Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «шаг навстречу. Формирование и поддержка позитивного настроя родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Калужская облас

Организация работы клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов

Аннотация статьи: представлен опыт организации клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Подробно описаны задачи клуба, направления и формы работы с родителями и детьми, результаты работы.

Ключевые слова: клуб, для семей, воспитывающих детей-инвалидов, адекватное восприятие ребенка.

В настоящее время здоровье детского населения России представляет серьезную социальную проблему. Отклонения в состоянии здоровья выявлены у 54% российских детей, прошедших в рамках Всероссийской детской диспансеризации осмотр у специалистов (2008).

Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Наблюдения специалистов показывают, что у 12-19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений ().

Рост заболеваемости среди детей ведет к повышению инвалидизации детского населения. Контингент детей-инвалидов в возрасте до 17 лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года он увеличился на 16,3%.

Таким образом, наблюдается устойчивый рост количества семей, имеющих детей-инвалидов.


По данным управления социальной зашиты населения в г. Великий Устюг Вологодской области на 1 января 2010 года проживает 188 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет. За учебный год в БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС» (далее – Центр) за разного вида помощью обратилась 47 семей, воспитывающая ребенка-инвалида. Из них только 5 детей посещают специализированные коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), в которых они могут быть обеспечены квалифицированной комплексной психолого-медико-социальной помощью . Порядка 30% не посещают образовательных учреждений, их родители (в подавляющем большинстве матери) вынуждены не работать.

Согласно современным исследованиям (,) качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений , системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка).

Социальный уровень. После рождения ребенка-инвалида его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личных установок самих родителей (страх, стыд). Испытания такого рода несомненно оказывают деформирующее влияние на взаимоотношения самих родителей и одним из проявлений этих изменений является развод.

Соматический уровень. Стресс, возникший у родителей при рождении больного ребенка, может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у его родителей.

Основная проблематика семей, выявленная в ходе консультирования специалистами Центра, следующая:

· трудности, возникающие в процессе обучения ребенка;

· проблемы взаимоотношений в среде сверстников (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице здоровые дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом, рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают ребенка-инвалида, не хотят с ним дружить и др.);

· нарушенные межличностные контакты ребенка-инвалида с близкими, их отношение к нему (гиперопека, или игнорирование ребенка; грубость, потребительство ребенка по отношению к близким);

· заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения;

· искаженные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка, возникшие из-за дефекта ребенка;

· эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка-инвалида;

· сравнительная оценка ребенка-инвалида в семье и здорового ребенка.

Все это обуславливает острую необходимость оказания социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в процессе социализации детей-инвалидов. В такой ситуации важно оказать помощь через создание доброжелательной среды, психологическую поддержку родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия. Такую работу возможно организовать, объединив семьи в клуб.


На базе учреждения с 2008 года работает клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Вера». Почему именно клуб? Анализ ситуации показал, что такая форма взаимодействия привлекательна

для родителей:

· свободным участием в мероприятиях клуба (родитель может выбрать мероприятие, форму участия, присутствовать вместе с ребенком или без него и т. д.);

· разнообразием мероприятий (клубная форма не ограничивает выбор тематики, способа и места проведения, количества участников и т. д.);

· сходством проблем семей, возможностью открытого и безоценочного обсуждения и общения;

· получением психологической поддержки друг от друга и от специалистов, развитием организаторских и коммуникативных способностей родителей;

· возможностью получения новой информации по конкретным запросам (совестное планирование работы);

· развитием детей (коммуникативные навыки, творческие способности, мелкая моторика и т. д.);

· созданными условиями (возможность посещения досуговых и культурных мероприятий, участия в экскурсиях, поездках).

для учреждения:

· привлечением семей, воспитывающих детей с ОВЗ в учреждение;

Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом и ребенком, родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно-ориентированной педагогики - на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;

Принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе - принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Как правило, родители, обращаясь к педагогу, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.).

Работа в системе «Ребенок-Родитель-Специалист» предполагает несколько этапов: организация индивидуальных занятий; переход к подгрупповой работе.

На индивидуальных занятиях специалистом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком.

При проведении индивидуальных занятий дифференцированный подход в процессе коррекционно-педагогической работы выглядит следующим образом:

1. Родители растеряны (как правило, это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к предполагаемой взаимосвязанности).

На первых занятиях они не способны воспринимать объяснения педагога, поэтому специалист работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. Первоначально от родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д. В начале последующих занятий специалист просит показать, как делали дома то или иное упражнение, что получилось и что не получилось, в последнем случае определяя (для себя) причину неудачи матери и изменяя характер или вид задания.

2. Родители жалуются либо отрицают все (это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к речевой взаимосвязанности или взаимосвязанности по типу «молчаливого соприсутствия»). С этими родителями первые занятия строятся несколько иначе. Маме предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого педагогом: например, в катании машины, мяча друг другу, в проведении подвижных игр типа «У медведя во бору», «Гуси и волк», «Воробьи и кошка», «Солнышко и дождик», в прятки с колокольчиком и т. д. При этом активно участвуют все трое: специалист вместе с ребенком (как одно целое) и мама - напротив (как партнер по игре). Через несколько занятий педагог предлагает поменяться местами (встать маме вместе с малышом). Ребенок находится спиной к взрослому, который, обхватывая малыша руками, держит его руки в своих и выполняет все необходимые движения вместе с ребенком как одно целое.

3. Родители ищут пути решения проблем (это родители, для которых характерной в построении отношений со своим ребенком является тенденция к взаимосвязанности по типу «влияния и взаимовлияния»).

Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение. Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольны тем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями психофизического развития боятся, чтоб не было конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми, не знают, как выйти из нее или как ее предупредить.

Учитывая все это, специалист ставит своей целью обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.

Для более эффективного достижения поставленной цели в проведении подгрупповых занятий активно привлекается педагог-психолог (возможно использование игротерапии и др.).

Третье направление - «Действие»

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – общественная самореализация родителей и их детей, изменение отношения к ним в обществе.

Формами работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида и его родителей и направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения.

Все социокультурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга семей: организация и проведение экскурсий, поездок, походов, праздников, развлечений, чаепитий и т. д. При выборе тех или иных видов досуга учитываются интересы и духовно-нравственных предпочтения родителей, а также эффективность досуговой деятельности. При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности.

Обязательное условие досуговой программы - образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт.

В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр.

Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой предоставляет множество положительных эмоций родителям и детям, дает возможность им общаться, налаживать эмоциональное взаимопонимание, формирует общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, воспитывает эстетические чувства, любвь к родному краю.

Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Дети-инвалиды, не посещающие дошкольного учреждения, лишены возможности полноценного участия в игровой деятельности, принятия на себя роли, общения в ходе игры. Участие детей-инвалидов в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям, знакомит с детской литературой , музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Степень участия детей в постановке различна:

Самостоятельное исполнение роли;

Исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию (роль педагога при этом заключается в том, что бы поставить перед ребенком четкие задачи и незаметно передать инициативу ребенку);

Совместная деятельность с педагогом в тех случаях, когда ребенок не может действовать самостоятельно. При этом выбираются средства исполнения роли (мимика, жесты, речь) достаточно выразительные и понятные для восприятия зрителями, эстетичные;

Участие в спектакле только в качестве зрителя. Даже если ребенок является только зрителем, драматизация позитивно влияет на его восприятие: красочные костюмы, красиво оформленная сцена, спецэффекты, общий приподнятый фон вызывает у детей положительные эмоции, радость, смех. Ребенок постепенно учиться адекватно реагировать на окружающие действия, раскрывает свой внутренний мир.

Коррекционную роль драматизации мы видим в следующем:

Развитие внимания (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время). Новые, необычные и интересные предметы, явления и люди развивают устойчивость произвольного внимания детей, сидящих в зрительном зале. Дети, участвующие в постановке, сосредоточены на текущем действии, следят за развитием сюжета и порядком своего выхода на сцену, что способствует развитию устойчивого произвольного внимания;

Развитие мышления (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов, названия персонажей);

Развитие памяти (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки);

Развитие речи (даже безречевые дети пытаются использовать звукосочетания и лепетные слова, подражая персонажам);

Формирование выдержки и навыков самоконтроля (ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия, замысла автора);

Эмоциональное развитие. Некоторые дети с ОВЗ лишены эмоциональных средств самовыражения. Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев;

Родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей. С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми;

Драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций.

Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).

В процессе подготовки помещения учитывается сенсорная нагрузка всех предметов и украшений в совокупности. Необходимо, чтобы не было перегруженности сенсорными стимулами, чтобы они сочетались и гармонировали друг с другом, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть эти украшения и у него было для этого достаточное количество времени.

Тематика праздников различна. В процессе планирования праздника важны разумный подход и учет особенностей детей. Недопустима перегрузка праздника спецэффектами, костюмами, яркими атрибутами – все это будет отвлекать детей от самого праздника. Музыка, песни, 2-3 небольшие совместные игры – все это может быть реализовано в рамках небольшого однопланового сюжета. Все элементы объединены общим ритмом; виды деятельности сменяют друг друга. Главное требование – чтобы уровень сложности не был чрезмерно высоким. В конце праздника очень важен сюрпризный момент – подарок, небольшой сувенир.

В процессе участия в праздниках у ребенка:

Стимулируется речь (подпевают знакомые песни, произносят отдельные слова, фразы);

Расширяется общение (дети передают друг другу предметы, берут друг друга за руки и т. д.);

Развивается слуховое, зрительное восприятие (слушают музыку, участвуют в разнообразных играх с атрибутами);

Развиваются пространственные представления (ребенок учится ориентироваться в пространстве своего тела, в окружающем пространстве);

Развивается координация движений, чувство ритма т. д.

Участие ребенка-инвалида в праздниках со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Ко второй группе можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала семей: участие в городских, районных, региональных и федеральных конкурсах детских и семейных работ различной направленности, акций, публикации в средствах массовой информации и т. д. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность детей и их родителей, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности. При этом важным является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, чтобы дети и их родители хотели и стремились быть инициативными, активными и творческими.

Основной формой работы является арттерапия - это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено.

Каждый ребенок может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арттерапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Арттерапией должны заниматься все (родители, дети, педагоги), но в наибольшей мере родители с детьми. Именно они могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка. Есть несколько условий, которые необходимо при этом соблюдать:

· Творчество, любое и в любой форме, должно быть для ребенка радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Важно стремление к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.

· Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж и т. д. Работа в этом направлении не похожа на обучение, она нужна, чтобы выразить на бумаге мысли, переживания и чувства. Поощряется любая продукция и использование любых материалов и способов творчества для основной цели самовыражения.

· Детям-инвалидам необходима уверенность в том, что любая продукция будет доброжелательно принята и оценена окружающими. Для этого родителями и педагогами ведется работа по представлению детских работ в городских, региональных выставках, конкурсах.

Таким образом, работа клуба для родителей детей-инвалидов, включающая в себя деятельность, обеспечивающую успешное участие семей в социальных отношениях, развитие личностных качеств детей и их родителей, формирование конструктивных форм общения, позволяет решать проблемы социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов. В качестве результатов работы клуба «Вера» можно представить следующие данные:

За три года постоянными членами клуба стали 34 семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

Организовано 2 цикла психопрофилактических занятий по программе «Семь-Я», в которых приняло участие 12 родителей; 83% участников занятий по результатам контрольного диагностирования демонстрируют рост уважения к индивидуальности ребенка, нормализацию межличностной дистанции общения с ним и контроля его поведения;

Получили консультации специалистов 87 семей, воспитывающих детей-инвалидов;

Ежегодно в учреждении занимаются по коррекционно-развивающим программам порядка 20 детей-инвалидов;

Организовано 6 экскурсионных поездок; 8 праздников; 4 спектакля;

Члены клуба – победители 8 региональных, районных и городских конкурсов детских работ.

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла акт

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла активность его участников. Родители смелее отстаивают права детей, затрагивающих их лечение, прохождение медико-социальной экспертизы.

Опытом работы клуба общения «Надежда» заинтересовались организации общества инвалидов соседних районов. В 2012 году в пгт. Афанасьево прошел межрайонный слет родителей детей-инвалидов, в котором участвовали представители двух соседних районов. Слет также проходил в формате клуба общения «Надежда». Гости остались довольны встречей.

В феврале 2015 года «Надежда» вновь пригласила родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов из четырех соседних районов на слет, темой обсуждения на котором стала «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов и взаимодействие общественных организаций с органами местного самоуправления». Состоялся обмен опытом работы. Особое внимание было уделено иппотерапии в реабилитации детей с инвалидностью. Практические навыки такой терапии участники слета осваивали на турбазе «Вятская лошадка» в д. Шердынята Афанасьевского района.

Работа с родителями детей-инвалидов не ограничивается только занятиями в клубе общения. Мамы, папы, дедушки и бабушки принимают участие во всех мероприятиях, проводимых с детьми. Это играет немаловажную воспитательную роль. Вместе с родителями детей-инвалидов свозили на турбазу «Вятская лошадка», где для них было организовано праздничное масленичное представление с играми, забавами, угощением блинами и чаем. После чего всем гостям праздника представилась возможность покататься верхом на лошадках и в упряжках, с горки на ледянках и «ватрушках». Завершилось действо сжиганием чучела Масленицы.

Ежегодно совместно с детьми члены семей участвуют в «Весенней неделе добра». Она обычно приурочивается к главному православному празднику - Пасхе. При посещении семей, где дети не ходят в садик, школу или обучаются дистанционно, инициативная группа в составе председателя РО, представителей молодежных организаций района выявляет проблемы семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В частности, семьи Русских, Тебеньковых и Некрасовых нуждаются в улучшении жилищных условий. Первые две семьи решили строить жилье самостоятельно, обратились с заявкой в областную Программу по выделению земли под строительство наравне с многодетными семьями. Семье Некрасовых с улучшением жилищных условий обещали помочь родители. Всем детям при посещении вручаются подарки от РО. В рамках Недели добра в 2014 году дети вместе с родителями побывали на экскурсии на хлебозаводе Афанасьевского РАЙПО, посмотрели весь цикл производства хлебобулочных изделий, попробовали свежеиспечённый хлеб. В 2015 году дети совместно с родителями участвовали в мероприятии, посвященном Международному дню книги.

Запоминающейся была поездка детей-инвалидов и родителей, сопровождающих колясочников, в «Заповедник сказок» центра активного отдыха «Летучий корабль». Средства на транспорт выделил фонд «Добрые дела Кирово-Чепецкого химического комбината», а само мероприятие сотрудники ЦАО провели на благотворительной основе. Перед отъездом домой дети побывали также в Александровском парке г. Кирова на аттракционах.

Праздничное мероприятие для детей и их родителей традиционно прошло в День знаний. Подарки всем школьникам сформированы на средства РО и пожертвования Афанасьевского РАЙПО.

В апреле 2014 года в районную организацию поступила настольная спортивная игра «Джакколо». Ею увлеклись и дети, и их родители. Любое совместное мероприятие всегда сопровождается состязаниями в эту игру.

Многие родители стремятся развить творческие способности детей с ограниченными возможностями. Об этом говорят и районные выставки детских рисунков и фотографий, и участие в областных творческих фестивалях и конкурсах. Так, Балакирева Вероника представила свои работы на ФХТИ и на конкурсе рисунков под эгидой уполномоченного по правам человека в Кировской области. Активные участницы клуба «Надежда» Елена Леонидовна Кудашева совместно с Ларисой Васильевной Чераневой участвовали в областном чествовании «Свет материнской любви», посвящённом Дню матери.

С приглашением родителей прошел детский праздник в рамках Дня инвалидов, подготовленный сотрудниками Центра культуры и досуга пгт. Афанасьево. Все вместе отметили Новый год. Дети, отличившиеся в учебе, спорте и творчестве, получили памятные и сладкие подарки.

Материалы о наиболее значимых мероприятиях в клубе «Надежда», с детьми и родителями публиковались на сайте администрации района и в районной газете «Призыв».

Клуб общения «Надежда» становится все популярнее у родителей детей-инвалидов. Для участия в нем собираются не только жители районного центра, но и приезжают из других населенных пунктов Афанасьевского района. Участники поднимают разнообразные вопросы, ответы на которые хотят услышать в Клубе общения. Объединение родителей, основанное семь лет назад, востребовано и сегодня, потому продолжает жить и действовать.

Марина Скопинцева
Родительский клуб, эффективна форма сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В своей работе активно использую нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии. Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

В 2016 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу ресурсный Центр , где из одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является организация работы клуба «Поможем друг другу». Родительский клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы клуба : повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи клуба:

оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей;

формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;

формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;

повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;

просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр). Благодаря сетевому взаимодействию, привлекаем сотрудников центра социального обслуживания населения «Родник».

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках семейного клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Использую различные формы проведения родительского клуба «Поможем друг другу» такие как:

Круглый стол «Здоровье ребенка», «Здравствуй малыш»;

Консультации;

Психологические гостиные «Доверие»;

Дискуссии и мини-тренинги, «Каким я представляла его до рождения и, какой он сейчас»;

Семинары-практикумы со специалистами»;

Совместные праздничные мероприятия с чаепитием;

Игровые сеансы Лекотеки;

Участие в конкурсах;

Использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток.

На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорили о своих проблемах, задавали вопросы, принимали совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Во время встреч в клубе «Поможем друг другу» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».

Результатом работы клуба является:

Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Клуб общения для детей-инвалидов

«Жить как все»

Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна

Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.

Задачи клуба:

    • Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;
    • Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
    • Образование новых социальных связей;
    • Получение социальных навыков;
    • Формирование навыков взаимодействия с окружающими;
    • Создание условий для творческого развития личности;
    • Создание положительного эмоционального настроя;
    • Снятие напряженности, тревожности;
    • Развитие коммуникационных навыков.

Целевая аудитория:

    • Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
    • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
    • Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Направления в рамках клуба:

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;

образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;

реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.

Описание программы:

Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.

Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.

Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.

Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.

Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.

Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.

Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.

Ожидаемые результаты:

    • Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
    • Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии и адаптации;
    • Улучшение психологической комфортности и эмоционального благополучия;
    • Улучшению эмоционального состояния;
    • Снижению беспокойства и агрессивности;
    • Ускорению восстановительных процессов после заболеваний;
    • Снятию нервного возбуждения и тревожности.

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.