Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов

Введение.

1. Трудоустройство инвалидов.

  • 1.1. Особенности трудоустройства инвалидов.
  • 1.2. Квотирование рабочих мест для инвалидов.

2. Обучение инвалидов.

  • 2.1. Профессиональное обучение инвалидов.
  • 2.2. Проблемы по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2015 г. 13,2 млн. человек.

Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.

Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [ 2.ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ ].

Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы , .

Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.

Предметом – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.

Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов.
  • 2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения.
  • 3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.

При написании работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.
Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.
Кроме того, в Росси и 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.
Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства - это квотирование рабочих мест. Квота - это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.
Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:
- создают базу данных по вакансиям в счет квотирования;
- выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы;
- осуществляют контроль за выполнение квот;
- контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот;
- помогают в профессиональной подготовке или переквалификации;
- субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.
Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.
Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно

Введение
Для инвалидов, ищущих место работы, созданы специальные программы трудостройства. С помощью данных программ есть возможность получить дополнительное образование и устроиться на желаемую работу.
Непосредственное трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов обеспечивается специальной государственной программой гарантий, в которую в частности, входят:
законодательно установленные квоты по приёму на работу субъектов, являющихся инвалидами;
осуществление резервирование рабочих мест по специальностям, которые наиболее подходят для эффективного трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание данной категории субъектов, необходимых условий для осуществления трудовой деятельности в соответствии с индивидуально разработанной программой реабилитации;
Кроме того, акт ивно используются разного рода меры экономического стимулирования, в число которых, например, входят:
проведение льготной кредитно-финансовой политики по отношению к спецпредприятиям, на которых используется труд инвалидов;
стимулирование формирования предприятиями разного рода рабочих мест дополнительного типа, для осуществления трудоустройства субъектов, являющихся инвалидами;
создание необходимых условий для осуществления данной категорией субъектов активной предпринимательской деятельности.
Выбранная тема «Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы - изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов.
Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать особенности трудоустройства инвалидов;
- изучить основные черты профессионального обучения инвалидов;
- изучить особенности профессионального обучения и трудоустройства инвалидов за рубежом.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. 5
1.1 Законодательство РФ в сфере занятости и трудоустройства инвалидов 5
1.2 Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в РФ и пути решения 12
Глава 2. Организация профессионального обучения и трудоустройства инвалидов 16
2.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов 16
2.2. Программы государственных служб занятости в отношении инвалидов 16
2.3. Квотирование рабочих мест 21
2.4. Специализированные предприятия 27
2.5. Условия труда инвалидов 29
2.6. Оплата труда инвалидов 30
Заключение 32
Список литературы 35

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
3. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». // Консультант Плюс.
4. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 04.09.2012) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"// "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1018
5. ЛевшинА.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения рабочих и служащих по инвалидности: Автореф.дис,канд.юрид,наук. М., 2009
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражени й/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд, стереотипное -М., 2011.
7. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. - М, 2012.-с 6-7
8. Тарасова В.А. Правовое положение инвалидов. М., 2011
9. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011.-с 173
10. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. - 2012. - N 2 - С. 2

Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою тридцать восьмую сессию 1 июня 1955 года,
постановив принять ряд предложений о переквалификации инвалидов, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1955 года о переквалификации инвалидов:
принимая во внимание многочисленные и разнообразные проблемы, касающиеся нетрудоспособных лиц,
принимая во внимание, что переквалификация этих лиц необходима для того, чтобы восстановить в максимальной степени их физические и умственные способности и дать им возможность внести свой вклад в социальную, профессиональную и экономическую жизнь,
принимая во внимание, что для предоставления работы каждому инвалиду и для обеспечения наилучшего использования ресурсов рабочей силы необходимо развивать и восстанавливать трудовые способности инвалидов путем сочетания в постоянном и координированном процессе медицинского, психологического, бытового обслуживания и обслуживания в области просвещения, а также профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства, включая испытательный контроль,
Конференция рекомендует следующее:

I. Определения

1. В целях настоящей Рекомендации:
a) термин переквалификация означает ту часть постоянного и координированного процесса переобучения, которая включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем это обслуживание включает, в частности, профессиональное ориентирование, профессиональную подготовку и предоставление подходящей работы;
b) термин инвалид означает всякого человека, чьи возможности получения и сохранения подходящей работы серьезно сокращены в результате повреждения его физических или умственных способностей.

II. Охват переквалификации

2. Службы переквалификации должны быть доступными любому инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера его инвалидности, при условии что он может быть подготовлен к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу на получение и сохранение такой работы.

III. Принципы и методы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов

3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры для создания или развития специализированных служб профессионального ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при выборе или изменении своей профессии.
4. Процесс профессионального ориентирования должен включать, в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны, и в зависимости от конкретных случаев:
a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию;
b) учет прежнего трудового опыта;
c) изучение школьного аттестата или любых других документов, относящихся к учебе в заведениях общего или специального образования;
d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования;
e) соответствующие тесты по установлению способностей и пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические тесты;
f) обследование личного и семейного положения данного лица;
g) определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;
h) профессиональный технический экзамен в устной или иной форме во всех случаях, когда это представляется необходимым;
i) определение физических способностей данного лица в связи с требованиями различных профессий и определение возможности увеличения этих способностей;
j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения работы и образования, с учетом профессиональной квалификации, физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта данного лица, а также требований рынка занятости;
5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно применяемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские и педагогические условия.
6. 1) Обучение инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы.
2) С этой целью профессиональное обучение должно:
a) координироваться с производимым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло бы на инвалидность;
b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно, в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой к ней;
c) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными рабочими, если он к этому способен.
7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно, получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими и в одинаковых с ними условиях.
8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие характера или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися, должны создаваться или расширяться специальные службы.
2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
c) курсы повышения квалификации для инвалидов.
9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов; такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств, финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную помощь.
10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов.
2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем:
a) регистрации желающих получить работу;
b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний;
c) соответствующих бесед с ними;
d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения;
e) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах;
f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой;
g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.
11. Меры по испытательному контролю должны применяться, для того чтобы:
a) проверить, дали ли устройство на работу или использование средств профессионального обучения или переобучения удовлетворительные результаты, и определить ценность принципов и методов профессионального ориентирования;
b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу.

IV. Административная организация

12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться компетентным органом или органами власти в рамках постоянной и координированной программы и, по мере возможности, должны использоваться существующие службы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией, занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая испытательный контроль.
14. Расширение служб переквалификации инвалидов не должно во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться к работе на свой собственный счет во всех видах занятий, а также получить и сохранить эту работу.
16. Административная ответственность за общую организацию и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть возложена:
a) либо на один орган власти;
b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение различных частей программы, причем один из этих органов должен нести основную ответственность за координацию такой деятельности.
17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества и координации между государственными и частными учреждениями, занимающимися переквалификацией инвалидов.
2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств:
a) определение компетенции и обязанностей государственных и частных учреждений;
b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям, эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов;
c) предоставление частным учреждениям консультаций по техническим вопросам.
18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться и расширяться при содействии представленных консультативных комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо, в районном или местном масштабе.
2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны входить:
a) представители органов и учреждений, непосредственно связанных с переквалификацией инвалидов;
b) представители организаций предпринимателей и трудящихся;
c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности в этом вопросе;
d) представители организаций инвалидов.
3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации:
a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ переквалификации инвалидов;
b) в районном или местном масштабе - по применению мер, проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению к условиям района или местности и по координации районной и местной деятельности.
19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов, достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно компетентным органом власти.
2) Такие исследования должны включать общее и специальное изучение трудоустройства инвалидов.
3) Эти исследования должны также включать научные работы по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации инвалидов.

V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации

20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам возможности полностью использовать все существующие службы переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации.
21. Эти меры должны включать:
a) сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам;
b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи.
22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное сохранение этой работы, включая работу на собственный счет.
2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение необходимых транспортных средств в течение всего периода профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми приспособлениями.
23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых системой обеспечения на других основаниях.
24. Инвалидам, которые проживают в районах, где перспективы занятости или возможности подготовки к выполнению какой-либо работы ограничены, должны быть предоставлены все возможности для профессиональной подготовки, включая обеспечение жилищем и питанием, а также возможность для переезда, если они этого пожелают, в районы, где существует больше возможностей в области занятости.
25. Не должна проводиться никакая дискриминация на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность, включая лиц, получающих пособие по инвалидности, в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду физически полноценных трудящихся.

VI. Сотрудничество между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов

26. 1) Должны осуществляться самое тесное сотрудничество и координация деятельности между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов.
2) Это сотрудничество и эта координация должны быть направлены на:
a) обеспечение того, чтобы медицинское обслуживание и, если необходимо, предоставление соответствующих протезных приспособлений способствовали последующей трудоспособности этих инвалидов;
b) выявление инвалидов, нуждающихся в переквалификации и способных воспользоваться ею;
c) создание условий для того, чтобы переквалификация инвалидов предпринималась как можно скорее и в наиболее благоприятный момент;
d) предоставление медицинских консультаций, если это требуется, на всех стадиях переквалификации инвалидов;
e) определение трудоспособности инвалидов.
27. Каждый раз, когда это возможно, и при условии наличия медицинского заключения переквалификация инвалидов должна начинаться во время медицинского лечения.

VII. Меры, направленные на увеличение возможностей получения работы инвалидами

28. В тесном сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся должны приниматься меры с целью предоставления инвалидам максимальных возможностей для получения и сохранения подходящей работы.
29. Эти меры должны основываться на следующих принципах:
a) инвалиды должны иметь, на равных основаниях с физически полноценными лицами, возможность доступа к той работе, для которой они имеют квалификацию;
b) инвалиды должны иметь полную возможность принять подходящую работу у предпринимателя по своему выбору;
c) должны подчеркиваться пригодность и способность инвалидов к труду, а не их инвалидность.
30. Эти меры должны включать:
a) исследовательскую работу, позволяющую анализировать и доказывать способность инвалидов к труду;
b) обобщение и систематическое распространение фактических данных, касающихся, в частности, следующих вопросов:
i) сравнение труда инвалидов и физически полноценных лиц, выполняющих одну и ту же работу, по качеству продукции и производительности труда, количеству несчастных случаев и неявок на работу, а также по трудовому стажу на данном участке работы;
ii) методы отбора кадров, основанные на специфических профессиональных требованиях;
iii) методы улучшения условий труда, включая приспособление и изменение оборудования для облегчения найма инвалидов;
c) меры по освобождению отдельных предпринимателей от увеличения страховых премий для возмещения за несчастные случаи на производстве и за профессиональные заболевания;
d) меры, направленные на поощрение предпринимателей к переводу на подходящую работу на их предприятиях трудящихся, работоспособность которых изменилась в результате повреждения их физических способностей.
31. Когда это соответствует условиям страны и проводимой в ней политике, должно поощряться использование труда инвалидов путем:
a) найма предпринимателями определенного процента инвалидов на условиях, позволяющих избежать увольнения физически полноценных трудящихся;
b) резервирования для инвалидов некоторых определенных занятий;
c) принятия мер, дающих лицам, имеющим серьезную инвалидность, возможность поступления на работу или отдающих им предпочтение в некоторых профессиях, считающихся подходящими для них;
d) поощрения создания и облегчения деятельности кооперативов инвалидов или любых других подобных организаций, управляемых самими инвалидами или от их имени.

VIII. Льготные условия труда

32. 1) Компетентным органом или органами власти в сотрудничестве, если необходимо, с частными организациями должны приниматься меры к созданию и расширению льготных условий обучения и предоставления работы для инвалидов, не способных поступить на работу и работать в обычных условиях конкуренции на рынке занятости.
2) Эти меры должны включать создание специальных мастерских для инвалидов, а также специальные меры для тех инвалидов, которые по физическим или психологическим причинам или в силу географических условий не могут регулярно передвигаться на работу и обратно.
33. Особые мастерские должны обеспечивать инвалидам под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением не только полезную и оплачиваемую работу, но также возможность приспособления к работе, повышения квалификации и, когда это возможно, перехода на работу в нормальных условиях.
34. Для инвалидов, которые не могут выйти из дома, должны разрабатываться и применяться особые меры, чтобы обеспечить им под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением полезную и оплачиваемую работу на дому.
35. В тех случаях и в той мере, в какой заработная плата и условия найма всех трудящихся вообще устанавливаются законодательством, эти положения о заработной плате и условиях найма должны применяться к инвалидам, пользующимся льготными условиями труда.

IX. Особые постановления в отношении физически неполноценных детей и подростков

36. Службы переквалификации для физически неполноценных детей и подростков школьного возраста должны создаваться и расширяться в тесном сотрудничестве между органами власти, ведающими образованием, и органом или органами власти, ведающими переквалификацией инвалидов.
37. В учебных программах должны учитываться особые проблемы физически неполноценных детей и подростков и необходимость предоставления им таких возможностей, как и физически полноценным детям и подросткам, для получения общей и профессиональной подготовки, наиболее соответствующей их возрасту, способностям, пригодности и предпочтению.
38. Основной задачей служб переквалификации физически неполноценных детей и подростков должно быть уменьшение в наибольшей степени трудностей профессионального и психологического порядка, которые вытекают из факта их инвалидности, а также предоставление им всех возможностей для подготовки их к работе, наиболее соответствующей их способностям, и поступлению на эту работу. Использование этих возможностей должно влечь за собой сотрудничество между медицинскими, социально-бытовыми и педагогическими службами, с одной стороны, и родителями или опекунами физически неполноценных детей и подростков, с другой стороны.
39. 1) Образование, профессиональное ориентирование, профессиональное обучение, а также трудоустройство физически неполноценных детей и подростков должны обеспечиваться в общих рамках таких мер, предназначенных для физически неполноценных детей и подростков, и должны осуществляться всегда, когда это возможно и целесообразно, в тех же условиях, которыми пользуются физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
2) Должны приниматься особые меры в отношении тех физически неполноценных детей и подростков, которые по причине инвалидности не могут пользоваться этими службами в тех же условиях, что и физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
3) Эти меры должны включать, в частности, специальную подготовку преподавателей.
40. Должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы дети и подростки, у которых в результате медицинского осмотра обнаружены либо инвалидность или недостаток, либо общая нетрудоспособность:
a) получили как можно скорее соответствующую медицинскую помощь для устранения или уменьшения инвалидности или недостатка, от которых они страдают;
b) поощрялись к посещению школы или ориентировались к той деятельности, которая отвечает их желаниям и способностям, и чтобы им предоставлялась возможность для подготовки к такой профессии;
c) пользовались финансовой помощью, если это необходимо, в период лечения, учебы и профессионального обучения.

X. Применение принципов переквалификации инвалидов

41. 1) Службы переквалификации инвалидов должны приспосабливаться к особым нуждам и условиям каждой страны и прогрессивно расширяться в соответствии с этими нуждами и условиями, а также согласно принципам, изложенным в настоящей Рекомендации.
2) Это прогрессивное расширение должно иметь главной целью:
a) выявление и развитие трудовых качеств инвалидов;
b) предоставление им, в наибольшей степени, возможности получения подходящей работы;
c) устранение в области профессиональной подготовки или найма всякой дискриминации против инвалидов на основании их инвалидности.
42. Прогрессивное расширение служб переквалификации инвалидов должно поощряться с помощью Международного бюро труда, если на то поступает соответствующая просьба:
a) путем предоставления, когда это возможно, технической консультативной помощи;
b) путем организации широкого международного обмена опытом, полученным в различных странах;
c) с помощью других форм международного сотрудничества, направленных на организацию и расширение служб, соответствующих требованиям и условиям различных стран, включая подготовку необходимых кадров.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами - их зачисление производится независимо от плана приема.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами могут быть использованы и заочная форма обучения, практика экстерната, а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. , в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготов­ки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 г., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек , квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения . Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.

Закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.

Действующее законодательство обеспечивает инвалидам получение основного общего (9 классов), среднего (полного) общего (11 классов) образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;

для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа;

профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов;

при подаче заявления о приёме в ВУЗ поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий;

другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации;

на вступительных экзаменах для инвалидов следует предусматривать дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов;

обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для инвалидов является очно-заочная. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учётом их индивидуальных особенностей;

профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо для инвалидов специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда;

вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, принимаются:

дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Права, гарантии, льготы в сфере занятости инвалидов

Экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке труда, ещё больше осложнила устройство на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов возможность трудоустроиться служит не только средством самообеспечения, но средством утверждения личности, социальной адаптации и интеграции в общество. Добиться этого только путём социальных выплат невозможно.

Инвалиды, уволенные из организаций по любым основаниям, имеющие трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, могут зарегистрироваться в качестве безработных в органах службы занятости, для чего они обязаны представить документы: паспорт, трудовая книжка, документ об образовании, справка о среднем заработке, индивидуальную программу реабилитации. В случае невозможности подбора подходящей работы безработным инвалидам предоставляется право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии в период обучения.

Профконсультирование и профориентация с учётом деловых качеств безработного.

Важнее всего выбрать "свою" профессию в юности, путём выявления наличия у молодого человека сформированных знаний, умений, навыков, психологической готовности к той или иной деятельности. Поскольку это поможет ему найти свой путь в жизни, достигнуть высоких результатов в трудовой деятельности и возможности повышения по профессиональной лестнице в дальнейшем. Если инвалид согласен с этим, но у него возникли трудности в выборе профессии, в этом случае проводят профконсультации. Профессиональная ориентация является одним из средств повышения адаптации и конкурентоспособности безработных.

Отработать методы поиска работы Вам помогут "Клубы ищущих работу". Получите информацию о ситуации на рынке труда, научитесь самостоятельному поиску работы.

Профобучение и переобучение безработных граждан.

При организации профобучения службой занятости инвалидам могут быть предложены, с учётом образования, профессионального опыта и состояния здоровья инвалида, варианты выбора профессии, специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. При направлении на профессиональное обучение будут оплачены стоимость учёбы. В течение всего периода обучения выплачивается стипендия.

Новые социальные и экономические условия, пересмотр модели реабилитации, предусматривающий важность активности самого инвалида, должны изменить позиции лица с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Инвалид должен перестать быть пассивным объектом, а стать независимым, социально-компетентным человеком. Данная задача и является основной целью всего процесса комплексной реабилитации в целом, и профессиональной реабилитации, как её завершающего этапа, в частности.