Проблемы, поднимаемые в текстах егэ по русскому языку. Проблемы для текстов егэ

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку - достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже .

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, . Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война - горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

К основным проблемам текстов ЕГЭ по русскому языку можно отнести следующие:

1. Проблема наследственности и воспитания. Вопрос, который здесь задается, таков: определяется ли жизнь человека тем, что он получил при рождении? Действительно, склонности человека, его задатки во многом формируются наследственностью. Но только от него самого зависит, насколько он сможет их развить в течение всей своей жизни.

2. Проблема литературного таланта. С ней обычно связывается и проблема денег. Может ли гений творить только для того, чтобы получить материальные блага? Все великие литературные произведения появляются в первую очередь потому, что их автор имеет настоятельную потребность что-то сказать своим читателям.

3. Проблема интеллигентности. Какой человек может считаться интеллигентным? Любой воспитанный человек должен обладать этим качеством. Но не стоит путать с интеллигентностью образованность или эрудированность. Интеллигентность проявляется, прежде всего, в том, как человек относится к окружающим людям.

4. Проблема соответствия природы и духовности народа. Как связана территория, на которой живет народ, ее природа и ландшафт с основными характеристиками его представителей? Ландшафт страны - это отражение того, как общество относится к своим членам, а также к окружающей среде. Помимо этого, природа в значительной степени определяет формирование чувства красоты.

5. Роль литературы в жизни современного человека. Зачем человеку нужны книги? Как мы читаем свои любимые книги? Для чего они нужны? Книги помогают человеку познавать окружающий мир, определять свое место в нем, жить лучше.

6. Роль искусства в жизни человека. Какое влияние может оказывать хорошее произведение искусства? Оно не только вызывает чувство наслаждения, но и пробуждает мысль, служит призывом к действию.

7. Что такое чувство родины? Это то, что всегда с человеком и что способно вдохновлять его на сильные поступки и подвиги.

8. Проблема талантливого человека. У каждого ли есть талант или им обладают только те, кто занимается искусством? Талант - это дар природы, но реализовать его можно в любой профессии. Правда, для этого приходится приложить немало усилий, продемонстрировать свою духовную силу и индивидуальность.

9. Проблема отношений человека с природой. Отдает ли представитель человечества себе отчет, что своими действиями он может разрушить собственный дом? Человек сегодня должен вести себя разумно, чтобы сохранить экологическое равновесие. Не случайно человечество называют иногда болезнью планеты - его жизнедеятельность может представлять угрозу Земле.

10. Сложность жизни человека. Можно ли прожить так, чтобы сохранить свои нравственные ценности? Возможно, ли не совершать в жизни ошибок? Какую роль играет в судьбе человека детство? С годами мы все совершаем ошибки, и избежать этого нельзя.

11. Понимание красоты. Как увидеть в своей жизни прекрасное? Как не стать духовно «глухим» и «слепым»? Как не утратить умение наслаждаться красотой окружающего мира, природы? Только человек, развитый духовно, может воспринимать всю красоту того, что нас окружает.

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина. О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита-ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута - и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли-ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден-ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж-данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники , вывезенные в Америку, тос-ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома - чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык... Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло-жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом, платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто-лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме-шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес-ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе-дить тебя?».

11) Дуб отвечал , что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин-ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто-шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди-раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы. Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва-ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага. И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам, превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои-ны станут надежным оплотом государства.

Проблема патриотизма:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»
М.Шолохов «Судьба человека»
Б.Васильев «В списках не значился»
В.Быков «Знак беды»
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная»

Бесчеловечности и бессмысленности войны:
В.Быков «Одна ночь»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
К.Воробьев «Убиты под Москвой»
М.Шолохов «Бахчевник»

Ностальгии (тоски по Родине, любви к Родине):
С.Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
Н.Тэффи «Воспоминания»

Неразрывной связи с Родиной, с родной землей:
А.Солженицын «Матренин двор»

Искажения понятия патриотизм:
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Проблема вандализма:

Проблема пьянства:
М.Горький «На дне»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
В.Астафьев «Печальный детектив»

Человек и природа
Влияние природы на душу человека:
«Слово о полку Игореве»
А.П.Чехов «Степь»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
В.Астафьев «Царь – рыба»
Ю.Яковлев «Разбуженный соловьями»
И.С.Тургенев «Записки охотника»

Бережного отношения к природе:
Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
В.Астафьев «Царь – рыба»

Варварства, жестокости:
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»

Проблема отношения к животным:
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
С.Есенин «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Проблема вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов):
М.Булгаков «Собачье сердце»
М.Булгаков «Роковые яйца»
Р.Брэдбери «И грянул гром»

Нравственные качества человека
Проблема дружбы, товарищеского долга:
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
К.Симонов «Живые и мертвые»
А.С.Пушкин « 19 октября»
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Д.Лондон «В далеком краю»

Возвышающей силы любви:
А. Куприн «Гранатовый браслет»
А.Куприн «Суламифь»
В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
Стихи А.С.Пушкина о любви

Проблема роли совести в нашей жизни:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Проблема верности своим убеждениям:
М.Шолохов «Судьба человека»
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Проблема самовоспитания:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Н.Чернышевский «Что делать?»

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей:
И.Гончаров «Обломов»
А.П.Чехов «Ионыч»

Проблема нравственного выбора:
В.Кондратьев «Сашка»
В.Распутин «Деньги для Марии»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни):
В.Г.Короленко «Парадокс»
Ф.М.Достоевский «Идиот»
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Б.Васильев «Летят мои кони…»

Сострадания, милосердия:
В.Тендряков «Хлеб для собаки»
А.Приставкин «Золотая рыбка»
К.Воробьев «Сказание о моем ровеснике»

Гуманизма:
А.Адамович «Немой»
М.Шолохов «Чужая кровь»
Б.Екимов «Ночь исцеления»
Б.Екимов «Продажа»
Б.Екимов «Как рассказать…»

Человек и семья
Проблема взаимоотношений поколений:
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Роли детства в жизни человека:
Л.Н.Толстой «Война и мир»
И.Гончаров «Обломов»
В.Астафьев «Последний поклон»

Роль матери в воспитании:
А.Фадеев «Молодая гвардия»
М.Горький «Сказки об Италии»
К.Воробьев «Тетка Егориха»
Л.Улицкая «Дочь Бухары»
В.Закруткин «Матерь человеческая»

Взаимоотношение отцов и детей:
А.Алексин «Безумная Евдокия»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
А.Алексин «Раздел имущества»

Роль учителя в жизни человека:
А.И.Куприн «Тапер»
В.Распутин «Уроки французского»
В.Быков «Обелиск»
А.Алексин «Безумная Евдокия»
А.Алексин «Третий в пятом ряду»
А. Сент – Экзюпери «Маленький принц»
Б.Васильев «Летят мои кони…»

Равнодушия мира взрослых:
Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на Елке»

Проблема исторической памяти:
В.Распутин «Прощание с Матерой»
А.П.Чехов «Студент»
В.Распутин «Поле Куликово»
Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В.Солоухин «Черные доски»
А.Ахматова «Реквием»
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Проблема роли книги в жизни человека:
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Горький «Детство»
М.Горький «Мои университеты»
Ю.Бондарев «Редкий дар»
Р. Брэдбери «Воспоминания»

Роль музыки в жизни человека:
К.Паустовский «Старый повар»
В.Короленко «Слепой музыкант»
А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда»
Л.Н.Толстой «Альберт»
Л.Н.Толстой «Война и мир»

Проблема ложного понимания счастья:
А.П.Чехов «Крыжовник»
А.П.Чехов «Попрыгунья»

Разрушающего влияния денег:
А.П.Чехов «Ионыч»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
А.С.Пушкин «Пиковая дама»

Одиночества:
А.П.Чехов «Ванька»
А.П.Чехов «Тоска»
А.Островский «Бесприданница»

Хамства:
М.Зощенко «История болезни»
А.Н.Островский «Гроза»
Д.Фонвизин «Недоросль»

Добра и зла:
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Проблема чинопочитания, взяточничества:
Н.В.Гоголь «Ревизор»
Н.В.Гоголь «Мертвые души»
Сказки Салтыкова – Щедрина
Сатирические стихи В.Маяковского
М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
А.П.Чехов «Хамелеон»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.Платонов «Усомнившийся Макар»

Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих:
В.Распутин «Живи и помни»
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
С.Львов «Друг моего детства»

Ещё одна подборка произведений: