Пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система РФ (признаки, достоинства)

Тема Избирательные системы

1.Общая характеристика избирательных систем.

2.Мажоритарная избирательная система.

3.Пропорциональная избирательная система.

4.Смешанная избирательная система.

Общая характеристика избирательных систем

Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых доступ к власти и право принимать решения осуществляются по результатам всеобщих свободных выборов. В современном государстве основной формой выборов является голосование, которое можно рассматривать как отбор наиболее достойных. Основной функцией выборов является перевод решений, принятых избирателями, т.е. их голосов, в конституционные правительственные полномочия и депутатские мандаты. Способы подсчета голосов и порядок распределения депутатских мандатов и являются избирательными системами.

Избирательная система - это приемы и способы, при помощи которых распределяются депутатские мандаты между кандидатами на соответствующие государственные посты согласно результатам голосования. Способы перевода решений избирателей в полномочия власти и парламентские места составляют характеристики избирательной системы:

v Количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель или несколько;

v Тип избирательных округов - одномандатный или многомандатный;

v Тип избирательного списка и способы его заполнения.

Исходя из различных сочетаний данных признаков выделяют 2 типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами по которым отличают одну избирательную систему от другой. Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политическими традициями. Если в Великобритании и США на протяжении столетий существует мажоритарная система, то в континентальной Европе - пропорциональная

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства и один победитель. Основная цель мажоритарной системы - определение победителя и сплоченного большинства, способного проводить преемственную политику. Голоса, отданные за проигравших кандидатов, просто не учитываются. Мажоритарная система применяется в 83 странах мира: США, Великобритания, Япония, Канада .

Различают 3 типа мажоритарной системы:

  • Мажоритарная система абсолютного большинства;
  • Мажоритарная система простого (относительного) большинства;
  • Мажоритарная система квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), т.е. число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирателей в данном округе (обычно от числа проголосовавших). Преимущество данной системы в простоте определения результатов, а также в том, что победитель действительно представляет абсолютное большинство избирателей. Недостаток - существует возможность отсутствия абсолютного большинства, а значит и победителя, что приводит к повторному голосованию, до тех пор, пока не соберется абсолютное большинство. С целью сокращения расходов в отдельных странах вводится механизм перебаллотировки, которая означает определение победителя в двухтуровом голосовании: в 1 туре для победы необходимо абсолютное большинство, во 2 туре требуется простое большинство, т.е. надо просто опередить конкурентов. Мажоритарная система относительного большинства - способ определения результатов голосования, при котором требуется собрать простое или относительное большинство голосов, т.е. больше чем у оппонентов. Преимущество данной системы в обязательном наличии результата. Недостаток - значительная степень неучтенных голосов. Данная система возникла в Великобритании и действует в 43 странах. Мажоритарная система квалифицированного большинства - это способ определения результатов голосования, при котором кандидату для победы необходимо собрать четко установленное количество голосов избирателей, всегда превышающее половину избирателей проживающих в округе (2/3, ¾ и т.д.). Из-за сложности проведения, данная система на сегодняшний день не применяется.

Преимущества

2. Определенность результата, соревновательный характер выборов;

3. Тесная связь депутата с избирательным округом;

4. Политическая ответственность депутата перед избирателями;

5. Взаимосвязь общенациональных проблем с местными;

6. Создание стабильного однопартийного правительства и монолитного большинства в парламенте, способных работать сообща и проводить преемственную политику;

Недостатки

1. Слабая представленность;

3. Существует возможность злоупотреблений, манипулирование избирательными округами;

4. Победитель в реальности может не располагать большинством голосов в масштабах страны;

5. Исключение третьих партий из правительственных и парламентских коалиций, несмотря на регулярно получаемую высокую долю голосов.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды .

Отличительные черты пропорциональной системы:

ü Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

ü Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

ü Наличие многомандатных округов.

ü Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

  • Пропорциональная система партийных списков
  • Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков . Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России - 5%, в Турции - 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

Преимущества

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Смешанная избирательная система

Одним из вариантов избирательной системы является смешанная избирательная система, которая призвана нейтрализовать недостатки и усилить преимущества обеих систем. Данная система характеризуется объединением элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Как правило, выделяют 2 вида смешанной системы:

  • Смешанная система структурного типа - предполагает двухпалатный парламент, где одна палата (состоящая из представителей административно-территориальных единиц) избирается по мажоритарной системе, а вторая (нижняя) - по пропорциональной системе.
  • Смешанная система линейного типа - возможен однопалатный парламент, где часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а остальные по пропорциональной.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между получаемыми голосами и завоеванными мандатами. Применение пропорциональной системы позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.

При пропорциональной системе создаются многомандатные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Выборы являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, а избиратель голосует за список своей партии в целом. После того, как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр или избирательная квота , т.е. наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Распределение мандатов между партиями производится делением полученных голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов партия получит.

Избирательная квота определяется разными методами :

1) Метод Томаса Хейра . Это самый простой метод. Голоса избирателей в рамках конкретного округа, поданных за списки всех партий, суммируются и делятся на количество депутатских мандатов, подлежащих избранию в данном избирательном округе. Такая квота также называется естественной.

Пример :

Дано: 5-мандатный избирательный округ, 4 партии (А, Б, В, Г). Распределение голосов:

А) 50; Б) 24; В) 16; Г) 10.

Делим на количество мандатов (подлежащих избранию депутатов): 100/5=20. Это и есть квота. То есть для того, чтобы партии получить одно место в парламенте, надо получить 20 голосов.

Теперь определим, сколько мест получит каждая из партий.

В) и Г) 0 мандатов.

В итоге распределено 3 мандата, а 2 еще осталось.

Как же распределяются оставшиеся мандаты? Чаще всего используется способ наибольшего остатка , т.е. мандат получает та партия, у кого осталось больше всего неиспользованных голосов. В нашем случае это партия В. Последний мандат остается партии Г.

Может также использоваться способ наибольшего избирательного числа : нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.

2) Метод Хогенбах-Бишофа , называемый искусственной квотой. Смысл заключается в том, что к числу мандатов добавляется единица, и это искусственно уменьшает в итоге избирательный метр, что дает возможность распределить большее количество мандатов.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1)=16,6.

В) и Г) 0 мандатов.

Таким образом, нераспределенным остается 1 мандат.

3) Метод Генри Друпа. К числу мандатов добавляется две единицы, что еще больше уменьшает метр.

В нашем примере избирательная квота получается равной: 100/(5+1+1)=14,28.

В таком случае мандаты распределятся более полно:

А) 50/14,28=3 мандата (остаток 7);

Б) 24/14,28=1 мандат (остаток 9);

В)16/14,28=1 мандат (остаток 1);

Г) 0 мандатов.

Таким образом, распределены все 5 мандатов.

4) Метод делителей Виктора Д’Ондта или правило наибольшего среднего.

В нашем примере это выглядит таким образом:

А - 50 16,6 12,5
Б - 24 4,8
В - 16 5,33 3,2
Г - 10 3,33 2,5

Затем полученные частные размещают в порядке убывания: 50; 25; 24; 16,6; 16 ; 12,5; 12 и т.д.

То число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов (в нашем примере пятое число, т.е. 16, т.к. число мест равно 5), является общим делителем, т.е. избирательной квотой.

Каждая партия получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в собранном этой партией числе голосов.

Конечный результат будет следующим:

А) 50/16=3 мандата (остаток 2);

Б) 24/16=1 мандат (остаток 8);

В)16/16=1 мандат (остаток 0);

Г) 0 мандатов.

Существуют и иные методы.

Второй вопрос касается того, как распределить полученные мандаты среди кандидатов, выдвинутых партией в список. Выделяют три подходы в решении этого вопроса:

1) Метод связанных списков – мандаты получают кандидаты в порядке очередности их расположения в списке, начиная с первого.

2) Метод свободных списков – предполагает преференциальное голосование. Избиратель во время голосования проставляет напротив фамилий кандидатов цифры 1, 2, 3, 4 и т.д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами.

3) Метод полусвязанных списков – один мандат получает кандидат, первый по списку, а остальные мандаты распределяются по преференциям.

Законодательство некоторых зарубежных государств вводит так называемый «заградительный барьер», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5%голосов избирателей всей страны.

! Самостоятельно смотреть, что такое панаширование, блокирование .

Выделяют также систему единственного передаваемого голоса . Она применяется в Ирландии, Австралии, Индии. При этой системе избиратель выбирает одного из кандидатов, указанных в списке, а также одновременно указывает, кому из списка он еще отдает предпочтение. Если кандидат номер один набирает необходимое число голосов для получения мандата, то остальные («лишние») голоса передаются кандидату под номером два.

Смешанная избирательная система соединяет в себе черты мажоритарной и пропорциональной систем.

Так, в ФРГ половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а сенат - по пропорциональной системе.

Если количество избираемых депутатов по двух системам одинаковое, то смешанная система является симметричной, а если разное – то ассиметричной.

Выше рассмотрены лишь основные виды мажоритарных и пропорциональных избирательных систем, однако в действительности картина выглядит значительно сложнее.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил в государстве.

? Смотреть самостоятельно, какие разновидности избирательной системы существуют еще.

Референдум.

Понятие и виды референдума.

Референдум, как и выборы, представляет собой институт непосредственной демократии. Процедура проведения как выборов, так и референдума очень схожа. И в выборах и в референдуме участвуют избиратели: либо весь избирательный корпус - если проводятся общенациональные выборы или общенациональный референдум, либо часть избирательного корпуса - если проводятся региональные выборы или региональный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-нибудь должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, губернатор штата), то есть всегда конкретное физическое лицо или лица.

При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум: закон, законопроект, конституция, внутриполитическая проблема.

Наконец, следует сказать, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совершенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны. Ими являются лишь вся стран, либо регион.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов, или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Виды :

Общенациональный и региональный;

Конституционный и законодательный;

Консультативный и императивный (решение обязательно);

Обязательный (проведение референдума обязательно) и факультативный;

Утверждающий и охраняющий.

Можно классифицировать и по другим основаниям (например, по инициаторам проведения).

Наряду с референдумом существует также такое понятие как плебисцит . В одних странах эти термины отождествляются, в других применяются оба (Бразилия). Встречается точка зрения, что плебисцит носит обязательный характер, а референдум консультативный, либо плебисцит проводится по наиболее важным, судьбоносным вопросам.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были по сути дела референдумами.

История референдума в XX веке прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании роли всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного значения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важного международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Важное значение имеет вопрос о формуле референдума (то есть о вопросе, выносимом на референдум), так как во многом от постановки вопроса зависит результат голосования. Вопрос должен быть четко и недвусмысленно сформулирован и должен предполагать однозначный ответ.

В законодательстве зарубежных стран могут определяться вопросы, которые не допускается выносить на референдум.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.

Отличительные черты пропорциональной системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

2. Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

3. Наличие многомандатных округов.

5. Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

1. Пропорциональная система партийных списков
2. Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Пропорциональная система налогообложения

При пропорциональной системе налогообложения человек, которые зарабатывает 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.

При (например) 26% пропорциональном налоге, человек с доходом 25 000 заплатит 6500 (25 000 х 0,26 = 6500), а с доходом 100 000 - 26 000 (100 000 х 0,26 = 26 000).

В этом случае, как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у человека с более высокими доходами, чем с низкими. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога.

избирательных

систем

Конспект лекции
Плюральная система, или система простого большинства (plurality)

Принцип: «побеждает первый» («first past the post»).

Приверженцы подобной модели утверждают, что она способствует возникновению стабильных двухпартийных систем, почти всегда позволяющих одной из партий контролировать абсолютное большинство мест в парламенте.

Преимущества: высокий уровень подотчетности, способствует эффективному государственному управлению (двухпартийная система).

Недостатки: низкий уровень представительности.

Мажоритарная, или система абсолютного большинства (majority)

Побеждает кандидат, набирающий больше 50% голосов.

В случае, если не один кандидат не набрал более 50% голосов проводится второй тур выборов, либо победитель выявляется с помощью ординального бюллетеня.

Пропорциональная избирательная система

Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями голосов, полученными на выборах.

Может приме­няться только в многомандатных округах.

Как правило, избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а между списками кандида­тов, выдвинутых политическими партиями.

Поэтому наиболее ши­роко применяемую модификацию пропорциональной системы назы­вают «списочной системой».

Преимущества: высокий уровень представительности.

Недостатки: низкий уровень подотчетности, затрудняет процессы государственного управления (коалиционность правительства).

Списочная пропорциональная система с закрытыми списками

Избиратель голосует исключительно за партию, а не за отдельных кандидатов. В преддверии выборов партия выдвигает список своих кандидатов, расположенных в порядке убывающей важности. Выиграв какое-то число мест (по квоте или согласно какой-то иной процедуре), партия передает их кандидатам, находящимся в начале списка.

Списочная пропорциональная система с открытыми списками

В Бельгии, например, избиратель имеет возможность ставить крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в стенах парламента. В Италии имена таких кандидатов требуется вписать в бюллетень.

Но каковы бы ни были детали фиксации предпочтений избирателей, существуют определенные правила, позволяющие уточнять позиции кандидатов в партийных списках с учетом количества выраженных им индивидуальных предпочтений.

Вариант системы: «квазисписочная пропорциональная система»

При подобной системе возможность голосовать за отдельных кандидатов превращается в необходимость. Все голоса, поданные за кандидатов той или иной партии, суммируются, как будто они были поданы за партийные списки. Затем происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количествами голосов, полученными каждым из кандидатов. Партийные лидеры, таким образом, лишаются возможности составлять списки кандидатов, а избиратели получают большую свободу выбора; представительство становится более «личным», чем при традиционной списочной пропорциональной системе.

Применяется: Финляндия (до 1973 г.), Чили.

Списочная пропорциональная система «панашаж» (panachage) (по-французски означает «мешанина»)

Она предполагает голосование по партийным спискам. В то же время, избиратели получают возможность дополнительно высказаться по поводу определенного числа баллотирующихся в округе кандидатов независимо от их партийной принадлежности, «смешивая» кандидатов от одной партии с кандидатами от других.

В двух странах, где на практике применяется панашаж – в Швейцарии и Люксембурге - избирателям дополнительно предоставлено право «накапливать» предпочтения, т.е. отдавать наиболее предпочтительным кандидатам сразу по нескольку голосов, тем самым ранжируя кандидатов по степени предпочтения.

Смешенные избирательные системы

Избирательные системы, которые сочетают в себе черты систем большинства и пропорциональных систем.

Смешанная свя­занная система

Первая из них была изобретена в послевоенной Германии, где она применяется в неизменном виде с 1957 г.

Смешанная связанная система предос­тавляет каждому избирателю два голоса. Один из них используется в одномандатном округе, где итоги выборов подводятся по той или иной системе большинства, а другой - в многомандатном округе по пропорциональной системе. Победители в одномандатных ок­ругах составляют одну часть парламента, вторая же часть заполня­ется по итогам голосования за партийные списки, причем делается это так, что каждая партия «добирает» места до процентной доли, положенной ей по итогам выборов по пропорциональной системе. Таким образом, пропорциональная часть выборов играет компен­саторную роль, подобную той, которую выполняет многоуровне­вое распределение в чисто пропорциональных системах: она сгла­живает диспропорциональность результатов, порождаемую системой большинства. В результате, однако, именно голосование по партийным спискам определяет уровни парламентского предста­вительства партий. Логически возможные отступления от принципа пропорциональности в рамках смешанной связанной системы не­многочисленны: если в парламент попадают независимые одноман­датники, и если какая-то партия провела в парламент больше одно­мандатников, чем ей «положено» по итогам пропорциональных выборов. Германская избирательная система допускает обе возмож­ности, в результате чего численный состав Бундестага не является постоянным: к базовому числу депутатов могут добавляться неза­висимые и «избыточные» партийные представители. Фактически, однако, это происходит очень редко.

Смешанная несвязанная система (ее иногда называ­ют, параллельная)

Внешне очень похожа на предыдущую. Она тоже предоставляет избирателю два голоса, один из которых подается в одномандатном округе, а другой - за партийный список. Карди­нальное различие состоит в том, что пропорциональная часть сис­темы не сглаживает диспропорциональность результатов, порож­даемую принципом большинства. Итоги выборов по двум частям подводятся совершенно независимо друг от друга. Поэтому смешан­ная несвязанная система обеспечивает пропорциональность резуль­татов выборов лишь постольку, поскольку часть депутатов избира­ется по пропорциональной системе.

Пропорциональная избирательная система - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда в них принимают участие политические партии, которые формируют списки своих кандидатов по многомандатным округам.

Распределение депутатских мандатов при пропорциональной системе осуществляется в ряде стран путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате деления общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

После определения избирательной квоты (метра) от каждого партийного списка депутатские мандаты получает столько человек, сколько раз избирательный метр (квота) укладывается в собранное данной партией на выборах количество голосов. Так, в избирательном округе, где было подано всего 98 385 голосов, за пять депутатских мандатов боролись три политические партии. После подсчета голосов оказались следующие результаты: за список партии А проголосовало 56,7 тыс. человек, за список партии Б было подано 32,3 тыс. голосов, за список партии В - 9385 голосов. Места в выборном органе распределяются следующим образом. Избирательный метр (квота) дважды укладывается в число голосов, полученных партией А, и один раз в количество голосов, собранных партией Б. Партия В пока не получает ни одного мандата. Но распределенными оказались только 3 мандата. Кроме того, избирательный метр (квота) не укладывается целое число раз в количество голосов, собранных каждой из партий. В каждом случае появляется некоторый остаток. Вопрос о том, как учесть эти остатки, является одним из самых сложных при определении результатов голосования по пропорциональной избирательной системе.

Существует несколько способов выхода из данного затруднительного положения. Так, в законодательстве ряда стран закреплено правило наибольшего остатка, под которым понимается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения между партиями мандатов посредством применения избирательного метра или естественной квоты. При этом под остатком понимается то количество голосов, полученных партией, которое меньше избирательной квоты. В нашем примере у партии А остаток составляет 17 346 голосов, у партии Б - 12 623, у партии В - 9385 голосов. Следовательно, прежде всего еще один мандат получит партия А, поскольку она располагает наибольшим остатком, партия Б также получит еще один мандат, так как ее остаток второй по величине. Партия В так и остается без мандатов. Пять мандатов распределены таким образом: партия А - три мандата, партия Б - два мандата, партия В - ни одного мандата. При этом принцип пропорциональности несколько искажен, так как в конце концов для получения одного мандата каждой партии пришлось собрать разное количество голосов, а голоса, полученные партией В, вообще оказались неучтенными. Такой метод распределения мандатов называется методом Т. Хэра (по имени изобретателя).

После распределения мандатов между партийными списками, встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые подучат мандаты депутатов. Дело в том, что, как правило, в списке кандидатов больше, чем полученных мандатов по результатам голосования. Известны две системы "жестких" и "мягких" списков.

При "жестких" очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке "очередности", указанной в списке.

При "гибких" списках избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов путем преференциального (от французского слова "предпочтение") голосования. Особенность преференциального голосования состоит в том, что избиратель имеет право указать, в какой очередности должны предоставляться мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.

Противники пропорциональной системы в качестве одного из ее недостатков указывают обезличенность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, то есть за партию, за их лидеров, а не за конкретных депутатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов избирается в представленный орган власти от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие под первыми порядковыми номерами в списке. Но было бы явным преувеличением считать, что избиратели голосуют исключительно за партийные списки, ничего не зная о конкретных кандидатах.

Против пропорциональной системы выдвигают еще один аргумент: невозможность при определенных обстоятельствах обеспечить стабильное большинство в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Поэтому в отдельных странах, выбирая ту или иную пропорциональную избирательную систему, сознательно идут на введение такой избирательной системы, которая несколько искажает пропорциональность представительства. В странах, где, как правило, в результате выборов в течение длительного времени не удается сформировать в парламенте устойчивого большинства, во многих случаях предпочитают искажения пропорциональности в пользу крупных партий. Ведь отсутствие парламентского большинства в течение длительного времени (особенно в парламентарных государствах) способно привести к сложностям в управлении страной, следствием чего может стать дестабилизация политической жизни, а это уже чревато подрывом демократических устоев. В странах, где крупные партии или партийные блоки регулярно завоевывают большинство мест в парламенте (причем в течение довольно долгого времени большинство может находиться у одной партии или периодически переходить от одной партии к другой), часто ставится задача с целью развития демократии обеспечить адекватное представительство в парламенте разнообразным политическим силам, для чего вводят избирательную систему, при которой пропорциональность несколько искажается в пользу мелких партий.

Некоторые авторы, сравнивая мажоритарную и пропорциональную системы, пытаются выявить их достоинства и недостатки, исходя при этом из посылки, что применяемая избирательная система призвана обеспечить решение двух главных задач:

  • 1. постоянное взаимодействие представительного органа с населением, которое этот орган представляет;
  • 2. обеспечение выражения общей воли, настроений представленного населения.

Авторы этих исследований применительно к выборам органов местного самоуправления приходят к выводу, что наибольшей популярностью в России пользуется мажоритарная система выборов по одномандатным округам. При этом они выделяют ряд достоинств и недостатков этой системы.

К преимуществам обычно относят приближенность избранных депутатов к своим избирателям: депутатам хорошо знакомы свои избирательные округа, интересы их жителей и личность депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является следующее: у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: она ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями, но в то же время представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования.

Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне. При этом имеются в виду не столько чисто политические муниципальные избирательные объединения, сколько так называемые муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территорий.

По мнению исследователей, более уместно применение смешанной системы.

мажоритарный избирательный право выборы