«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. Анализ стихотворения Пушкина А.С
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Анализ стихотворения «Пророк» Александра Пушкина
Стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 г. Оно сразу же приобрело широкую популярность. Для многих литераторов и последователей великого поэта произведение стало своеобразной программой для действия, руководством в жизни и творчестве.
«Пророк» создан в жанре оды, но его форма вступает в резкий контраст с содержанием. Оды писались с целью восхваления «великих мира сего». Авторы добивались их расположения в ожидании наград и высочайшей милости. «Народный» поэт Пушкин всегда с презрением отзывался о людской славе. Его не прельщали богатство и уважение общества. «Пророк» посвящен философскому осмыслению места и значения творца в мире. Библейская тематика лишь прикрывала истинный смысл стихотворения. Пророк в стихотворении символизирует поэта в реальной жизни. Настоящий поэт не должен посвящать свое искусство низменным потребностям. Его удел – нести людям свет и стремление к познанию.
Пушкин все-таки был религиозным человеком, поэтому свой дар поэт-пророк получает от Бога через «шестикрылого серафима». Автор подчеркивает, что талант – удел немногих. Он дается случайно, но только тем, кто «духовной жаждою томим». Право называться поэтом может появиться исключительно через страдания и огромную душевную работу.
Пушкина обвиняли в том, что в возвышенном стиле он восхваляет самого себя. Это – поверхностный взгляд на произведение. Автор отмечает, через что ему пришлось пройти. Прошлая жизнь была подобна блужданию в пустыне без цели и смысла. Преображение поэта сопровождалось невыносимой мукой, которую не каждый смог бы выдержать. Только пройдя такое испытание, он смог четко понять различие добра и зла, проникнуть в главные тайны мироздания.
Пушкин не идеализирует положение пророка. Готовность отдать все силы на исправление людских пороков не будет вознаграждено при жизни. История учит нас, что «нет пророка в своем отечестве». К этому Пушкин готовит всех начинающих творцов.
Стих написан в возвышенном стиле. Для этого Пушкин использует устаревшие слова и выражения: «влачился», «перстами», «зеницы». Торжественность произведения наращивается многократным повторением союза «и»: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Стихотворение «Пророк» стало центральным в философских размышлениях Пушкина. Выраженная в нем идея дала мощный толчок многим последующим поколениям поэтов. В частности, пушкинскую тематику пророчества продолжил в .
«Пророк» - хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.
Метафоры - «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».
Эпитеты – «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».
Сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
История создания
История создания произведения связана с печальным событием - расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.
Тема
В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.
В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.
Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».
Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно - нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.
Жанр
Средства выразительности
Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры : «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты - «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
Стихотворение «Пророк» Пушкин посвятил своим друзьям-декабристам, жестоко наказанным правительством. Произведение было написано в 1826 году сразу после трагических событий, последовавших после Тогда многие друзья и хорошие знакомые поэта были расстреляны или сосланы в ссылку. Стихотворение стало своеобразным ответом власти, но только зашифрованным, поскольку сам Пушкин не мог открыто выражать симпатию повстанцам, да и ему этого не позволили бы.
Стихотворение Лермонтова «Пророк», написанное в 1841 году, поднимает проблему отвергнутого и непонятого толпой поэта. Герой не может найти себе пристанища среди людей, он везде гоним, поэтому единственным местом, где он может обрести покой, является пустыня. У Пушкина задумка немного иная, он использует привычный для себя образ уставшего путника, встречающегося и в других его произведениях, и соединяет его с библейской легендой о пророке. Эта книга гласит, что ангел спустился с небес и очистил от грехов самого Исайю, возложив на него миссию - исправлять и наставлять на путь истинный других людей.
Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина позволяет понять, что лирический герой не чувствует себя обделенным или оскверненным творящимся вокруг беззаконием, но в то же время ему невыносимо больно смотреть на произвол и несправедливость, окружающие его. Именно поэтому Бог решает его сделать избранным, пророком, который бы наказывал людей, поступающих подло и несправедливо.
Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» позволяет увидеть преображение уставшего путника. В самом начале истории он еле живой, с трудом перемещается по пустыне в полном одиночестве. Затем, спасая от верной гибели, к нему приходит Божий посланник убирает из путника все человеческое, наделяя его особыми способностями все видеть, слышать, чувствовать и говорить мудрые и правильные речи. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» показывает, что такие мучения не могли пройти бесследно для простого смертного, поэтому после преображения он остался лежать в пустыне, словно труп.
Произведение заканчивается тем, что к путнику обращается сам Бог с требованием подняться и идти по земле, чтобы своим словом обжигать сердца людей. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» позволяет понять, что произведение имеет две главные темы: сложная миссия, возложенная на пророка, и болезненное преображение простого смертного. Поэт свято верил в то, что придет такое время, и на земле появится человек, который накажет тех, кто творит беззаконие.
В своей работе Александр Сергеевич прибегает к использованию союза «и», дабы показать единство всего происходящего. Чтобы читателю стали понятны его мысли, он прибегает к образам. Также в этом творении прослеживается много шипящих звуков, которые показывают всю боль и страдания автора. Анализ стихотворения Пушкина «Пророк» показывает, что поэт не особо заботился рифмовкой, его волновал сам смысл произведения.
Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».
История создания и композиция стихотворения
Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.
Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду. Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого. Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.
В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.
В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:
1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта - жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.
2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.
Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина
Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась. Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира. Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.
Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения. Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина - поэт - это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта - принятие Бога - это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе. Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.
Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.
Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение. На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных. Будет рады, если вы посетите раздела «Блога» , вы обязательно найдете много интересного.
Момент написания данного стихотворения относится к 1826 году, когда А.С.Пушкину было 27 лет. Ключевой темой стихотворения является проблема духовной реализации поэта как пророка и проблема сущности поэзии. Оно принадлежит к зрелому периоду поэтического творчества А. С. Пушкина, который многие пушкиноведы отсчитывают с 1826 и завершают 1836 годом. «Пророк» может считаться наиболее значимым, исходя из масштабности раскрытой темы.
С первых строк поэт дает нам понять, что он описывает свою жизнь, свой творческий путь, так как присутствуют местоимения «…я влачился…», «..мне явился…», «…моих зениц…», «…моих ушей…» и на протяжении всего стихотворения идет повествование от первого лица. Стихотворение написано очень мудро и в нем много подсказок о том, как происходит процесс обретения пророком своей миссии, но не стоит воспринимать каждое слово как описание действий, происходящих в физическом мире. Данные аллегории можно отнести к более тонкому, духовному плану бытия.
Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился, -
В самых первых строках поэт описывает свое существование до момента озарения или как еще называют этот процесс на Востоке – просветления, и сравнивает жизнь того времени с пустыней мрачной. Показывая тем самым, что всегда искал духовное начало во всем и позиционирует себя как высокодуховного человека.
И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился.
С появлением шестикрылого серафима начинается духовное перерождение поэта, ему открываются доселе неизвестные вещи и миры. Серафим в христианской традиции это высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу и появляются они перед людьми, у которых есть на Земле определенная великая миссия, как вестники этого предназначения. Однако они могут появиться только перед человеком, подготовленным ко встрече морально и физически. Встреча с серафимом подобна огненному крещению человека, его посвящению.
Единственная библейская ссылка на серафимов содержится в «Книге пророка Исаии». Исаия видел Господа, сидящего на престоле, а "...вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!". Один из серафимов коснулся горящим углем с жертвенника уст Исаии и сказал: «…Беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Это посвящение подготовило Исаию к исполнению его миссии.
Перстами легкими как сонМоих зениц коснулся он.
Далее идет описание преобразования А.С.Пушкина на тонком плане бытия. Также подчеркивается тот факт, что любое преобразование человека и его изменение возможно лишь при непосредственном контакте, то есть при помощи касания, как и при посвящении пророка Исаии.
Отверзлись вещие зеницы,Как у испуганной орлицы.
При прикосновении серафима к очам, у поэта открываются способности к ясновидению, обретение духовного зрения, что поначалу испугало его.
Моих ушей коснулся он, -И их наполнил шум и звон:
При прикосновении к ушам, поэт описывает обретение дара яснослышания. Так как серафимы являются наиболее приближенными к Богу, то при их прикосновении происходит процесс вливания Божественного огня в физическую и духовную составляющие человеческой сущности. В этих строках была описана работа серафима над поэтом и её последствия:
И внял я неба содроганье,И горний ангелов полет,
После обретения дара ясновидения и яснослышания, поэт коротко, в четырех строках, описывает то, что ему удалось увидеть и услышать на тот момент:
И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.
После посвящения, которое прошел А.С.Пушкин, перед ним появляется возможность узреть все происходящее, в независимости от времени и пространства, и то, что ранее было сокрыто от глаз и ушей, становится явным и очевидным. Таким образом, при обретении вышеуказанных способностей появилась возможность наблюдать за вещами и процессами на расстоянии и просматривать духовным зрением то, что необходимо.
И он к устам моим приник,И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
В этих строках в очередной раз акцентируется внимание на необходимости физического воздействия с помощью касания и, конечно же, поэт сам признает, что язык его был до этого момента - грешный, празднословный и лукавый.
И жало мудрыя змеиВ уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Наступил черед преобразований связанных с устами, что очень важно для дальнейшей деятельности А.С.Пушкина как поэта. Необходимо отметить, что серафим может осуществлять действия над человеком, как при помощи Божественного огня, так и при помощи заморозки, своего рода анестезии при операции, что бы хоть как-то уменьшить болевые ощущения.
И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Самым последним действием серафима над поэтом является, конечно же, работа с сердцем. Наделение его божественным огнем дало Пушкину возможность принять и понять свою миссию, как пророка.
Как труп в пустыне я лежал,И бога глас ко мне воззвал:
В окончании стихотворения описываются реальные ощущения поэта, последствия работы серафима. Встреча с ним не прошла бесследно. Этот процесс принес много физических страданий А.С.Пушкину «…как труп в пустыне я лежал…». Далее следует главная идея стихотворения, становится понятна цель произведённой трансформации:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
И в нем читается основная миссия поэта как пророка – с помощью слов и божественного огня в сердце донести до народа Божественные истины или сокровенные знания. Что сделано А.С.Пушкиным более чем гениально, все, что им сотворено впоследствии, зашифровано в виде сказок и стихотворений для того, чтобы следующее поколение не исказило скрытую в них истину, не внесло в нее изменения. Подтверждением данного факта является то, что поэма «Руслан и Людмила» была опубликована летом 1820г. без стихотворного предисловия «У лукоморья дуб зеленый», которое А.С.Пушкин написал в 1836г. спустя 16 лет. Значит ли это, что и в данном предисловии скрыты определенные Истины?