преподобных мало". Мотивационное звено человеческого поступка может попасть в гиперзависимость от тотального контроля государства, общественного мнения, экономических и личных связей. Тогда мы будем поступать не как предписывает Евангелие, а как партия велела, как "принято у людей", как выгодно для бизнеса или чтобы тетю Маню не обидеть. А вот Апостол Павел иначе относился к "общественному мнению": "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди" (1 Кор. 4, 3). Можно предположить, что именно перечисленные выше ры­чаги будут использованы во времена антихриста для склоне­ния воли людей к отречению от Христа. И только к самым стойким будут применены меры грубого, в том числе физи­ческого воздействия.

При рассмотрении различных вопросов психологии, в том числе неврозов, типологий характеров и акцентуаций, а также социологических феноменов в русле православного подхода авторов всегда интересовала проблема восприятия времени отдельной личностью или группой людей. Ранее мы уже писали о некоторых аспектах психологии и философии времени. Теперь скажем о различии понимания времени православным сознанием и в коммунистической идеологии.

Православная Церковь учит жить сегодняшним днем, воспринимая каждый миг, каждый час как дар Божий. 73 Фак­тически это означает запретить уму блуждания по времени, умирить жизнь, "угомониться". Это значит быть довольным своим внешним положением, стремиться к улучшению сво­его внутреннего положения путем приобретения христиан­ских добродетелей.

Вопреки этому, сознание советского человека напоми­нало загнанную лошадь: "Нужно окончить школу... Когда я поступлю в институт... Вот выйду на пенсию..." Светлое завтра, его напряженное, невротическое ожидание стало своеобразной карикатурой на чаяние Царствия Небесного, присущее христианам. Но отличие этих понятий очень глу­бокое. "Царствие Божие внутри вас" (Лк. 17, 21), - говорит Христос, а не в конкретном историческом пространстве и времени. Христианин призван "не заботиться о завтрашнем дне" (см. Мф. 6, 34). Нелишне будет вспомнить и слова Апо­стола Иакова: "Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, ко­торые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исче­зающий. Вместо того чтобы вам говорить: "если угодно бу­дет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак. 4, 13-15).

Невротизированные подобным образом личности со­вмещают в себе противоречивые чувства: тягу к общению, поиск единомышленников, защитников и одновременно боязнь людей, скрытую вражду, страх перед ответственностью за самого себя, тем более за других.

"Запрет и принуждение, угроза и страх могут выну­дить у человека только лицемерную "любовь" и лицемерную "веру"; а эти вынужденные, показные, неискренние проявле­ния скрывают за собою или прямое лукавство, или же испу­ганное, мертвеющее сердце..." 74 Подобных людей много се­годня в храмах. Тот, кто искренне ждет исцеления, получает его. Другие продолжают жить со своими страхами, перенося их в приходскую жизнь, не изменяясь внутренне.

Теперь немного о роли телевидения в жизни церковно­го человека. Даже поверхностный взгляд на проблему позво­ляет утверждать, что человеком в современном обществе ру­ководят не нравственный закон или любовь и даже не пре­словутый здравый смысл, а феномены, относящиеся к психо­логии толпы, такие, как групповая внушаемость, высокий авторитет средств массовой информации, "стадный ин­стинкт" (быть как все), поиск харизматического лидера, спо­собного решить все проблемы. Телевизор в этой игре в жизнь исполняет роль шамана первобытного племени, способного ввергать своих соплеменников в транс, давая им целевые ус­тановки. Толпа же сама ищет трансовых состояний (Поверьте, все наши мысли на этот счет - не телефобия, за теле­видением мы признаем некоторые положительные моменты. Ска­занное неоспоримо подтвержено психологической наукой. Так, об этом много пишет проф. Л. Гримак).

Авторам приходилось на собственном опыте ощутить гипнотическое влияние телевидения. Со­гласитесь, что, находясь в приемной высокого на­чальства, пребываешь в собранном состоянии, мысленно прокручиваешь все проблемы своей ор­ганизации, окончательно оттачивая изложение во­проса. Православный христианин вдобавок пере­межает всё это короткими молитвами. В приемных для развлечения посетителей обычно работает те­левизор. И стоит только отвлечь внимание от своих мыслей и заинтересоваться телепередачей, как через несколько минут замечаешь, что напряженность ожидания уходит, проблемы меркнут, сознание, пусть едва заметно, но все же затуманивается, а молитва исчезает вовсе.

Выделение эндорфинов, о которых мы говорили выше, особо интенсивно в измененных состояниях сознания. "Более того, некоторые авторы в связи с этим говорят о "естественной очарованности" человека измененными со­стояниями сознания, вследствие чего он научился вызывать их произвольно (галлюциногены, алкоголь, ритмические воз­действия)" 75 Таким образом, телевидение обладает замет­ным трансогенным действием, вызывая повышенную вну­шаемость. Человек входит в "приятные пассивные состоя­ния". 16

Основным психопатологическим фактором телетранса можно считать снижение уровня критичности по отношению к происходящему на экране. Если человек, твердо знающий, что прелюбодеяние - тяжкий грех, преспокойно смотрит по "ящику", как симпатичный ему герой флиртует с дамочками, увлекая их в телепостель, следовательно, он считает это при­емлемой моделью поведения, даже если никогда не поступит так сам. Но к чему засорять свое око? (Мф. 6, 22-23). Не за­будем и о том, что при просмотре телевизора мы загружаем свою память посторонними и отнюдь не безобидными образ­ами, которые непременно всплывут из подсознания в самый ответственный момент, чаще на молитве. Как итог - потеря "чутья" на грех, неправду. Не слишком ли часто в момент духовного выбора из воинов духа мы превращаемся в жалких дезертиров?

Привычка к телевидению также влияет на восприятие времени, поскольку мы начинаем жить в ритме "экранных часов", отличающихся от часов реальных и внутренних.

Привычка христианина к телевизору "ослабляет от­ношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные воз­можности поговорить, пообщаться", 11 а от себя добавим: и помолиться. Мы неосознанно перемещаем наших близких, родных, всех встреченных людей в виртуальный мир, находящийся за стеклом телевизора, привычно принимая роль пассивного зрителя. Это противоречит идеалу христианина, который "для всех должен стать всем " (см. 1 Кор. 9, 22).

Известно, что для людей со скрытыми дефектами пси­хики телегипноз может иметь крайне негативные последст­вия, вызывая вспышки гнева, агрессию и т.п. 78 Да и для "здорового" человека это не проходит даром. Набило оско­мину на самом деле верное утверждение о том, что увеличе­ние числа преступлений, связанных с насилием, особенно среди детей и подростков, напрямую связано с просмотром соответствующих теле- и видеофильмов. У человека, не склонного к внешним проявлениям агрессивности, притупля­ется чувствительность к чужой боли, способность к понима­нию проблем своих ближних. Мы черствеем, сидя у "голубых экранов". Имеет место и процесс формирования у телезрите­ля образа окружающего мира как очень опасного, наполнен­ного страхом и насилием.

В основе неуемного желания некоторых людей созда­вать себе трудности, а потом успешно их преодолевать лежит психологический феномен, который Э.Берн назвал "жаждой конфликтов". 79 Что ж, если тебя столько лет учили бороться, искать, вцепиться и не отпускать, то трудно перестроить свою психологию, даже если умом понимаешь, что "перестройку надо начать с себя" (Сакральная фраза времен горбачевской перестройки). Вот и сочетаются в од­ном человеке диалектически противоположные, (Мы имеем в виду закон единства и борьбы противоположностей.) но единые по сути вещи: "сериальная" ригидность и вязкость мышления и периодически возникающие взрывы агрессивной активно­сти. Мы ввели термин "сериальное мышление", чтобы под­черкнуть еще один мощный фактор, формирующий инвали­дов духовного труда. Желая увеличить количество серий своих мыльных опер, их режиссеры намеренно удлиняют диалоги, делая их малоинформативными и однообразными по смыслу. Едва заметная мелочь жизни вызывает на экране длительные дискуссии. Зародившееся чувство или пережива­ние обсасывается по 5-10 минут экранного времени. Это приучает зрителя к особому, обсессивному (Т.е. мышлению, застревающему на второстепенных деталях.) типу мышления, для которого характерны ригидность, застревание на мело­чах, потеря реальности, когда жизнь может долгое время вращаться вокруг субъективных переживаний. В итоге целая армия любителей сериалов начинает мыслить как акцентуи­рованные личности.

На фоне заторможенных мыслительных процессов на­капливается некая критическая масса отрицательной психи­ческой энергии, требующая выхода наружу через конфликт. Елейное благочестие, постоянные разговоры о "духовных" предметах, пересыпаемые для связки благочестивыми фраза­ми, более напоминающими нарушение Второй заповеди, и в то же время фанатичная агрессивность, направленная на вы­бранные жертвы, - печальная эклектика (Эклектика - неорганичное, чисто внешнее соединение несоеди­нимого.) этих душ.

Что ж, свои представления о Боге часто бывают для че­ловека сильнее евангельского образа Христа. Это ведет к не­правильному взгляду на себя и на окружающих и, в конечном итоге, мешает двигаться по пути к спасению. Человек, как известно, "призван к пути. Путь же возможен лишь при на­личии отстояния исходной точки от цели. Чтобы отпра­виться в путь, я должен знать и ощущать, что здесь и те­перь я не обладаю и в принципе не могу обладать тем, что ждет меня в другом месте, и между "здесь " и "там " ле­жит путь, который должен пройти я ". 80 . Необходимо чет­ко знать направление предстоящего путешествия. Еще перед каждой дорогой необходим "запас тишины" и твердая реши­мость преодолеть все трудности.

И - "побежим покаянием"!

Глава: Психология и психопатология духовного руководства

Христианство преподано с такой оп­ределенностью, что нет оправдания для тех, кто не знает его.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Ответы психологов

Здравствуйте,Елена.Психология раба-это метафора.Вы имеете мазохистские наклонности.Откладывать дела,приносить себе вред,страдать,чувствовать бесознательно,греховность и заглаживать ее бессознательно страданиями,которые являются наказанием за Вашу бессознательную плохость.Все процессы глубоко бессознательны.Во всем этом доминирует иррациональная вина,делающая Вас слабой и ранимой.Поэтому,Вы время от времени на обочине.Скачайте книгу Эллис.Гуманистическая психотерапия и сделайте ее настольной.Потом начните работать,сгруппировавшись и сосредоточившись на этом.А потом,когда работа заладится-обратитесь к не медицинскому психологу -психотерапевту для курсовой длительной работы.Тогда начнут происходить изменения в Вашем характере,и выпуклое чувство вины потеряет свою силу.Взамен появятся новые,эффективные стратегии адаптации,которые принесут пользу,сделают Вас сильной и дадут эффективную перспективу жизни.Не поработав с виной-серьезных изменений Вы не получите.Я также работаю в этом направлении.Обращайтесь,помогу.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 1 Плохой ответ 2

Елена, давайте уточним: рабская психология представляет собой стремление человека исключительно к материальным ценностям (деньги и власть ради власти) и оценку им окружающего мира из общенпринятых позиций хорошо и плохо (все богатые - хорошие и крутые, все бедные - шваль и ничтожество). Также психология раба в обязательном порядке включает в себя желание постоянно получать физические удовольствия и равнодушие к удовольствиям и ценностям духовным. Фактически речь идёт о типичном представителе общества потребления, пятая точка которого не помещается на стуле из-за ежедневной еды фастфуда и постоянного сидения перед телевизором и мечтания о том, что скоро он будет красивым и подтянутым, нереально богатым, и все вокруг падут ниц. Я бы не рискнула назвать это диагнозом, это всего лишь отсутствие желания что-либо делать, связанное с отсутствием неудовлетворённых потребностей. Человек не ставит себе целей и не стремится к ним, максимум - стремится к любимому дивану с бутербродами. И уж конечно этот человек никогда не обратится к психологу - его в жизни всё устраивает, ему хорошо жить так, как он живёт, и он настолько сильно боится перемен, что любая новизна подвергается жесточайшей критике вплоть до истерики.
Если клиент с "диагнозом психология раба" попадает на приём, то его легко "излечивают" - раз он пришёл, значит, он не "раб". Главное отличие в том, что не-раб умеет ставить цели и готов потратить силы для их достижения (лидер же в лепёшку разобьётся ради цели). В этом и заключается терапия: приучаем себя ставить перед собой задачу и её исполнять. Делать это надо каждый день. Например, первая цель - встать в 6 утра и пойти на пробежку (не хотите бегать - ходите, хотя бы пару километров); цель вторая - не есть после 20.00; цель третья - убрать из рациона жареное; цель четвёртая - сделать доброе дело (побыть волонтёром в детском доме); пятая - устроить дома генеральную уборку: шестая - устроиться на работу на пол-ставки куда-нибудь.... Каждый день Вы ставите себе задачу и её выполняете, постепенно вырабатывается привычка так жить, а затем Вы без этого уже не можете. От Вас, конечно, требуется сила воли, но не столь большая как при движении к одной, самой главной цели в жизни. Какая она у Вас? Муж и дети? Здоровье родителей? Карьера ? Собственный ресторан? Жизнь на греческом острове? Елена, у Вас есть Ваша цель, определите её для себя, сформулируйте (если пока не можете, то ставьте перед собой спокойно мини-цели и их достигайте). Ваше нежелание что-либо делать связано с неуверенностью в том, что именно следует делать и, главное, для чего. Психолог не будет за Вас делать утреннюю гимнастику, но он вместе с Вами может эту цель увидеть или показать Вам. Вы же достаточно самокритичны, довольно тонко и чётко определяете ситуацию (не понятно только, откуда взялось слово "диагноз"), а, значит, до "раба" Вам пока далеко, и у Вас, уже сделавшей первые шаги, получится не смотреть на протекающую мимо жизнь, а проживать её.
В общем, начинайте с мелочи: например, прочитав этот ответ, сделайте десять приседаний - это только кажется, что к делу не относится, а на самом деле каждый шажок Вашей силы воли приближает Вас к тому, чего Вы действительно хотите. "Выздоравливайте" и будьте счастливы!

Даведюк Елена Павловна, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Елена!

У Вас нет желания что-либо менять, поэтому ничего и не меняется. Вы еще не дошли до своего психологического дна. Когда дойдете, то почувствуете, что так жить больше не хотите и не можете. После этого появится мотивация, и начнутся перемены. Только оттолкувшись от дна, человек начинает подниматься. Ждите совего дна или работайте над его приближением.

Столярова Марина Валентиновна, психолог-консультант, Санкт-Петербург

Здраствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня еще одна статья, далекая от основной тематики блога. Казалось бы, сам заголовок статьи немного странный, ведь рабство в стране отменено еще в позапрошлом веке. Да, формально это все так, формально мы живем при демократии, и вроде бы свободные люди. Но как на самом деле? А на самом деле рабство, по крайней мере, в сознании людей, никуда не делось, оно процветает, и приобретает самые разнообразные формы.

Ведь основной массе людей свобода по сути и не доступна, и вроде как и не нужна. У них, скажем так, свой мирок и некий суррогат свободы. А для того, чтобы им комфортно жилось, по их меркам, создаются условия для оболванивания — алкоголь, телевидение,СМИ. То есть, таким людям и не надо сильно напрягаться, думать. Хозяин даст то,что нужно — «пипл схавает». Ведь свобода подразумевает ответственность за себя, близких, саморазвитие, принятие и реализацию решений. А зачем? Кроме того в рамки рабства загоняют разные обстоятельства.

Не секрет, что полстраны, не меньше, живут в кредит. То есть, кредит буквально на все — жилье, отпуск, машина. Кредит — это тоже форма современного рабства. Затем безработица. Особенно это актуально для небольших и средних по населению городов. Устроился человек на предприятие, где более — менее платят, и все, он уже раб этой конторы. А как иначе, устроиться на другую работу сложно, работу можно искать годами. Есть, конечно, вариант открыть свое дело, или уехать в мегаполис. Но это тоже не для всех. Поэтому безработица — еще один вид современного рабства.

Многие люди, конечно, понимают, что по сути пребывают в состоянии рабства, поругивают правителей, но каких то действий не предпринимают. Также их раздражают те люди, меньшинство, которые пытаются выбраться из этого круга, что то делают для этого.Таких людей они высмеивают, критикуют, пытаются устранить такое «инакомыслие» и прилагают усилия, чтобы вернуть меньшинство в свой круг. Стабильность, пусть и в рабстве, очень ценится большинством. И только немногим удается вырваться из этого круга и обрести личную свободу.

Обладатели рабского менталитета очень нуждаются в авторитарной личности — правителе. Сложная политическая система сдержек и противовесов им не нравится, должен быть такой идеал, который может решить все проблемы, если перед ним преклоняться. Вера в «доброго царя» неистребима. А что же власть, система? Существующее положение дел вполне устраивает, поэтому каких то реальных действий, чтобы «выдавливать по капле раба» из людей она не предпринимает. Тем более, если людям нравятся быть рабами, пусть будут. Средства массовой информации, телевидение, образование, все работает на оболванивание людской массы. Так проще.Конечно, кое кто понимает суть происходящего, но таких меньшинство, и погоды они не делают.

Вкалывать на дядю за копейки, тратя свое здоровье и время, никому не надо. Но в силу социальной незащищенности люди вынуждены на это идти и быть рабами. Как бы не работал РАБотник, заработной платой распоряжается хозяин, а в интересах хозяина всегда и на всем сэкономить. А на чем проще всего сэкономить, правильно, на тех кто на тебя РАБотает. Это я к тому, что даже сам вырвавшись из рабства, хозяин, по сути с той же рабской психологией остается, то есть сам уже вовсю использует рабов. Свободный же человек принимает и свободу других людей, раб же не может реализовать свою свободу, и не позволяет сделать это другим. То есть, какие рабы, такие и хозяева.

Даже вот так сходу и не скажешь, исчезнет ли когда нибудь эта самая рабская психология. Я думаю, должен пройти какой то большой отрезок времени еще, чтобы что то поменялось в сознании людей. А так пока природа власти в стране остается неизменной — во главе «царь батюшка», народ любит царя и ненавидит «бояр-злыдней», которые пакостят исподтишка «царю батюшке».В заключении вспомнил из «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова Н.А.

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

И еще кое что про оболванивание людей — посмотрите это видео . Видео — отрывок из фильма «Вечный зов», как полковник СС Лахновский рассуждает о сознании и воспитании людей. Фильм 70х годов, а как точно все сказано.

Буду рад комментариям к статье.

"Недавний раб… становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего", — М. Горький.

Свобода! От кого и от чего?

С детства мы мечтаем о свободе. Но от кого и чего мы хотим быть свободными? Частично этот вопрос я затрагивал в статье "Это сладкое, сладкое слово "свобода"!" Наши наивные детские желания быть независимыми от всего и всех развеиваются со временем. Мы взрослеем и понимаем, что абсолютно свободным быть просто невозможно. Есть постоянные "но" и "если". Если было б то… но нету этого… И мы попадаем в западню ложных представлений о свободе:

  1. Если б я был взрослым. Мы взрослеем. И кроме свободы, не нужно рано вставать в сад, школу, институт, появляется обязанность вставать на работу, зарабатывать деньги. Ни что в жизни не даётся просто так, за всё нужно платить. И вот уже недавно подросшие детки, став взрослыми уже мечтают опять стать маленькими, спрятаться от житейских проблем за широкой папиной спиной, или за маминым подолом…
  2. Если б у меня было много денег… Это ещё одна западня. Не секрет, что без денег если невозможно прожить в нашем мире, где у всего есть своя цена, то, как минимум, очень сложно жить без денег. Другое дело, что ты будешь делать, если у тебя их будет много. Как-то раз показывали какую-то телеигру, в которой выиграли солидную сумму. Увидев это, наша дочь сказала: "Вот бы мне сейчас эти деньги" . На вопрос, а что ты с ними делать будешь, она ответила, потрачу на шмотки и подруг. Многие люди просто не способны управлять деньгами. Деньги, как я уже писал в статье "Его величиство Доллар" только тогда имеют вес, когда ты можешь ими управлять. Если же ты не в состоянии управлять ими, они начинают управлять тобой. И нет разницы, становишься ты "Плюшкиным", или транжиром, ты становишься рабом денег. И не о какой финансовой свободе уже речь не идёт…
  3. Власть — основной стимул раба. Ещё одна западня — это власть. Многие считают, что, получив власть, ты становишься Богом. Но получая её, большинство становятся деспотами, тиранами, и просто откровенными ублюдками. Так же как и с деньгами, с властью нужно "уметь" обращаться. И наивно полагать, что получив власть, ты становишься всесильным. Становясь у власти, понимаешь, что ты становишься не только выше кого-то по положению в обществе, но и ответственным не только за себя, но и за тех, кто в твоём подчинении. А абсолютная власть… Это только иллюзия, для тех, у кого этой власти нет. Сперва хочется стать начальником организации, потом мэром, потом губернатором, потом президентом… И постоянно, становясь "на голову выше" кого-то понимаешь, что кем бы ты ни был, ты всё равно свободным не будешь. А со свободой действий, приходит куча обязанностей и ответственности. Именно поэтому некоторые люди, осознав бесполезной гонку за власть и деньги, бросили всё и переехали в Гоа, и на Балу, живут чуть ли не в палатках, скромно питаясь и скромно одеваясь, наслаждаясь маленькой свободой и отрешившись от обязанностей и ответственностей. Наверное, только раб, как никто другой, хочет стать властителем. Поэтому "рабы" чаще всего и рвутся во власть. И горе тем, кому они становятся "господами".

И таких ложных представлений просто неограниченное количество. У каждого свой "букет" из этих ложных целей. В итоге, мы приходим к мысли, что абсолютная свобода — миф.

Деньги — всё ли купишь на них?

Бытует мнение, что иметь много денег, это круто. Что на них можно купить всё что пожелаешь. Можно конечно многое, но… Можно купить книгу, но не купишь ум. Можно купить секс, но не любовь. Можно купить икону, но не веру. Связи, но не друзей. Место на кладбище, но не на небе.

Мысль, что наличие "кучи" денег даёт всевластие, так же ошибочно, как и мнение, что власть сама по себе даёт независимость. Пожалуй, самые "свободные" и "независимые" — это бомжи на помойке. От них никто ничего не просит и не требует. Они не думают о налогах и капиталовложениях. Им не страшно упадёт завтра курс доллара или вырастет.

Деньги — это всего лишь энергия, помогающая нам развиваться и жить, но никак не заменяющая нам основные жизненные ценности. Деньги никак не могут быть выше человека. Ибо бензин никогда не будет выше автомобиля. Мы заливаем бензин в авто. Но сжигая его, авто катится. Бензин сам по себе не может дать движение авто. Забывая эти прописные истины, мы сами себя вводим в заблуждение. Многие выполняют задачу одурачивания людей. Многие СМИ этим только и занимаются, ставя перед нами ложные цели. Но все эти ложные цели приводят только к одному, обслуживанию чужих интересов.

"А был ли мальчик?"

Вся наша жизнь — это постоянное стремление. Стремление к власти, богатству, и как итог, к свободе и независимости. Многие, получая одно, теряют другое. Один знакомый мечтал о крутой машине. Ради этой своей мечты он продал квартиру и купил машину. Но вскоре попал в аварию, разбил машину вдребезги, и остался и без машины и без квартиры.

Другой мечтал о доме. Построил коттедж. Но так как денег на рабочих не было, то строил своими руками всё. В итоге построив большой коттедж, он потерял всё здоровье.

Когда человек ставит себе в жизни цели — это очень хорошо. Цель даёт нам стимул для движения. Потеря цели в жизни — первый шаг к смерти. Но нужно продумывать те цели, которые ты реально в состоянии, достичь, которые не навредят тебе или окружающим тебя людям, тем, кому ты не безразличен и которые не безразличны тебе. А свобода… Свобода — это всего лишь внутреннее состояние человека. И раб может быть свободным, если в душе он не видит внутренней закрепощённости. Ведь слово раб — это всего лишь слово, дающие некоторое ограничение. Но порой не больше, чем некоторым "свободным", загоняющим себя в кандалы ложных целей.

По сути, все мы рабы. Рабы внешних обстоятельств. Мы не живём там, где нам хочется. Хочется жить в "раю". Чтоб не жарко, не холодно. Чтоб ничего не делать и всё было. Но живём — одни в холоде, другие в голоде, третьи в жаре. Не делаем то, чего хочется, а то, что можем, или что заставят делать те, кто над нами…

Идеальных условий на земле просто нет . Точнее идеалы мы создаём себе сами. И если принять ваше настоящее как идеал, то получится, что вы живёте идеально. Ещё Л.Н. Толстой говорил: "Когда посетит тебя горе, оглянись вокруг, и ты увидишь, что есть люди, доля которых ещё более хуже, чем твоя" .

Будьте свободными от предрассудков. Не ставьте чужие идеалы во главу своего угла. Жизнь — это не сплошное удовольствие, и не нужно корить себя, что не всё "идеально" в жизни. Рабами мы становимся не как раньше, попадая в плен к захватчикам, а когда покупаемся на сказку о "сладкой жизни". Никогда ничего не бойтесь. Чему бывать того не миновать. А волков боятся в лес не ходить…

Никто вас так не порабощает, как собственная глупость. Люди всегда склонны совершать ошибки, но винят чаще всего в этом кого-то, но только не себя. Страдание — дело добровольное.

Удачи вам! И силы осознать истинный путь в Вашей жизни, то каким он должен быть для вас, а не для кого-то. Всех благ вам!